Определение слова «ГЕГЕЛЬ»

Большой энциклопедический словарь:

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятиеразвитиеесть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа) — его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей) — его перехода в отчужденное состояние инобытия — в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух) — сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и "нравственность"семья, гражданское общество, государство ) и "абсолютного духа" (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречиевнутренний источник развития, описываемого в виде триады. История"прогресс духа в сознании свободы", последовательно реализуемый через "дух" отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. Основные сочинения: "Феноменология духа", 1807; "Наука логики", части 1-3, 1812-16; "Энциклопедия философских наук", 1817; "Основы философии права", 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Hegel), Георг Вильгельм Фридрих (27.VIII.1770 — 14.XI.1831) — нем. философ, объективный идеалист, виднейший представитель нем. классич. философии, явившейся одним из теоретич. источников марксизма; впервые дал на основе идеализма систематич. разработку диалектики. Род. в Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника. В 1788-93 прослушал 2-летний философский и 3-летний теологич. курсы в Тюбингенском ун-те. В 1801 стал профессором философии в Иене, в 1808-16 — директор гимназии в Нюрнберге, затем проф. философии в Гейдельберге и с 1818 — в Берлине. Умер в Берлине от холеры. Осн. труды Г., изд. при его жизни, — "Феноменология духа" ("Die Phnomenologie des Geistes", 1807, рус. пер. 1913, 1959), "Наука логики" ("Wissenschaft der Logik", 1812-16, рус. пер., 3 изд., 1937-39), "Энциклопедия филос. наук" ("Enzyklopdie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse", 1817, рус. пер., 2 изд., 1929-1956), "Философия права" ("Grundlinien der Philosophie des Rechts", 1821, рус. пер. 1934). После смерти Г. были изданы на основе его личных конспектов и записей слушателей "Философия всемирной истории", "История философии", "Эстетика", "Философия религии".
=====
Великая заслуга Г., отмечал Ф. Энгельс, состоит в том, что "...он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и пытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 23). Г. рассматривал развитие как самодвижение, происходящее на основе противоречия. "Противоречие — вот что на самом деле движет миром..." (Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с. 206). Развитие, по Г., есть движение от низшего к высшему, процесс появления новых качеств, возникающих в результате перерыва постепенности, скачка.
=====
Г. предпринял гениальную попытку найти параллель между логикой и историей, т. е. между теорией предмета и процессом его развития. Правда, у Г. отношения между логическим и историческим идеалистически извращены: не логика предмета обобщенно отражает историю его развития, а наоборот, история есть предметный образ логич. саморазвития идеи. Но и в этой идеалистич. трактовке Г. удалось вывести теорию познания на путь историзма, указать на историч. исследование как на метод создания теории любого процесса. Теория познания у Г. совпадает с историей познания. Это помогло ему прийти к правильному, диалектич. решению проблемы истины. Для Г. истина не есть раз навсегда данный, абсолютно правильный ответ, а заключается в историч. развитии человеческого познания, в движении от неполного знания к более полному.
=====
В резком противоречии с этим глубоким пониманием историч. характера человеческих знаний находится попытка Г. рассматривать свою философскую систему в качестве выражения абсолютной истины. Вся система Г. распадается на три части: логику, философию природы и философию духа, соответствующие трем этапам развития абсолютной идеи, к-рая составляет, по Г., основу всего сущего. Первый этаплогический: развитие происходит в сфере чистой мысли, абсолютная идея накапливает свое богатство, развиваясь от простейших понятий до наиболее сложных. Эта часть философии Г. — наиболее ценная и богатая мыслями: в диалектике понятий Г. угадал самодвижение реального мира. Второй этап развития абсолютной идеи — природа, к-рая представляет собой, по Г., окаменевший дух, его "инобытие". Природа не знает развития во времени, но лишь изменения в пространстве. Г. враждебно относился к идее эволюции неорганического и органического миров. Третья часть системы Г. — философия духа. На этом этапе идея возвращается к себе в единстве с сотворенной природой. Философия духа распадается на три отдела: субъективный дух — здесь Г. рассматривает развитие индивидуального сознания человека; объективный дух — развитие общественных институтов (семья, гос-во); абсолютный дух — развитие форм обществ. сознания (иск-во, религия, философия).
=====
Г. внес значит. вклад в разработку теории общества — историч. процесса. "Он первый, — писал Энгельс о Г., — пытался показать развитие, внутреннюю связь истории..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 496). В. И. Ленин, рассматривая в целом лекции по философии истории как наиболее устаревшее произв. Г., вместе с тем высоко ценил введение, "...где много прекрасного в постановке вопроса" (Соч., т. 38, с. 310) и неоднократно отмечал, что у Гегеля имеются "зачатки исторического материализма" (см. там же, с. 180, 307).
=====
Ист. концепция молодого Г. складывалась под влиянием взглядов Руссо, Монтескьё, Гердера и идей франц. бурж. революции, к к-рой Г. относился сочувственно, не принимая, однако, якобинской диктатуры. Первоначальная ступень в истории общества (по Г. — антич. Греция) представлялась Г. состоянием свободы и демократии, вторая ступень (вся последующая история) — господством деспотизма и неравенства и, наконец, третья ступень, открывавшаяся современной ему эпохой, должна была привести к вновь обретенной свободе. Здесь налицо не только иллюзорное представление о смысле происходивших политич. событий, но также и явная идеализация античности. Вскоре, однако, Г. понял, что Др. Греция с ее институтом рабства была далека от идеала справедливости. Поэтому он отказался от юношеской мечты о революц. возвращении к античности, считая, что это невозможно и не нужно, так как распад др.-греч. демократии был необходимым и прогрессивным явлением. Столь же необходим и прогрессивен распад феод. отношений. Именно поэтому Г. сочувственно относился к завоеванию Германии наполеоновской Францией, рассматривая Наполеона как продолжателя дела франц. революции, поскольку он способствовал уничтожению феод. раздробленности и отсталости. Вера в общественный прогресс сочеталась у Г. с пониманием его противоречивости: Г., в частности, видел, как в бурж. обществе накопление богатства на одном полюсе влечет за собой ужасающую нищету на другом.
=====
Огромное воздействие на формирование ист. взглядов Г. оказал пром. переворот в Англии. Молодой Г. внимательно изучал произв. А. Смита и др. представителей англ. политэкономии. Это помогло Г. прийти в "Феноменологии духа" к попытке осмыслить развитие человеческого общества как результат совокупной деятельности его членов. Величие "Феноменологии", по словам Маркса, состоит в том, что Г. рассматривал человека "...как результат его собственного труда" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 627). Вместе с тем Маркс отмечал ограниченность позиции Г., состоящую в том, что Г. видел только положит. сторону труда и не видел отрицательную. Маркс имел в виду неспособность Г. найти путь к диалектич. отрицанию капитализма. Отрицание как упразднение предметом самого себя Г. не мог распространить на совр. ему экономич. и политич. отношения.
=====
Г. остро переживал поражение Наполеона; однако он быстро убедился, что воен. победа монархич. коалиции не может повернуть историю вспять. Возврата к старому нет и быть не может. Эта мысль отчетливо сформулирована Г. в его историко-политич. сочинении "Оценка дебатов в собрании земских представителей королевства Вюртемберг" (1817). Здесь Г. приходит к нек-рым выводам относительно того, как надо подходить к анализу ист. процесса. Историк должен не выдвигать на первый план т. н. "тайные пружины" — цели отдельных индивидов и субъективные влияния, а изображать "развитие субстанциального целого" (Hegel, Smtliche Werke, hrsg. von G. Lasson, Bd 8, S. 158). Труд Г. "Философия всемирной истории" ("Vorlesungen ber die Philosophie der Weltgeschichte") создавался в 1822-31 в виде лекционного курса, который Г. за этот промежуток времени читал 5 раз. Наиболее полными являются изд. Лассона (с 1917 ряд изд., в рус. пер. — "Философия истории", Соч., т. 8, 1935, пер. сделан с изд. 1840 и содержит существ. пробелы).
=====
Всемирную историю Г. начинает с возникновения гос-ва. Для Г. "Государство есть божественная идея как она существует на земле. Таким образом оно есть точнее определяемый предмет всемирной истории..." (Соч., т. 8, М.-Л., 1935, с. 38). Первобытное состояние человечества, "распространение языка и формирование племен лежат за пределами истории" (там же, с. 107). В обществе происходит непрерывное совершенствование форм, движение от низшего к высшему. Г. высмеивает и критикует теорию Шеллинга и Шлегеля о существовании некоего пранарода, якобы обладавшего высокоразвитой культурой, впоследствии утраченной. История развивается закономерно. Законы развития общества носят объективный характер и проявляются в деятельности человечества. Последняя слагается из действий отд. людей, руководствующихся сугубо индивидуальными интересами. Каждый преследует свои личные цели, но в результате возникает нечто такое, чего не было в его намерениях, хотя и содержалось в действиях. Это несовпадение личных целей и обществ. результатов деятельности людей Г. называл "хитростью разума". Учение об ист. необходимости не приводило Г. к фаталистич. выводам, он стремился подчеркнуть значение активности человека. "...Ничто великое в мире не совершалось без страсти" (там же, с. 23). Однако Г. далек от идеализации ист. личностей, хотя полностью раскрыть их роль ему мешало непонимание подлинных движущих сил истории.
=====
К ист. процессу не приложимы критерии благих пожеланий и добродетельных сентенций. "Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они являются периодами гармонии, отсутствия противоположности" (там же, с. 26). Исторической концепции Г. чужд какой-либо утопизм; вера в прогрессивное развитие человечества не мешает ему видеть сложность и противоречивость этого развития. Глубокое проникновение в диалектич. характер ист. закономерностей иногда приводит Г. к почти материалистич. положениям. В. И. Ленин, напр., высоко оценивал гегелевскую характеристику орудий труда. Материалистич. нотки звучат и в нек-рых гегелевских мыслях о гос-ве. Последнее возникает, по Г., тогда, когда имеется различие сословий и имуществ. неравенство. В росте имуществ. противоречий Г. справедливо усматривает причину греч. колонизации. Анализируя франц. революцию, Г. тонко подмечает, что свержение старого порядка было вызвано системой феод. отношений, стеснявших свободу собственности.
=====
Однако подобные высказывания носят эпизодич. характер. В целом Г. последовательно развивает идеалистич. концепцию ист. процесса. В основе истории, по мнению Г., лежит развитие абсолютной идеи, мирового духа. Конкретизируя это понятие, Г. говорит о нар. духе, к-рый воплощает в себе единство законов, гос. учреждений, религии, иск-ва и философии. Прогресс во всемирной истории каждый раз осуществляется каким-то одним определенным народом, дух к-рого является носителем мирового духа на данном этапе его развития. Другие народы либо уже исчерпали себя, либо еще не дошли до необходимой стадии развития. Критерий прогресса — сознание свободы. Человечество, развиваясь постепенно, подходит ко все более глубокому осознанию идеи свободы. Вост. народы знают свободу только одного человека — деспота, но такая свобода есть произвол, греко-римский мир знает свободу нек-рых, лишь герм. народы в христианстве дошли до сознания, что человек свободен как таковой. Установив эти периоды в развитии человечества, Г., однако, мало интересуется ист. событиями.. Гл. его внимание приковано к сфере обществ. сознания. В известной мере "Философия всемирной истории" Г. представляет собой как бы расширенный комментарий к его "Истории философии", где Г. выступает как подлинный историк, анализирующий факты. Это не удивительно, так как развитие, по Г., происходит лишь в сфере духа, а высшим его выражением является философия.
=====
Ист.-философская концепция Г. оригинальна и содержательна. В отличие от мн. своих предшественников, Г. рассматривает движение филос. мысли не как случайную смену одних мнений другими, а как закономерный процесс. Филос. системы прошлого составляют необходимые ступени все более глубокого познания мира, в "снятом" виде они продолжают свое существование. Плодотворной была также мысль Г. о связи филос. системы с ист. условиями; философия — это эпоха, выраженная в мыслях. Однако игнорируя социально-экономич. корни филос. учений, Г. не мог вскрыть подлинной закономерности философского развития. Недостатком его ист.-философской концепции было также третирование материализма.
=====
Политич. взгляды позднего Г. явно консервативны. Если раньше центральным событием новой истории была для него франц. революция, то теперь он отводит это место Реформации, к-рая, по его мнению, сделала излишними в Германии революц. преобразования. Если в молодости Г. отрицательно относился к прусской монархии и ее прошлому, то теперь он восторгается Фридрихом II. Конституц. монархия представляется Г. идеалом гос. устройства. Войну Г. рассматривает как необходимое явление жизни общества.
=====
Противоречивость философии Г. определила разнородный, зачастую диаметрально противоположный характер учений тех, кто считал себя его последователями. В гегельянстве 30-40-х гг. 19 в. наметилось два основных направления, одно из к-рых (правогегельянство) унаследовало лишь идеалистич. систему и реакц. политич. взгляды Г.; широкого распространения это направление не получило. Гораздо больший обществ. резонанс приобрели теории левогегельянцев (младогегельянцев) — Б. Бауэра, Штрауса, А. Руге и др. бурж. радикалов и атеистов. Из среды младогегельянцев вышел Л. Фейербах. Революц. интерпретацию идеям Г. давали Г. Гейне, В. Белинский, А. Герцен, характеризовавший философию Г. как "алгебру революции" (см. Собр. соч., т. 9, 1956, с. 23). Наиболее полное и последоват. развитие прогрессивные стороны учения Г. получили в философии марксизма. В конце 19 в. возрождается интерес к Г. в бурж. философии. Сначала в Англии, затем в Германии, а после 2-й мировой войны и во Франции возникают неогегельянские течения, истолковывающие учение Г. в духе иррационализма. Реакц. стороны учения Г. поднимали на щит нек-рые "теоретики" нем. и итал. фашизма (Дж. Джентиле и др.). Попытки "опереться" на Г. делают нек-рые совр. пропагандисты "американского образа жизни" (X. Маркузе и др.). Бурж. ист. наука (Л. Ранке, Ф. Мейнеке, в России — Б. Чичерин) восприняла от Гегеля гл. обр. культ государства. Вместе с тем бурж. историкам глубоко чуждо стремление Г. обнаружить в истории внутр. закономерность. Характерно поэтому заявление И. Хёйзинги, утверждавшего, будто "учение Гегеля для собственно истории было бесплодным" (Huizinga J., Geschichte und Kultur, Stuttg., 1954, S. 30).
=====
Соч.: Smtliche Werke, hrsg. von G. Lasson, Bd 1-15, 18-21, 27-30, Lpz.-Hamb., 1905-60; Smtliche Werke. Jubilumsausgabe in 20. Bde, hrsg. von H. Glockner, Bd 1-26, Stuttg., 1927-40 (т. 21-26 монография издателя Г.); Briefe von und an Hegel, Smtliche Werke, hrsg. von G. Lasson. Bd 27-30, Hamb., 1960; в рус. пер. Соч., т. 1-14, M., 1929-1959.
=====
Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1; его же, Нищета философии, там же, т. 4; его же, К критике политич. экономии. Введение, там же, т. 13; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, М., 1955; Ленин В. И., Философ. тетради, Соч., 4 изд.. т. 38; Плеханов Г. В., К шестидесятой годовщине смерти Гегеля, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; Овсянников М. Ф., Философия Гегеля, М., 1959; Гулыга А. В., Взгляды Гегеля на ист. процесс, "ВИМК", 1959, No 3; Лифшиц М., Лит. наследство Гегеля, в его кн.: Вопросы иск-ва и философии, М., 1935; Соловьев Э. Ю., Разделял ли Гегель трудовую теорию стоимости.., "ВИ", 1959, No 3; Аржанов М., Гегельянство на службе германского фашизма, М., 1933; Гимельштейб Е. X.. Новые мат-лы к "Философии истории" Гегеля, "ВИ", 1956, No 3; Гулиан К. И., Метод и система Гегеля, т. 1, пер. с рум., М., 1962; Lasson G., Hegel als Geschichtsphilosoph, Lpz., 1920; Haering Th. L., Hegel, sein Wollen und sein Werk, Bd 1-2, Lpz.-В., 1929-38; Litt Th., Hegel. Versuch einer kritischen Erneuerung, Hdlb., 1953; Marcuse H., Reason and revolution. Hegel and the rise of social theory, Boston, 1960; Ritter J., Hegel und die franzsische Revolution, Kln, 1957.
=====
А. В. Гулыга. Москва.
2.
(Hegel), Карл (7.VI.1813 — 5.XII.1901) — нем. историк. Сын Г. Ф. Гегеля. Проф. истории в Ростоке (с 1841), в Эрлангене (с 1856). В "Истории гор. устройства в Италии" ("Geschichte der Stdteverfassung von Italien", Bd 1-2, 1847) проследил историю городов на терр. Италии со времен Рим. империи до 12 в., подвергнув критике теорию происхождения ср.-век. гор. строя из рим. учреждений. В работе "Города и гильдии герм. народов в ср. века" ("Stdte und Gilden der germanischen Vlker im Mittelalter", Bd 1-2, 1891), содержащей большой фактич. материал по истории городов Англии, сканд. стран, Сев. Франции, Нидерландов, Германии, выступил против теории происхождения гор. общин из гильдий. С 1862 руководил публикацией "Хроник немецких городов" (сам подготовил к изданию хроники Нюрнберга, Страсбурга, Кёльна, Майнца); был чл. комиссии по изданию Monumenta Germaniae Historica.
=====
Соч. (кроме указ. в статье): Die Ordnungen der Gerechtigkeit in der Florentinischen Republik, Erlangen, 1867; Die Chronik d. Dino Compagni, Lpz., 1875; Die Entstehung des deutschen Stdtewesens, Lpz., 1898; Leben und Erinnerungen, Lpz., 1900.
=====
Ю. А. Корхов. Москва.

Новейший философский словарь:

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — немецкий философ, создатель философской системы, являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой классической философии, но и одной из последних всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма. Разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного (объективного) идеализма. С 1788 по 1793 — студент Тюбингенского теологического института (вместе с Шеллингом и Гельдерлином), с 1794 — домашний учитель (Берн, Франкфурт), с 1801 по 1806 — преподаватель Йен-ского университета, в 1808-1816 — директор гимназии в Нюрнберге, в 1816-1818 — профессор Гейдельбергского, а с 1818 и до конца жизни — Берлинского университетов. Становление философских воззрений Г. начинается с усвоения античного классического наследия. Греческий мир, его духовная культура, философия станут для него навсегда своеобразным духовным отечеством, а в государстве древних эллинов Г. найдет искомый идеал нравственно-эстетического состояния общества. Г. глубоко изучает и современное ему общество — его политику, экономику и культуру, близко знакомится с литературой Просвещения Германии, Франции и Англии. Постепенно все научные дисциплины того времени того времени входят в орбиту его изучения. Именно благодаря этой энциклопедично-сти и присущему ему искусству систематизации Г. сумел переработать и обобщить в рамках своего учения весь материал современного ему человеческого знания. Хотя в первую очередь его интересы всегда были связаны с историческим знанием, проблемами истории человеческого духа. После довольно длительного периода переработки Г. начинает самостоятельную академическую деятельность в Йене; вначале, как и Шеллинг, в качестве последователя критической философии Канта и Фихте, затем как единомышленник Шеллинга и, наконец, после поворота последнего в сторону теософии, Г. порывает с системой абсолютного тождества и приступает к разработке собственного оригинального учения. Об этом разрыве он впервые заявил в «Феноменологии духа» (1807), написанной им в Йенский период. Однако осознание своей задачи и формулировка ее основной идеи в виде идеи абсолютного духа — как бесконечно законченного в себе бытия, открывающего себя в процессе познания — были осуществлены еще в более раннийФранкфуртский период творчества, когда Г. наметил в общих чертах трехчленное деление своей системы: 1) абсолютный дух, как он существует «в себе» или «идея в себе», составляющая предмет логики; 2) дух в своем «инобытии», как он является чем-то внешним «для себя», в качестве природы (натурфилософия); 3) дух, достигший себя «в себе и для себя» и завершивший свое необходимое развитие (философия духа). Каждая из этих частей подразделяется далее по триадическому принципу диалектики. Эта схема будет реализована, однако, в работах более позднего периода. Первым крупным произведением, ставшим своеобразным введением в великую систему Гегеля, явилась его «Феноменология духа». Задуманная как первая часть всего учения, она и вышла в свет под названием «Система науки. Первая часть. Феноменология духа», оставшись, однако, не только первой, но и единственной частью, так как последующие на свет просто не появились из-за изменений в планах Г. относительно самой структуры его философии. Отсюда и своеобразное место этой работы в системе Г.: «Феноменология духа» — это прежде всего учение о тех явлениях, которые должно пережить знание, чтобы подняться от обыденного сознания до философии. Это возвышение сознания, понимаемое вначале как только гносеологическая необходимость, вынуждающая мышление подниматься со ступени на ступень до самоуспокоения в философской точке зрения, рассматривается Г. в то же время и как ход развития, проходимый с психологической необходимостью каждым индивидуальным сознанием, как несовершенное обнаружение мирового духа. Более того, изображаемый в «Феноменологии духа» процесс развития форм индивидуального сознания повторяется и в духовном развитии всего человеческого рода; развитии, в котором постепенно выявляются творческие силы мирового духа, воплощающегося в последовательно сменяющие друг друга образцы культуры. Духовное развитие индивида воспроизводит все ступени самопознания мирового духа, начиная с самого примитивного предметного сознания и кончая абсолютным знанием, т.е. знанием всех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. В основе этой диалектики развития духа лежит открытая Г. схема раздвоения последнего на сознание (понятие) и его предмет. Этот разрыв преодолевается затем на каждой ступени развития знания, достигая, однако, полного совпадения только на этапе абсолютного знания. Целью данной гегелевской работы, в которой то сильнее, то слабее слышатся почти все последующие мотивы его философии, и явилось показать, как из множества форм, стадий и образований знания должно развиться философское познание в качестве самопостижения абсолютного духа. Отсюда и стремление Г. воссоздать всю философию из связи исторического развития человеческого духа, который, в свою очередь, рассматривается им как пришедший к самому себе мировой дух. Развитие человеческого духа становится сознательным самопостижением мирового духа, а потому сущность мира вещей должна быть понята из того процесса, который прошел человеческий дух, чтобы постичь собственную организацию, тождественную организации вселенной. Уже в «Феноменологии духа» Г. пришел к выводу о том, что философия является самосознанием общего культурного развития человеческого родового разума, в котором она сама в то же время видит самосознание абсолютного духа, развивающегося в виде мира. С 1812 Г. резко меняет всю структуру своей философии, начиная ее с логики. Сравнительно кратким и сжатым изложением этой системы в зрелый период его творчества стала опубликованная в 1817 «Энциклопедия философских наук». А еще раньше в 1812 и 1816 вышли в свет два тома «Науки логики» (т.н. Большой логики в отличии от Малой логики, изложенной в «Энциклопедии...»), в которых он изложил первую, наиболее содержательную часть его системы — логику. Задачи гегелевской логики самым непосредственным образом были определены результатами, полученными им в «Феноменологии духа», где он снял различие между субъективным и объективным, показав, что субъект оказался единственным объектом, а объект по сути своей единственным субъектом. «Феноменология духа» как бы уравняла субъективную сторону чистого мышления (как деятельность в форме понятий) с объективной (понимаемой как сущность духа). Логика становится т.о. наукой о чистом мышлении в элементе самого чистого мышления. Будучи наукой о сущности духа, а, следовательно, и вещей, она соединила в себе характер логики с чертами онтологии (или метафизики), став т.о. содержательным, а не только формально-логическим знанием, как это было до Г. Сам философ назовет ее «царством теней действительности», акцентируя тем самым момент порождения схем всякой реальной жизни в процессе движения абстрактного чистого мышления, а эволюцию этого превращения понятий он представит как изображение всеобщего мирового процесса, формы которого должны вначале пройти через сферу чистого мышления (т.е. элемент абстракции). Исходя из универсальной схемы творческой деятельности мирового духа, получившей у Г. название абсолютной идеи, его логика предстала как идея в себе, как самосознание этой идеи, которая в своем всеобщем содержании раскрывается в виде определенной системы категорий, начиная от самых общих и бедных определений — бытие, небытие, наличное бытие, качество, количество, мера и т.д. и кончая более конкретными, более определенными понятиями — действительность, химизм, организм и т.д. Вся эта сложная система понятий последовательно развертывается посредством диалектического движения вперед, соединяя жесткой, необходимой связью все три части логики — учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии, которые вместе являют собой «возвышение субстанции до субъекта». Специфической чертой гегелевских категорий по сравнению с кантовскими является то, что в отличие от последнего, сделавшего их синтезирующими формами деятельности человеческого рассудка, Г. представил их скорее в качестве образований самой объективной действительности, причем, это относится и к тем случаям, когда они совпадают с формами формальной логики (например, в учении о понятии). Содержанием всей последующей философии Г., опирающейся на систему его логики, становится превращение абсолютной идеи в абсолютный дух. Промежуточными членами, через которые совершается этот процесс, служат природа и конечный дух, развивающийся в форме индивидуального, субъективного духа, объективного духа, и всемирно-исторического духа. Эту совокупность природы и духа Г. назвал мировым процессом или миром, переход к которому от абсолютной логической идеи, как, впрочем и от логики к философии природы и философии духа, является одним из самых трудных мест в его учении. Различие между его абсолютной идеей и природой заключается не в содержании, а в форме существования. Так, природа для него — тот же дух (или идея), но в своем инобытии. Иначе говоря, логическая идея находится здесь уже не в себе, не в элементе чистого мышления, а вне себя. Такой характер природы вытекает из самого понимания Г. духа в качестве развивающейся идеи. Даже достигнув чистой абсолютной истины в процессе своего развития в логике, абсолютная идея объективируется в природу и существует в чуждой ей внешней форме потому, что она не стала пока «субъективностью», духом или, как пишет сам Г.: «Божественная идея именно и состоит в том, что она решается извести из себя это иное и снова втянуть его в себя, чтобы стать субъективностью и духом». Абсолютное, т.обр., может познать себя только с помощью человеческого сознания, которым оно в принципе не обладает в элементе чистой мысли, а значит, только приняв форму природы и найдя себя в ней в форме сознания. Тот факт, что вне природы нет и не может быть человеческого сознания, определяет задачи всей гегелевской натурфилософии — второй части его системы. Цель ее — проследить за постепенным возникновением духа в природе, познать в каждой ступени природы момент идеи и ее развитие в формах природы до тех пор, пока в природе не возникнет сознательная мысль, которая и узнает себя в ней. В изложении своей натурфилософии Г. по сути целиком следует духу и даже букве своего предшественника — Шеллинга, повторяя его телеологизм. Основные ступени развития природного процесса у него составляют: механика, физика и органика. Заканчивается натурфилософия рассмотрением того, в каком отношении стоит органический индивидуум к роду: из них только последний обладает необходимостью и разумностью; индивид же выступает лишь в роли переходного момента в жизни идеи, обнаруживающейся исключительно в роде. Наконец, третью основную часть гегелевской системы составляет философия духа, в которой нашли свое проявление наиболее значительные результаты всей его философии. Триадическое расчленение предполагает наличие здесь следующих форм развития духа: субъективного (индивидуального), объективного (всеобщего) и абсолютного (божественного) духа. Рассмотрение этих форм духа осуществляется Г. в соответствующих отделах его философии духа, из которых первым выступает психология в широком смысле этого слова (изучающая психическую жизнь индивидуума через все ступени его развития вплоть до осознания им его сокровенной сущности в тождестве со всеобщим духом). Следующий отдел — то, что сам Г. назвал «Философией права» (»Основоположения философии права», 1821 и «Философия права», 1826) — посвящен рассмотрению объективного духа, под которым он разумеет разум в человеческой родовой жизни, т.е. сверхиндивидуальную целостность, возвышающуюся над отдельными людьми и проявляющуюся через их различные связи и отношения. Г. пытается понять здесь те формы развития, в которых в действительной человеческой жизни реализует себя свобода духа. Низшей из этих форм является абстрактное право, за ним следует моральность, имеющая дело уже не с чисто внешними, а внутренними формами объективного духа и, наконец, нравственность, в которой сущность объективного духа находит свое завершение за счет совпадения его внешней и внутренней форм. Эта ступень охватывает собой все те учреждения человеческой жизни, которые способствуют реализации родового всеобщего разума во внешней совместной жизни людей. Здесь, в сфере нравственности Г. заставляет объективный дух пройти опять своеобразную триаду «объективирования самого себя»через семью, гражданское общество и государство. Идеалом последнего для него служит античное государство эллинов — это, по его словам, «живое произведение искусства», воплотившее в себе жизнь родового разума человечества и все высшие интересы индивидуума. Истинное осуществление идеи государства может иметь место лишь в историческом развитии человечества — т.е. во всемирной истории, представляющей собой полное осуществление объективного духа. Так философия права логически переходит и заканчивается философией истории (»Лекции по философии истории», 1837). Рассматривая историю в целом как «прогресс духа в сознании свободы», Г. ставит в качестве основной ее задачи показать, как в историческом процессе этот мировой дух последовательно развивается в различные формы духов отдельных народов. Каждый период истории характеризуется руководящим положением какого-нибудь отдельного народа, который на этой ступени познал в самом себе общий дух и, выполнив эту задачу, передал эстафету другому народу. Г. развил здесь идею об исторической закономерности, показав глубинную, необходимую связь различных этапов исторического процесса, каждый из которых является только одной из форм развития и проявления всеобщего духа. Этот всеобщий дух, отдельные определения содержания которого становятся действительностью в историческом развитии, выраженный в своей целостности и единстве, и является, по Г., абсолютным духом, который, в свою очередь, тоже развивается в трех формах: в виде интуиции в искусстве (»Лекции по эстетике», 1835-1838), представления в религии, и понятия — в философии. Соответственно этим формам духа Г. построил свои эстетику, философию религии и то, что справедливо было бы назвать «философией философии» или историю философии. Речь идет именно об истории философии, а не философии вообще, так как свою задачу последняя может выполнить только в ее историческом развитии, понимаемом к тому же как необходимый закономерный процесс. Изложенная Г. в его «Лекциях по истории философии» (1833-1836) концепция историко-философского процесса явила собой одну из первых серьезных попыток создания историко-философской науки. Г. представил историю философии как прогрессирующий процесс развития самосознания человеческого духа, в котором каждая отдельная философская система представляет собой необходимый продукт и, соответственно, необходимую ступень этого развития, а также осознание того общего содержания, которого достиг дух человека на определенной его ступени. Гегелевская трактовка истины — Абсолюта — в качестве развившейся, порождающей в диалектической необходимости все ее отдельные моменты и объединяющей их в конкретном единстве, приводит его к своеобразному выводу относительно его собственной философской системы в качестве заключительного звена такого развития. Именно она, восприняв в себя все моменты истины, выступавшие обособленно и даже в противоречии друг к другу, понимает их как необходимые формы развития и т.о. объединяет в себе все предыдущие философские системы в их целостности. В определенном смысле такая претензия имела под собой реальные основания, так как гегелевская философия по своей всеобъемлющей систематизации явилась своеобразной переработкой всего мыслительного материала истории, сплавившей в одно целое содержание мыслей своего времени. Все это, однако, было бы невозможно без глубокого, диалектического осмысления этого грандиозного энциклопедического материала. Диалектический метод буквально пронизывает все стороны гегелевского учения. Согласно Г., диалектический метод, или метод развития следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях, а под противоречием он понимал столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной и постоянной темой его диалектики стала тема единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, то есть тема противоречия. Оно полагается им как внутренний импульс развития духа вообще, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредованному, от абстрактного к конкретному, все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития. Г. очень глубоко и конкретно трактовал природу самого противоречия. Оно для него не есть простое отрицание той мысли, которая только что полагалась и утверждалась; это — двойное отрицание (первое отрицание есть обнаружение противоречия, второе его разрешение), когда исходная антиномия одновременно и осуществляется и снимается. Иначе говоря, высшая ступень развития включает в себя низшую, последняя же отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Быть отрицаемой — значит быть одновременно и сохраняемым и возвышаемым. С помощью разработанного им диалектического метода Г. критически переосмыслил все сферы современного ему человеческого знания и культуры, обнаруживая везде на этом пути напряженную диалектику, процесс постоянного отрицания каждого наличного, достигнутого состояния духа последующим, вызревающим в его недрах в виде конкретного, имманентного ему противоречия.

Новая философская энциклопедия:

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27 августа 1770, Штутгарт – 14 ноября 1831, Берлин)немецкий философ, создатель учения, построенного на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, системности, историзма.
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЧИНЕНИЯ. Родился в семье чиновника финансового ведомства; учился в гимназии Штутгарта, затем в Тюбингенском теологическом институте (1788–93), где его соучениками и друзьями были Шеллинг [ШЕЛЛИНГ]и Гёльдерлин. Был домашним учителем в Берне (1793–96), во Франкфурте-на-Майне (1797–1800). Тогда же испытал наибольшее увлечение философией Канта, Платона, Спинозы. К этому времени относятся первые (неоконченные) сочинения Гегеля, опубликованные Г.Нолем в 1907: «Народная религия и христианство» (Volksreligion und Christentum, 1792–95); «Позитивность христианской религии» (Die Positivitt der christlichen Religion, писалось в 1795–96, дорабатывалось, вероятно, до 1800). Гегель резко критикует здесь «систему» институтов и догматических религиозных установлений, навязываемых индивиду извне, подавляющих его свободу, мысли, устремления и означающих «непризнание любой способности человеческого духа, особенно же первейшей среди них – разума» (Работы разных лет. М., 1970, т. 1, с. 174). В центре исследования – поиски «позитивной», «народной» религии, религии сердца, целью которой является не власть в обществе, а нравственное, духовное обновление личности. До сих пор спорят, кто именно (Гегель, Шеллинг, Гёльдерлин) был автором наброска «Первая программа системы немецкого идеализма» (1796), но участие Гегеля в работе несомненно. Во Франкфурте в 1798 написано сочинение «О новейших внутренних отношениях Вюртемберга, в особенности об устройстве магистрата» с острой критикой отживших политических порядков тогдашней Германии (работа по совету друзей не была опубликована). Незавершенной осталась и другая работа философа – «Конституция Германии» (опубликована посмертно). В 1799 Гегель закончил трактат «Дух христианства и его судьба» (Der Geist des Christentums und sein Schicksal). В это время он занимается политической экономией (конспект и комментарий к книге английского экономиста Стюарта «Исследование основ политической экономии»). Социально-критическая направленность произведений молодого Гегеля неразрывно связана с происходившими в его эпоху глубинными преобразованиями отживших социальных порядков, всего мира ценностей, идеалов, институтов, наиболее ярко проявившихся во Французской революции 1789–93. Под влиянием этого главной ценностью, на которой Гегель стал основывать свою философию, стал идеал свободы.
Йенский период жизни и творчества Гегеля (1801–06) отмечен:
преподаванием в Йенском университете, сначала под руководством Шеллинга; чтением курсов по логике, метафизике, натурфилософии, естественному праву, истории философии, а потом по «чистой математике», арифметике, геометрии;
исследованиями философских систем непосредственных предшественников и современников («Различие между философскими системами Фихте и Шеллинга» – Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie, 1801– вместе с разбором идей К.Рейнгольда);
попытками разработать собственную философскую систему и прежде всего поисками ее основания. Эти поиски нашли отражение в следующих работах: «Вера и знание, или Рефлективная философия, взятая в полноте ее форм – в качестве философии Канта, Якоби и Фихте» (Glauben und Wissen, oder die Reflexionsphilosophie der Subjektivitt, in der Vollstndigkeit ihrer Formen, als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie, опубликована в 1802 в «Критическом журнале философии», который Гегель издавал совместно с Шеллингом); «Система нравственности» (System der Sittlichkeit, 1803) – вместе с опубликованной статьей о естественном праве; «Йенская реальная философия» (Jenaer Realphilosophie, 1805–06).
Основные идеи этих сочинений: 1) философия строится как система, причем философия государства и права вписана в структуры «объективного духа»; 2) первые системные разработки Гегеля ориентированы на тематику философских проблем политики, права, государства, собственности, договора, преступления и наказания и т.д.; 3) движение этих категорий «реальной философии» тесно связано с диалектикой таких понятий, как дух, сознание, нравственность и т.п.; 4) наибольший интерес раннего Гегеля вызывают процессы, которые происходят в сознании взаимодействующих индивидов и имеют своим результатом не только их «овнешнение» в материальных продуктах труда, но и объективирование в виде идеальных, духовных форм (напр., признание индивидами друг друга как процесс, происходящий «между» самосознаниями, имеет своим результатом институционализацию собственности, моральные и юридические установления); 5) в «Системе нравственности» системообразующим началом является «подведение» (Subsumtion) под понятие.
В Йене Гегель занимается также логико-философскими (логико-метафизическими) исследованиями (фрагмент наброска к задуманной им в 1801–02 книге «Логика и метафизика» опубликован в Гамбургском собр. соч., т. 5, вместе с другими рукописями Гегеля, найденными в 1975; логические аспекты в рукописях, известных под названием «Логика, метафизика, натурфилософия» и датируемых по X.Киммерле, 1804–05). Логика трактовалась Гегелем в 1801–05 то как отделенное от метафизики введение в спекулятивное знание, то как составная часть метафизики, то как осмысление антиномии рефлексивных определений, приводимых в единство через созерцание (влияние Шеллинга). Т.о. Гегель испытывал и реальную философию, и логику в качестве возможного основания искомой философской системы. Видимо, не удовлетворенный этими попытками, он пришел затем к выводу – основополагающей частью системы должна стать новая философская дисциплина, феноменология, разработке которой посвящено итоговое сочинение йенского периода – «Феноменология духа»(1807); Гегель дописывал его уже находясь в Бамберге, куда он последовал, спасаясь от наполеоновского нашествия и где он ненадолго стал редактором «Бамбергской газеты» (март 1807– ноябрь 1808). Нюрнбергский период (1808–16) – один из самых продуктивных этапов творчества Гегеля. В Нюрнберге он – директор гимназии (известны его «Гимназические речи», учебное пособие по философии – «Философская пропедевтика»). Самое значительное произведение этого периода – «Наука логики»(ч. 1–3, соответственно 1812, 1813, 1816), которой Гегель теперь прочно отводит роль первой, основополагающей части системы. Логика при этом понималась и разрабатывалась не как формальная, а как содержательная, одновременно онтологическая и гносеологическая дисциплина, выполняющая также теологическую функцию «изображения Бога в его вечной сущности»; в орбиту логических исследований была широко вовлечена история философии. В 1816–18 Гегельпрофессор в Гейдельберге, где в 1817 опубликовал «Энциклопедию философских наук», содержащую абрис всей его философской системы, которая включала логику как ее основание, а также философию природы и философию духа. С 1818 до конца жизни Гегель был профессором Берлинского университета. Главные сочинения берлинского периода: «Философия права» (Grundlinien der Philosophie des Rechts, 1821; публикация в 1833 – с дополнениями, под редакцией Э.Ганса); 2-е и 3-е, расширенные издания «Энциклопедии» (1827; 1830). Последнее опубликованное им сочинение«Английский билль о реформе 1831».
СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ. Зрелая философская система Гегеля – это «многоэтажное» здание, выстроенное на фундаменте «Науки логики» (сохраняющее при этом пропедевтическое значение «Феноменологии духа»). Наука логики представлена в двух вариантах: т.н. «Большая логика», 1812–16 и 1-я часть «Энциклопедии философских наук», т.н. «Малая логика». Т.н. «реальная философия» делится на «философию природы» и «философию духа». Разделы философии природы – механика, физика, органическая физика. Философия духа – разветвленный системный отдел философии – делится на субъективный дух (с подразделами: антропология, феноменология, психология), объективный дух (разделяемый на право, моральность, нравственность) и абсолютный дух (разделы: искусство, религия, философия). Обе эти части реальной философии представлены прежде всего в «Энциклопедии», а относящееся к объективному духу учение о праве также в «Философии права». Система Гегеля в целом неотделима и от вторичных источников, каковыми являются его многочисленные Лекции, составленные преимущественно на основе записей его учеников и слушателей. При этом если лекции по логике, метафизике, философии духа, философии права как бы дополняют его основные сочинения, то в отношении эстетики, философии религии, философии истории, истории философии Гегеля именно Лекции приходится использовать как основной материал.
Главное в гегелевских Лекциях:
по философии истории«одухотворение» исторического процесса, превращение его в «отголосок» «шествия» абсолютного духа, а индивидов, действующих на арене истории, в орудие мирового духа; акцентирование внимания на деятельности «всемирно-исторических индивидов», через личные цели и деяния которых проявляется историческая необходимость; критика субъективистских, романтических и т.п. представлений об истории; деление мировой истории на четыре периода – восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский мир; понимание истории как прогресса в осознании и достижении индивидами все большей свободы;
по эстетике: выявление соотношения между формой искусства (она основывается на чувственных образах) и его содержанием (каковым является идея, которая, в отличие от логической идеи, претворена в действительность); осмысление эстетического идеала; дифференциация форм искусства (ступеней реализации идеала) соответственно отношению формы и содержания: 1) символическое искусство (на примере искусства Востока) с весьма слабым участием идеи; из видов искусства сюда больше всего тяготеет архитектура; 2) классическое искусство (античность) с гармоническим единством формы и содержания; наиболее полное его воплощениескульптура; 3) романтическое искусство (Средневековье и Новое время) с растущим перевесом идеи над внешней формой; наилучшее его выражение – в живописи, музыке, поэзии;
по философии религии (ее началоанализ «верующего сознания» и его связей с «абсолютным знанием» в «Феноменологии духа» и «Философии духа», но наиболее полное воплощение – в Лекциях по философии религии): разделение на естественную, определенную и религию Откровения, или абсолютную религию;
по истории философии: изображение истории философии как закономерного процесса движения мысли от абстрактного к конкретному, каждой ступени – как «момента» в историческом приближении к абсолютной истине; понимание исторического развития философии как строго соответствующего логическому строю философии и ее системному развертыванию; попытка дать широкую панораму истории философии древности, Средневековья, Нового временивплоть до новейших для гегелевской эпохи идей и учений.
Главные принципы, или основополагающие идеи философии Гегеля: абсолютный идеализм в форме логицизма; системность; научность; историзм; диалектика; теологический характер. Более специфические принципы: тождество бытия и мышления; восхождение от абстрактного к конкретному; «двойной принцип» (разумность действительного и действительность разумного). Первый принцип всего полнее реализуется в построении целостной системы, подчиненной единому «ритму» понятия; категориальный каркас подробно обрисован в логике – первой части системы. Превращение логики в основание системы, а также – в качестве всеобщей логики понятий, переходов от одной стадии логического мышления к другой – в систематизирующую модель (в метафизическом плане закрепляется как первенство логической идеи перед «идеей природы» и «реального духа») есть воплощение логицизма, в рамках которого Гегель утверждает исходное первенство мышления, прежде всего мышления в понятиях. Путь понятия мыслится как многоступенчатое восхождение от первых, еще абстрактных его определений ко все большей конкретности (бытиесущностьпонятие в собственном смысле).
Вторая часть системы Гегеля – философия природы, которая строится на следующих основных принципах (по А.П.Огурцову): 1) «единство теоретического и практического отношения к природе, реализующееся в единстве объективного и субъективного, физических стихий и чувств человека»; 2) требование рассматривать природу в ее целостности; 3) синтетический (а не чисто аналитический, как в естествознании) подход; 4) качественный характер сфер, или ступеней природы; 5) антиредукционизм (критика механистического, количественного, химического редукционизма); 6) подход к органической целостности как развивающейся; 7) рассмотрение природы под углом зрения ее индивидуализации; 8) трактовка природы как одного из способов самопроявления («отражения») духа» (Огурцов А.П. «Философия природы» Гегеля и ее место в истории философии науки. – В кн.: Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 2. Философия природы. М., 1975, с. 601, 602, 603).
Третья часть системы Гегеля – философия духа – имеет в своей основе понятие абсолютного духа [АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ]как «окончательной истины» и завершения всех других понятий и разделов духа – «природы» (трактуемой как инобытие духа), «конечного духа», логической идеи. Здесь проявляется абсолютный идеализм Гегеля.
В философии духа имеет место богатая дифференциация духовных форм и структур, учитывающая то, где и как дух обретает реальное существование: субъективный дух – в человеческом индивидууме, объективный дух – в «объективных формах» права и морали, (здесь дана разветвленная социальная философия Гегеля), абсолютный дух – в формах культуры: искусства, религии, философии (в частности, здесь в едином системном комплексе даются эстетика, философия религии, философское осмысление самой философии и ее истории). Такие аспекты духа, как сознание, самосознание, чувственное познание, рассудок, разум, мышление, понятие, идея, приобретают в изображении Гегеля богатую разветвленность и диалектическую взаимосвязь. Разум, мышление, толкуются: 1) согласно принципам идеалистического субстанциализма, или логицистского, сверхрационалистического идеализма; 2) как способные к саморазвитию и самоосуществлению; мир в целом считается «осуществлением божественного разума» (Соч., т. III. M., 1956, с. 95); 3) как такие стороны воплощения духа, которые способны достигать апогея своего развития, – это «знающий себя разум, абсолютно всеобщее» (там же, с. 365). С этим связана и знаменитая формула Гегеля (ее называют также «двойным принципом»): «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно» (Соч., т. VII. Философия права. М.–Л., 1934, с. 15). В недавно найденном варианте записей лекций Гегеля по философии права 1819/20 эта формула звучит так: «Что разумно, станет действительным, и что действительно, станет разумным» – Hegel G.W.F.Philosophie des Rechts. Die Vorlesung von 1819/20 in einer Nachschrift, hrsg. von D.Henrich. Fr./M, 1983, S. 15). Двойной принцип, высказанный Гегелем в контексте социальной философии, означает следующее: познавая законы правовой и нравственной сфер, можно быть уверенным в том, что они претворяются и в наличной действительности: «Вся задача состоит в том, чтобы в видимости временного и преходящего познать имманентное, субстанцию, присутствующее в ней вечное» (Соч., т. VII, с. 15).
Принцип системности в свою очередь связан с принципом историзма, проходящего через все звенья и ступени системы. Так, наука логики, выстраивающая систему диалектических категорий, в сокращенном виде воспроизводит последовательное историческое движение человеческого духа через ступени бытия – сущности – понятия. Соответственно, в истории философии, во множестве ее учений следует видеть одну философию: «мастером» работы тысячелетий является «единый живой дух» (Соч., т. I. М.–Л., 1929, с. 31). Исходный принцип абсолютного идеализма расшифровывается как единство научности, системности, историчности, восхождения от абстрактного к конкретному. «То же самое развитие мышления, которое изображается в истории философии, изображается также и в самой философии, но здесь оно освобождено от исторических внешних обстоятельств, здесь оно дается в стихии чистого мышления. Свободная и истинная мысль конкретна внутри себя и, таким образом, она есть идея, а во всей своей всеобщности она есть именно идея, идея как таковая, или абсолютное. Наука о ней по существу самому система, потому что истинное, как конкретное, есть развертывающееся внутри себя единство, остающееся во всем процессе этого развертывания таковым, т.е. целостность, и лишь посредством различения и определения ее различий может существовать и необходимость, и свобода целого» (там же, с. 32). Диалектика является в философии Гегеля главным теоретико-методологическим принципом; она предстает: 1) как «подлинная, собственная природа» определений рассудка, вещей и конечного вообще; или: диалектическое «является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в действительности» (там же, с. 135); все, что нас окружает, может рассматриваться как «образец диалектики» (там же, с. 137), в т.ч., напр., и движение небесных светил (там же, с. 138); 2) как общезначимый способ научного и философского познания, суть которого – преодоление изолированности различных определений, приведение их в отношение друг с другом. «Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, равно как в нем же заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным» (там же). Диалектика Гегеля вбирает в себя достижения диалектики в истории философии (начиная с «изобретателя диалектики» Платона до диалектики Канта, воплощенной в антиномиях разума) и представляет их в виде разветвленного учения о диалектических категориях; 3) как одна из специфических сторон логики: если рассудок схватывает наличные предметы «в их определенных различиях (и фиксирует вещества, силы, виды в их самостоятельности)... то диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность» (там же, с. 135). Диалектика как момент логики подразумевает как отрицание, так и переход от рассудка и «отрицающего» разума к «положительному», спекулятивному разуму. «Это разумное, хотя оно есть нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и нечто конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, а единство различенных определений» (там же, с. 139–140). Разумное мышление «содержит внутри себя противоположности как идеализованные моменты» (там же, с. 142) и в этом смысле Гегель называет разумное «мистическим», т.е. выводящим за пределы доступного рассудочному мышлению.
Теологический принцип философии Гегеля выражается в его убеждении, что если религия может существовать без философии, то «философия не может существовать без религии, а содержит ее внутри себя» (там же, с. 354). Говоря о религиозном чувстве, религии сердца, о религиозности, упорствующей «в своей узкой и потому бездуховной напряженности», о «религии рассудка», в плену которой находится «современная религиозность», Гегель противопоставляет им «религию духа», тесно связанную с философией и в нее перетекающую. При этом «абсолютный идеализм», являющийся основоположением философии Гегеля, «по существу не представляет собой особенности философии, а является, наоборот, основой всякого религиозного сознания, поскольку именно последнее также рассматривает совокупность всего того, что есть, вообще весь существующий мир, как сотворенный и управляемый Богом» (там же, с. 93).
Философия Гегеля оказала громадное влияние на последующее развитие философии в 19–20 вв. (правое и левое гегельянство [ГЕГЕЛЬЯНСТВО], марксизм, неогегельянство [НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО], неомарксизм) и др.
Собрания сочинений:
1. Werke. Vollstndige Ausgabe durch einen Verein von Freunden des Verewigten, Bd 1–19. В., 1832–45;
2. Smtliche Werke, hrsg. von G.Lasson, Bd 1–15, 18–21, 27–29. Lpz.–Hamb., 1905–1954;
3. Smtliche Werke. Jubilumsausgabe, hrsg. von H.Glockner, Bd 1–26. Stuttg., 1927–40; 3 Aufl., Bd 9, 10, 20. Sluttg., 1958;
4. Gesammelte Werke, hrsg. im Auftrag der Rheinisch – Westfallischen Akademie der Wissenschaften, Bd 1. Hamb., 1968 ff.;
5. Vorlesungen. Ausgewhlte Nachschriften und Manuskripte. Bd 1–13. Hamb., 1983 ff;
6. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1–14. М.–Л., 1929–1958.
Отдельные издания, переписка, документы, источники:
1. Hegels theologische Jugendschriften, hrsg. von H.Nohl. Tb., 1907;
2. Briefe von und an Hegel, Bd 1–4, hrsg. v.J. Hoffmeister. Hamb., 1952–60;
3. Dokumente zu Hegels Entwicklung, hrsg. von J.Hoffmeister. Stuttg., 1934;
4. Dokumente zu Hegels Jenaer Dozententtigkeit (1801–1807). Hegels erster Entwurf einer Philosophie des subjektiven Geistes, hrsg. und eingeleitet von J.Hoffmeister. – «Logos», 1931, 20, S. 141–168;
5. Der junge Hegel in Stuttgart. Aufstze und Tagebuchaufzeichnungen 1785–1788, hrsg. von F.Nicolin. Stuttg., 1970.
Литература:
1. Гайм Р. Гегель и его время. СПб., 1861;
2. Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение, полутом 1, 2 изд. М.–Л., 1933;
3. полутом 2. СПб., 1903;
4. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, т. 1–2. М., 1918;
5. Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. Тб., 1958;
6. Овсянников .. Философия Гегеля. М., 1959;
7. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984;
8. Быкова .. Мистерии логики и тайна субъективности. М., 1996;
9. Avineri Sh. Hegels Theorie des modernen Staates. Fr./M., 1976;
10. Baum M. Die Entstehung der Hegeischen Dialektik. Bonn, 1986;
11. Bubner R. Zur Sache der Dialektik. Stuttg., 1980;
12. Dilthey W. Die Jugendgeschichte Hegels. – Idem. Gesammelte Schriften, Bd. 3, 4. Stuttg. – Gott., 1963;
13. Dsing К. Das Problem der Subjektivitt in Hegels Logik. Bonn, 1976 (Hegel-Studien, Beiheft 15);
14. Findlay J.N. Hegel. L.–N.Y., 1958;
15. Gadamer H.-G. Hegels Dialektik. Fnf hermeneutische Studien. Tb., 1971;
16. Glockner H. Hegel, Bd 1. Schwierigkeiten und Voraussetzungen der Hegeischen Philosophie. Stuttg. – Bad Cannstadt, 1965;
17. Haering Th. Hegel. Sein Wollen und sein Werk, 2 Bde. Lpz.–B., 1929–38;
18. Harris H.S. Hegel’s development. – Idem. Toward the sunlight 1770–1801. Oxf., 1972;
19. Haym R. Hegel und seine Zeit. В., 1857;
20. Henrich D. Hegel im Kontext. Fr./M., 1971;
21. Hyppolite J. tudes sur Marx et Hegel. P., 1955;
22. Kimmerle H. Zur Chronologie von Hegels Jenaer Schriften. – «Hegel-Studien», 1967, 4, S. 125–176;
23. Idem. Das Problem der Abgeschlossenheit des Denkens. Hegels «System der Philosophie» in den Jahren 1800–1804, Bonn, 1970 («Hegel-Studien», Beiheft 8);
24. Kojve A. Introduction la lecture de Hegel. P., 1947;
25. Kroner R. Von Kant bis Hegel, 2 Bde, 2 Aufl. Tb., 1961;
26. Lasson G. Hegel als Geschichtsphilosoph. Lpz., 1920;
27. Lugarini L. Hegel dal mondo storico alla filosofia. Roma, 1973;
28. Lukcs G. Der junge Hegel. ber die Beziehung von Dialektik und konomie, 3 Autl. Neuwied – В., 1967;
29. Lwith K. Von Hegel zu Nietzsche. Stuttg., 1950;
30. Markuse H. Vernunft und Revolution. Hegel und die Entstehung der Gesellschaftstheorie. Darmstadt – Neuwied, 1976;
31. Riedel M. (Hrsg.) Materialien zu Hegels Rechsphilosophie, 2 Bde. Fr./M., 1975;
32. Rosenkranz K.G. W.F.Hegel’s Leben. В., 1844;
33. Schulte G. Hegel und das Bedrfnis nach Philosophie. Hildesheim – Z., 1982;
34. Taylor Ch. Hegel. Fr./M., 1983;
35. Theunissen M. Hegels Lehre vom absoluten Geist als Theologisch-politischer Traktat. В., 1970;
36. Idem. Sein und Schein. Die kritische Funktion der Hegeischen Logik. Fr./M., 1980;
37. Trede J.H.  Hegels frhe Logik (1801–1803/4). Versuch einer systematischen Rekonstruktion.-«Hegel-Studien», 1972, 7, S. 123–168;
38. Wahl J. La malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel. P., 1929;
39. Ziesche E. Unbekannte Manuskripte aus der Jenaer und Nrnberger Zeit in Berliner Hegel-Nachla. – «Zeitschrift fr philosophische Forschung», 1975, 29, S. 430–444;
40. Zimmerli W. Die Frage nach der Philosophie. Interpretationen zu Hegels «Differenzschrift». – «Hegel-Studien», Beiheft 12. Bonn, 1974.
См. также лит. к ст. «Феноменология духа»,«Наука логики»,«Энциклопедия философских наук».
Н.В.Мотрошилова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru