Определение слова «ФЕЙЕРБАХ»

Большой энциклопедический словарь:

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Ансельм (1775-1833) — немецкий криминалист, представитель классической школы уголовного права, составитель Баварского уголовного уложения 1813.

Советская историческая энциклопедия:

(Feuerbach), Людвиг Андреас (28.VII.1804 — 13.IX.1872) — нем. философ-материалист, один из непосредственных предшественников марксизма. Род. в г. Ландсхут (Бавария) в семье криминалиста А. Фейербаха. В 1823-28 учился в Гейдельбергском и Берлинском ун-тах. В Берлине слушал лекции Гегеля и стал его последователем, хотя и расходился с ним в отношении к религии. Написал в духе гегелевского идеализма дисс. "О едином, всеобщем и бесконечном разуме". С 1828 преподавал философию в Эрлангенском ун-те. За публикацию в 1830 соч. "Мысли о смерти и бессмертии" ("Gedanken ber Tod und Unsterblichkeit"), направленного против веры в бессмертие души, был лишен права преподавания. В 1833-38 выпустил соч. в трех томах по истории новой философии от Бэкона до Спинозы, Лейбница и Бейля. После женитьбы (в 1836) в течение многих лет почти безвыездно жил в дер. Брукберг (Тюрингия). Наряду с Д. Штраусом и Б. Бауэром явился родоначальником младогегельянства. В 1839 в работе "К критике философии Гегеля" ("Zur Kritik der Hegeischen Philosophie") P. окончательно порывает со спекулятивной, идеалистич. философией и переходит на позиции материализма. В 1841 выходит его гл. произв. "Сущность христианства" ("Das Wesen des Christentums"), в 1842 — "Предварительные тезисы к реформе философии" ("Vorlufige Thesen zur Reform der Philosophie"), в 1843 — "Основные положения философии будущего" ("Grundstze der Philosophie der Zukunft"), а в 1845 — "Сущность религии" ("Das Wesen der Religion"), в к-рых он обосновывает свои материалистич. и атеистич. взгляды. Работы Ф. этих лет оказали значит. влияние на К. Маркса и Ф. Энгельса, содействовали их переходу от идеализма к материализму, явились в известной мере посредствующим звеном между гегелевской философией и диалектич. материализмом. Историч. заслуга Ф. состоит в том, что он возродил в Германии и углубил материализм и атеизм франц. материалистов 18 в. Он дал материалистич. решение осн. вопроса философии: "действительное отношение мышления к бытию таково: бытиесубъект, мышление — предикат. Мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 128). Но основоположники науч. коммунизма критиковали материализм Ф. за его метафизичность, созерцательность, антро- пологизм и непоследовательность. В понимании истории Ф. оставался идеалистом. "Поскольку Фейербах материалист, история лежит вне его поля зрения; поскольку же он рассматривает историю — он вовсе не материалист. Материализм и история у него полностью оторваны друг от друга..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 44). Ф. приветствовал революцию 1848-49, хотя по существу не понял ее. В 1870 он вступил в с.-д. партию. Ф. умер в Рехенберге (близ Нюрнберга), где жил с 1860; похоронен в Нюрнберге.
=====
Соч.: Smtliche Werke, Bd 1 — 10, Lpz., 1846-66; Smtliche Werke, Bd 1 — 10, Stuttg., 1903-11; Gesammelte Werke, hrsg. von W. Schuffenhauer, Bd 1 -, В., 1967-; Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachla. Dargestellt von K. Grn, Bd 1-2, Lpz.-Hdlb., 1874; Ausgewhlte Briefe von und an L. Feuerbach, hrsg. von W. Bolin, Bd 1-2, Lpz., 1904; Brietwechsel, Lpz., 1963; в рус. пер. — Избранные философские произведения, т. 1-2, М., 1955; История философии, собр. произв., т. 1-3, М., 1967.
=====
Лит.: Маркс К., (Письма) Л. Фейербаху, 3 окт. 1843 и 11 авг. 1844, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27; его ж е, (Письмо) Л. Фейербаху, 20 окт. 1843, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 257-58; его же, Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, М., 1956; его же, (О Фейербахе), там же; Энгельс Ф., Фейербах, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, М., 1966; Энгельс Ф., (Письмо) К. Марксу, 18 окт. 1846, Марко К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 53-57; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18 (см. Указат. имен); его же, (Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии"), там же, т. 29; его же, (Конспект книги Фейербаха. "Изложение, анализ и критика философии Лейбница"), там же; История философии, т. 3, М., 1943, гл. 7; История философии, т. 2, М., 1957, гл. 2; Быховский Б. Э., Л. Фейербах, М., 1967; Rawidowicz S., L. Feuerbachs Philosophie, В., 1931; Arvon H., L. Feuerbach..., P., 1964; Schuffenhauer W., Feuerbach und der Junge Marx, В., 1965.
=====
Г. А. Багатурия. Москва.

Новейший философский словарь:

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804-1872) — немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В 1828 защитил диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме», выдержанную в духе гегелевского идеализма. После защиты — приват-доцент Эрлангенского университета. В 1830 анонимно выходит в свет сочинение Ф. «Мысли о смерти и бессмертии», в котором оспаривался тезис о личном бессмертии и загробной жизни. Аноним становится известен и начинаются гонения, для Ф. закрываются университетские кафедры. Ф. сотрудничает с журналами. В 1833 опубликовал первый том книги: «История новой философии» (т. 2-1837, т. 3-1838). Книга принесла предложения ряда журналов (»Берлиыер Ярбухер» заказал Ф. рецензии на «Историю философии» Гегеля и «Философию права» Г. Шталя). Сотрудничество с журналами отложило отпечаток на стиль публикаций Ф. того времени (юмористические философские афоризмы «Писатель и человек», 1834). Основные философские труды пишутся Ф. в деревне Брукберг, куда он переселился с семьей в 1837. Ф. провел там 24 года, покинув свое уединение лишь однажды для чтения лекций гейдельбергским студентам в 1848-1849. Важной вехой интеллектуальной биографии Ф. был разрыв с учением его учителя — Гегеля. В 1839 Ф. была написана работа «К критике гегелевской философии», за ней последовали: «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842) и «Основные положения философии будущего» (1843), в которых Ф. критикует гегельянство в основном с материалистических позиций, резко выступая против тезиса о тождестве бытия и мышления. Мир рассматривался Ф. как органическая целостность, в центре которой — человек. Человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся в антропологию. Особое значение имела книга «Сущность христианства» (1841), переведенная на многие языки. В ней Ф. дает глубокий анализ религии как социокультурного феномена. Критика религии становится основной темой творчества Ф. Она фундировалась на определенных знаниях в области теологии (которой Ф. учился, пока не сделал выбор в пользу философии), которую как антинаучную теорию религии Ф. предлагал заменить «теономией», рассматривающей достоверное знание о том, как человек создал Бога. Разгадку веры, согласно Ф., следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. Чувство зависимости и обусловило, по Ф., возникновение феномена религиозной веры. «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо». Антропологизм Ф. вел к построению Новой теологии, в которой Человек и есть Бог, т.е. предлагается преодолеть противопоставление посюстороннего (мирского) и потустороннего (трансцендентального) и, таким образом, выйти на осуществление всемирной мечты человечества — создания «царства божьего» на земле. В философии Ф. на место любви к Богу ставится любовь к Человеку. Последующие работы Ф.: «Сущность религии» (1845), «Теогония» (1857). Ф. конец жизни провел в нужде (после банкротства зятя вынужден был покинуть Брукберг в 1860). Философия Ф. получила различные интерпретации: марксизм признал ее одним из своих источников, подчеркивая материализм и атеизм, а немарксистские историки философии считают ее предшественницей философской антропологии.

Новая философская энциклопедия:

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (28 июля 1804, Лангегут, Бавария – 13 сентября 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга) – немецкий философ, разработавший концепцию антропологического материализма. Родился в семье известного правоведа Ансельма Фейербаха. В 1823 поступил на богословский факультет Гейдельбергского университета, но уже через год, разочаровавшись в богословии, переходит в Берлинский университет, где слушает лекции Гегеля. В диссертации «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» (De ratione una, universali, infinita, 1828) развивал идеи гегелевской философии. В 1828 начинает преподавательскую деятельность в Эрлангенском университете, откуда его увольняют в 1830 за опубликование «Мыслей о смерти и бессмертии» (Gedanken ber Tod und Unsterblichkeit), в которых он отвергает личное бессмертие и утверждает, что бессмертны лишь великие деяния человеческого разума. С 1830 ведет уединенную жизнь (преимущественно в деревне), публикуя свои философские труды, в которых постепенно отходит от философии Гегеля и идеализма вообще. В 1839 в работе «К критике философии Гегеля» он рассматривает природу, материю как реальность, которая с необходимостью порождает разум. В 1841 публикует свой главный труд«Сущность христианства» (рус. пер. 1861), оказавший сильнейшее влияние на его современников, в т.ч. на К.Маркса и Ф.Энгельса. В последующие годы издает «Предварительные тезисы к реформе философии» (Vorlufige Thesen zur Reform der Philosophie, 1842, рус. пер. 1922), «Основные положения философии будущего» (Grundstze der Philosophie der Zukunft, 1843, рус. пер. 1923). В период революции 1848 в Германии выступает с «Лекциями о сущности религии» (Vorlesungen ber das Wesen der Religion, 1851, рус. пер. 1926), где провозглашает: «Довольно с нас как философского, так и политического идеализма; мы хотим теперь быть политическими материалистами» (Избр. философ. произв., т. 2. М., 1952, с. 494).
Материалистическое учение Фейербаха складывалось в процессе критики гегелевского идеализма и преодоления идей левого гегельянства, в движении которого он принимал участие. Своей первостепенной задачей он считал критическое исследование религии, в философии же Гегеля усматривал попытку рационализации теологии. Отвергая гегелевскую онтологизацию мышления, т.е. рассмотрение его как сверхприродной, субстанциальной реальности, Фейербах считал, что единство бытия и мышления имеет смысл лишь тогда, когда субъектом этого единства является человек. Следовательно, вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека: «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в т. ч. и физиологию, в универсальную науку» (Основные положения философии будущего. – Там же, т. 1. М., 1955, с. 202). Сущность человека – это прежде всего чувственность, многообразие переживаний, страдания, любовь, стремление к счастью, жизнь ума и сердца. Возражая Гегелю, Фейербах утверждает, что человека отличает от животных не только разум: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. «Ощущение у животного животное, у человека – человеческое» (Против дуализма тела и души, плоти и духа. – Там же, с. 231). Фейербахпоследовательный сторонник сенсуализма: «Не только внешнее, но и внутреннее, не только тело, но и дух, не только вещь, но и Я составляют предметы чувств. Поэтому все является чувственно воспринимаемым, если не непосредственно, то опосредованно, если не обычными, грубыми чувствами, то изощренными, если не глазами анатома или химика, то глазами философа, поэтому совершенно законно эмпиризм усматривает источник наших идей в чувствах» (Основные положения философии будущего. – Там же, с. 190).
Атеизм Фейербаха существенно отличается от атеизма французских материалистов 18 в., рассматривавших религию лишь как плод невежества и обмана. Не отрицая того, что религия используется правящими верхами для духовного подавления «низов», Фейербах видит в ней прежде всего народное сознание, выражающее реальные человеческие потребности, страдания, надежды, стремления к счастью. «Человек верит в Бога не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым... он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умирать» (Лекции о сущности религии. – Там же, т. 2, с. 713). Рассматривая религию как отчужденное сознание, которое необходимо преодолеть, Фейербах вместе с тем отмечает, что предмет религиозного чувства есть «нечто интимное, интимнейшее, наиболее близкое человеку» (Сущность христианства. – Там же, с. 41). Эта характеристика противоречивого содержания религиозного сознания показывает, что Фейербах видел в религии отражение жизни людей, их реального бытия. Сознание вообще всегда «предполагает бытие, оно само является лишь осознанным бытием, лишь бытием осмысленным, наличествующим в представлении» (Ludwig Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachlass sowie in seiner philosophischen Charakterentwicklung dargestellt von Karl Crn, Bd. 2. Lpz. – Hdlb., 1874, s. 306.).
В целом определяющей чертой социальной философии Фейербаха остается идеализм. Подобно французским материалистам 18 в., он полагает, что разумный эгоизм, т.е. правильно понятый интерес каждого отдельного человека, совпадает в конечном счете с общественным интересом и, следовательно, между ними нет и не должно быть противоречий. Но если эгоизм и альтруизм образуют единство (без эгоизма, говорит Фейербах, у тебя нет головы, а без альтруизма у тебя нет сердца), то любовь становится основным средством осуществления гармонического сообщества. Любящий человек не может быть счастлив в одиночку, его счастье непрерывно связано со счастьем тех, кого он любит. Этот этический оптимизм Фейербах пытается обосновать с помощью своего учения о тождестве индивидуальной сущности человека с его родовой сущностью. Правда, события революции 1848 побудили его к иной, отнюдь не идеалистической постановке вопроса: «Где начинается в истории новая эпоха? Всюду лишь там, где против исключительного эгоизма нации или касты угнетенная масса или большинство выдвигает свой вполне законный эгоизм, где классы людей или целые нации, одержав победу над высокомерным чванством господствующего меньшинства, выходят из жалкого и угнетенного состояния пролетариата на свет исторической и славной деятельности. Так и эгоизм ныне угнетенного большинства человечества должен осуществить и осуществит свое право и начнет новую эпоху истории» (Лекции о сущности религии. – Там же, т. 2, с. 835).
Сочинения:
1. Smtliche Werke in 10 Bnden. Stuttg., 1903–11;
2. в рус. пер.: История философии, т. 1–3. М., 1974.
Литература:
1. Энгельс Ф. Л.Фейербах и конец классической немецкой философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21;
2. Деборин А.М. Л.Фейербах. М. – Л., 1929;
3. Ардабьев А.И. Атеизм Л.Фейербаха. М., 1963;
4. Быховский Б.Э. Л.Фейербах. М., 1967;
5. Элез Й. Проблемы бытия и мышления в философии Л.Фейербаха. М., 1974;
6. Лившиц Г.М. Атеизм Л.Фейербаха. Минск, 1978;
7. Bolin W.L. Feuerbach. Sein Wirken und seine Zeitgenossen. Stuttg., 1891;
8. Awon H.L. Feuerbach ou la transformation du sacr. P., 1957;
9. Schuffenhauer W. Feuerbach und der junge Marx. В., 1965;
10. Braun .. Ludwig Feuerbachs Lehre vom Menschen. Stuttg., 1971;
11. Schmidt A. Emanzipatorische Sinnlichkeit. Ludwig Feuerbachs Materialismus. Mnch., 1973;
12. Tomasoni F. Ludwig Feuerbach und die nicht-menschliche Natur. Stuttg., 1990.
Т.И.Ойзерман

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru