Определение слова «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»

Большой энциклопедический словарь:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание) — а также образ, созданный продуктивным воображением.

Большая советская энциклопедия:

Представление
Образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения (См. Воображение); высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия (См. Восприятие), П. поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с общим началом, с Понятием. П. осуществляется в двух формах — в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то П. одновременно относится и к настоящему, и к прошлому.
П. есть вспоминающее созерцание, спецификой которого является промежуточность между созерцающим и мыслящим сознанием. Без воспоминания было бы невозможно узнавание: «... так называемое воспоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание» (Гегель, Соч., т. 3, М., 1956, с. 257).
С помощью воображения создаются П. и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Чем реальнее отражение в П., тем продуктивнее его регулятивная и стимулирующая деятельность во всех видах человеческого творчества.
Восприятие и П. не есть независимые силы или способности сознания. Они образуют неразрывное единство. При этом П. является синтезом многих чувственных впечатлений. Характеризуя диалектику взаимоотношения П. и мышления (См. Мышление), В. И. Ленин писал: «Представление ближе к реальности, чем мышление? И да, и нет. Представление не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000 км. в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 209).
Лит. см. при ст. Воображение.
А. Г. Спиркин.

Малый академический словарь:

представление
-я, ср.
1.
Действие по знач. глаг. представить—представлять и представиться—представляться.
Представление суду доказательств. Представление справки. Торжественное представление к награде.

— Мой секундант? — сказал Евгений. — Вот он: мой друг monsieur Guillot. Я не предвижу возражений На представление мое. Пушкин, Евгений Онегин.
— Позвольте вас познакомить, --- — продолжала Дембицкая, — мои подруги Линдгорст. Я вежливо приподнял фуражку. Мне нравилась эта церемония представления, кажется, первая в моей жизни. Короленко, История моего современника.
2.
Официальная бумага, содержащая осведомление, ходатайство и т. п. о чем-л.
Представление прокурора.

Серпилин взял из папки заготовленное, но еще не подписанное представление на убитого комбата. Симонов, Солдатами не рождаются.
3.
Спектакль, театрализованное или увеселительное зрелище.
Театральное представление. Детское представление. Дневное представление.

[Шарлотта:] Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. Чехов, Вишневый сад.
4. филос., психол.
Чувственно-наглядный обобщенный образ предметов и явлений внешнего мира, восстанавливаемый в мозгу при их отсутствии, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения.
Зрительные представления. Слуховые представления.
5.
Понимание, знание кого-, чего-л.
Иметь самое общее представление о чем-л. Дать представление о чем-л. Получить представление о чем-л.

Каждая беседа с ним укрепляла мое представление о В. Г. Короленко как о великом гуманисте. М. Горький, В. Г. Короленко.
Многое теперь сместилось в его представлении. То, что раньше представлялось легко осуществимым, оказалось трудным. Паустовский, Рождение моря.
Смутные представления об этом событии отложились, должно быть, в каком-то дальнем уголке Шуркиной детской памяти и становились все яснее и яснее по мере того, как он взрослел. Яшин, Сирота.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
представление, -я

Новейший философский словарь:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 1) — Форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный (ср. ощущение) образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств (ср. восприятие). Конституируется как на основе памяти предшествующего сенсорного опыта, чувственно связывая настоящее с прошлым, так в контексте продуктивного воображения, связывая настоящее с будущим. Допуская возможность обобщения, П. выступает исходным инструментарием мыслительных операций. В отличие от других форм чувственного познания, П. связано с языком, что позволяет квалифицировать устанавливаемые в индивидуальном мышлении вербально выраженные связи между П. в качестве суждений, посредством которых может быть реализовано массовое и индивидуальное обыденное сознание (мышление повседневности). Реальное функционирование обыденного сознания, таким образом, может протекать вне обязательного для понятийного мышления требования наличия эксплицитных дефиниций членов суждения, четко очерчивающих их содержание и объем (суждение ребенка «елка зеленая» устанавливает отношение между наглядным образом чувственно артикулированного феномена и актуализирующимся в зрительной памяти хрома-тико-сенсорным опытом, а не между понятием, фиксирующим в своем содержании хвойное многолетнее и т.д., включая специфические видовые признаки, растение, с одной стороны, и понятием о способности поверхности объекта отражать световые волны определенной длины и частоты (из хорошо представляющих себе зеленый цвет взрослых также далеко не каждый может назвать эту частоту) — с другой). В силу этих своих особенностей П. позволяют конструировать поднимающееся над непосредственной данностью единичных объектов обобщенное знание, сохраняющее при этом исходный наглядно-образный характер и полноту сенсорного опыта, что обеспечивает П. важную гносеологическую роль в осуществлении творческих и прогностических когнитивных процедур, связанных с необходимостью формирования принципиально нового ракурса видения ситуации. 2) — Форма фиксации коллективного опыта в содержании культуры: в максимально обобщенном своем виде П. выступает структурно-содержательной формой конституирования мировоззрения как системы наиболее общих П. о мире, человеке и месте человека в мире, выступая в качестве глубинных се-мантико-аксиологических оснований той или иной культурной традиции (универсалии или категории культуры — соответственно — объектного, субъектного и субъект-объектного рядов). С точки зрения своего гносеологического статуса универсалии культуры могут быть оценены именно как П. максимальной степени общности, задающие основы не только миропонимания и мироистолкования, но и мироощущения, мировосприятия, миропереживания. В каждой культурной традиции может быть выделен набор ключевых П., веер возможных (семантически адаптивных и допустимых в аксиологической системе отсчета данной культуры) интерпретаций которых задает характеризующий данную культуру тип мировоззрения (А. Лавджой). Овладение соответствующим набором общих П. представляет собою содержательный аспект процесса социализации, очерчивая фундаментальные для данной культуры границы нормы и легитимности, с одной стороны, и девиантного поведения — с другой, а также — в семантических пределах своего варьирования — определяет типичные для данной традиции версии отстройки индивидуального сознания и личностные поведенческие стратегии.

Новая философская энциклопедия:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕнаглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие от восприятия [ВОСПРИЯТИЕ], сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется. Различают представления памяти и воображения. Наиболее известны визуальные представления. Существуют также и представления осязательные (играющие особую роль в жизни слепых), слуховые, обонятельные и др. Представления могут относиться к индивидуальному предмету или событию, но могут быть и общими. При этом степень их общности может быть весьма различной.
Философию представления интересовали в двух отношениях. Во-первых, как яркое выражение специфического внутреннего мира сознания. Считалось, что в отличие от ощущений [ОЩУЩЕНИЕ]и восприятия, которые всегда относятся субъектом (может быть, и ошибочно) к внешней реальности, представления существуют как особые идеальные образования, обладающие собственным содержанием, которому может что-то соответствовать в действительности, а может и не соответствовать. В любом случае содержание представления с этой точки зрения непосредственно дано, в нем нельзя усомниться как в факте сознания. В рамках такого понимания представления – это что-то вроде картин, размещенных в галерее индивидуального сознания. Субъект имеет непосредственный доступ к этим картинам, может их рассматривать, разглядывать «внутренним взором» – это и есть интроспекция. (В философии И.Канта и А.Шопенгауэра представление понимается предельно широко – как включающее все содержание сознания.) Во-вторых, представления анализировались в философии с точки зрения их роли в получении знания о мире. Философы-эмпирики (Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм, Э.Кондильяк, Э.Мах и др.) считали, что именно представления обеспечивают возможность мышления [МЫШЛЕНИЕ]. Согласно их взглядам, все содержание знания дано в ощущении и восприятии. Но мышление имеет дело с такими предметами, которые выходят за эти рамки. Этот факт можно объяснить, считали они, только учитывая существование представлений, которые есть не что иное, как следы, «копии» прошлых восприятий, и которые отличаются от вызвавших их восприятий только большей расплывчатостью и неустойчивостью. Известно, напр., что математика имеет дело с такими предметами, которые не только не даны в ощущении и восприятии, но не могут быть также и представлены. Так, напр., нельзя представить «треугольник вообще», который не был бы либо равносторонним, либо разносторонним, один из углов которого может быть либо косым, либо прямым, либо тупым и т.д. Однако теоремы геометрии доказываются именно для «треугольника вообще». Беркли видит решение этой проблемы в том, что представление какого-то конкретного треугольника играет роль представителя всех других треугольников. Т.о. понятое представление (содержание которого в этом случае становится значением соответствующего слова) начинает играть роль понятия. Мышление с этой точки зрения есть не что иное, как сравнение и анализ различных восприятий и комбинирование представлений.
Философы-рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Гегель, неокантианцы и др.) подчеркивали принципиальное отличие представлений от понятия, приводя примеры таких понятий, которые нельзя представить ни в общем, ни в конкретном виде: мнимые числа и бесконечность в математике, понятия истины, блага, красоты и др. Мышление с этой точки зрения не имеет дела с представлениями. Экспериментальное изучение мышления, предпринятое в нач. 20 в. Вюрцбургской школой в психологии, существенно подтвердило это мнение: было выяснено, что многие процессы мышления не сопровождаются никакими наглядными образами.
В 20 в. философский и психологический анализ представлений изменил многое в их традиционном понимании. Л.Витгенштейн, а затем Дж.Райл подвергли критике взгляд на представления как на «картины», находящиеся во внутреннем мире сознания. Во-первых, неясно, кто может воспринимать эти «картины». В случае обычного восприятия предметов реального мира или даже настоящих картин субъект использует свои органы чувств, доставляющие ему сенсорную информацию. Однако как можно воспринимать «внутренние картины», обитающие только в мире сознания? Какие органы чувств можно использовать в этом случае? И кому принадлежат эти органы? Во-вторых, очень существенно, что настоящие картины могут рассматриваться. Это рассмотрение может выявить в них такие детали, которые не были ясны в начале процесса их восприятия. Напр., если мы имеем дело с изображением (картиной или фотографией) тигра, то можно пересчитать количество полос на его теле. Однако мы принципиально не можем вглядываться в наши представления, поэтому вопрос о том, сколько полос имеет тело представленного нами тигра, лишен всякого смысла. С этой точки зрения в действительности представлений не существует. То, что переживается нами как представление, на самом деле скрывает другие процессы: осмысление прошлых событий, мышление о том, что могло бы быть в случае существования таких-то и таких-то условий (когда мы имеем дело с тем, что в психологии традиционно считалось представлением воображения). Никакого внутреннего мира сознания как особого не существует. Все психические процессы связаны с ориентацией субъекта в реальном мире и с деятельностью в нем.
Однако такое понимание представлений было поставлено под вопрос фактами, полученными в когнитивной психологии в 1970-х гг. Р.Шепард, Л.Купер и др. поставили эксперименты, в которых испытуемые для решения некоторой задачи должны были вращать в воображении наглядные образы определенных объектов. Было показано, что скорость воображаемого вращения прямо зависит от его характера и сложности. Эти факты нельзя понять, считают экспериментаторы, если не допустить, что испытуемые разглядывают «умственным взором» воображаемые предметы, т.е. свои представления; значит, последние все-таки существуют.
В связи с этими фактами в философской и психологической литературе возникла острая дискуссия о существовании наглядных представлений и их природе. Ряд теоретиков современной когнитивной науки (Дж.Фодор, С.Косслин и др.) отстаивают мнение о реальности наглядных представлений как самостоятельных образований (хотя мнение о принадлежности представлений миру сознания как особому обычно не принимается). Другие (Д.Деннет, З.Пылишин и др.) считают, что то, что субъект переживает как наглядное представление, есть некоторая иллюзия сознания. Реальные процессы, превратным образом являющиеся субъекту в виде представлений, в действительности это особого рода осмысление, и находятся они ближе к дискурсивному описанию (хотя и не словесному), чем к перцептивному разглядыванию. Эксперименты Р.Шепарда и Л.Купера могут быть истолкованы как интеллектуальные задачи на осмысление особого рода, в которых быстрота получения решения зависит от сложности задачи.
Оригинальное решение этой проблемы дает У.Найссер. С его точки зрения, представления – это не что иное, как схемы (когнитивные карты) сбора перцептивной информации, вычлененные из перцептивного цикла воспринимающим для использования их в других целях. Схема действительно не является «умственной картиной» в мире сознания, ее нельзя разглядывать в отличие от объекта восприятия. Ее роль состоит в том, что она представляет собою план, направляющий собирание информации о реальном мире. В то же время она связана с процессом восприятия, ибо есть не что иное, как перцептивное предвосхищение (в т.ч. и предвосхищение восприятия того, что было бы дано в нашем опыте, если бы были выполнены такие-то и такие-то условия – в случае представления воображения). Однако представление не есть просто бледная «копия», отпечаток предшествующих восприятий, как считали представители старого философского эмпиризма. Дело тут в том, что, во-первых, восприятие, по У.Найссеру (он разделяет в этом пункте позицию Дж.Гибсона), не есть некий образ, идеальный предмет, который может оставлять «следы», а сам процесс собирания перцептивной информации; во-вторых, перцептивные схемы, т.е. представления, будучи в основном результатом эмпирического опыта, в то же время частично являются врожденными, т.е. доопытными. Степень наглядной переживаемости этих схем весьма различна. Одно дело перцептивная схема (т.е. представление) конкретного человека или прошлого события; другое дело – амодальная схема мира, лежащая в основе всех иных перцептивных схем. Очень трудно считать наглядными осязательные представления. Однако истолкование их как перцептивных схем или когнитивных карт дает ключ к их пониманию. Современный философский и психологический анализ представлений приводит к следующим выводам:
1) представление не может быть противопоставлено мышлению (хотя и не в том смысле, который имел в виду философский эмпиризм). Мышление может осуществляться и без участия представлений. Однако представление так или иначе предполагает мыслительную деятельность, в которую оно включено как перцептивная схема и как способ решения определенных задач на осмысление. Поэтому распространенная формула о том, что представление (наряду с ощущением и восприятием) относится к низшей, чувственной ступени познания, противопоставляемой мышлению, совершенно неосновательна;
2) представления не наглядные «картины», существующие в внутреннем мире сознания и разглядываемые «умственным взором», а формы готовности к активной познавательной деятельности во внешнем мире. Их содержание не есть нечто лишь внутренне им присущее, а совпадает с предполагаемыми характеристиками предметов и событий реального мира.
Литература:
1. Беркли Д. Соч. М., 1973;
2. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908;
3. Твардовский К. К учению о содержании и предмете представлений. – В кн.: Он же. Логико-философские и психологические исследования. М., 1997;
4. Арнхейм Р. Визуальное мышление. – В кн.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981;
5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982;
6. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981;
7. Ryle G. The Concept of Mind. L., 1945;
8. Dennett D. Content and Consciousness. L., 1969;
9. Idem. Two Approaches to Mental Images. – Idem. Brainstorms. Philosophical Essays on Mind and Psychology. Cambr. (Mass.), 1978;
10. Fodor J. Imagistic Representation. – Idem. The language of Thought. N. Y., 1975;
11. Pylishin Z. Imagery and Artificial Intelligence. – Readings in Philosophy of Psychology, ed. by Ned Block, vol. 2. L., 1981.
В.А.Лекторский

Социологический словарь:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — англ. presentation; нем. Vorstellung. 1. Сохраняющийся и воспроизводящийся в сознании чувственно-наглядный образ предметов или явлений действительности. 2. Знание, понимание ч.-н. 3. Письменное заявление с предложением о ч.-н.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

авиашоу
арт-шоу
ателлана
вечер
визуализация
выступление
гала
гала-представление
действо
джатра
джорури
дивертисмент
доклад
доставка
доставление
дэнгаку
замысел
заявление
знание
зрелище
идея
изображение
индикация
инсценировка
капустник
катхакали
концепция
концерт
лицедейство
матине
меланж-акт
мнение
мюзикл
образ
олицетворение
описание
пантомим
перфоманс
понимание
понятие
постановка
предложение
предъявление
презентация
презентование
преподнесение
препровождение
принцип
проделывание
просьба
разыгрывание
ревю
рекомендация
репрезентация
рисование
спектакль
стриптиз
тамаша
умопонятие
утренник
феерия
флиак
цирк
цирк с конями
шоу

Грамматический словарь Зализняка:

Представление, представления, представления, представлений, представлению, представлениям, представление, представления, представлением, представлениями, представлении, представлениях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(repraesentatio, Vorstellung) — воспроизведенное памятью и вызванное в сознании ощущение. В более широком значении словом П. означается всякое воспроизведенное памятью состояние сознания: например, исчезнувшее чувство может быть воспроизводимо памятью в качестве П. Таким образом П. обозначает вторичное, воспроизведенное состояние сознания следовательно от первичного (ощущения, чувства и т. д.). П. есть термин психологический и логический. В логике П. отличают от понятия; первоначальное П. образуется совершенно непроизвольно, будучи простым следом первичных душевных состояний; в так называемом общем П. заметна уже работа мысли, ибо оно соответствует целому ряду сходных предметов. Логика различает несколько видов П. (общие, отвлеченные и т. д.) и отличает их от понятия, причем общими П. называет группу изменчивых воспоминаний о сходных предметах; понятия, напротив того, характеризуются определенностью и постоянством. Психологический взгляд на П. излагается в учении об ассоциациях и в учении о памяти вообще. Особенное значение термин П. имеет в философии и психологии Гербарта, который в П. видит основной факт психической жизни. "П., — говорит Гербарт, — становятся силами, сопротивляясь друг другу. Это происходит тогда, когда сходятся вместе несколько противоположных П. ("Основания психологии", I гл., § 10). Исходя из положения, что П. суть самостоятельные силы, Гербарт строит своеобразную статику и динамику П. В частностях у Гербарта и его последователей есть много верных замечаний о П., но основное положение, что П. есть самостоятельная сила, не выдерживает критики.
Э. Р.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru