Определение слова «иное»

Толковый словарь Ефремовой:

иное ср. разг.
Что-либо другое.

Новая философская энциклопедия:

ИНОЕ (греч. , ; лат. aliud, alteritas) – понятие, основное значение которого в европейской философии определяется оппозициями «тождественное-иное» и «единое-иное»: иное как нетождественное оказывается принципом развертывания бытия в инобытии, а иное как неединое в конечном счете отсылает к сверхбытийному истоку любой бытийной множественности.
Философскую разработку получает, начиная с Парменида [ПАРМЕНИД], у которого эфирный огонь, соответствующий в мире мнения бытию, характеризуется (фрг. 8, 57–58) как «повсюду тождественный себе и не тождественный Иному», т.е. ночи, соответствующей небытию, вычленение которой в качестве самостоятельного принципа Парменид считает ошибкой. Тезисы Парменида «бытие есть, небытие не есть» и «бытие тождественно мышлению» вместе с противопоставлением мира бытия-знания-вечности миру становления-мнения-времени подчеркивают статический момент оппозиции «тождественное-иное» и единство самотождественного бытия.
Горгий в трактате «О не-сущем», пародируя Парменида, показывает, что при абсолютной самотождественности бытия ни одна вещь не может существовать, быть мыслима и названа. Ученик Сократа Антисфен, признавая возможность называть единичные сущие, утверждал невозможность изречь ложь, т.е. назвать именем что-то, не относящееся к бытию, и дать определение данной вещи через более общее видовое или родовое понятие. Платон в «Евтидеме» показывает еще один софистический ход мысли, связанный с проблемой иного: всякое становление по существу означает становление «не тем, чем нечто является сейчас», т.е. иным (283d).
Платон в «Теэтете» (190b) показывает внутреннюю противоречивость тождества «иное есть иное» ( ), поскольку в соответствии с ним может оказаться, что «благо есть зло», «прекрасное есть безобразное» и т.п.; а в «Пармениде» он обнаруживает парадоксальные выводы из положения «единое едино», при котором, поскольку единое не может быть иным (139с), мы оказываемся вне сферы бытия (141е); поэтому в «Софисте» Платон разрабатывает систему категорий, или высших родов бытия, к которым наряду с бытием, покоем, движением и тождеством необходимо относится иное ( ). Иное оказывается принципом различия, причем как в умопостигаемом, так и в чувственном мире: в «Тимее» Платон, описывая круг неподвижных звезд и круг «блуждающих» планет – орудий времени, называет первый крутом тождественного, а второйкругом иного (36c-d).
Аристотель рассуждает о различных видах иного преимущественно в логическом смысле: в «Метафизике» (I, 9–10) дает определение иного как противоположного тождественному (IV, 9.1018 а 11) и связанному с различием ( – (III, 2.1004 a 21)). Однако понятие иного оказывается незаменимым также в теории движения, поскольку «движение есть становление иным () и отличным» («Физика», III, 2. 201b20), или же «становление иным по качеству» ( – («Метафизика», XII, 2.1069b12)).
К онтологическому истолкованию иного античная философия возвращается в неоплатонизме [НЕОПЛАТОНИЗМ]:у Плотина [ПЛОТИН]между отдельными уровнями бытия нет ничего кроме того, что они – разные ( – V 1, 6, 53). Принципом различия у Плотина является также материя, но она тождественна не иному, а только той «части иного», которая в нем противопоставлена бытию (II 4, 16, 1–3). При этом в системе Плотина, опиравшегося на платоновского «Парменида», первым иным по отношению к сверхбытийному Единому оказывается как раз бытие.
Понятие иного оказывается необходимым и для Прокла [ПРОКЛ], который в «Платоновской теологии» дважды определяет высшее начало – Единое, или Благо – как «не иное», нежели оно само ( , – II3, 26, 6; II7, 50, 17). На Прокла опирался Псевдо-Дионисий Ареопагит;под влиянием обоих Николай Кузанский пишет трактат «О неином», основное понятие которого возникает у него при чтении «Платоновской теологии» Прокла: сохранились его маргиналии к латинскому переводу этого текста В.Мербеке: unum est nihil aliud quam unum. Так первоначально не подлежащий именованию принцип небытия и тьмы вошел в самое существо бытийной структуры универсума и стал основой для понимания и определения его сверхбытийного первоначала.
Ю.А.Шичалин

Словарь синонимов русского языка:

нареч

другое
не то

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru