Определение слова «РАНКЕ»

Большой энциклопедический словарь:

РАНКЕ (Ranke) Леопольд фон (1795-1886) — немецкий историк, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1860). С 1841 историограф прусского государства. Занимался преимущественно политической историей Зап. Европы 16-17 вв. Наиболее значительный представитель новой немецкой исторической науки, в основе которой лежала строгая критика источников. Для Ранке характерны объективное описание истории, выявление "общей идеи", определяющей ход событий, при пристальном внимании к частностям.

Большая советская энциклопедия:

Ранке
(Ranke)
Леопольд фон (21.12.1795, Вие, близ Галле, — 23.5.1886, Берлин), немецкий историк. Профессор Берлинского университета (1825—71), официальный историограф Прусского королевства (с 1841). Происходил из лютеранской пасторской семьи. Теоретические взгляды Р. сформировались под влиянием философского идеализма и протестантизма. Характерные черты методологии Р. — провиденциализм (исторический процесс, по Р., — осуществление «божественного плана» управления миром), представление о решающей роли в ходе истории религиозной идеи и идеи политической, воплощённой в государстве, интерес главным образом к политической и дипломатической истории, провозглашение примата внешней политики над внутренней и игнорирование социальных отношений, исключительное внимание к деятельности «великих людей» (королей, пап, полководцев). Эти принципы отчётливо проявились в основных исторических трудах Р.: «История романских и германских народов с 1494 до 1535 г.» (1824), «Государи и народы Южной Европы в 16—17 вв.» (1827), «Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII вв.» (т. 1—3, 1834—36, рус. пер. т. 1—2, 1869), «Немецкая история в эпоху Реформации» (т. 1—6, 1839—47), «Двенадцать книг прусской истории» (т. 1—5, 1874), «Французская история, особенно в 16 и 17 вв.» (т. 1—5, 1852—61), «Английская история, особенно в 16 и 17 вв.» (т. 1—7, 1859—68) и др., блестящих по форме, отличающихся большим мастерством портретных характеристик и в то же время крайне поверхностных по содержанию.
Вкладом Р. в развитие исторической науки является его исследовательская методика, основанная на следующих положениях: объективная истина содержится главным образом в архивных материалах политического характера (чего нет в документе — не существует для истории); правильное использование источников требует филологического анализа, установления аутентичности и достоверности документа и др. операций внешней и внутренней критики текста. Этому методу Р. обучал и в исторических семинарах при Берлинском университете, впервые введённых им в практику (из этих семинаров вышли многие крупные историки). Основной задачей историка Р. провозглашал установление того, «как собственно все происходило». Но претензиями на «объективность» и «беспартийность» ему не удалось замаскировать свою реакционную политическую позицию: низкопоклонство перед монархами, восхищение военной мощью и агрессивной внешней политикой прусского государства, аристократическое презрение к простому народу, ненависть к революционным движениям. Р. оказал большое влияние на формирование нем. буржуазно-юнкерской историографии и на реакционную буржуазную историографию др. стран.
Соч.: Smtliche Werke, Bd 1—54, Lpz., 1867—90; Hauptwerke, Bd 1—12, Wiesbaden 1957.
Лит.: Вайнштейн О. Л., Леопольд фон Ранке и современная буржуазная историография, в книге: К критике новейшей буржуазной историографии, М. — Л., 1961; Schilfert G., L. von Ranke, в сборнике: Die deutsche Geschichtswissenschaft..., B., 1963.
О. Л. Вайнштейн.

Советская историческая энциклопедия:

(Ranke), Леопольд фон (21.XII.1795 — 23.V. 1886) — нем. историк, оказавший большое влияние на формирование нем. бурж.-юнкерской историографии 2-й пол. 19 в. и на последующую герм. историографию реакц. направления. Происходил из лютеранской пасторской семьи и получил строго религ. воспитание. По окончании Лейпцигского ун-та, где он занимался классич. филологией и богословием, Р. стал учителем древних яз. в гимназии во Франкфурте-на-Одере (1818). Здесь под влиянием чтения Вальтера Скотта, О. Тьерри и древних авторов Р. увлекся историей. В 1824 вышло его первое ист. соч. "История романских и герм. народов с 1494 до 1535 г." ("Geschichte der romanischen und germanischen Vlker von 1494 bis 1535") с приложением источниковедч. этюда "К критике новой историографии" ("Zur Kritik neuer Geschichtschreiber"). Исключительный успех этой работы доставил R кафедру в Берлинском ун-те (1825-71). Свою репутацию талантливого исследователя Р. закрепил новым трудом "Государи и народы Юж. Европы в 16-17 вв." ("Frsten und Vlker von Sd-Europa", Bd 1-4, В., 1837-45), после чего был командирован прус. пр-вом в Италию для работы в архивах. Уже эти первые труды содержат все характерные черты творчества Р., его методологии и исследоват. приемов. Теоретич. взгляды Р. сформировались под влиянием филос. идеализма и протестантизма. Ист. процесс, по Р., это осуществление "божеского плана управления миром", придающего единство Всему процессу; причинные связи между событиями также предуказаны богом; религия играет решающую роль в жизни народов; внешние ист. явления выступают как борьба идей, причем высшая идея — бог, а все прочие идеи — "мысли бога в мире". Каждый ист. период, по мнению Р., имеет свою "руководящую идею" (история, т. о., оказывалась разделенной на замкнутые эпохи и лишенной поступательного развития). Наряду с религ. идеей важное место в ходе истории занимает, по мнению Р., идея политическая, воплощенная в государстве. Церковь и гос-во — оба божеств. происхождения, но гос-во лучше всего выражает стремление "нации" к силе: политика гос-ва есть "политика с позиций силы" (Machtpolitik), борьба государств, наций наполняет историю. Помимо мистико-богословского, "августиновского" провиденциализма, ист. концепция Р. характеризуется европоцентризмом с окраской нем.-юнкерского шовинизма. Весь ход истории, по Р., определяют "ведущие" народы; с 6 в. н.э. это романо-герм. народы и гос-ва Зап. Европы. Ист. роль славянства сводится к защите от вост. кочевников зап.-европ. цивилизации. Сами славяне в культурной и политич. организации полностью зависят от Запада. Народы Азии и других неевроп. стран — объект, а не субъект истории. С богословско-идеалистич. концепцией Р. связаны следующие характерные черты творчества Р.: божеский план реализуется ист. личностями (это — короли, папы, полководцы и т.д.; ист. портреты таких деятелей выдвинуты поэтому в его исследованиях на первый план). Осн. задача историка — выявление "божьего плана", она достигается путем отыскания "объективной истины", т. е. установления того, "как собственно все происходило" (wie es eigentlich gewesen, — P. считается основоположником "объективной" школы нем. историографии). Интерес гл. обр. к политич. и дипломатич. истории, провозглашение примата внеш. политики над внутр. и игнорирование истории социальных отношений, исключит. внимание к деятельности выдающихся личностей характерны для всех соч. Р. (посвященных преим. 16-17 вв.). Эти черты отчетливо сказались, в частности, в таких считающихся классическими соч. Р., как "Римские папы, их церковь и гос-во в XVI и XVII вв." (пер. с нем., т. 1-2, СПБ, 1869), "Нем. история в эпоху реформации" ("Die deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation", Bd 1-3, В., 1839-40) и др., блестящих по форме, отличающихся большим мастерством портретных характеристик и в то же время крайне поверхностных по содержанию.
=====
Вкладом Р. в развитие ист. науки является его исследоват. методика, основанная на след. положениях: объективная истина содержится гл. обр. в архивных мат-лах политич. характера — в донесениях послов, переписке гос. деятелей и т.д.; чего нет в документе (мнения, слухи и проч.) — не существует для истории; правильное использование источников требует филологич. анализа, установления аутентичности и достоверности документа и других операций внеш. и внутр. критики текста. Р. не изобрел этот метод (он опирался на опыт Г. Б. Нибура и др.), но он систематично и последовательно проводил его в своих трудах и обучал ему в своих знаменитых ист. семинарах в Берлинском ун-те (с 1834), из к-рых вышли многие известные бурж. ученые: Ф. В. Гизебрехт, Г. Вайц, Г. Зибель, X. Дельбрюк, В. Ваттенбах, В. Рошер и мн. другие. К заслугам Р. перед нем. наукой относится также организация Баварской ист. комиссии, издавшей нем. биографич. словарь и развернувшей широкую деятельность по публикации ист. источников.
=====
Претензиями на "объективность" и "беспартийность" Р. не удалось замаскировать свою реакц. политич. позицию, низкопоклонство перед монархами, восхищение воен. мощью прусского государства и его агрессивной внеш. политикой. В своих трудах (напр., в "12 книгах прусской истории" — "Zwlf Bcher preussischer Geschichte", Bd 1-5, Lpz., 1874) он защищал дворянские привилегии и полуфеод. строй Пруссии, выражал аристократич. презрение к простому народу и ненависть к революциям и революц. деятелям. Советник и воспитатель нем. королей и принцев, получивший в 1841 звание офиц. историографа Пруссии, друг и поклонник Бисмарка — "объединителя" Германии "железом и кровью", Р. стал олицетворением консерватизма и враждебного отношения к социальному и политич. прогрессу. Отсюда восторженное отношение к Р. со стороны представителей реакц. крыла бурж. историографии и резко отрицательные отзывы о творчестве Р. передовых умов Германии — Маркса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 30, с. 352), Г. Гейне и др.
=====
Соч.: Smtliche Werke, Bd 1-54, Lpz., 1867-90; Hauptwerke, Bd 1-12, Wiesbaden, 1957; Weltgeschichte, Bd 1 — 9, Lpz., 1888 — 1902.
=====
Лит.: Вайнштейн О. Л., Леопольд фон Ранке и совр. бурж. историография, в кн.: К критике новейшей бурж. историографии, М.-Л., 1961; Смоленский Н. И., О нек-рых теоретико-методологич. принципах историч. концепции Л. фон Ранке, в кн.: Методологич. и историографич. вопросы ист. науки, Томск, 1963; Бузескул В. П., Совр. Германия и нем. историч. наука XIX столетия, П., 1915; Косминский Е. A., Историография средних веков, (М.), 1963, с. 332-50; Schilfert G., L. von Ranke, в сб.: Die deutsche Geschichtswissenschaft..., В., 1963. (Огромная заруб. лит. о Р. частично указана в названных выше работах).
=====
О. Л. Вайнштейн. Ленинград.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru