Определение слова «ХРОНИКИ»

Советская историческая энциклопедия:

(греч. xronika — летопись, от xronikos — относящийся ко времени, к летоисчислению, xronos — время)наиболее распространенный тип произведений средневековой историографии. В ср. века в Зап. Европе назв. "X." утвердилось за ист. сочинениями, к-рые в отличие от анналов, представляющих собой краткий перечень событий, объединенных только по хронологич. принципу, содержат более подробное и систематизированное изложение событий. Для многих X. характерно стремление их авторов осмыслить весь ход событий (в свете той или иной религ., политич., этнич. или др. тенденции).
=====
С раннего средневековья большое распространение получили т. н. всемирные, или универсальные, X. (chronica mundi, chronicon universale) — жанр, в сущности не известный античности. Изложение ист. событий в них начиналось, как правило, от "сотворения мира", причем весь материал, относящийся к истории до времени жизни хрониста, заимствовался из одной или неск. предшествующих X. Традиц. периодизация истории во "всемирных" X. следовала либо периодизации, выдвинутой в 4 в. Евсевием Кесарийским и его последователем Иеронимом — по "четырем монархиям" (ассиро-вавилонская, мидо-персидская, греко-македонская и римская, причем ср.-век. "Священная Рим. империя" рассматривалась как прямое продолжение последней), либо периодизации Августина по "шести возрастам мира" (в основе этой периодизации лежал принцип тройного параллелизма: 6 дней "творения"; 6 возрастов человеческой жизни — от младенчества до старости; 6 "исторических эпох" — от сотворения Адама до потопа, от потопа до Авраама, от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения, от пленения до рождества Христова, от рождества Христова до "конца света"). И в том, и в др. случае "всемирные" X. повествовали не только о событиях прошлого и настоящего, но и (согласно августиновской эсхатологии) о будущем человечества — вплоть до "страшного суда" и торжества христ. праведников в божьем царстве, на небесах — конечной цели земной истории. Т. о., "всемирные" X., являясь — наряду с анналами, т.н. историями и различными видами агиографич. литературы — ветвью феод.-церк. историографии, проводили историко-богословскую концепцию истории в офиц. церк.-феод. духе. К числу наиболее известных "всемирных" X. относятся "Большая X." Исидора Севильского (7 в.), "Хроника" Оттона Фрейзингенского (12 в.) и др. До 13 в. центрами хронистики были монастыри. X. писались только на лат. яз. (исключение составляет "Англо-саксонская хроника", записанная на англо-сакс. яз.). По мере нац.-политич. консолидации стали возникать, получая все большее распространение, национальные X., посвященные истории одной страны. С 13 в. создаются значит. своды хроник, отразившие начальный этап становления нац. гос-в: "Большие французские хроники" (13-15 вв.) во Франции; хроника Матвея Парижского (13 в.) в Англии; "Всеобщая исп. хроника" (13-14 вв.) и др. Получают распространение X. на нар. языках. С 13 в. авторами X. становятся наряду с монахами светские люди, гл. образом рыцари (один из наиболее известных и ярких примеров рыцарской хронистики — "Хроника" Ж. Фруассара, 14 в.). Появление в этот период гор. хроник отразило рост экономич. и политич. значения городов. Их составителями были представители гор. патрициата, купцы, юристы, офиц. гор. писцы. К X. этого типа относятся хроники Дино Компаньи, и Дж. Виллани во Флоренции (14 в.), дожа А. Дандоло в Венеции (14 в.), любекская хроника Детмара и И. Герца (14-15 вв.), X. аугсбургского купца Б. Цинка (15 в.) и др. Оставаясь в целом на почве феод. историографии, гор. X. носили, однако, в большей степени светский характер; им свойственны нек-рые антифеод. тенденции — следствие длит. борьбы городов с сеньорами.
=====
Как церк.-феод., так и гор. X. присущи ярко выраженные классовые черты: первые защищали социальное и политич. господство духовных и светских феодалов, вторыеинтересы патрициата и богатого купечества. Классовый характер X. выражается также в единстве мировоззрения и методологии, в основе к-рых с первых шагов ср.-век. хронистики вплоть до эпохи Возрождения (а в ряде стран — до 18 в.) лежала философия истории Августина, к-рая в 13 в. была истолкована Фомой Аквинским в чисто феод. духе. В ср.-век. хронистике отсутствует четкое понятие причинно-следственных связей, характерное для антич. историографии; его место заняли провиденциализм и связанная с ним мистика чисел и символика знамений. Политич. события, как и судьбы отд. лиц, рассматривались в X. как проявление извечной борьбы бога и дьявола, добра и зла, неба и ада. Войны, бедствия нар. масс, неурожай и мор, стихийные бедствия объяснялись "божьей волей", "карой за грехи", а также кознями "дьявола" — "врага рода человеческого" и происками людей "подлых профессий", а в X. раннего средневековья — также приближением "конца света". Характерные черты X. — вера в чудеса, некритич. отношение к источнику, отсутствие критерия истины. Нередки в X. и моменты прямой фальсификации (напр., ради обоснования древности тех или иных привилегий, предоставленных монастырю, церкви, епископству). В силу этого X. нередко представляют больший интерес как памятники ср.-век. историографии, нежели как ист. источники. В то же время многие X. служат важнейшим источником для изучения политич. истории, а также истории быта, нравов, материальной и духовной культуры. К числу первоклассных источников относятся X. монаха из Нормандии Ордерика Виталия (12 в.), францисканца Салимбене (13 в.), франц. Хроника первых четырех Валуа (14 в.) и др. Гор. X., как правило, превосходят монастырские и рыцарские наличием данных экономич. характера, тогда как последние (особенно рыцарские) важнее для истории дипломатии и войн.
=====
Значит. интерес представляют иллюстрированные X. Миниатюры ср.-век. X. являются не только своеобразным ист. источником, но и памятниками искусства (особую известность получили относящиеся к 15 в. миниатюры "Больших франц. хроник").
=====
X. как тип ист. сочинения получили в ср. века распространение во всех странах Зап. и Центр. Европы. Особую обширную группу составляют византийские X. (см. в ст. Византийская культура) — всемирные и посвященные истории империи. Визант. X. оказали значит. влияние на летописание в странах Вост. и Юго-Вост. Европы.
=====
С началом эпохи Возрождения происходит постепенный упадок хронистики, что отразило общий идейно-методологич. кризис ср.-век. историографии. Историки-гуманисты отвергли теологич. трактовку истории и выдвинули в качестве важнейшей задачи ист. сочинений установление естеств. причин ист. событий.
=====
Назв. "X." закрепилось в европ. ист. науке также за многими произведениями ср.-век. историографии стран Востока. В Др. Руси (и в ряде других слав. стран) произведения, соответствующие X., носили название летописей (летописцев) и хронографов.
=====
В новое и новейшее время термин "X." употребляется в качестве названия обзоров событий за к.-л. период (напр., X. политическая, культурная, спортивная). Термин "X." входит в наименование нек-рых художеств. произведений (П. Мериме, "Хроника двора Карла IX", 1829; С. Т. Аксаков, "Семейная хроника и Воспоминания", 1856).
=====
Лит.: Косминский Е. А., Историография средних веков, (М.), 1963; Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.-Л., 1964; Люблинская А. Д., Источниковедение истории средних веков, Л., 1955; Мелик-Гайказова (Гюрджан) Н. Н., Французские хронисты XIV в. как историки своего времени, М., 1970; Wattenbach W., Das Schriftwesen im Mittelalter, 4 Aufl., Graz, 1958; Lorenz O., Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter..., 3 Aufl., Bd 1-2, В., 1886; Brincken A. D. von, Studien zur lateinischen Weltchronik, Dss., 1957; Grundmann H., Geschichtsschreibung im Mittelalter, Gttingen, (1965); Poole R. L., Chronicles and annals, Oxf., 1926; Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., Mnch., 1897.
=====
О. Л. Вайнштейн. Ленинград.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru