Определение слова «Рассудок»

Толковый словарь Ушакова:

РАССУ́ДОК, рассудка, мн. нет, ·муж.
1. Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность, то же, что разум в 1 ·знач. (·книж. ). Деятельность рассудка. Категории рассудка.
2. Нормальное, обычное состояние человеческого сознания. «Я не совсем еще рассудок потерял от рифм бахических, шатаясь на Пегасе.» Пушкин. Лишиться рассудка.
3. Общепризнанный здравый смысл, определяющий поведение человека. «Рассудку вопреки, наперекор стихиям.» Грибоедов. Вот ты *****

Толковый словарь Кузнецова:

рассудок
РАССУДОК -дка; м.
1. Способность логически мыслить, рассуждать, осмыслять действительность; ум, сознание, разум (1 зн.). Деятельность рассудка. Быть в полном, здравом рассудке (быть в состоянии здраво мыслить, рассуждать). Приходить в р. (о возвращении к кому-л. способности мыслить, соображать). Потерять р.; лишиться рассудка (сойти с ума).
2. Здравый смысл, определяющий поведение человека; разумность. Здравый р. Подчинять страсти рассудку. Р. подсказал правильное решение. Прислушаться к голосу рассудка (к разумной мысли, к трезвым рассуждениям).

Малый академический словарь:

рассудок
-дка, м.
1.
Способность логически мыслить, рассуждать, осмыслять действительность; ум, сознание.
Деятельность рассудка.
2.
Нормальное состояние человеческого сознания.
Потерять рассудок.

Матушка была в каком-то оцепенении; я даже боялась за ее рассудок. Достоевский, Бедные люди.
3.
Здравый смысл, определяющий поведение человека; разум.
Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Н. Некрасов, Памяти Добролюбова.
[Дон Жуан:] Чего же ждать? Не буду малодушен, Чувствительность рассудком изгоню, Без нежных вздохов и без колебаний Пойду я прямо к цели. А. К. Толстой, Дон Жуан.

быть в полном рассудке
быть в нормальном психическом состоянии.

Словарь антонимов русского языка:

РАЗУМ — БЕЗУМИЕ
Германец охотно признает, что в основе бытия лежит не разум, а бессознательное, Божественное безумие. Н. Бердяев. Судьба России.
Роскошь есть безумие, уродливое и неестественное уклонение от указанных природой и разумом потребностей. И. Гончаров. Фрегат «Паллада».
Спасая свое человеческое достоинство, человек бежит от разума в безумие, от мирового порядка в «разрушение и хаос». Мережковский. Грядущий хам.
Но граница между разумом и безумием где-то уже сместилась. Иногда вполне здравый моряк, до этого разумно рассуждавший, вдруг прыгал за борт и уплывал прочь от спасательного понтона, что-то восторженно крича, и навсегда пропадал в вечности океана. Пикуль. Реквием каравану PQ-17.
Ср. Разум — чувство. Ум — безумие
РАЗУМ — ЧУВСТВО
Ум — чувство
Жить разумом — жить чувствами.
Веками складывалось у нас представление, что чувства — дело ненадежное: дай сердцу волю, заведет в неволю. Разум же призван навести порядок в этом хаосе и направить его на цели благие. Литературная газета, 6 окт. 1971.
РАЗУМ — СЕРДЦЕ
— Пойми же, что это не доброта, не любовь, а малодушие, распущенность, яд! Что делает разум, то разрушают ваши дряблые, никуда не годные сердца! ... Любовь к человеку должна находиться не в сердце, не под ложечкой и не в пояснице, а вот здесь! Фон Корен хлопнул себя по лбу. Чехов. Дуэль.
Разум говорит мне — спорь, а сердце — не надо. Я молчу. М. Горький. Лето.
УМ — СЕРДЦЕ
Разум — сердце (см.)
Он всегда постигает сердцем, чего, может быть, и не сумеет объяснить себе умом. А. К. Толстой. Князь Серебряный.
Ум ли ищет оправдания, Сердце ль памятью живет И за смутное грядущее Прошлых мук не отдает? К. Фофанов. Как стучит уныло маятник...
Она хмыкнула носом и беззащитно смахнула слезу в уголке глаза: — У вас злой ум и доброе сердце! К. Симонов. 20 дней без войны.
Я всегда с интересом относился к театру на Таганке. Но, откровенно говоря, больше принимал его умом, чем сердцем. И я доволен, что именно в прошлом сезоне этот театр, как говорится, вошел в мою душу. В. Розов. Театры поднимают занавес.
Но кое-что старик все же приобрел — если не для сердца, то по крайней мере для ума. Л. Борисов. Ход конем.
РАССУДОК — СЕРДЦЕ
О память сердца! ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальной. Батюшков. Мой гений.
Голос сердца с голосом рассудка Начинает ярую борьбу. С. Смирнов. Уникальная операция.
РАССУДОК — СТРАСТЬ
Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Некрасов. Памяти Добролюбова.
Что страсти? Ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка. Лермонтов. И скучно, и грустно...
РАЗУМ — ИНСТИНКТ
Как и вы, я инстинктивно боюсь смерти. Но инстинкты инстинктами, а разум разумом. Меня интересует, как будут выглядеть бессмертные в быстро меняющихся условиях жизни. Бестужев-Лада. Жить вечно. Возможно ли? Целесообразно ли?
Эрнест Павлович, повинуясь уже не разуму, а инстинкту, как преследуемый собаками кот, взлетел на девятый этаж. Ильф и Петров. Двенадцать стульев.
Ср. Разум — безумие

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
рассудок, -дка

Толковый словарь Ожегова:

РАССУДОК, дка, м.
1. Способность к мыслительной деятельности, к осмыслению чего-н. Деятельность рассудка. Лишиться рассудка (сойти с ума).
2. Здравый смысл, разумность. С рассудком поступать. Голос рассудка (разумная мысль).
| прил. рассудочный, ая, ое (к 1 знач.).

Новая философская энциклопедия:

РАССУДОК – тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет прежде всего упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности. В то же время абсолютизация в рассудке определенности и устойчивости форм мысли и их упорядочивающей функции приводит к известной скованности рассудочного мышления, опасности его догматизации, необходимости коррекции этих недостатков в реальном, живом познании многообразия действительности. В философской традиции рассудок как начальная, низшая стадия мышления противопоставлялась разуму [РАЗУМ]как более высокой познавательной способности. Наиболее детально типология рассудка и разума была проанализирована в немецкой классической философии у Канта и Гегеля. Они исходят из того, что рассудок выступает как мыслительная деятельность в рамках определенных фиксированных мыслительных структур, «конечных определений мысли», по выражению Гегеля. Основная функция рассудка в процессе этой деятельности – упорядочивание, структуризация внешнего материала, заданного чувственностью, способностью созерцания. По Канту, все определения рассудка как спонтанности знанияпротивоположность восприимчивости, чувственности), как способности мыслить и образовывать понятия или суждения сводятся к одному – способности рассудка давать правила (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3, с. 716–717). Осуществляя нормативно-ассимиляционную функцию по отношению к материалу чувственности, рассудок привносит форму в знание, содержание которого задается чувственным созерцанием. При этом Кант считает, что применение правил рассудка в реальном познании должно обязательно опосредствоваться т.н. способностью суждения – возможностью живого человеческого сознания применять общее нормативное правило в конкретной ситуации.
В своей концепции рассудка как нормативно-ассимиляционной функции мышления Кант по существу фиксирует специфику работы мышления в режиме «закрытой рациональности», предполагающей познание в рамках заданной системы предпосылок. В отличие от Гегеля, признавшего, хотя и с значительными оговорками, роль рассудка в познании, но настаивавшего на том, что мышление в наибольшей степени реализует свой творческий потенциал в разуме, Кант ограничивал познавательные возможности мышления только деятельностью рассудка на основе выделенных им в «Критике чистого разума» неизменных априорных предпосылок, представлявших канонизацию традиционной системы философских категорий и исходных основоположений современной ему научной картины мира. Признавая за Кантом несомненную заслугу выявления особой функции исходных предпосылок познавательных систем (научных картин мира, парадигм, исследовательских программ и пр.), современная методология науки в то же время отвергает абсолютизацию любых таких исходных посылок в духе кантовского априоризма, предусматривая возможности их совершенствования или даже отбрасывания. Т.о., «закрытость» мысли как рассудка должна рассматриваться в более широких контекстах и перспективах ее «открытости».
В.С.Швырев

Социологический словарь:

РАССУДОК — англ. reason; нем. Vernunft. 1. Способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. 2. Здравый смысл.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Разум (в тесном смысле — два вида мыслительной деятельности человека, которых различие и взаимное отношение понималось неодинаково в тех или других философских учениях. Независимо от этого необходимо установить точный основной смысл терминов, что без произвола может быть сделано лишь на почве этимологии и общего сознания. Так как наши понятия в самостоятельной форме существительных легко поддаются нежелательному гипостазированию, т. е. невольному представлению действий и функций человеческого мышления как особых сил или сущностей, то следует более держаться форм глагольных и отглагольных. Существенное различие двух рассматриваемых понятий видно уже из того, что разумение бывает и без рассуждения; можно прямо воспринимать (vernehmen, откуда Vernunft) смысл чего-нибудь, как это бывает, напр., с истинными поэтами, интуитивное разумение которых не только не предполагает, но и исключает рассуждение (в качестве основы их деятельности): о поэтическом произведении, сочиненном по рассудку, говорятся только в смысле порицания, как и о научном трактате, внушенном фантазией. С другой стороны, несомненно, что можно рассуждать без разумения. Вообще мы рассуждаем о каком-нибудь предмете для того, чтобы уразуметь его истинный смысл; следовательно, такое разумение, как действительное состояние мысли, является лишь в конце, а не в начале рассуждения. Различается, таким образом, двоякое разумение: интуитивное (присущее непосредственному сознанию и возвышаемое поэтическим и всяким другим вдохновением), не основанное на рассуждении, но могущее, а для полноты и ясности долженствующее им сопровождаться — и разумение дискурсивное, добываемое посредством рассуждения. Нормальный мыслительный процесс исходит, таким образом, из данного в той или другой форме (во всяком случае — в форме человеческого слова) прямого разумения, где некоторое мысленное содержание берется в своей слитности, — проходит затем через рассуждение, т. е. намеренное разделение и противопоставление мысленных элементов, и приходит к их сознательному и отчетливому соединению, или внутреннему сложению (синтезу). Отношение рассуждения к разумению всего точнее и полнее представлено в философии Гегеля, тогда как у Канта оно затемнено его односторонним субъективизмом и разными искусственными построениями, а у Шеллинга недостаточно выяснено и оценено значение рассудочной стороны мышления. Шопенгауэр придает терминам Vernunft и Verstand значение обратное общепринятому. О Р. и разуме как способах познавания истины см. Философия.
Вл. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru