Определение слова «ПЕРИОД»

Большой энциклопедический словарь:

ПЕРИОД — в геологии — крупный интервал геологического времени, в течение которого образовались горные породы, составляющие геологическую систему. Периоды разделяются на геологические эпохи.
ПЕРИОД — в поэтике (особенно в риторике) — развернутое сложноподчиненное предложение с четкой интонацией и членением на колоны (пример — все стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива" М. Ю. Лермонтова).
ПЕРИОД — в музыке, см. Музыкальная форма.
ПЕРИОД (от греч. periodos — обход, круговращение, определенный круг времени) — 1) промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс.
2) Этап общественного развития, общественного движения.

Большая советская энциклопедия:

I
Период (от греч. perodos — обход, круговращение, определённый круг времени)
1) промежуток времени, в течение которого совершается какой-либо процесс. 2) Этап общественного развития, общественного движения. См. также Период в музыке, Период в риторике, Период колебаний и др.
II
Период
в риторике, пространное сложноподчинённое предложение, отличающееся полнотой развёртывания мысли и законченностью интонации. Полнота мысли достигается включением второстепенных предложений, всесторонне освещающих содержание главного предложения (по схеме «кто? что? где? какими средствами? почему? как? когда?»). Законченность интонации достигается тем, что синтаксическая конструкция, открывающаяся в начале П., замыкается лишь в его конце, а все остальные придаточные предложения и обороты вставляются в неё как в рамку, своим нагнетанием усиливая ожидание связующего конца фразы. Длина П. не превосходит объёма дыхания; мелодия голоса членит П. на восходящую часть (протасис) и нисходящую (аподосис); паузы — на несколько Колонов, как правило, не более 4. Периодическое построение речи обычно разрабатывается в эпоху становления национального литературного языка (4 в. до н. э. в Греции, 1 в. до н. э. в Риме, 17 в. во Франции, 18 в. в России). Пример (Цицерон, начало речи «За Лициния Архия», перевод С. Кондратьева): «Если я обладаю, почтенные судьи, хоть немного природным талантом,— а я сам сознаю, насколько он мал и ничтожен; если есть во мне навык к речам,— а здесь, сознаюсь, я кое-что уже сделал; если есть для общественных дел и польза и смысл от занятий моих над твореньями мысли и слова, от научной их проработки,— и тут о себе скажу откровенно, что в течение всей моей жизни я неустанно над этим трудился,— так вот, в благодарность за всё, чем я теперь обладаю, вправе потребовать здесь от меня, можно сказать, по законному праву, защиты вот этот Лициний».
М. Л. Гаспаров.
III
Период
в музыке, построение, излагающее законченную или относительно законченную музыкальную мысль. Обычно состоит из двух частей (предложений) по 4 или 8 тактов, различающихся каденциями (половинная в первом и полная во втором предложении). См. Музыкальная форма.

Экономический словарь терминов:

Срок протекания экономического процесса, действия, плана, договора, гарантии, уплаты долгов, внесения налогов, выполнения работ (гарантийный период, плановый период, период обложения, период окупаемости).

Большой словарь иностранных слов:

Периода, м. [греч. periodos] (книжн.). 1. Промежуток времени, в течение которого заканчивается какой-н. повторяющийся процесс (науч.). Синодический период обращения планеты (время, в течение которого планета совершает один полный оборот вокруг Солнца; астр.). Период колебательного движения (время, в течение которого тело возвращается в исходное положение). 2. Промежуток времени, противопоставляемый другим, определенный срок, в течение которого что-н. происходило, произошло. В период подготовки чего-н. || Промежуток времени, характеризующийся тем или иным социально-политическим, культурно-историческим явлением, отдельная часть какого-н. исторического процесса. Классический период русской литературы. 3. Часть эры, делящаяся в свою очередь на эпохи (геол.). Верхняя эпоха мелового периода мезозойской эры. 4. Промежуток времени, в течение которого заканчивается какой-н. процесс (науч.). Инкубационный период болезни. 5. Величина, выражающая промежуток, через который повторяется значение функции (мат.). 6. Группа повторяющихся цифр в бесконечной десятичной дроби (мат.). 7. Сложное синтаксическое построение для подробного развития мысли (предложение, распространенное многими второстепенными членами или многими придаточными предложениями, или же соединение многих равносильных предложений), употребляемое как стилистический прием с целью благозвучия, которое достигается ритмическим расположением частей, повышением и понижением голоса (лит.). Простой период (с многими главными предложениями).

Толковый словарь Кузнецова:

период
ПЕРИОД -а; м. [греч. periodos — обход, круговращение]
1. Промежуток времени в развитии чего-л., охватывающий какой-л. законченный процесс. Зимний п. Инкубационный п. Переходный п. П. цветения. Послевоенный п. П. болезни.
2. Этап общественного развития, общественного движения. П. коллективизации, индустриализации. П. нэпа. Петровский п. русской истории.
3. Спец. Промежуток времени, в течение которого образовались горные породы, в совокупности составляющие геологическую систему; делится на эпохи. Каменноугольный п. палеозойской эры. Третичный п.
4. Спец. Время между началом реакции и моментом достижения ею скорости, доступной экспериментальному наблюдению. П. полураспада (промежуток времени, за который число радиоактивных атомов радиоактивного нуклида уменьшается вдвое).
5. Спец. Промежуток времени, в течение которого заканчивается какой-л. повторяющийся процесс. П. колебания. П. волны. П. обращения луны.
6. Матем. Группа повторяющихся цифр в бесконечной десятичной дроби. П. функции (величина, при прибавлении которой к аргументу некоторой функции, значение функции не меняется). П. дроби (повторяющаяся определённая группа цифр).
7. Грамм. Сложное синтаксическое целое, состоящее из одного сложного предложения или из соединения нескольких, характеризующихся грамматической, лексической, интонационной связанностью.
8. Муз. Небольшое законченное построение, образованное соединением двух предложений (8 или 16 тактов), излагающих тему музыкального произведения.
Периодический; Периодичный (см.).

Малый академический словарь:

период
-а, м.
1.
Промежуток времени в развитии чего-л., характеризующийся теми или иными признаками, особенностями.
Зимний период. Инкубационный период. Переходный период. Период цветения. Период строительства социализма. Послевоенный период.

В продолжение всего первого периода моей болезни все ночи я спал хорошо. С. Аксаков, Воспоминания.
В период летних дождей вода, стекающая с окрестных гор, переполняет реку и разливается по долине. Арсеньев, По Уссурийской тайге.
— Я здесь двадцать лет не был. --- — Период довольно значительный, — согласился шофер. Паустовский, Клад.
2. спец.
Промежуток времени, в течение которого заканчивается какой-л. повторяющийся процесс.
Период колебания.
3. геол.
Промежуток времени, в течение которого образовались горные породы определенной геологической системы отложений; часть эры, делящаяся в свою очередь на эпохи.
Каменноугольный период палеозойской эры.
4. мат.
Группа повторяющихся цифр в бесконечной десятичной дроби.
5. грамм.
Сложное синтаксическое целое, состоящее из одного сложного предложения или из соединения нескольких предложений, части которого связаны между собой грамматически, лексически и интонационно.
[греч. ]

Музыкальная энциклопедия:

(от греч. periodos — обход, круговращение, определённый круг времени) — простейшая композиционная форма, входящая в состав более крупных форм или имеющая самостоят. значение. Осн. функция П.- изложение относительно законченной муз. мысли (темы) в произв. гомофонного склада. Встречаются П. разл. структуры. Одна из них может быть определена как основная, нормативная. Это П., в к-ром возникает симметрия двух составляющих его предложений. Они начинаются одинаково (или сходно), но завершаются разл. каденциями, менее законченной в первом и более законченной во втором предложении. Наиболее распространённое соотношение каденций — половинная и полная. Окончанию на доминантовой гармонии в конце первого предложения отвечает окончание на тонике в конце второго (и периода в целом). Возникает гармоническое соотношение простейшей автентич. последовательности, что способствует структурной целостности П. Возможны и др. соотношения каденций: полная несовершенная — полная совершенная и т. п. В виде исключения соотношение каденций может быть обратным (напр., совершенная — несовершенная или полная — неполная). Встречаются П. и с одинаковыми каденциями. Один из распространённых вариантов гармонич. строения П.- модуляция во втором предложении, чаще всего в доминантовую сторону. Это динамизирует форму П.; модулирующий П. применяется исключительно как элемент более крупных форм.
Важную роль играет и метрич. основа П. Типичной для многих (но не всех) стилей и жанров европейской музыки является квадратность, при к-рой число тактов в П. и в каждом предложении равно степени числа 2 (4, 8, 16, 32). Квадратность возникает благодаря постоянной смене лёгкого и тяжёлого тактов (или, наоборот, тяжёлого и лёгкого). Двухтакты группируются по два в четырёхтакты, четырёхтакты — в восьмитакты и т. д.
На равных правах с описанной применяются и др. структуры. Они образуют П., если выполняют ту же функцию, что и осн. тип, а отличия в структуре не выходят за пределы некоей меры, зависящей от жанра и стиля музыки. Определяющие признаки этих вариантов — тип использования муз. материала, а также метрич. и гармонич. строение. Напр., второе предложение может не повторять первое, а продолжать его, т. е. быть новым по муз. материалу. Такой П. наз. П. неповторного или единого строения. Два неоднородных предложения также объединяются в нём сопряжением каденций. Однако П. единого строения может и не делиться на предложения, т. е. быть слитным. В этом случае нарушается важнейший структурный принцип П. И всё же построение остаётся П., если оно излагает опредсл. тематич. материал и занимает то же место в форме целого, что и нормативный П. Наконец, существуют П., состоящие из трёх предложений с самым разл. соотношением тематич. материала (а1 а2 а3; ab1b2; abc и др.).
Отклонения от осн. типа П. могут касаться и метрич. строения. Симметрия двух квадратных предложений может быть нарушена расширением второго. Так возникает очень распространённый расширенный П. (4 + 5; 4 + 6; 4 + 7 и др.). Реже встречается сокращение второго предложения. Существуют и П., в к-рых неквадратность возникает не в результате преодоления изначальной квадратности, а сама по себе, как свойство, органически присущее данной музыке. Такие неквадратные П. типичны, в частности, для рус. музыки. Соотношение количества тактов при этом может быть различным (5 + 5; 5 + 7; 7 + 9 и др.).
По окончании П., после заключит. каденции, может возникнуть дополнение — построение или ряд построений, по своему муз. смыслу примыкающие к П., но не обладающие самостоят. значением.
П. часто повторяется, порой с рядом фактурных изменений. Если же изменения при повторении вносят нечто существенное в гармонический план П., в результате чего он завершается др. каденцией или в др. тональности, то возникает не П. и его вариантное повторение, а единая структура сложного П. Два сложных предложения сложного П.- это два бывших простых П.
П. возник в европ. проф. музыке в эпоху зарождения гомофонного склада, пришедшего на смену полифоническому (16-17 вв.). Большую роль в его формировании играли нар. и бытовые танц. и песенно-танц. жанры. Отсюда тенденция к квадратности, составляющей основу танц. музыки. В этом сказалась и нац. специфика муз. иск-ва зап.-европ. стран — в нем., австр., итал., франц. нар. песне также господствует квадратность. Для рус. протяжной песни квадратность нехарактерна. Поэтому органич. неквадратность широко распространена в рус. музыке (М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов).
П. в проф. инстр. музыке в большинстве случаев представляет начальную часть более крупной формы — простой двух- или трёхчастной. Лишь начиная с Ф. Шопена (Прелюдии, ор. 25) он становится и формой самостоятю произв. В вок. музыке П. завоевал прочное место как форма куплета в песне. Существуют и некуплетные песни и романсы, написанные в форме П. (романс С. В. Рахманинова "Здесь хорошо").
Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1, М., 1934, о. 68; Способин И., Музыкальная форма, М.-Л., 1947; М., 1972, с. 56-94; Скребков С., Анализ музыкальных произведений, М., 1958, с. 49; Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 115; Ройтерштейн М., Музыкальные формы. Одночастная, двухчастная и трёхчастная формы, M., 1961; Музыкальная форма, под общей ред. Ю. Тюлина, М., 1965 с. 52, 110; Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 493; Бобровский В., О переменности функций музыкальной формы, М., 1970, с. 81; Prout E., Musical form, L., 1893 (рус. пер.- Ppaут Э., Музыкальная форма, М., 1900, с. 17-31, 32-42, 75-94, 1917); Ratnеr L. G. Einghteenth century theories of musical period structure, "MQ", 1956, v. 42, No 4.
В. П. Бобровский.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
период, -а

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

адренархе
антропоген
антропозой
виценниум
времена
время
глубокоснежье
гляциал
голоцен
девон
день
дни
доистория
докембрий
допубертат
дюрация
замятня
зимовка
зрелость
индикт
индиктион
интергляция
калимий
кампания
карбон
кембрий
криогений
криптозой
ледниковье
мезолит
мел
метакинез
микропериод
миоцен
момент
навигация
неоархей
неоген
неодевон
обскурация
однокашничество
ордовик
ордовиций
орозирий
отрезок времени
палеоген
палеолит
палеоцен
пентада
пермь
повозница
полоса
понтификат
пора
постпубертат
препубертат
промежуток
промежуток времени
пубертат
рамооборот
раунд
риасий
сарос
сеиченто
сессия
сидерий
силур
силурийский
срок
стадия
старость
статерий
стений
страница
ступень
ступенька
суперпериод
тайм
термопериод
тоний
триас
фаза
фазинг
фазис
цолькин
час
часы
чир
эдиакарий
эктазий
эонотема
эпоха
эра
этап
юра

Этимологический словарь Макса Фасмера:

период
начиная с Петра I (Смирнов 224). Через франц. priode из лат. periodus от греч. "обращение, оборот" (первонач. – из астрономии); см. Дорнзейф 17.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru