Определение слова «НИЧТО»

Толковый словарь Ефремовой:

ничто
I ср.
1. Предмет, не имеющий никакой цены.
2. перен. То, что лишено всякого значения; пустяк.
II предик. разг.
Оценочная характеристика кого-либо как ничего собою не представляющего, являющегося чуждым, постороним.
III местоим.
Ни один предмет, ни одно дело, никакое явление.

Толковый словарь Ушакова:

НИЧТО́ [что], Ничего, ничему, ничем, ни о чём (см. §72), ср., мест. ·отриц.
1. Ни один (предмет, дело, явление). «Из ничего не выйдет ничего.» (посл.) «Ничто не трогало его.» Пушкин. «Уж если делать — так всё или ничего.» А.К.Толстой. Сегодня он ничем не занят. Ни о чем не думать.
2. перен., в знач. сущ. ничто (что), Ничего, ср. Ничтожество, то, что лишено всего, всякого значения. Превратиться в ничто.
Ничто иное или ничто другое (кроме) — то же, что ничто в 1 ·знач. (не смешивать с не что иное, как...). Ничто иное меня не занимает. Ничем ничего (·обл.)совсем ничего. «Нету ничем ничево-то, кроме трясины и мхов!» Некрасов. Ничего подобного — см. подобный. Ни к чему, ни с чем и т.п. — см. что.

Большой энциклопедический словарь:

НИЧТО — категория ряда философских систем, означающая отсутствие, небытие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще.

Толковый словарь Даля:

ничто
НИЧТО местоим. отриц. для предметов неживых, неодушевленных, безличных, как никто для личных; никакая вещь, никоторый предмет, ни одно дело. Сколько добра на ничто извел, ни на что, попусту. Ему все ничего; ему все нипочем. Ничем ничего. За ничто ничего не купишь. Из ничего один только Бог свет создал. Ничего-то у нас и дома много. Ничего-то и у нас припасено. Дожили до того, что не осталось ничего. В одном кармане пусто, в другом нет ничего. У одного ничего, у другого совсем чисто. Худо жить тому, у кого ничего нет в дому. Кому того-сего, а кому и ничего. Кому ничего, а нам столько же (а нам не больше того). Ничто его не тешит, ничего он не желает, ничему не верит, ничем не дорожит, ни о чем не заботится. Предлог вставляется: я остался ни с чем, ни при чем. Обращать в ничто, ничтожить, уничтожать что-либо. Новый управитель все поничтожил, что старый заводил. Ярмарка уничтожена, упразднена. Ничем руки не подымешь, тамб. никак, низачто или никоим образом. Ничтожный, бездельный, пустой, незначительный, неважный; || весьма малый или слабый, бессильный, тленный, бренный; || суетный, презренный, недостойный, Это счет ничтожный, издержка ничтожная. Человек ничтожный, без веса, силы, значенья; неизвестный, темный. Это ничтожные силы. Он занимается ничтожными забавами. ничтожность ж. свойство, качество по прилаг. Ничтожество ср. небытие, состоянье уничтоженного, обращенного в ничто, или не существующего; || незначительность, не важность, слабость, бессилие, ничтожность. По ничтожности этого труда, он не обременителен. Он известен ничтожностью происков своих. Все существенное перейдет в ничтожество; духовное же бытие с ничтожеством несовместимо. Этот человек в ничтожестве своем зазнался. Ничего, род. пад. ничто, обратилось в нареч. пусть, нетронь, не мешает; сойдет с рук, порядочно, сносно, годно; авось пройдет и пр. Каково торговали? "Ничего". Он ведет себя ничего. Лошадь негодна! "Ничего, живет". Ничем ничего нет: ничевохонько не осталось, твер. ничевушко. Ничевошник м. ничевошница ж. кому все нипочем, кто ко всему приговаривает ничего. Начевуха, непряха, не рукодельница. Ничевли м. мн. калужск.-мас., беспамятство, забвенье, обморок. Я шел, словно в ничевелях.

Толковый словарь Кузнецова:

ничто
НИЧТО [шт], ничего, ничему, ничем, ни о чём (в сочет. с предлогами пишется раздельно: ни за что, ни для чего, ни у чего, ни с чем, ни при чём и т.п.); местоим. сущ. (в отрицат. предл.). Ни один, никакой предмет, ни одно, никакое явление, дело и т.п. Ни о чём не думать. Ничего не видно. Ничем не отличаться. Я не могу ничего делать. Их н. не волнует. Ничему не удивляйся. В магазинах ничего нет. Ничего нельзя трогать. Целый день я ничего не ел. Ничего не значит (не имеет значения, не играет никакой роли.). Ничего не поделаешь, ничего не попишешь (невозможно сделать, поступить так, как хочется, невозможно изменить, необходимо смириться с тем, что есть). Ничего не скажешь (согласен, возразить нечего). Ничего не стоит (не стоило) кому-л. (с инф.; не представляет трудности, легко, просто). Ничего подобного (решительно возражаю, не согласен). Ни во что не ставить (считать) кого (совершенно не считаться с кем-л., не уважать кого-л., относиться с пренебрежением к кому-л.). Ни на что не похоже (никуда не годится, очень плохо, дурно).
Всего ничего; Ровным счётом ничего. Очень мало.
Ничто, ничего, ничем (других форм нет); м. и ср. О том, кто (что) ничего собой не представляет, является чуждым, посторонним или незначительным, ничтожным для кого-л. Он для нас н. Такой человек не н. Считать, держать за н. С тех пор она для нас н. Деньги в любви н. Искусство для этих людей н. Кончиться, закончиться ничем (безрезультатно, безуспешно). За н. покупать (очень дёшево). Превращать в н. (уничтожать). Превратиться, обратиться в н. (исчезнуть; полностью разрушиться). Сделать из ничего (ничего не имея; из чего-л. малого, ничтожного.). * Много шуму из ничего (Погов.). Ни за что (ни про что), в зн. нареч. 1. Совершенно зря; напрасно. Погиб ни за что ни про что. -2. Без какой-л. причины, основания. Отругать ни за что. Ни за что, в зн. нареч. 1. (в отрицат. предл.). Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах; никогда. Не соглашайся ни за что. -2. Никаким образом, несмотря на все усилия; никак. Искал, но ни за что не мог найти. Ни к чему, в функц. сказ. О ком-, чём-л. ненужном, нежелательном. Ты здесь ни к чему. Смеяться тут ни к чему. Соль — ни к чему. Ни при чём, в функц. сказ. О ком-, чём-л. непричастном к чему-л. Ни с чем, в зн. нареч. Ничего не получив; не добившись никакого результата. Пошли в магазин, вернулись ни с чем. Пришла из прачечной ни с чем. Обратились в суд, но остались ни с чем. Без ничего, в зн. нареч. 1. Ничего не имея, не приобретя. Поехали за грибами, вернулись без ничего. Идти в гости без ничего. -2. в функц. сказ. Ничем не сопровождаемый, один. Чай без ничего. Суп без ничего. Она была без ничего (голая).

Малый академический словарь:

ничто
ничего, ничему, ничем, ни о чём; мест. отрицат.
1. (в сочетании с предлогами пишется раздельно: ни за что, ни для чего, ни у чего, ни с чем, ни при чем и т. д.).
Употребляется в отрицательных предложениях и обозначает: ни один, никакой предмет, ни одно, никакое явление, дело и т. п.
Ни о чем не думать. Ничего не видеть. Ничем не отличаться.

Я не могу ничего делать и не могу ни о чем думать. Гаршин, Трус.
Генералу очень понравилось, что во внешнем виде Озерова ничто не говорило о его долгих и трудных скитаниях. Бубеннов, Белая береза.
Целый день я ничего не ел. Исаковский, На Ельнинской земле.
2. в знач. сущ: ничто, нескл., ср.
О ком-, чем-л., не имеющем никакой цены, лишенном серьезного значения.
— Мои товарищи теперь еще ничто, а я на ваканции полкового командира. Л. Толстой, Война и мир.
Труд великое дело! Без труда человек ничто! Дегтярев, Моя жизнь.
3. в знач. сущ. ничто, ничего, ср.
Отсутствие чего бы то ни было, пустота, небытие.
Голубые глаза Поздняка из-под выцветших бровей жадно и цепко ощупывали каждый бугорок и ложбинку, каждый кустик и дерево, словно хватались за них, --- чтобы не оторвало, не унесло черт знает куда, в какое-то ничто. Грибачев, Кто умрет сегодня…

- ничего не значить
ничего не поделаешь{ (или не попишешь)}
о невозможности сделать, поступить так, как хочется, о необходимости смириться с тем, что есть.

- ничего не скажешь
- ничего не стоит
- ничего подобного
- всего ничего
- ровным счетом ничего
из ничего{ (сделать, получить и т. п.)}
ничего не имея, из чего-л. ничтожного, незначительного и т. п.
Какой был умный мужик: из ничего нажил сто тысяч. Гоголь, Мертвые души.
превратиться{ (или обратиться)} в ничто
исчезнуть, полностью разрушиться.
кончиться{ (или закончиться)} ничем
оказаться безуспешным.
Разговор, казалось, закончился ничем. Тендряков, Суд.
ни во что не ставить{ (или считать)} {кого}
совершенно не считаться с кем-л., не уважать кого-л., относиться с пренебрежением к кому-л.
Словом, я видел ясно, что дядю в его же доме считали ровно ни во что. Достоевский, Село Степанчиково.
ни за что
ни в коем случае, никогда.
[Князь (Уранову):] Вы, кажется, намерены простить мне долг? Ни за что! Карточный долг — долг чести. А. Н. Толстой, Касатка.
ни за что
ни за что ни про что
совершенно зря, напрасно.
Так ни за что ни про что погиб наш Левка. Гайдар, Конец Левки Демченко.
ни за что считать {кого}
то же, что ни во что не ставить.

- ни на что не похоже
ни к чему {(в знач. сказ.)}
нет в ком-, чем-л. необходимости.
Тебе бы, Семен, в город уйти, а здесь ты ни к чему. М. Горький, Лето.
ни при чем {(в знач. сказ.)}
не быть причастным к чему-л., не являться причиной чего-л.
Они говорят, что я тут ни при чем, что просто несчастный случай. Панова, Спутники.
Да, она была хороша, но платье было ни при чем, ее красило оживление. Кетлинская, Иначе жить не стоит.
ни с чем уйти{ (или остаться, вернуться и т. п.)}
без всего, не получив ничего, не добившись никакого результата.

- как ни в чем не бывало

Словарь антонимов русского языка:

ВСЁ — НИЧТО
Есть души, которые довольствуются кое-чем — даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых — все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемневшей славы. Белинский. Стихотворения М. Лермонтова.
[Барон:] Мне все послушно, я же — ничему; Я выше всех желаний; я спокоен; Я знаю мощь мою. Пушкин. Скупой рыцарь.
Что же делал Бельтов в продолжение этих десяти лет? Все или почти все. Что он сделал? Ничего или почти ничего. Герцен. Кто виноват?
Ср. Все — никто

ВСЕ — НИКТО
Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. Г. Гор. Кумби.
На душе тягостно, скверно. Казалось, ты нужен всем. А на поверку — никому. М. Колесников. Право выбора.
Где все виноваты, там никто не виноват. Пословица.
Ср. Всё — ничто

Новая философская энциклопедия:

НИЧТОотсутствие, небытие конкретного сущего или вообще бытия – один из базовых концептов в ряде систем онтологии. В истории философии, начиная с античности, можно проследить два альтернативных подхода к ничто. В учениях одной группы (философия Платона и неоплатонизм, христианская пантеистическая мистика, системы Шеллинга, Гегеля и др.) ничто причисляется к тем ключевым категориям онтологии (как Бог, бытие, абсолют и т.п.), которые «с самого начала выступают как бесконечные» (Гегель). Общую исходную позицию всех таких систем можно передать формулой Хайдеггера: «Нужно войти в вопрос о бытии до крайних пределов его – до Ничто и включить Ничто в вопрос о бытии» (Heidegger M. Einfhrung in die Metaphysik. Tb., 1953, S. 18). В этих системах отвергается принцип ex nihilo nihil fit (из ничто ничего не возникает) как несовместимый с наличием у категории «ничто» позитивного понятийного содержания («уничтожающий становление», по Гегелю). Путь к вскрытию потенций и предикатов ничто находят, задаваясь «фундаментальным вопросом метафизики» (Хайдеггер): «Почему вообще есть сущее, а не скорее ничто?» В различной форме этот вопрос ставится во всех без исключения системах онтологии и представляет собой, по существу, исходную апорию философского и религиозного мышления. Согласно Хайдеггеру, только исследованием этого вопроса возможно преодолеть начальную дилемму проблемы ничто: либо ничтотолько формальный результат отрицания сущего, концептуальное единство негативных суждений,– и тогда оно никак не есть, не причастно бытию и не имеет категориального статуса; либо же оно – частное сущее (что, очевидно, запрещено самой его дефиницией). Учения, не выходящие за пределы этой дилеммы, реализуют второй подход этой дилеммы к проблеме ничто, противоположный описанному. Утверждая происхождение ничто из формального отрицания, такие системы обладают только формально-логическим понятием ничто, имеющим полностью номиналистическую природу (согласно второму подходу этой дилеммы, источником ничто являются негативные суждения). При этом категория «ничто» оказывается принадлежащей сфере суждения, и проблема ничто целиком изымается из онтологии: «То, чем вещи не являются, никак не относится к их бытию и сущности; можно лишь мысленно соотносить такие соображения с вещами» (Kunz H. Anthropologische Bedeutung der Phantasie. Basel, 1946, S. 85).
Оба описанных понимания проблемы ничто наметились уже в античной философии, где элеаты представляли номиналистическую позицию: «Есть – бытие. А ничто – не есть» (Парменид. О природе. – В кн.: Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989, с. 288), Платон же – противоположную ей: «Когда мы говорим о небытии, мы разумеем... не что-то противоположное бытию, но лишь иное» (Платон. Софист 257b). Для их самоопределения и разграничения сыграло важную роль наличие в греческом языке двух способов выражения отрицания: – как формальное утверждение несуществования, чистое НЕ; – как не-определенность, не-оформленность – отрицание, существенно вторичное по отношению к утверждению, носящее оттенок «уже НЕ» либо «еще НЕ» (очевидно, позиция Платона ориентируется на второе).
К номиналистической трактовке ничто примыкает иудео-христианская доктрина творения, представленная в Ветхом Завете и развитая в патристике. По Библии, «все сотворил Бог из ничего» (2 Мак. 7, 28) актом чистого Своего воления, стоящим вне причинности и необходимости, и потому ничто здесьполнота негации и привации, чистое несуществование, лишенное любых собственных свойств,– аналог античного . Но с другой стороны, здесь не усматривается и чистой номиналистичности ничто: ничто не столько выводится из онтологии в сферу суждения, сколько ставится в дискурс воли, энергии. Четкое ограничение формально-логической трактовкой ничто представлено у Декарта, для которого ничто – исключительно Nihil negativum, входящее в структуру акта негации: «Ничто [означает] лишь то место, в котором нет ничего из того, что, как мы думаем, должно бы в нем быть» (Начала философии, II, 17. – Избр. произв. М., 1950, с. 473). В новом аспекте эту трактовку возродил и усилил Бергсон, который, анализируя мыслительный акт, приходит к выводу, что является принципиально невозможным представить либо помыслить ничто как уничтожение всего бытия (Nihil Absolutum), и поэтому «идея абсолютного небытия, понимаемого как уничтожение всего, есть псевдоидея, не более как слово» (Творческая эволюция. М.–СПб., 1914, с. 253). Эта псевдоидея рождает многие псевдопроблемы, и ее устранение необходимо: чтобы «освободился путь для философии... нужно мыслить Бытие непосредственно, не обращаясь к призраку небытия» (там же, с. 248, 267). У Ницше (еще до Бергсона) эта линия доводится до предела: является псевдоидеей не только ничто, но и бытие; оба концепта, вместе со всем арсеналом европейской метафизики, входят в разряд «ценностей», которые по заслугам обесценились и должны быть отброшены – должно совершиться «преодоление метафизики». Анализируя эту линию, обозначаемую им как «европейский нигилизм», и принимая необходимость «преодоления метафизики», Хайдеггер, однако, находит, что здесь не достигается преодоления – и именно из-за нигилистического отношения к проблеме ничто: «существо нигилизма... принципиальное не-думание о сущности Ничто» (Европейский нигилизм. – В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с. 74), между тем как вопрошание о ничто – исходная установка философствования как такового.
В учениях второй группы ничто причисляется к центральным категориям онтологии. Этот подход присущ многим системам индийской философии (веданта, буддизм). Здесь ничто связано по смыслу – хотя и не отождествляется целиком – с такими базовыми понятиями, как «сансара» (круговорот чувственного бытия) и в особенности «нирвана». Последнее понятие, как предел онтологического процесса, не допускает дискурсивной дефиниции и, хотя часто бывает понимаемо как чистое ничто, в основных текстах трактуется апофатически, как не совпадающее ни с бытием, ни с небытием, ни с каким-либо соединением их. Близкую связь с ничто имеют и понятия других восточных традиций (дзен, даосизм), описывающие состояние, являющееся, подобно нирване, истинной целью существования. В европейской же философии раскрытие положительного содержания проблемы ничто проходило в форме довольно независимой разработки двух взаимно дополняющих аспектов проблемы: ничто в его отношении к Богу, или абсолютному бытию, и в его отношении к человеку.
НИЧТО И БОГ. Ничто как онтологический принцип, рассматриваемый в его отношении к Богу, возникает прежде всего в сфере позднеантичного синкретизма, в пограничье языческих и христианских идей – у Филона Александрийского, во многих гностических системах (наиболее ярко – у Василида), у Псевдо-Дионисия Ареопагита (концепция Божественного мрака), Эригены. Следующий крупный этап – немецкая спекулятивная мистика: Экхарт и его школа (14 в.), Николай Кузанский (15 в.), Яков Бёме (17 в.), а также ряд др. фигур (Себастьян Франк, Ангел Силезиус и др.). В Новое время эта линия иссякает, хотя можно еще отметить ее появление у позднего Шеллинга и в русской религиозной философии (Вл.Соловьев, Бердяев, Булгаков, С.Л.Франк, Карсавин). Обычно здесь фигурирует концепция «Божественного Ничто», изначального непостижимого тождества ничто и Бога, которое развертывается затем в онтологический дискурс. С наибольшей детальной четкостью подобное развертывание представлено у Николая Кузанского и Гегеля; в различных учениях оно предполагалось движимым различными началами: у Бёме – аффективными («Ничто голодает по нечто»), Гегеля – чисто логическими и др. Божественное ничто являлось во множестве форм – Эн-Соф (каббала, Вл.Соловьев), «несущий Бог» (Василид), безосновность и бездна (Экхарт, Бёме, Бердяев), Deus implicitus (Шеллинг), Непостижимое (С.Л.Франк). Оно может сближаться со Сверхсущной Сущностью (Усией) Бога-Троицы (Псевдо-Ареопагит), с Богом-Отцом (Вл.Соловьев, теософские учения) или с усматриваемой в Боге особой «безосновной основой», бездной (Ungrand, Abgrund), которую «Бог содержит в Себе», но которая «не есть Бог... а только основа Его существования» (Шеллинг. Философские исследования о сущности человеческой свободы. – Соч., т. 2. М., 1989, с. 107). В последнем случае (родственные гностикам построения немецкой мистики, Шеллинга, Бердяева) ничто оказывается в Боге независимым от Него принципом и за счет этого делается ключом к решению апорий зла и свободы твари.
НИЧТО И ПРИСУТСТВИЕ. В сер. 20 в., после долгого перерыва, тема ничто вновь в фокусе философских поисков, хотя ставится по-иному: в центре внимания европейского экзистенциализма – острое столкновение индивидуального существования человека (бытия-присутствия, Dasein) с опытом ничто. В экзистенциализме Сартра концепция ничто двойственна: продолжая французскую традицию формально-логической трактовки ничто (Декарт, Бергсон), считая ничто конституируемым отрицаниями, он в то же время отводит ничто центральное место в онтологии. Посредством ничто определяется отношение между бытием (en-soi, в-себе-бытие) и сознанием (pour-soi, для-себя-бытие). Основа конституции сознания – способность к отрицательным суждениям, которые наводняют бытие «отрицательностями» (negatitees), «выделяют Ничто»; вследствие этого ничто по сути может быть отождествлено с сознанием. Напротив, бытие полностью инородно ничто, и, «выделяя ничто», сознание дистанцируется, высвобождается из монолитности бытия, от его власти; поэтому Сартр определяет свободу человека как его способность «выделять ничто» (возводя такую трактовку к Декарту и стоикам). Подобная схема, в которой дискурс бытия видится как дискурс тоталитарного господства, ничто же (понятое формально-логически или чаще деятельностно, как уничтожающая активность) выступает как освобождающая возможность, гарант абсолютной свободы человека, возникает в теме Кириллова у Достоевского («Убить себязначит самому стать Богом»), а уже после (и через) Сартра оказывает влияние на философию Левинаса, а также взгляды различных экстремистских и радикальных направлений.
У Хайдеггера теме ничто посвящена целиком лекция, прочитанная им при вступлении на кафедру, прежде занимаемую Гуссерлем, и названная «Что такое метафизика?» (1929). Отсюда ясна уже ключевая роль темы для его мысли; упрощая, эту роль можно видеть двоякой. 1) В анализе отношения ничтоПрисутствие (Dasein) раскрывается, что опыт ничто – единственный путь к обретению человеком смысла собственного существования. В «Бытии и времени» (1927) представлена аналитика этого опыта, базирующаяся на экзистенциалах ужаса и бытия-к-смерти. 2) В анализе отношения ничто –Бытие (Sein) раскрывается, что «вопрос о ничто пронизывает и скрепляет собою совокупное целое метафизики» (Что такое метафизика? – В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие, с. 24). Хайдеггер строит здесь новую онтологическую позицию. Как у Платона и Плотина, ничто – иное бытию, граница, выявляющая его; но это иное не меон, а динамическое начало, «уничтожительная активность», также имеющая некое «потаенное» бытие. Вместе с тем динамическая взаимопринадлежность Бытия и ничто не есть и Гегелево диалектическое тождество: ничто и бытие соотносятся иначе, как динамическое сочетание в структуре бытия моментов скрытости и открытости. В поздний период эта роль ничто в выявлении потаенной жизни вещей выходит на первый план, раскрываясь в анализе отношения ничтособытие (Ereignis).
Литература:
1. Булгаков С.Н.  Свет Невечерний. М., 1917;
2. Tauler J. Vom eignen Nichts. – Predigten, Bd. 1. Jena, 1907;
3. Kahl-Furtmann G. Das Problem des Nichts. В., 1934;
4. Kuhn Н. Begegnung mit dem Nichts. Mnch., 1950;
5. Sartre J.-P. L’Etre et le Neant. P., 1947.
С.С.Хоружий

Словарь синонимов русского языка:

нареч

абсолютный нуль
десятая спица
зеро
козявка
круглый ноль
маленький человек
мелкая сошка
мелкота
мелочь
мелюзга
миздрюшка
мыльный пузырь
на голом месте плешь
не велика птица
небытие
ни одно никакое дело
ни одно никакое явление
никакой предмет
никто
ничего
ничтожество
ничтожность
ничтожный человек
ноль
ноль без палочки
нуль
отставной козы барабанщик
песчинка
пешка
пигмей
последняя спица в колеснице
прыщ на ровном месте
пустое место
пустой звук
пустота
пшик
пятая спица в колеснице
стрюцкий
тля
червь
червяк
шантрапа
шваль
шиш
шишка на ровном месте
шушваль
шушера

Грамматический словарь Зализняка:

Ничто, ничего, ничему, ничем

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru