Определение слова «система»

Толковый словарь Ушакова:

СИСТЕ́МА, системы, ·жен. (·греч. systema, ·букв. целое из составных частей).
1. Порядок, обусловленный правильным, законорным расположением частей в определенной связи. Привести в систему свои наблюдения. Строгая система в работе. Расположить книги на полках в определенной системе. Нарушить систему.
| Обычный, установленный распорядок чего-нибудь. У него вошли в систему прогулки по утрам.
2. Метод действий, устанавливающий порядок, правила чего-нибудь. Система воспитания. Система работы. «Всё у ней делалось по системе, и дочь свою она воспитала по системе.» А.Тургенев.
3. Совокупность мыслей и положений, подчиняющихся каким-нибудь принципам, идеологическое построение (·книж. ). «Гегель повел философию далее границ, которых не могла переступить система Шеллинга.» Чернышевский. «...Плеханов уже в 80-х годах нанес основной удар народнической системе взглядов...» История ·ВКП(б). Педагогическая система Песталоцци. Поэтическая система футуризма. Философская система Декарта. Художественная система романтизма.
| Классификация (·книж. ). Ботаническая система Линнея.
4. Устройство, структура, представляющая собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей (·книж. ). Нервная система. Кровеносная система. Солнечная система. Шведская система. Система гимнастики. Система международных союзов. Система уравнений (мат.). Периодическая система элементов (·хим. ). Речная система (река с ее притоками). Мариинская система (Совокупность каналов, соединяющих притоки Волги с Онежским озером).
5. Форма общественного устройства. «Партия есть основная руководящая сила в системе диктатуры пролетариата.» Сталин. Экономическую основу Советского Союза составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая *****
(см. метрический1). Система налогов. Система обложения.
6. Конструкция, техническое устройство (·книж. ). Самолет новой системы. Велосипед старой системы.
7. Совокупность пластов земной коры, по времени образования соответствующая определенному геологическому периоду (см. период в 3 ·знач.; геол.).
8. Совокупность хозяйственных единиц, учреждений, организационно объединенных в единое целое (неол.). Работать в системе Центросоюза. Система ОГИЗА.

Большой энциклопедический словарь:

СИСТЕМА — в геологии — основное подразделение общей стратиграфической шкалы, отвечающее естественному этапу в развитии земной коры и органического мира. Соответствует геологическому периоду. См. Геохронология.
СИСТЕМА (от греч. sysntema — целое, составленное из частей; соединение)множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые системы (простейшие биологические системы, организмы, популяции, виды, экосистемы); особый класс материальных живых систем — социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры общества). Абстрактные системы — понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах, лингвистические (языковые) — формализованные, логические системы и др. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, различных специальных теорий систем, в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т. д.

Большой словарь иностранных слов:

Системы, ж. [греч. systema, букв. целое из составных частей]. 1. Порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. Расположить книги на полках в определенной системе. || Обычный, установленный распорядок чего-н. У него вошли в систему прогулки по утрам. 2. Метод действий, устанавливающий порядок, правила чего-н. Система воспитания. 3. Совокупность мыслей и положений, подчиняющихся каким-н. принципам, идеологическое построение (книжн.). Философская система Декарта. || Классификация (книжн.). Ботаническая система Линнея. 4. Устройство, структура, представляющая собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей. Нервная система. Солнечная система. Периодическая система элементов (хим.). 5. Форма общественного устройства. Государственная система. || Форма, способ устройства, организации чего-н.. Десятичная система (способ счета). Метрическая система. 6. Конструкция, техническое устройство. Самолет новой системы. 7. Совокупность пластов земной коры, по времени образования соответствующая определенному геологическому периоду.

Этимологический словарь Крылова:

Заимствование из французского, где systeme восходит к греческому systema, означающему "целое из составных частей".

Малый академический словарь:

система
-ы, ж.
1.
Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.
||
Определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной связи частей чего-л.
Система расстановки книг в библиотеке.

Я осмотрел подробно хозяйство колонистов. Во всем система, порядок, аккуратность. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне.
Достает [Прохор] записные книжки своего первого путешествия и начинает приводить их в систему. Шишков, Угрюм-река.
||
Принятый порядок, установление, распространяющееся на круг каких-л. явлений, каких-л. отношений.
Введение системы аттестаций. Система абонементов в театре. Система ссуд.

Здоровье рабочих становится прочнее благодаря системе отпусков. М. Горький, Ответ.
||
Обычный, привычный порядок, распорядок чего-л.
Сидели гости вечером у нас, Я должен был, по принятой системе, Быть налицо. А. К. Толстой, Портрет.
2. зоол., бот.
Классификация, группировка.
Ботаническая система Линнея.
3.
Совокупность принципов, служащих основанием какого-л. учения.
Философская система Декарта. Педагогическая система Ушинского.

Учение Беккера о языке есть приложение к фактам языка философской системы Гегеля. Чернышевский, Грамматические заметки В. Классовского.
||
Совокупность методов, приемов осуществления чего-л.
Система лечения туберкулеза. Системы фортепьянной игры. Системы воспитания.

— Что за чудо! — говорил Алексей. — Да у нас учение идет скорее, чем по ланкастерской системе. Пушкин, Барышня-крестьянка.
Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина. Каверин, Два капитана.
4.
Совокупность каких-л. элементов, единиц, объединяемых по общему признаку.
Система гласных звуков. Международная система единиц.
|| геол.
Совокупность пластов горных пород, характеризующаяся определенной ископаемой фауной и флорой.
5.
Устройство, структура, представляющие собой единство взаимно связанных частей.
Солнечная система. Система родства у славян. Грамматическая система языка. Корневая система растения. Кровеносная система. Нервная система.
||
Структура, представляющая совокупность хозяйственных единиц, учреждений, объединенных организационно.
Система органов народного просвещения. Система здравоохранения. Работать в системе учреждений Академии наук СССР.
||
Техническое устройство, представляющее совокупность взаимно связанных сооружений, машин, механизмов, служащих одной цели.
Система отопления. Энергетические системы. Оросительная система.
6.
Форма, способ, принцип устройства, организации, производства чего-л.
Избирательная система. Премиальная система оплаты. Двухпалатная система парламента.

Барщинная система хозяйства была подорвана отменой крепостного права. Ленин, Развитие капитализма в России.
||
Форма общественного устройства.
Государственная система. Капиталистическая система. Социалистическая система.
||
Принцип технического устройства, конструкция.
Пулемет-автомат системы Дегтярева. Автоматическая телефонная станция шаговой системы.

[Тракторист Кузин] может управлять тракторами всех систем. Величко, Новый горизонт.

- дисперсная система
речная система
1) река со своими притоками;
2) совокупность рек какой-л. страны, местности, части света.

- сигнальные системы
[От греч. — (целое), составленное из частей, соединение]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
система, -ы

Новейший философский словарь:

СИСТЕМА (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами С. превышает энергию их связей с элементами других С, и задающая онтологическое ядро системного подхода. Формы объективации этой категории в разных вариантах подхода различны и определяются используемыми теоретико-методологическими представлениями и средствами. Характеризуя С. как таковую в самом общем плане, традиционно говорят о единстве и целостности взаимосвязанных между собой элементов. Семантическое поле такого понятия С. включает термины «связь», «элемент», «целое», «единство», а также «структура»схема связей между элементами. Исторически, термин С. возникает в античности и включается в контекст философских поисков общих принципов организации мышления и знания. Для понимания генезиса понятия С. принципиален момент включения мифологических представлений о Космосе, Мировом порядке, Едином и т.п. в контекст собственно философско-методологических рассуждений. Например, сформулированный в античности тезис о том, что целое больше суммы его частей, имел уже не только мистический смысл, но и фиксировал проблему организации мышления. Пифагорейцы и элеаты решали проблему не только объяснения и понимания мира, но и онтологического обоснования используемых ими рациональных процедур (сведения одних знаний к другим, использования схематических изображений — чертежей, введения элементов доказательств и др.). Число и Бытие — начала, не столько объясняющие и описывающие мир, сколько выражающие точку зрения становящегося рационального мышления и требование мыслить единство многого. Платон выражает это требование уже в явном виде: «Существующее единое есть одновременно и единое и многое, и целое и части...». Только единство многого, т.е. С, может быть, согласно Платону, предметом познания. Отождествление стоиками С. с мировым порядком можно понять только с учетом всех этих факторов. Таким образом, генезис понятия С. имел главным образом эпистемолого-методологическое значение, задавая принцип организации мышления и систематизации знания. В последующей истории философии, вплоть до начала 19 века, закрепляется чисто эпистемологическая трактовка понятия С. В 16-18 вв. С. называли объекты подобные, «Началам» Евклида. Кант писал: «Под С. я разумею единство многообразных знаний, объединенных одной идеей». Однако, начиная с 19 в. распространяются онтологические и натуралистические интерпретации С. Системность начинает трактоваться как свойство объектов познания, а связи между различными слоями знания — как фиксация связей в самих объектах. Речь теперь идет не столько о том, чтобы сформировать С. знания, сколько о том, чтобы воспроизвести в знании объект как С. Этот поворот порождает ряд совершенно новых и специфических проблем. Материальны ли связи? Что можно считать элементом? Может ли С. развиваться? Как связана С. с историческими процессами? и т.д. Развитие инженерного подхода и технологий в 20 в. открывает эру искусственно-технического освоения С. Теперь С. не только исследуются, но проектируются и конструируются. Одновременно оформляется и организационно-управленческая установка: объекты управления также начинают рассматриваться как С. Это приводит к выделению все новых и новых классов С: целенаправленных, самоорганизующихся, рефлексивных и др. Сам термин «С.» входит в лексикон практически всех профессиональных сфер. Начиная с середины 20 в. широко разворачиваются исследования по общей теории систем и разработки в области системного подхода, складывается межпрофессиональное и междисциплинарное системное движение. Тем не менее категориальный и онтологический статус «С. как таковой» остается во многом неопределенным. Это вызвано, с одной стороны, принципиальными различиями в профессиональных установках сторонников системного подхода, с другой стороны, попытками распространить это понятие на чрезвычайно широкий круг явлений, и наконец, процедурной ограниченностью традиционного понятия С. Вместе с тем, во всем многообразии трактовок С. продолжают сохраняться два подхода. С точки зрения первого из них (его можно назвать онтологическим или, более жестко, натуралистическим), системность интерпретируется как фундаментальное свойство объектов познания. Тогда задачей системного исследования становится изучение специфически системных свойств объекта: выделение в нем элементов, связей и структур, зависимостей между связями и пр. Причем элементы, связи, структуры и зависимости трактуются как «натуральные», присущие «природе» самих объектов и в этом смысле — объективные. С. в таком подходе полагается как объект, обладающий собственными законами жизни. Другой подход (его можно назвать эпистемолого-методологическим) заключается в том, что С. рассматривается как эпистемологический конструкт, не имеющий естественной природы, и задающий специфический способ организации знаний и мышления. Тогда системность определяется не свойствами самих объектов, но целенаправленностью деятельности и организацией мышления. Различие в целях, средствах и методах деятельности неизбежно порождает множественность описаний одного и того же объекта, что порождает в свою очередь установку на их синтез и конфигурирование (системо-мыследеятельностная (СМД) методология). Традиционная точка зрения заключается в том, что поведение и свойства С, ее целостность и внутреннее единство определяются прежде всего ее структурностью. Функционирование С. и материальная реализация ее элементов в этом случае вторичны по отношению к структуре и определяются ею. Новая постановка проблемы вызвана, в свою очередь, развитием новых областей человеческой деятельности, в первую очередь технического и социального проектирования. Если в классическом естественнонаучном анализе исследовательское движение осуществлялось от материально выделенных объектов к идеально представленным процессам и механизмам, присущим этим объектам, то при проектировании идут противоположным путем: от функции к процессу функционирования и лишь потом к материалу, обеспечивающему функционирование. «Процесс» и «материал» его реализации образуют исходную категориальную оппозицию понятия С. в СМД-методологии. Другие категориальные слои С. возникают на пути «реализации» процесса на материале: «функциональная структура», задающая пространственный модус процесса, его синхронию; «организованность материала», представляющая результат «наложения» или «от-печатывания» структуры на материале; «морфология»материальное наполнение функциональных мест структуры. Связи и отношения этих категорий между собой задаются с помощью ряда других категорий. В частности, таких как «механизм», «форма», «конструкция». Таким образом, понятие С. оформляется как определенная организация и иерархия категорий. С этой точки зрения, рассмотреть какой-либо объект в виде С. — это значит представить его в четырех категориальных слоях: 1) процессов, 2) функциональной структуры; 3) организованностей материала, 4) морфологии. Затем слой морфологии может быть снова разложен по слоям процессов, структур и организованностей, и это разложение будет образовывать уже второй уровень системного описания. И такая операция может повторяться до тех пор, пока не будет получено представление объекта необходимого уровня конкретности. На этой основе в СМД-методологии была отработана достаточно подробная схема полисистемного анализа, получившая целый ряд перспективных приложений. Прежде всего, это возможность соединить любые процессуальные представления о С. со структурными и организационными. Другим преимуществом являлось эффективное решение проблемы взаимодействия структур.

Новая философская энциклопедия:

СИСТЕМА (от греч. – целое, составленное из частей, соединение)совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие «система» с сер. 20 в. становится одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий. В современном научном и техническом знании разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием систем разного рода, проводится в рамках системного подхода [СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД], общей теории систем, различных специальных теорий систем, системном анализе, в кибернетике, системотехнике, синергетике [СИНЕРГЕТИКА], теории катастроф, термодинамике неравновесных систем и т.п.
Первые представления о системе возникли в античной философии, выдвинувшей онтологическое истолкование системы как упорядоченности и целостности бытия. В древнегреческой философии и науке (Платон, Аристотель, стоики, Евклид) разрабатывалась идея системности знания (целостность знания, аксиоматическое построение логики, геометрии). Воспринятые от античности представления о системности бытия развивались как в системно-онтологических концепциях Спинозы и Лейбница, так и в построениях научной систематики 17–18 вв., стремившейся к естественной (а не телеологической) интерпретации системности мира (напр., классификация К.Линнея). В философии и науке Нового времени понятие системы использовалось при исследовании научного знания; при этом спектр предлагаемых решений был очень широк – от отрицания системного характера научно-теоретического знания (Кондильяк) до первых попыток философского обоснования логико-дедуктивной природы систем знания (И.Г.Ламберт и др.).
Принципы системной природы знания разрабатывались в немецкой классической философии: согласно Канту, научное знание есть система, в которой целое главенствует над частями; Шеллинг и Гегель трактовали системность познания как важнейшее требование теоретического мышления. В западной философии 2-й пол. 19–20 в. содержатся постановки, а в отдельных случаях и решения некоторых проблем системного исследования: специфики теоретического знания как системы (неокантиантво), особенностей целого (холизм, гештальтпсихология), методы построения логических и формализованных систем (неопозитивизм). Определенный вклад в разработку философских и методологических оснований исследования систем внесла марксистская философия.
Для начавшегося со 2-й пол. 19 в. проникновения понятия системы в различные области конкретно-научного знания важное значение имело создание эволюционной теории Ч.Дарвина, теории относительности, квантовой физики, позднее – структурной лингвистики. Возникла задача построения строгого определения понятия системы и разработки оперативных методов анализа систем. Бесспорный приоритет в этом отношении принадлежит разработанной А.А.Богдановым в нач. 20 в. концепции тектологии [ТЕКТОЛОГИЯ] – всеобщей организационной науки. Эта теория в то время не получила достойного признания и только во 2-й пол. 20 в. значение тектологии Богданова было адекватно оценено. Некоторые конкретно-научные принципы анализа систем были сформулированы в 1930–40-х гг. в работах В.И.Вернадского, в праксеологии Т.Котарбиньского. Предложенная в конце 1940-х гг. Л.Берталанфи программа построения «общей теории систем» явилась одной из попыток обобщенного анализа системной проблематики. Именно эта программа системных исследований получила наибольшую известность в мировом научном сообществе 2-й пол. 20 в. и с ее развитием и модификацией во многом связано возникшее в это время системное движение в науке и технических дисциплинах. Дополнительно к этой программе в 1950–60-х гг. был выдвинут ряд общесистемных концепций и определений понятия системы – в рамках кибернетики, системного подхода, системного анализа, системотехники, теории необратимых процессов и т.п.
При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др. Поскольку понятие системы имеет чрезвычайно широкую область применения (практически каждый объект может быть рассмотрен как система), постольку его достаточно полное понимание предполагает построение семейства соответствующих определений – как содержательных, так и формальных. Лишь в рамках такого семейства определений удается выразить основные системные принципы: целостности (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутри целого); структурности (возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры); взаимозависимости системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия); иерархичности (каждый компонент системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы); множественности описания каждой системы(в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы) и др.
Каждая система характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой система проявляет свою целостность. Иерархичность присуща не только строению, морфологии системы, но и ее поведению: отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней. Важной особенностью систем, особенно живых, технических и социальных, является передача в них информации; существенную роль в них играют процессы управления. К наиболее сложным видам систем относятся целенаправленные системы, поведение которых подчинено достижению определенных целей, и самоорганизующиеся системы, способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру. Для многих сложных живых и социальных систем характерно наличие разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей.
Существенным аспектом раскрытия содержания понятия системы является выделение различных типов систем. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстрактные. Первые (целостные совокупности материальных объектов) в свою очередь делятся на системы неорганичной природы (физические, геологические, химические и др.) и живые системы, куда входят как простейшие биологические системы, так и очень сложные биологические объекты типа организма, вида, экосистемы. Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы, многообразные по типам и формам (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры общества). Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления; они также могут быть разделены на множество различных типов (особые системы представляют собой понятия, гипотезы, теории, последовательная смена научных теорий и т.д.). К числу абстрактных систем относятся и научные знания о системах разного типа, как они формулируются в общей теории систем, специальных теориях систем и др. В науке 20 в. большое внимание уделяется исследованию языка как системы (лингвистическая система); в результате обобщения этих исследований возникла общая теория знаков – семиотика [СЕМИОТИКА]. Задачи обоснования математики и логики вызвали интенсивную разработку принципов построения и природы формализованных систем (металогика, математика). Результаты этих исследований широко применяются в кибернетике, вычислительной технике, информатике и др.
При использовании других оснований классификации систем выделяются статичные и динамичные системы. Для статичной системы характерно, что ее состояние с течением времени остается постоянным (напр., газ в ограниченном объеме – в состоянии равновесия). Динамичная система изменяет свое состояние во времени (напр., живой организм). Если знание значений переменных системы в данный момент времени позволяет установить состояние системы в любой последующий или любой предшествующий моменты времени, то такая система является однозначно детерминированной. Для вероятностной (стохастической) системы знание значений переменных в данный момент времени позволяет предсказать вероятность распределения значений этих переменных в последующие моменты времени. По характеру взаимоотношений системы и среды системы делятся на закрытые (в них не поступает и из них не выделяется вещество, происходит лишь обмен энергией) и открытые (постоянно происходит ввод и вывод не только энергии, но и вещества). По второму закону термодинамики, каждая закрытая система в конечном счете достигает состояния равновесия, при котором остаются неизменными все макроскопические величины системы и прекращаются все макроскопические процессы (состояние максимальной энтропии и минимальной свободной энергии). Стационарным состоянием открытой системы является подвижное равновесие, при котором все макроскопические величины остаются неизменными, но продолжаются макроскопичные процессы ввода и вывода вещества.
Основная задача специализированных теорий систем – построение конкретно-научного знания о разных типах и разных аспектах систем, в то время как главные проблемы общей теории систем концентрируются вокруг логико-методологических принципов анализа систем, построения метатеории системных исследований.
Литература:
1. Рапопорт А. Различные подходы к общей теории систем. – В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1969. М., 1969;
2. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972;
3. Огурцов А.П. Этапы интерпретации системности знания. – В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1974. М., 1974;
4. Садовский В.Н. Основания обшей теории систем. М., 1974;
5. Захаров В.Н., Поспелов Д.., Хазацкий В.Е. Системы управления. М., 1977;
6. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978;
7. Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. М., 1978;
8. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980;
9. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1983;
10. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997;
11. Юдин Э.Г. Методология. Системность. Деятельность. М., 1997;
12. Агошков Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы. – «ВФ», 1998, № 7;
13. Modern Systems Research for the Behavioral Scientist. A Sourcebook, ed. by W.Buckley. Chi., 1968;
14. Bertalanfy L.V. General System Theory. Foundations, Development, Applications. N. Y., 1969;
15. Trends in General Systems Theory, ed. by G.J.Klir. N. Y., 1972;
16. Laszlo E. Introduction to Systems Philosophy. N. Y., 1972;
17. Sutherland J.W. Systems: Analysis, Administration and Architecture. N. Y., 1975;
18. Mattessicq R. Instrumental Reasoning and Systems Methodology. Dortrecht – Boston, 1978;
19. Rappoport A. General System Theory. Cambr. (Mass.), 1986.
20. См. также лит. к ст. Системный подход [СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД], Системный анализ.
В.Н.Садовский

Социологический словарь:

СИСТЕМА (от греч. systema — соединение, целое) — англ. system; нем. System. 1. Упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. 2. Порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий, напр., в работе; принятый установившийся порядок ч.-л. 3. Форма, способ устройства, организация ч.-л. (напр., С. государственная, С. избирательная). 4. Общественный строй. 5. Совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

система
начиная с Петра I (Смирнов 276). Через франц. systme из лат. systma от греч. "составление"; см. Дорнзейф 76 и сл.

Грамматический словарь Зализняка:

Система, системы, системы, систем, системе, системам, систему, системы, системой, системою, системами, системе, системах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru