Определение слова «Бакрадзе»

Большая советская энциклопедия:

Бакрадзе
Дмитрий Захарьевич [26.10(7.11).1826 — 10(22).2.1890], грузинский историк, этнограф, археолог; член-корреспондент Петербургской АН. Представитель буржуазно-демократического направления в грузинской историографии. Возглавлял работу по собиранию источников для истории Грузии. По инициативе Б. в Тифлисе был основан музей, в котором была собрана богатая коллекция письменных памятников. Б. участвовал в издании 5 тт. «Актов Кавказской археографической комиссии», был одним из организаторов 5-го Всероссийского археологического съезда (Тифлис, 1881). Среди трудов Б. выделяются: «Кавказ в древних памятниках христианства» (1875), «Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре» (1878) и др.

Советская историческая энциклопедия:

Дмитрий Захарович (26.X.1826 — 10.II.1890) — груз. историк, этнограф, археолог; чл.-корр. Петерб. АН. Представитель бурж.-либерального направления в груз. историографии. Возглавлял работу по собиранию источников для истории Грузии. По инициативе Б. в Тифлисе при Сионском соборе был основан музей, к-рый собрал богатую коллекцию письм. памятников. Б. явился одним из учредителей "Общества любителей кавказской археологии", участвовал в издании 5 тт. "Актов Кавказской археографич. комиссии", был одним из организаторов 5-го Всеросс. археологич. съезда (Тифлис, 1881), на к-ром прочитал доклад "Грузинская палеография", явившийся основополагающим в этой новой науч. отрасли. Среди многочисл. трудов Б. выделяются: "Кавказ в древних памятниках христианства" (1875), "Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре" (1878), "История Грузии" (1889, на груз. яз.) и др.
ббл.

Новейший философский словарь:

БАКРАДЗЕ Константин (1898-1970) — грузинский философ и логик. В 1918 поступил в Тбилисский университет, учился у Нуцубидзе. В 1922-1925 — в Германии, где работал у Гуссерля, И. Кона, Р. Кронера. По возвращении работал в Тбилисском университете и академическом Институте философии, член АН Грузинской ССР. Основные работы (первые публикации, за редким исключением, — на грузинском языке): «Проблема диалектики в немецкой философии» (1929); «Система и метод в философии Гегеля» (1936); «Логика» (1946); «Логика» (1951, на русском языке); «Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии» (1960, на русском языке); «Экзистенциализм» (1962); «Прагматизм» (1965); «История новой философии» (1969) и др. Основная сфера интересов Б. — история философии. Развитие европейской философии понимается как единый, внутренне связанный процесс последовательного развертывания мысли. Сама философия понимается как дисциплина, делающая предметом познания само познание и разрабатывающая категориальную сетку культуры. Центральная ее проблема, при решении которой и разворачивается все многообразие вариантов решений, — субъект-объектное отношение. Оно, в свою очередь продуцирует три группы проблем: 1) проблему объективной действительности, без решения которой нельзя построить теорию познания; 2) проблему познания как объективного знания; 3) проблему метода. Универсальный метод познания — диалектика, разработанная в немецкой классической философии. В связи с этим утверждением Б. и саму философию трактует как диалектику. Историко-философские анализы Б. охватывают временной период от эпохи Возрождения до второй половины 20 в., однако ключевой период европейского философского развития для Б. — классический немецкий идеализм, а основная фигура — Гегель. Б. понимает немецкую классическую философию как внутренне цельное «монистическое» явление (от Канта через Фихте и Шеллинга к Гегелю), как философию сободного и бесконечного субъекта (трансцендентального субъекта, «сознания вообще»). В основе анализа — триадич-ная схема (субъект-раздвоение субъекта — возвращение субъекта к самому себе или: бесконечный разумограничение разума — познание разумом себя и восстановление бесконечности). Эту схему, вернее ее имплицитное воплощение, он обнаруживает уже у Канта, наиболее эксплицитное ее выражение — у Гегеля. Проблема познающего субъекта — обнаружение своей бесконености в конечном. Как наиболее яркое воплощение философии субъекта Б. анализируется система Фихте. Основная проблема философии Шеллинга — возможность перехода от абсолютного к его противоположности (как абсолютное может выйти за свои пределы). В качестве второй объединяющей идеи Б. рассматривает становление и развитие диалектики, связанное с устранением «вещи в себе», ограничением рассудка и прорывом к разуму, проведением последовательного монизма. В то же время Б. показывает как одно из основных противоречий идеалистической диалектики — неустранимый из нее дуализм, что им было продемонстрировано на примере гегелевской системы, допускающей свое «прочтение» и как теории воплощения, и как пантеистической концепции. В то же время Б. отстаивает единство системы и метода у Гегеля, рассматривая метод как познанную форму внутреннего, собственного движения содержания, или абсолюта, идеи духа. Кроме историко-философской проблематики Б. известен своими разработками предмета логики, синтезирующим подходом к проблеме соотношения формальной и диалектических логик.

Новая философская энциклопедия:

БАКРАДЗЕ Константин Спиридонович (24 ноября 1898 – 28 апреля 1970) – грузинский философ. Окончил Тифлисскую гимназию и философский факультет Тбилисского университета (1922); в 1922–25 продолжал учебу в Германии, занимался, в частности, в семинарах Э.Гуссерля. С 1940 заведующий кафедрой логики Тбилисского университета; доктор философских наук. Автор трудов по истории западной философии (работы о диалектике в немецком идеализме, о системе и методе философии Гегеля, о современной философии), по истории и теории марксистской философии (работы о философских предшественниках марксизма, об основных чертах марксистского диалектического метода и философского материализма, о ленинской теории отражения) и логике. Особенный резонанс в советской философской литературе вызвала логическая концепция Бакрадзе, согласно которой нет двух логик – формальной и диалектической, есть одна логика, тогда как дисциплина «диалектическая логика» – это метод познания в марксистской теории, а не наука о правильном мышлении. Немецкую классическую философию трактовал как единый диалектический процесс, в котором отдельные системы составляют моменты целого.
Сочинения:
1. Избр. филос. труды, т. 1–4. Тбилиси, 1973–81;
2. К вопросу о соотношении логики и диалектики. – «ВФ», 1950, № 2;
3. Логика. Тбилиси, 1951;
4. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960;
5. Система и метод философии Гегеля. Тбилиси, 1960.
Литература:
1. История философии в СССР. М., 1988, т. 5, кн. 2, с. 364, 367–70.
В.Ф.Пустарнаков

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Димитрий Захарович)известный грузинский историк и археолог; род. в 1826 г, ум. в 1890 г. По окончании курса в Московской духовной академии, посвятил себя изучению своей родины. Из его трудов особого внимания заслуживает составленная им "История Грузии" на грузинском языке. Он хотел ее перевести на русский язык, но смерть помешала ему привести это желание в исполнение. Как археолог, Б. приобрел себе известность не только у нас, но за границей своим классическим сочинением "Кавказ в древних памятниках христианства". Бакрадзе описал 321 христианский памятник на Кавказе, причем он приводит историю каждого памятника, описывает все достопримечательности и указывает литературу предмета. Этот капитальный труд был издан в 1875 году. Бакраздзе за последние 15 лет собрал богатый материал для дополнения своего труда, но к сожалению, недостаток средств не позволил ему издать его надлежаще дополненным. Одно время Б. состоял секретарем судебной палаты, и им редактирован замечательный грузинский сборник законов царя Вахтанга, изданный А. С. Френкелем. Первые пять томов актов кавказской Археографической комиссии изданы при деятельном участии Б. Ему принадлежали в них и переводы на русский язык грузинских актов. Он принимал горячее участие в трудах V археологического съезда и сделал несколько интересных рефератов. Ему же принадлежит организация кавказского общества любителей археологии, которого он был душей. В его трудах, а также во многих кавказских газетах и журналах (на русском и грузинском языках) помещено много статей Б. по истории, археологии и т. д. Кавказа. По его мысли и при просвешенном содействии почетного члена Археологического института — экзарха Грузии Палладия, открылся Церковно-исторический музей в Тифлисе при Сионском соборе. За 1,5 года до своей смерти Б. был назначен заведующим музеем и во время своих путешествий собрал для него много драгоценных памятников старины. Императорская академия наук, ценя заслуги Б., избрала его в свои члены-корреспонденты и он по ее поручению совершил несколько путешествий по Кавказу и Турции. Отчеты его напечатаны в записках Академии. Археологический институт и многие ученые общества избрали Б. своим членом. Последним трудом Б. была обстоятельная записка о сохранении древних памятников на Кавказе, представленная им в императорскую археологическую комиссию (более 100 писан. листов). Состоя председателем комиссии для окончания сословно-поземельного вопроса в частях Кавказского края с военно-народным управлением, Б. оказал громадную услугу своей родине. После присоединения Карской и Батумской областей к России возник вопрос о правах владения в этих областях. Документы были у Турции, и несколько лет велись дипломатические переговоры о возвращении документов, но они ни к чему не привели. Тогда послали Б. в Константинополь, так как он во время своих путешествий по Турции был хорошо знаком с ее нравами. Через несколько месяцев он доставил целые тысячи документов. Русскому правительству пришлось заплатить только переписчикам. Б. пользовался громадной популярностью не только среди грузин, но и русских. Несмотря на дурную погоду, его гроб провожал весь Тифлис.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru