Определение слова «образ»

Большая советская энциклопедия:

Образ
В философии, результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне логического мышления — понятия, суждения и умозаключения. О. имеет своим объективным источником предметы и явления материального мира; в этом смысле О. вторичен по отношению к своему оригиналу. Материальный субстрат О. — соответствующие нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга человека или животного. Материальной формой воплощения О. выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. Специфической формой О. является Художественный образ.
Своеобразие О. заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное; он не имеет самостоятельного бытия вне отношения к своему материальному субстрату — мозгу и к объекту отражения. О. объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект. Но О. объекта никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче своей копии. Однажды возникнув, О. приобретает относительно самостоятельный характер и играет активно-действенную роль в поведении человека и животных. Он регулирует поведение, осуществляет функции управления действиями. См. Отражение и лит. при этой статье.
А. Г. Спиркин.

Толковый словарь Даля:

образ
См. ображать

Словарь эпитетов русского языка:

Художественное обобщение; явления, типы, характеры в живописи, литературе, музыке, на сцене и т. п.
Абстрактный, аллегорический, архаичный, бесцветный, бледный, великий, верный, впечатляющий, выдуманный, выпуклый, выразительный, глубокий, гротескный, действенный, емкий, живой, живописный, жизненный, жизнеутверждающий, законченный, запоминающийся, зримый, искаженный, искусственный, карикатурный, картинный, колоритный, конденсированный, конкретный, красноречивый, красочный, литой, ложный, маловыразительный, мертвый, многоговорящий, многогранный, многосторонний, наглядный, надуманный, насыщенный, невыразительный, нежный, незабываемый, неповторимый, нереальный, нетипичный, неяркий, новаторский, обесцвеченный, обличительный, обобщенный, объемный, огненный (устар.), определенный, органический, оригинальный, отвлеченный, пластический, плоский, поэтический, правдивый, реалистический, реальный, рельефный, самобытный, свежий, сгущенный, серый (разг.), сильный, синтетический, слабый, сложный, смутный, содержательный, сочный, стереотипный, сухой, схематичный, типичный, точный, тусклый, уродливый, условный, фальшивый, характерный, ходульный, художественный, целостный, цельный, четкий, шаблонный, эстетизированный, эстетический, яркий.

Этимологический словарь Крылова:

Образовано от образити – "изобразить, нарисовать".

Толковый словарь Кузнецова:

1. ОБРАЗ, -а; мн. образы; м.
1. Внешний вид, облик; наружность, внешность. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Мне часто вспоминается её нежный о. О. молодого Чехова запечатлён на фотографиях. Это был настоящий дьявол в образе кудрявого ребёнка. Напился так, что потерял человеческий о. (утратил человеческие черты). Русские сказки рассказывают о царевне в образе лягушки (превращённой в лягушку, имеющей вид лягушки). Я с детства запомнил звериный о. войны (запомнил, как выглядит война).
2. Живое, наглядное представление о ком-, чём-л., возникающее в воображении, мыслях кого-л. Не раз возникал перед ним о. далёкой и любимой женщины. По вечерам перед ней вставал о. покойной матери. Будущее предстало перед нами в самых привлекательных образах. В душе постепенно ожили образы далёкого детства.
3. Филос. Форма восприятия сознанием явлений объективной действительности; отпечаток, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира. Мысленные образы есть отражение в нашем сознании окружающего мира. Мысленные образы вещей находятся в сознании в непрерывном движении и изменении.
4. Обобщённое художественное восприятие действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Художник мыслит образами. Дело писателя — создавать живые образы, говорить образами. // Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. Сценический о. Литературный о. Положительные, отрицательные образы литературных героев. Излюбленный женский о. Петрарки. Писателю удалось создать выразительный о. бюрократа и хапуги. В образе Татьяны Пушкин воплотил все самые привлекательные черты русской женщины. Музыкальный о. героя в симфониях Чайковского противоречив и многопланов. Актёру надо время, чтобы войти в о. своего героя (перевоплотиться, стать как бы двойником сценического героя). Поэтический о. (художественное изображение явлений или предметов окружающего мира через другое, более конкретное явление, путём их сравнения, уподобления). Сосна в японской литературе служит образом долголетия (художественным символом долголетия). Плачущий сад у Пастернака — о. человеческой тоски, смятения.
5. чего. Характер, склад, направление чего-л. О. жизни. О. действий. Писателю, художнику свойствен свой о. мыслей. Наш о. мыслей сходен.
6. только тв. ед. (с опр.). Способ, средство. Переработать статью коренным образом. Устроить дело наилучшим образом. Осмотреть груз пассажира самым внимательным образом. Я решительным образом протестую! Выдворили посетителя насильственным образом. Закрыли все двери и окна тщательным образом.
По образу и подобию чьему. По образцу, беря в пример кого-, что-л. Рыцарь печального образа. О наивном, бесплодном мечтателе (первоначально — о Дон-Кихоте).
Главным образом, в зн. нареч. По преимуществу, преимущественно. Он пишет главным образом критические статьи. Он работает главным образом ночами. Каким образом? в зн. нареч. Как? Каким образом вы догадались об этом? Некоторым образом, в зн. нареч. В некоторой степени. Я ведь тоже некоторым образом ваш соавтор. Никоим образом, в зн. нареч. Ни в коем случае, нет. Так что мне делать, соглашаться? — Никоим образом! Я никоим образом не хотел задеть ваше самолюбие. Равным образом, в зн. нареч. В равной степени, одинаково. Я выхожу из нашей ассоциации, равным образом и ты делаешь то же. Таким образом, в зн. вводн. словосоч. Так, итак; следовательно. Таким образом, встречу назначили на утро. Таким образом, вы отказываетесь от нашего предложения? Тебе, таким образом, надо брать пример со старшего брата. Образный (см.).
2. ОБРАЗ, -а; мн. образа; м. = Икона. О. Казанской Божьей Матери. О. в серебряном окладе. Древний, старинный о. О. Богоматери кисти Рублёва. Зажечь лампаду перед образом. Молиться перед образами.
Образок (см.). Образной, -ая, -ое. О. оклад.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
образ1, -а, мн. -ы, -ов (то, что представляется, отображается)
образ2, -а, мн. -а, -ов (икона)

Толковый словарь Ожегова:

1.
ОБРАЗ1, а, мн. ы, ов, м.
1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
3. Живое, наглядное представление о ком-чёмн. Светлый образ матери.
4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.
• Главным образом преимущественно. Работает главным образом в лаборатории.
Каким образом? как, при каких обстоятельствах, каким способом. Каким образом он здесь очутился?
Таким образом 1) так, таким способом. Поступай именно и только таким образом; 2) вводн. сл. и в знач. союза, выражает отношение связи, вывода, значит, следовательно. Он извинился, таким образом, всё в порядке.
И таким образом, в знач. союза выражает следствие, результат. Зашли глубоко в лес и таким образом заблудились.
Решительным образом то же, что решительно (см. решительный в 5 знач.).
Равным образом (книжн.) в любом случае одинаково.
По образу пешего хождения (разг. шутл.) пешком.
| прил. образный, ая, ое (к 1 и 4 знач.). Образное мышление. О. строй романа.
2.
ОБРАЗ2, а, мн. а, ов, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе.
| уменьш. образок, зка, м.
| прил. образной, ая, ое.

Новая философская энциклопедия:

ОБРАЗрезультат реконструкции объекта в сознании человека; понятие, являющееся неотъемлемым моментом философского, психологического, социологического и эстетического дискурсов. Анализ построения образа, его функционирования и развития – прерогатива психологии, которая рассматривает его как процесс, играющий важную роль в системе психической регуляции деятельности человека. Образ воплощает в себе сущность психического. В натуралистических вариантах гносеологии образ совпадает с чувственно данными и представлен в ощущениях, восприятиях, представлениях. В чувственно данных образа воспроизводятся внешние свойства, связи, пространственно-временные отношения объектов, которые определяются непосредственным взаимодействием с объектом. Мысленный образрезультат абстрагирующей деятельности субъекта, способ репрезентации объекта субъекту (П.Я.Гальперин).
В гносеологическом дискурсе образ характеризуется через систему взаимодействия субъекта и объекта, через активное, преобразующее отношение субъекта к действительности. Главная его черта – репрезентация идеального, соединенного с нравственно-этическими и социально-культурными ценностями и оценочными суждениями. Образ, понятый как синтез наглядности и абстрагирования, является результатом продуктивной деятельности воображения, создающей различные модели и конструкции и проводящей мысленные эксперименты.
В современной науке широко используются разного рода символически-образные представления, фикции, математические модели ненаблюдаемых процессов. Их значение определяется конвенционально. Объективность научного познания зависит от адекватности образа исследуемым объектам и процессам. В гносеологии, строящей идеализированные схемы и модели познания, широко используются такие понятия, как «гносеологический образ», «образ науки», «чувственный образ». Тем самым характеризуются не только отдельные стороны познавательного процесса, но и процедуры рефлексии науки о самой себе. Образ в гносеологическом дискурсе непосредственно связан с семиотическо-языковыми средствами выражения – от визуальных знаков до условных знаков-символов в современной науке.
Образ художественный [ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ] выступает как способ осмысления мира и язык искусства, всеобщая характеристика художественного творчества. Классическое определение искусства как мышления в образах восходит к гегелевской эстетике, в которой выделены такие важнейшие философские смыслы художественного образа, как идеальность и конкретность, воплощение идеала и канона в материале искусства. Начиная с «теории мимесиса» Аристотеля, художественный образ рассматривается как формирующий новую реальность (область вероятного), а его воплощение – как одна из высших форм творческой деятельности. Художественный образ имеет множество форм: сам процесс «субъективного углубления» (Т.Манн) в материал протекает в образной форме; образы людей, картины природы, урбанистические пейзажи, образы вещи и т.д. преобразованы с помощью воображения, поставлены в новые отношения благодаря конструктивному мышлению художника.
Литература:
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979;
2. Коршунов А.М. Категория познавательного образа. – В кн.: Теория познания. Социально-культурная природа познания, т. 2. М., 1991;
3. Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие, т. 1–2. М., 1994;
4. Тюхтин В.С. О природе образа: психическое отражение в свете идей кибернетики. М., 1963.
И.П.Фарман

Большой психологический словарь:

(англ. image) — чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество О. определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный О. видоизменяется (преобразуется), накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания О. безграничен (от О. микрочастицы до О. Вселенной), причем все содержание дано в нем одновременно (симультанно). В чувственном О. м. б. воплощено любое абстрактное содержание; в этом случае материалом для О. служат не только пространственно-временные представления (зрительные, слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обонятельные), но и внутренняя речь (в виде названия абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов). (См. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ, Оперативный образ, Отражение чувственное, Радикальная теория образов, Функциональная эквивалентность образов).
Различают следующие виды образных явлений. 1. О. восприятия (син. перцептивный О., перцепт) — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств. 2. О. представления (см. Представление, Представления памяти). 3. О. воображения (син. фантазия) — вымышленный О., данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся (см. Воображение). 4. Послеобраз (син. последовательный О.) — следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде (в случае зрительного послеобраза, но аналогичные явления существуют и в др. модальностях). Хорошо заметен лишь на однородном (лучше всего сером) фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной (или медленно и плавно движущейся) метки. 5. Эйдетический образ — отчетливое, полное и детальное зрительное представление объекта (сцены) в течение некоторого времени после прекращения его рассматривания; отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и большей стабильностью сенсорных характеристик. Эйдетизм характерен для части детей. У взрослых встречается редко. 6. Фосфены (син. фотизмы) — хаотические световые «ощущения» («искры в глазах»), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах; имеют разнообразную текстуру — от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков кожи ок. глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а также механическим воздействием на глаз (надавливанием на закрытое веко). 7. Фантом (см. ФАНТОМ АМПУТАЦИОННЫЙ) — ощущение утраченной части тела (после ампутации руки, ноги и т. п.). 8. Галлюцинация — ложное восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно не отличаемое от О. восприятия; возникает спонтанно, как правило, при различных психических расстройствах (см. Онейроидное состояние сознания, Персеверация, Синдромы психопатологические, Сознания патология), в стрессовых ситуациях и во время длительной сенсорной изоляции. 9. Почти всем знакомы нормальные сновидные О., которые нередко имеют «кинематографический» и квазиреальный характер. См. также ПСИХОСЕНСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА, Энтоптические явления. (А. И. Назаров.)
Добавление ред.: Слово «О.» — составное (образ); корень его родственен глаголу резать.

Социологический словарь:

ОБРАЗ — англ. picture /image; нем. Muster. 1. Мысленный или вещественный конструкт, представляющий к.-л. объект. 2. Целостное, но неполное представление к.-л. объекта или класса объектов. 3. В психологии — идеальный продукт псих, деятельности, к-рый конкретизируется в той или иной фор — ме псих, отражения (ощущения, восприятия и т. д.). 4. Порядок, направление ч.-л., способ (О. жизни, О. мыслей, О. действия). см. ВОСПРИЯТИЕ, ГЕШТАЛЬТ, ИМИДЖ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

образ
укр. образ, блр. вобраз, др.-русск., ст.-слав. образъ , , (Супр.), болг. образ "лицо, щека", сербохорв. образ – то же, словен. obrz, род. п. -za, чеш., слвц., польск. оbrаz "изображение, картина; образ; икона", в.-луж. wobraz, н.-луж. hobraz. От оb- и rаzъ, связанного чередованием с rzati; см. раз, резать. Отсюда образовать, образованный; образование; согласно Унбегауну (RЕS 12, 39), калька нем. Bildung "образование".

Грамматический словарь Зализняка:

1. образ, образы, образа, образов, образу, образам, образ, образы, образом, образами, образе, образах 2. образ, образа, образа, образов, образу, образам, образ, образа, образом, образами, образе, образах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru