Определение слова «Прогресс»

Толковый словарь Ушакова:

ПРОГРЕ́СС, прогресса, ·муж. (·лат. progressus — продвижение вперед). Движение вперед, совершенствование в процессе развития (·книж. ). Прогресс в технике или техники. Нравственный прогресс. Теория прогресса.
| Улучшение, развитие чего-нибудь в благоприятную сторону (·разг. ). За последние дни в его здоровье замечается бесспорный прогресс.

Словарь по культурологии:

(в культуре)
процесс поступат. развития, движения вперед, истор. эволюции культуры. В антропологии и социологии наиболее значит. разработки по теории социокультурного П. были сделаны представителями школы Эволюционизма (Спенсер, Тайлор), определившими это явление как процесс последоват. усложнения структуры социокультурных систем с одновременным усилением дифференцированности и специализированности ее отд. функциональных подсистем и элементов. Развитием этих взглядов стали работы Дюркгейма и его теория разделения труда, объясняющая работу механизмов роста такого рода специализации в деятельности, а также исследования представителей структурно-функционального направления антропологии (Радклифф-Браун, Малиновский, Р. Мёртон, Парсонс), рассматривавших социальную эволюцию как последоват. перемену типов социальной организации сооб-ва со все более дифференцирующимися социальными институтами и их функциями. Парсонс даже разработал шкалу критериев "эволюционных" универсалий, к-рые, по мнению ученого, позволяют проводить объективный анализ динамики социокультурного П. исследуемых сооб-в. Совр. неоэволюционисты (Дж. Стюард, М. Салинс) предложили аналитич. разделение процессов общей эволюции панкультуры в целом и специфич. эволюции, характеризующей особенности истор. развития того или иного конкр. сооб-ва, не всегда объяснимые с позиций эволюции общей.
Эволюционисты объясняли движущие силы социокультурной эволюции, гл. обр., потребностью сооб-в в адаптации к природным условиям и особенно к динамично меняющимся истор. обстоятельствам своего существования. Близкая к эволюционистам марксистская историософская школа аргументировала неизбежность П. саморазвитием производит. сил и производств. отношений. С позиций функционалистов и совр. социальных синергетиков, источником П. является реализация свойственной всякой открытой динамич. системе (каковой несомненно является человеч. об-во) тенденции к структурному и организац. саморазвитию и расширению функций.
В противовес эволюционистским и функционалистским подходам к объяснению социокультурной истории создатели многообр. теорий цивилизации (Шпенглер, Тойнби, Сорокин и др.) скептически относились к возможности общей социальной и культурной эволюции и П., рассматривали судьбу всякого регионального сооб-ва (цивилизации) как автономный циклич. процесс внутр. роста и последующей деградации, не обусловленный закономерностями к.-л. общего П. в общечеловеч. масштабе. Они не усматривали в культурах сооб-в позднего времени к.-л. признаков их большей прогрессивности в сравнении с культурами сооб-в древности, полагая, что новые культурные формы являются просто другими, но не более прогрессивными, чем прежние. Наиболее целостный характер подобная научная парадигма обрела в этногенетич. концепции Л. Гумилева..
В принципе отношение к проблеме социокультурного П. обусловлено пониманием культуры данным автором. Напр., представители гуманитарного направления культурологии, ориентированные преимущественно на этико-эстетич. аспекты культуры, справедливо отмечают, что у нас нет объективных критериев, на основании к-рых можно было бы оценить совр. нравы и искусство как более прогрессивные, нежели, скажем, античные.
По всей видимости, в определении критериев П. в культуре не следует ориентироваться на оценочно-качественные показатели как методологически неадекватные поставленной задаче. Речь здесь может идти о сравнит. анализе эффективности технологий социокультурной организации, регуляции и коммуникации, существовавших в те или иные истор. эпохи, с т.зр. решения ими задач поддержания и повышения уровня социальной интегрированности сооб-в людей, развития средств и расширения масштабов их социального взаимодействия, работы механизмов аккумуляции и трансляции социокульт. опыта и т.п. При подобном взгляде на историю культуры и ее наиболее генерализированные социальные функции истор. П. в виде повышения эффективности в решении этих задач за счет интенсификации работы соответствующих механизмов и совершенствования технологий социального воспроизводства об-ва становится очевидным.
Вместе с тем, такого рода П. может быть определен как комплексный лишь при рассмотрении процессов социокультурной эволюции в самом крупном истор. масштабе, на материале значит. отрезков истории. В масштабе жизни одного или даже неск. поколений людей темпы и ритмы развития в разных специализир. областях деятельности, как правило, не совпадают; само это развитие имеет по преимуществу волновой характер, где всплески инновационной активности сменяются периодами освоения этих инноваций; на отдельных этапах в нек-рых областях деятельности может наблюдаться стагнация или даже опр. регресс и т.п. Помимо этого каждое истор. сообщество (или цивилизац. общность) развивается в своем собств. темпе и ритме, нередко не совпадая по этим показателям даже с ближайшими соседями, а многие сооб-ва, достигнув опр. уровня развития (видимо, предельного для тех природных и истор. условий, в к-рых они существуют), вообще останавливаются в своей социокультурной эволюции. По самой приблизит. оценке (точный подсчет здесь вряд ли возможен), число сооб-в, совершающих эволюц. “скачок” с более низкого уровня социальной организации на более высокий, примерно на порядок ниже числа тех сооб-в, к-рым не удается перейти этот порог (из нескольких тыс. первобытных коллективов менее одной тыс. развилось до уровня раннеклассовых доиндустр. цивилизаций, из них не более сотни сооб-в достигли стадии индустр. развития и лишь малую часть последних можно отнести к категории постиндустриальных).
Т.о., социокультурный П. возможен, но отнюдь не предопределен. Реализация этой возможности зависит от множества факторов, благоприятное сочетание к-рых, судя по всему, случается не часто. Остановившиеся в своем развитии сооб-ва либо консервируются в качестве истор. реликтов, либо дезинтегрируются, растворяясь в более развитых и утрачивая свою социальную целостность и культурную самобытность.
Лит.: Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994; Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995; Тайлор Э.Б.. Первобытная культура. М., 1989; Тойнби А. Постижение истории. М., 1991; Дюркгейм Э. О разделении обществ. труда. Метод социологии. М., 1991; Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории.Т. 1: Гештальт и действительность. М., 1993; G. Spenser. The Principles of Sociology. N.Y., 1897; Sahlins M.D. Evolution: Specific and General // Theory in Anthropology. Chi., 1968.
А.Я. Флиер.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Толковый словарь Даля:

прогресс
ПРОГРЕСС м. лат. умственное и нравственное движенье вперед; сила образованья, просвещенья; более в знач. политическом, свобода; взгляд и понятия или притязанья на полную свободу. Прогрессист, прогрессистка, кто держится этого убежденья, идет со временем, веком, враг застоя, косности.

Советская историческая энциклопедия:

Общественный (лат. progressus — движение вперед) — восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Идея П., тесно связанная с признанием закономерного характера развития общества (см. Закономерность историческая), была впервые отчетливо сформулирована в 18 в. просветителями (теории прогресса Тюрго, Кондорсе) и нашла наиболее глубокую (в домарксистской филос. мысли) трактовку у Гегеля (хотя и на идеалистич. основе). Идеологи победившей буржуазии выхолостили из нее революц. содержание (имевшееся в теориях П. просветителей); идея П., истолкованная в духе "автоматич. эволюции" (Г. Спенсер) и односторонне обращенная к прошлому, постепенно стала инструментом апологетики капиталистич. строя, оставаясь при этом одной из самых популярных идей бурж. социологии 19 в. Но уже с последней трети 19 в. и особенно в эпоху империализма критика действит. пороков старых теорий П. (антиисторизм, эволюционизм, идеалистич. характер и произвольность критериев П., европоцентристская ограниченность, недооценка сложности, многоплановости и противоречивости ист. процесса и др.) стала использоваться реакц. учеными для отрицания П. вообще. Понятие П. зачастую подменяется идеей ист. круговорота, по существу отрицающей идею П. (см. Цикличности теории). Наконец, создаются новые теории П., к-рые, не отрицая П., в то же время фальсифицируют саму проблему, давая ей приемлемую для современного бурж. общества интерпретацию. Напр., П. признается в области науки и техники, но отрицается в обществ. отношениях и культуре или утверждается, будто бы технический П. сам собой разрешит все социальные противоречия (У. Ростоу, Ж. Фурастье и др.).
=====
Проблема П. является предметом острой идеологич. борьбы, вокруг нее концентрируются наиболее острые и насущные вопросы совр. эпохи, связанные с перспективами обществ. развития человечества. Ист. пессимизму, свойственному многим совр. бурж. теориям обществ. развития (и объективно отражающему ист. обреченность капитализма), противостоит марксистско-ленинская концепция П., проникнутая глубоким ист. оптимизмом. Она базируется на общей теории марксизма-ленинизма, на материалистич. понимании истории и ее движущих сил. Открыв объективные закономерности обществ. развития и рассматривая П. как объективную закономерность, марксизм дал науч. определение П. как последовательной исторически необходимой смены обществ.-экономич. формаций. Марксизм сумел выявить объективный, научный критерий П.: считая определяющей, ведущей стороной в жизни общества произ-во материальных благ, марксизм в качестве осн. объективного критерия П. — при сравнении между собой больших ист. эпох — принимает уровень развития производит. сил, а мерой П. считает возрастание производительности человеческого труда. При этом марксисты не вырывают технику из социального контекста, ибо человек, обладающий определенными знаниями и опытом, большей или меньшей заинтересованностью в результатах своего труда, воплощает в себе данный уровень производит. сил не в меньшей мере, чем приводимая им в действие техника. Рост производительности труда, прогрессирующее раскрепощение трудящихся масс, добываемое в борьбе против эксплуатации, вовлечение все более широких народных масс в активную, творческую ист. деятельность, демократизация обществ. жизни, ограничивающая возможности реакции сдерживать социальный П., распространение образования, культуры среди все более широких слоев населения — таковы важнейшие элементы прогрессивного развития человечества.
=====
Характерной чертой поступательного развития человечества является ускорение П. по мере перехода от ранних к более поздним ист. периодам.
=====
Но марксизму чуждо упрощенное, недиалектич. понимание П.: "... Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 6 (т. 22, с. 296)). В истории отд. народов имели место более или менее продолжительные периоды застоя или даже регресса, а нек-рые народы вообще исчезли с лица земли; П. различных сторон социальной жизни совершается не одновременно и не параллельно (см., напр., высказывание Маркса о развитии искусства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Неразрывной частью марксистского понимания П. является представление об антагонистическом характере П. в эксплуататорском обществе. Так, П. техники и развитие обществ. разделения труда, колоссально повышая его производительность, одновременно превращают человека в "частичного" работника; сравнительно высокий уровень жизни немногих развитых капиталистич. стран достигнут во многом за счет беспощадной эксплуатации колоний и т. д. Неравномерный характер П., а также временный упадок и даже регресс в отдельных сферах деятельности являются проявлениями в первую очередь именно противоречивого, антагонистич. характера П. Обществ. П. прокладывает себе дорогу в ходе ожесточенной борьбы между передовыми и реакц. силами общества, он воплощается в жизнь в процессе освободит. движения народов против всех форм социального и нац. гнета, в созидательном труде и ист. творчестве трудящихся масс. Марксизм указал и ист. перспективу обществ. развития: переход от капитализма к социализму и коммунизму в мировом масштабе, к-рый будет иметь своим последствием гигантское ускорение П. и сделает результаты П. достоянием всего человечества — такова генеральная линия обществ. П. в совр. эпоху.
=====
С переходом человечества в коммунистич. формацию кончается, по выражению Маркса и Энгельса, предыстория человечества и начинается его подлинная история, когда обществ. П. протекает уже не в форме социальных конфликтов, а в форме планомерного поступательного развития, опирающегося на науч. познание объективных закономерностей общества и сознательное ист. творчество народов.
=====
Лит.: Кон И. С., О понятии ист. П., в сб.: Проблемы развития в природе и обществе, М.-Л., 1958; его же, Прогресс, в кн.: Филос. энциклопедия, т. 4, М., 1967, с. 381-83; Жуков Е. М., Понятие П. в мировой истории, "ВАН СССР", 1961, No 4; Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964; Семенов Ю. Н., Обществ. П. и социальная философия совр. буржуазии, М., 1965; Асланян Г., Идея П. в бурж. философии истории, Ер., 1965 (библ.); Рутенбург В. И., Прогресс и его противники, в сб.: Критика новейшей буржуазной историографии, Л., 1967; Чайлд Г., П. и археология, пер. с англ., М., (1949); Niceforo A., Les indices numriques de la civilisation et du progrs, P., (1921); Bury J. В., The idea of progress..., 3 ed., N. Y., 1955. См. также ст. История, Исторический материализм и лит. при этих статьях.

Этимологический словарь Крылова:

Заимствование из немецкого, в котором восходит к латинскому progressus, производному от progredi – "идти вперед".

Словарь антонимов русского языка:

ПЕРЕДОВОЙ — ОТСТАЛЫЙ
Передовой — отстающий (см.)
Передовая техникаотсталая техника.
Вспоминались горячие споры, толки и крики у Губарева, у других, высоко- и низкопоставленных, передовых и отсталых, старых и молодых людей. Тургенев. Дым.
Бывают войны справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные, войны передовых классов и войны отсталых классов, войны, служащие закреплению классового гнета, и войны, служащие к его свержению. Ленин. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.
В знач. сущ. ср. р. — Мир развивается в вечной борьбе противоположностей, — говорил учитель, — жизнь и смерть, свет и тьма, новое и старое, нарождающееся и отживающее, передовое и отсталое, революционное и контрреволюционное. М. Колосов. Три круга войны.
ПРОГРЕССИВНЫЙ — КОНСЕРВАТИВНЫЙ
Прогрессивно — консервативно
прогрессивность — консервативность
прогрессивность — консерватизм
прогресс — консерватизм (см.)
Прогрессивные взгляды — консервативные взгляды. Стоять на прогрессивных позициях — стоять на консервативных позициях.
Он был уверен, что его произведения охотно будут принимать всюду: и в прогрессивных органах, и в изданиях консервативных. П. Быков. Силуэты далекого прошлого.
Несколько упрощая, можно сказать, что англичанин склонен быть консервативным по взглядам и прогрессивным по наклонностям. В. Овчинников. Корни дуба.
В знач. сущ. ср. р. Перестройка обнажила и обострила борьбу нового и старого, прогрессивного и консервативного, нарождающегося и отживающего во всех сферах жизни советского общества. Правда, 23 сент. 1986.
Ср. Передовой — отстающий

ПЕРЕДОВОЙ — ОТСТАЮЩИЙ
Передовая бригада — отстающая бригада.
[Людей в колхозах] не хватало. Тогда кому-то пришло в голову действовать «массированными ударами». То есть подымать служащих из тех районов, которые числятся в передовых, бросать в отстающие. Тендряков. Три мешка сорной пшеницы.
В знач. сущ. — Если вы поможете с тяглом и семенами, то с первого урожая выбьемся из отстающих, со второго — поднимемся до хороших, с третьего — выйдем в передовые. Г. Николаева. Жатва.
Ср. Передовой — отсталый
ПРОГРЕСС — РЕГРЕСС
Прогрессивный — регрессивный
прогрессивно — регрессивно
прогрессивность — регрессивность
прогрессировать — регрессировать
Хотя [естественный отбор] в большинстве случаев обусловливает повы-шение, усложнение и, следовательно, прогресс организации, тем не менее в других случаях он служит причиною регресса. Мечников. Очерк вопроса о происхождении видов.
Мы имеем критерии для суждения о том, что является в обществе прогрессом, а что регрессом. Луначарский. Г. В. Плеханов как литературный критик.
ПРОГРЕСС — ОТСТАЛОСТЬ
Прогрессивный — отсталый
прогрессивно — отстало
Единственная вера учителя состоит в том, что ... прогресс есть добро, а отсталость — зло. Л. Толстой. О народном образовании.
Огромное население без ускоренного прогресса, при научной отсталости, быстро истощит ресурсы планеты. И. Ефремов. Час быка.
ПРОГРЕСС — КОНСЕРВАТИЗМ
Эти две силы — косности и движения, консерватизма и прогресса — суть основные силы всего существующего. Тургенев. Гамлет и Дон-Кихот.
Художник, хорошо видя противоборство сил прогресса с консерватизмом, реакцией в самой действительности и изображая ее, сознательно сгущает отрицательные явления, чтобы успешнее бороться с ними. Метченко. Современное и вечное.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
прогресс, -а

Толковый словарь Ожегова:

ПРОГРЕСС, а, м. Поступательное движение, улучшение в процессе развития; противоп. регресс. Социальный п. Научно-технический п. П. науки. Идти по пути прогресса.

Новейший философский словарь:

ПРОГРЕСС — тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей. О П. можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. Понятие П. соотносительно понятию регресса — такому направлению развития, для которого характерны явления деградации, снижения уровня организации, сужение поля возможностей. Применительно к истории человечества П. традиционалист-ски трактовался как социальный П. Представления об определенной направленности социальных изменений идут из глубокой древности. Античные авторы приходят к выводу о наличии только умственного П.; в нравственном отношении человечество регрессирует (Сенека), в социально-политическом — имеет место постоянный циклический круговорот (Платон, Аристотель). Идею П. как движения к некоему будущему совершенству привносит христианство, что, в частности, свидетельствует о религиозной составляющей теорий П., всегда (в основном неявно) в них присутствующей. Христианство формулирует идею нравственного П., опирающегося на свободный выбор личности. При этом достижение совершенства (спасения) выносится за пределы истории, когда в результате эсхатологической катастрофы наступит Царство Божие. Выдвигалась, правда, и другая концепция (хилиазм), утверждавшая возможность светлого конца истории (Тысячелетнего Царства Христова) уже здесь, на земле. Именно эта идея оказала ключевое влияние на множество последующих концепций П. В 18 в. формулируется светская версия идеи П. На основе успехов естествознания в его механистической форме, утверждавших единство эволюцио-низируюшего мира, а также единство исторического процесса (Вико, Гердер), мыслители этого столетия (Тюрго, Кон-дорсе, Кант и др.) приходят (в духе фаталистического оптимизма) к выводу о неизбежности бесконечного, исключающего какой-либо регресс, совершенствования общества на основе торжества научного метода, разума, просвещения, которые приведут к идеальному обществу и идеальному человеку. Мыслители 19 в. обращают внимание на подчеркнутую еще Руссо противоречивость П. и стремятся дать научное обоснование путей и этапов прогрессивной эволюции, включающей в качестве необходимого элемента и регрессивные изменения. Т.обр., было снято отождествление П. и эволюции. При этом неизменной осталась идея о грядущем торжестве разумно устроенного общества: либо это самопознание абсолютного духа, воплотившегося в своей истине в идеальном государстве (Гегель); либо это торжество науки и положительной философии в конечной гармонической индустриальной стадии эволюции (Сен-Симон, Конт); либо это закономерное движение от одной общественно-экономической формации к другой, когда в результате неизбежной пролетарской революции завершается предыстория человечества (»царство необходимости») и начинается его история (»царство свободы») в форме планомерно организованного коммунистического общества (Маркс). Иными словами все теории П. 18-19 вв. исходят (в духе хилиазма) из веры в возможность «земного рая», высказывая убеждение (особенно теории 19 в.), что человечество уже приближается к заключительной стадии своего существования и что известна та истина, которая приведет людей к этому высшему и последнему пределу истории. А поскольку научно доказать это было невозможно, то теории П. приняли форму светской религии спасения через имеющее абсолютный характер общественное начало. Совершенное состояние мыслилось как прерывание истории чудесным образом, причем чудо это трактовалось как всецелое и всеобщее. Социальные процессы 19 и особенно 20 в. обнаружили явное несоответствие реальности разнообразным оптимистическим версиям П., в том числе и их новейшей технократической интерпретации. Оказалось, что прогрессивные изменения в одних измерениях сопровождаются регрессом в других, что сведение П. к любому одному аспекту деструктивно для системы в целом, ведет к деградации общества и человека. Обсуждение проблемы цены П. привело к широкому распространению идущего от Ницше и др. умонастроения «разочарования» в П., рассматривающего историю как упадок и регресс, а саму идею П. как суеверие. Современная социальная мысль отказывается от идеи совершенного общества, которое якобы преодолеет трагизм и страдания человека, подчеркивает необходимость выявления личностного смысла П., который не может быть сведен только к изменению социальных форм, вера в однозначную спасительность которых безответственна. Причины кризиса идеи П. — в сути самой индустриальной эпохи, ее неуемного стремления к обладанию, абсолютной свободе и безбрежному счастью, что ведет к росту агрессивности и насилия по отношению к природе и человеку. Одновременно это и кризис классического рационализма. Иными словами, необходим отказ от мысли, что возможна такая идея, которая откроет абсолютную форму жизни, и от надежды, что когда-нибудь такой счастливый эпилог исторической драмы будет достигнут.п. в истории должен быть понят не как достижение земного рая, а как постоянное стремление к вечному идеалу, как неустанные попытки его осуществления в повседневности (Бердяев, Ортега-и-Гассет, Фромм, Новгородцев и др.). Особую сложность представляет проблема критериев общественного П. В истории социальной мысли при всех частных нюансах можно выявить два пути решения проблемы в зависимости от того, какое начало считается исходным — общество или личность. В первом случае критерием П. признается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. В качестве ключевого, а иногда и единственного условия этого рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического П. (Гегель, Конт, Маркс, Спенсер, Ростоу и др.). При втором подходе критерий П. усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья и благоденствия, в социальном самочувствии и цельности личности, степени ее индивидуализации (Михайловский, Сорокин, Фромм и др.). Исторический опыт показывает, что вторая позиция более реалистична и одновременно универсальна и гуманистична, ибо, признавая несомненную проблематичность человеческого существования, она обосновывает идею, что мир личности шире и глубже любой общественности, он бесконечен, а потому не «обетованная земля», а непреклонная личность — последняя опора социума, чем утверждается подлинное бытие индивида в форме его внутренней созидательной активности. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий П. Однако при этом возникает вопрос о «единице» измерения счастья и свободы личности, о способах ее связи с интересами целого, особенно в свете широко распространенных идеологем, что одни поколения должны страдать, чтобы обеспечить счастье других. За этой проблемой скрыт спор абсолютного индивидуализма (Ницше) и абсолютного коллективизма (марксизм). Решение проблемы может быть следующим: «Свободная личность — вот основание для построения общественного идеала, но личность, не отрешенная от связи с другими, а носящая в себе сознание общего закона и подчиняющая себя высшему идеалу» (Новгородцев). Основой этого является абсолютный идеал добра (утверждение безусловного нравственного достоинства личности), воплощенный в системе абсолютных ценностей. Этот идеал имеет внеопытное происхождение и удостоверяется только верой, но исторический опыт (особенно 20 в.) показывает, что отказ от него и абсолютизация каких-либо относительных ценностей неминуемо ведут к социальному регрессу. Поэтому для спасения цивилизации, для ее подлинного П. необходим новый гуманизм, человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Бердяев, Фромм, А. Печчеи, Ясперс и др.). Современное понимание П. отвергает идею неумолимости П. в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе «есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш», не считая этот мир окончательным. Социальный процесс включает различные тенденции, выбор которых в качестве прогрессивных (желательных) зависит от людей, а не изначально задан. Для понимания тенденций важны не столько описания будущего, сколько широкая социальная информация об опасностях настоящего, что позволяет людям делать правильный выбор. Иначе говоря, П. может быть понят как единство относительного и абсолютного: эволюция относительных явлений бесконечна и разнонаправленна, но на каждой ступени этого процесса осуществляется абсолютное, что и может быть признано за закон социального П. (Новгородцев, Булгаков). История не выстраивается в прямую линию, это совокупность множества ситуаций и форм, обязывающая признать единственной подлинной социальной реальностью живую человеческую личность, через которую должны быть осуществлены идеальные требования.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

прогресс
род. п. -а, начиная с Петра I; см. Смирнов 244. Через польск. рrоgrеs или нем. Progress (с 1600 г.; см. Шульц–Баслер 2, 676) от лат. progressus "успех" (Христиани 23).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru