Определение слова «БЕССМЕРТИЕ»

Толковый словарь Ушакова:

БЕССМЕ́РТИЕ, бессмертия, мн. нет, ср. (·книж. ).
1. В религиозных представлениях — вечная жизнь. Вера в бессмертие души.
2. Длительная слава в последующих поколениях. Стяжать себе бессмертие.

Толковый словарь Кузнецова:

бессмертие
БЕССМЕРТИЕ -я; ср.
1. Вечное существование, не прекращающееся бытие. Б. природы. Б. богов. Мечта о бессмертии. Б. души В мифологии и религии: бессмертием наделены сверхъестественные существадухи, боги, ангелы и т.п.; бессмертие человека трактуется как вечная жизнь его духовной сущности (души) в загробном мире.
2. Высок. Сохранение влияния, воздействия на последующие поколения; неувядаемая слава. Б. пушкинской поэзии. Обрести, заслужить, завоевать, получить б.

Малый академический словарь:

бессмертие
-я, ср.
1.
Вечное существование, не прекращающееся бытие.
Бессмертие природы.

Лишь только я тебя увидел, И тайно вдруг возненавидел Бессмертие и власть мою. Лермонтов, Демон.
2. высок.
Неувядаемая посмертная слава.
[Милонов:] Скоро мое имя покроется бессмертием, а с ним и ваше никогда не умрет для потомства. А. Островский, лес.
Родина заплатит бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя. Леонов, Поступь гнева.

Словарь антонимов русского языка:

СМЕРТЬ — БЕССМЕРТИЕ
Смертный — бессмертный (см.)
В нас есть суровая свобода: На слезы обрекая мать, Бессмертье своего народа Своею смертью покупать. К. Симонов. Слава.
Внимают юноши строфам про смерть, а сердцем слышат: бессмертье. Маяковский. По городам Союза.
Толстой говорил почти теми же словами: — Я качусь, качусь под гору смерти. А я не хочу смерти, я хочу и люблю бессмертие. Бунин. Освобождение Толстого.
БРЕННОСТЬ — ВЕЧНОСТЬ
Бренный — вечный
Такого моря после уже никогда не будет. Будет другое море, спокойное или грозное, не понятное до конца, вызывающее сложные и бесполезные мысли о вечности и бренности... И. Гофф. Превращения.
Я беру в руки вашу дорогую голову — какое странное ощущение: вечность черепа под бренностью волос, вечность скалы — бренность травы на ней... М. Цветаева. Флорентийские ночи, письмо 6.
Ср. Жизнь — смерть. Рождение — смерть. Смерть — воскресение

СМЕРТЬ — ВОСКРЕСЕНИЕ
Григорьев разлил по стаканам остатки жидкости. — Со свиданьицем! — Привыкнуть к специи было невозможно — они вновь пережили смерть и воскресение. Нагибин. Злая квинта.
Под знаком воскресения и недавней смерти шла вся книга. М. Цветаева. Наталья Гончарова.
Ср. Жизнь — смерть. Рождение — смерть. Смерть — бессмертие
ЖИЗНЬ — СМЕРТЬ
Прижизненный — посмертный (см.)
— Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? что такое жизнь, что смерть? — спрашивал он себя. Л. Толстой. Война и мир.
Дай мне ясной жизни, судьба, дай мне гордой смерти, судьба! Р. Рождественский. Реквием.
[Человеческое сердце] в те легендарные дни так же твердо, как и в наши, отказывалось верить в смерть, а верило только в жизнь. Все пройдет — не пройдет только эта вера! Бунин. Скарабеи.
Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они? Чем я обязан — знаю я. И пусть не только стих, Достойна будет жизнь моя Солдатской смерти их. Щипачев. Павшим.
Инсаров целых восемь дней находился между жизнью и смертью. Тургенев. Накануне.
БЫТИЕ — НЕБЫТИЕ
Поэзия существует как мощный выразитель исторической жизни общества и отдельной личности в нем. Она говорит о бытии и небытии, верности и ревности, юности и старости, нежности и гневе, песчинке и планете, меде и яде. Л. Озеров. В мастерской стиха.
Бытие отвергалось как непереносимое, антигуманное. Поэтому само спасение начинает пониматься как преодоление всякого бытия, переход в небытие. А. Кочетов. Буддизм.
Он серьезно относился к проблеме своего бытия и небытия. В. Комиссаров. Старые долги.
БЫТИЕ — СМЕРТЬ
Воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная живых сил и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью. А. Хомяков. О старом и новом.
ЖИЗНЬ — МЕРТВЕЧИНА
Забросали слушателей множеством новых терминов и слов; показали они в своем изложении и логическую связь, и следование за новыми открытиями, и горячку собственного увлечения, но, увы! не было только жизни в самой науке. Мертвечиной отозвалась в устах их мертвая наука. Гоголь. Мертвые души.
Мне бы памятник при жизни полагается по чину. Заложил бы динамиту — ну-ка, дрызнь! Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! Маяковский. Юбилейное.
Ср. Рождение — смерть. Смерть — воскресение. Смерть — бессмертие
РОЖДЕНИЕ — СМЕРТЬ
Рождаемость — смертность (см.)
Рождение человека — смерть человека. От рождения — до смерти.
И вижу гроб уединенный, Он ждет; что ж медлить над землей? Никто о том не покрушится, И будутуверен в том) О смерти больше веселиться, Чем о рождении моем. Лермонтов. Одиночество.
Смерть и рождение — в этом не только прочность жизни, ее непрерывность, неуклонность развития, в этом и сложность бытия. Не было б рождения, не было б и смерти, не было бы горя, не по чему тогда измерять счастье, оно бы отсутствовало. Мир состоит из вопиющих противоречий. Тендряков. Короткое замыкание.
Вы с Россией одни. Вы услали посредников. Смерть — рожденью сродни. В этом счастье последнее. ... Да не минет нас чаша Чрезвычайного часа. А. Вознесенский. Доктор Осень.
РОЖДЕНИЕ — КОНЧИНА (высок.)
Сто лет прошло со дня его рождения, и только шестьдесят два года со дня его роковой кончины. Куприн. Солнце поэзии русской.
Ср. Жизнь — смерть. Смерть — воскресение. Смертьбессмертие

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
бессмертие, -я

Толковый словарь Ожегова:

БЕССМЕРТИЕ, я, ср.
1. Посмертная слава (высок.). Стяжать себе б.
2. В религиозных представлениях: вечное существование души, обитающей в теле и покидающей его после смерти, загробная жизнь. Вера в б. души.

Новейший философский словарь:

БЕССМЕРТИЕпонятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах. Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды Б.: действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное Б.); существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизическое В.); достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное Б.); перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы (Б. как реинкарнация или переселение душ); осуществление природно-биологической бесконечности человека, продолжение человеческой жизни через потомство (биогенетическое Б.); включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физико-химическое Б.); бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное Б.); проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое Б.). Психологически каждый из видов Б. связан с надеждой на иммортализацию, преодоление смертности либо через продолжение жизни в потомстве (биогенетическое Б.), либо через продолжение своей жизни в результате своей деятельности (социокультурное и историческое Б.), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духовными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное Б.) и т.д. Вера человека в Б. и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, не взирая на знание неизбежности своей смерти. Истоки представлений о Б. уходят в мифологическое сознание, приписывающее свойство Б. сверхъестественным силам и персонифицированным божествам. Древнегреческая мифология начинает истолковывать Б. не только как атрибут богов, но и как награду, дарованную богами героям за подвиги и человеческое совершенство (мифы о Геракле, Менелае и т.п.). Обычные же люди в древнегреческих мифах уходят в могилу, их тело превращается в тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками в подземном царстве. У индусов и египтян была распространена вера в то, что в момент смерти якобы происходит переселение души из одного тела в какое-либо другое. Буддизм включил эту веру в учение о сансаре и карме, согласно которым общественное положение человека есть результат деятельности его души в предыдущих перевоплощениях. Иудаизм в понятие Б. ввел представление о воскрешении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и исламскую религии. В некоторых христианских текстах (например, в Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде. Эта наивная идея в дальнейшем получила более сложную интерпретацию. В догмате о воскресении Христа его Б. трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела Христова естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствовать себя свободно и в посюстороннем, и в потустороннем мире. Нечто подобное, согласно христианской религии, должно произойти и с человеком, после второго пришествия Христа и дня Страшного суда. Протестантская церковь выдвигает положение о том, что воскресение ведет к восстановлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента. Утверждается, что в христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое в дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое в то же время будет отличаться от наличного физического тела, хотя в определенной степени и будет находиться в отношении преемственности к последнему. Таким образом, идея личного Б. в христианстве связывается не только с духовным, но и определенным телесным Б. Религия разрабатывает скорее вероучение не о Б. (иммортализме), а о послесмер-тии (постмортализме), освящая реальную смерть и сохраняя одновременно толкование Б. как атрибута Бога. Философские учения античности и на Западе, и на Востоке рассматривали Б. как естественное состояние единой субстанции, обладающей космическим разумом. Метафизический принцип Б. человеческой души впервые в философии был обоснован Платоном. В диалоге «Федон» Платон утверждал, что душа безначальна и бессмертна. Ортодоксальные теистические концепции средневековой философии признавали Б. души как проявление божественного начала в человеке. Идея личного Б. прорабатывалась в европейской философии 17-18 вв. Лейбниц связывал Б. души не только с Богом, но и с бесконечным многообразием индивидуальных монад, образующих субстанцию. Он считал абсурдным признание некоего безликого духа, в котором бесчисленные души тонут, как капли в океане. Безликость такого духа, по Лейбницу, обезличивает и связанные с ним души, лишает их индивидуальности и неповторимости личностного начала. Б. жизни, с его точки зрения, находит объяснение в идее преформизма, согласно которой семенной зародыш организма не что иное как его микроскопическая копия, передающаяся бесконечно из поколения в поколение. Конкретная телесная оболочка организма стареет и разлагается, но монада (душа), согласно Лейбницу, не теряя ни одного мига времени, организует другую. Кант разрабатывал понятие идеального Б. как принципа осуществления высшего морального закона (категорического императива) в бытии человеческого рода, гарантом чего, по его мнению, выступала вера в существование Бога. В философии Гегеля понятие о Б. отождествлялось с законом вечного ритма бытия абсолютной идеи: осуществлением необходимости через непрерывное превращение возможного в действительное. Традиционная вера в личное Б. в гегелевском учении уступала место выявлению вечного непреходящего в жизни человека. Представление о воображаемых небесах заменялось понятием о Б. абсолютной идеи. Философия марксизма разрабатывала представление о Б. как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью при соответствующих условиях порождать внеземные формы разума. Акцентировалось внимание на понятии социального Б. личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего человечества. Оригинальное толкование проблема Б. получила в русской философии второй половины 19-начала 20 вв. Так, в проекте «общего дела» Федорова предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей в общем деле физического воскрешения всех поколений человеческого рода и превращения слепой силы природы в орудие человеческого разума для Б. жизни, жизни добра без зла. В духовных исканиях русских писателей проблема Б. была проблемой поиска идеала, который мог бы служить руководством отношения человека к миру, возвеличивая в качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (Л.Н. Толстой, Достоевский). Решение проблемы Б. тесно связано с пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти.

Новая философская энциклопедия:

БЕССМЕРТИЕвера в нескончаемость человеческого существа, особенно души [ДУША] человека. Эта вера образует ядро мифов и религий. Истоками идеи бессмертия были убеждения в божественном происхождении души, ее простоте, нематериальности и неразрушимости. Понимание бессмертия различно в разных философских дискурсах. Из них можно вычленить четыре типа, в рамках которых представлены совершенно различные трактовки бессмертия: 1) эйдетический, связывающий бессмертие с приобщением к миру вечных идей, 2) христианский, исходящий из смертности человека как единства тела и души и связывающий бессмертие с Воскресением и причастием к благодати Св. Духа, 3) натуралистический, подчеркивающий бренность человеческой природы и бессмертие ее первоначал (мигрирующих атомов, «зародышевой плазмы», генетического кода и пр.), 4) социокультурный, усматривающий в бессмертии – сохранение достижений личности в памяти человечества. Эти типы философского дискурса о смерти и бессмертии обусловливают и различные типы духовных практик, в частности похоронных обрядов, ритуалов, призванных обеспечить загробную жизнь. В религиозных верованиях индусов и египтян существовала идея переселения душ (см. Метемпсихоз [МЕТЕМПСИХОЗ]). В античной культуре идея бессмертия души возникает у орфиков (Диоген Лаэртский 1, 24) и пифагорейцев, отстаивавших идею «вечного возвращения» (там же, VIII, 14). Бессмертна душа, по Алкмеону (см.: Аристотель. О душе, I 2, 405 а 30). Согласно Платону, душа как первоначало жизни непорождаема и бессмертна («Федр», 245, 246 а, «Государство» X 608 d, 611 а) и родственна вечным идеям («Федон», 62). Трактовка Платоном судьбы души после смерти и ее возрождения на земле связана с орфико-пифагорейским учением о переселении душ. У Аристотеля душа есть форма тела и неотделима от него, бессмертием обладает лишь разумная часть души («О душе», III 5, 430 а 20). Для него неприемлема мысль о перевоплощении душ, поскольку каждое тело имеет свою собственную душу. Для Эпикура все живое смертно, бессмертны лишь атомы, из которых они состоят. Стоики (напр., Зенон) считают, что только разум бессмертен. Для Хрисиппа лишь мировая душа, составляющая часть души человека, обладает бессмертием (Диоген Лаэртский, VII 156). Бессмертна душа, по Цицерону («Тускуланские беседы», 1 27, 66). Эпиктет и Марк Аврелий отрицали индивидуальное бессмертие. О бессмертии духа говорили Филон Александрийский, Плотин. Против идеи бессмертия выступал Лукреций («О природе вещей», III, 410). Согласно античному мировоззрению, бессмертие означало «божественность». Поэтому для античной мысли бессмертие души тождественно ее вечности и божественности, причастности миру идей: лишь то, что не имеет начала, бессмертно. Смерть для грековосвобождение от телесности и возвращение в мир духа.
Христианство связано с новым пониманием смертности человека, вытекающим из представления о сотворении мира Богом (в т.ч. и человека). Хотя душа и сотворена Богом бессмертной, она из-за грехопадения оказывается смертной и лишь по благодати Божией станет бессмертной. Для христианина смертькатастрофа, «возмездие за грех» (Рим 6:23), следствие грехопадения, нарушения взаимоотношений с Богом и отделения души от тела. Если в античной философии бессмертие понимается как пребывание в вечности – в вечном мире эйдосов, то в христианской философии бессмертие – это пребывание во времени, жизнь преображенной души и преображенной плоти, лишенной тления и косности. Христианская идея апокатастасиса [АПОКАТАСТАСИС] предполагает восстановление каждого человека в полноте всей его природы, приведение всей твари к совершенству и нетлению. Поэтому, как заметил Г.Флоровский, «христиане, будучи христианами, не должны верить философским теориям бессмертия. Они должны верить во Всеобщее Воскресение. Человек – тварь. Самым своим существованием он обязан Богу. Человеческое бытие не необходимо. Оно – милость Божия. Но Бог сотворил человека для бытия, то есть для вечности. Достичь же вечности и обрести ее можно только в единении с Богом» (Флоровский Г. Догмат и история. М., 1998, с. 254). Христианство как религия спасения души и преображения ее плоти, как вера в Воскресение принципиальным образом отличается как от космотеизма греков, так и от натурализма Нового времени.
Один из первых христиан-апологетов, Иустин, считал, что Бог есть жизнь, а душа как нечто тварное лишь может иметь жизнь, дух. Татиан подчеркивал, что душа смертна, но может и не умирать (Oratio ad Graecos, 13). Согласно Иринею Лионскому, душа пребывает столько, сколько Богу угодно. Климент Александрийский говорит о том, что лишь божественная благодать [БЛАГОДАТЬ] делает душу бессмертной. Бессмертие души как дар Божий отстаивали Тертуллиан (De an. 41), Григорий Нисский (De creat, horn. 27), Ориген («О началах» II, 8), Лактанций (Inst. V 18). Августин, согласно которому душа причастна вечным истинам («О количестве души», гл. XIII–XIV), подчеркивал, что бессмертие души не абсолютно и ее можно назвать смертной. В противовес платонизму он говорил о «смерти души» и «смерти тела», о смерти всего человека («О Граде Божьем», XIII, 12), о двух смертях: «первая смерть изгоняет против воли душу из тела; смерть вторая против воли будет держать душу в теле» (там же, XXI, 3). Бессмертие понимается им как преображение, когда «самая субстанция получит такие свойства, которые через удивительное изменение окажутся соответствующими телам бессмертным», обновится к лучшему даже плоть (там же, XX, 16). О бессмертии духовной части души учили Маймонид, Ибн Сина, Ибн Рушд. (Аверроэс). Аверроисты считали, что бессмертием обладает только всеобщий ум-интеллект.
Мыслители эпохи Возрождения, тяготея к космотеизму античности, стремились возродить античное понимание смерти и бессмертия. Некоторые из них (напр., Помпонацци) отрицали бессмертие души, другие, особенно тяготевшие к неоплатонизму (Фичино, Агриппа, Николай Кузанский, Д.Бруно), учили о бессмертии души, приобщенной к мировой душе. Среди мыслителей Нового времени также не было единодушия в трактовке бессмертия души. Для Спинозы «человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное» («Этика», V, теорема 23). Бессмертие души отстаивали Декарт и Гассенди. Лейбниц полагал, что все живые существа смертны, лишь личность, обладающая совестью и рефлексией, обладает индивидуальным бессмертием («Теодицея», 1, 89). Натуралистическую трактовку природы, в т.ч. и природы человека, дали мыслители Просвещения 18 в., которые отстаивали идею бренности человека и бессмертие его природных первоначал. Вольтер называл идею бессмертия химерой (Метафизический трактат. – Вольтер. Соч. М., 1988, с. 257). Юм, обсуждая метафизические, моральные и физические аргументы при доказательстве смертности души, отрицал ее бессмертие (О бессмертии души. – Юм Д. Соч., т. 2. М., 1985, с. 798–806). Дидро связывал бессмертие с продолжением жизни в памяти других поколений. Гёте, выступая против смешения религиозного и философского понимания бессмертия, подчеркивал: «Для меня убежденность в вечной жизни вытекает из понятия деятельности» (Эккерман И.П. Разговоры с Гёте. Ереван, 1988, с. 272). Для Канта бессмертие души не может быть доказано логически и является постулатом практического разума. Согласно Фихте, Я обладает бессмертием, поскольку жизнь человека принадлежит вечной жизни. По Гегелю, дух вечен и бессмертен. Э.Гартман относил бессмертие к метафизическому субъекту, а не к эмпирическому Я. Ницше называл идею бессмертия личности великой ложью. Натуралистическое понимание бессмертия развивали материалисты – от Фейербаха до Бюхнера и Геккеля, которые связывали бессмертие с сохранением материи. Позитивисты – от Конта до Маха – объясняли возможное бессмертие культурными достижениями, которые сохраняются в памяти человечества. Этот же подход характерен и для М. де Унамуно, который, говоря о «голоде на бессмертие», связывал идею бессмертия с жаждой «обессмертить свои имя и славу», «пережить себя в памяти других людей и будущих поколений» («О трагическом чувстве жизни». М., 1997, с. 69). Для марксистов бессмертие – или иллюзия, или сохранение в памяти будущих поколений. Между этими двумя позициями – позицией нигилистического отношения к любым дискурсам о смерти и о бессмертии и позицией, трактующей бессмертие как вклад личности в социокультурное наследие человечества, – марксистская мысль и колеблется. Такого рода подход к проблеме бессмертия, который можно назвать социокультурным, поскольку даже в оценке смертности и бессмертия человека он исходит из ориентации на социальное, на оценку вклада личности в культурное наследие, на бессмертие в памяти человечества, присущ не только марксизму, но и многим философским течениям 20 в. Все эти четыре варианта философских дискурсов о смерти и бессмертии сосуществуют и в наст. время, показывая воочию всю сложность современной культуры и многообразие мировоззренческих ориентаций личности.
Литература:
1. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М., 1961;
2. Флоровский Г.В. Догмат и история. М., 1998;
3. Salmond S.D.F. The Christian doctrine of immortability. L., 1895;
4. Royce J. The Idea of Immortability. N. Y., 1900;
5. Keyserling H. Unsterblichkeit. В., 1907;
6. Scholz H. Der Unsterblichkeitsgedanke als philosophisches Problem. В., 1922.
А.П.Огурцов

Грамматический словарь Зализняка:

Бессмертие, бессмертия, бессмертия, бессмертий, бессмертию, бессмертиям, бессмертие, бессмертия, бессмертием, бессмертиями, бессмертии, бессмертиях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Т. е. существование человеческой личности в какой бы то ни было форме и за гробом — представление, весьма распространенное и встречающееся на всех ступенях человеческой культуры, хотя как догмат веры встречается не во всех религиозных учениях. Представление о бессмертии присуще человеческому духу в силу весьма естественного стремления последнего отстоять себя от воздействия внешних сил природы, стремления, подкрепляемого непоколебимым внутренним убеждением, что человек, как существо, одаренное разумом и волей, не может наравне с прочими бессловесными животными подлежать одному и тому же беспощадному закону природы и что, следовательно, смерть человека, т. е. разрушение его бренной оболочки, не может быть актом конечного уничтожения незадолго перед тем мыслившего существа.
Первобытную форму представления о бессмертии являет собой культ умерших родственников (Manes у народов, находящихся на низшей ступени развития), основанный на убеждении, что умерший скрытым образом продолжает свою земную деятельность. Этот взгляд естественно ведет к разделению почитаемых покойников на две категории: добрых и злых. Так, напр., о главе семьи или рода предполагается, что он и по смерти продолжает защищать своих присных: по отношению других умерших часто могут существовать причины опасаться продления их вредной деятельности, почему и считается нужным всячески их умилостивлять. С этими представлениями связан обычай приносить в жертву умершим пищу, оружие, лодки и друг. предметы, в которых они нуждались при жизни.
На следующей ступени человеческой культуры состояние и деятельность умерших признается уже совершенно отличными от их состояния и деятельности при жизни, — что само по себе представляется значительным шагом вперед. Эта точка зрения связана с представлением отдельного от тела существования "души" в виде тени (eidola), духа, призрака или демона. Но и при таком взгляде, очевидно, души умерших не представляются еще воображению в чисто духовном свете; им придается только призрачная, теневая вещественность, по форме родственная оставленному человеческому телу, но в то же время от него совершенно отличная, так сказать, бестелесная вещественность. Этой же ступени развития соответствует представление о том, что души покидают тела умерших и потом в них возвращаются или переселяются в другие тела. Так наз. тотемизм основывается на предположении, что души предков переселились в тела различных животных, почему каждое первобытное племя почитает своим покровителем какое-либо животное (dodaim, или тотем).
С этим воззрением родственно учение о переселении душ, выработанное индусами в философскую теорию о последовательном очищении таким путем грешной души, хотя тут введен уже элемент загробного воздаяния, являющийся опять-таки новым шагом вперед в развитии идеи бессмертия, сравнительно с представлением о простом загробном существовании. В противоположность этому у древних греков и иудеев представление о царстве теней (гадес, др.-евр. шеол) связано с абстрактно-чувственным воззрением на могилу как на жилище умерших, приписываемое же им призрачное существование, лишенное атрибутов последнего: телесности, сознания и ощущения — проистекает из абстрактно-чувственного представления небытия умерших. Рассматривая, таким образом, смерть как конец земной жизни, фантазия греков деятельно работала над представлением о характере и свойстве тех новых, совершенно отличных от земных, отношений, в которые попадает умерший как субъект. До существования же личности за гробом воззрение это не возвышалось, и в древней еврейской письменности встречаются лишь отдельные проблески надежды на загробную жизнь. Совсем иным представляется учение о воскресении мертвых в судный день, развившееся у позднейших иудеев из надежды на восстановление из прежнего теократического устройства и из идеи загробного воздаяния и перешедшее из еврейского в христианское и магометанское вероучения. Но и учение о воскресении мертвых претерпевало различные видоизменения. Наряду с чувственным представлением о простом пробуждении к жизни бренного тела, казавшемся Тертуллиану и друг. отцам церкви прямым последствием учения о загробном воздаянии, уже у святого апостола Павла встречается представление о воскресении мертвых к будущей жизни в оболочке хотя и подобной телу, но гораздо более совершенной и небесного происхождения. Под влиянием философии XVIII в. учение о воскресении все более отодвигалось на зданий план, уступая место представлению о бессмертии души, продолжающей бестелесное существование. В связи с этим учение о загробном воздаянии также вытеснялось идеей совершенствования человека в будущем, несравненно высшего развития его духовных способностей и иной, загробной жизни, к которой земная служит лишь подготовлением и испытанием. В этом смысле в новейшее время понимают бессмертие многие поэты и философы. Но и представление о бессмертии как о бесплотном существовании души показалось материалистическому мировоззрению недостаточно ясным и убедительным с точки зрения разума, и французский материализм XVIII в. первый выступил с полным отрицанием бессмертия. Новейший немецкий материализм пытается привести научные доказательства тому, что вся вообще духовная деятельность человека есть не что иное, как результат совокупных физиологических функций органов его тела, с разрушением которых естественно исчезает и "душа" и прекращается ее деятельность. В противоположность этому учению отдельные современные философы и ученые воскресили Платонову идею о душе как об особой субстанции, лишь временно соединенной с телом. Лейбниц и Гербарт пытались объяснить Б. с помощью своей гипотезы странствующих монад. Кант считал невозможным подыскать теоретическое доказательство бессмертия и основал веру в Б. на постулатах практического разума.
Последовательное устранение дуализма из гегелевой философии хотя и повело к учению о душе как сокровенной субстанции всего сущего, но вместе с тем, казалось, исключало допущение загробной жизни индивидуума, настаивая на слиянии индивидуальной души с мировой. Этот вывод, сделанный Рихтером в его сочинении "Lehre von den letzten Dingen" (т. 1, Бреславль, 1833), пытается опровергнуть Гешель, защищая гегелианизм от этого упрека (см. соч. Гешеля, "Von den Beweisen fr die Unsterblichkeit der menschlichen Seele im Lichte der speculativen Philosophie", Берл., 1835 и "Die siebenfltige Osterfrage", Берл., 1836). Философски обосновать веру в Б. пытались далее Вейссе ("Die philos. Geheimlehre von der Unsterblichkeit des menschlichen Individuums", Дрезд., 1834) и Фихте ("Die Idee der Persnlichkeit und der individuellen Fortdauer", Эльберф., 1834), а Фехнер предпринял подобное же доказательство на основании особого фантастико-поэтического воззрения на природу.
При современном состоянии науки следует признать, что если до сих пор и нет прямого философски обоснованного доказательства в пользу идеи бессмертия, то, с другой стороны, нельзя также подыскать такого доказательства против нее, пока материалисты бессильны объяснить механическими путем факты сознания и духовной деятельности человека. Вера же в бессмертие не иссякнет в душе человеческой, питаемая тем духовным источником, из которого она впервые зародилась. Человеку присуще сознание, что он выше всей прочей земной твари и что его духовная жизнь, его разум и свобода не могут быть подчинены исключительно механизму внешнего бытия. Личному самосознанию человека весь окружающий его мир представляется миром явлений, среди которых его "я" сохраняет свою свободу, как существо совершенно другого порядка, в себе самом носящее цель жизни и в сокровеннейших своих тайниках избавленное от границ времени и пространства. Но главный источник, из которого люди черпают веру в бессмертие, — это религиозное убеждение в неразрывной связи человеческой души с Богом, в ее Божественном происхождении.
Ср. Флюгге,зз "Geschichte des Glaubens an Unsterblichkeit, Auferstehung u.s.w." (3 т., Лейпцг., 1794—99); Беккер, "Mitteilungen aus den merkwrdigsten Schriften der verflossenen Jahrhunderte ber den Zustand der Seele nach dem Tode" (2 тетр., изд. 1835—36); Мейер, "Die Idee der Seelenwanderung" (Гамб., 1861); Шеллинг, "Claraoder Zusammenhang der Natur mit der Geisterwelt" (2 изд., Штуттг., 1865); Альберти, "Ueber die Unsterblichkeit der Seele als persnliche Fortdauer des Menschen nach dem Tode" (Штет., 1865); Риттер, "Die Unsterblichkeit" (2 изд., Лепц., 1866); Фихте, "Die Seelenfortdauer und die Weltstellung des Menschen" (Лейпц., 1867); Тейхмиллера, "Unsterblichkeit der Seele" (Лейпц., 1874); Арнольд, "Die Unsterblichkeit der Seele betrachtet nach den vorzglichen Ansichten des classischn Altertums" (Ландсг., 1870); Шписс, "Entwickelungs Geschichte der Vorstellungen vom Zustande nach dem Tode" (Иена, 1877).
На русском яз. знаменитый диалог Платона "Федон" впервые переведен был Карповым в "Пропилеях" (кн. V, Москва, 1856), затем перевод этот вошел в 2-е его издание сочинений Платона на русск. языке (4 т., Спб., 1863). Перевод А. Клеванова вошел в его издание "Платон. Философские беседы" (Москва, 1861); Д. Лебедев, "Платон о душе. Анализ диалога: Федон, с переводом текста и объяснительными примечаниями" (Одесса, 1874 — весьма обстоятельная монография); Мендельсон, "Федон, или о бессмертии души. Перев. с нем." (Спб., 1837); Ж. Делиль, "Дифирамб на Б. души" (перевод А. Лабзина, Спб., 1804; А. Палицина, Москва, 1804; А. Склабовского, Харьков, 1821). Из отцов церкви учение о Б. больше всего разрабатывал Григорий Двоеслов, диалоги которого послужили основой для средневековых легенд о загробной жизни и были известны и в Древней Руси, о чем см. А. П. Пономарева, "Диологи Григория Великого и легенды о загробной жизни в средние века" ("Христианское чтение", 1878, №№ 3—4 и 5—6) и Н.И. Петров, "О происхождении и составе славянорусского печатного пролога" (Киев, 1875). На русск. языке диалоги эти изданы Казанской духовной академией; Григорий Двоеслов, "Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души" (Каз., 1858). Ср. еще "Св. Григорий Двоеслов и его учение о Б. души" ("Воскресное чтение", 1860), а о взглядах др. отцов церкви см. "Взгляд отцов и учителей церкви на смерть" (там же, 1874—75); свящ. Ипполит Мышкин, "Учение св. отцов о коренных истинах общечеловеческой веры и знания, принятых и раскрытых в христианстве" (Вятка, 1875); И. А. Чистович, "Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о Б. и будущей жизни человека" (Спб., 1871); Избицкий, "О залогах Б. души" (Киев, 1847); Карпов, "О Б. души и против натурализма. Разговор" ("Странник", 1861, № 5); архиепископ Иннокентий. "Мысли о Б." (там же, 1864, № 5); архиеп. Платон, "Слово о Б. души" (там же, 1864. № 2); Э. Навиль, "Вечная жизнь", перев. Н. Сергиевского (2 изд., Москва, 1865); иером. Порфирий, "О бессмертии" ("Странник", 1868, № 3); Г. Дебольского, "О Б. души" ("Странник", 1870, т. II); Люд. Каро, "О происхождении верований в будущую жизнь" ("Христианское чтение, 1876, ч. I); Берсье, "О Б. души" ("Странник", 1878, № 8 и также в "Христ. чтение", 1878, ч. II); В. Кудрявцев, "О.Б. души", ("Вера и Разум", 1885, т. II, ч. 1); А. Иванов, "Б. души" ("Душеполезное чтение", 1887, № 8); монах Митрофан, "Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти" (2 т., Спб., 1887).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru