Определение слова «Маймонид»

Большая советская энциклопедия:

Маймонид
(Maimonides; настоящее имя — Моше бен Маймон)
(30.3.1135, Кордова, — 13.12.1204, Фустат, близ Каира), еврейский средневековый философ. В 1148 покинул Испанию из-за преследования евреев династией Альмохадов, жил в Марокко, Палестине и с 1165 в Египте. В 1187 стал лейб-медиком каирского султана Салах-ад-дина. В 1190 в Египте на арабском языке был опубликован главный философский труд М. «Путеводитель колеблющихся», который был переведён на еврейский и латинский языки (русский перевод в книге: Григорян С. Н., «Из истории философии Средней Азии и Ирана 7—12 веков», 1960).
М. — виднейший представитель средневековой еврейской философии. В основе его системы лежит традиция аристотелизма в интерпретации арабских мыслителей. Осуществляя синтез откровения и умозрения, Библии и Аристотеля, М. в своём рационализме и «очищении» веры от элемента чуда перешёл пределы ортодоксии, чем навлек на себя вражду ревнителей религиозной традиции. Оказал влияние на развитие схоластики (См. Схоластика) 13—15 веков (прежде всего на средневековый аристотелизм в лице Альберта Великого и Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский)).
Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с, 454—57; Moses ben Maimon, sein Leben, seine Werke und sein Einfluss, Bd 1—2, Lpz., 1908—14: Bamberger F., Das System des Maimonides, B., 1935; Sarachek J., Faith and reason. The conflict over the rationalism of Maimonides, Williamsport, P., 1935; Baeck L., Maimonides... Dsseldorf, 1954; Silver D. J., Maimonidean criticism and Maimonidean controversy. 1180—1240, Leiden, 1965; Zac S., Maimonide, P., 1965.
С. С. Аверинцев.

Новейший философский словарь:

МАЙМОНИД (Maimomdes), настоящее имя Моше бен Маймон или сокращенно на иврите Рамбам (Раби Моше бен Маймон) (1135-1204) — еврейский мыслитель, врачлейб-медик египетского султана Саладина, философ и теолог. Один из наиболее авторитетных раввинов средневековья. Основные философские сочинения: «Наставник заблудших» (»Морэ невухим») (ок. 1190, написано на арабском языке, позже переведено на древнееврейский), «Книга заповедей» и др. Упорядочил, опираясь, в частности, на ряд подходов философии Аристотеля, труднопонимаемые до того предания Талмуда, осуществив оптимальное их истолкование. М. — автор первого полного систематизированного кодекса еврейского права — «Мишнэ Тора», позволявшего избегать утомительных поисков соответствующих тезисов в Талмуде. Автор символа веры иудаизма, выраженного в 13 пунктах, адаптированный текст которого помещен во многих еврейских молитвенниках (двенадцатый пункт гласит: «Я всем сердцем верую в приход Машиаха, и даже если он задерживается, я все равно буду ждать его»). Согласно М., высшие принципы Истины, отраженные в постулатах еврейской религии, нуждаются в строгом и рациональном обосновании. Аргументы М. оказали определенное влияние на организацию мышления Фомы Аквинского (неоднократно цитировавшего «Раби Моисея») и Спинозы. Неоднократно подвергался критике со стороны еврейских и мусульманских ортодоксов. М., видимо, единственный философ нашей эры, символизирующий единение четырех культур: греко-романской, западной, еврейской и арабской.

Новая философская энциклопедия:

МАЙМОНИД, Рабби Моше бен Маймон (30 марта 1135/38 Кордова – 13 декабря 1204, Фостат вблизи Каира) – средневековый еврейский богослов и философ. Родился в семье выдающегося ученого раввина рабби Маймона. После захвата города в 1148 альмохадами семья вынуждена была бежать из Кордовы и провела годы в скитаниях по территории Испании, возможно Южной Франции, Северной Африки (Фес). В 1165 Маймонид, проведя полгода в Акко (в то время – государство крестоносцев) и посетив Иерусалим и Хеврон, поселился в Египте в г. Фостат (рядом с Каиром). Здесь он провел жизнь, полную трудов, долгое время был руководителем еврейской общины Египта, а также личным врачом правителя Египта Фосада, а некоторое время и Саладина.
Научное наследие Маймонида чрезвычайно обширно и включает работы по логике, философии, галахе (еврейскому религиозному законодательству), медицине. В них затрагиваются вопросы математики, астрономии, психологии, истории и др. Главное философское сочинениенаписанный на арабском языке трактат «Путеводитель растерянных» (Далалат аль-Хаирин), наиболее известный в своей ивритской версии (Морэ Невухим). Однако философская проблематика присутствует почти во всех его сочинениях. Уже в юношеские годы он написал логический трактат «Макала фи-синат аль-мантик» (ивр. Маамар милот а-хигайон) – «Основные понятия логики», где он дает свою рецепцию логики Аристотеля, воспринятой им в первую очередь от Аль-Фараби. Во введениях к его комментарию на Мишну имеется ряд философских фрагментов, в частности «Шмона праким» – посвященное этике и психологии предисловие к трактату Мишны «Авот». В предисловии к главе Хэлек дается первая формулировка принципов иудаизма (13 догматов).
Монументальный 14-томный свод Мишнэ Тора (Повторение Торы), написанный на иврите, представляет собой систематическое изложение иудаизма как единого учения; он открывается «Книгой знания» (Сефер а-мада), посвященной вопросам метафизики, физики, этики, историософии. Философская и религиоведческая проблематика затрагивается и в многочисленных посланиях Маймонида (особенно в «Йеменском послании», «Послании об астрологии», «Послании о воскресении мертвых»).
Для философии Маймонида характерно сочетание восточного перипатетизма, безусловного признания библейских пророчеств и талмудического учения о единстве мышления и практического поведения (галахи). Он разделяет науки на три группы: теоретические (метафизика и физика), пропедевтические (математика), практические (этика, управление домом, политика). Однако в более поздних его произведениях теоретические науки отождествляются с эзотерическими разделами иудаизма, упоминающимися в Мишне (Хагига, 2,1), метафизика – с наукой о «Колеснице» (см. Меркава [МЕРКАВА], Каббала [КАББАЛА]), а физика – с учением о сотворении мира (Маасэ Берешит).
Бог как нематериальная первопричина всего сущего не может иметь положительных определений: его атрибуты носят всецело отрицательный характер. Воздействие Бога на мир осуществляется без посредства каких бы то ни было материальных сил. Природные явления определяются сочетанием материи, формы и «лишенности» (последняя присуща материи и является основной причиной изменчивости форм). Созданный по образу Бога, человек способен к восприятию умозрительного знания через соединение с активным умом. Возникшее вследствие грехопадения воображение, основанное на уподоблении материальным предметам, нарушает изначально присутствующую в человеке способность к чистому познанию. Знания о Боге не могут передаваться публично, ибо общественная коммуникация основана на уподоблении; они могут быть восприняты только индивидуальным усилием разума. Аллегорический язык, на котором излагались библейские пророчества, чтобы их могло воспринять общество, отчасти способствовал возникновению извращенных антропоморфных представлений о Боге. Маймонид детально исследует язык Библии и приходит к выводу, что большинство выражений, указывающих на Бога, имеет многозначный характер, но их истинное значение лишено антропоморфизма. Маймонид критикует философию калама [КАЛАМ], и в частности, не называя его прямо, учение Саадии Гаона за попытку построить теологию на основе физики (в т.ч. на основе учения о сотворении мира). Ни физика Аристотеля, ни даже Библия в силу своего аллегорического языка не могут дать окончательного ответа на вопрос о сотворенности мира. Сам Маймонид склонялся к креационизму, исходя из этических аспектов иудаизма (свобода выбора, ответственность). В этике Маймонид выделяет ступень «мудреца» (хахам), который избегает крайностей и идет по среднему пути, и ступень «праведника» (хасид), который уклоняется от середины и достигает в служении Богу более высокого уровня.
Учение Маймонида вызвало острую полемику среди еврейских мыслителей разных эпох. В 13 в. оно оказало глубокое влияние на латинскую схоластику, особенно на Альберта Великого [АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ] и Фому Аквинского [ФОМА АКВИНСКИЙ]. В 13–14 вв. оно стало одной из предпосылок возникновения т.н. профетической каббалы рабби Авраама Абулафии. В Новое время учение Маймонида сыграло важную роль в формировании философии Спинозы и М.Мендельсона.
Сочинения:
1. Maimonides treatise on logic, ed. Israel Efros. N. Y., 1938;
2. Dalalat al-ha irin, arabic text based on S.Munk, ed. Issagar Joel. Jerusalem, 1929;
3. Рамбам (Маймонид), Избр., т. I–II. Иерусалим, 1990.
Литература:
1. Studies in Maimonides and St.Thomas Aquinas (Bibliotheca Maimonidica), v. 1. N. Y., 1975;
2. Twersky Ts. Introduction to the Code of Maimonides (Mishneh Torah) (Yale Judaica series, v. 22). New Haven, 1980;
3. Hartman D. Maimonides: Torah and Philosophie Quest. Phil., 1986;
4. Maimonides: A Collection of Critical Essays. Notre Dame, 1988;
5. Strauss L. Persecution and the Art of Writing, Chi., 1988;
6. Fox M. Interpreting Maimonides: Studies in Methodology, Metaphysics, and Moral Philosophy (Chicago studies in the history of Judaism). Chi., 1990;
7. Учитель поколений Рамбам, сб. ст. под ред. А.Стриковского. Иерусалим, 1985.
И.С.Дворкин

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Моисей бен-Маймон бен-Иосиф, по-араб. Абу Амран Муса ибн Маймун обаид Алла, у евреев известен под аббревиатурой Рамбам; 1135-1204) — знаменит. вероучитель еврейства, самый крупный представитель арабо-исп. эпохи в истории еврейской мысли, сочетавший в своих трудах оба направления этой эпохи — философское и талмудическое, сыгравший видную роль и в истории христианской схоластики (см. Еврейская литература). М. — сын кордовского раввина, который по взятии Кордовы Альмогадами (1148) бежал с семейством в Фец и вынужден был принять магометанство. Пробравшись в 1165 г. в Иерусалим, М. открыто вернулся к вере отцов, поселился близ Каира и сделался главою еврейской общины и придворным врачом Саладина. В тринадцати Ани-Мамин (Верую) М. сконцентрировал сущность еврейского вероучения, а в единственной книге, написанной им на еврейском яз. — "Мишне-Тора", впоследствии переименованной в "Яд-га-Хазака", — дал свод всего еврейского законодательства, возведя все мелкие постановления Талмуда на степень обязательных законов. Сам М., однако, неоднократно разрешал вопросы вопреки постановлениям этого свода, как бы указывая раввинам, что они должны принимать в соображение условия времени и требования жизни. Об источниках Мишне-Торы см. Еврейская литература. Наряду с систематизацией законодательства. М. изложил в "Мишне-Торе" и свои воззрения на философию и этику иудаизма, между прочим, и свое возвышенное учение о бессмертии души, о загробной жизни и воздаянии. Основным принципом этики М. ставит безусловную свободу воли: всесильный Бог знает силу человека, но не направляет ее; человек должен стремиться к добру не ради награды, а ради самого добра и из любви к Богу; высшее благо на земле есть познание истины — блаженство, равносильное познанию Бога. Занятия наукой и философией М. вменяет в религиозную обязанность каждому мыслящему еврею, утверждая, что истинная религия и истинная философия не противоречат друг другу. Доказательствам этого положения посвящена его книга "Морэ Невухим" (см. Еврейская литература), в которой он стремился примирить еврейское вероучение с философией Аристотеля. Необходимость такого примирения М. мотивировал тем, что чистая монотеистическая идея затемнилась в иудаизме многими чуждыми ей элементами. В "Морэ Невухим" М. развивает метафизическое учение об атрибутах Божества, которые он освобождает от всякой материализации. О преследованиях, которым подверглись соч. М., см. Еврейская литература. М. написал еще "Хохмат га-ибур" (трактат о календарном счислении), "Милот гигоин" (руководство по логике) и мн. др. "Морэ Невухим" М. (в араб. подлиннике "Delalat Alhaїrin" переведено на франц. яз. Мунком ("Le Guide des Egars", П., 1856-66); первая часть его в нем. переводе изд. Фюрстенталем (Кротошин, 1839), третья часть — Шейером (Франкфурт-на-М., 1838). Ср. И. Гурлянд, "О влиянии философии мусульм. религии, а именно мутакалимов, мутазалимов и амаров, на философию религии М." (СПб., 1863); Weiss, "Rabbi Moses ben Maimon" (В., 1881; на древнеевр. яз.); Eisler, "Vorlesungen ber die jud. Philosophen des Mittelalters" (B., 1870-76); Grtz, "Geschichte der Juden" (т. 6, Лпц., 1871; есть русский перевод); Guttman, "Das Verhltniss des Thomas von Aquino zum Judenthum" (Геттинг., 1891); Bardowicz, "Die rationale Schriftauslegung des Maimonides" (В., 1893). — Значение М. в медицине, которую он изучал под руководством Аверроэса, остается до сих пор невыяснено, потому что главнейшие его сочинения еще не изданы. В них он обсуждает причины болезней, кормление больных и здоровых, действие ядов и противоядий, лечение ран и т. д. Напеч. соч.: "Tractatus de regimine sanitatis" (письма к султану, Венеция, 1514 и 1521, fo; перевод на немецкий язык: "Maimonides Diatetisches Sendschreiben an den Sultan Saladin". Mit Noten herausgeg. von Winternitz; Вена 1843); "Aphorismi" (25 книг; лат. изд., 1489, 4°, 1497, 1500); "Яды и противоядия" (в еврейских и латинских списках, перевод напечатан на франц. яз.: "Trait des poisons de Mamonide, XII sicle; avec une table alphabtique des noms pharmaceutiques" trad. par Rabbinowicz; П. 1867). Не напечатаны: "О геморрое" (арабские и еврейские рукописи); "О причинах и признаках болезней" (еврейские списки), несколько мелких сочинений и перевод Авиценны на евр. яз.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru