Определение слова «вечность»

Толковый словарь Ефремовой:

вечность
I ж.
1. Бесконечное во времени существование материального мира.
|| Течение времени, не имеющее ни начала, ни конца.
|| Вневременность, независимость от времени.
2. перен. разг. Время, тянущееся томительно долго (в субъективном ощущении кого-либо).
II предик. разг.
Об очень длинном временном периоде.

Толковый словарь Ушакова:

ВЕ́ЧНОСТЬ, вечности, мн. нет, ·жен. (·книж. ). Время, не имеющее ни начала, ни конца.
• Отойти в вечность (·книж.) — умереть, навсегда перестать существовать. Отошли в вечность купеческие типы Островского. Кануть в вечность (·книж.) — подвергнуться забвению, бесследно исчезнуть. Целую вечность (·разг.) — очень долгое время. Мы не видались целую вечность.

Толковый словарь Даля:

вечность
См.:
1. век
2. вечно

Словарь литературных эпитетов:

• Бездонная (Фруг).
• Немая (Галина, Фофанов).
• Однообразная (Бальмонт).
• Подвижная (Фофанов).
• Туманная (Михайловский).
• Царственная (Бальмонт).

Толковый словарь Кузнецова:

вечность
ВЕЧНОСТЬ -и; ж.
1. Бесконечное по времени существование материального мира. В. материи.
2. Книжн. Течение времени, не имеющее ни начала ни конца. Отойти (кануть) в вечность (уйти в прошлое, минуть, забыться).
3. Разг. О времени, тянущемся очень долго. Не виделись целую в.! (очень давно). Ожидание показалось вечностью.

Малый академический словарь:

вечность
-и, ж.
1.
Течение времени, не имеющее начала и конца.
— Трудно нам представить вечность, — сказал Диммлер ---. — Отчего же трудно представить вечность? — сказала Наташа. — Нынче будет, завтра будет, всегда будет, и вчера было и третьего дня было. Л. Толстой, Война и мир.
|| чего. Бессрочность.
В ряду признаков, отграничивающих право собственности от других вещных прав, иногда указывается вечность или бессрочность права собственности. Венедиктов, Государственная социалистическая собственность.
||
В антинаучной религиозно-идеалистической философии: вневременность, независимость от времени, неизменность во времени.
2. разг.
Томительно долгое время.
Ермолай не возвращался более часу. Этот час нам показался вечностью. Тургенев, Льгов.

- кануть в вечность
- отойти в вечность

Словарь антонимов русского языка:

СМЕРТЬ — БЕССМЕРТИЕ
Смертный — бессмертный (см.)
В нас есть суровая свобода: На слезы обрекая мать, Бессмертье своего народа Своею смертью покупать. К. Симонов. Слава.
Внимают юноши строфам про смерть, а сердцем слышат: бессмертье. Маяковский. По городам Союза.
Толстой говорил почти теми же словами: — Я качусь, качусь под гору смерти. А я не хочу смерти, я хочу и люблю бессмертие. Бунин. Освобождение Толстого.
БРЕННОСТЬ — ВЕЧНОСТЬ
Бренный — вечный
Такого моря после уже никогда не будет. Будет другое море, спокойное или грозное, не понятное до конца, вызывающее сложные и бесполезные мысли о вечности и бренности... И. Гофф. Превращения.
Я беру в руки вашу дорогую голову — какое странное ощущение: вечность черепа под бренностью волос, вечность скалы — бренность травы на ней... М. Цветаева. Флорентийские ночи, письмо 6.
Ср. Жизнь — смерть. Рождение — смерть. Смерть — воскресение

ВЕЧНОСТЬ — МГНОВЕНИЕ
Мгновение вместе мы были, Но вечность — ничто перед ним; Все чувства мы вдруг истощили, Сожгли поцелуем одним. Лермонтов. Прости! — мы не встретимся боле...
ВЕЧНОСТЬ — МИГ
Твоей любви я жду как дара, И вечность дам тебе за миг. Лермонтов. Демон.
— Езды до вашего города полтора часа. Разве это езда! Это миг по сравнению с вечностью. В. Солоухин. Приговор.
В быстрине, застыв, остановился хариус. Это миг, растопырив желтые рыбьи плавники, сопротивлялся течению вечности. Г. Гор. Чилиры.
ВЕК — МГНОВЕНЬЕ
Пускай он стар для современья, Но современье для него Ничтожно: ведь, его мгновенье Прекрасней века моего. И. Северянин. Пушкин.
И время на земле остановилось. И потекли мгновенья иль века... И всколыхнулось сердце и забилось У башенного мертвого стрелка. В. Жуков. Башенный стрелок.
ВЕКИ ВЕЧНЫЕ — МИГ
И не миги быстротечные, Не мельканья суеты, А сплелись на веки вечные Мудрый камень и цветы. С. Островой. Горожанская душа.
ЖИЗНЬ — СМЕРТЬ
Прижизненный — посмертный (см.)
— Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? что такое жизнь, что смерть? — спрашивал он себя. Л. Толстой. Война и мир.
Дай мне ясной жизни, судьба, дай мне гордой смерти, судьба! Р. Рождественский. Реквием.
[Человеческое сердце] в те легендарные дни так же твердо, как и в наши, отказывалось верить в смерть, а верило только в жизнь. Все пройдет — не пройдет только эта вера! Бунин. Скарабеи.
Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они? Чем я обязан — знаю я. И пусть не только стих, Достойна будет жизнь моя Солдатской смерти их. Щипачев. Павшим.
Инсаров целых восемь дней находился между жизнью и смертью. Тургенев. Накануне.
БЫТИЕ — НЕБЫТИЕ
Поэзия существует как мощный выразитель исторической жизни общества и отдельной личности в нем. Она говорит о бытии и небытии, верности и ревности, юности и старости, нежности и гневе, песчинке и планете, меде и яде. Л. Озеров. В мастерской стиха.
Бытие отвергалось как непереносимое, антигуманное. Поэтому само спасение начинает пониматься как преодоление всякого бытия, переход в небытие. А. Кочетов. Буддизм.
Он серьезно относился к проблеме своего бытия и небытия. В. Комиссаров. Старые долги.
БЫТИЕ — СМЕРТЬ
Воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная живых сил и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью. А. Хомяков. О старом и новом.
ЖИЗНЬ — МЕРТВЕЧИНА
Забросали слушателей множеством новых терминов и слов; показали они в своем изложении и логическую связь, и следование за новыми открытиями, и горячку собственного увлечения, но, увы! не было только жизни в самой науке. Мертвечиной отозвалась в устах их мертвая наука. Гоголь. Мертвые души.
Мне бы памятник при жизни полагается по чину. Заложил бы динамиту — ну-ка, дрызнь! Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! Маяковский. Юбилейное.
Ср. Рождение — смерть. Смерть — воскресение. Смерть — бессмертие
РОЖДЕНИЕ — СМЕРТЬ
Рождаемость — смертность (см.)
Рождение человека — смерть человека. От рождения — до смерти.
И вижу гроб уединенный, Он ждет; что ж медлить над землей? Никто о том не покрушится, И будут (я уверен в том) О смерти больше веселиться, Чем о рождении моем. Лермонтов. Одиночество.
Смерть и рождение — в этом не только прочность жизни, ее непрерывность, неуклонность развития, в этом и сложность бытия. Не было б рождения, не было б и смерти, не было бы горя, не по чему тогда измерять счастье, оно бы отсутствовало. Мир состоит из вопиющих противоречий. Тендряков. Короткое замыкание.
Вы с Россией одни. Вы услали посредников. Смерть — рожденью сродни. В этом счастье последнее. ... Да не минет нас чаша Чрезвычайного часа. А. Вознесенский. Доктор Осень.
РОЖДЕНИЕ — КОНЧИНА (высок.)
Сто лет прошло со дня его рождения, и только шестьдесят два года со дня его роковой кончины. Куприн. Солнце поэзии русской.
Ср. Жизнь — смерть. Смерть — воскресение. Смерть — бессмертие
СМЕРТЬ — ВОСКРЕСЕНИЕ
Григорьев разлил по стаканам остатки жидкости. — Со свиданьицем! — Привыкнуть к специи было невозможно — они вновь пережили смерть и воскресение. Нагибин. Злая квинта.
Под знаком воскресения и недавней смерти шла вся книга. М. Цветаева. Наталья Гончарова.
Ср. Жизнь — смерть. Рождение — смерть. Смерть — бессмертие

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
вечность, -и

Толковый словарь Ожегова:

ВЕЧНОСТЬ, и, ж. Очень долгое время, бесконечность. Не виделись целую в. (очень давно; разг.). Кануть в в. (бесследно исчезнуть, не оставив следов, памяти о себе).

Новая философская энциклопедия:

ВЕЧНОСТЬ – 1) всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни; 2) нескончаемая длительность. В греческой философии и поэзии понятие вечности () первоначально имеет значение «длительность жизни», «век» всякого, в т. ч. и смертного, существа, в частности, человека: вечность есть saeculum, vitae tempus, vitae aetas (изначально: означает, возможно, жизненную силу, vis vitalis. В таком употреблении мы находим «вечность» в поэзии – у Гомера («Илиада» IV 478, IХ 415 и др.), Гесиода («Теогория» 609), Эсхила, вплоть до Еврипида и, кроме того, у Эмпедокла (В 11, В 17, 110, В 129 DK)). Однако уже досократики – тот же Эмпедокл (В 16 DK), а также Анаксимен (А 6 DK), Анаксимандр (А 10 DK) и Филолай (В 21, В 23 DK) начинают понимать вечность как нескончаемый век, как бесконечное время, в т. ч. и циклически повторяющееся, приносящее возрождение и перерождение живого. Вместе с тем во многом под влиянием Парменида, который представляет бытие как всегда уже необходимо существующее, как наличное всегда «сейчас», – ибо бытие не может не быть, – как единое, целое, непрерывное и собранное воедино ( , 2, В 8 DK), является и другое понимание вечности, а именно как вневременного настоящего, как всецелой собранности единого момента «теперь». Все дальнейшие представления о вечности можно понимать как разработку одного из этих двух представлений: 1) как нескончаемой длительности и 2) пребывания в состоянии всецелой бытийной собранности, вне становления, изменения, возникновения и рассеяния, в неизменности настоящего.
У Платона можно отыскать оба представления о вечности. В «Государстве» (608 c-d, ср. 498 d) вечность упоминается как нескончаемый век, в сравнении с которым длительность человеческой жизни ничтожна. Однако в «Тимее», повестуя о создании мира творцом-демиургом, Платон понимает вечность уже по-иному. Во-первых, она характеризует умопостигаемую природу как совокупность идеальных первообразов вещей-эйдосов, называемую Платоном вечным живым существом, на которую взирает или которую мыслит ум-демиург при творении мира; вечность т.о., характеризует неизменное, сущее и благое внемирное начало мира и постигается только мышлением, т.е. присуща бытию, сама же есть парадигма (образец) для времени. Во-вторых, вечность пребывает в Едином [ЕДИНОЕ]и есть нечто единое и неделимое, неисчерпаемое и не измеримое никаким конечным числом. В-третьих, вечность цельна, в-четвертых, относится всецело к настоящему и, наконец, в-пятых, пребывает вне становления, движения и изменения, всегда и неизменно лишь «есть» («Тимей» 37с – 38с; ср. «Филеб» 66а; ср. также Прокл, Комментарий к «Ти-мею» 17, 20–21).
Аристотель дает исключительный по своей тонкости анализ понятия времени [ВРЕМЯ](«Физика» IV 10–14, 217b 30 сл.), обходя, однако, молчанием вопрос о вечности. Он говорит о небесных неизменных вещах как обладающих счастливой и самодовлеющей жизнью и пребывающих в вечности, под каковой он разумеет нескончаемый век («О небе» 279а 18–28), на что, по его мнению, указывает сама этимология термина () – от «вечно-сущего» ( ). Вечность, т.о., не противопоставляется времени, но, не имея ни начала, ни конца, объемлет все целокупное время («О небе» 283b 26–29). Вечно-сущее (), а таковым является для Аристотеля вечный двигатель, мышление, мыслящее самое себя («Метафизика» 1072b 22 сл.), может существовать только в действительности и никогда в возможности; стало быть, оно не может возникнуть, а по тому и есть вечное. При этом вечное как всегда сущее необходимо существует. Без вечного невозможно и возникновение: первая причина возникающего сама должна быть невозникшей, иначе невозможно избежать бесконечного регресса (там же 999b 5–8, 1091а 12–13). Особое внимание при анализе времени Аристотель уделяет понятию «теперь» (), которое является непрерывной связью и подвижной границей времени; в строгом смысле «теперь» не является временем, поскольку, в отличие от времени, «теперь» дискретно. Понятие неделимого момента «теперь» играет затем важную роль в рассуждениях о времени и вечности у позднейших авторов.
Анализу понятия вечности посвятил один из своих трактатов Плотин («Эннеады» III, 7, 45). Плотин следует пар-менидовскому описанию бытия как неизменного и равного самому себе (В 8 DK), хотя и критикует тезис пифагорейцев о том, что вечность есть не что иное, как сама мыслящая сущность, т.е. сам ум («Эннеады» III, 7, 2; ср. Аристотель, «Физика» 218b 1–2). Время являет жизнь души () в последовательности дискурсивного мышления и переходе от одного состояния к другому. Вечность же, напротив, характеризует жизнь ума (нус [НУС]) в его всецелой собранности и неизменности мыслящего себя мышления как всеединой совокупности идеальных объектов, из которых каждый существует сам по себе, но также и в каждом другом без разделения и без слияния («Эннеады» III, 7, 6; ср. Аристотель, «О небе» 279а 22–28). Поскольку для Плотина, как и для Парменида и Платона, ум есть бытие, то в уме сущность (essentia) совпадает с существованием (existentia), т.е. ум есть вечно («Эннеады» III, 7, 5).
Вечность – это жизнь ума в неизменности бытия, собранная воедино и самодовлеющая, вне прошлого и будущего, составляющая прообраз времени, но принадлежащая в своей полноте неделимому настоящему (которое Плотин не отождествляет, однако, с неизменным «теперь», относя его ко времени – там же III, 7, 3; III, 7, 6). Вечность есть тихая и мирная (), неизменная и потому бесконечная жизнь ума, бесконечная, однако, вне протяжения и возможного возникновения, пребывающая как единое целое, как завершенная (там же III, 7, 5; III, 7, 11). Бытие для Плотина не есть, впрочем, первая и высшая действительность, – таковой является Единое, порождающее бытие, но само бытие не являющееся и потому немыслимое. Пребывая выше бытия, Единое пребывает также и выше вечности, которая, т.о., оказывается всецело принадлежащей бытию и умопостигаемому.
Начиная с Ямвлиха [ЯМВЛИХ], центральную роль в истолковании вечности играет понятие «теперь». В отличие от Плотина, Ямвлих, интерпретируя Псевдо-Архита, связывает ум с особым «умным временем», порождающим время физическое. В «умном времени» уже от века в неизменном следовании бесконечного количества «теперь» фиксирован порядок событий, которые развертываются и воплощаются в мире, в физическом времени. Вечность же есть единое и неизменное настоящее, «теперь» умопостигаемого мира (ср. Симпликий, Комментарий к «Физике» 794, 28–795, 3). Прокл [ПРОКЛ]также принимает разделение на умное и физическое время, относя при этом монаду вечности к уму. Отношение прообраза-вечности и ее образа – «умного времени» – можно уподобить отношению точки – центра круга – к линии – окружности. Прокл делает различие между всегда-сущим и цельным, с одной стороны, и воедино собранным вечным – с другой (ср. Комментарий к «Тимею» III 18, 21–19, 6; «Первоосновы теологии» 49–55). Всегда-сущее – это, как полагает Дамаский [ДАМАСКИЙ], сущее в непрекращающейся длительности времени. Вечность же есть причина пребывания в бытии, подобно тому, как время – причина становления (Симпликий, Комментарий к «Физике» 775, 23 сл.).
Т.о., в позднейших греческих теориях вечность как единая, монадически собранная, как неделимое настоящее (, aeternitas) отлична как от всегда-сущего, существующего во всякое время (, , sempiternitas, perpetuitas, aevum, aeviternum), так и от момента «теперь», относящегося к настоящему во времени, но временем не являющегося (, nunc) и, наконец, от времени как ограничиваемой длительности (, tempus).
Средневековые мыслители рассматривают вечность в ее двух главных аспектах – космологическом и теологическом. В космологическом аспекте вопрос идет о вечности мира: согласно Аристотелю, мир вечен, т.е. безграничен в своей длительности, всегда был и всегда будет («Физика» 25 д/я 251 lb 14 сл.; «Никомахова этика» 1112а 22). Платон же в «Тимее» и вслед за ним неоплатоники учат о начале мира, которое, впрочем, лежит не во времени, поскольку время является вместе с миром. Обе эти точки зрения, находящие своих сторонников, пытается синтезировать Фома Аквинский [ФОМА АКВИНСКИЙ], согласно которому естественное познание мира ведет к заключению о его вечности, что однако противоречит Священному Писанию, говорящему о начале мира; обе точки зрения могут быть примирены принятием вечного, вневременного творения мира («Сумма теологии» I q.46 а.2). В теологическом аспекте вопрос идет о вечности Бога (ср. Быт. 21:33; Рим. 1:20; 1 Тим. 1:17; Апок. 4:49 и др.). Понимание вечности как вечно-сущего неизменного настоящего восходит к Платону и отливается у Боэция в формулу, позднее неоднократно комментировавшуюся: вечность есть совершенное и всецелое (tota simul, ср. Парменид [ПАРМЕНИД]В 8 DK) обладание нескончаемой жизнью («Об утешении философией» V 6; ср. Дунс Скот, Сумма теологии I q.10 a.1 сл.). Истолкование вечности как единого вне- и довременного неподвижного «стоящего теперь», nunc stans, настоящего, неизменно присутствующего в Боге, для которого все века неподвижны (omnes simul stant) восходит к Августину [АВГУСТИН](ср. «Исповедь» XI 13). Фома Аквинский стремится показать, что вечность в собственном смысле присуща лишь Богу, чье познание едино, совершенно, неизменно и бесконечно, без начала и конца, где всегда уже наличен любой момент времени («Сумма теологии» I q.10 a.1; «Сумма против язычников» I 15; I 66). Два отличительных признака характеризуют здесь вечность: во-первых, она нескончаема (interminabile), т.е. не имеет ни конца, ни начала, ни каких бы то ни было частей и, во-вторых, содержит в себе все сразу, вне какой-либо последовательности (tota simul existens). Впрочем, изначальной двойственности представления о вечности как нескончаемой длительности и как вневременного «теперь» всецело избежать не удается: то же Фома утверждает, что вечность есть некая длительность, тогда как Альберт Великий [АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ], ссылаясь на средневековую компиляцию из Прокла («Книга причин»), разводит вечность и длительность.
Философы Нового времени, интересуясь прежде всего возможностью точного и строгого познания меняющегося мира, основное внимание уделяют феномену времени, практически исключая из рассмотрения понятие вечности. Вечность относится к божественной жизни и мышлению, которые понимаются, однако, гл. о. как «всегда», как нескончаемая длительность (duratio infinita et interminablis, tempus interminatum, по выражению Лейбница). Генри Мор полагает, что вечность есть длительность без начала и конца; у Гассенди вечность выступает как «целое время», божественная длительность. Для Декарта вечность есть всегда-сущее, характеризующее божественную природу, которая всегда необходимо существовала и будет существовать («Метафизические размышления», кн. 5). При этом вечными являются прежде всего истины, которые существуют постольку, поскольку мыслятся в божественном уме (ср. Спиноза. «Этика» I, дефиниция 8). Также и Ньютон в «Общем поучении» «Математических начал натуральной философии» представляют вечность как беспредельную в обе стороны длительность божественной жизни, полагая, что Бог существует всегда, в беспредельном времени, однако не в неделимом мгновении, nunc stans, отвергая возможность вечного неизменного настоящего как самопротиворечивого. Согласно Локку, идея вечности связана с вечной будущей продолжительностью нашей души и с бесконечным существом, которое будет существовать всегда (см. Соч., т. 1. М., 1985, с. 247). Кондидьяк связывает вечность с неопределенной длительностью, не имеющей ни начала, ни конца. Согласно Лейбницу, вечность относится к Богу, создающему монады [МОНАДА](«Монадология» 6, 47).
Современные философия и физика утрачивают представление о вечности, истолковываемой либо как только метафора, либо как нескончаемая длительность, каковой вечность предстает у Канта в антиномии конечности – бесконечности мира во времени. У Гегеля сущее представляется как развивающийся во времени дух, последовательно постигающий себя в различных формах и т.о. приходящий к познанию самого себя, вневременного, во времени. Вечность предстает тогда как подлинное настоящее, однако в этом случае не время понимается как образ вечности, но вечность оказывается проекцией временности настоящего. У Ницше [НИЦШЕ]понятие вечности выступает лишь как один из аспектов представления об истинном и благом сущем, которое он отвергает как извращенное проявление нереализованной воли к власти [ВОЛЯ К ВЛАСТИ]. У Хайдеггера [ХАЙДЕГГЕР]бытие неразрывно связано со структурой временности и понимается как время, что делает вопрос о вечности излишним и даже бессмысленным («Бытие и время», с. 326 сл.; ср. с. 227).
Литература:
1. Гаиденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). М., 1987;
2. Никулин Д.В. Время и вневременное начало времени. – «Философская и социологическая мысль», 1991, № 10, с. 85–98;
3. Bubnoff N.von. Zeitlichkeit und Zeitlosigkeit. В., 1911;
4. Scheler M. Vom Ewigen im Menschen. Lpz., 1921;
5. Festugиre A.J. Le sens philosophique du mot AIN. – «La parola del passato», 1949, № 10, p. 172–189;
6. Guitton J. Le temps et l’йternitй chez Plotin et Saint Augustin. P., 1959;
7. The concept of Time in Late Neoplatonism, translation, introd. and notes by S.Pines and S.Sambursky. Jerusalem, 1987.
Д.В.Никулин
ВЕЧНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ выражалась рядом терминов. Понятие «безначальность» (’азал) выражает отсутствие начала во времени, ничего не сообщая о конечности или бесконечности во времени. Ему соответствует понятие «нескончаемость» (’абад), выражающее отсутствие конца во времени для того, что могло иметь или не иметь начало во времени. От этих двух терминов образуются соответствующие абстрактные понятия ’азалиййаи ’абадиййа. Термин «кидам» понимается, как правило, в соотношении с «худс» (возникновение) и лучше всего переводится как «ветхость». Он образует сравнительную степень прилагательного «акдам» (более ветхий). Соответствующее «кадм» (ветхий) выражает свойство предшествовать всякому возникшему (хдис) во времени. Эти три термина употребляются уже в каламе [КАЛАМ]и характерны в большей или меньшей степени для всех течений средневековой арабо-мусульманской философии. В арабоязычном перипатетизме [АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ]вводится термин «сармад» (вечность), который определяется как «соотношение того, что вне времени, с тем, что вне времени, как находящегося вне времени» (вневременное Первоначало в соотношении с актом творения). Соответствующее качество именуется «тасармуд» (вечностность). В отличие от этого, термин «дахр» (век) обозначает «соотношение со временем того, что со временем, но не во времени (эманация), как находящегося со временем» (Ибн Сина [ИБН СИНА]). Т.о., сармад и дахр различаются соотносительно, хотя соответствующие объекты совечны. Близко связанный с этими понятиями термин «давм» (постоянность) выражает идею «непрестанности» (истимрр) и используется, в частности, для характеристики движения небесных сфер. В поздних эклектических учениях практически все термины употребляются как синонимичные.
Основными проблемами, связанными с пониманием вечности, были вопрос о ее соотношении с «возникновением» и «возникающим» и вопрос о соотношении вечности и времени.
Мутакаллимы строго противопоставляют вечное (кадм) возникающему, поскольку вечное обладает «пребыванием» (бак’), которое противоположно возникновению. Для них вечным является только Бог, первоначало мироздания, тогда как каждая часть мира и весь мир в целом возникшие. Как возникшее, мироздание не обладает пребыванием и потому не может быть нескончаемым (’абадийй), а значит, имеет конец во времени. Другой аспект соотношения вечности и возникновения выражен в проблеме «безначальности» божественных атрибутов. Те атрибуты, которые предполагают соотнесенность с миром и, чтобы быть истинными, должны обладать соответствующим «смыслом» (см. Смысл [СМЫСЛ]), не могут считаться безначальными, поскольку их «смысл», под которым понимаются вещи мира, имеет начало во времени. Поэтому многие мутакаллимы, строго проводившие эту точку зрения, считали подобные атрибуты (напр., «творящий») не безначальными. Очевидно, что такая постановка проблемы предполагает понимание вечности не как принципиально вне- и надвременной и сворачивающей в себе время, а как «параллельной» реально текущему времени, как его абсолютную развернутость. Согласно арабоязычным перипатетикам, вечными являются не только первоначало мироздания и Разумы и соответствующие им небесные сферы, но также и материя мира. Бесконечная череда возникновений порождает в ограниченной материи бесконечное число существ, каждое из которых является конечным. Обретение «пребывания» возможно только благодаря освобождению от материи и уподоблению вечным началам мироздания. Схожую позицию занимает ас-Сухравард. Что касается соотношения первоначала с непосредственно происходящим от него сущим, то Ибн Сн описывает его как «творение» (ибд‘), которое означает получение существования без посредства орудия или времени. Ас-Сухравард, использующий в этой связи понятие эманации, считает ее столь же вечной, как ее источник. У ал-Кирмнвечность в полном смысле не приписывается ни Богу, поскольку он лишен всех атрибутов, ни Первому Разуму, который сотворен Богом. Несмотря на сходство в трактовке «творения» между Ибн Сной и ал-Кирмн, последний приписывает Первому Разуму «вечность-без-конца», но не «вечность-без-начала».
В суфизме [СУФИЗМ]вечность и время понимаются как взаимно обусловленные: вечность возможна только потому, что ежемгновенно воплощается как атомарное время, а время может быть мыслимо только как череда мгновенных воплощений. Это понимание соотношения вечности и времени выражено в концепции «нового творения». Оно отражено также в понимании совершенства, которое состоит не в освобождении от временнуго и приобщении исключительно к вечному, как то трактует арабоязычный перипатетизм, исмаилизм и ишракизм, а в соединении двух сторон, «возникшего» и «вечного». В этом, согласно Ибн ‘Араб, состоит совершенство, в частности, бытия и знания. Поэтому «Макрочеловек» (ал-’инсн ал-кабр) описывается как соединение «возникновения» и «вечности», в котором две стороны гармонизированы и отражают целокупность мироздания.
А.В.Смирнов

Грамматический словарь Зализняка:

Вечность, вечности, вечности, вечностей, вечности, вечностям, вечность, вечности, вечностью, вечностями, вечности, вечностях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru