Определение слова «МЕНДЕЛЬСОН»

Большая биографическая энциклопедия:

Д-р медиц. XVIII в.
{Венгеров}

Большая советская энциклопедия:

I
Мендельсон (Mendelssohn)
Мозес (6.9.1729, Дессау, — 4.1.1786, Берлин), немецкий философ-идеалист, представитель умеренного крыла немецкого Просвещения. С 1742 жил в Берлине. Был домашним учителем, затем бухгалтером у фабриканта. Вместе с Г. Э. Лессингом написал работу «Поп-метафизик» (1755, издана анонимно) в защиту теодицеи Лейбница от критики английского поэта А. Попа. М. принадлежал к числу наиболее значительных популяризаторов школы Лейбница — Х. Вольфа, выступал против критики теодицеи Лейбница Вольтером. В трактовке бытия бога («Morgenstunden», 1785) и бессмертия души добавил к аргументам Платона и Лейбница морально-теологическое доказательство («Федон, или О бессмертии души», 1767, рус. пер. 1811). М. требовал веротерпимости и свободы религиозных убеждений, предлагая разграничить сферы влияния государства и религии. Спор между М. и Ф. Якоби о спинозизме Лессинга послужил поводом к дискуссии о пантеизме Спинозы, в которой приняли участие многими немецкие философы того времени.
Соч.: Gesammelte Schriften. Jubilumsausgabe, [Bd 1—16], В., 1929; Schriften zur Philosophie, sthetik und Apologetik, Bd 1—2, Hildesheim, 1968; в рус. пер. — Рассуждение о духовном свойстве души человеческой, М., 1806.
Лит.: Гулыга А. В., Из истории немецкого материализма, М., 1962; Kayserling М., М. Mendelssohn. Sein Leben und Wirken, 2 Aufl., Lpz., 1888; Bamberger F., Die geistige Gestalt M. Mendelssohns, Fr./M., 1929; Baumgardt D., Spinosa und Mendelssohn, B., 1932; Ndor G., M. Mendelssohn, Hannover, 1969.
Т. М. Румянцева.
II
Мендельсон
Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3.2.1809, Гамбург, — 4.11.1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижёр, органист. Происходил из богатой семьи, получил широкое музыкальное и общее образование. Рано начал играть на фортепиано, скрипке и сочинять музыку, занимался под руководством К. Ф. Цельтера, который познакомил М. с И. В. Гёте. Учился в Берлинском университете, много путешествовал по европейским странам. Выступая в концертах как пианист, дирижёр и композитор, М. быстро завоевал успех и признание. В 1829 по его инициативе и под его управлением были исполнены в Берлине «Страсти по Матфею» И. С. Баха, послужившие началом «возрождения» баховской вокальной музыки в 19 в. Пребывание в Италии (1830) обогатило М. художественными впечатлениями и отразилось на его творчестве. В Париже (1832) он сблизился с выдающимися музыкантами, в том числе с Ф. Листом; особый успех имел М. в Лондоне. Вернувшись в Германию, жил в Дюссельдорфе, где дирижировал на нижнерейнском музыкальном празднестве, выступал также в Кельне, а с 1835 руководил концертами Гевандхауза в Лейпциге. М. положил начало т. н. лейпцигской школе, в 1843 в Лейпциге по его инициативе была открыта первая в Германии консерватория, получившая большую известность в стране и за её пределами; в ней М. вёл класс композиции.
М. — композитор-романтик умеренного направления, не порывающий с классическими традициями, тонко и гармонично ощущающий природу, фантастику, национально-поэтические образы, но далёкий от бунтарства и порывистой мятежности. М. написал множество произведений в различных жанрах. Среди оркестровых сочинений выделяются программные увертюры: «Сон в летнюю ночь» (1826), «Морская тишь и счастливое плавание» (1828), «Фингалова пещера» (или «Гебриды», 2-я редакция 1832), «Сказка о прекрасной Мелузине» (1833), «Рюи Блаз» (1839). Из 5 симфоний М. наиболее значительны «Итальянская» и особенно «Шотландская», навеянные путешествиями юности, но завершенные позже (1833, 1842). Большую известность приобрёл концерт М. для скрипки с оркестром (1844), вдохновенно-лирический, цельный и пластичный. В области концертной музыки важное место заняли и 2 концерта М. для фортепиано (1831, 1837). Среди сочинений для фортепиано наиболее популярны одночастные пьесы (рондо), вариации («Серьёзные вариации», 1841, и др.) и особенно «Песни без слов» (8 тетрадей, 1832—45) — 48 миниатюр (порой программных по замыслу), представляющих собой широкий цикл характерных для М. образов и настроений, воплощённых в классически стройной форме. Эти пьесы отличаются разнообразием фортепиано приёмов, однако доступны и в домашнем музицировании. Хотя М. с юности влекло к оперному жанру, законченных оперных партитур он не оставил. Высокими художествеными достоинствами обладает музыка М. к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1842) — тонкое романтическое преломление сказочной фантастики. При жизни М. большую известность приобрели его оратории «Павел» (1836) и «Илия» (1847), в которых автор развил традиции Г. Ф. Генделя. Музыка М. оказала заметное влияние на творчество современных ему композиторов; впоследствии, однако, подражатели М. составили консервативное академическое направление. В 1874—77 в Лейпциге издано Полное собрание соч. М. (36 тт.).
Соч.: Briefe einer Reise durch Deutschland, Italien und die Schweiz und Lebensbild von Peter Sutermeister, Zrich, [1958].
Лит.: В-ва О., Феликс Мендельсон-Бартольди, СПБ. [1903]; Иванов-Борецкий М. В., Мендельсон, М., 1910; Дамс В., Ф. Мендельсон-Бартольди, пер. с нем., М., 1930; Ворбс Г. Х., Ф. Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников, [пер, с нем.], М., 1966; Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., [1972].
Т. Н. Ливанова.

Новая философская энциклопедия:

МЕНДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Моисей (6 сентября 1729, Дессау – 4 января 1786, Берлин) – немецкий философ, историк религии, издатель и публицист, представитель умеренно-консервативного крыла Берлинского просвещения и т.н. «популярной философии». Был в дружеских отношениях и переписывался с Лессингом, Кантом и др. Пытался сочетать вольфианскую метафизику с принципами здравого смысла, научное знание с верой в Бога и бессмертие души (опровержению мендельсоновского доказательства простоты и не-уничтожимости души Кант посвятил специальный раздел в «Критике чистого разума»). Отстаивал идеи свободомыслия, веротерпимости и национального равноправия, а также просвещения как единой системы образования и нравственного воспитания человека. В знаменитом «споре о пантеизме» полемизировал с Фр.Якобипо поводу «тайного спинозизма» Лессинга, выступил решительным противником Спинозы, считая его философию синонимом материализма, безбожия и безнравственности. Источник нравственности Мендельсон усматривал во врожденном моральном чувстве, а высший принцип нравственного поведения – в стремлении человека к совершенствованию души и достижению всеобщего и личного счастья. Развивая эстетические идеи вольфианства, он связывал чувство удовольствия с чувством симпатии и антипатии и способностью одобрения, которая играет важную роль не только в эстетической, но и в нравственной и познавательной деятельности человека.
Сочинения:
1. Gesammelte Schriften, Bd. 1–16. В., 1929;
2. Gesammelte Schriften, Bd., 1–19. Stuttg.–Bad Canstatt, 1971–77; в рус. пер.: Рассуждение о духовном свойстве души человеческой. М., 1806;
3. Федон, или о бессмертии души. СПб., 1837.
Литература:
1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986;
2. Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. М., 1996;
3. Bamberger F. Die geistige Gestalt M.Mendelssohns. Fr./M., 1929;
4. Idem. Spinoza und Mendelssohn. В., 1932;
5. KayserlingM. M.Mendelssohn. Sein Leben und Wirken. Lpz., 1888;
6. Schneiders W. Die wahre Aufklrung. Freiburg–Mnchen, 1974.
В.А.Жучков

Словарь русских фамилий:

см. МЕЗЕЦКИЙ

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru