Определение слова «николай»

Большой энциклопедический словарь:

НИКОЛАЙ (4 в.) — архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия) — христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В 1087 мощи его были перевезены итальянскими купцами в г. Бари (на юге Италии). Память 9 мая и 6 декабря.
НИКОЛАЙ (в миру Борис Дорофеевич Ярушевич) (1891-1961) — митрополит Русской православной церкви, в 1946-60 председатель Отдела внешних церковных сношений. Епископ с 1922, в 1922-24 в ссылке в Усть-Сысольске.

Большая биографическая энциклопедия:

Дух. писатель (СПб., 1864), архим., ректор Минск. дух. сем.
{Венгеров}

Николай
дух. писат. и переводчик 1870-х гг., иером.
{Венгеров}

Николай
дух. писатель (СПб., 1912), иером.
{Венгеров}

Николай
еп. новомиргородский (в мире прот. Иоанн Григ. Заркевич), дух. писатель, маг. богосл., с. свящ. Могил. еп., р. 1827, † 7 июня 1885, на пароходе на пути из Херсона в Никополь.
{Венгеров}

Николай
(в миру Борис Дорофеевич Ярушевич). Род. 1891, ум. 1961. Митрополит Русской православной церкви. В 1922 г. хиротонисан в епископы. В 1946—60 гг. — председатель Отдела внешних церковных сношений.

Мифологическая энциклопедия:

Чудотворец (греч. , «побеждающий народ»), Н и к 6 л а (древнерусская форма, удержанная старообрядческой и фольклорной традицией); Николай Угодник, Николай Мирликийский, в христианских преданиях святой из разряда т. н. святителей (церковных иерархов), образ которого подвергся сильной фольклорной мифологизации, послужив соединительным звеном между дохристианскими персонификациями благодетельных сил и новейшей детской рождественско-новогодней «мифологией» (Санта Клаус — искажение голландского Синте Клаас, Sinte Klaas, «святой Н.»; его модификации — англ. Father Christmas, «батюшка Рождество», Дед Мороз). Время жизни Н. предание относит к 1-й половине 4 в., самое раннее житие о нем на полтысячелетия моложе; таким образом, Н. с самого начала вступает в литературу как персонаж далеких времен, в котором типические черты христианской святости (и специально — идеального священника как «ревнителя» о вере и «печальника» о людях) полностью заслонили все индивидуальное. Предания рассказывают, как уже в младенчестве Н. являет себя образцом аскетической добродетели, до сумерек воздерживаясь от материнской груди по средам и пятницам, а по более поздней версии — обнаруживая чудесную способность стоять сразу же после рождения (распространенный мотив русской иконографии). Получив родительское наследство, Н. раздает его нуждающимся; особенно популярна история о впавшем в нищету отце трех дочерей, уже готовом с отчаяния сделать из них блудниц, которому Н. тайно подбрасывает в окно три узелка с золотом — на приданое каждой (в связи с этим эпизодом, где Н. фигурирует как неведомый благодетель, на Западе возник обычай потихоньку подкладывать детям подарки в чулок от лица Санта Клауса). Избрание Н. епископом города Мира в Ликии (юго-запад Малой Азии; отсюда обозначение Н. как «Мирликийского») сопровождается знамениями и видениями; в одном из них Иисус Христос и дева Мария подносят Н. знаки его санасоответственно евангелие и епископское облачениеомофор (именно с такими знаками отличия Н. чаще всего изображается на русских иконах). Ко временам правления римского императора Константина отнесены многочисленные рассказы о заступничестве Н. за несправедливо осужденных; явившись на место казни трех горожан Миры, Н. выхватывает меч из рук палача и всенародно обличает подкупленного судью; когда же под неправедный приговор подпадают три полководца в Константинополе, Н., находящийся в это время в своем городе, вдали от дворца, является императору во сне и разъясняет ему его ошибку. Аналогичным образом он во время бесхлебицы снится некоему хлеботорговцу и властно велит ему везти свой товар в Миру. Легенды рассказывают о творимых Н. (как при жизни, так и после кончины) многочисленных чудесах избавления мореплавателей и утопающих (характерная для Н. власть над морской стихией впервые проявляется во время его паломничества в Палестину), а также вызволений заключенных и пленников. Фольклор, в котором образ Н. занимает большое место (он — персонаж многих русских сказок), добавляет к этому гротескные мотивы оживления школяров, разрезанных на части злым владельцем постоялого двора, или даже больных, расчленяемых самим Н. или его спутником с целью лечения (эпизод, засвидетельствованный в греческой мифологии применительно к Асклепию). Греческий моряк видел в Н. помощника и защитника в повседневном труде (он считался патроном — покровителем моряков, а также школяров), русский крестьянин — близкого, участливого, не боящегося замарать своих риз соучастника забот; культ его на Руси вплоть до 18 в. был низовым, плебейским, сливаясь на периферии с реликтами языческих медвежьих культов.В отличие от католической иконографии, в которой Н. — безличный персонаж, выражающий холодноватое достоинство епископского сана и опознаваемый лишь по атрибутам и житийным эпизодам, православная традиция знает очень характерный «портретный» облик Н. (высокий лоб, мягко круглящиеся линии лика, заботливый взгляд «пастыря», в котором преобладает то мягкость, то строгая проницательность).Лит.: Аничков Е. В., Микола-Угодник и св. Николай, «Записки нео-филологического общества», 1892, в. 2, № 2; Anrich G. (ed.), Haglos Nikolaos, v. 1-2, Lpz.- В., 1913-17;Meisen К., Nikolauskult und Nikolausbrauch im Abendlande, Dusseldorf. 1931. С. С. Аверинцев.

Словарь личных имен:

Я, муж.; народн. Никола 2), -ы; прост. к Миколай, -я и Микола, -ы.
Отч.: Николаевич, Николаевна; разг. Николаич.
Производные: Николайка; Николаха; Николаша; Николя; Коля; Колюня; Колюся; Колюха; Колюша; Коляня; Коляха; Коляша; Кока; Ника; Никаха; Никаша; Никуся; Никуша; Николка; Никула (Никуля); Никоша.
Происхождение: (Греч. личное имя Nikolaos. От nike — победа и laos — народ.)
Именины: 6 янв., 16 февр., 17 февр., 11 марта, 13 марта, 22 марта, 7 мая, 22 мая, 29 мая, 9 авг., 5 окт., 6 окт., 8 окт., 10 нояб., 13 нояб., 25 нояб., 12 дек., 19 дек., 29 дек.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Николай, муж. имя (Николаевич, Николаевна)

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя
коля
колян
коляныч
микола
ник
никола
николя

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Николай
уменьш. Ника, Коля; ср. также фамильярное Николавра (Лесков). Из греч. . Народн. Микула получило м- от Михаил, как и польск. Мikоаj. Объяснение т- из нов.-греч. невозможно, вопреки Соболевскому.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru