Определение слова «ЛЕРМОНТОВ»

Большой энциклопедический словарь:

ЛЕРМОНТОВ — город (с 1956) в Российской Федерации, Ставропольский кр. Железнодорожная станция. 22,0 тыс. жителей (1992). Завод "Оргтехника"; легкая промышленность. Назван по имени М. Ю. Лермонтова.

Большая советская энциклопедия:

I
Лермонтов
Михаил Юрьевич [3(15).10.1814, Москва, — 15(27).7.1841, Пятигорск], русский поэт. Родился в семье капитана в отставке Ю. П. Лермонтова (1787—1831); мать — М. М. Арсеньева (1795—1817). Рано остался без родителей, воспитывался у бабушки — Е. А. Арсеньевой, которая дала внуку разностороннее образование. Детство Л. прошло в её усадьбе — с. Тарханы (ныне с. Лермонтове Пензенской области), где будущий поэт наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Глубокий след в памяти Л. оставили поездки с родными на Кавказ (1818, 1820, 1825). В 1828—30 Л. учился в Москве в Благородном пансионе; начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием А. С. Пушкину. Большое значение для формирования мировоззрения Л. имели годы пребывания в Московском университете (1830—32) одновременно с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, уже тогда влиявшими на общий идейный уровень студенчества. В это время Л. написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831), выразившая ненависть к деспотической власти и крепостному праву. После столкновений с реакционной профессурой Л. покинул университет, переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл «два страшных года», заполненных военной муштрой. Урывками, тайком Л. работал здесь над романом «Вадим», рисующим эпизоды Пугачевского восстания. Выпущенный из школы корнетом (1834), Л. служил в лейб-гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе, но много времени проводил в Петербурге. Критические наблюдения этой поры над жизнью аристократического общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), которую Л. переделывал несколько раз, но так и не добился разрешения на постановку.
Крутой перелом в творчестве и судьбе Л. определило стихотворение «Смерть поэта» (1837) — гневный отклик на гибель Пушкина. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Л. был арестован, а затем переведён в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Во время ссылки Л. встречался с опальными декабристами; познакомился с грузинской интеллигенцией, живо интересовался фольклором горских народов, их бытом и языком. Кавказские темы заняли прочное место в творчестве Л. — писателя и художника (он был одарённым живописцем и рисовальщиком). В 1838 после хлопот Арсеньевой и В. А. Жуковского Л. был переведён в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом, но по пути к месту новой службы задержался в столице; весной возвращен в лейб-гвардии Гусарский полк. Два года, проведённые Л. в Петербурге (1838—1840), — время расцвета его таланта.
Стихи Л. стали регулярно появляться в печати. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» (опубликована в 1838 без имени автора, не пропущенного цензурой). Л. сблизился с редакцией журнала «Отечественные записки», познакомился с Белинским. В феврале 1840 за дуэль с Э. Барантом, сыном французского посла, Л. был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в действующую армию. Как участник тяжёлого сражения при р. Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам, но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В феврале 1841 Л. был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с Е. А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Л. создал свои лучшие стихи«Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк». По пути в полк Л. задержался для лечения в Пятигорске. Тайные недоброжелатели, хорошо знавшие, как относятся к Л. в придворных кругах, способствовали возникновению ссоры Л. с офицером Н. С. Мартыновым и не предотвратили дуэль, закончившуюся убийством поэта. По поводу этой трагической смерти Белинский писал: «... Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу» («Отечественные записки», 1841, № 9, отд. 6, с. 2). Л. был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом Л. был перевезён в с. Тарханы и 23.4(5.5).1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых.
Л. выступил в русской литературе как наследник и продолжатель Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825) искала новых путей развития. Уже юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения «Жалобы турка», «Монолог»). Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художественные принципы Пушкина, Л. выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное Белинским: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзиясовсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 503). Творчество
Л. питали традиции романтической лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия Д. Г. Байрона. Особенности романтического искусства отвечали индивидуальному складу Л.-поэта, помогли ему выразить свободолюбивые и мятежные идеалы, утвердить идею свободы личности. Лермонтовский романтизм, далёкий от всякой созерцательности, наполнен трагически обострённым чувством, напряжённой мыслью; при этом он включает элементы реалистического видения мира, постепенно занимавшие всё большее место в поэзии Л. Так, в основе романтической поэмы «Мцыри» (1839) — реальный сюжет из кавказской жизни того времени и острозлободневная идейная коллизия: вольный горец взят в плен царским генералом и заточен в монастырь; его неукротимая жажда свободы становится ярким выражением протеста против всякого гнёта и подавления личности. Показательна творческая история поэмы «Демон», над которой Л. работал с 1829 почти до конца жизни: условно-романтическая обстановка постепенно уступала в ней место жизненно конкретным описаниям; с каждым новым вариантом всё более прояснялась главная цель автора — создать в образе Демона грандиозное аллегорическое воплощение мятежа личности против несправедливости «мирового порядка». Передовые современники именно так восприняли философский смысл «Демона», явившегося вершиной русской романтической поэзии. В то же время в последних редакциях поэмы всё более отчётливо раскрывается бесперспективность эгоцентрического «демонизма», усиливаются мотивы духовного возрождения — через любовь души, «открытой для добра».
Со 2-й половины 30-х гг. творчество Л. становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении. Работая над новыми романтическими поэмами, Л. одновременно пишет стихотворные повести из современной жизни («Сашка», «Тамбовская казначейша»), в которых изображение быта и нравов приобретает сатирический характер. В поэтический мир Л. входят большие вопросы современности, раздумья о судьбе поколения («Дума», 1838), о трагическом одиночестве свободолюбивого человека, о нравственном состоянии общества. В стихотворении «Поэт» (1838) Л. провозглашает высокие идеалы гражданской поэзии, которая должна воспламенять «бойца для битвы». С нарастанием реалистических элементов связано также утверждение в творчестве Л. народной темы, обращение к устной эпической поэзии, воссоздание русского народного характера («Песня про царя Ивана Васильевича...», «Бородино», 1837, «Завещание», 1840, «Родина», 1841).
Торжеством лермонтовского реализма явился роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием. Художественным открытием непреходящего значения стал образ главного героя романа — Печорина, который показан на широком фоне жизни русского общества. Средствами реалистического письма Л. обнажает в своём герое трагическое противоречие между глубиной его натуры и бесплодностью действий. Идейно-творческая зрелость Л. сказалась и в художественном новаторстве романа, в совершенстве его композиции, в тонком, психологически мотивированном раскрытии характеров и душевной жизни персонажей, в несравненном по своей точности и чистоте языке, которым восхищались Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.
В творчестве Л. тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию «железный стих», отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Л. подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Л. прослеживается в творчестве Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, а также в современной поэзии (А. А. Блок, В. В. Маяковский). Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Л. нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А. Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С. В. Рахманинова, «Три пальмы» А. А. Спендиарова) и романсного (А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев и др.) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу..»).
Советская наукалермонтоведениемного сделала для изучения жизни Л. и сложной идейно-художественной проблематики его творчества. Осуществлена большая текстологическая и комментаторская работа; на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям, почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Л. созданы в с. Лермонтове Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в г. Пятигорске, где Л. провёл последние месяцы своей жизни.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—5, П., 1910—13; Полн. собр. соч., т. 1—5, М. — Л., 1935—37; Сочинения, т. 1—6, М. — Л., 1954—57; Собр. соч., т. 1—4, М., 1964—65.
Лит.: Белинский В. Г., М. Ю. Лермонтов. Статьи и рецензии, 2 изд., Л., 1941; Висковатый П. А., М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество, М., 1891; Венок М. Ю. Лермонтову. Юбилейный сб., М. — П., 1914; Дурылин С. Н., Как работал Лермонтов, М., 1934; Кирпотин В. Я., Политические мотивы в творчестве Лермонтова, М., 1939; Гинзбург Л. Я., Творческий путь Лермонтова, Л., 1940; Розанов И. Н., Лермонтовмастер стиха, М., 1942; Бродский Н. Л., М. Ю. Лермонтов. Биография, т. 1, 1814—1832, М., 1945; Андреев-Кривич С. А., Лермонтов. Вопросы творчества и биографии, М., 1954; Соколов А. Н., М. Ю. Лермонтов, 2 изд., М., 1957; Михайлова Е. Н., Проза Лермонтова, М., 1957; Эйхенбаум Б. М., Статьи о Лермонтове, М. — Л., 1961; Латышев С., Мануйлов В., Как погиб Лермонтов, «Русская литература», 1966, № 2; Андроников И. Л., Лермонтов. Исследования и находки, 2 изд., М., 1967; Мануйлов В. А., Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, М. — Л., 1964; Герштейн Э. Г., Судьба Лермонтова, М., 1964; Максимов Д. Е., Поэзия Лермонтова, М. — Л., 1964; Григорьян К. Н., Лермонтов и романтизм, М. — Л., 1964; Творчество М. Ю. Лермонтова. [Под ред. У. Фохта], М., 1964; М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, М., 1964; Виноградов И., Философский роман Лермонтова, «Новый мир», 1964, № 10; Mersereau J., М. Lermontov, Carbondale (III.), 1962; Gane Т., Lermontov, Buc., 1963; Opitz R., Etappen im Schaffensweg Lermontovs, «Zeitschrift fr Slawistik», 1963, Bd 8, H. 4, S. 571—82; Kempa W. A., Lermontow w Polsce. Szkis bibliograficzny, «Slavia orientalis», 1964, № 4, s. 459—80; М. J. Lermontov v esk literature. Bibliografie, Praha, 1965; Мануйлов В. А., Гиллельсон М. И., Вацуро В. Э., М. Ю. Лермонтов. Семинарий, Л., 1960; Кандель Б. Л., Библиография переводов романа «Герой нашего времени» на иностранные языки, в кн.: Лермонтов М. Ю., Герой нашего времени, М., 1962; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962; М. Ю. Лермонтов. Рекомендательный указатель литературы, Л., 1964.
В. В. Жданов.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Илл. Ф. Д. Константинова (гравюра на дереве; по изд. 1940).

М. Ю. Лермонтов. «Казначейша». Фронтиспис М. В. Добужинского (по изд. 1913).

М. Ю. Лермонтов. «Маскарад». Илл. Н. В. Кузьмина (тушь, акварель; по изд. 1949).

М. Ю. Лермонтов.
II
Лермонтов
Феофан Никандрович [27.9(9.10).1847, деревня Мишино Вологодской губернии, — 11(23).12.1878, Петербург], русский революционер-народник. Из крепостных. В 1869 поступил в Петербургский технологический институт, но не окончил его. В 1871—72 член общества чайковцев (См. Чайковцы), в 1873—1874 возглавлял кружок «бунтарей». Был связан с М. А. Бакуниным. Вёл пропаганду среди рабочих, участвовал в подготовке «хождения в народ» (См. Хождение в народ). В 1873 ездил за границу (в Берлин, Прагу) для организации перевозок литературы в Россию. Арестован в январе 1874 в Петербурге. Судился по «процессу 193-х» (См. Процесс 193-х) (1877—78). Умер в тюрьме — Литовском замке перед отправкой в ссылку.
III
Лермонтов
город (с 1956) в Ставропольском крае РСФСР. Расположен в 5 км от ж.-д. станции Скачки (на ветке Минеральные Воды — Кисловодск). 16,5 тыс. жителей (1973). Опытный завод «Оргтехника».

Советская историческая энциклопедия:

Феофан Никандрович (27.IX.1847 — 11.XII.1878) — рус. революционер, народник. Из крепостных. В 1871-72 — чл. "Большого об-ва пропаганды" (чайковцев), в 1873-74 возглавлял кружок бунтарей. Был лично связан с М. А. Бакуниным. Вел пропаганду среди рабочих, участвовал в подготовке "хождения в народ". Арестован в янв. 1874 в Петербурге. Судился по "процессу 193-х" (1877-78). Умер в Литовском замке перед отправкой в ссылку.
=====
Лит.: Чарушин Н. A., О далеком прошлом, ч. 1-2, М., 1926; Гос. преступления в России в XIX в., т. 3, (Ростов н/Д., 1906); Деятели революц. движения в России. Био-библ. словарь, т. 2, в. 2, M., 1930.

Словарь русских фамилий:

Родоначальником великого русского поэта был шотландец Георг Лермонт, перешедший в 1613 году на русскую службу. (Ф)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru