Определение слова «душа»

Толковый словарь Ушакова:

ДУША́, души, вин. душу, мн. души, душам ·жен.
1. В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших.
2. В старой психологии — совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
3. Внутренний, психический мир человека. «В душе росло внимание к человеку.» М.Горький. «Душа поэта встрепенется.» Пушкин. «А душу можно ль рассказать?» Лермонтов. «Душа стесняется лирическим волненьем.» Пушкин. Излить душу кому-нибудь.
4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами. Человек с открытой душой. Низкая душа. Робкая душа. «И добрая душа продолжала рыдать о своем злополучном друге.» А.Тургенев. «Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах.» Лермонтов. Чернильная душа (см. чернильный).
5. Чувство, отзывчивость, пыл. Говорить с душой. Сколько души в его игре. В нем души нет. Вкладывать много души в дело.
6. перен. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность (·разг. ). Он был душой предприятия. Душа общества.
7. перен. Сущность, самое главное (·книж. ·устар. ). «Сказуемоедуша предложения.» Потебня.
8. Человек (·разг. ). На улице ни души. Ни одна душа ничего не узнает. По скольку с души?
• По душе (·разг.) — 1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу. Этот человек мне по душе. 2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно. Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу? От (всей) души (·разг.)искренно, от доброго сердца. От души желаю вам успеха. Жить душа в душу (·разг.)дружно, в согласии. В душе — 1) про себя, мысленно. Он в душе протестовал против того, что делалось на его глазах. 2) по своим природным наклонностям. Он поэт в душе. Для души (·чаще ирон.) — для удовлетворения каких-нибудь внутренних потребностей, интересов. Инженер для души занялся игрой на скрипке. Без души — 1) от кого-чего, в восторге, сильно любит (·разг. ). Она без души от мужа. 2) без памяти, безотчетно (·устар. ). «Пустился без души домой.» Крылов. Нет за душой у кого (·разг.) — 1) совсем нет. Ни гроша за душой (нет). 2) об отсутствии прочных, искренних убеждений. У этого писателя ничего за душой нет. Отвести душу (·разг.)высказать всё, что накопилось, наболело, о чем долго приходилось молчать. Душа не лежит к кому-чему (·разг.) — нет склонности, расположения к кому-чему-нибудь. Лежит на душе (·разг.) — заботит, гнетет. Кривить душой — см. кривить. Брать на душу что (·устар.)принимать на свою моральную ответственность. Души не чаять в ком (·разг.)сильно любить, обожать кого-нибудь. С души тянет или воротит (·разг. ·фам.)противно, отвратительно. Душу мутит (·разг.) — то же значение. Душа не принимает (·разг.) — 1) пресыщен, больше не хочется; 2) не в состоянии вследствие отвращения. Вымотать (всю) душу кому (·разг.)довести до полного изнеможения, измучить, надоесть до последней степени. В чем душа держится (·разг.) — о ком-нибудь очень болезненном, хилом. Сколько душе угодно (·разг.) — без всяких ограничений, вдоволь. Душой и телом (·разг.)вполне, во всех отношениях. Предан душой и телом. Ни душой ни телом (·разг.)совершенно не. Не виноват ни душой ни телом. До глубины души и т.п. выражения — см. глубина. Душа на распашку у кого (·разг.) — о человеке откровенном, не умеющем ничего скрывать. Душа не на месте — см. место. Душа в пятки ушла (·разг. ·шутл.)очень испугался. Положить душу за кого-что (·книж. ·устар.) — и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (·разг.)неотступно, надоедливо просить, требовать чего-нибудь от кого-нибудь пожертвовать жизнью. Мертвая душафиктивно числящийся где-нибудь, в действительности не осуществляющий своих прав и обязанностей (выражение идет из эпохи крепостного права, когда так назывались умершие крепостные, значившиеся в ревизских сказках; ср. "Мертвые души"Гоголя). Отдать богу душу (·устар.) — умереть. Душа с богом разговаривает или беседует (·разг. ·шутл. ·устар.) — об икоте. Влезть в душу (·разг.) или залезть в душу (·прост.) кому — 1) завладеть чьим-нибудь вниманием, втереться кому-нибудь в доверие; 2) суметь выведать у кого-нибудь что-нибудь, касающееся его интимной жизни. По душам с кем (говорить, беседовать и т.п.; ·разг.)дружески, искренно, откровенно. За милую душу (·разг. ·фам.) — не задумываясь, охотно (сделать что-нибудь дурное). Он и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (·разг.)неотступно, надоедливо просить, требовать чего-нибудь от кого-нибудь.

Большая советская энциклопедия:

Душа
(греч. psych, лат. anima)
понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. восходит к анимистическим представлениям (см. Анимизм) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда — и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научных представлений о сущности человека, характеризуя становление предмета психологии. В истории философии понятие Д. осмыслялось через противопоставление его понятию тела как вещи (Д. как динамическая сила), органическому телу (Д. как активное жизненное начало), понятию духа (Д. как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное богом неповторимое личностное начало), внешним социальным формам человеческого поведения (Д. как внутренний мир человека, его Самосознание).
Ранняя древнегреческая натурфилософия проникнута представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). По Демокриту и Эпикуру, Д. телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной сущности высказывается пифагорейцами (видящими в Д. также начало гармонии частей тела) и получает развитие у Платона и в неоплатонизме (Плотин, Прокл). «Мировая душа» мыслится Платоном как один из универсальных принципов бытия, выступая в качестве вечного динамического начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей. Индивидуальная человеческая Д. представляет собой образ и истечение мировой Д.
Аристотель является родоначальником научного подхода к изучению Д. как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского расчленения формы и материи), рассматривая её в контексте учения о целесообразности в развитии органической природы. Д. понимается Аристотелем как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Аристотель выделяет три вида Д. — питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д. — со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органическими процессами. Элементы платоновского и аристотелевского учения о Д. были восприняты схоластикой (См. Схоластика) и переработаны в соответствии с христианскими представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости и личностном характере Д.
В новоевропейской философии термин «Д.» в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Дуалистическая метафизика Р. Декарта разделяет Д. и тело как две самостоятельная субстанции: Д. духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые Д. Начиная с Декарта вопрос о взаимодействии Д. и тела обсуждается прежде всего в русле психофизической проблемы (См. Психофизическая проблема) (вплоть до немецких психологов Э. Г. Вебера и Г. Фехнера). Дуалистические представления Декарта явились источником как эмпирико-сенсуалистических (Дж. Локк), так и рационалистических (Г. Лейбниц) традиций в истолковании Д. Так, Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию, монаду (См. Монада), обладающую двумя основными способностями — чувствованиями (ощущениями) и желаниями. Локк, отказываясь от обсуждения природы Д. как метафизического вопроса, призывал ограничиться изучением душевных явлений — ощущений и идей как связи ощущений (положив тем самым начало Ассоцианизму в психологии). Д. Юм, описывая человеческое «Я» как простой пучок представлений, подверг тем самым сомнению идею субстанциальности Д., показав невыводимость её из эмпирического описания душевной жизни. И. Кант, критикуя рационалистическую психологию, выводит понятие Д. за пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания. Кант перенимает идущее от немецкого психолога И. Тетенса разделение способностей Д. на ум, волю и чувство. Послекантовский немецкий классический идеализм стремится преодолеть декартовскую дихотомию Д. и тела на основе понимания их единого происхождения из духа (Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
В экспериментальной психологии, получившей развитие с середины 19 в., понятие Д. вытесняется в значительной мере понятием психики. Потребность в целостном подходе к человеку и его психической жизни актуализировала на рубеже 19—20 вв. интерес к проблеме Д. как внутренней жизни человека, придающей активность и целенаправленность его поведению и деятельности. Наряду с направлениями, которые при рассмотрении психики выделяют составляющие её элементы (ощущения, чувства, акты, состояния) и стремятся вскрыть механизмы их связи (ассоциация, интуиция, способность, «гештальт» в гештальтпсихологии (См. Гештальтпсихология) и др.), возникают течения, которые в центр внимания ставят содержание сознания действующего и рефлексирующего «Я» (Философия жизни, Понимающая психология, Феноменология и др.). В этом плане понятие Д. может быть раскрыто через такие характеристики, как: внутреннеепротивоположность внешнему — поведению), целостное (в противоположность отдельным элементам — психическим свойствам и функциям), духовное (идеальное предметное содержание в противоположность материальному — физиологическому субстрату), активное (деятельная реализация личности в противоположность реактивному приспособлению — адаптации организма).
В советской психологии термин «Д.» иногда употребляется как синоним психики, которая рассматривается марксистской философией как субъективный образ объективного мира, являющийся продуктом общественно-исторического развития (см. ст. Психика).
Лит.: Аристотель, О душе, М., 1937; Владиславлев М. И., Современные направления в науке о душе, СП Б, 1866; Каптерев П. Ф., Из истории души, СПБ, 1890; Ремке И., Душа человека, СПБ, 1906; Болдуин Дж., Введение в психологию, пер. с англ., 2 изд., М., 1912; Франк С. Л., Душа человека, М., 1917; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Beneke F. Е., Pragmatische Psychologie, Bd 1—2, В., 1850; Rvsz В., Geschichte des Sеelenbegriffes und der Seelenlokalisation, Stuttg., 1917; Jung K. G., Welt der Psyche, Z., 1954; Klages L., Der Geist als Widersacher der Seele, 3 Aufl., Bd 1—2, Mnch.—Bonn, 1954.
И. Н. Семёнов.

Словарь по культурологии:

(гр. psyche, лат. anima)
понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие души восходит к анимистическим представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного, покидающей его во время сна или в случае смерти.
............
англ. soul, нем. Seele, фр. ame.
в большинстве религий мира бестелесный, бессмертный элемент, источник жизни физического тела. Идея души существует во всех человеческих культурах, хотя может принимать разные формы и смысловые оттенки. В самом общем смысле душапринцип жизни; начало, “оживотворяющее” тело. Характер связи души и тела понимается в разных традициях различно, уникальность связи души и тела в христианской культуре противостоит идеям переселения душ в индуизме, буддизме, греческой религии и философии. Соответственно, с разделением души и тела во многих культурах связывается смерть, а также “пограничные” состояния сна, болезни, транса и т.д. Концепция Д. связана со стихийным гилозоизмом, представлением об одушевленности материи, аналогичным буддийскому учению об атмане (в брахманизме — Брахма) — всемирной Д. Первичное разделение предметов на “живые” и “мертвые” в первобытных верованиях привело к обозначению термина “Д.” в различных языках через “дыхание” (в христианской догматике “Д.” и “дух” различаются как личностное и надличностное начала). Традиционно ассоциирование Д. с разными функциями и органами тела: кровью (иудаизм), носом (индейцы Анд), сердцем (др.-егип. “Сказка о двух братьях”, русский фольклорКащей), мозгом (концепция Галена). Платон и платоники (Филон Александрийский) различали “разумную Д.”, помещавшуюся в голове, и “неразумную Д.”, состоящую из двух частей — “мужества” в груди, “вожделения” в животе. Многим народам мира известно представление о множественности душ; у горноалтайских народов, имевших термин для общего понятия Д. (сюне), признавалось существование семи видов души: тын — собственно дыхание; кут — жизненная сила человека; джула и сюр — двойник, способная к передвижению отдельно от тела; аруу кёрмёс и джаман кёрмёсдуша или дух покойника (добрая и злая); и соответственно их материализации — джел-салкын (“ветерок”, живет в раю) и юзют (вихрь, обитает в подземном царстве). Несколькими Д. наделяли человека эвенки. В отечественной науке явственна тенденция не применять термин Д., рассматривая ранние представления о “душах”, характерные, в частности, для культур народов Сибири.
В Древнем Египте признавалось существование разных видов Д. (ка и ба). Часто Д. ассоциировалась с тенью (в отличие от людей вампиры, упыри не имеют тени), с отражением лица или тела на воде, зеркале, с портретом, что сближает понятия Д. и двойника. Для ранних этапов развития культуры характерно представление о зооморфной Д.; широко распространен в верованиях разных народов образ Д.-птицы. В поздних религиях Д. изображается в виде принадлежащего ей тела, нередко прозрачного, с крыльями и т.д. По В. Вундту, концепция “свободной Д.” (псюхе) возникла позднее учения о “телесной Д.”. Э. Тайлором и Г. Спенсером разработана теория анимизма как формы и даже универсальной стадии религии, не разделяемая в наше время многими специалистами. Дж. Фрэзер приводит многочисленные примеры поверий о вселении человеческой Д. в животных, что послужило выработке им концепции тотемизма.
В разных религиях резко противопоставлены Д. и тело; этот принцип находит крайнее выражение в аскетизме. В католицизме (томизм) идеально полным существование признается только при условии союза души и тела, тем самым обосновывается библейский тезис о телесном воскресении всех умерших на Страшном суде. В индуизме и буддизме бессмертие Д. видится в метемпсихозе, реинкарнации, сансаре; в иудаизме фарисеи, в частности, считали, что добрая Д. возвращается в человеческое тело для новой жизни, а злая пребывает в вечном изгнании. Согласно представлениям, принятым в православии после смерти человека Д. первые три дня обитает в близости от тела, затем предстает перед Богом, который посылает ее до девятого дня осмотреть рай; затем Д. идет в ад — увидеть муки грешников, на 40-й же день она опять является к Богу и ее судьба решается окончательно до Страшного суда. Эта концепция — частная разработка общего учения о бессмертии Д.
В культурной истории и антропологии исследование представлений о душе, бытующих в различных культурах, выполняют роль своего рода фокуса, отражающего общую картину мира и ментальный склад данной культуры, этноса, группы и т.д.
Лит.: Франк С.Л. Душа человека. М., 1917; Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976; Баскаков Н.А. Душа в древних верованиях тюрков Алтая//Советская этнография. 1973. N 5. С. 108-113; Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991; Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение народов Нижнего Амура. М., 1991; Frey J. Tod, Seelenglaube und Seelenkult in alten Israel. Leipzig, 1889; Rohde E. Psyche. Tubingen, 1925. Bd. 1-2; Jung C.G. Seelenprobleme der Gegenwart. Z., 1950.
С.Я. Серов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Этимологический словарь Крылова:

Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и духъ.

Толковый словарь Кузнецова:

душа
ДУША -и, вин. душу; мн. души; ж.
1. По религиозным представлениям: духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека (иногда животных, растений), покидающая его во время смерти, сна и вновь проявляющаяся после смерти в иной материальной оболочке. Вера в бессмертие души. Переселение душ. После смерти д. попадает в рай или в ад. Наши души встретятся на том свете. Пора тебе подумать о душе. Молиться за упокой души. Д. с телом расстаётся (человек умирает). Д. отлетела (человек умер). Отдавать Богу душу (умирать). Еле-еле д. в телефизически слабом человеке). // В идеалистической философии и религии: особая нематериальная субстанция, высшая форма развития единого мирового начала. Д. мира. Мировая д. Космическая д. Учение Платона о мировой душе как одном из универсальных принципов бытия. // В материалистической философии и психологии: внутренний мир человека, его самосознание как свойство высокоорганизованной материи.
2. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива; дух (2 зн.). Сила души.
3. Внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений и т.п. Детская д. Д. художника, артиста. На душе весело, радостно, грустно, тоскливо. В глубине души затаилась тревога. В душу закралось сомнение. Потрясать, волновать до глубины души (очень сильно волновать). Делать что-л. для души (для собственного удовольствия). Делать что-л. от души (искренне). Песня льётся из самой глубины души. Д. радуется их счастью. Кривить (покривить) душой (поступать против совести). Говорить о чём-л. по душам (откровенно, без утайки, доверительно). Готов отдать душу за кого-, что-л. (о чувстве глубочайшей преданности). От души отлегло (исчезло напряжение, наступило успокоение, облегчение). * Чужая душа потёмки (Посл.). Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (Пушкин). Душа обязана трудиться (Пастернак).
4. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности. Человек доброй души. Доброта, твёрдость, открытость души. Чистая д. Горячая, пылкая д. Редкой души человек (на редкость добрый, душевный). Человек с холодной душой (чёрствый, эгоистичный). В душе он артист (не по профессии, а по свойствам характера). Молод душой, не стареет душой (о человеке пожилого или преклонного возраста, сохранившем душевную молодость). Рано состарился душой (о молодом человеке, прежде времени утратившем присущие этому возрасту душевные качества). Простая д. (простодушный человек, простак). Продажная д. (о человеке, из корыстных соображений готовом на бесчестный поступок). // Воодушевление, страстность, темперамент. Играть с душой. В его пении нет души! Взяться за дело с душой (горячо, страстно). Любить кого-л. всей душой (пылко, горячо). Смеяться, хохотать от души (искренне, заразительно). // Душевность, сердечность. Письмо написано с душой. Надо душу иметь (быть добрым, сострадательным). Человек без души (лишённый сердечности, доброты). Душа-человек! Сколько души в русских песнях! // обычно с опр. О человеке с теми или иными свойствами характера. Широкая, щедрая д. Низкая, подлая д. Спасибо тебе, благородная ты д.!
5. чего. Главное лицо, организатор, вдохновитель какого-л. дела. Редактор наш — д. журнала, его организующий центр. Режиссёр — д. театра. // Главное в чём-л., суть, основа чего-л. Язык — д. литературного стиля. Д. всякой публицистики — острая злободневная тема. Постигнуть самую душу науки.
6. чего. О человеке, являющемся всеобщим любимцем. Д. коллектива. Он был душой нашей бригады. Д. общества (о весёлом, общительном человеке, интересном и остроумном собеседнике, привлекающем внимание окружающих).
7. Разг. Человек (обычно при указании количества). Кругом ни души (никого). Не узнает ни одна д. (никто). Досталось (пришлось) чего-л. на душу (в расчёте на одного или каждого человека). Потребление продуктов на душу населения (в расчёте на одного потребителя). Все как одна д. (все как один).
8. В России до реформы 1861 г.: крепостной крестьянин. Имение в три тысячи душ. Двести душ дворовых. Крепостная д. Ревизская д. (в России 18 — начала 19 в.: о крепостном крестьянине, учтённом при переписи и подлежащем обложению подушной податью). Мёртвая д. (крестьянин, умерший между двумя переписями и продолжающий числиться в ревизских списках).
9. (обычно со сл. моя). Разг. Дружеское фамильярное обращение. Как я рад тебе, д. моя! Ты, д. моя, ещё не так много знаешь.
10. Нар.-разг. Впадина под рёбрами в центре груди (у человека). Ударить кого-л. под душу, дать кому-л. в душу.
Без мыла в душу влезть. Разг.-сниж. Добиться полной откровенности без особых усилий. Бумажная душа. О бюрократе. Вдохнуть (вложить) (живую) душу в кого. Высок. Пробудить, возродить творческие возможности, способности. Взять (брать) грех на душу. Разг. Считать себя повинным в чём-л., нести моральную ответственность за какой-л. поступок. Всеми фибрами души. Совершенно искренне, всеми силами души. Вывернуть душу наизнанку. Разг. Откровенно, без утайки рассказать о самом тайном, неизвестном другим. Вытрясти (вытряхнуть) душу из кого. Разг.-сниж. Заставить кого-л. сделать или откровенно рассказать что-л. Выворачивать душу кому, кого. Сильно тревожить, мучить, беспокоить кого-л. В чём душа держится. О физически очень слабом, болезненном, хилом человеке. Держать камень за душой (см. Камень). Душа в пятки ушла. Разг. О сильном испуге. Душа нараспашку; с душой нараспашку. Разг. 1. В расстёгнутом пальто, пиджаке и т.п.; с расстёгнутым воротом. -2. Об открытом, искреннем человеке. Душа не на месте. О чувстве беспокойства, тревоги. Душа не лежит к кому-чему. Не нравится кто-, что-л. Душа не принимает чего. Разг. Нет желания, охоты (пить, есть что-л.); что-л. вызывает отвращение. Души не чаять в ком-чём. Очень любить кого-, что-л. Душой болеть за кого-что. Тревожиться, сильно переживать, беспокоиться о ком-, чём-л. (Жить) душа в душу с кем. (Жить) дружно, в полном согласии. Задеть за душу. 1. Взволновать, тронуть. -2. Понравиться, произвести впечатление. За милую душу. Разг. Легко, с удовольствием, без усилий. Бери, бери, в дороге всё съешь за милую душу! Заячья душа. О робком, трусливом человеке. Излить душу. Высказать кому-л. самое заветное, сокровенное. Как Бог на душу положит. Разг. Как получится, как удастся. Как (чьей) душе угодно. Как хочется, как нравится кому-л. На душе кошки скребут. Разг. О тревоге, недобром предчувствии. Не по душе кто-что кому. Не нравится. Ничего нет за душой у кого. 1. Нет денег, имущества. -2. О внутренней, духовной бедности, ничтожности. Отвести душу. 1. Удовлетворить какое-л. сильное желание. -2. Высказать кому-л. то, что наболело; поделиться своими переживаниями. Открыть душу. Поделиться с кем-л. своими переживаниями, мыслями, тайнами и т.п. Отпустить душу на покаяние. Шутл. Отпустить, не трогать, оставить в покое кого-л. Перевернуть (всю) душу. Произвести сильное впечатление, потрясти. Плюнуть, наплевать в душу. Разг.-сниж. Оскорбить в ком-л. лучшие чувства. По душе кому кто-что. Нравится. По душам (говорить, беседовать). Откровенно, начистоту. Положить душу за кого-что. Отдать жизнь, пожертвовать жизнью. Положить душу на что. Затратить много усилий, приложить много стараний, занимаясь чем-л. По чью душу приходить (являться и т.п.). Разг. Приходить (являться и т.п.) за кем-л., к кому-л. Пропащая душа. 1. Неодобр. О неисправимом, ни на что не годном человеке. -2. Шутл. О человеке, который давно не появлялся где-л., у кого-л. С души воротит. Разг.-сниж. О чувстве сильного отвращения к кому-, чему-л. С лёгкой душой. 1. Легко, спокойно, без огорчения. Уезжал с лёгкой душой. -2. С чувством облегчения. -3. Не испытывая угрызений совести. Отказался от общего дела с лёгкой душой. (Со) всей душой. Искренне, доброжелательно, душевно (относиться к кому-л.). С дорогой душой. Разг. Очень охотно. Стоять (торчать) над душой. Неотступно находиться около кого-л., надоедая; надоедливо, назойливо приставать с чем-л., просить о чём-л.

Малый академический словарь:

душа
-и, вин. душу, мн. души, ж.
1.
Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п.
Чужая душа потемки. Поговорка.
Он наблюдает, изучает, улавливает эту эксцентрическую, загадочную натуру, понимает ее, постигает… Душа ее, вся ее психология у него как на ладони. Чехов, Загадочная натура.
Валько был человек немногословный, и никто никогда не знал, что совершается в душе его. Фадеев, Молодая гвардия.
||
В идеалистической философии и психологии: особое нематериальное начало, существующее якобы независимо от тела и являющееся носителем психических процессов.
||
По религиозным представлениям: бессмертное нематериальное начало в человеке, отличающее его от животных и связывающее его с богом.
За упокой души несчастных Безмолвно молится народ. Пушкин, Полтава.
[Бэла] начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григорья Александровича. Лермонтов, Бэла.
2.
Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека.
Человек доброй души.

Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос ---. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем. Тургенев, Певцы.
— Знаешь, Дуня, --- совершенный ты его [брата] портрет и не столько лицом, сколько душою: оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые. Достоевский, Преступление и наказание.
Его пытливую душу всегда мучили нерешенные вопросы. Б. Полевой, Побратимы.
||
Чувство, воодушевление, темперамент.
Играть с душой.

[Прихвоснев:] Не нравится мне, господа, ваша Патти ---. Души нет в пении! Писемский, Просвещенное время.
Даша, суфлируя, прерывала: — --- Горячее, вкладывайте больше души. А. Н. Толстой, Хмурое утро.
||
обычно с определением. О человеке с теми или иными свойствами характера.
Низкая душа. Подлая душа.

— Вы — благородная душа, честный, возвышенный человек! Чехов, Моя жизнь.
Иван, хороший ты человек… Простая душа… А. Н. Толстой, Хмурое утро.
3. разг.
Человек (обычно при указании количества, а также в устойчивых сочетаниях).
Кругом ни души (никого).
Не узнает ни одна душа (никто).

Не танцующие интеллигенты без масок — их было пять душ — сидели в читальне. Чехов, Маска.
Смешно? — сказал директор. — Мне вон двести душ приезжих кормить надо, тут посмеешься. Волынский, Лестница-чудесница.
4. В старину:
крепостной крестьянин.
[Дубровский] владел семидесятью душами. Пушкин, Дубровский.
[Обломов] стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ, доставшихся ему в наследство. И. Гончаров, Обломов.
5. (обычно со словом „моя“). разг. Дружеское фамильярное обращение.
— Щи, моя душа, сегодня очень хороши! — сказал Собакевич. Гоголь, Мертвые души.
Душа моя, да ведь это чистая правда, — улыбнулся Касацкий. Крымов, Танкер «Дербент».
6. перен.; чего.
Самое основное, главное, суть чего-л.
Умел он [Александр Петрович] передать самую душу науки, так что и малолетнему было видно, на что она ему нужна. Гоголь, Мертвые души.
||
Вдохновитель чего-л., главное лицо.
[Белокопытов] балагур, весельчак, немножко хвастун, вообщедуша общества. Мамин-Сибиряк, Сон.
Душой колхозного драматического коллектива была молодая учительница из Кирилловки. С. Антонов, Дело было в Пенькове.

бумажная душа
о бюрократе.
заячья душа
о трусливом, робком человеке.
мертвые души
о людях, фиктивно числящихся где-л. (первоначальнокрепостные, умершие в период между двумя переписями и значившиеся в ревизских сказках).

- ревизская душа
чернильная душа
1) (устар. шутл.) о канцелярском чиновнике;
2) о бюрократе.
[Степан] всю дорогу весело ругал себя:Чиновник ты! Цыплякову поверил, а в народе усомнился, чернильная твоя душа? --- Бюрократ ты! Горбатов, Непокоренные.
без души
устар.
1) в восторге от чего-л., по поводу чего-л.;
2) вне себя, без памяти от страха.
в душе
1) внутренне, про себя.
[Денисов] в душе (скрывая это от других) боялся суда. Л. Толстой, Война и мир;
2) по своим склонностям.
Поэт в душе.
(всей) душой; всеми фибрами души; от всей души
искренне, горячо, всем существом.
Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой. Пушкин, Евгений Онегин.
Гаркуша, как и огромное большинство рабочих, всей душой на стороне красных. Бек, Последняя домна.
для души
для собственного удовольствия, для удовлетворения внутренних, духовных потребностей, интересов.
за милую душу
с удовольствием, охотно, не задумываясь.
по душе {кому (в знач. сказ.)}
по вкусу, нравится.
по душ{}а{}м (по душе){ (поговорить, разговориться и т. п.)}
по-дружески, откровенно, искренне.
по{ чью} душу{ (приходить, являться и т. п.)}
прост. шутл.
за кем-либо.
(жить) душа в душу
дружно, в полном согласии.

- душа болит
- душа взыграла
- душа горит
- душа надрывается
душа нараспашку
о простом, откровенном человеке.

- душа не лежит
- душа не на месте
душа не принимает
прост.
совсем нет желания, не хочется или противно есть, пить что-л.

- душа ноет
- душа переболела
- душа перевернулась
душа ушла в пятки
о сильном испуге, внезапном страхе.
вдохнуть душу {во что}
оживить, возродить что-л. вложить душу во что — отдать все силы, всю энергию чему-л.

- вымотать (всю) душу
- вытрясти душу
- вытянуть (всю) душу
- вышибить душу
- загубить (свою) душу
излить душу
высказать откровенно, до конца самое заветное.
отвести душу
1) удовлетворить какое-л. сильное желание;
2) высказать кому-л. то, что наболело; поделиться своими переживаниями.
отдать богу душу
умереть.
открыть душу
поделиться с кем-л. своими переживаниями, мыслями, тайнами и т. п.
отпустить душу на покаяние
шутл.
отпустить, не трогать, оставить в покое кого-л.
положить душу за {кого-что}
отдать жизнь, пожертвовать жизнью.
положить душу на {что}
затратить много усилий, приложить много стараний, занимаясь чем-л.

- пронзить душу
- тянуть душу тянуть за душу
не чаять души {в ком}
очень сильно, безгранично любить кого-л.

- болеть душой
кривить душой
быть неискренним, лицемерить.

- отдохнуть душой
- переболеть душой
душой и телом
вполне, целиком.
ни душой ни телом {(не виноват)}
нисколько, совсем.
влезть{ (или залезть и т. п.)} в душу {кому}
1) втереться в чье-л. доверие; добиться расположения кого-л.;
2) путем назойливых расспросов проникнуть в личную, интимную жизнь кого-л.
заглянуть в душу {кому}
разобраться во внутреннем мире, чувствах кого-л.

- читать в душе
брать, взять{ (или хватать)} з{}а{} душу
волновать, возбуждать, вызывая глубокие переживания.

- проситься из души
взять, брать{ (или принять)}{ что} н{}а{} душу{ (или на свою душу)}
принять на себя ответственность за что-л.
стоять{ (или торчать)} над душой {чьей}
неотступно находиться около кого-л., надоедая; надоедливо, назойливо приставать с чем-л., просить о чем-л.

- в глубине души; до глубины души; от глубины души
в чем душа (только) держится
о хилом, болезненном, больном человеке.

- еле-еле душа в теле
за душой{ у кого} есть (имеется)
о наличии у кого-л. чего-л.
Хорошо тебе говорить: оставил муж землишку ---. А у меня что за душою? Есть, пожалуй, две тысчонки, да надолго ли их хватит? Эртель, Гарденины.
за душой{ у кого} нет {чего}
об отсутствии у кого-л. чего-л.
У Живахова было триста тысяч долгу и ни копейки за душой. Л. Толстой, Анна Каренина.

- как бог на душу положит
- на душе кошки скребут; скребет на душе
- на пропой души
- от полноты души
- с души воротит
- сколько душе угодно
- без мыла в душу лезть
- свинец на душе свинцом лечь на душу
- хватить греха на душу

Мифологическая энциклопедия:

Религиозно-мифологическое представление, возникающее на основе олицетворения жизненных процессов человеческого организма. Понятие «Д.» как бессмертной нематериальной части человеческого существа, сложившееся у европейских народов под влиянием христианского вероучения, является плодом длительной и сложной дистилляции гораздо более смутных и элементарных мифологических представлений. Для неевропейских народов, у которых отсутствуют представления, эквивалентные этому понятию, характерно олицетворение отдельных сторон жизнедеятельности человека: дыхания, крови, частей и органов тела, сознания, чувства, движения, здоровья и пр., а также некоторых представлений, связанных со смертью и умершими. Согласно Э. Тайлору, первым из этнографов исследовавшему идею «Д.» в первобытной культуре и выдвинувшему анимистическую теорию (от итал. anima, «душа») происхождения и развития религии, у древних людей из наблюдения явлений сна, болезни, обмороков, смерти и пр. возникали представления о «двойнике», сидящем в теле человека, но способном покидать его временно или окончательно. Позднее Д. стали приписывать животным, растениям и неодушевленным предметам. Немецкий психолог В. Вундт предлагал различать раннее представление о Д. — «телесная Д.», не отделимая от тела, помещавшаяся в крови, глазах, почках, фаллосе и других органах, — и более позднее: «свободная Д.» (психе) в ее главных разновидностях: Д. — дыхание и Д. — тень способная покидать тело. Русский этнограф Л. Я. Штернберг считал, что идея Д. человека сравнительно поздняя и вера во всеобщую одушевленность природы и в природных духов ей предшествовала. Английский этнограф Дж. Фрейзер обратил внимание на широко распространенную веру во «внешнюю Д.», способную не просто временно покидать человеческое тело, но и скрываться ради безопасности в постороннем предмете, в теле животного и пр., и выводил отсюда тотемизм (см. ТОТЕМИЧЕСКИЕ МИФЫ).Элементарное представление о Д. — отождествление ее с дыханием (ср. слав. слово «Д.» — от корня «дых-», «дух-», прекращение дыхания — явный признак прекращения жизни: «испустить дух» — умереть). Их сближение или тождество сохранилось во многих языках (лат. animus произошло от греч. .связанного с понятием ветра, воздуха, греч., означает «дыхание»). Не менее архаично отождествление Д. с кровью человека и животных. Этим обусловлен строгий запрет в Библии употреблять в пищу кровь или необескровленное мясо: «ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; поэтому я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17, 14). Вместилищем души у многих народов считается также тень, отбрасываемая человеком, его отражение в воде или в зеркале, портретное изображение и т. п. У народов Сибири, Америки, Океании считалось, что похищение (или поедание) Д. человека колдуном, призраком или злым духом вызывает болезнь (Д. — олицетворение здоровья, похищение Д. — болезнь). Широко было распространено и представление о том, что во сне Д. покидает тело и самостоятельно путешествует, принимая при этом вид птицы, насекомого и пр.: отсюда вера в «вещие сны» и их толкование, а также запреты резко и неожиданно будить спящего: Д. не успеет вернуться и войти в тело. Здесь Д. вполне вещественна, не противопоставляется телу и олицетворяет отдельные его функции. Но довольно отчетливо противопоставлены в мифах большинства неевропейских народов Д. живого человека и Д. умершего: Д. живого человека умирает вместе с ним, Д. (или дух) умершего — это совсем иное существо. Д. человека может превращаться в дух умершего или этот дух заново рождается в момент смерти. Многим народам присуще представление о множественности обитающих в одном человеке душ. Так, тюркоязычные народы Сибири (алтайцы и др.) различают Д.; тын (дыхание, не отделимое от человека), кут (жизненная сила, похищение которой влечет за собой смерть), сюр (призрак, двойник, который может отделяться от тела), кермес (букв. «невидящий», дух умершего): ару-кермес («чистый») и дьяман-кермес («нечистый, злой»). В древнекитайских мифологических представлениях у человека — несколько Д., например Д. хунь и по, одна из которых после смерти улетает, а другая остается при трупе до его полного разложения; кроме того, существуют Д. лин, находящаяся во всех вещах и существах, жизненная сила ци, духи всех внутренних органов и частей тела, а также Д. умерших гуй (злой дух) и шэнь (добрый дух).Представления о Д. умершего и о ее судьбе чрезвычайно разнообразны и связаны с идеей загробного мира. Так, у австралийцев считалось, что Д. покойника сама умирает через некоторое время (т. e. память о ней изглаживается). Для раннеклассовых обществ характерны представления о том, что по большей части Д. знатных пользуются в загробном мире жизненными благами, а Д. простых людей влачат жалкое существование или вообще погибают (Полинезия). Наконец, при обострении классовых противоречий, усложнении общественной жизни и общем росте морального сознания общества появляется идея загробного воздаяния: Д. добрых, справедливых, «праведных» получат вечное блаженство в раю, а Д. злых, «грешников» будут вечно мучиться в аду. Эта идея утешения страдающих надеждой на загробную награду и устрашения грешников адскими мучениями повела в мифологических системах мировых религий, особенно в христианстве, к резкому противопоставлению Д. телу, к превращению идеи Д. в центральное понятие всего вероучения, к догмату о ничтожности, греховности тела и телесного и к переносу главной цели человеческой жизни на спасение Д. Вместе с тем само представление о Д. достигло в христианстве максимальной степени дематериализации, хотя сохранился и чисто антропоморфный ее образ.Известную альтернативу учению о загробной судьбе Д. составляет идея реинкарнации (переселение Д., метампсихоз), восходящая тоже к глубокой древности. Истоки этой идеи — вера в тотемическую реинкарнацию (человек отождествляется с тотемическим предком, поселяющимся в его теле). У некоторых народов (эскимосы, индейцы Северной Америки) есть вера в то, что в ребенка входит Д. его деда. В Индии идея метампсихоза прочно связалась с кастовым строем и с учением о моральной причинности — карме: в награду за строгое исполнение законов касты человек получает более высокое рождение, а за их нарушение его Д. (атман) будет наказана рождением в низшей касте или в теле животного и пр. Та же идея в буддизме получила иную философско-мифологическую трактовку: существование Д. человека и ее бессмертие отрицается, но считается, что составляющие личность человека группы психофизических элементов и состояний «скандхи», распадаясь после его смерти, вновь соединяются под действием кармы и создают новую личность.Лит.: Тэйлор Э. В., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Вундт В., Миф и религия, [рус. пер.], СПБ, [1913]; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, пер. с нем., М., 1923; Чернецов В. Н., Представления о душе у обских угров, в сб.: Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований, М., 1959; Баскаков Н. А., Душа в древних верованиях тюрков Алтая, «Советская этнография», 1973, № б; Liрреrt J., Der Seelencult in seinen Beziehungen zur althebrischen Religion, В., 1881; Moss R. L. В., The life after death in Oceania and the Malay archipelago, [L., 1925]. С. А. Токарев.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
душа, -и, вин. душу, тв. душой, мн.

Толковый словарь Ожегова:

ДУША, и, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж.
1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём д. держится (о хилом, больном человеке; разг.). Д. не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.). Д. не принимает чего-н. (не хочется; разг.). Д. меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Д. радуется (очень радостно, приятно; разг.). Д. в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить д. в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-н. (неотступно находиться около кого-н., торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу кому-н. (бестактно вмешиваться в чьюн. жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не виноват (нисколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать всё, что накопилось на душе; разг.). На душу брать что-н. (на свою совесть; разг.). За душу берёт что-н. (очень волнует, трогает). За душу тянуть кого-н. (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-н. (измучить чем-н. нудным, томительным; разг.). Д. нараспашку у кого-н. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг.). Д. не на месте или д. болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Д. с телом расстаётся (смерть пришла; разг.). О душе пора подумать (довольно думать о житейской суете: дело идёт к старости, скоро умирать; разг.).
2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая д. Низкая д.
3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души. Души умерших.
4. перен., чего. Вдохновитель чего-н., главное лицо. Д. всего дела. Д. общества.
5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу приходится, досталось (на одного человека).
6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская д. Мёртвые души (умершие крепостные, также перен.: о людях, фиктивно числящихся гден.).
• Душу тянуть (вытягивать, мотать) из кого (прост.) мучить чем-н. надоедливым, томительным.
Души не чаять в ком (разг.) очень любить. Души не чаять в детях.
Душа моя! (разг.) в обращении: милый (ая).
Душа-человек (разг.) очень хороший, отзывчивый человек.
Без души без воодушевления, без подъёма.
С душой отдаваясь целиком, с вдохновением.
В душе 1) мысленно, про себя. В душе согласен; 2) по природным склонностям. Поэт в душе.
Для души (разг.) для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов.
По душе (разг.) нравится. Работа ему по душе.
За душой нет ничего у кого ничего нет у кого-н.
По душам (говорить, беседовать) откровенно.
С дорогой душой (разг.) очень охотно.
За милую душу (разг.) легко, без усилий.
Как бог на душу положит (разг.) как придётся, кое-как.
С души воротит от чего (прост.) о чувстве отвращения.
| уменьш.-ласк. душенька, и, ж. (к 1 и 2 знач.)
| пренебр. душонка, и, ж. (к 1 и 2 знач.).
| прил. душевный, ая, ое (к 1 знач.) и душевой, ая, ое (к 5 знач., спец.; к 6 знач., устар.). Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Совокупный душевой доход (на душу населения). Душевой надел.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

душа
укр. душа, ст.-слав. доуша , (Супр.), болг. душа, сербохорв. душа, словен. da, чеш. due, слвц. dua, польск. dusza, в.-луж., н.-луж. dua. Из *duxi; см. дух. Знач. душа "крепостной человек" калькирует ср.-греч. , ср. "рабы", буквально "души людские", Апокалипсис (см. Бауэр, Wb.); см. Ягич, AfslPh 1, 631 и сл.; Фасмер, ИОРЯС 11, 2, 392; Бернекер 1, 239. Аналогично в других языках; см. Фальк – Торп 974. О лтш. da "физическое и душевное самочувствие" ср. М. – Э. 1, 530.

Грамматический словарь Зализняка:

Душа, души, души, душ, душе, душам, душу, души, душой, душою, душами, душе, душах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru