Определение слова «культ»

Большой энциклопедический словарь:

КУЛЬТ (от лат. cultus — почитание) ,1) один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.) — имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной "силы" (т. н. таинства).
2) Чрезмерное возвеличение чего-либо или кого-либо (культ личности).

Большая советская энциклопедия:

Религиозный (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. В широком смысле — исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными элементами К. являются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями К. неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под К. понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие К. не включаются магические (колдование) обряды (см. Магия) и обряды заклинания духов (экзоркизм).
Историческим формам религии соответствуют и характерные для них типы культовых комплексов: тотемический К., погребальный К., промысловый К., родовые и семейные К., шаманский К., культ племенного бога и др. Можно выделять виды К. по его объектам: К. солнца, К. неба, К. воды, К. животных (зоолатрия), К. растений, К. огня, К. предков, К. царя и т. д. Если для исторически ранних форм К. характерна непосредственная связь с определенными сферами общественной жизни (земледельческий К., культ царской власти), то более поздним религиям свойственно многообразие К., непосредственно ориентированных на мифологические объекты (К. богочеловека), жреческие функции (К. первосвященника) или ритуализированные ценности (К. страдания). Направленность, структура и значение К. существенно отличаются в различных исторических и региональных типах религий. Косвенно, символически с ними связаны такие характерные для ряда эстетических, этических и философских систем прошлого черты, как «К. силы», «К. успеха», «К. человека», «К. разума» и др.
Первоначальные формы К. несомненно представляли собой непосредственные магические действия; так, жесты адорации (воздевание рук, поднятие глаз к небу и пр.) образовались, видимо, из простейших магических телодвижений. Первобытные колдовские пляски (охотничьи, военные и др.) вошли впоследствии в состав К. многих религий; и в современной Индии религиозные пляски в храмах служат обычной формой К. Молитвыодно из важных проявлений К. — развились из колдовских заклинаний — заговоров. Жертвоприношения, как один из существенных элементов К., имеют более сложное происхождение. Они возникли частью из первобытных охотничьих трапез, частью из общественного запрета пользоваться плодами до определенного момента, когда этот запрет в торжественной форме снимался, частью из суеверного обычая кормить покойников.
Употребление различных священных предметов и изображений в К. — икон, церковных сосудов и др. утвари — восходит своими истоками к Фетишизму, когда люди приписывали неодушевлённым предметам и изображениям сверхъестественную силу. Например, в христианском или буддистском К. разным материальным предметам приписывается таинственная сила (чудотворные иконы, святые мощи, святая вода, нательный крест, реликвии и пр.).
Лит. см. при ст. Религия.
С. А. Токарев.

Словарь по культурологии:

(от лат. cultus – уход, почитание)
1) один из обязательных элементов любой религии (телодвижения, чтение или пение и т.п.), выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и ве­рующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы;
2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо; чрезмерное возвеличивание кого-либо, чего-либо (культ личности, культ творчества, культ наживы, культ праздности и т. д.).

Советская историческая энциклопедия:

Религиозный (лат. cultus — почитание) — 1) Система почитания сверхъестеств. сил, состоящая в совершении определенных обрядовых действий (жертвоприношений, молитв, богослужений, таинств и т. п.), к-рым приписывается способность влиять на эти силы в желательном духе. К. является неотъемлемой частью религии, а его развитие — одной из важнейших сторон развития религии. Существующие точки зрения на происхождение К. различны. Некоторые ученые считают, что К. развился из верований в сверхъестественные силы (духов, богов и т. п.) и необходимости их умилостивления человеком (умилостивительный К.) или принуждения их (магия). Другие полагают, что сначала обряды были непроизвольны, а потом закреплялись практикой и "осознавались"; К., таким образом, рассматривается как первичный, а религиозные представления — как возникающие из объяснения обрядов.
=====
Наиболее ранние формы К. заключались в магич. заклинаниях и колдовских плясках, к-рые должны были обеспечить успех племени в охоте, победу в войне, выздоровление сородичей и т. п. Различные обычаи, связанные с половозрастным разделением труда, также закреплялись обрядами, получавшими сакральную санкцию (см. Инициации). Т. о., в первобытном обществе сложились различные формы религии и соответствующие им К. — фетишизм (К. предметов, наделяемых сверхъестеств. силой), тотемизм (К. животных, растений и предметов, от к-рых, по представлениям первобытных, вел свое происхождение род), культ предков — покровителей рода, и др.
=====
В ходе развития производства и общественных отношений развивались и усложнялись религиозные представления, возникали новые виды К. — аграрные и промысловые К., родовые и семейные, государственные. Развивались и новые формы отправления К. (молитвы, жертвоприношения, мистерии и т. д.), складывающиеся в развитую систему богослужений, религ. регламентации, религ. календаря. По мере усложнения К. и в связи с развитием обществ. жизни создавались и спец. культовые места (святилища, храмы). В развитии К. большую роль сыграло образование особой социальной группы — жречества, сосредоточившего в своих руках исполнение культовых действий. Разделение общества на классы и необходимость оправдания эксплуататорами социального неравенства закрепили выделение служителей К. в прослойку господств. класса. Возникает культ носителей властипочитание фараона как "земного бога" в Др. Египте, обожествление рим. императоров, воздание божеских почестей япон. императору. В совр. религиях — христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и др. — сохраняются в видоизмененной форме те или иные значит. пережитки первобытного К. (почитание икон, реликвий, молитвы, фетиши, свечи и др.). Являясь наиболее консервативной стороной религии, К. подвергался критике со стороны многих еретических, антиклерикальных и реформац. движений. Так, протестантские движения в Зап. Европе не раз начинались с критики К. (требовали его упрощения, отмены нек-рых обрядов, таинств, праздников). При капитализме содержание К. приобретает специфич. черты, свидетельствующие о его приспособлении к интересам буржуазии (церемонии освящения пром. и торг. предприятий, банков, молитвы против кризисов и т. п.). Стремясь усилить свое влияние на массы, религ. орг-ции прибегают к "модернизации" и "технизации" К. (использование радио, кино и телевидения во время богослужения и др.). С этой же целью 2-й Ватиканский (21-й Вселенский) собор католич. церкви принял декрет (дек. 1963), разрешивший богослужение не только на лат., но и на местных яз., с привлечением для отправления богослужения верующих.
=====
2) Под словом "К." часто понимают также вероисповедание (свобода К. — свобода вероисповедания).
=====
Лит.: Ленин В. И., О религии, М., 1954; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Токарев С. A., Религия в истории народов мира, М., 1964; его же, Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Крывелев И. A., О содержании понятия религии, М., 1964; Доклады 7 Междунар. конгресса антропологич. и этнографич. наук, М., 1964.
=====
И. А. Энгельгардт. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

КУЛЬТ -а; м. [лат. cultus]
1. Религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные обряды. К. Диониса в древней Греции. Служители культа (духовенство).
2. кого-чего. Поклонение кому-, чему-л., почитание кого-, чего-л. К. личности. К. разума. К. красоты.
Культовый, -ая, -ое (1 зн.). К-ые сооружения. К-ые здания. К-ые предметы (связанные с выполнением религиозных обрядов). К. фильм. (оказавший большое воздействие на зрителей, вызвавший подражание).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
культ, -а

Толковый словарь Ожегова:

КУЛЬТ, а, м.
1. В религии: служение божеству и связанные с этим действия, обряды. Христианский к. Служители культа.
2. перен. Преклонение перед кем-чем-н., почитание кого-чего-н. (книжн.). К. личности.
| прил. культовый, ая, ое (к 1 знач.).

Новая философская энциклопедия:

КУЛЬТ (лат. cultus, обычно выводят от colo – почитать, возделывать или, по Флоренскому, от colere, вращать«круговорот, хоровод, обращение вокруг святой реальности») – поклонение святыням, каковыми становятся коллективно значимые и принятые данной общностью идеальные ценности, трансцендентный смысл которых символически выражен в зримой форме литургического хорового строя, ритуальных жестов, обрядов, магических формул и разного рода вещественных фетишей, от тотема-животного в архаических родовых группах до икон и абстрактных сакральных знаков развитых мировых религий. Многочисленными этно-антропологическими исследованиями установлено, что именно культ составлял суть первичных элементов первобытного мышления – «пралогических коллективных представлений» (Леви-Брюль), содержанием которых является не рационально-практическое осмысление реальности, но совместное знание, со-знание потусторонних, фантастических идеалов и устремлений. Для одних символическим выражением святой идеальной ценности (Богом) становился волк со всеми его волчьими повадками и соответствующий атрибутикой (архаический Аполлон). Для других – кроткий Агнец (так называли Христа в ранней церкви). Или бык– Зевс. В культе Зевса фетишистскому почитанию и возделыванию подлежало все «бычье», напр., изготовленное в виде рогов двулезвийное орудиесвященный двойной топор-лабрис. Этому топору молились, оттачивали, выделывали и всячески украшали его, но не смели использовать такой формы орудие ни для каких прагматических бытовых нужд – табу. Бычий лабрис был когда-то для прагреков столь же священным предметом культа, каковым и сегодня для верующих во Христа является крестсимвол беспредельной самоотверженности Бога-Агнца, что является в христианстве наивысшей целью-ценностью.
Как возникает конкретный культ сам по себе, в силу причин естественных или как плод откровения свыше – этот вопрос остается дискуссионным. Сегодня ясно одно: решить проблему происхождения первокульта значит вскрыть механизм генезиса человеческого сознания вообще. Все идеальные произведения автономного «Я», механизм производства которых был вскрыт Кантом в «Критике чистого разума», сами по себе остаются лишь индивидуально значимыми. Такого рода чисто субъективные построения в современной психологии называются «аутистическим мышлением», всестороннее экспериментальное исследование которого оказалось делом первостепенной важности, поскольку удалось доказать, что именно с такого «мышления» начинается умственное развитие каждого нормального ребенка (Пиаже), а у взрослых людей оно иногда проявляется в ходе деструкции их сознания, как тяжкое заболеваниешизофрения (Блейлер). Вполне вероятно, что именно с чистого аутизма (с произвола воображения – Кант) начинается психика человека (проявления такой психики обнаруживаются и у животных). Но эта психика еще не сознательный разум, оперирующий устойчивыми символами и знаками с твердыми правилами смыслового их сочетания. Чтобы стать со-знанием и, соответственно, систематическим разумом, свободное воображения «Я» должно фетишизировать и утвердить в качестве априорных максим категорического императива те символические выражения некоторых из своих субъективных идеальных произведений, которые каким-то образом оказались понятными сразу многим. Другими словами, чтобы стать действительно продуктивным, безграничное воображение каждого «Я» должно было ограничиться чем-то конкретным, подчинившись диктату культа.
И неважно, что оказывается при этом опорной точкой общей ценностно-познавательной ориентации: волк или бык; дюйм или сантиметр, «частица» или «волна» у современных физиков, которые, как правило, уже не прибегают к культовой фетишизации отправных представлений своих взаимоисключающих теорий. Но для начала – антропогенетически – необходимо было что-то освятить в качестве общей ценностной максимы-аксиомы. Только собственной субъективной волей такого дела свершить нельзя. Кант понимал это и потому оставил открытым главный вопрос: как возможен категорический императив? Очевидно, что он невозможен, если под нравственной «максимой» (напр., абсолютный запрет полового влечения сына к матери), волевым путем утверждаемой как «закон природы» (в данном случае закон нейрофизиологический), не подразумевается культ (здесь – антропогенный тотемический культ экзогамии). Кант, стремясь остаться на чисто научных позициях, не счел возможным прибегнуть к культу как фундаментальному фактору, объясняющему происхождение человеческого разума. Поэтому он в рамках концепции автономной воли только вскрыл механизм «аутистического мышления».
Функция культа – производство коллективного представления (прототипа понятия), т.е. организация своего рода согласия множества «автономных воль» на фетишистское закрепление сходных идеальных конструктов и совместимых целей в качестве общих непререкаемых императивов. В перспективе культ ведет к самоограничению аутистической воли «Я», к «вытеснению» (Фрейд) из целевой моторики всех самобытных душевных движений «Эго», т.е. всего того, чего нельзя представить себе отстраненно, со-знательно, как свое-чужое «Суперэго». При этом самобытные, невыразимые общезначимо-объективными средствами побуждения «автономной воли» не исчезают бесследно. В человеческой психике они составляют сферу бессознательного, которое остается у каждого живым источником творчества новых ценностей. Но в рамках подавляющего господства архаических тотальных культов бессознательное обычно способно проявлять себя лишь в сновидениях или психоневрозах. Ослабление первобытного фетишизма с тенденцией превращения культа в культуру обычно ведет к творческому взлету в самых многообразных его проявлениях. Но и при этом общезначимая, т.е. ценностно-культовая аксиоматика, остается для большинства членов данной культурной общности объективным критерием расчленения всего мыслимого и сущего на добро и зло, должное и запретное, красивое и безобразное. В природе самой по себе, в «мире божьем» нет ни добра ни зла. Но – «вкусили они от древа познания и познали, что есть добро и есть зло». Такова библейская формула первородного греха смертного. От «безвинных» животных люди принципиально отличаются тем, что посредством культового фетишизма обретают возможность превращать свои изменчиво-произвольные аутистические представления в устойчиво-объективные идеальные цели-понятия. Тем самым они получают способность самовольно оценивать и, исходя из своей самодельной аксиоматики (магической, а затем и логической, математической), по-своему познавать и практически перестраивать всю «негодную» данность, т.е. весь «божий мир», стремясь исправить его, привести в соответствие со своими разными в разных конфессиях и культурах коллективными фантастическими идеалами. Это – бунт против «божьего мира», который грозит катастрофой всему мирозданию и потому, по библейской версии, – «смертный грех».
Есть основания предполагать, что все понятия, которыми оперирует человеческое мышление, в конечном счете можно вывести из ценностно-культовых источников, хотя, конечно, между современными научными понятиями (такими, как квант, радиоволны) и первородными культовыми фетишами – дистанция огромного размера. Принципиальная разница между ними заключается не только в их содержании, но в их интенции и в способе их построения.
Каждый культ по-своему выполняет свою функцию организации совместной человеческой жизни. Задаваться вопросом, какой из многочисленных культов единственно «истинный», столь же бессмысленно, как спрашивать, какой из многих известных нам языков является подлинным. Разные культы с различными коллективными фетишами порождают и разные типы совместной ценностной ориентации – разные типы культов.
Ю.М.Бородай

Социологический словарь:

КУЛЬТ (от лат. cultus — почитание) — англ. cult; нем. Kult. 1. Преклонение, возвеличение, обожествление к.-л. или ч.-л. 2. Неформальная религиозная группа, часто медитативной природы.

Грамматический словарь Зализняка:

Культ, культы, культа, культов, культу, культам, культ, культы, культом, культами, культе, культах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019