Определение слова «человек»

Толковый словарь Ушакова:

ЧЕЛОВЕ́К, человека, в знач. мн. употр. люди (человеки — ·устар. и ·шутл., ·косв. человек, человекам и т.д. — только в сочетании с ·колич. словами), ·муж.
1. Живое существо, в отличие от животного обладаюшее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда. «...Эксплоатация человека человеком уничтожена, ликвидирована, а социалистическая собственность на орудия и средства производства утверждена, как незыблемая основа нашего советского общества.» Сталин. Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо (перевод ·лат. изречения: homo sum et nihil humani a me alienum puto). (Американская демократия) на деле не дает человеку никаких свобод и только маскирует эксплоатацию человека человеком. Ильф и Петров. На бульваре сидело пять человек. Отряд в пятьдесят человек. Кругом совершенно не было людей. Красивый человек. Рослый человек. Здоровые люди. «Он нашел у ней человек двадцать гостей, мужчин и женщин.» А.Тургенев. Я этого человека никогда не видал. Знаешь ли ты кого-нибудь из этих людей?
| только с определением. То же, как носитель каких-нибудь внутренних качеств, свойств, личность. «Служил он у нас и был человек честный и не пьющий.» Салтыков-Щедрин. «Не человекзмея!» Грибоедов. «Русский человек способен быть действительным героем, но это не выпячивает ему груди и не заставляет таращить глаза.» Салтыков-Щедрин. Хороший человек. Добрый человек. Ученый человек. Несчастный человек. Гадкий человек. Что он за человек? Человек он не плохой. Милейший, добрейшей души человек. Невыносимый человек.
2. То же, как обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств (·книж. ·ритор. ). «Человек — Это звучит гордо.» М.Горький.
3. употр. в знач. местоимения: всякий (·т.е. любой человек), никто (·т.е. никакой человек), кто-нибудь (·т.е. какой-нибудь человек) и т.п. Ему ничего не стоит обидеть человека. «Человек никогда не должен себя ронять.» А.Тургенев. «Как можно... написать это человеку, который нарочно за сто шестьдесят верст приехал, чтобы сказать последнее прости.» Гончаров. Человек устал, а вы пристаете с пустяками (может быть сказано вместо я устал, он устал, NN устал ·и·др. ). «- Не всегда, этак случается, чтобы вот стал человек, да и брякнул вам всю подноготную. Это хоть и случается, в особенности, когда человека из последнего терпения выведешь, но, во всяком случае, редко.» Достоевский.
4. При крепостном праве — дворовый слуга или вообще помещичий служитель (в частности — в отличие от крестьян-земледельцев; ·ист. ). «- Я нашел для тебя здесь же в доме квартиру. Комната превеселенькая... Для человека есть передняя.» Гончаров. «Входит человек и докладывает, что меня спрашивает госпожа Полтева.» А.Тургенев. «К вам человек с докладом.» Грибоедов. «Я дворовый человек господ Дубровских.» Пушкин. «Я, сударь, отправлю (письмо) с человеком здешним, а сам лучше буду укладываться.» Гоголь. «Это не я, а люди Ильинские сказывали, что барин, дескать, сватался.» Гончаров. «Однажды утром, когда он проснулся и позвонил, человек, вместе с чаем, принес ему три письма.» Гончаров.
| Официант, половой (·дорев. ). Человек, рюмку водки! "Человек из ресторана" (название повести Шмелева).
Божий человек (·устар., ·нар.-поэт.) — юродивый. Все мы люди, все человеки или все мы человеки (·разг.) — шутливая погов. в извинение каких-нибудь слабостей или недостатков. «Что делать, Анна Павловна, все мы человеки.» Гончаров. Молодой человек (·разг.)обращение к юноше, лицу молодого возраста или (·шутл.) к мальчику.

Большой энциклопедический словарь:

ЧЕЛОВЕК — общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса — антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.) — другая — к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). Вероятно, ок. 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду "человек" (Homo) — первым представителем которого многие ученые считают "человека умелого" (Homo habilis) — его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. н. олдувайская культура). Ок. 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Вост. Африке "человеком прямоходящим" (Homo erectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида — человека разумного (Homo sapiens) — в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке ок. 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другойформирование "человека разумного" (т. н. сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Ок. 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, "человек разумный" становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю. Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

Биологический энциклопедический словарь:

Общественное существо, отличит, чертой к-рого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности.
Ч. появился на Земле в итоге сложного и длит, процесса историко-эволюц. развития (см. антропогенез). В зоол. системе вид человек разумный (Homo sapiens) относится к классу млекопитающих, отряду приматов, в к-рый он входит в составе сем. гоминид. С большинством приматов Ч. сближают такие их особенности, как относительно крупный головной мозг, пятипалая хватательная кисть с плоскими ногтями и противопоставляющимся большим пальцем и др. Из числа совр. приматов Ч. обнаруживает наибольшую близость (по данным сравнит, анатомии, физиологии, молекулярной биологии, иммуногенетики, патологии и др.) к африканским человекообразным обезьянам (горилле и особенно шимпанзе). Очень высока степень гомологии ДНК человека и шимпанзе — не менее 90% сходных генов. Однако в морфологич. отношении Ч. весьма отличается от человекообразных обезьян пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), S-образной формой позвоночника с отчётливыми шейным и поясничным изгибами, особым расположением и развитием нек-рых мышц и связок в связи с прямохождением, низкой расширенной формой таза, уплощением в переднезаднем направлении грудной клетки, сводчатой стопой с массивным и приведённым большим пальцем при нек-рой редукции остальных пальцев, наличием полного противопоставления большого пальца кисти, сильным развитием папиллярных узоров на пальцевых подушечках рук. Для Ч. характерны: абсолютно и относительно очень крупный головной мозг (в среднем по массе он в 3—4 раза превосходит мозг шимпанзе и горилл); прогрессивная дифференциация областей мозга, связанных, напр., с развитием членораздельной речи (лобная, нижнетеменная, височная доли); анатомич. особенности периферич. аппарата голосообразования (напр., наличие особого голосового мускула гортани); относит, увеличение мозгового отдела черепа и ослабление лицевого (в связи с прогрессивной редукцией челюстного аппарата и жевательной мускулатуры); редукция волосяного покрова и др. Линия эволюции Ч. характеризовалась прямохождением, постепенным совершенствованием руки как органа труда, усложнением мозга и прижизненно возникающих форм поведения. При этом морфологич. эволюция гоминид носила неравномерный, «мозаичный» характер. Так, наиб. рано сформировался комплекс признаков, связанных с прямохождением (не позднее 3 млн. лет, а возможно, и значительно раньше), тогда как объём мозга у этих древнейших гоминид был сравнительно невелик (менее 800 см3), а рука ещё во многом сохраняла обезьяньи черты. Вероятно, не было полного параллелизма и в темпах морфологич. и биохимич. эволюции. Согласно распространённой точке зрения, линия Ч. отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые достоверные представители рода (Homo) появились ок. 2 млн. лет, а совр. Ч. (Н. sapiens) — не позднее 40 тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5—2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии).
Все совр. люди принадлежат к одному виду, в пределах к-рого выделяется неск. осн. рас. Спецификой индивидуального развития человека является удлинение периода детства при выраженном скачке скорости роста в связи с половым созреванием. Соотношение длительности детства с продолжительностью жизни у Ч. 1 : 5 против 1:6 — 1 : 13 у др. приматов. Половой диморфизм Ч. проявляется в общих размерах тела, пропорциях (относительно большая ширина таза у женщин, плеч — у мужчин), в развитии осн. компонентов тела (лучшее развитие подкожного жироотложения у женщин, мускулатуры и скелета у мужчин, отличия в размерах жировых клеток, диаметре мускульных волокон). Наряду с этим наблюдаются различия в нек-рых физиолого-биохимич. характеристиках (мн. гормоны, гемоглобины, силовые мышечные характеристики и др.).
Н. sapiens — широко, хотя и неравномерно расселённый по Земле (панойкуменный) вид, включающий многочисл. популяции, представители к-рых дают при смешении плодовитое потомство и обнаруживают значит, фенотипич. изменчивость, к-рая в определ. степени связана с морфофункц. адаптацией (наиб. отчётливые проявления последней наблюдаются в р-нах с экстремальными условиями среды — Арктика, экваториальные р-ны, высокогорья и др.). Биол. адаптация Ч. специфична, ибо состоит в сохранении не только его биологических, но и социальных функций и осуществляется при значительной (и всё возрастающей) роли социального фактора. Процесс эволюции гоминид сопровождался постепенным сужением действия естеств. отбора в силу возникновения и развития обществ, законов и создания новой, «искусственной» среды обитания. В ходе гоминизации происходило уменьшение плодовитости, удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастание длительности жизни одного поколения. Генотип Ч. обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация его биол. организации возможна лишь в условиях социальной среды. После появления Ч. совр. типа естеств. отбор прекратил свою видообразующую функцию; общественно-историч. развитие уже не определяется изменениями биол. свойств Ч. Но стабилизация физич. типа Ч. относительна: в пределах видового, «сапиентного» комплекса возможны разнонаправленные изменения морфофункц. характеристик, нередко принимающие форму «эпохальных сдвигов». Начиная с мезолита неоднократно происходили такие колебания в длине тела, массивности скелега, форме головы и др. Они могут выражаться и в изменениях темпов онтогенеза (см. акцелерация). У совр. человека несомненно влияние на эти процессы как биологических, так и социальных факторов в их сложном взаимодействии. Вопрос о возможности направленного воздействия Ч. на свой генофонд весьма сложен и не может решаться однозначно, он представляет не только научно-техническую, но и, в первую очередь, социально-этич. проблему.

Этимологический словарь Крылова:

Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение "верх", "высшее качество", а век – "сила" (см. увечить), что в сумме, вероятно, давало "обладающий полной силой", "взрослый".

Толковый словарь Кузнецова:

человек
ЧЕЛОВЕК -а; люди; (устар. и шутл.) человеки; м. (с колич. сл. только косв. мн.: человек, человекам, человеками, о человеках).
1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Ч. — разумное существо. Психология человека. Современный ч. Органы чувств человека. Духовный мир людей. // чего или какой. Лицо, являющееся носителем каких-л. внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-л. среде, обществу и т.п. Добрый, злой ч. Сумасшедший ч. Учёный, деловой, практичный ч. Ч. науки, искусства. Ч. дела, слова. Ч. большого ума, высокой нравственности. Ч. чести. Свой, близкий, родной ч. Ч. с большим сердцем (сердечный). // В значении единицы счёта (людей). Двенадцать человек. В классе тридцать два человека.
2. Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств. Быть настоящим человеком. Воспитать человека. Ч. с большой буквы. Стать человеком; из кого-л. вышел ч. (о том, кто достиг определённого положения, уважения, авторитета).
3. О каком-л. лице; кто-то, некто. Ч. попросил воды. Вас ч. какой-то спрашивает. Один ч. обещал достать путёвку. Не знаете, что он за человек? (что из себя кто-л. представляет).
4. В России до 1917 г.: дворовый слуга или вообще помещичий крепостной слуга. Послать человека в город. Крепостной ч. // Устар. Официант, слуга в трактире. Просить человека принести вина.
Человек в футляре (см. Футляр). Божий человек. Нар.-разг. Странник, нищий, юродивый. Мил человек. При вежливом обращении к постороннему человеку, прохожему. Молодой человек. При обращении к юноше или мужчине соответствующего возраста.
Человеческий; Человечий; Человечный (см.). Человечек, -чка; м. Уменьш. (1 зн.). Маленький ч.

Малый академический словарь:

человек
-а, мн. люди и (устар. и шутл.) человеки, м. (косвенные падежи мн. ч. человек, человекам, человеками, о человеках употр. только в сочетании с количественными словами).
1.
Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Человек есть организм сложный, а потому и внутренний его мир до крайности разнообразен. Салтыков-Щедрин, Петербургские театры.
[Протасов:] Вы — человек, вы разумное существо, вы самое яркое, самое прекрасное явление на земле. М. Горький, Дети солнца.
|| чего или какой.
Лицо, являющееся носителем каких-л. внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-л. среде, обществу и т. п.
Добрый человек. Злой человек. Сумасшедший человек. Честный человек. Ученый человек.

Капель он мне давал: ведь я, батюшка, человек больной, сырой человек. Достоевский, Село Степанчиково.
Его нельзя было принять ни за студента, ни за торгового человека, ни тем паче за рабочего. Чехов, Перекати-поле.
Считался Яков Лукич в хуторе человеком большого ума, лисьей повадки и осторожности. Шолохов, Поднятая целина.
||
В значении единицы счета (людей).
Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. Пушкин, Выстрел.
Всего у моей матери Дарьи Григорьевны и отца Василия Назаровича было тринадцать человек детей (я родился двенадцатым), но выжило только пятеро. Исаковский, На Ельнинской земле.
2.
Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.
Быть настоящим человеком.

Следует формировать человека, а не моряка, не чиновника, не офицера. Писарев, Наша университетская наука.
Его воспитала школа. Советское общество сделало его человеком. Каверин, Два капитана.
3.
Употребляется в значении местоимений: он, кто-то, некто.
Вдруг --- говорят мне: человек вас спрашивает. Тургенев, Уездный лекарь.
— Но вдруг человек не пишет месяц, два, три… полгода, наконец! Писемский, Тысяча душ.
[Матрена:] Не в себе человек. Уведите ж вы его. Л. Толстой, Власть тьмы.
4.
Дворовый слуга или вообще помещичий крепостной слуга.
У подъезда стояла дорожная коляска, и мой человек суетился около чемодана. Герцен, <Часов в восемь навестил меня…>
Он встал, застегнулся на все пуговицы, позвал человека и велел спросить у Дарьи Михайловны, может ли он ее видеть. Тургенев, Рудин.
||
Официант, слуга в трактире в дореволюционной России.
[Рачковский:] Человек, бутылку шампанского! А. Н. Толстой, Азеф.

- человек в футляре
божий человек
устар. и народно-поэт.
странник, нищий, юродивый.

- грешный человек
- мил человек
- молодой человек
- полтора человека
- (все) как один человек

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
человек, -а

Толковый словарь Ожегова:

ЧЕЛОВЕК, а, в знач. мн. употр. люди, ей (человеки устар. и шутл.; косв. п. человек, человеками и т. д. только в сочетании с количественными словами; зват. п. человече в обращении устар. и шутл.), м.
1. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Ч. разумный (в зоологической систематике: вид в отряде приматов; спец.). Первобытный ч. (исторический предок современного человека). Биологическая природа человека. Духовный мир человека. Я ч., и ничто человеческое мне не чуждо (афоризм).Ч. это звучит гордо (афоризм). Рабочий ч. Учёный ч. Честный ч. Пять человек. Ч. с большой буквы (высоких моральных достоинств). Молодой ч. (о юноше, молодом мужчине, обычно в обращении). Будь человеком! (веди себя по-человечески; разг.). Вот ч.! (о том, кто вызывает удивление теми или иными своими качествами, поступками; разг.). Все мы люди, все человеки (никто не лишён человеческих слабостей; шутл.).
2. В России при крепостном праве: дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее официант, слуга.
| уменьш. человечек, чка, м. (к 1 знач.).
| унич. человечишка, и, м. (к 1 знач.).
| прил. человеческий, ая, ое (к 1 знач.) и человечий, ья, ье (к 1 знач.; разг.)

Новая философская энциклопедия:

ЧЕЛОВЕКсущество, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности. Способ бытия человека во Вселенной столь уникален, а его структура составлена из столь разнородных и противоречивых элементов, что это служит почти непреодолимой преградой на пути выработки какого-либо краткого, нетривиального и в то же время общепринятого определения таких понятий, как «человек», «природа человека», «сущность человека» и т.п. Можно разграничить по меньшей мере четыре подхода к определению того, что такое человек: 1) человек в естественной систематике животных, 2) человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему, 3) человек в смысле «человеческий род» и, наконец, 4) человек как индивид, личность [ЛИЧНОСТЬ]. Как показывает многовековой опыт, возможны по крайней мере три способа ответа на вопрос о том, что такое человек, каковы его отличительные особенности, его differentia specifica. Условно эти способы можно обозначить как 1) дескриптивный, 2) атрибутивный и 3) сущностный.
В первом случае исследователи концентрируют внимание на тщательном выделении и описании всех тех морфологических, физиологических, поведенческих и других признаков, которые отличают человека от представителей всех других видов живых организмов, в т.ч. и от ближайших в таксономическом ряду. Этот подход с особой строгостью реализуется именно в естественно-научной («физической») антропологии, где перечисление признаков, отличающих homo sapiens от всех других представителей рода homo, занимает порой несколько страниц и включает в себя все – от формы черепа до морфологии зубов и строения нижних и верхних конечностей. Но иногда как в исследовательских, так и в популяризаторских целях, особенно в работах по общим вопросам антропогенеза, делаются попытки выделения кластерных признаков, таких, как прямохождение, большой объем и сложное строение головного мозга, использование и изготовление орудий труда и защиты, развитая речь и общительность, необычайная пластичность индивидуального поведения и др. Но уже в наше время, столкнувшись с реальной проблемой необходимости регулирования экспериментов с человеком (как в чисто научных, так и в медицинских целях), даже ученые-естественники вынуждены констатировать в качестве признаков, определяющих человека, и такие, как его уникальность во Вселенной, способность мыслить и осуществлять свободный выбор, выносить моральные суждения и тем самым брать ответственность за свои действия.
Дескриптивный подход к определению человека, свойственный также и философам, включает, напр., такие признаки, как биологическая неприспособленность человека, неспециализированность его органов для какого-то определенного чисто животного существования; особое анатомическое строение, необычайная пластичность его поведения; способность производить орудия труда, добывать огонь, пользоваться языком. Лишь человек обладает традицией, памятью, высшими эмоциями, способностью думать, утверждать, отрицать, считать, планировать, рисовать, фантазировать. Только он может знать о своей смертности, любить в подлинном смысле этого слова, лгать, обещать, удивляться, молиться, грустить, презирать, быть надменным, зазнаваться, плакать и смеяться, обладать юмором, быть ироничным, играть роль, познавать, опредмечивать свои замыслы и идеи, воспроизводить существующее и создавать нечто новое.
При атрибутивном подходе исследователи стараются выйти за рамки чистого описания признаков человека и выделить среди них такой, который был бы главным, определяющим в его отличии от животных, а возможно, и детерминировал бы в конечном счете все остальные. Наиболее известный и широко принятый из таких атрибутов – «разумность», определение как человека мыслящего, разумного (homo sapiens). Другое, не менее известное и популярное атрибутивное определение человека – homo faber – как существа по преимуществу действующего, производящего. Третье, заслуживающее быть отмеченным в этом ряду – понимание человека как существа символического (homo symbolicus), созидающего символы, наиболее важным из которых является слово (Э.Кассирер [КАССИРЕР]). С помощью слова он может общаться с другими людьми и тем самым делать значительно более эффективными процессы мысленного и практического освоения действительности. Можно отметить еще определение человека как существа общественного, на чем настаивал в свое время Аристотель. Существуют и другие определения, во всех них схвачены, безусловно, какие-то очень важные, сущностные свойства человека, но ни одно из них не оказалось всеохватывающим и в силу этого так и не закрепилось в качестве основания развитой и общепринятой концепции природы человека. Сущностное определение человека – это и есть попытка создания такой концепции. Вся история философской мысли и есть в значительной мере поиск такого определения природы человека и смысла его существования в мире, которое, с одной стороны, полностью согласовывалось бы с эмпирическими данными о свойствах человека, а с другой – высвечивало бы в будущем перспективы его развития. Одна из древнейших интуиций – истолкование человека как своеобразного ключа к разгадке тайн универсума. Эта идея получила отражение в восточной и западной мифологии, в античной философии. Человек на ранних ступенях развития не отделял себя от остальной природы, ощущая свою неразрывную связь со всем органическим миром. Это находит свое выражение в антропоморфизме – бессознательном восприятии космоса и божества как живых существ, подобных самому человеку. В древней мифологии и философии человек выступает как малый мир – микрокосмос, а «большой» мир – как макрокосмос. Представление об их параллелизме и изоморфности – одна из древнейших натурфилософских концепций (космогоническая мифологема «вселенского человека» – пуруша [ПУРУША]в Ведах, скандинавский Имир в «Эдде», китайский Пань-Гу).
Философы античности усматривают уникальность человека в том, что он обладает разумом. В христианстве рождается представление о человеке как созданном по образу и подобию Божьему, обладающем свободой в выборе добра и зла, – о человеке как личности. «Христианство освободило человека от власти космической бесконечности» (Н.А.Бердяев). Возрожденческий идеал человека сопряжен с поиском его своеобразия, с утверждением его самобытной индивидуальности. В европейском сознании возникает идея гуманизма [ГУМАНИЗМ], прославления человека как высшей ценности. Трагизм человеческого существования находит выражение в формуле провозвестника постренессансной эпохи Б.Паскаля«человек – мыслящий тростник». В эпоху Просвещения господствуют представления о неисчерпаемых возможностях независимой и разумной личности. Культ автономного человека – развитие персоналистской линии европейского сознания. В центре немецкой классической философии – проблема свободы человека как духовного существа, 19 век вошел в историю философии как антропологический век. В трудах И.Канта родилась идея создания философской антропологии [ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ]. Критика панлогизма была сопряжена с изучением биологической природы человека. В романтизме возникло обостренное внимание к тончайшим нюансам человеческих переживаний, осознание неисчерпаемого богатства мира личности. Человек осмысляется не только как мыслящее, но и прежде всего как водящее и чувствующее существо (А.Шопенгауэр [ШОПЕНГАУЭР], С.Кьеркегор). Ф.Ницше называет человека «еще не установившимся животным». К.Маркс связывает понимание сущности человека с общественно-историческими условиями его функционирования и развития, с его сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. По определению Маркса, «сущность человека... в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений». Подчеркивая значение общественных связей и характеристик человека, марксисты не отрицают специфических качеств личности, наделенной характером, волей, способностями и страстями, равно как учитывают сложные взаимодействия социальных и биологических факторов. Индивидуальное и историческое развитие человека – процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества. Марксово понимание человека получило дальнейшую разработку в 20 в. в трудах представителей Франкфуртской школы [ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА], отечественных философов. Они раскрыли особенности философско-антропологической концепции Маркса, показав, что для него развитие человека одновременно есть процесс растущего отчуждения [ОТЧУЖДЕНИЕ]:человек становится пленником тех социальных институтов, которые он сам и создал.
Русская религиозная философия 19–20 вв. характеризуется персоналистическим пафосом в понимании человека (см.: Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993). Как «символическое животное» трактует человека неокантианец Кассирер. Труды М.Шелера [ШЕЛЕР],X.Плеснера, А.Гелена кладут начало философской антропологии как специальной дисциплины. Понятие бессознательного [БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ]определяет понимание человека в психоанализе З.Фрейда, аналитической психологии К.Г.Юнга. В центре внимания экзистенциализма – вопросы смысла жизни (вина и ответственность, решение и выбор, отношение человека к своему призванию и к смерти). В персонализме [ПЕРСОНАЛИЗМ]личность предстает как фундаментальная онтологическая категория, в структурализме – как отложение в глубинных структурах сознания прошедших веков. В.Брюнинг в работе «Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние» (1960; см. в кн.: Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург–Бишкек, 1997) выделил основные группы философско-антропологических концепций, созданных за 2,5 тысячи лет существования философской мысли: 1) концепции, ставящие человека (его сущность, природу) в зависимость от наперед заданных объективных порядков – будь то «сущностей» или «норм» (как в традиционных метафизических и религиозных учениях) либо законов «разума» или «природы» (как в рационализме и натурализме); 2) концепции человека как автономной личности, разделенных субъектов (в индивидуализме, персонализме и спиритуализме, в дальнейшем – в философии экзистенциализма); 3) иррационалистические учения о человеке, растворяющие его в конечном счете в бессознательном потоке жизни (философия жизни [ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ]и др.); 4) восстановление форм и норм, вначалетолько как субъективных и интерсубъективных (трансцендентальных) установлений, затемопять-таки как объективных структур (прагматизм, трансцендентализм, объективный идеализм).
Собственно научное в строгом смысле слова исследование человека начинается со 2-й половины 19 в. В 1870 И.Тэн писал: «Наука наконец дошла до человека. Вооружившись точными и всепроникающими инструментами, доказавшими свою изумительную силу на протяжении трех столетий, она направила свой опыт именно на душу человека. Человеческое мышление в процессе развития своей структуры и содержания, его корни, бесконечно углубленные в историю и его внутренние вершины, вздымающиеся над полнотой бытия, – вот что стало ее предметом». Этот процесс необычайно стимулировала теория естественного отбора Ч.Дарвина (1859), оказавшая большое влияние на развитие не только учения о происхождении человека (антропогенез), но и таких разделов человековедения, как этнография, археология, психология и др. На сегодня не существует ни одной стороны или свойства человека, характеризующих его как автономного индивида (или автономную личность) или вытекающих из его отношения к природному миру и миру культуры, которые не были бы охвачены специальными научными исследованиями. Накоплен огромный массив знаний, касающийся всех сторон жизнедеятельности человека и как биологического, и как социального существа. Достаточно сказать, что все связанное с генетикой человека – целиком детище 20 в. Характерно появление многих наук, в названии которых присутствует само слово «антропология», – культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, поэтическая антропология и др. Все это сделало обоснованным и постановку вопроса о создании единой науки о человеке, предметом которой был бы человек во всех свойствах и отношениях, во всех своих связях с внешним (как природным, так и социальным) миром. В качестве рабочего определения человека, выработанного в отечественной литературе, такая единая наука могла бы исходить из того, что человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. В процессе создания единой науки о человеке предстоит огромная работа не только по переосмыслению богатого опыта философских антропологий, но и поисков сопряжения этих исследований с результатами конкретных наук в 20 в. Однако даже в перспективе своего развития наука вынуждена останавливаться перед рядом загадок духовного мира человека, постигаемых иными средствами, в частности с помощью искусства. Ввиду угрожающего человечеству напора глобальных проблем и реальной антропологической катастрофы создание единой науки о человеке предстает сегодня не только теоретически актуальной, но и практически важнейшей задачей. Именно она должна выявить возможность реализации подлинно гуманистического идеала развития человеческого общества.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977;
2. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. M., 1986;
3. Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. М., 1988;
4. Современная наука: познание человека. М., 1988;
5. Агацци Э. Человек как предмет философии. – «ВФ», 1989, № 6;
6. Биологическая эволюция и человек. М., 1989;
7.  Биология в познании человека. М., 1989;
8. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М., 1989;
9. Человек в системе наук. М., 1989;
10.  О человеческом в человеке. М., 1991;
11.  Бубер М. Философия человека. М., 1992;
12. Фромм Э. Концепция человека у К.Маркса. – В кн.: Он же. Душа человека. М., 1992;
13.  Хенгстенберг Г.Э. К ревизии понятия человеческой природы. – В кн.: Это человек. Антология. М., 1995;
14.  Молодцова Е.И. Традиционное знание и современная наука о человеке. М., 1996;
15.  Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997;
16.  Совершенный человек: теология и философия образа. М., 1997;
17.  Bollnow О.F. Die philosophishe Anthropologie und ihre methodischen Prinzipien. – Philosophische Anthropologie heute, 1972;
18.  Renseh B. Homo sapiens: from man to demigod. . ., 1972;
19.  Biosocial Anthropology. L., 1975;
20.  Poirier F.E. Understanding Human Evolution. N. Y., 1993;
21.  Groves С.P. The origin of Modem Humans. . ., 1994.
22.  См. также лит. к ст. Философская антропология [ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ].
И.Т.Фролов, В.Г.Борзенков

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

архантроп
аск
атлантроп
африкантроп
безенчук
бодисатва
брахикефал
венец творения
гомо сапиенс
гульбияван
двуногий
двуногое
двуногое без перьев
душа
землянин
индивид
индивидуум
йети
квартерон
кроманьонец
лицо
личность
малый
млекопитающее
молчел
муж
мужчина
мыслящий тростник
мэн
нара
неадерталец
неандерталец
некто
неоантроп
один человек
особа
особь
официант
парень
периэк
персона
персонаж
пикник
питекантроп
презинджантроп
примат
прислужник
прямоходящий
рабочая единица
рабочая сила
реальный пацан
рожденный женщиной
сапиенс
селфмейдмен
синантроп
синатроп
слуга
смертный
создание
субъект
существо
телантроп
тип
типаж
титан
тофалар
трихромат
троглодит
усач
услужающий
услужник
фигура
хуман
царь природы
чадатроп
чел
человече
человечек
человеческое существо
человечина
человечишка
человечище
чудо-человек
эоантроп
юдольник
явантроп

Грамматический словарь Зализняка:

Человек, люди, человека, людей, человеку, людям, человека, людей, человеком, людьми, человеке, людях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru