Определение слова «кант»

Толковый словарь Ефремовой:

кант
I м.
1. Цветной шнурок, узкая полоска ткани (обычно другого цвета), вшитая по краям или швам одежды; оторочка.
|| Полоска, окаймляющая в виде рамки фотографическую карточку, рисунок, таблицу и т.п.
2. Ребро бруса, доски и т.п., обтесанных так, что в поперечном сечении получается прямоугольник.
II м.
Многоголосная песня, распространённая в XVII — XVIII вв., исполняемая ансамблем певцов или хором без сопровождения, первоначально — на религиозные, с XVIII в. — на бытовые, лирические, военно-патриотические тексты.

Толковый словарь Ушакова:

КАНТ, канта, ·муж. (·нем. Kante).
1. Цветной шнурок, оторочка по краям или швам одежды (б.ч. форменной). Гимназисты носили синие фуражки с белым кантом. Телеграфисту с желтым кантом букетики даришь. Андрей Белый.
| Полоска, которой оклеивают по краям для прочности рисунок, карточку, таблицу и т.п.
2. Ребро в брусе или доске, обтесанных так, что в поперечном сечении получается прямоугольник (спец.).
II. КАНТ, канта, ·муж. (·лат. cantus — пение). (·ист. ). Похвальное песнопение торжественного или церковного содержания. «(Бурсаки) во весь рот начинали петь кант.» Гоголь.

Большой энциклопедический словарь:

КАНТ — город (с 1985) в Киргизии, Чуйская обл. Железнодорожная станция. 24,2 тыс. жителей (1991). Цементно-шиферный комбинат, сахарный и другие заводы.
КАНТ (Canth) (Минна) (наст. имя Ульрика Вильхельмина, урожденная Йонсон, Johnson) (1844-97) — финская писательница. Впервые в финской литературе обратилась к рабочей теме. Пьесы "Жена рабочего" (1885) — "Дети горькой судьбы" (1888) — социально-психологическая повесть "Бедные люди" (1886).
КАНТ (Kant) Герман (р. 1926) — немецкий писатель. Роман "Актовый зал" (1964) — "Выходные данные" (1972) — посвященный интеллигенции Восточной Германии, соединяют черты традиционного "романа-воспитания" и современной интеллектуальной прозы. В романе "Остановка в пути" (1977) — тема духовного прозрения человека; рассказы (в т. ч. сборник "Сумма", 1987).
КАНТ (от лат. cantus — пение, песня) — род бытовой многоголосной песни (преимущественно 3-голосной) — распространенной в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Канты исполнялись ансамблем певцов или хором без сопровождения. Первоначально — на религиозные тексты; с 18 в. — бытовые, любовно-лирические, а также военно-патриотические канты, в петровскую эпоху — "приветственные" и "панегирические" канты (см. Виватный кант).

Советская историческая энциклопедия:

(Kant), Иммануил (22.IV.1724 — 12.II.1804) — нем. философ, родоначальник нем. классич. философии. Род. и прожил всю жизнь в Кёнигсберге (ныне Калининград). Окончил Кёнигсбергский университет (1745); приват-доцент этого университета с 1755, проф. с 1770. Творчество К. распадается на два периода — докритический (до нач. 70-х гг.) и критический.
=====
Докритич. период характеризуется преимуществ. интересом К. к естествознанию и натурфилософии. К этому периоду относится его космогонич. гипотеза, изложенная в соч. "Всеобщая естественная история и теория неба" ("Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels", Knigsberg-Lpz., 1755), — "... величайшее завоевание астрономии со времени Коперника" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 56). Согласно К., Солнечная система возникла естественным путем на основании законов механич. движения из гигантского облака разреженных частиц материи. Хотя К. был далек от того, чтобы сделать из своей гипотезы материалистич. и атеистич. выводы, они объективно содержались в ней. Большое значение К. придавал ист. подходу к естеств.-науч. исследованию. Признавая закономерность обществ. процесса, К. в то время указывал на естественную среду и экономические отношения как на его основу. Молодой К. испытал сильное влияние Руссо, не разделяя, однако, его иллюзий относительно идиллического характера первоначальных ступеней человеческой истории.
=====
Осн. произв. К. критич. периода — "Критика чистого разума" (Riga, 1781, рус. пер., СПБ, 1867, 1907, 1915), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (В.-Libau, 1790, рус. пер. 1898). Здесь К. выступает как агностик, утверждающий непознаваемость объективного мира ("вещи в себе"), его философия — своеобразный компромисс между идеализмом и материализмом. "Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе, — то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней, — Кант выступает как идеалист" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 184-85).
=====
Вместе с тем названные произведения К. дали огромный толчок для развития диалектического мышления. Плодотворным было выяснение активной роли субъекта в процессе познания, постановка вопроса о создании содержательной логики, идея неизбежности противоречий в познании, акцентирование роли долга в нравственном воспитании, изучение специфики эстетического.
=====
По обществ. взглядам К. — просветитель умеренного направления, противник применения насилия как средства решения социальных проблем. Он был идеологом передовой нем. буржуазии. По словам Маркса, "... философию Канта можно по справедливости считать немецкой теорией французской революции..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 88). Философия истории зрелого Канта изложена им в работах "Идея всеобщей истории" (1784) и "Предполагаемое начало истории человечества" (В., 1786, рус. пер. в кн.: "Родоначальники позитивизма", в. 1, СПБ, 1910). К. считал, что естеств. причины возникновения человеч. рода недоступны для познания, он исходил из факта существования уже готового человека, обладающего прямой походкой, наделенного речью и живущего в благоприятных природных условиях. Плодотворной была мысль К. о едином происхождении всех человеч. рас. В социально-политич. учении К., как и в его натурфилософии, понимание ист. закономерности развития сочеталось с уступками религии и телеологии. Рассматривая всемирную историю в целом, К. видит прогрессивное развитие человечества, намечает нек-рые его стадии: 1) дикая охотничья жизнь; 2) начало труда, возникновение земледелия и скотоводства; 3) отделение земледелия от скотоводства, появление неравенства, зарождение "примитивной государственности". Дальнейшее совершенствование гос. устройства, по К., все больше приближает человечество к осуществлению цели истории — достижению всеобщего правового гражд. состояния.
=====
Важным вкладом К. в подготовку науч. взгляда на развитие общества была высказанная им догадка о роли социальных антагонизмов как источника прогресса. Антагонизм — это та сила, указывал К., к-рая действует в обществе независимо от личных устремлений людей. Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что составляет благо для его рода: она стремится к раздору. Этот неискоренимый раздор, завистливо соревнующееся тщеславие, ненасытное желание владеть и господствовать явились, по К., причиной возникновения гос-ва — великого орудия прогресса. С целью спасти себя от взаимного истребления люди создают гос-во, передавая ему часть своих прав. Нечто подобное должно произойти, по мнению К., и в отношениях между гос-вами: войны, соперничество в вооружении и т. д. с силой необходимости заставляют гос-ва искать выхода из беззаконного состояния; хотят ли люди этого или нет, но логика истории, полагал К., сами объективно складывающиеся обстоятельства заставляют гос-ва объединиться с целью сохранения мира. В работе "К вечному миру" (Knigsberg, 1795), рус. пер. в сб.: "Трактаты о вечном мире", М., 1963, К. набросал план осуществления своей идеи. Он не брался предсказать время создания мирного союза, но считал, что его идея "... практически достижима и обязывает нас работать во имя этой (не столь уж призрачной) цели" (указ. соч., с. 172).
=====
Все ценное и прогрессивное, что имелось в учении К., было воспринято последующим развитием нем. классич. философии, подготовившей возникновение диалектич. и ист. материализма. Реакц. стороны учения К. возродились в 60-е гг. 19 в. в т.н. неокантианстве, интерпретировавшем философию К. в духе субъективного идеализма.
=====
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-23, В., 1910-55; Zur Geschichtsphilosophie, В., 1946; в рус. пер. — Соч., т. 1-2, M., 1963-.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 Изд., т. 14; Асмус В., Философия И. Канта, М., 1957; Галанза П. Н., Учение И. Канта о государстве и праве, М., 1960; Сережников В., Кант, М.-Л., 1926; Фишер К., История новой философии, т. 4-5, СПБ, 1906-10; Гулыга А. В., Ист. взгляды нем. просветителей XVIII в., "ННИ", 1963, No 3; Adler M., Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik, W., 1924; Grland A., Kant als Friedensfreund, Lpz., (1924); Ebbinghaus J., Kants Lehre vom ewigen Frieden und die Kriegsschuldfrage, Tbingen, 1929; Drpinghaus W., Der Begriff der Gesellschaft bei Kant, (Kln, 1959). Eisler B.., Kant-Lexicon, В., 1930.
=====
А. В. Гулыга. Москва.

Малый академический словарь:

1)
-а, м.
1.
Цветной шнурок, оторочка, узкая полоска обычно из ткани другого цвета, вшитые по краям или швам платья или форменной одежды.
Фуражка с красными кантами. Отделать платье кантом. Выпустить кант.

Федор Васильевич был, что называется, в полном параде. Новенькая гимнастерка, брюки с кантом, щегольские хромовые сапоги. Лаптев, «Заря».
||
Полоска, кайма, обрамляющая рисунок, фотографическую карточку, таблицу и т. п.
2. спец.
Ребро бруса или доски, обтесанных так, что в поперечном сечении получается прямоугольник.
[нем. Kante]
2)
-а, м.
1.
Похвальное песнопение (стихотворение) торжественного светского или церковного содержания (жанр, получивший широкое развитие на Руси в 17 и 18 вв.).
2. обычно мн. ч. (канты, -ов).
Название полусветских полудуховных стихов, которые распевались паломниками, нищими-слепцами.
[От лат. cantus — пение]

Музыкальная энциклопедия:

(от лат. cantus — пение, песня) — род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально К. создавались на религиозные тексты и бытовали лишь в кругах духовенства и монастырского населения. Возникновение К. связано с развитием силлабич. поэзии (с сер. 17 в.). В первых сборниках К. (80-90-е гг. 17 в.) встречаются тексты Симеона Полоцкого, иеромонаха Германа, Дмитрия Ростовского и др. (имя автора иногда зашифровывалось в акростихе). В этих сборниках уже определяются осн. черты муз. строения К., сохранявшиеся в дальнейшем: 3-голосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармонич. опору, квадратная муз. строфа, охватывающая, как правило, 2-4 строки текста с цезурами, приходящимися на границы строк. Нек-рое количество К. было заимствовано из польских сборников (т. н. кантычки, отсюда назв. "кант") с сохранением текста подлинника или в переводе на церк.-слав. язык. Интонац. строй ранних К. представляет собой сложный сплав элементов знаменного распева, рус. и укр. нар. песни, а также польской мелодики. Разновидностью К. является псальма, т. е. К. на тексты псалмов, изложенных в стихотворной форме.

Страницы из сборника кантов 18 в. Государственный Исторический музей (Москва). Музейное собрание, No 3134, листы 80 (оборот) и 81.
После 1682 В. П. Титовым была написана музыка к "Стихотворной псалтыри" С. Полоцкого, включающей все 150 псалмов Давида. В дальнейшем слово "псальма" употреблялось в более широком смысле, по существу став равнозначным слову "К.".
В 18 в. тематика К. расширяется, появляются К. патриотич., бытового, любовно-лирич. содержания. Расширяется и сфера бытования К. — они становятся излюбленной формой музицирования средних слоёв гор. населения. В период царствования Петра I возникают "приветственные", или "панегирические", К., посвящённые крупным событиям гос. жизни, воен. победам и т. д. Мелодика этих К. характеризуется фанфарными оборотами, торжественными ритмами полонеза, пространными ликующими руладами. Исполнение их часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.

Кант на победу при Полтаве (1717).
К этому же времени относится зарождение лирич. любовного К., но окончательно этот вид К. складывается в 30-х и 40-х гг. 18 в. Наиболее ранний нотный сборник лирич. К. под назв. "Куранты" датирован 1733. Курантами (или корантами) называются лирич. любовные К. и в нек-рых позднейших сборниках. Возможно, что это определение исходит от назв. танца куранта, применявшегося на Западе к песням лирич. характера. В формировании К. значит. роль сыграла поэзия В. К. Тредиаковского, на тексты к-рого было сложено неск. десятков К. Они создавались также на стихи М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и др. выдающихся рус. поэтов, однако в большинстве К. слова, как и музыка, оставались анонимными. Нередко стихи любовного лирич. содержания распевались на мелодию духовного или панегирич. К., что приводило к резкому противоречию между образами текста и музыкой. Вместе с тем интонац. строй лирич. К. обогащается за счёт новых источников, впитывая в себя элементы бытующих танц. форм, гл. обр. менуэта. Хотя эти К. записывались по традиции на 3 строчках, не исключено, что их могли петь соло с сопровождением инструмента. На мелодику К. оказывала влияние и нар. песня. В кантовый репертуар 18 в. вошёл ряд популярных укр. песен. Близкое родство с рус. плясовой нар. песней обнаруживают многие К. шуточно-сатирич. характера. Но в целом муз. и поэтич. стиль К. отличался от народнопесенного. Различными были формы бытования К. и нар. песни. Встречающиеся в рукописных сборниках образцы подлинных народных песен в типичном для К. 3-голосном изложении немногочисленны и большинство их относится уже к последней трети 18 в.
Период наивысшего расцвета К. приходится на сер. 18 в. (40-60-е гг.). В дальнейшем К. постепенно вытесняется новым типом сольной лирич. песни с сопровождением ("российская песня"). Резко критически высказывались о словесной стороне К. один из основоположников рус. лит. классицизма А. П. Сумароков и его последователь М. И. Попов. Тем не менее развитие К. продолжалось до кон. 18 в., а отчасти и позже (гл. обр. в провинции и у старообрядцев). Нек-рые К. в изменённом виде вошли в устную нар. традицию.
Литература: Перетц В. Н., Историко-литературные исследования и материалы, т. 1. Из истории русской песни, СПБ, 1900; его же, Заметки и материалы для истории песен в России, "Известия отделения русского языка и словесности императорской академии наук", т. VI, кн. 2, СПБ, 1901; Смоленский С. В., Значение XVII века и его кантов и псальмов в области современного церковного пения так называемого "простого напева", в сб.: Музыкальная старина, вып. V-VI, СПБ, 1911; Финдейзен Н., Петровские канты, "Известия Академии наук", 1927, No 7-8; его же, Очерки по истории музыки в России..., т. I-II, М. — Л., 1928-29; Ливанова Т., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, М., 1938; её же, Русская музыкальная культура XVIII века..., т. I, M., 1952 (в прилож. опубликован рукописный сборник 18 в.); Позднеев А. В., Рукописные песенники XVII-XVIII веков, "Учёные записки Московского педагогического института", т. I, M., 1958; его же, Проблемы изучения поэзии петровского времени, в кн.: XVII век... Сборник 3, М. — Л., 1958; Келдыш Ю., Русская музыка XVIII века, М., 1965; его же, Об исторических корнях канта, в сб.: "Musica Antiqua", Acta scientifica, t. 2. Bydgoszcz — Warsz., 1969.
Ю. В. Келдыш.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Кант, -а: гипотеза Канта

Новейший философский словарь:

КАНТ (Kant) Иммануил (1724-1804) — немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая классическая философия. Вся жизнь К. была связана с городом Кенигсбергом (сейчасКалининград), где он родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К. традиционно различают 2 периода. Первый из них — «докритический» — охватывает время с 1776 — даты написания первой работы (трактат «Мысли об истинной оценке живых сил») — до конца 60-х 18 в. В сочинениях этого периода еще не выработан характерный для последующего времени принцип критики. В центре философских интересов К. в этот период находились вопросы философии природы и особенно космологии — происхождение и развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т.д. Сочинения этого периода (главным из них является «Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) пронизаны гносеологическим оптимизмом, уверенностью в способность постигнуть то, что обычно представлялось недоступным познанию. Эпиграфом к творчеству этого периода могли бы стать слова самого же К.: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир...». Философия т. наз. критического периода может быть датирована 1770 — годом написания диссертации на тему: «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира». Философия К. этого времени состоит из трех основных частей: гносеологии, этики и эстетики (объединенной с учением о целесообразности в природе). Каждой из трех частей соответствует одна из трех фундаментальных работ К. — «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Этот период потому называется критическим, что во всех сочинениях К. исходит из следующего главного требования: каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание. Т.обр., разработке проблематики философии, морали и т.д. должна, по К., предшествовать гносеология, или критическое исследование познавательных способностей, на которые опираются все отрасли философии. Философия К. является критической философией или критицизмом, при этом само понятие критики в системе К. обозначает: 1) точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания; 2) исследование границ, дальше которых в силу устройства самого нашего сознания не может простираться компетенция разума. Метод проверки этих познавательных способностей и есть критический метод, или, как его еще называет К., трансцендентальный. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов — априорных (вне-опытных или доопытных) условий возможности познания. Этой проблематике посвящена главная работа К. — «Критика чистого разума» (1781, второе исправленное издание, 1787), в которой он и развивает свою концепцию научного знания. Не оспаривая тот факт, что всякое знание начинается с опыта и передается органами чувств, К. развивает положение о том, что познание должно дополняться логически-априорным моментом, или формальным фактором, который только и придает ему вид настоящего научного, всеобщего и необходимого знания. Согласно К., воздействуя на нас, вещи не только дают нам многообразие ощущений — то, что составляет содержание познания, но одновременно пробуждают нашу внутреннюю активность, которая и придает знанию организованный, оформленный характер. Эта независимая от всякого опыта познавательная активность и делает возможным познание опыта, придает ему всеобщий и необходимый, аподиктически достоверный характер. Для К. основным являлся вопрос о том, как возможно получение нового знания, и он формулирует его следующим образом: как возможны априорные синтетические суждения т.е. те, которые расширяют наше знание и в то же время обладают искомым статусом общезначимости. Будучи идеалом всякого знания, такие суждения не могут быть однако получены из опыта, а только — из чистого разума, априори. Главной целью философии К. и становится получение ответа на вопрос: благодаря чему и в какой мере можно достичь познания предметов посредством чистого разума? Этот вопрос становится тождественным вопросу об основании синтеза, ибо при «синтетическом суждении я должен иметь еще нечто другое (X) кроме субъекта, на что опирается рассудок, чтобы обнаружить предикат, который не заключен в субъекте». Вся структура «Критики чистого разума» построена, т.обр., «чтобы распознать возможности чистых синтезов в соответствии с их источниками». При этом К. последовательно отвечает на вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из трех видов знания — в математике, теоретическом естествознании и метафизике (философии). Одновременно он исследует общие всем людям познавательные способности с точки зрения их априорных форм — чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика). В трансцендентальной эстетике он обнаруживает априорные формы чувственности — чистые созерцания, с помощью которых разрозненные и не всегда отчетливые восприятия приобретают всеобще объективное значение. Трансцендентальное истолкование чувственности и ее форм позволяет ему показать, как возможны априорные синтетические суждения в математике. Именно априорные формы — пространство и время — придают объективную значимость идеальным математическим конструкциям. В трансцендентальной аналитике К. исследует рассудок и его синтез с чувственностью и одновременно отвечает на вопрос об условиях возможности априорных синтетических суждений в естествознании; демонстрирует как осуществляется синтез уже организованной априорными формами (пространством и временем) чувственности с рассудочными предпосылками, которые сам рассудок обязательно присоединяет к чувственному материалу. Эти предпосылки он называл чистыми понятиями рассудка или категориями, которые и представляют собой формы единства, прибавляемые к многообразию чувственности. К. насчитывает 12 таких категорий и объединяет их в 4 класса: количества, качества, отношения и модальности. В трансцендентальной диалектике К. исследует такую познавательную способность, как разум и в то же время отвечает на вопрос о возможности априорных синтетических суждений в метафизике (или решает проблему о том, как возможна метафизика как наука). В отличие от рассудка и его категорий, применимых лишь в границах опыта, разум восходит за его пределы и начинает, по К., рассуждать о мире в целом, о природе как бесконечности, о свободе и Боге, доводя синтез опыта до безусловной, тотальной законченности. К. вводит понятие «идей разума», которые и соответствуют его потребности восходить к безусловному и которым, как оказывается, нет адекватных предметов — аналогов опыта, т. к. безусловное единство, мыслимое в них, никогда не может быть найдено в границах этого опыта. К. настаивает тем не менее на важной роли этих идей как необходимых идеалов познания, регулятивов, направляющих познавательную и практическую деятельность человека. В случае, если разум начинает делать свои идеи предметом непосредственного исследования, он впадает в противоречия с самим собой, которые выступают у К. как антиномии чистого разума. Старая метафизика, по К., потому и не могла претендовать на звание науки, что идеи разума она пыталась подвести под реальные опытные предметы. Он считал, что в качестве науки метафизика возможна только через осуществление критического исследования чистого разума, т.е. как наука, основанная на познании самого разума, его природы, источников, границ, чистых принципов и т.д. Она мыслилась К. как состоящая из 3-х частей: 1) пропедевтики (трансцендентальной критики); 2) метафизики природы; 3) метафизики нравственности. Но в действительности метафизика оказалась у К. несколько деформированной — критическая часть заняла в ней господствующее место, метафизика нравов оказалась излишне эмпиричной, а метафизика природы — вообще неразработанной. Этику К. следует рассматривать и как результат, и одновременно как исходный пункт его теоретической философии, т. к. именно проблема человека и его свободы явились побудительным мотивом всего философского творчества мыслителя. Замысел т. наз. метафизики нравственности возник у К. еще в 60-е. Написав «Критику чистого разума», он вновь возвращается к этике, которой посвящены «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1797). В этике, как и в гносеологии, К. занят поисками общезначимых, необходимых, вневременных, т.е. независимых от смены общественных состояний, прогресса и т.д. законов человеческого существования, определяющих те или иные поступки людей. В роли главного такого закона К. формулирует т. наз. категорический императив или правило, определяющее форму морального поступка. При этом К. стремился строго отделить сознание нравственного долга от всех чувств, эмпирических склонностей к выполнению этого закона: поступок будет нравственным, если он совершен исключительно из уважения к этому закону. Главными в этике для К. было найти всеобщую форму нравственного поведения людей, исключающую саму возможность безнравственных поступков, зла и несправедливостей. Эстетика К. изложена в первой части его «Критики способности суждения». Согласно К., прекрасное есть то, что с необходимостью нравится всем без всякого утилитарного интереса, а только своей чистой формой, т.е. это «незаинтересованное удовольствие», доставляемое созерцанием формы предмета. Прекрасное у К. во многом субъективно, и его оценка не может быть доказана, однако эстетическое суждение высказывается так, как если бы выражаемая в нем оценка имела всеобщее и необходимое значение. Высшим видом искусства К. объявляет поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала. В своей философии истории К. отказывается от теологического понимания истории и рассуждает в духе традиционных просветительских идей, объясняющих ее исключительно естественными причинами. Большую роль в историческом процессе он отводит естественным потребностям людей, а также конфликтам между ними, которые, по К., и являются источником исторического движения человечества к своей великой цели — всеобщему правовому гражданскому обществу. Важное место в социально-исторической философии К. занимали также проблемы войны и мира, а также установления состояния «вечного мира» между государствами. В трактате «К вечному миру» (1795) он подробно анализирует и формулирует главные средства достижения и сохранения мира. Учение К. представляет собой исходное звено в преемственном ряду систем философского идеализма, обозначаемых общим термином немецкая классическая философия (хотя само оно последовательно идеалистическим не являлось). Значение творчества К. следует оценивать, имея в виду те достижения, которыми немецкая классическая философия обогатила развитие человеческой мысли. В то же время следует отметить и личный вклад К. в это развитие: 1. К. впервые в истории философии обосновал творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления и деятельности, показав в предисловии ко второму изданию его «Критики чистого разума», что сами предметы в процессе человеческой деятельности вынуждены сообразовываться с человеческим познанием и его результатами, а не наоборот. К. гносеологически обосновал человеческую свободу, доказав, что человек в принципе способен производить новое — и в теоретической и практической деятельности. Т. обр., чисто теоретическая проблема о возможности нового знания оказалась проникнута у К. глубоко гуманистическим пафосом. 2. Разделяя в целом многие идеалы просветительского новоевропейского рационализма, К., вместе с тем, впервые четко обозначил проблему границ и условий человеческого познания, решительно поколебав притязания науки на универсальное знание и универсальные цели. Эта тенденция получит затем мощный импульс к развитию в различных философских системах 20 века (философия жизни, феноменология, экзистенциализм и др). 3. Создав глубоко противоречивое, дуалистическое учение об источниках познания, К. дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по-разному устранить эту половинчатость. Дальнейшее развитие немецкой философии было связано, главным образом, с попытками создать целостный, полный идеализм совершенно чистой, в себе и через себя существующей философии. Этот идеализм в специфической форме обогатил человеческую мысль грандиозными достижениями и оказал колоссальное воздействие на развитие новейшей философии и всей духовной культуры и истории 20 столетия.

Толковый словарь по полиграфии:

Края переплетной крышки или обложки, выступающие за обрез блока. Кант предохраняет блок от порчи и загрязнения, улучшает рас-крываемость книги, брошюры и пр.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

выпушка
кантик
напуск
окантовка
оторочка
песня
полоска
философ
шнурок

Этимологический словарь Макса Фасмера:

I
I. "шов, отделка, обшивка". Вероятно, через польск. kant из нем. Kante, которое происходит из ст.-франц. саnt, лат. canthus; см. Брюкнер 216; Клюге-Гётце 281. Отсюда кантовать (не из шв., вопреки Маценауэру, LF 8, 43).
••
[См. еще Тернквист, "Slav. Rev"., 32, 1953, стр. 140. – Т.]
II
II. "хвалебная песнь, духовная песнь", церк., укр. кант. Через польск. kant из лат. cantus "пение" от саn, -еrе "петь"; см. Брюкнер 216.

Грамматический словарь Зализняка:

Кант, канты, канта, кантов, канту, кантам, кант, канты, кантом, кантами, канте, кантах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru