Определение слова «жизнь»

Толковый словарь Ефремовой:

жизнь
I ж.
1. Особая форма существования материи, возникшая на определённой ступени её развития, главным признаком которой и отличием от неживых объектов является обмен веществ.
2. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения.
3. Временной период от рождения до смерти человека или животного.
|| Срок существования чего-либо.
4. перен. Движение, оживление, вызываемые действиями живых существ.
|| Существование в развитии, в движении (о природе).
5. перен. Энергия, бодрость, полнота духовных и нравственных сил.
|| Источник радости, счастья.
6. перен. Полнота проявления физических и духовных сил.
|| Выражение полноты физических и духовных сил, душевного подъёма, воодушевления, одухотворенности.
II ж.
1. Деятельность общества и человека во всей совокупности её проявлений.
|| Совокупность всего сделанного и пережитого человеком.
2. Реальная действительность во всей совокупности её проявлений.
|| Реальная действительность в её отдельных внешних проявлениях.
3. Способ существования, времяпровождение; уклад.
4. События, происходящие с чем-либо существующим.
|| Развитие чего-либо.
III ж. устар.
Живое существо.

Толковый словарь Ушакова:

ЖИЗНЬ, жизни, ·жен.
1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни.
2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений.
| Физиологическое существование человека и животного. Жизнь его была в опасности. Рисковать жизнью. Положить жизнь за кого-что-нибудь (см. положить). Спасти кому-нибудь жизнь. Лишить жизни кого-нибудь (убить). Дать жизнь кому-нибудь (родить).
3. Время от рождения до смерти человека или животного. «Жизнь коротка, сказал не помню какой-то философ.» Гончаров. В течение всей жизни. «Раз в жизни притворюсь.» Грибоедов. «Таких две жизни за одну... я променял бы, если б мог.» Лермонтов.
4. только ед. Развитие чего-нибудь; события, происходящие с чем-нибудь существующим. Переломный момент в жизни государства.
5. только ед. Совокупность всего сделанного и пережитого человеком. Жизнь Ленина — неустанная, кипучая работа. О жизни Гете многие говорят, как о его самом великолепном художественном произведении. Жизнь моя сложилась неудачно.
| То же, что биография (·устар. ). «Баратынский собирается написать жизнь Дельвига.» Пушкин.
6. только ед. Деятельность общества и человека во всей совокупности ее проявлений, или в ее отдельных проявлениях, и ее внутреннее содержание. Общественная жизнь. Семейная жизнь. Литературная жизнь. Научная жизнь. Жизнь партии. Хозяйственная жизнь страны. Наконец-то для меня начинается настоящая жизнь. «Чтоб закипела жизнь вокруг, работай, друг!» Д.Бедный. Богатая внутренняя жизнь. Напряженная духовная жизнь.
7. только ед. Реальная действительность во всей совокупности ее проявлений. Бояться жизни. Жизнь есть борьба и труд. Нужно жить не воображением, а действительной жизнью.
| Реальная действительность в ее отдельных внешних проявлениях. Повесть из дореволюционной жизни. Писатель хорошо изобразил городскую жизнь. Изучать жизнь средневековья.
8. *****
внешнее движение, оживление. Улицы полны жизни. Жизнь у нас в доме начинается рано.
10. только ед. Энергия, внутренняя бодрость, полнота духовных и нравственных сил. Жизнь так и кипит в ·нем. «В чертах у Ольги жизни нет.» Пушкин.
11. только ед. Самое дорогое для человека, источник радости, счастья (·книж. ). Наука была его жизнью.
12. в знач. сказуемого. О существовании без нужды и забот, а также полном содержания, деятельности. «Ох ты, брат, не жизнь, а горе.» Д.Бедный. Не жизнь, а прозябание.
13. Отдельное живое существо, человек (·устар. ). Загубил не мало.
Подруга жизни (·ритор. и ·шутл.)жена, супруга. По гроб жизни — см. гроб. По жизнь (·канц. ·устар.) — до конца жизни, до смерти. Ни в жизнь (·разг. ·фам.) — никогда, ни за что. Вопрос жизни и смерти (·книж.)крайне важный, имеющий решающее значение. Прожигать жизнь — бесцельно и бесполезно проводить время в шумных удовольствиях, губительных для здоровья и материального существования. На всю жизнь — навсегда. Между жизнью и смертью — в очень опасном для жизни положении. Не на жизнь, а на смерть — самым решительным образом, до решительного исхода. Право жизни и смерти (·книж.)право миловать и казнить. Линия жизни (спец.) — линия на ладони, по которой хироманты определяют продолжительность жизни человека. Жизнь моя! (·разг.) — ласковое обращение в знач. дорогой мой, дорогая моя. Жизни не рад (·разг.)очень беспокоен, расстроен, огорчен чем-нибудь.

Большой энциклопедический словарь:

"ЖИЗНЬ" — литературно-политический журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1897-1901, в Лондоне и Женеве в 1902. С 1898 орган "легальных марксистов".

Биология современная энцикопедия:

См. уровни организации живого.

Малый академический словарь:

-и, ж.
1.
Особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития.
Возникновение жизни на земле.

Основой жизни являются белковые --- соединения, которые при высокой температуре свертываются. В. Комаров, Происхождение растений.
Меня очень обрадовало, когда я узнал, что она [луна] светит не своим светом, что она мертва и нет и не может быть жизни на ней. М. Горький, Мои университеты.
2.
Физиологическое состояние человека, животного, растения от зарождения до смерти.
[Владимир:] Пойдемте, пойдемте скорей — ее надобно застать при жизни! Лермонтов, Странный человек.
Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Н. Островский, Как закалялась сталь.
Жизнь медленно возвращалась к Ивану Ильичу Телегину. А. Н. Толстой, Хмурое утро.
|| физиол.
Отправление организмом функций, связанных с его возникновением, развитием и разрушением.
Жизнь одноклеточных организмов.

Ни в жизни животного, ни в жизни растения мы не могли найти ни одной черты, исключительно свойственной тому или другому. Тимирязев, Жизнь растения.
3.
Полнота проявления физических и духовных сил.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Пушкин, Я помню чудное мгновенье.
Во всей фигуре его было столько движения и жизни, что предательскую старость я мог увидеть только подойдя поближе. Чехов, Тайный советник.
4.
Период существования кого-л.
Жизнь прожить — не поле перейти. Пословица.
Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? Пушкин, Песнь о вещем Олеге.
Мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Гоголь, Мертвые души (Предисловие).
— Давно известно, что работа в рудниках, шахтах --- сокращает жизнь рабочего приблизительно на целую четверть. Куприн, Молох.
|| какая или где.
Период в существовании кого-л., ограниченный рамками пребывания где-л.
Князь Андрей стал вспоминать свою петербургскую жизнь за эти четыре месяца, как будто что-то
новое. Л. Толстой, Война и мир.
||
обычно с определением. Совокупность всего пережитого и сделанного человеком.
Она рассказывала о своей прошлой жизни, о знаменитых провинциальных режиссерах. Паустовский, Михайловские рощи.
5.
Образ существования кого-л.
Жизнь обитателей Покровского была однообразна. Пушкин, Дубровский.
Жизнь его проходит так. Обыкновенно он встает утром часов в восемь, одевается и пьет чай. Потом садится у себя в кабинете читать. Чехов, Палата № 6.
Среди бедствий и страхов войны Сашок жил увлекательной, необычайной жизнью. Кетлинская, В осаде.
||
обычно с определением. Установившийся порядок в повседневном существовании кого-, чего-л.; быт.
Теперь я опять в Одессе и все еще не могу привыкнуть к европейскому образу жизни. Пушкин, Письмо Л. С. Пушкину, 25 авг. 1823.
Вот, думалось мне, сижу я глухой и ненастной зимней ночью в ветхом доме, --- в сотнях верст от городской жизни, от общества. Куприн, Олеся.
6. кого-чего или какая.
Деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях, в различных областях, сферах.
Хозяйственная жизнь страны.

Гоголь, Белинский, Добролюбов — вот вам в трех именах полный отчет о всей нашей умственной жизни за целое тридцатилетие. Писарев, Реалисты.
Художник — это строитель духовной жизни человечества. А. Н. Толстой, О свободе творчества.
7.
Окружающая нас реальная действительность; бытие.
В жизни, окружавшей меня тою порой, было много интересного. М. Горький, В людях.
Надо жизнь сначала переделать, переделав — можно воспевать. Маяковский, Сергею Есенину.
[Сергей:] Разрешите мне предложить другой тост: за науку! --- за такую науку, которая не оторвана от жизни, от практики. В. Кожевников, Огненная река.
8.
Оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ.
Райский походил по саду. Там уже началась жизнь; птицы пели дружно, суетились во все стороны, отыскивая завтрак; пчелы, шмели жужжали около цветов. И. Гончаров, Обрыв.
С огнями пробудилась и жизнь: на реке послышались гудки автомашин, у берега затрещал трактор. Ажаев, Далеко от Москвы.
Мне всегда нравились кипящие жизнью базары. Соколов-Микитов, Зеленый край.

- даровать жизнь
дать жизнь {кому}
родить, произвести на свет.

- кончить жизнь
- маячить жизнь
- мыкать жизнь
отдать{ (или положить)} жизнь {за кого-что}
пожертвовать жизнью, умереть, защищая кого-, что-л.
прожигать жизнь
вести беспорядочный, губительный для здоровья образ жизни, предаваясь удовольствиям, развлечениям и т. п.
лишить жизни {и}решить жизни
прост.
убить.
лишиться жизни {и}решиться жизни
прост.
умереть, погибнуть.

- войти в жизнь
- провести в жизнь
- пройти в жизнь
- вычеркнуть из своей жизни
- уйти из жизни
- возвратить к жизни
- покончить с жизнью
жизнь моя
обращение к кому-л., самому дорогому, являющемуся для кого-л. источником счастья, радости, самой жизни.
подруга жизни
шутл.
жена.

- вопрос жизни или смерти
право жизни и смерти
право казнить и миловать.
между жизнью и смертью
в крайне опасном для жизни положении, состоянии.

- на склоне жизни
- не на жизнь, а на смерть
жизни не рад
очень огорчен, расстроен чем-л.
ни в жизнь
ни за что; никогда.
в жизнь (в жизни) не…
никогда.
— Не может того быть, матушка,решительно сказал Марко Данилыч. — В жизнь не поверю. Мельников-Печерский, На горах.
Он в жизни не видывал подобной красавицы. Тургенев, Вешние воды.

- по гроб жизни
- путевка в жизнь
- свет жизни

Мифологическая энциклопедия:

См. в ст. ДРЕВО ЖИЗНИ.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
жизнь, -и

Новейший философский словарь:

ЖИЗНЬ — 1) Термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, — в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма Ж. мыслится как имманентное свойство пра-материи, фактически синонимичное бытию, — в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей «косной» материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перво-двигателя как источника «силы», приводящей ее в движение). 2) Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию «жизненного мира» и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); «жизненный порыв» как формотворчество космической силы Ж. (Бергсон); Ж. как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель). 3) Термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Ж. является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего биологии. Вопрос о сущности Ж. и ее определения был и остается предметом дискуссий различных философских и естественнонаучных направлений. Со второй половины 20 в. стали отчетливо проявляться два основных подхода к определению Ж. — субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности Ж. обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого. Вторые рассматривают Ж. с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т.д.). Современное естествознание существенно обогатило представления о природе материального носителя Ж., которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров — белков, нуклеиновых кислот и др. Современно наукой обосновано положение о многообразии форм Ж. и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности. При этом выделяются следующие основные уровни организации живого: организменный, популяци-онно-видовой, биоценотический и биосферный. Ориентация исследователей на познание особенностей того или иного уровня организации живого привела к вычленению уровней познания, исследования его. В настоящее время наиболее результативным оказался уровень, связанный с познанием молекулярных основ Ж. Его осуществление привело биологию к эпохальным открытиям в области познания молекулярных основ Ж., их универсальности для всего живого. Возможности этого уровня исследования еще далеко не реализованы, однако тенденции развития современного научного знания подвели его к необходимости перехода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого. Объектом исследования становятся атомный и электронный уровень организации структур живого. Так, представления об атомных и электронных состояниях структур живого, в частности, Дж. Бернал посчитал необходимым включить в определение сущности Ж.: «Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов». Другой тенденцией в познании сущности Ж. является исследование особенностей ее проявления на надорганизменных уровнях организации живого. Эту тенденцию обосновал еще Вернадский. В систему своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения «совокупностей организмов», их комплексов, что позволить открыть и «новые свойства жизни», ее «проявления» на биоценотическом и биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования определяется не только познавательными задачами, но и задачами сохранения Ж. на Земле. Отличные от естественнонаучных, воззрения на проблему Ж. предлагают религиозные доктрины, а также разнообразные философские концепции, акцентирующие проблематику человека и его предназначения в мире, а также специально осмысливающие феномен смерти. (см. также: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ МИР).

Новая философская энциклопедия:

ЖИЗНЬ – специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), т.е. в соответствующих последовательностях нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); 2) обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой; 3) самовоспроизведением в соответствии с этой программой.
Код, с помощью которого записывается наследственная программа, универсален, так что все живые существа используют одну и ту же универсальную схему для кодирования, переноса (и перевода) информации и биосинтеза. В этих процессах преобладают два вида молекул: нуклеиновые кислоты в качестве носителей «законодательного» начала и белки в качестве носителей «исполнительного» начала.
Геном (наследственная программа) организма может быть условно подразделен на конститутивный и факультативный. Под конститутивным геномом понимается сумма постоянно присутствующих в геноме структурных генов, кодирующих биологически активные макромолекулы (белки и ферменты, рибосомную и транспортную рибонуклеиновую кислоту – РНК и др.) и главным образом обеспечивающих консерватизм наследственности, стабильность данной конкретной наследственной программы, детерминирующей развитие и функционирование организма. Под факультативным геномом подразумевается та его часть, которая является лабильной, необязательной и содержит т.н. подвижные генетические элементы, способные изменять свое положение в геноме, «внедряться» в него или покидать «насиженные» места, а также многочисленные типы повторяющихся последовательностей ДНК, являющиеся гипервариабельными. Факультативный геном обеспечивает наследственную изменчивость генома: большая часть спонтанных (не вызванных какими-либо внешними воздействиями) мутаций (изменений генов) вызывается перемещениями подвижных генетических элементов, а относительно частые количественные и качественные изменения повторяющихся последовательностей ДНК могут индуцировать значительные функциональные сдвиги, порою приводящие к заболеваниям.
Таким образом, в основе жизни лежит определенная и достаточно сложная генетическая программа, которая реализуется через обмен веществ, метаболизм, как второй необходимый элемент любой формы жизни. Только постоянно используя приток свободной энергии, система может непрерывно обновляться и этим тормозить свое нисхождение в состояние термодинамического равновесия, которое Э.Шредингер назвал состоянием смерти. Свойственный процессам жизни динамический порядок может поддерживаться только за счет постоянной компенсации производства энтропии.
Наконец, молекулы и специфические упорядоченные надмолекулярные образования, возникшие благодаря межмолекулярным взаимодействиям, имеют ограниченное время жизни из-за теплового движения. Чтобы не потерять накопленную в них информацию, они должны успевать до своего распада построить хотя бы одну идентичную копию, содержащую план строения и функционирования исходной структуры. Следовательно, основывающаяся на реализации наследственной программы жизнедеятельность не затухает благодаря процессу самовоспроизведения, протекающему по плану, записанному в наследственной программе, вследствие чего потомки обретают те черты организации и функции, которые были присущи предкам.
По вопросу о происхождении жизни на Земле существуют три гипотезы: 1) гипотеза естественного зарождения жизни, 2) гипотеза заноса жизни из Космоса, 3) гипотеза о сотворении живого. Предпочтение той или иной гипотезы в большей степени связано с верой, нежели со знанием, поскольку ни одна из них не обеспечена необходимым и достаточным для доказательства научной истинности фактическим материалом. Одну из основных сложностей при построении первой гипотезы составляет недостаточность надежных сведений о состоянии планеты в период «зарождения» жизни. Более того, представления об условиях, существовавших на ней в момент такого «зарождения», постоянно меняются, а от этого зависит формулировка конкретной схемы возникновения живой системы, которая, следовательно, также с каждым новым открытием неузнаваемо изменяется, нередко на прямо противоположную. Противоречивость подобных взглядов служит существенным препятствием для создания убедительной концепции происхождения жизни. Кроме того, обычно не учитывается специфика организации живых систем, заключающаяся в том, что они не могут возникать последовательно и постепенно, потому что каждая из составляющих их частей сама по себе бессмысленна: напр., рибосома, клеточный органоид, участвующий в синтезе белка, характеризуется сложной структурой, состоит из многих (нескольких десятков) компонентов, строго «привязанных» один к другому, она имеет «смысл» только как единое целое. Тем не менее жизнь на Земле появилась очень ранопервые живые существа ок. 4,25 млрд лет назад. Механизмы фотосинтеза возникли 3,7–2,5 млрд лет назад, достаточно сложные живые организмы (эукариоты) – 1,6–1,35 млрд лет назад. Поэтому многочисленные «эскизы», рисующие картину постепенного возникновения живой системы из неживой (в какую бы математическую форму они ни облекались), носят чисто спекулятивный характер. Возможность экспериментального образования некоторых компонентов, из которых построены живые организмы (аминокислот, азотистых оснований, углеводов, нуклеозидов, нуклеотидов, липоидов), вовсе не доказывает гипотезу естественного зарождения жизни. Во-первых, эти компоненты не возникали естественным путем, а были получены на основе разумно спланированных опытов в лабораторных условиях, а во-вторых, дистанция от этих компонентов до живой материи слишком велика, чтобы из результатов подобного рода опытов можно было делать какие-то далеко идущие выводы. Фактически они даже не приоткрывают завесы над тайной возникновения жизни на Земле, и в плане решения данной проблемы абсолютно бесперспективны.
Концепция занесения живого из Космоса не объясняет происхождения жизни, но лишь отодвигает ее решение в другую плоскость и в другую точку Вселенной. Некоторые авторы (напр., астроном из Индии Викрамасингхе) предполагают, что Космос испокон веков наполнен простейшими формами жизни, распространяющимися в разные его «регионы» и достигшими в силу неизвестных обстоятельств нашей планеты. Но взгляды такого рода могут быть приняты лишь как вера и в определенном смысле эквивалентны третьей гипотезе. В связи с этим российский палеонтолог Б.С.Соколов считает, что более правильным и точным было бы говорить не о происхождении, а о появлении жизни на Земле. Вопрос о том, как она появилась, остается открытым.
В то же время является несомненным, что различные формы живого после своего появления претерпели процесс эволюционных преобразований. Об этом свидетельствуют данные палеонтологии, указывающие на тот факт, что в различных пластах земной коры обнаруживаются существенно отличающиеся друг от друга останки живых существ и, следовательно, разные периоды существования Земли характеризовались сменой флоры и фауны. И хотя механизмы эволюционных преобразований исследованы недостаточно и во многом остаются нерасшифрованными, сам факт их существования можно считать доказанным.
Литература:
1. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М., 1947;
2. Руттен М. Происхождение жизни. М., 1973;
3. Завадский К.М., Колчинский Э.И. Эволюция эволюции. М., 1977;
4. Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М., 1979;
5. Альтштейн А.Д. Происхождение генетической системы: гипотеза прогонов. – «Молекулярная биология», 1987, т. 21, с. 309–322.
Л.И.Корочкин

Большой психологический словарь:

(англ. life). Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов — задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством представлений о Ж., множественностью ее образов и скудостью односторонних абстракций, часто не имеющих отношения к Ж. во всем богатстве ее проявлений. В сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же бесспорное, сколь и бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об этом страстно писал А. А. Ухтомский: «Наука — это принципиально связное миропонимание... или "жизнепонимание". Поэтомупроступок против основного принципа науки, когда хотят понимать Ж. с ее к.-н. одной стороны. Так грешит современная физиология, современная биология, так грешил и грешит материализм всех времен». Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не имеют отношения к интересам непосредственного сознания, философии, добавим — и психологии.
Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое «определение» (1927): «Ж. — асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то — смерть, а если тотчас использовать его активно, то — вовлечение энергии в круговорот Ж., строительство, синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению Ж. для того, кто будет жить». В этом определении не равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма. В Ж. преобладает дисгармония. Равновесиелишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение. Заменив «химическое вещество» на опыт, знания, а «живое вещество» на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом, гармонией, покоем.
Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и устремления, т. е. казалось бы, субъективного обстоятельства для Ухтомского не случайно. Он неоднократно подчеркивал, что субъективное не менее объективно, чем т. н. объективное: «субъективное и объективное идут рука об руку и соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ». «Постоянное устремление», входящее в определение Ж., это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?!), которую современник Ухтомского А. Н. Северцов признал фактором эволюции (см. АДАПТАЦИЯ). (В. П. Зинченко.)

Научно-технический словарь:

ЖИЗНЬ, комплекс процессов, наличие которого отличает организмы от косной природы. В основе этого комплекса лежит способность организмов получать энергию от Солнца — прямо либо через посредство пищи — и использовать ее для роста и воспроизводства. Все живые организмы взаимодействуют с окружающей средой: они берут из нее энергию и необходимые вещества и реагируют на изменения в ней. При воспроизводстве все живое передает свои характеристики следующему поколению через ДНК и РНК. Остается спорным вопрос о статусе ВИРУСОВ, которые не растут, но имеют ДНК и РНК и используют клеточный механизм носителя для своего воспроизводства. Согласно современной теории происхождения жизни, гигантские молекулы, подобные протеинам и нуклеиновым кислотам, вступили в реакцию в водной среде молодой Земли (первичный бульон). Гигантские молекулы множились в этой среде, поглощая меньшие молекулы. Несмотря на многочисленные исследования, механизм выделения клеточной жизни из молекулярных форм, существовавших до появления жизни и ее последующая эволюция остаются спорным предметом и ждут своего полного объяснения.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Ж. в философском смысле — такой способ существования, в котором множественность частей и различие форм данного целого связываются целесообразно известным единством, находящимся в самом этом целом, а не полагаемым извне. Целесообразная связь и движение частей еще не составляют Ж. (например, часовой механизм); также недостаточно для нее и самого устойчивого единства или целости (например, мумия). Сущность Ж. требует непременно, чтобы и единство частей, и целесообразность движений имели внутреннее основание в самом живущем, так что внешние воздействия могут только возбуждать Ж. или способствовать ее проявлению, но не создавать ее. Об отношении Ж. к психическому субъекту или душе — см. Психология. Можно ли приписывать Ж. в собственном смысле таким собирательным целым, как народ, человечество, земля, вселенная — см. Мир, Мировая душа.
Вл. С.
Жизнь трудно поддается какому-либо категорическому определению, несмотря на многочисленные попытки, сделанные в этом направлении представителями как школы анимистов, так и материалистов. Анимисты большей частью стремились вникнуть в сущность Ж. и вдавались в метафизические соображения, имевшие мало общего с биологическими основами Ж. С другой стороны, материалисты в своих попытках свести Ж. на простую механическую игру атомов живого тела и своим стремлением к упрощению доводили дело до смешного, до вопиющего противоречия с реальными явлениями Ж. Что могут значить определения вроде того, например, что "Ж. есть питание, рост и одряхление, причиной которых принцип, имеющий цель в самом себе, Энтелехия" (Аристотель), или, что "Ж. есть душа мира, уравнение вселенной" (Бурдах), или, что "Ж. есть внутренний принцип действия, по-видимому, независимый от внешних условий", что Ж. есть совокупность отправлений, которые сопротивляются смерти (Биша) и т. д. Все определения подобного рода, нося спиритуалистический характер, проводят тот взгляд, что жизненные явления производятся действием особого жизненного принципа или жизненной силы; но говорить, что Ж. происходит от жизненного принципа, есть то же, что сказать Ж. есть Ж., т. е. вводить определяемое в самое определение. Старейшие материалисты Демокрит и Эпикур учили, что в основе жизненных явлений лежит механический принцип соединения и разъединения атомов и что душа состоит из круглых и гладких атомов, подобно огню, и проникает повсюду, производя теплоту и жизненные явления. Каждому понятна неудовлетворительность и этого определения, повторявшегося на разные лады и позднейшими материалистическими школами, ибо хотя Ж. и связана с движением атомов, определяющим физико-химические явления, протекающие в живом организме, тем не менее условиями этими никоим образом не объясняется группировка, стройность и течение жизненных явлений в порядке, свойственном живым организмам.
Более удовлетворительные характеристики Ж. начали появляться с момента, когда мыслители, отказавшись от определения сущности Ж., задались скромной целью уловить характеристические особенности жизненных явлений, которыми мир живых организмов отличается от неодушевленной природы. Тут уже начали появляться определения вроде следующих: "Ж. есть организация в действии" (Беклар), "Ж. есть совокупность явлений следующих одно за другим в организованных телах в течение ограниченного времени" (Ришеран), "есть состояние вещей, дающее возможность органического движения под влиянием возбудителей" (Ламарк), "есть вихрь с постоянным направлением, и в этом вихре материя менее существенна, чем форма" (Кювье), есть "форма, которой служит материя" (Флуранс) и, наконец, она "есть определенная комбинация разнородных изменений одновременных и последовательных в соответствии с внешними сосуществованиями и последствиями, т. е. Ж. есть постоянное приспособление внутренних отношений к внешним", как это выражено было Гербертом Спенсером. Все эти определения, как видно, стремятся дать лишь внешнюю описательную характеристику Ж., вовсе не касаясь сущности ее. Дальнейшие определения проникают уже глубже в этот вопрос. Ж., по Бленвилю, есть двоякое внутреннее движение соединения и разложения — общее и непрерывное, а по Клоду Бернару — Ж. характеризуется явлениями двоякого порядка: созидания, или организующего синтеза, и смерти, или органического разрушения. Ж. вырастает на почве этих явлений организации и дезорганизации, и так как органический синтез является исключительным достоянием живых образований, то Клод Бернар прибавляет, что Ж. есть созидание, есть творение. Созидание выражается в накоплении запасов в теле, в росте и развитии тканей и органов и в ремонте разрушающихся во время Ж. элементов тела; а разрушение лежит в основе развития живых сил в организме и продуктов утилизируемых им, т. е. в основе разнообразных функций организма. Жизненные функций вырастают таким образом на смерти живого вещества и, следовательно, в известном смысле в основе Ж. лежит смерть. Для возможности поддержания функций требуется восстановление разрушенного живого вещества. Этим заняты созидательные силы организма. Созидание и разрушение являются, таким образом, основными условиями Ж. Без разрушения — не было бы отправлений, не было бы жизненных функций; без созидания Ж. длилась бы мгновение. Сказанное применимо к Ж. как простейших, так и самых сложных животных и растительных организмов. Это прижизненное разрушение органов тела доказано особенно при деятельности активных органов, как-то: мышц, желез и центральной нервной системы; признание рядом с этим идущих в них процессов созидания является уже прямой необходимостью, так как без них органы эти, истощившись, перестали бы скоро действовать. Митчерлих, касаясь химической характеристики жизненных явлений, указывал на то, что Ж. есть гниение, и это мнение разделяется Гоппе-Зейлером, говорящим, что жизненные явления не имеют других более близких и полных аналогий, как процессы гниения, а так как последние относятся к категории бродильных процессов, то Клод Бернар справедливо заключает, что все процессы прижизненного разрушения живого вещества элементов тканей и органов сводятся в результате к брожению, т. е. к разложению сложных органических соединений, а не к прямому окислению или сгоранию их, как это допускалось раньше. Действительно, в настоящее время успешнее всего можно защищать, с точки зрения биологии, положение, что Ж. есть брожение, а не горение. Носителем Ж. является клеточное вещество, из коего выстроены ткани и органы тела, крайне нестойкое и способное, наподобие взрывчатых веществ, разлагаться на простейшие соединения с образованием углекислоты, воды и азотистых соединений под влиянием внутренних и внешних возбудителей (Пфлюгер). Этот жизненный порох, служащий при разложении источником развития живых сил, утилизируемых организмом, дан самой клеточной протоплазмой и он способен к взрывчатым прижизненным разложениям вне доступа свободного кислорода; это доказывается, между прочим, тем, что холоднокровные животные могут, например, в атмосфере чистого воздуха или азота продолжать развивать в течение ряда часов углекислоту, воду и азотистые продукты разложения и проявлять жизненные функции, пока длится это взрывчатое разложение (Спалланцани, Пфлюгер). В ядерном веществе тех же клеток, по-видимому, преимущественно локализируются свойства созидать разрушающийся во время Ж. жизненный порох, по крайней мере в пользу этого имеется немало фактических указаний. Таким образом, для двух главных характеристических течений Ж. — разрушения и созидания живого вещества, имеются два физических субстрата.
Агентами обоих этих течений — разрушения и созидания — являются, по-видимому, особые бродила или ферменты, вырабатываемые клетками организма. По крайней мере, большинство процессов превращения и разрушения веществ в живом теле совершается по типу брожения. Начиная с пищеварительного канала, где воспринятые вещества подвергаются пищеварительным ферментам для переведения их в удобовсасываемое состояние и переходя к прижизненному превращению уже отложенных в тканях веществ, легко видеть, что и эти последние превращаются по типу бродильному. В одних случаях ферменты этих превращений открыты в клетках различных органов, в других же о присутствии их заключают по характеру разрушения веществ: если характерная сторона этих химических изменений не объясняется процессами прямого окисления или восстановления, то они являются последствием бродильных процессов, в которых сами живые клетки организма играют роль организованных ферментов. Анализируя химические явления в организме с этой точки зрения, исследователям пришлось убедиться, что углеводистые, жировые и белковые вещества, входящие в состав живых тканей, превращаются и разрушаются везде или по типу просто брожений, или брожений путем окислений, причем бродилами являются или растворимые неорганизованные ферменты или организованные, т. е. сами клетки, действующие при содействии свободного кислорода или без его участия. Вследствие этого и является близкая аналогия между конечными продуктами разнообразных брожений и продуктами разрушения веществ в сложных животных организмах. Имеются, кроме того, намеки, что и агенты синтеза веществ, т. е. созидания, относятся к ряду тел, действующих наподобие ферментов. По крайней мере, решаются уже говорить о ферментах, обуславливающих органопластику, т. е. восстановление живой протоплазмы (Данилевский); о химозине, превращающем пептоны в белок-альбумин, необходимый для питания и роста тканей, и весьма распространенном в теле, о фибринопластине, производящем то же, что и химозин, только в щелочной среде, и о регулировании действия обоих этих ферментов двумя другими ферментами: стимулином — усиливающим и депримином — задерживающим деятельность органопластических ферментов. Таким образом два основных химических течения Ж. — разрушение и созидание живого клеточного вещества, скорее всего могут быть подведены под тип брожения. Неудивительно, что и многие другие общие явления Ж. носят характер бродильных процессов. Так, процесс возникновения Ж. в яйце, вследствие внедрения в него микроскопического по величине семенного живчика и вызывающего между тем громадные последствия в развитии, росте плода и т. д. с развитием при этом газообмена в яйце, тепла и т. д., представляет большие аналогии с бродильными процессами и дает повод думать, что Ж. в ее первом источнике обязана действию на яйцо одного или многих сложных и могучих бродил, носителями которых являются семенные живчики и яйца. Циклообразность явлений Ж., т. е. периодически повторяющиеся промежутки между работой и отдыхом, между бодрствованием и сном, также легче всего объясняются с точки зрения развиваемой аналогии между Ж. и брожением. Как Ж., так и брожение ослабляются, замедляются благодаря накоплению в среде, где действуют клеточные элементы, продуктов прижизненного разрушения или превращения веществ. По удалении их вновь наступает бодрствование, вновь появляется брожение. Спирт, хлороформ, эфир, цианистый потассий прекращают ферментативную деятельность бродильной дрожжевой клетки и аналогично с этим деятельность элементов животного тела и в особенности нервных центров, деятельность которых по преимуществу носит характер ферментативный. Они направляют ко всем почти органам нервные импульсы, т. е. молекулярное движение, подобно тому как это делают (по Либиху и Негели) ферменты по отношению к разлагаемым ими веществам, которое, будучи крайне слабым по силе, вызывает, однако, огромные взрывы, частые разложения в сфере мышц, желез и т. д. Но и миру психических явлений, как он ни далек он от материальных физико-химических процессов, лежащих в основе их, тоже присуща характеристическая особенность бродильных процессов; и как минимальные дозы бродильного вещества, попав в подходящую вещественную среду, могут обусловить ряд обширных и продолжительных изменений и разложений, так и невесомые, незначительные с виду чувство или мысль, запав со словом в сознание человека, могут служить импульсом к обширным переворотам в области духовной и телесной жизни как отдельного человека, так и народов. Пока нет аналогии более плодотворной и верной чем та, которая проводится между явлениями Ж. и ферментативными процессами, и поэтому вернее всего будет выразиться с точки зрения биолого-химической, что Ж. есть брожение. Чем отличаются живые существа от мира неодушевленных предметов? Со стороны бросается в глаза то, что все живое состоит из клетки или клеточных образований, снабженных в большинстве случаев протоплазмой, оболочкой и внутри ядром. Клетки эти дифференцируются, складываются в разнообразные ткани и органы, взаимно связанные между собой как путем кровеносных сосудов, так и нервов. При всем дифференцировании сложных животных тел на ткани и органы с различными функциями, с целью более совершенного выполнения их, все части тела все же солидарно связаны между собой кровью и нервной системой в видах объединения их совокупной деятельности, направленной к сохранению анатомической и физиологической целости организма. При этом форма, взаимное расположение и сложение как отдельных органов, так и всего тела, в общем, представляют для животных одного и того же рода один и тот же в основных чертах постоянный тип. Относительно химического состава живых образований следует указать, что они выстроены из сложных углеродистых органических соединений, состоящих из 3-4-5 и даже более простых элементов, среди которых азотистые соединения занимают первое место; в общем в состав животных тел входит всего только 12 простых элементов: углерод, кислород, водород, азот, сера, фосфор, хлор, калий, натрий, кальций, магний и железо. К ним следует прибавить в самых небольших количествах еще кремний, фтор, йод и бром, в особенности в растительных организмах. Таким образом, постоянной составной частью живых образований служит всего 1/5 всех известных нам пока простых элементов, которых насчитывается более 60 [Всех простых тел в 1889 г. Менделеев приводит 66. Менее были известны в то время еще 11.]. Эти 12 элементов представляют, следовательно, характерные особенности. Многие из них представляются в газообразном виде и способны давать газообразные соединения вроде углекислоты, аммиака, сероводорода и т. д. Все обладают более легким удельным весом и, следовательно, большей подвижностью атомов; соединения их легко растворимы в воде; все — плохие проводники тепла и электричества и обладают высоким запасом теплоты. Этими перечисленными особенностями данных элементов обуславливаются многие типические черты жизненных функций, как-то: обмен веществ, основанный на подвижности, нестойкости сложных органических соединений, легкое выведение продуктов обмена, сохранение животной теплоты и т. д. Все разнообразие органических соединений, встречающихся в живых образованиях, сводится к разнообразнейшему сочетанию этих элементов по 3-4-5 и в различных пайных количествах. Со стороны своего состава, как видели раньше, живые существа беспрерывно меняются, живая протоплазма беспрерывно разрушается, в особенности во время функций, и вновь созидается. Продукты обмена выводятся наружу (выделения), новые вещества вводятся и усваиваются (питание). Среди поглощаемых живыми образованиями веществ извне поглощение кислорода, необходимого для жизни, стоит на первом месте и вместе с выделением углекислоты обособляется в особую важную функцию дыхания. Кислород нужен не для прямых окислений, а для восстановления разрушенных частиц протоплазмы; он переходит в интрамолекулярный кислород, который тратится при взрывчатом разложении вещества в живом теле в форме углекислоты. Пфлюгер считает, что этот фиксируемый тканями кислород как бы заводит часы Ж. Вечный обмен веществ, поддерживаемый во время Ж. между живым существом и окружающей его средой, является главным отличием между живыми и безжизненными образованиями. Что касается деятельности, то живые тела отличаются тем, что поводы или толчки к деятельности кроются как бы в них самих, что выражается способностью к самовозбуждению, к самодеятельности и произвольности. Они развиваются путем превращения клеточных образований по плану, как бы данному внутри самого организма, они размножаются, давая из себя отпрыски или почки, развивая семя и яйца; они заключают в себе внутреннюю питательную среду, пропитывающую их (растения и низшие организмы) или циркулирующую в особых сосудах кровеносных и лимфатических (кровь и лимфа). Лимфа и кровь составляют внутреннюю среду, в которой живут тканевые элементы и гарантирующую им на время независимость от окружающей среды. Они обладают чувствительностью, многие — способностью к передвижениям непроизвольным и произвольным. Все живые существа проходят через известный цикл различных стадий превращений, через различные возрасты для того, чтобы под конец погибнуть. Все рожденное уже приговорено с момента первой зари Ж. — к смерти. Таков неумолимый закон Ж. После смерти все живое подвергается разрушительному действию физико-химических сил природы и подвергается гниению и тлению, переводящим составные части животного или растительного трупа в элементы неорганической мертвой природы. В противоположность всему этому безжизненные тела бывают или аморфны, или кристаллической формы, большей частью ограниченными прямолинейными поверхностями. По составу бывают большей частью двухэлементными или 2+2 и т. д. В них протекают процессы разрушения, выветривания под влиянием внешних условий, но нет вовсе противоположных процессов созидания, размножения; растут они не под влиянием внутренних им присущих сил развития, а наложения снаружи химически подобных им частиц вещества, как, например, кристаллы льда, застывающие на окнах; они не обладают никакими органами, а следовательно, не размножаются, лишены кровообращения, чувствительности, движения и т. д. Что касается отличия между Ж. животных и растений, то оно касается только некоторых функциональных сторон Ж., но не подрывает общих основ жизненных функций, о коих речь была выше. Растения суть по преимуществу живые механизмы синтеза веществ, созидания и в несравненно более слабой степени орудия разложения или анализа; вследствие этого они развивают во время Ж. малое количество живых сил, т. е. образуют лишь самую ничтожную степень тепла, представляют почти полное отсутствие активных движений, отсутствие сознательной чувствительности и всяких проблесков психической деятельности; понятно, что вещества, усваиваемые ими из почвы и воздуха, должны, накопляясь в растениях и превращаясь созидающими силами их клеток в живое клеточное вещество, идти беспрерывно на рост их и на размножение. Характеристичной особенностью растений и служит беспрерывный рост их во время Ж., периодически задерживаемый и усиливаемый сообразно с временами года, с периодическими сменами холода и тепла. Единственным актом в Ж. растений, во время которого деятельно развиваются живые силы, это акт размножения, т. е. цветения и образования плодов, который и сопровождается усиленным газообменом и произведением тепла. В этом как раз периоде происходят особенно деятельно в растениях и процессы взрывчатого разложения, разрушения клеточного вещества, служащие источником развития живых сил, необходимых для осуществления высшего назначения растения — его размножения. Прорастание семян, как акт в высшей степени деятельный в Ж. растений, также сопровождается деятельным обменом не только в синтетическом направлении, но и в аналитическом, вследствие чего он и сопровождается, как известно, сильным развитием тепла. Таким образом в растениях мы встречаемся с более или менее резко выраженными превращениями и разложениями клеточной протоплазмы только в наиболее деятельных фазах Ж. Вот почему акт цветения истощает большинство растений, замедляет в них вегетативные процессы и служит нередко финалом их Ж. Если аналитические функции растительной протоплазмы крайне слабы сравнительно с таковыми же функциями животной клеточной протоплазмы, то дело как раз стоит наоборот относительно синтетических свойств ее. Эти последние изумительны в растительной протоплазме, так как она из простейших неорганических соединений, забираемых ею извне, т. е. углекислоты воздуха, азотных солей почвы и т. д., рождает живую клеточную протоплазму, не имеющую ничего общего с ними, тогда как животная протоплазма способна создавать себе подобное вещество только из готовых, сложных органических соединений, стоящих со стороны своего элементарного состава очень близко к веществам, из которых выстроены сами живые клетки. С общей точки зрения для теории Ж. несравненно больший интерес представляет синтетическая деятельность растительных клеток, представляющая одну из величайших тайн. И в Ж. животных организмов различают так называемые растительные процессы, или явления растительной Ж., от процессов животных, или явлений животной Ж. К первым относят процессы питания, дыхания, обмена веществ, роста и размножения, общие как растительным, так и животным индивидуумам; ко вторым же — явления преимущественно свойственные животным, каковы — область движений, чувств, психических отправлений с венцом их — сознанием и волей. Хотя и среди растений мы встречаем такие, которые обнаруживают видимую чувствительность к внешним раздражениям и способность к движению (например, мимоза, мухоловка и т. д.), но ближайшее знакомство с предметом показало, что явления эти не имеют ничего общего с нервными животными актами. Таким образом, растительной Ж. организмов поддерживается их анатомическая и физиологическая целость, а также гарантируется и продолжение рода, тогда как животная Ж. лежит в основе отношений организмов как между собой, так и со всей остальной окружающей их средой. Впрочем, это подразделение Ж. животных на растительную и собственно животную Ж. не выдерживает строгой критики, так как в сложных, более совершенных организмах чувствующие и двигательные акты принимают самое деятельное участие в явлениях питания, обмена веществ и размножения, и последние немыслимы без первых.
Кроме того, различают три формы Ж.: форму скрытую, колеблющуюся и постоянную. В первой отсутствуют все жизненные проявления, но элементы еще жизнеспособны и, попадая в соответственные условия света, тепла, влажности и т. д., начинают жить нормальной Ж. Сюда относится мир многих низших организмов — коловраток, колпод, тардиград, многих бактерий, кокков, и, наконец, растительные семена. В сухом виде, в сухой среде они могут хранить в себе Ж. в скрытой форме многие годы и не терять жизнеспособности. Принимали даже, что зерна хлебные, пролежавшие в египетских гробницах в течение 2-3 тысячелетий, не теряют способности к произрастанию. Во всяком случае, живучесть некоторых сохраняется десятками, а иногда и сотнями лет. Форма Ж. колеблющаяся есть та, образцом которой может служить лучше всего Ж. растительного царства — всем известно в какой резкой зависимости находится она от внешних условий, в особенности t°, влажности, света и т. д. Каждому известно, как все растительное царство замирает в течение холодных осенних и зимних месяцев и развертывается с первыми теплыми лучами весеннего солнца. Многие животные, склонные к зимней спячке, во время которой резко ослабляются все жизненные функции, например сурки, медведи, летучие мыши, лягушки и т. д., служат также образцом этой зависимости Ж. от внешних условий. Все эти факты как скрытой, так и колеблющейся формы Ж. ясно доказывают, что Ж. является частным выражением круговращения материи и сил природы в условиях, данных живыми организмами, имеющими свой modus faciendi в деле переработки и превращения как сил, так и материи. Форма Ж. постоянная, как бы независимая от колебаний в окружающих организм условиях и к которой принадлежат все высшие классы животного царства, с человеком во главе, обуславливается существованием внутри организмов внутренней питательной и согревающей среды крови и лимфы и внутренних регуляторных нервных механизмов, отстаивающих status quo организма в течение более или менее долгого времени, вопреки резким колебаниям окружающих условий. По истощении этой внутренней среды и расстройстве нервных регуляций, форма постоянной Ж. исчезает и зависимость Ж. от окружающих условий начинает резко выплывать. Заканчивая этот очерк, можно сказать, что Ж. есть продукт взаимодействия внешних условий среды и внутренних условий, данных самим организмом.
Ср. Тревиранус, "Biologie" (1802-22); Шульц-Шульценштейн, "Die Verjungung d. menschlichen Lebens" (1850); Молешотт, "Der Kreislauf des Lebens" (1875); Фихте, "Anweisung zu einem seligen Leben" (1806); Краузе, "Die reine Lebenslehre zur Begrndung der Lebenskunstwissenschaft" (1843); Юнг, "Das Geheimniss der Lebenskunst" (1858); Прейер, "Ueber die Erforschung d. Lebens" (1873); Л. Попов (Эльпе), "Ж. как движение"; Тарханов, "Жизнь как брожение" ("Вестник Европы", 1886); его же, "Долголетие животных, растений и людей" ("Вестник Европы", 1890-91); Клод Бернар, "Общая физиология. Явления общие животным и растениям" и статьи Пфлюгера по общей физиологии.
И. Тарханов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019