Определение слова «монада»

Толковый словарь Ефремовой:

монада ж.
Неделимый первичный духовный элемент, который — вместе с другими подобными — составляет основу мироздания (в философии Г.В. Лейбница).

Толковый словарь Ушакова:

МОНА́ДА, монады, ·жен. (·греч. monas, ·букв. единство).
1. У древних математиков — единица.
2. У древних философов, напр. пифагорейцев, принцип, лежащий в основе бытия (филос.).
| В идеалистической философии Лейбница — одна из непротяженных, неделимых духовных единиц, как бы одушевленных атомов, из которых состоит мироздание (филос.).
3. Низший организм, переходный от растений к простейшим животным (зоол. ·устар. ).

Большой энциклопедический словарь:

МОНАДА (от греч. monas, род. п. monados — единица, единое) — понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир ("Монада — зеркало Вселенной").

Большая советская энциклопедия:

Монада
(от греч. mons, родительный падеж monаdos — единица, единое)
понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В античной философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа было впервые введено Пифагореизмом, видевшим в числе и пропорции первооснову вещей. От пифагорейцев понятие М. перешло к Платону (диалог «Филеб»), а от Платона — в Неоплатонизм, где получило пантеистическое истолкование как Первоединое, раскрывающее и воспроизводящее себя во множестве вещей посредством эманации (См. Эманация).
В философию нового времени понятие М. вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского (См. Николай Кузанский) и Дж. Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную вселенную в соответствии с принципом единства микрокосма и макрокосма. В 17 в. понятие М. играет существенную роль в философии испанского схоласта Ф. Суареса, английского платоника Генри Мора, немецкого натурфилософа Ф. М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей философской системы у Г. Лейбница, разработавшего специальное учение о М. — «монадологию». По определению Лейбница, М. — это первичная простая (неделимая) активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии (См. Предустановленная гармония). Духовная природа М. исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к предустановленной богом согласованности. Будучи классическим учением объективного идеализма, «монадология» Лейбница сыграла в то же время важную роль в распространении динамического, диалектического взгляда на природу. В ней содержались такие идеи, как принцип всеобщей взаимосвязи вещей, принцип единообразия законов природы, принцип сохранения, идея всеобщей изменчивости и саморазвития и др. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой Х. Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях немецких философов И. Гербарта, Г. Лотце и др., в 20 в. — в философии Э. Гуссерля (Германия), А. Уайтхеда (Великобритания), Р. Хёнигсвальда (Германия — США). Монадологический подход лег в основу философских взглядов ряда представителей Персонализма (Ш. Ренувье, Х. Карр, Дж. Мак-Таггарт и др.).
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 67—76; Cramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, Monade..., Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. — Mnch., 1965.
Г. Г. Майоров.

Толковый словарь Даля:

МОНАДА ж. единица, как начало исхода счета, силы и пр. || Стихия, начало, неразлагаемое тело. || Неделимая единица или существо, в царстве животном, как атом в телах вообще. || Самый простор наливнячок, шариком.

Большой словарь иностранных слов:

Монады, ж. [греч. monas, букв. единство]. 1. У древних математиков – единица. 2. У древних философов, например, пифагорейцев, принцип, лежащий в основе бытия (филос.). || В идеалистической философии Лейбница – одна из непротяженных, неделимых духовных единиц, как бы одушевленных атомов, из которых состоит мироздание (филос.). 3. Низший организм, переходный от растений к простейшим животным (зоол. устар.).

Толковый словарь Кузнецова:

монада
МОНАДА -ы; ж. [греч. monas — единица, целое] В некоторых философских учениях: первичная, основополагающая сущность, лежащая в основе мироздания.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
монада, -ы (филос.)

Новая философская энциклопедия:

МОНАДА (от греч. , родит. падеж – единица, единое; лат. monas) – неделимое несоставное единство, мера и прообраз числа. Монаданачало бытия, материей которому служит другое, «неопределенная двоица», диада (Диог. Л. VIII 25); но материю можно считать также ее аспектом. С монадой связана проблематика неделимой несоставной точки (там же, III 107; Аристотель. «Метафизика», X 1, 1953а 27; XIV 2, 1089b 25; Марциан Капелла IХ). Трактат Аристотеля «О монаде» не сохранился. Неоплатонизм развернул теологию монады в благочестивом мифологизирующем ключе: четно-нечетная, она есть самопорождающее семя всех логосов, начало и предел, божественная связь противоположностей, ум, истина (Ямвлих. Теологумены арифметики 1). Монада «не знает начала и конца» (Макробий. Сон Сципиона 6), молниеносно проблескивает прежде всех вещей (ante cuncta vibrantem, Марциан Капелла VII). У Николая Кузанского монадапростой минимум, совпадающий с абстрактным максимумом («Наука незнания»), сродни точке («Простец об уме» 4, 74–75). Его мысль развертывает Дж.Бруно («Книга о монаде, числе и фигуре»). Возрождение теории монады в монадологии Г.В.Лейбница непосредственно и через Хр.Вольфа имело огромный резонанс в философии (И.Ф.Гербарт, Р.Г.Лотце, Ш.Ренувье, Э.Гуссерль) и различных науках от психологии и генетики до математики (Н.В.Бугаев).
Литература:
1. Раi Е. Il problema delia monadologia da Leibniz a Husserl. Mil., 1978.
В.В.Бибихин

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

единица
инфузория

Теософский словарь:

(Греч.) Единство, один; но в Оккультизме это часто означает объединенную триаду, Атма-Буддхи-Манас, или дуаду, Атма-Буддхи, ту бессмертную часть человека, которая перевоплощается в низших царствах и постепенно продвигается через них к Человеку и затем к конечной цели — Нирване.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(философ.) — см. Лейбниц.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru