Определение слова «разум»

Толковый словарь Ушакова:

РА́ЗУМ, разума, ·муж.
1. только ед. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. Человек наделен разумом. Животные лишены разума. «Да здравствуют музы, да здравствует разум!» Пушкин.
| Сознание чего-нибудь, взгляды, как результат определенного миропонимания. Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов ("Интернационал"). Действовать в согласии с разумом.
2. только ед. Ум, интеллект, ·в·противоп. чувству. «Разбиты все привязанности, разум вступил в свои права.» Некрасов.
3. Смысл, идейное содержание, значение чего-нибудь (перевод ·франц. raison) (·книж. ·устар. ). Разум слова. Разум закона. Разум истории.
• Ум за разум заходит у кого — погов. о том, кто не в состоянии соображать, разумно рассуждать или действовать. «Просто у меня с горя ум за разум зашел.» Чехов.

Толковый словарь Даля:

РАЗУМ м. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу. Разум, смысл, intellectus, Verstand; ум, ratio, Nernunft. Дух человека двуполовинчат: ум и воля; ум самое общее, а в частном значении самое высокое свойство первой половины духа, способное к отвлеченным понятиям; разум, которому можно подчинить: понимание, память, соображенье, рассудок, разуменье, сужденье, заключенье и пр., ближе подходит к смыслу, рассудку, применяясь к обиходному и насущному. Малый да юродивый не в разуме, сами не понимают, что делают. || Разум чего, смысл, значенье, толк, сила. Разум закона, противопол. мертвое слово, буква; истинный смысл и цель. Разум сочинения, речи, перечневое содержанье, сущность, не по букве, а по духу. Ты не в том разуме понял это слово. Разумец, небольшой обиходный, здравый; разумишка, тесный, ненадежный; разумища, грубый, уродливый. Красно на вид яблоко (породы козлец), да разума-то в нем мало, толку, вкуса, сути. Время разум дает. Птице крылья, человеку разум. От великого разума с ума сошел. Разум — душе во спасенье, а Богу на славу. Смешай Господь ум с разумом. Я на чужом разуме не бывал. Дай Бог гостя доброго, да с худым разумом. Говорить было немало, да разума не стало. Не будь дураков на свете, не стало б и разума. Где ума не хватит, спроси разума. Разума много, да денег нет. Я у него на разуме не бывал. Разум не велит — ума не спрашивайся. Первое худо — худой разум (т. е. худая воля, худое дело). Разумный одаренный разумом; в низшем знач. рассудительный, толковый, здравомыслящий. || Вообще к разуму относящ., принадлежащий, умственный. || Разумно бысть всем, церк. ведомо, известно, знамо; в сем же значении говорят (твер.) разумно! конечно, правда, да, так, и ведомо. Есть умные животные, но разумен только человек; здесь ум означает не высшую, а низшую познавательную силу; догадку, хитрость, степень пониманья, а разумный поставлено в высшем значении своем. Рассуди разумненько, неопрометчиво. Разумность качество, свойство по прилаг. Разумие разумность, состоянье разумного. Разумивый или разумливый, разумный, в меньшей степени, рассудительный, толковый, толковитый; || понятливый, умный в низшем знач. Один разумный согрешит, да многих глупых соблазнит. Разумивость, разумливость ж. свойство, состоянье по прилаг. Разумитый пск. твер. разумный, рассудливый, толковый. Разумительный ясный, понятный, постижимый, постигаемый. Разумник, разумница умник, человек умный, сведущий, ученый; рассудительный и правый; мудрый. Разумщик, разумщица мнимый разумник, пересудчик, краснобай и пустобай. Разумником поп окрестил, да не тем он слывет. Разумевать или разуметь что, понимать, постигать, знать, усвоить себе разумом или наукой. Девка-немка: говорить не умеет, а все разумеет. Разумейте, языцы, яко с нами Бог! Молиться умею, а Божьих дел не разумею. Под словом дух, говоря о человеке, разумеют душу, или союз ума и воли, что в животном слито в одно и разумеется под словом побудка. Иной отказ разумей приказом. Дитя не плачет — мать не разумеет. О чем дитя плачет — и мать не разумеет. Пить пей, только дело разумей (ума не пропей). Дай Бог самому не разуметь, а людей не слушать. -ся, страдат. Под словом харч разумеется пища, понимается. Само собой разумеется, конечно, очевидно. Разуменье уразуменье, знанье, пониманье, постиженье и понятие, умственное (но не нравственное) усвоенье. Разуметельный способный уразумевать что; || понятный. Разумничать умничать, считать себя разумником, умнее всех, толковать или делать что превратно, по своему разуму; разумничаться, расходиться умничая, пересуживая, перетолковывая прочих. Разумничанье действ. по глаг. Разумствоваться расходиться умствуя, размечтаться. Разумнеть поглупеть. Разумлять что чем, пск. твер. промышлять, добывать.

Этимологический словарь Крылова:

Это слово, имеющее значение "способность мыслить", было заимствовано из старославянского, где образовано с помощью приставки отумъ.

Малый академический словарь:

разум
-а, м.
1.
Познавательная деятельность человека, способность логически и творчески мыслить.
Да здравствуют музы, да здравствует разум! Пушкин, Вакхическая песня.
Без разума открытия и изобретения были бы так же невозможны, как невозможны они были до появления на земле человека. Плеханов, К вопросу о развитии монистического взгляда на историю.
2.
Ум, интеллект; рассудок.
Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви, Пылать — и разумом всечасно Смирять волнение в крови. Пушкин, Евгений Онегин.
[Булычов:] Они, после трубача, решили, что я с ума сошел ---. Нет, у меня разум в порядке! М. Горький, Егор Булычов и другие.
3. устар.
Смысл, значение чего-л.
Разум закона.

[Робеспьер:] Я до конца буду бороться за справедливость, я не перестану верить в высший разум революции. А. Н. Толстой, Смерть Дантона.

- ум за разум зашел (заходит) уму-разуму учить

Словарь антонимов русского языка:

РАЗУМ — БЕЗУМИЕ
Германец охотно признает, что в основе бытия лежит не разум, а бессознательное, Божественное безумие. Н. Бердяев. Судьба России.
Роскошь есть безумие, уродливое и неестественное уклонение от указанных природой и разумом потребностей. И. Гончаров. Фрегат «Паллада».
Спасая свое человеческое достоинство, человек бежит от разума в безумие, от мирового порядка в «разрушение и хаос». Мережковский. Грядущий хам.
Но граница между разумом и безумием где-то уже сместилась. Иногда вполне здравый моряк, до этого разумно рассуждавший, вдруг прыгал за борт и уплывал прочь от спасательного понтона, что-то восторженно крича, и навсегда пропадал в вечности океана. Пикуль. Реквием каравану PQ-17.
Ср. Разум — чувство. Ум — безумие
УМ — БЕЗУМИЕ
Умный — безумный (см.)
умный — неумный (см.)
умно — неумно
разум — безумие (см.)
разумный — безумный (см.)
разумно — безумно
разумный — неразумный (см.)
разумно — неразумно (см.)
разумность — неразумность
Во взгляде его светилась как будто даже восторженность,пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие. Достоевский. Преступление и наказание.
Ср. Ум — глупость. Разум — безумие

УМ — ГЛУПОСТЬ
От ума — от глупости.
Где кончается ум, там начинается глупость. Пословица.
Любовь есть самая своенравная страсть. Не говорю уже о безобразии и глупости, ежедневно предпочитаемых молодости, уму и красоте. Пушкин. Опровержение на критики.
[Мисс Дейс:] Стенограмма бесстрастна к уму и глупости. Н. Погодин. Альберт Эйнштейн.
Уймись, дружок! к чему журнальный шум И пасквилей томительная тупость? Затейник зол, с улыбкой скажет глупость. Невежда глуп, зевая, скажет ум. Пушкин. На Каченовского.
Ум говорил: — Я преобразую мир, двигаю прогресс. А на что нужна ты, Глупость? — Ты берешь один барьер за другим, а я вообще не знаю преград, — ответила Глупость. В. Лебедев. Ум и Глупость.
РАЗУМ — ГЛУПОСТЬ
Смотреть и видеть невтерпеж, Как глупость разум учит. М. Дудин. Я по-вторяю вновь и вновь...
МУДРОСТЬ — ГЛУПОСТЬ
Лучше бедная мудрость, чем богатая глупость. Пословица.
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость. Л. Толстой. Исповедь.
Мудрость имеет такое же преимущество над глупостью, как и глупость над мудростью. Бондарев. Выбор.
РАЗУМ — ДУРЬ (разг.)
— Ну, прощай, разум, здравствуй, дурь! — За знакомство,мягко поправила меня будущая теща. В. Крупин. Прости, прощай...
Ср. Ум — безумие
РАЗУМ — ЧУВСТВО
Ум — чувство
Жить разумом — жить чувствами.
Веками складывалось у нас представление, что чувства — дело ненадежное: дай сердцу волю, заведет в неволю. Разум же призван навести порядок в этом хаосе и направить его на цели благие. Литературная газета, 6 окт. 1971.
РАЗУМ — СЕРДЦЕ
— Пойми же, что это не доброта, не любовь, а малодушие, распущенность, яд! Что делает разум, то разрушают ваши дряблые, никуда не годные сердца! ... Любовь к человеку должна находиться не в сердце, не под ложечкой и не в пояснице, а вот здесь! Фон Корен хлопнул себя по лбу. Чехов. Дуэль.
Разум говорит мне — спорь, а сердце — не надо. Я молчу. М. Горький. Лето.
УМ — СЕРДЦЕ
Разум — сердце (см.)
Он всегда постигает сердцем, чего, может быть, и не сумеет объяснить себе умом. А. К. Толстой. Князь Серебряный.
Ум ли ищет оправдания, Сердце ль памятью живет И за смутное грядущее Прошлых мук не отдает? К. Фофанов. Как стучит уныло маятник...
Она хмыкнула носом и беззащитно смахнула слезу в уголке глаза: — У вас злой ум и доброе сердце! К. Симонов. 20 дней без войны.
Я всегда с интересом относился к театру на Таганке. Но, откровенно говоря, больше принимал его умом, чем сердцем. И я доволен, что именно в прошлом сезоне этот театр, как говорится, вошел в мою душу. В. Розов. Театры поднимают занавес.
Но кое-что старик все же приобрел — если не для сердца, то по крайней мере для ума. Л. Борисов. Ход конем.
РАССУДОК — СЕРДЦЕ
О память сердца! ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальной. Батюшков. Мой гений.
Голос сердца с голосом рассудка Начинает ярую борьбу. С. Смирнов. Уникальная операция.
РАССУДОК — СТРАСТЬ
Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Некрасов. Памяти Добролюбова.
Что страсти? Ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка. Лермонтов. И скучно, и грустно...
РАЗУМ — ИНСТИНКТ
Как и вы, я инстинктивно боюсь смерти. Но инстинкты инстинктами, а разум разумом. Меня интересует, как будут выглядеть бессмертные в быстро меняющихся условиях жизни. Бестужев-Лада. Жить вечно. Возможно ли? Целесообразно ли?
Эрнест Павлович, повинуясь уже не разуму, а инстинкту, как преследуемый собаками кот, взлетел на девятый этаж. Ильф и Петров. Двенадцать стульев.
Ср. Разум — безумие

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
разум, -а

Новая философская энциклопедия:

РАЗУМ – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку [РАССУДОК]. Различение разума и рассудка как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного. Выделение разума как более высокой по сравнению с рассудком ступени познания четко осуществлялось в философии Возрождения у Николая Кузанского и Дж.Бруно, будучи связываемо ими со способностью разума постигать единство противоположностей, которые разводит рассудок.
Наиболее детальную разработку представление о двух уровнях мыслительной деятельности в понятиях разума и рассудка получает в немецкой классической философии – в первую очередь у Канта и Гегеля. Согласно Канту, «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме» (Кант И. Соч. в 6 т. М., 1964, с. 340). В отличие от «конечного» рассудка, ограниченного в своих познавательных возможностях чувственно данным материалом, на который накладываются априорные формы рассудка, мышлению на его высшей стадии разума свойственно стремление к выходу за пределы заданного возможностями чувственного созерцания «конечного» опыта, к поиску безусловных оснований познания, к постижению абсолютного. Стремление к этой цели необходимо заложено, по Канту, в самой сущности мышления, однако ее реальное достижение невозможно, и, пытаясь все-таки достичь ее, разум впадает в неразрешимые противоречия – антиномии. Разум, согласно Канту, может, т.о., выполнять только регулятивную функцию поиска недостижимых предельных оснований познания, попытки реализации которой призваны приводить к выявлению принципиальной ограниченности познания сферой «явлений» и недоступности для него «вещей в себе». «Конститутивная» же, по терминологии Канта, функция реального познания в пределах «конечного» опыта остается за рассудком. Кант, т.о., не просто констатирует наличие разума как некоторой познавательной установки, он осуществляет критическую рефлексию по отношению к этой установке. «Вещь в себе» можно помыслить, но ее нельзя познать в том смысле, какой вкладывает в это понятие Кант, для которого идеалом теоретического познания выступают концептуальные конструкции математики и точного естествознания.
Смысл этого учения Канта о неосуществимости претензий на постижение «вещей в себе» зачастую сводился к агностицизму, рассматриваемому как неоправданное принижение познавательных способностей человека. Между тем Кант отнюдь не отрицал возможностей неограниченного освоения все новых слоев реальности в практической и теоретической деятельности человека. Однако Кант исходит из того, что такое прогрессирующее освоение всегда происходит в рамках опыта, т.е. взаимодействия человека с объемлющим его миром, которое носит всегда «конечный» характер, не может по определению исчерпать реальность этого мира. Поэтому теоретическое сознание человека не в состоянии занять некую абсолютную позицию «вненаходимости» по отношению к реальности объемлющего человека мира, в принципе превышающего возможности его любого рационального объективирующего моделирования, как это происходит в артикулируемых и тем самым контролируемых сознанием понятийных конструкциях математики и точного естествознания. Кантовский агностицизм в отношении разума несет в себе очень мощную антидогматическую направленность против всяких попыток построения законченной в своих исходных предпосылках и основаниях «закрытой» теоретической картины реальности мира в целом, каким бы конкретным содержанием эта картина не наполнялась.
Продолжая традицию различения разума и рассудка, Гегель существенно пересматривает оценку разума. Если Кант, по мнению Гегеля, преимущественно «философ рассудка», то у Гегеля понятие разума становится важнейшим компонентом его системы. Гегель исходит из того, что следует преодолеть кантовское представление об ограничении позитивных функций познания рамками рассудка как «конечного» мышления. В отличие от Канта, Гегель считает, что, именно достигая стадии разума, мышление в полной мере реализует свои конструктивные способности, выступая как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. Пределы мышления, по Гегелю, не вне мышления, т.е. в опыте, созерцании, в преднайденности объекта, а внутри мышления – в его недостаточной активности. Подход к мышлению как формальной лишь деятельности по систематизации данного извне материала, свойственный для рассудка, преодолевается, с точки зрения Гегеля, на стадии разума, когда мышление делает своим предметом свои собственные формы, и преодолевая их узость, абстрактность, односторонность, вырабатывает свое собственное имманентное мышлению идеальное содержание – «идеализированный предмет». Тем самым оно формирует то «разумное» или «конкретное понятие», которое, по Гегелю, следует четко отличать от рассудочных определений мысли, выражающих лишь абстрактную всеобщность (см. Восхождение от абстрактного к конкретному [ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ]). Внутренним стимулом работы разума для Гегеля выступает диалектика познания, заключающаяся в обнаружении абстрактности и конечности преднайденных определений мысли, которая проявляется в их противоречивости. Разумность мышления выражается в его способности снять эту противоречивость на более высоком уровне содержания, в котором, в свою очередь, обнаруживаются внутренние противоречия, являющиеся источником дальнейшего развития.
Итак, если Кант ограничивает конститутивную функцию мышления рассудком как деятельностью в рамках некоей заданной системы координат познания, т.е. «закрытой» рациональностью, то Гегель сделал своим предметом рассмотрения «открытую» рациональность, способную к творчески конструктивному развитию своих исходных предпосылок в процессе напряженной самокритичной рефлексии. Однако трактовка такой «открытой рациональности» в рамках гегелевской концепции разума имела ряд существенных пороков. Гегель, в противоположность Канту, полагает, что разум способен достичь абсолютного знания, тогда как действительное развитие исходных предпосылок «парадигм», «исследовательских программ», «картин мира» и пр. не приводит к их превращению в некую всеобъемлющую «монологику», они не перестают быть относительными познавательными моделями реальности, в принципе допускающими иные способы ее постижения, с которыми следует вступать в отношения диалога. Совершенствование и развитие исходных теоретических предпосылок осуществляется не в замкнутом пространстве спекулятивного мышления, а предполагает обращение к опыту, взаимодействие с эмпирическим знанием, оно не является неким квазиестественным процессом саморазвития понятия, а представляет собой результат реальной деятельности субъектов познания и предполагает многовариантность действий, критический анализ различных проблемных ситуаций и т.п. В целом же типологию разума и рассудка никак нельзя оценивать как некий анахронизм, имеющий значение только для истории философии. Реальный конструктивный смысл данного различения может быть раскрыт с позиций современной эпистемологии и методологии науки, в частности, в связи с разработкой понятий «открытой» и «закрытой» рациональности в рамках концепции современной неклассической метарациональности.
В.С.Швырев

Большой психологический словарь:

(англ. reason) — форма мышления, которая позволяет человеку переработать в научном понятии данные созерцания и представления, т. е. всесторонне воспроизвести систему внутренних связей, порождающих данную конкретность, раскрыть ее сущность. Р. характеризует мышление с т. зр. тождественности его законов реальным категориальным формам предметного мира, который осваивается человеком в чувственно-предметной деятельности, воспроизводящей и преобразующей окружающий мир. Р. выражается в рефлексии как способности человека рассматривать природу своей деятельности. Р. — достояние общественного человека как субъекта всей культуры. На основе Р. возникает теоретическое знание путем анализа роли и функций некоторого исходного диалектического противоречия в отношениях вещей внутри расчлененной системы. Реальное и особенное отношение вещей с помощью Р. выступает как всеобщая форма или сущность мысленно воспроизводимого целого. В плане понятий Р. выполняет такие преобразования, которые нельзя осуществить в непосредственном восприятии и представлении. Если такие трансформации открывают новые качества предмета, то последние в буквальном смысле слова являются специфическим результатом теоретического мышления и его собственным содержанием. Возникнув как определенный способ построения всеобщего отношения, Р. в понятиях подчиняет требования конкретизации также фактические чувственные данные. Он даже формирует дополнительные образы восприятия и представления, если это диктуется логикой процесса развертывания генетически исходного отношения понятия в его теоретическую форму.

Социологический словарь:

РАЗУМ — англ. reason; нем. Vernunft. 1. Форма мышления, позволяющая человеку синтезировать результаты познания, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем. 2. Творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(, ratio). — Кроме значения Р. как особого вида мыслительной деятельности по соотношению с рассудком (см. Рассудокразум), под Р. в более широком смысле понимается существенная для человека, как такого, способность мыслить всеобщее в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных. Такая способность отвлечения и обобщения, очевидно, включает в себя и рассудок, в силу чего в некоторых языках, напр. французском, коренного различия между Р. и рассудком вовсе не полагается (raison — raisonnement) Действие Р., как мышление всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью, закрепляющей одним словесным значком неопределенное множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений подобных или однородных между собой. Если брать слово в его целости, нераздельно с тем, что им выражается или изрекается, то должно признать, что в слове и словах дана действительная сущность разумного мышления (греч. — слово = Р.), из которой рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см. Философия). В древней философии после того, как Аристотель (определивший Божество как самомышление — ) и стоики (учившие о мировом Р.) признали за разумным мышлением абсолютную ценность, скептическая реакция разрешилась в неоплатонизме, ставившем Р. и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной — за сверхразумным Благом или безразличным Единством, а со стороны субъекта — за умоисступленным восторгом (). Более определенное и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении между Р. как светом естественным (lux naturae) и высшим божественным, или благодатным, просвещением (illummatio divina s. lux gratiae). Когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в средние века, и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определенным содержанием, тогда как Р. (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а дает лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение Р., как чему-то ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще. Столь же неосновательно противоположение, делаемое в новой философии между Р. и естественным опытом, или эмпирией. Оно имело бы смысл лишь при отождествлении Р. с панлогизмом Гегеля (см.), утверждавшего, что наше разумное мышление создает из самого себя, т. е. из себя как формы, все свое содержание. Но так как это учение, единственное по смелости замысла и по остроумию исполнения, в принципе неверно, так как наш Р. получает свое содержание из опыта, то прямого противоположения между ними не может быть допущено. Еще менее логично обратное стремлениевыводить самый Р. или самую идею всеобщности из единичных фактов опыта (см. Эмпиризм). О Р. в других отношениях см. Рационализм и Философия.
Вл. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019