Определение слова «Кода»

Толковый словарь Ефремовой:

кода ж.
1. Завершающая часть музыкального произведения или его самостоятельной части, обобщающая предшествующее музыкальное развитие.
2. Стихи — в сонете, рондо и т.п. — сверх установленных для данной формы стихотворного произведения строк (в поэтике).
|| Заключительная часть сложной строфы.
3. Заключительная — быстрая, обычно виртуозного характера — часть некоторых танцев, следующая за вариацией.

Толковый словарь Ушакова:

КО́ДА, коды, ·жен. (·итал. coda).
1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.).
2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вместо 14).

Большой энциклопедический словарь:

КОДА (итал. coda, букв. — хвост) — 1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие. 2) Добавочный стих сверх схемы в твердых формах, а также заключительная часть сложный строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп и др. (строки 5-7 в строфе "Коринфской невесты" Гете).

Большая советская энциклопедия:

I
Кода (итальянский coda, буквально — хвост)
1) в поэтике — добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх 8. В расширенном значении — заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп или др. признаками (например, строки 5—7 в строфе «Коринфской невесты» И. В. Гёте):
Знай, что смерти роковая сила
Не могла сковать мою любовь,
Я нашла того, кого любила,
И его я высосала кровь!
И, покончив с ним,
Я пойду к другим, —
Я должна идти за жизнью вновь!
2) В музыке — завершающий раздел музыкальной формы, дополняющий ее основную часть. Для К. типична устойчивость; в ней могут применяться тонический органный пункт, повторение построений завершающего характера, мелодико-гармоничные обороты, обобщающие, суммирующие тематический материал произведения. В медленных пьесах темп в К. обычно замедляется, внося успокоение, в быстрых — часто ещё более ускоряется. В крупных пьесах с контрастирующими темами в К. нередко вводится в виде напоминания тема среднего раздела пьесы.
II
Кода
Рохан (настоящее имя — Сигэюки) (23.7.1867, Токио, — 30.7.1947, там же), японский писатель. Вырос в религиозной семье. Выступил с повестями «Капли росы» (1888), «Статуя Будды» (1889); в центре его произведений — образ одинокого мастера-художника, влюблённого в своё искусство и равнодушного к славе: «Пятиярусная пагода» (1891) и др. Позднее в творчестве К. появились реалистические тенденции («Изящный маленький божок», 1893—95; «Волны, бьющие в небо», 1903), но романтическое восприятие действительности, мистицизм и идеализм остались главными чертами его творчества.
Лит.: История современной японской литературы, перевод с японского, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964.

Толковый словарь Даля:

кода
КОДА ж. муз. итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения.

Большой словарь иностранных слов:

Коды, ж. [ит. coda]. 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вм. 14).

Толковый словарь Кузнецова:

кода
КОДА -ы; ж. [итал. coda]
1. Муз. Заключительная часть музыкального произведения.
2. Лит. Добавочный стих в сонете сверх установленных в нём четырнадцати строк.

Малый академический словарь:

кода
-ы, ж.
1. муз.
Заключительная часть музыкального произведения.
2. лит.
Добавочный стих в сонете сверх установленных в нем четырнадцати строк.
[итал. coda]

Музыкальная энциклопедия:

(итал. coda, от лат. cauda — хвост) — завершающий раздел любой муз. пьесы, не принадлежащий к числу основных частей её формальной схемы и не учитываемый при её определении, т. е. дополнение в пределах целого, законченного произведения. Хотя склад и структура К. зависят от того, в какой форме она применяется, могут быть указаны и некоторые её общие признаки. Для К. типична структурная и гармонич. устойчивость. С целью обеспечения устойчивости могут применяться: в области ладогармонической — органный пункт на тонике и отклонения в субдоминантную тональность; в области мелодики — нисходящее гаммообразное движение верхних голосов или встречное поступенное движение крайних голосов (К. 2-й части 6-й симфонии П. И. Чайковского); в области структуры — повторение построений завершающего характера, их последовательное дробление, в результате к-рого устремлённые к тонике мотивы звучат всё чаще и чаще; в области метроритма — активные ямбич. стопы, подчёркивающие устремление к сильной (устойчивой) доле; в области тематизма — применение оборотов обобщённого характера, оборотов, синтезирующих тематич. материал произведения. При этом иногда привлекаются так называемые прощальные переклички — обмен краткими репликами-имитациями между голосами крайних регистров.
К. медленных пьес обычно проходит в ещё более замедленном, спокойном движении; в К. быстрых пьес, напротив, движение обычно ещё более ускоряется (см. Стретта). В циклах вариаций К., как правило, вносит контраст в сравнении с характером последней вариации или группы вариаций. В крупных формах с контрастирующими темами нередко используется т.н. приём отражения — эпизодич. введение в К. темы срединного раздела формы. Иногда используется и особый приёмвведение элемента, контрастирующего общему характеру К. Но вскоре он вытесняется основным материалом коды, подчёркивая его полное господство. Максимальное развитие этого приёма — начало сонатной К. со 2-й разработки, после к-рой следует устойчивая "собственно К." (Л. Бетховен, соната для фп. No 23 ("Аппассионата"), ч. 1).
Литература: см. при ст. Форма музыкальная.
В. П. Бобровский.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
кода, -ы (муз.)

Топонимический словарь:

р. см. Кодинский

Этимологический словарь Макса Фасмера:

кода
"курятник", олонецк. (Кулик.). Из карельск., вепс., люд. koda "хлев, хижина", фин. kоtа; см. Калима 121.

Грамматический словарь Зализняка:

Кода, коды, коды, код, коде, кодам, коду, коды, кодой, кодою, кодами, коде, кодах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru