Определение слова «волынский»

Большая советская энциклопедия:

Волынский
Артемий Петрович [1689 — 27.6(8.7).1740, Петербург], русский государственный деятель и дипломат. В 1719—24 астраханский губернатор. Сыграл выдающуюся роль в подготовке Персидского похода 1722—23 (См. Персидский поход 1722-23). В 1725—30 (с небольшими перерывами) казанский губернатор. С 1738 — кабинет-министр и вскоре единственный докладчик у императрицы Анны Ивановны по делам кабинета. Стремился ограничить влияние иностранцев. Вокруг В. с начала 30-х гг. сложился кружок, состоявший главным образом из представителей знатных, но обедневших дворянских фамилий. На вечерах у В. обсуждались проекты государственного переустройства. В. написаны «рассуждения»: «О гражданстве», «Каким образом суд и милость государям иметь надобно», «Генеральный проект о поправлении внутренних государственных дел» и др. В. был сторонником усиления политического значения дворянства, более широкого привлечения его к государственному управлению. В. разрабатывал меры для развития торговли и промышленности. В. неодобрительно отзывался об императрице и её фаворите Э. Бироне. Интриги Э. Бирона, А. И. Остермана и других при отсутствии у В. реальной силы привели в 1740 к аресту В. и его «конфидентов». В. был обвинён в измене и казнён.
Лит.: Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия во второй четверти XVIII в., М., 1957; Шишкин И., А. П. Волынский, «Отечественные записки», 1860, т. 128, 129.
Б. И. Краснобаев.

Словарь по культурологии:

Аким Львович Волынский (Хаим Лейбович Флксер) (1863-1926)
лит. и театр. критик, искусствовед, культуролог. Окончил юрид. ф-т С.-Петербург. ун-та (1886). С 1891 заведовал критич. отделом и был фактич. редактором Петербург. журн. “Северный вестник”, ставшего в 1890-е годы одним из гл. органов символизма (в нем публиковались произв. Н. Минского, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, Мережковского (см. Мережковский), 3. Гиппиус и др. символистов). В “Северном вестнике” были напечатаны и осн. статьи В. о рус. лит-ре и критике. Собрав журнальные статьи, В. выпустил несколько книг: “Борьба за идеализм”, “Царство Карамазовых”, “Книга великого гнева”. В. занимался также историей театр. и изобр. искусства; за работу о Леонардо да Винчи был удостоен звания почетного гражданина г. Милана. В 1900-е гг. В. выступал с имевшими большой успех лекциями о рус. лит-ре и искусстве и проявил себя незаурядным оратором.
Работы В. о рус. лит-ре и особенно о рус. критике на рубеже 19-20 вв. были предметом бурных споров. С В. полемизировали представители разл. течений – и марксисты (Г. Плеханов), и символисты (Д. Мережковский).
Для подхода В. к явлениям культуры и искусства характерно стремление соединить понятийный, образный и духовный планы, раскрыть философско-символич. смысл любого худож. явления. В. последовательно отстаивал принципы идеалистич. эстетики. Для него искусство есть выражение развивающегося “духа жизни”; в нем ярче, чем в действительности, обозначаются “великие контрасты” эмпирич. и мистич. мира. Критика, по В., должна быть не “публицистической”, а “философской”; ее задача — прослеживать, как поэтич. идея “пробивается” сквозь “пестрый материал” жизненных представлений и взглядов автора, перерабатывающего факты внешнего опыта. В. подверг критич. анализу “революционно-демокр.” течение рус. критики (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев), к-рое не раскрыло духовные источники рус. искусства, односторонне сведя его к “реализму” и указав только на утилитарные цели искусства. “Грубому примитивному материализму” и утилитаризму В. противопоставлял духовность подлинного искусства, символичность, чистоту и ясность образов, открывающих умственному взору читателя доступ в мир “свободных идей”.
С конца 1900-х гг. В. занимался преимущественно исследованием классич. танца: писал рецензии на спектакли Мариин. театра и статьи по теории балета. В классич. балете В. видел явление высокой культуры, противостоящее быту. В 1920 В. вместе с А. Вагановой и Н. Легатом организовал Школу рус. балета, к-рая просуществовала до 1925. Итогом размышлений В. о природе балета стала “Книга ликований” (1925), где раскрыта семантика движений классич. танца.
Соч.: Русские критики: Лит. очерки. СПб, 1896; Н.С.Лесков: Критический очерк. СПб., 1898; Леонардо да Винчи. СПб., 1899; Киев, 1909; Борьба за идеализм: Критич. статьи. СПб., 1900; “Книга великого гнева”: Критич. статьи. Заметки. Полемика. СПб., 1904; Ф.М. Достоевский: Критические статьи. СПб., 1906; Четыре Евангелия. Пг., 1922; Что такое идеализм. Пг., 1922; Проблема рус. балета. Пг., 1923; Книга ликований. Азбука классич. танца. М., 1992.
Лит.: Молоствов Н.Г. Борец за идеализм: (Слово правды об А.Л. Волынском). Рига, 1902; Он же. Волынский и новейшие идеалисты. СПб., 1905; Памяти А.Л. Волынского: Сб. Л., 1928; Куприяновский П.В. А. Волынский — критик // Творчество писателя и лит. процесс. Иванове, 1978; Созина Е.К. А. Волынский в рус. лит. процессе 1890-х годов // Рус. лит-ра 1870-1890 годов. Проблемы характера. Свердл., 1983.
Б. В. Кондаков.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Советская историческая энциклопедия:

Артемий Петрович (1689 — 27.VI.1740) — рус. гос. деятель и дипломат. В 1719-24 — астраханский губернатор. Сыграл выдающуюся роль в подготовке Персидского похода 1722-23. В 1725-30 (с небольшими перерывами) — казан. губернатор. С 1738 — кабинет-министр и вскоре единств. докладчик у имп. Анны Ивановны по делам кабинета. В. — один из немногих русских, достигших при бироновщине высокого поста. Стремился ограничить влияние иностранцев. Вокруг В. с нач. 30-х гг. сложился кружок, состоявший гл. обр. из представителей знатных, но обедневших дворянских фамилий (Ф. И. Соймонов, П. М. Еропкин, А. Ф. Хрущов, В. Н. Татищев и др.). На вечерах у В. читались политич. и историч. сочинения, обсуждались проекты гос. переустройства. B. написаны "рассуждения": "О гражданстве", "Каким образом суд и милость государям иметь надобно", "Генеральный проект о поправлении внутр. гос. дел" и др., о к-рых имеются лишь косвенные свидетельства, т. к. они были, по-видимому, уничтожены В. перед арестом. Сторонник усиления политич. значения дворянства, более широкого привлечения его к гос. управлению. Вместе с тем В. разрабатывал меры для развития торговли и пром-сти. Сохранилась написанная В. "Инструкция дворецкому Ивану Немчинову..." ("Москвитянин", 1854, No 1-4). Интриги Э. Бирона, A. И. Остермана и др. при отсутствии у В. реальной силы привели в 1740 к аресту В. и его "конфидентов". B. был обвинен в измене и казнен.
=====
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 28, с. 397; Очерки истории СССР. Россия во 2-й четв. 18 в.. М., 1957; Корсаков Д. A., Из жизни рус. деятелей XVIII в., Каз., 1891 (А. П. Волынский и его "конфиденты"); Шишкин И., А. П. Волынский, "Отечеств. записки". 1860, т. 128, 129; Готье Ю. В., "Проект о поправлении гос. дел" А. П. Волынского, "Дела и дни", 1922, кн. 3.
=====
Б. И. Краснобаев. Москва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
волынский (от Волынь)

Словарь русских фамилий:

см. ВОЛЫНЕЦ

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru