Определение слова «Евгений»

Большой энциклопедический словарь:

ЕВГЕНИЙ (Елевферий) Булгарис (1716-1806) — греческий православный богослов. Преподавал на Афоне и в Константинополе, затем в Германии и России, где в 1775 Екатерина II назначила его архиепископом новооткрытой епархии Словенской и Херсонской.

Большая биографическая энциклопедия:


сотрудн. "Церковн. вестн." 1903 г.
{Венгеров}

Евгений
авт. брош. "О физико-телеол. доказат. бытия Божия" (1901).
{Венгеров}

Евгений
авт. "Слова на новый 1807 г.", архим. Спасск. Арзамасск. монаст.
{Венгеров}

Евгений
авт. слова при погреб. митроп. Платона, архим. Лужецкого мон. (1812).
{Венгеров}

Евгений
авт. "Слов" в Казанск. соборе, архим. с 1819 г.
{Венгеров}

Евгений
архим., авт. брош. о канонизации святых 1900 гг.
{Венгеров}

Евгений
архим., авт. воспом. о монаст. жизни и поездке в Иерус. (1911).
{Венгеров}

Евгений
дух.-нравст. писатель, иеродиакон 1858 г.
{Венгеров}

Евгений
состав. объяснения литургии (1883), иеродиакон.
{Венгеров}

Евгений
авт. религиозн.-нравст. стихотв., иеромон. (1883).
{Венгеров}

Евгений
авт. соч. "Жизнь после смерти", херсонск. иеромонах (1858).
{Венгеров}

Евгений
(Романов Емилиан)епископ Костромской и Галичский.
Родился в семье священника Новгородской епархии, "Воцкой пятины, Луцкого Погоста, выставки Егорьевской".
22 декабря 1765 года поступил в Новгородскую духовную семинарию.
24 июня 1776 года пострижен в монашество.
В1784 году назначен учителем Олонецкой духовной семинарии и законоучителем кадетского корпуса.
В 1785 году переведен учителем Владимирской духовной семинарии.
С1786 годапрефект семинарии и игумен Боголюбского монастыря.
25 апреля 1789 года назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря, а в декабре того же года возведен в сан архимандрита Цареконстантиновского монастыря Владимирской епархии.
С 1794 годаректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Ростовского Борисоглебского монастыря.
С 1795 годанастоятель Новоторжского Борисоглебского монастыря.
С 1 марта 1798 годаректор Тверской духовной семинарии.
13 января 1799 года назначен архимандритом Троицкого Калязинского монастыря.
4 марта 1800 года хиротонисан во епископа Костромского.
Скончался 9 декабря 1811 года. Погребен в слободе Ипатьевского монастыря.
Литература:
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 188. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 188. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 184,196, 343, 455, 672, 849.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 64.

Энциклопедия литературных героев:

ЕВГЕНИЙгерой поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» (1833), мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне особенно многозначителен намек на аристократическое происхождение Е., как и само его имя, напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине. Несомненен глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Е. индивидуальных примет, автор превращает его в человека толпы — заурядного и массо-видного, «каких встречаем всюду тьму» (поэма «Езерский»), Но та же обезличенность открывает возможности символического укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип — аналог символической фигуры «медного всадника». На этом противоречии и строится сюжет поэмы.
Социальное и нравственное ничтожество Е. отчетливо выявлено уже в самом начале первой части поэмы. Это дворянин, вконец, кажется, забывший о прошлом, превратившийся в мещанина не только по своему достатку, но и по образу жизни, по своим идеалам. Намечающаяся в его мечтах перспектива «мещанского счастья» должна как будто закрепить связь героя с разночинной средой. Но в экстремальной, критической ситуации — перед лицом разыгравшейся стихии и принесенных ею несчастий — Е. словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества». И если в начале поэмы подчеркнута несоизмеримость личности Петра, поглощенного мыслью о судьбах России, и Е. с его убогими планами личного благополучия, то уже в конце первой части дистанция между ними резко сокращается.
Забывший о собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Е. нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его живое сочувствие. Он становится олицетворением массы, воплощением несчастных и обездоленных людей — жертв наводнения. И это его возвышение закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди бушующих волн «на звере мраморном верхом», в классической наполеоновской позе («руки сжав крестом») позади бронзового монумента, он становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти уравнивается с ним в масштабах. Затем, уже во второй части, Е. совершает поистине героический поступок, отправившись в лодке «чрез волны страшные» к ветхому домику «у самого залива» — жилищу своей невесты. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он сходит с ума. Наконец, в кульминационной точке поэмы, в момент, когда «прояснились в нем страшно мысли», герой, «злобно задрожав», обращается с прямой угрозой к «державцу полумира». И эта мятежная вспышка вновь сталкивает и уравнивает — пусть на мгновение — Е. и Петра. И хотя это всего лишь выходка безумца, сама решимость бросить вызов «грозному царю» овеяна в поэме ореолом величия.
Конечно, сам по себе минутный бунт Е. не страшен «горделивому истукану». Но он в глазах Пушкина грозный симптомпредвестие новых мятежей, грядущих социальных катаклизмов, тем более что на царя восстает «ничтожный» потомок некогда славного дворянского рода, в чьей душе пробуждается мятежное своеволие и гордая независимость аристократических предков. Ибо социально и политически униженное старинное русское дворянство представлялось Пушкину «страшной стихией мятежей» (ближайшим историческим примером для него было восстание декабристов). Скрытая, внутренняя готовность к протесту связывает Е. с Дубровским и Гриневым, с персонажами ряда неоконченных произведений Пушкина конца 1820-1830-х гг., воплощающих напряженные раздумья поэта о судьбе древней русской аристократии и ее взаимоотношениях с верховной властью.
Лит.: Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая
//Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. Т. VII. С. 542-547; Брюсов В.Я. «Медный всадник»
//Брюсов В. Собр. соч. М., 1975. Т. VII; Харлап М.Г. О «Медном всаднике» Пушкина
//Вопросы литературы, 1961, № 7; Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. Глава пятая. Л., 1974; Измайлов Н.В. «Медный всадник» А.С.Пушкина. История замысла и создания, публикации и изучения
//Пушкин А.С. Медный всадник (серия «Лит. памятники»). Л., 1978. С. 258-265; Panfilowitsch Igor. Aleksandr Puskins «Mednyi vsad-nik». Deutungsgeschichte und Gehalt. Miinchen, 1995.
А.М.Гуревич

Словарь личных имен:

Я, муж.; разг. Евген 2), -а; прост. к Евдений, -я и Веденей2, -я.
Отч.: Евгениевич, Евгениевна и Евгеньевич, Евгеньевна; разг. Евгеньич.
Производные: Евгеньюшка; Евгеня (Евгена); Геня (Гена); Женя; Женюра; Женюша; Жеша; Евгеха; Евгеша; Геша; Еня (Ена); Енюта; Енюха, Енюша; Еняха, Еняша.
Происхождение: (От греч. eugenes — благородный.)
Именины: 21 янв., 3 февр., 25 февр., 4 марта, 10 марта, 20 марта, 3 авг., 8 окт., 20 нояб., 7 дек., 23 дек., 26 дек.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Евгений, муж. имя (Евгениевич, Евгениевна и Евгеньевич, Евгеньевна)

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

джон
жаконя
жека
женя
женёк
имя
юджин

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Евгений
имя собств. м. р., др.-русск., ст.-слав. ()Евгении (Супр.). Из греч. ; Евгения – имя собств. ж. р., укр. вга, уменьш., из греч. , .

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru