Определение слова «брахма»

Толковый словарь Ефремовой:

Брахма м. см. брама
Один из трёх — наряду с Вишну и Шивой — высших богов: бог-творец (в брахманизме и индуизме).

Большой энциклопедический словарь:

БРАХМА — в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычно изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.

Большая советская энциклопедия:

Брахма
Брама, один из трёх высших богов Брахманизма и Индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Практически Б. не является объектом культа. Б. обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Один из 3-х верховных богов индуизма, бог — творец и отец др. богов, Прародитель (Питамаха) небожителей, демонов и смертных. Упоминается уже в Ведах, но во главе пантеона становится только в послеведийский период, оттесняя Индру и др. древних богов (исключая Вишну и Шиву). В эпосе Б. выступает как всеведущий и мудрый глава богов, к-рым он дарует власть над различными сферами мироздания, зиждитель и хранитель космич. и морального порядка, установивший осн. социальные инстатуты на земле (прежде всего царскую власть на земле и на небе, где Б. возводит на царство Индру). Б. выступает также как оракул и персонификация судьбы, дарует благополучие и победу, он исполняет все желания великих подвижников, подчиняясь магич. силе аскезы (тапаса). Б. беспристрастен, даруя блага своим потомкам — богам и демонам, но богам обычно помогает советом в борьбе. В позднем эпосе и упанишадах закон кармы умаляет роль Б., так же как возросшее значение Вишну и Шивы, оттесняющих Б. на второй план. Б. воплощает священное слово Вед и рассматривается как персонификация Брахмана, Мировой Души; позднее с Брахманом больше ассоциируется приобретающий универсальную сущность Вишну. В позднем эпосе Б. творит мир по велению Вишну; в индуистской иконографии он изображается сидящим на лотосе, к-рый вырастает из пупа покоящегося Вишну. Зооморфный атрибут Б. и его ваханагусь: Б. изображается также верхом на гусе или на колеснице, запряженной 7 гусями, как красный бородатый человек с 4 головами, с жезлом и блюдом для милостыни в руках. Супругами Б. называют Савитри, олицетворение свящ. гимна, почитаемую матерью Вед, и Сарасвати, богиню мудрости. Сам Б. "силою духа" порождает 6 (в нек-рых версиях больше) "Владык творений" (Праджапати): Маричи, Атри, Ангираса, Пуластью, Пулаху и Крату, — от к-рых ведут происхождение все живые существа в 3 мирах, включая богов, демонов и людей; к сыновьям Б. причисляется также Дакша. Культ Б. не получил значит, распространения, число святилищ, ему посвященных, невелико, единственный значит, храм — в Аджмере (Раджастхан). Б. посвящается часть возлияния агнихотры, в полдень ему приносится один цветок.
В. Эрман

Советская историческая энциклопедия:

1) По религ. филос. догмам брахманизма и индуизма — душа Вселенной, вечная и бескачеств. субстанция. Б. не является объектом культа, но объектом абстрактного мышления, посредством к-рого благочестивому индусу следует стараться слиться с Б. и избежать возрождения в материальном мире. 2) Один из 3 высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и всех живых существ. Б. обычно изображается трехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.
=====
Лит.: Ильин Г. P., Религии Др. Индии, M., 1959.
=====
Г. P. Ильин. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

брахма
БРАХМА -ы; ж. В индуизме: одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой божественную триаду (первоначально — высшее божество, творец мира).

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. Brahma, основа brahman-)
в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма (см. ТРИМУРТИ). В этой триаде Б. как создатель вселенной противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает. Но такое распределение функций в мифологических сюжетах нередко нарушается; это дает основание предположить, что в архаических слоях эпоса Б. совмещал все три функции. В отличие от Вишну и Шивы, В. — наиболее абстрактное божество триады и меньше, чем они, вовлечено в сюжеты мифов. В. играет важную роль в основных системах индуистского умозрения.В ведах Б. как бог — создатель вселенной отсутствует, но эти функции отмечены у Праджапати, который в относительно поздних текстах отождествляется с Б. (ср. «Каушика-брахману» и «Тайттирия-самхиту», упанишады, сутры). Характерно, что в эпосе за В. в числе его эпитетов-ипостасей упоминаются Тваштри («творец»), Дхатри («установитель»), Видхатри («распределитель»), Лока-Гуру («наставник мира»), Парамештхин («высочайший») и т. п., сохраняется за ним и эпитет Праджапати («владыка сущего», «перворожденный»). Б. изображают красным, лотосооким, с бородой, у него четыре лица, четыре тела и восемь рук, в которых четыре веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенная ложка, иногда цветок лотоса, жемчужное ожерелье и лук. Б. «подобен тысяче солнц» («Араньякапарва» 194, 15 в «Махабхарате»), сияющ, могуч, непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы Меру, а передвигается верхом на лебеде.Согласно «Ману-смрити», пуранам, «Махабхарате» (XII), В. рождается в яйце, золотом зародыше, плавающем в первобытных водах; проведя в яйце год (поэтому Б. равен году), он силой мысли разделяет яйцо на две половинки; из одной создается небо, из другойземля; между ними возникает воздушное пространство. Далее появляются пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), мысль, а еще позжебоги, жертвоприношение, три веды, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, наконец, люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений (жар — холод, сухостьвлага, горерадость и т. п.). Сам В. разделяется далее на две части — мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые, демоны. Все живое, весь мировой порядок контролируется, управляется и направляется Б.; он, собственно, и является воплощением творческого принципа существования, персонификацией абсолюта как высшего объективного начала, из оплотнения которого возник тварный мир; в этой связи Б. противостоит индивидуализированное и субъективное начало — атман. Б. не только создает мир: его жизнь, превышающая жизнь всех других богов (он «вечно древен»), определяет хронологические рамки вселенной. Б. живет сто «собственных» лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет. День Б. равен всему сроку существования данного мира, а ночь Б. равна времени, когда он бездействует, отдыхая от предыдущего акта творения. День Б. состоит из тысячи «больших веков» (махаюга), каждый из них равен 4 320 000 «человеческих» лет, или 12 000 «божественных» лет. Каждая махаюга делится на четыре огромные эпохи (см. ЮГА): критаюгу, третаюгу, двапараюгу и калиюгу; после окончания калиюги огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную, но она снова будет сотворена Б.Мифология Б. полнее всего представлена в эпосе (где, между прочим, есть сюжеты, позволяющие говорить о тождестве Б. и Праджапати, ср. миф о творении в «Шатапатха-брахмане» (XI) и в «Махабхарате» (XII). У Б. рождаются силой духа сыновья — Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу. Именно они становятся родоначальниками богов и людей. Люди появляются также в результате инцестуозных отношений Б. с его дочерью, выступающей под разными именами (Вач, Сарасвати, Сандхья, Шатарупа, Брахмани). Другой важный мифологический сюжет связан с супругой Б. — Савитри («Араньякапарва», «Матсья-пурана»): создав сыновей, Б. не получает удовлетворения и решает облегчить свое существование, породив с помощью произнесения священного слога из половины своего тела богиню Гаятри (носившую указанные выше женские имена, в т. ч.- Савитри). Очарованный ею, Б. создает себе четыре лица, чтобы, не отрываясь, смотреть на Савитри. Заметив страсть В., она отправляется на небеса, к братьям, а у Б. возникает пятое лицо, обращенное вверх. После инцеста Шива отрубает Б. пятую голову. В вишнуитской «Брахмавайварта-пуране» Вишну обвиняет Б. в том, что тот отказался сойтись с воспылавшей к нему страстью Мохини; после этого Вишну заставляет Б. каяться и вызывает последовательное появление десяти-, сто- и тысячеликого Б., которые посрамляют четырехликого Б., занимая более почетные места в небесной иерархии. Эти сюжеты, несомненно, отражают сдержанное отношение к культу Б. среди вишнуитов и шиваитов, занимавших первенствующее место среди адептов индуизма. Возможно, этим же объясняется слабое развитие культа Б., тесно связанного с подвижничеством и аскетизмом.Из других сюжетов с участием Б. (особенно в эпосе) заслуживают особого внимания: рыба как воплощение Б. спасает Ману во время потопа (Мбх. III, ср. Шат.-бр. I); Б. порождает смерть в виде женщины; Рудра как порождение гнева Б.; повеление Б. асуре Ушанасу и Рудре заключить мир (Вишну-пур. IV); рождение Народы из бедра Б.; участие Б. в сюжете сказания о Сунде и Упасунде (Мбх. I); в сюжете рождения Сканды («Матсья-пурана»); назначение Б. хранителей мира (локапала); участие Б. в сотворении богини Кали («Маркандейя-пурана»); в сюжетах о Дхундхумаре, ангирасах. Раме, Раване, Гаруде, поединке Индры и Вритры, сошествии Ганги на землю, разрушении крепости асур Трипуры и т. п. Правда, чаще всего роль Б. не специализирована: он является, повелевает, одаривает, исполняет просьбы, дает советы, утешает. Известен ряд мифов, где вместо Б. выступает Вишну, иногда и Шива, которые, став центром мифологических сюжетов индуизма, сильно оттеснили Б.При оценке мифологического образа Б. особое внимание должно быть уделено его истокам. В ведах слово brahman (в среднем роде) обозначало молитвенную формулу, словесное выражение некоего универсального принципа, позже — сам этот принцип. В «Шатапатха-брахмане» говорится, что Б. (в среднем роде) создал богов и поместил их в "этих мирах", что непосредственно повторяет мотив, позже связываемый с персонифицированным Б. (мужской род). Таким образом, намечается генеалогия Б. — божества из абстрактного понятия, которому, возможно, предшествовало вполне конкретноеобозначение ритуального сооружения с универсальным значением (некий аналог мирового дерева и его вариантов). Именно в этом значении слово brahman- (как и связанное с ним brahman «брахман», «жрец», ср. лат. flamen, род жреца) имеет отчетливые индоевропейские параллели, ср. др.-иран. brazman-, литов. balienas, латыш. balzins, рус. болозно и др. Естественно, что и «господин брахмана» Брахманаспати (Брихаспати) оказывается с Б. в легко реконструируемой связи.Лит.: Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975, с. 38-45; Боги, брахманы, люди, М., 1969, с. 158-67; Holtzmann A., Brahman im Mahbhrata, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlndischen Gesellschaft», 1883, Bd 38, S. 167-234; Hopkins E. W., Epic mythology, Strassburg. 1915 (Grundriss der Indo-Arischen Philologie und Altertumskunde, Bd 3); Dumezil G., Flamen — Brahman, P., 1936; Renоu L., Si1burn L., Sur la notion de brahman, «Journal Asiatique», 1949, t. 237, p. 7- 46; Conda J.. Notes on Brahman, Utrecht, 1950; Thieme P., Brahman, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlndischen Gesellschaft», 1952, v. 102, S. 91-129; Bhattacharyya Т., The cult of Brahma, Patna, [1957]. В. Н. Топоров.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Брахма, -ы, м.

Краткий религиозный словарь:

Одно из трех главных индуистских божеств (Брахма, Вишну, Шива). Входит в состав тройственного божественного образа Тримурти. Первоначально Брахма занимал равное положение среди трех богов, однако к концу второй половины I тысячелетия до н.э. он отступил на задний план. Внастоящее время самостоятельного культа Брахмы практически не существует. В Индии сохранился лишь один храм, посвященный Брахме — в Пушкаре, штат Раджастхан, однако изображения Брахмы часто встречаются в храмах других богов

Теософский словарь:

(Санскр.) Изучающий должен отличать Брахму, бесполого, от Брамы, творца мужского рода в индийском Пантеоне. Первый, Брахма или Брахман, есть безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого все исходит и в кого все возвращается, который есть бестелесный, нематериальный, нерожденный, вечный, безначальный и бесконечный. Он всеобъемлющий, одухотворяющий как наивысшего бога, так и мельчайший минеральный атом. Брама, с другой стороны, мужской и мнимый Творец, лишь периодически существует в своем проявлении и затем снова погружается в пралайю, т.е. исчезает и уничтожается. ДЕНЬ БРАМЫ Период в 2 160 000 000 лет, во время которого Брама, выйдя из своего золотого яйца (Хираньягарбха), создает и формирует материальный мир (будучи просто удобряющей и творящей силой в Природе). После этого периода, с уничтожением миров по очереди огнем и водою, он исчезает вместе с объективной природой, и тогда начинается Ночь Брамы. НОЧЬ БРАМЫ Период равной длительности, во время которого Брама, как считают, спит. Проснувшись, он возобновляет процесс, и так это продолжается целый век Брамы, который состоит из поочередно сменяющихся "Дней" и "Ночей" и длится 100 лет (каждый из них в 2 160 000 000 лет). Для выражения длительности такого века необходимо пятнадцать цифр; после его истечения наступает Махапралайа или Великое Растворение, и длится в свою очередь тот же период из пятнадцати цифр.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru