Определение слова «КОНЦЕПЦИЯ»

Толковый словарь Ефремовой:

концепция ж.
1. Система взглядов на то или иное понимание явлений действительности.
2. Определённый замысел, трактовка; точка зрения.

Толковый словарь Ушакова:

КОНЦЕ́ПЦИЯ, концепции, ·жен. (·лат. conceptio) (·книж. ). Замысел, теоретическое построение; то или иное понимание чего-нибудь. Новые концепции производительных сил в политической экономии.

Большой энциклопедический словарь:

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Большая советская энциклопедия:

Концепция
(от лат. conceptio — понимание, система)
определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.

Толковый словарь Даля:

КОНЦЕПЦИЯ ж. лат. понятие, образ понятия, способ пониманья, соображения и выводы.

Экономический словарь терминов:

(от лат. conceptio)
1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе.

Большой словарь иностранных слов:

Концепции, ж. [латин. conceptio] (книжн.). Замысел, теоретическое построение; то или иное понимание чего-н. Новые концепции производительных сил в политической экономии.

Толковый словарь Кузнецова:

концепция
КОНЦЕПЦИЯ -и; ж. [лат. conceptio]
1. Система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление. Научная к. Выработать концепцию.
2. Основная мысль, идея произведения, сочинения и т.п. К. статьи. Художественная к. романа.

Малый академический словарь:

концепция
-и, ж.
Система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление.
Концепция Ламарка по отношению к растениям в том и заключается, что каждый вид, разбрасывая семена, меняет свою среду. В. Комаров, Учение о виде у растений.
При работе над историческим образом особенно важно найти верную историческую концепцию, объективно справедливую оценку образа. Н. Черкасов, Записки советского актера.
||
Основная мысль, идея произведения, сочинения и т. п.
Концепция статьи.

Вопрос о художественной концепции повести, а особенно романа имеет первостепенное значение для всех нас. Марков, Современность и проблемы прозы.
[лат. conceptio]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
концепция, -и

Толковый словарь Ожегова:

КОНЦЕПЦИЯ, и, ж. (книжн.). Система взглядов на что-н.; основная мысль. Научная к.
| прил. концептуальный, ая, ое.

Новая философская энциклопедия:

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio – схватывание) – термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов [КОНЦЕПТ], не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты – устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс.
Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми «общими топосами», признаваемыми участниками диалога. Референциальное отношение к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.
Уже в средневековой философии оппозиция «доктрина – дисциплина», где одна сторона характеризует знание для обучающего, а другая – для обучаемого, была восполнена Абеляром схоластическим методом «Да» и «Нет», что не только углубило антиномии религиозности, но и вынудило комментирующий разум обратиться к герменевтике как к искусству истолкования и к осмыслению особенностей знания, функционирующего в речевом обсуждении и конфликте интерпретаций. Философия Нового времени, ориентировавшаяся на построение теории, сначала полностью освободила знание от его коммуникативных связей и особенностей и свела идею концепта к понятию, а концепцию – к теоретико-системному знанию. Однако в начале 19 в. в английском эмпиризме (В.Гамильтон, Ш.X.Ходжсон) концепт и концепция были поняты как формы, восстанавливающие целостность перцептивного опыта, но все же отличающиеся от перцепции концентрацией внимания. В 20 в. концепция связывается с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С.Лэнгер), через метафору (X.Блюменберг) или через систему тропов (X.Уайт). В современном постмодернизме (Ж.Делёз, Ф.Гваттари) философия понимается как «творчество концептов» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998, с. 56), противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро концепции, рассматриваются ими как «нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта» (там же, с. 11), как «фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, т.к. их края не сходятся» (там же, с. 40), научающие нас пониманию, а не познанию, как «архипелаг островов» смысла. Коммуникативная природа концептов и концепций не позволяет описать их с помощью интенциональной феноменологии, делающей акцент на направленности сознания на вещь. Поэтому наряду с концепциями диалога (М.М.Бахтин, В.С.Библер), где концептуальным ядром выступает произведение, и с «респонсив-ной феноменологией» (Б.Вальденфельс), исходящей из отношений Я и Другой, из значимости вопросов и ответов для сознания, ныне развиваются трансцендентальная прагматика языка (К.О.Апель), теория речевых актов (Д.Серль), теория коммуникативного действия (Ю.Хабермас), сопрягающие формы сознания с формами коммуникаций.
С.С.Неретина, А.П.Огурцов

Социологический словарь:

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — понимание, система, единый замысел, ведущая мысль) — англ. conception; нем. Konzeption. Система взглядов, способ понимания к.-л. явлений, процессов; основополагающая идея к.-л. теории.

Грамматический словарь Зализняка:

Концепция, концепции, концепции, концепций, концепции, концепциям, концепцию, концепции, концепцией, концепциею, концепциями, концепции, концепциях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Понятие.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru