Определение слова «ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Толковый словарь Ушакова:

ДОБРОДЕ́ТЕЛЬ, добродетели, ·жен. (·книж. ). Положительное нравственное качество человека. «Украшают тебя добродетели, до которых другим далеко.» Некрасов.

Словарь литературных эпитетов:

Святая (Рылеев).

Этимологический словарь Крылова:

Заимствование из старославянского, где было образовано методом кальки с греческого euergetis: сложением добро и дателъ (производного от дъть – "дело"). См. деятель.

Толковый словарь Кузнецова:

добродетель
ДОБРОДЕТЕЛЬ -и; ж. Положительное нравственное качество человека; высокая нравственность, моральная чистота. Ценить, чтить д. Одна из людских добродетелей. Кто-л. полон добродетелей. Женская д.

Малый академический словарь:

добродетель
-и, ж.
Положительное нравственное качество человека.
[Князь Болконский] говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Л. Толстой, Война и мир.
Некоторые из стариков захмелели и, вспоминая Платона, расхваливали его добродетели. Марков, Строговы.
||
Высокая нравственность, моральная чистота.
Собственная практика внушила ему глубокое недоверие к женской добродетели. Короленко, История моего современника.
В этой семье, где за каждым водились грешки, искренне чтили добродетель. Панова, Спутники.

Словарь антонимов русского языка:

ДОБРОДЕТЕЛЬ — ПОРОК
Добродетельный — порочный (см.)
[Князь Андрей] говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Л. Толстой. Война и мир.
Взят он [Чичиков] более затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не достоинства и добродетели. Гоголь. Мертвые души.
— Я слыхала, что женщины любят людей даже за их пороки, — вдруг начала Анна, — но я ненавижу его за его добродетель. Я не могу жить с ним. Л. Толстой. Анна Каренина.
О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево доставшейся добродетели — ты едва ли не противней откровенного безобразия порока! Тургенев. Эгоист.

ДОСТОИНСТВО — НЕДОСТАТОК
Толстой-мыслитель весь целиком заложен в Толстом-художнике. Здесь все его крупные достоинства и не менее крупные недостатки. Короленко. Лев Николаевич Толстой.
Они [литературные критики] ... пускаются в критические дебри и рассуждают там, где надо прежде чувствовать и огнем чувства освещать путь уму — к верному определению достоинств или недостатков произведения. И. Гончаров. Заметки о личности Белинского.
Это — распространенное мнение, что у человека должны быть и достоинства, и недостатки. ... Как «удобно» становится жить при сознании: достоинства имею, недостатки тоже есть. Макаренко. Коммунистическое воспитание и поведение.
ДОСТОИНСТВО — ПОРОК
Даже достоинства Флягина — трудолюбие, целеустремленность, скромность — воспринимались как пороки. И. Грекова. Кафедра.
Расширять же круг друзей и заводить новые пороки и достоинства ни времени, ни смысла больше нет. Слуцкий. Новые пороки...
ДОБРОДЕТЕЛЬ (устар.) — НЕДОСТАТОК
Пушкин был отголосок своего поколения, со всеми его недостатками и со всеми добродетелями. И вот, может быть, почему он был поэт истинно народный, каких не бывало прежде в России. Якушкин. Записки.
СОВЕРШЕНСТВО — НЕСОВЕРШЕНСТВО
Совершенный — несовершенный
Идея о совершенстве, красоте, гармонии, добродетели, любви есть только изменение идеи о вечном сохранении; идея несовершенства, порока, несогласия, ненависти есть только изменение идеи ничтожества. Чаадаев. Отрывки и афоризмы.
Только, может быть, одна симметрия нашла в этом лице свое место. Все остальное, каждая выпуклость или впадина, — все было далеко от совершенства. Однако именно это несовершенство и составляло красоту, освещенную изнутри меняющимся настроением. Г. Семенов. Путешествие души.
ПЛЮС (разг.) — МИНУС (разг.)
— При всех твоих плюсах натуры в тебе много наследственных минусов, в которых ты, в сущности, и не повинна. Шишков. Угрюм-река.
Вот пройдет первый этап испытания, в лаве виднее будут все плюсы и минусы конструкции. Галин. Чудесная сила.
Ср. Избыток — недостаток
ИЗБЫТОК — НЕДОСТАТОК
Избыток — недостача (см.)
избыточный — недостаточный (см.)
избыточно — недостаточно
избыточность — недостаточность
Избыток энергиинедостаток энергии. Ощущать избыток чего-л. — ощущать недостаток чего-л.
Для северного глаза все было поразительно: обожженные утесы и безмолвные пустыни, грозная безжизненность от избытка солнца и недостатка влаги. И. Гончаров. Фрегат «Паллада».
Формальные изыскания, самодовлеющие образы, нагромождение их как бы из избытка таланта, а на самом деле от недостатка его, есть не что иное, как сетка из колючей проволоки, наброшенная на стихию художественного произведения. В. Солоухин. Осенние листья.
Недостаток вашего опыта восполнится избытком вашей энергии. Кочетов. Журбины.
Наш век страдает не от недостатка информации, а от ее избытка. А. Крон. Бессонница.
ИЗБЫТОК — НЕДОСТАЧА (разг.)
Я знал, что у меня не могло быть недостачи чугуна, а мог быть только избыток. Так и оказалось — я оставил заводу гораздо больше чугуна, чем числилось по книгам. М. Павлов. Воспоминания металлурга.
ИЗБЫТОК — ДЕФИЦИТ
В жизни мы видим людей и продольно и поперечно, но никогда ни в одном измерении — до конца, никогда — исчерпывающе... И дефицит информации, и избыток. В. Леви. Я и мы.
ИЗЛИШЕК — НЕДОСТАТОК
Излишек средств — недостаток средств.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении и естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка. Л. Толстой. Война и мир.
ИЗЛИШЕК — НЕДОСТАЧА (разг.)
Излишний — недостаточный
Обнаружить излишки — обнаружить недостачу.
В большом хозяйстве, например, в доменном, всегда может оказаться недостача или излишек того или иного материала или продукта. М. Павлов. Воспоминания металлурга.
У кондукторши Завьяловой оказалось семь рублей недостачи, у Орловой — пять рублей десять копеек излишков. Рыбаков. Водители.
— У тебя совести излишки, а у меня недостача, вот на двоих нам и будет в самый раз. Г. Николаева. Надежда и опора.
ПЕРЕБОР (разг.) — НЕДОХВАТКА (прост.)
Любовь делами сильна, Алексей Вениаминович. Слов у всех перебор, дел — недохватка. Павленко. Счастье.
Ср. Достоинствонедостаток

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
добродетель, -и

Толковый словарь Ожегова:

ДОБРОДЕТЕЛЬ, и, ж. (книжн.). Положительное нравственное качество, высокая нравственность. Полон добродетелей кто-н.

Новая философская энциклопедия:

ДОБРОДЕТЕЛЬ (греч. , лат. virtus, нем. Tugend, англ. virtue; букв. деятельное добро [ДОБРО], делание добра) – фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных, качеств, воплощающих человеческий идеал [ИДЕАЛ] в его моральном совершенстве [СОВЕРШЕНСТВО]. Добродетель является одной из двух основных форм объективации морали наряду с принципами, нормами; в отличие от последних, фиксирующих надличностную и общезначимую сущность морали, она выражает индивидуализированность и произвольность морали. Ее можно определить как явленность морали в индивиде, интегральную характеристику моральной личности, мораль, ставшую мотивацией поведения. Для понятия добродетели существенными являются следующие признаки. Добродетель: 1) всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством; 2) сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями (радостями) и практикуется ради самой себя; 3) возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, «души») человека: «Добродетель – это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность – это ее противоположность» (Аристотель. EN, 1104 b); 4) представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, в соотнесенности с практикуемыми в обществе образцами поведения; 5) выступает как свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений; 6) деятельно противостоит пороку. Среди конкретных теорий добродетели наиболее значительными, знаменующими важнейшие исторические вехи в ее понимании являются теории Аристотеля и Канта.
Аристотель создал теорию добродетели, конституировав этику в собственном и узком смысле слова (в широком значении она является важнейшей политической наукой, включающей в свой предмет также учение о высшем благе и образах жизни) как область знания, изучающую этические (относящиеся к этосу, нравственные) добродетели. Добродетель в его интерпретации связывается со счастьем (тождественным высшему благу) и представляет собой и путь к счастью, и существенную часть самого счастья. Древнегреческое слово не имело специфически морального смысла (делание добра), оно обозначало добротность вещи, части тела, живого существа, их соответствие своему назначению; это основное значение стало исходным для Аристотеля. Понимая добродетель как наилучшее, совершенное состояние души (добротность души), Аристотель видит это состояние в том, что «верно направленный разум бывает согласен с движениями чувств» (ММ, 1206 b), или, другими словами, неразумно-аффективная часть души слушается указаний ее разумной части подобно тому, как ребенок слушается указаний отца. Результатом является обладание серединой: «Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает» (EN, 1107 а). Добродетель и пороки различаются не предметом, а способом, каким осуществляется то или иное дело; грани между ними являются подвижными. Середина представляет собой не среднее арифметическое и не общее правило, а совершенный, и притом каждый раз конкретный, выбор, зависящий и от того, кто выбирает, и от частных обстоятельств выбора. «Установленных правил нет в поступках и действиях» (ММ, 1189 b). Но это не означает субъективизма и произвола поведения, так как добродетель причастна верному суждению; поэтому добродетельные умения (привычки) человека соотнесены с привычными формами полисной жизни, которая также представляет собой воплощенный, предметно развернутый разум. Добродетельный индивид оказывается основной несущей конструкцией полисной морали. «Добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенный таким суждением, каким определяет ее рассудительный человек» (EN, 1107 а).
Кант развивает свое учение о добродетели в прямой полемике с Аристотелем и его традицией. Для его позиции существенны следующие моменты: добродетель связана с такой целью, которая сама по себе есть долг; она выводится из чистых основоположений и вовсе не является навыком, привычкой к добрым делам; добродетель нельзя определять как середину, различие между ней и пороком имеет качественную природу. Кант разрывает связь добродетели с счастьем и подчиняет ее долгу: «Добродетель есть моральная твердость воли человека в соблюдении им долга, который представляет собой моральное принуждение со стороны его законодательствующего разума, поскольку этот разум сам конституируется как сила, исполняющая закон» (Метафизика нравов, ч. II. Введение, § XIII. – Соч. в 6 т., т. 4 (2). М., 1965, с. 314).
Аристотель и Кант своими подходами к добродетели обозначают две эпохи в истории этики и морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности; этика является учением о добродетели. Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям античности и средневековья, в значительной мере сохранявшим естественную оболочку, имевшим форму личных связей. Для Канта мораль совпадает с абсолютным законом, а этика трансформируется прежде всего в метафизику нравов, учение о добродетелях становится вторичным по отношению к учению о долге. За таким взглядом стоял исторический сдвиг, в ходе которого общественные отношения приобрели безличный, вещный характер, а нравственность из области личностных добродетелей переместилась в область нормативных систем (прежде всего права).
Так как добродетель связана со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой последняя зависит от морального выбора личности), то в зависимости от сферы, предметной определенности этой деятельности она распадается на множество отдельных добродетелей. Софист Гиппий считал, что нельзя говорить о добродетели вообще, у мужчины – одна добродетель, у женщины – другая, у ребенка – третья и т.д. По мнению стоиков, напротив, добродетель всегда одна и та же. Преобладающей в европейской этике стала платоново-аристотелевская традиция, согласно которой общее определение понятия добродетели получает продолжение и дополнение в анализе отдельных добродетелей. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрости [МУДРОСТЬ] (рассудительности), справедливости [СПРАВЕДЛИВОСТЬ], мужества [МУЖЕСТВО], умеренности [УМЕРЕННОСТЬ]. По Платону, мудрость является качеством созерцательного ума, добродетелью философов. Аристотель отличал мудрость как качество теоретического ума, направленного на созерцание вечного, единого, от рассудительности как качества практического ума, направленного на познание изменчивого, единичного. Именно рассудительность (греч. , лат. prudentia, нем. Klugheit, англ. prudence) стала в европейской этике рассматриваться как первая среди кардинальных добродетелей. Она совпадает с умением человека находить конкретные пути и средства для достижения нравственно прекрасных целей; она не тождественна изобретательности ума: последняя становится рассудительностью только в соединении с добром; изобретательность, направленная на зло, оборачивается изворотливостью. Рассудительностьсвойство ума, разумной части души (дианоэтическая добродетель, по классификации Аристотеля) и имеет отношение ко всем другим добродетелям (стоики как раз ее считали единственной добродетелью). «Как без рассудительности, так и без добродетели сознательный выбор не будет правильным, ибо вторая создает цель, а первая позволяет совершать поступки, ведущие к цели» (EN, 1145а). Справедливость есть нравственная мера в распределении преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество – воинская добродетель, способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ поведения применительно к чувственным удовольствиям. Аристотель расширил каталог добродетелей, добавив в него кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие (см. Дружба [ДРУЖБА]), любезность и правдивость. В патриотической и схоластической этике ряд добродетелей был пополнен теологическими (богословскими) добродетелями веры [ВЕРА], надежды [НАДЕЖДА] и любви [ЛЮБОВЬ]-милосердия, заимствованными у апостола Павла (I Кор. 13:13).
В Новое время произошли изменения, в контексте которых традиционный каталог добродетелей был, с одной стороны, расширен, а с другой – смещен из центра на периферию нравственной жизни: сформировалась добродетель терпимости (толерантности [ТОЛЕРАНТНОСТЬ]), задающая нравственную меру отношения к людям других верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых добродетелей были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение добродетелей и общезначимых норм в пользу последних. Античная вертикаль добродетелей как ступеней совершенства, приближающих индивида к высшему благу, была заменена горизонталью различных нравственных отношений. Кант называет добродетели обязанностями [ОБЯЗАННОСТЬ] и разделяет их на обязанности по отношению к себе и на обязанности по отношению к другим. Показательна также позиция В.С.Соловьева, по мнению которого добродетели не имеют самостоятельного значения и приобретают свое качество только тогда, когда они согласны с предметными нормами должного поведения.
Этика, понимаемая по преимуществу как этика добродетели, каковой она была в античности и Средние века, исходит из того, что: а) человек изначально нацелен на добро и б) мораль, фиксированная в форме добродетелей, становится непосредственным мотивом поведения, и для морального индивида этот мотив оказывается более сильным, чем все прочие мотивы (страх, общественное признание, богатство и т.д.). Эти предпосылки были подвергнуты критике и пересмотрены в философии Нового времени. В этике получило преобладание представление о человеке как утилитарном существе, который законно стремится к самосохранению, эгоистическим интересам, собственной выгоде (Спиноза, Гоббс, французские материалисты, английский утилитаризм). Кант развил стоическую идею о морали как автономной инстанции в человеке, которая не встраивается в ряд реальных максим поведения, а надстраивается (возвышается) над ним, представляя собой особый взгляд на человеческое поведение, вовсе не отменяющий необходимость, жесткую детерминированность последнего. Наконец, был поставлен вопрос о фальши и софистике морального сознания, предстающих в форме добродетельных мотивов (К.Маркс, Ф.Ницше). Философская этика задала качественно новую перспективу, согласно которой прагматика жизни освобождается из-под непосредственного диктата морали и на место представлений о добродетельном индивиде как гаранте морали приходит убеждение в том, что мораль обнаруживает свою действенность опосредованночерез этико-правовые, этико-научные, этико-хозяйственные и иные нормативные системы; этика добродетели стала заменяться институциональной этикой. В реальном моральном сознании (моральном языке, которым пользуются люди в повседневности) сохраняется убеждение о фундаментальном значении добродетелей и добродетельной личности в моральной жизни человека и общества. Это убеждение отражается в апелляции этики к аристотелевской традиции, которая также наблюдается в настоящее время, хотя и не является определяющей (И.Риттер, А.Макинтайер).
Литература:
1. Аристотель. Никомахова этика [II–VI]. – Соч. в 4 т., т. 4. М., 1984;
2. Кант И. Метафизика нравственности. Ч. 1. – Соч. в 6 т., т. 4 (2). М., 1965;
3. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла [VII. Наши добродетели]. – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1990;
4. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. Воронеж, 1974;
5. MacIntyre A. After Virtue. L., 1985;
6. Ritter I. Metaphysik und Politik. Studien zu Aristoteles und Hegel. Fr./M., 1969.
А.А.Гусейнов

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

добродетельность
достоинство
плюс

Грамматический словарь Зализняка:

Добродетель, добродетели, добродетели, добродетелей, добродетели, добродетелям, добродетель, добродетели, добродетелью, добродетелями, добродетели, добродетелях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

I
свойство характера, определяющее постоянный нравственный образ действий человека. Содержание понятия менялось в зависимости от изменения критерия нравственно доброго на разных ступенях развития этического сознания человечества. Древние греки различали четыре основных Д.: мудрость, мужество, справедливость и умеренность, пытались свести их к одному началу и, согласно Сократу, видели в мудрости высшую Д., заключающую в себе все другие, а в разуме — источник Д. Аристотель первый различил добродетели воли от Д. ума. Первые он назвал этическими и полагал, что они представляют середину между двумя крайностями; вторые — дианоэтические — обозначают правильное отношение разума к объектам и к низшим Д. Стоики вернулись к интеллектуализму Сократа и в мудрости видели высшую Д., в мудреце — идеал человека. Христианство, отрицательно относясь к интеллектуализму греков, усматривало в воле сущность человеческого характера и противопоставило 4-м основным греческим Д. 3 богословских: веру, надежду и любовь. Фома Аквинат насчитывает 10 Д.: 3 интеллектуальных — мудрость, наука и познание, 4 основных греческих и 3 вышеупомянутых богословских. В новой философии понятие свободы духа и высшего блага вытеснило понятие Д., как этического принципа. Попытку реставрации учения Д. представляет система Вл. Соловьева ("Оправдание добра", гл. V).
II
см. Этика.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru