Определение слова «практика»

Толковый словарь Ушакова:

ПРА́КТИКА, практики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. praktikos — действенный).
1. Деятельность человеческо общества по устроению своей жизни, усилия, прилагаемые им к разрешению выдвигаемых жизнью задач. «...Теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, точно так же, как и практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией.» Сталин.
2. Жизнь, действительность, какое-нибудь дело, как область применения и проверки каких-нибудь выводов, положений. Предсказание блестяще подтвердилось на практике. Изучить что-нибудь на практике. Применить что-нибудь на практике. Ну, это я вам докажу на практике!
3. Совокупность приемов и навыков в какой-нибудь области деятельности. Практика судопроизводства. Практика этого дела не трудная. Я хорошо знаю редакционную практику. Практика составления словарей.
| Опыт какой-нибудь сферы деятельности, какой-нибудь области общественных отношений. В моей практике я еще не встречал таких случаев.
4. *****
говорить по-английски.
5. Деятельность врача или юриста; круг этой деятельности, люди, на которых она распространяется. Частная практика. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов).
6. Систематически организуемая по учебному плану работа студентов или других учащихся на производстве, с целью их обучения, укрепления и расширения их опыта в области какой-нибудь специальности. Непрерывная производственная практика. Летняя практика. Студенты едут на практику в Ташкент. Отбывать практику.

Большой энциклопедический словарь:

ПРАКТИКА (от греч. praktikos — деятельный, активный) — целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.

Большая советская энциклопедия:

Практика
(греч. praktike, от praktiks — деятельный, активный)
материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. П. многогранна и имеет различные уровни. В широком смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека, например педагогическую, художественную, административную и т.д. Основные формы практической деятельности людей — производство материальных благ, труд, а также социально-преобразующая, революционная деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений. Практическая деятельность людей охватывает и их участие в общественно-политической жизни, борьбу классов, социальные революции. Чувственно-предметная научная деятельность, связанная с использованием приборов, аппаратуры в процессе наблюдения и эксперимента, — это тоже форма П. Под П. прежде всего разумеется не только и не столько чувственно-предметная деятельность отдельного человека, сколько совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историческом развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер. Современная П. есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Будучи основным способом общественного бытия человека, формой его самоутверждения в мире, П. выступает как целостная система действий. Структура П. включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде её отдельных актов, предмет, на который направлена эта деятельность, средства, с помощью которых достигается цель, и, наконец, результат деятельности.
Общественная П. находится в единстве с познавательной деятельностью человека, с теорией. Она является источником научного познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Люди, по словам К. Маркса, никоим образом не начинают с того, что стоят в теоретическом отношении к предметам внешнего мира. Они начинают с того, что активно действуют, овладевают при помощи практических действий предметами внешнего мира, удовлетворяя свои Потребности. При этом они фиксируют значимые для них свойства предметов, их отношения и тем самым познают их (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 377). П. формирует самого субъекта познавательной деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления. «... Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 545). Процесс познания на ранних ступенях развития человека непосредственно воспроизводил приёмы практический действий, которые служили основой возникновения логических операций. В. И. Ленин писал, что «... практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 198). Познание возникло и развивается в силу того, что оно обеспечивает жизнедеятельность общества, выступает как практически значимая социальная ценность. Производственная П. людей явилась основой возникновения наук о природе. Так, практическая потребность в мореплавании породила астрономию, а геометрия возникла из нужд земледелия.
П. обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. «Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (там же, т. 18, с. 145). Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение. П. может быть критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имеет достоинство непосредственной действительности. Она соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Вместе с тем Ленин указывал, что, хотя успешность человеческой П. доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, «... при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько «неопределенен», чтобы не позволять знаниям человека превратиться в «абсолют», и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма» (там же, с. 145—46).
Научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека. Практическое воплощение идей, превращение их в предметный мир представляет собой опредмечивание (см. Опредмечивание и распредмечивание). Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях материальной культуры. «Процесс... познания и действия превращает абстрактные понятия в законченную объективность» (там же, т. 29, с. 177). Знания и идеи дают возможность перестраивать производство, покорять природу, развивать культуру, осуществлять социальные преобразования.
Практическая деятельность людей и её отношение к познанию так или иначе рассматривались в истории философии. В домарксистской философии, когда материализму был свойствен созерцательный подход к миру, деятельное начало в познании развивалось главным образом идеализмом; но последний ограничивал деятельность, творческую активность лишь сферой духа (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Согласно Г. Гегелю, например, П. суть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под П. деятельность, обусловленную лишь волей, интуицией, подсознательным началом. Так, прагматист У. Джемс (США) относил к П. «религиозный опыт», т. е. чисто духовную деятельность. Некоторые представители ревизионизма вслед за идеалистами также сводят П. к свободной творческой самосознающей деятельности, трактуемой как единственная форма реальности.
Правые ревизионисты односторонне трактуют отношение общества и природы, видя в последней лишь воплощение нужд, стремлений и ценностей человечества, что приводит к субъективистскому пониманию П.
В действительности же хотя люди и изменяют природу, но это не означает, что она становится зависимой от духа, что бытие будто бы включает в себя момент субъективного как активного начала. Маркс подчёркивал, что независимо от уровня активности отношения людей к природе в продуктах человеческого труда «... всегда остается известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 51). Как неочеловеченная, так и очеловеченная природа, общественное бытие развиваются по своим объективным, не зависящим от субъекта закономерностям. С др. стороны, «левые» ревизионисты, сужая сферу общественной П., утилитарно понимают её как лишь непосредственное физическое участие индивида в производственной или политической деятельности.
Коренной порок идеалистического понимания П. состоит в метафизической абсолютизации идеального, духовного момента чувственно-практической деятельности. Великая заслуга марксизма в том, что он впервые ввёл П. в теорию познания. Поскольку практическая деятельность носит осознанный характер, то духовное начало составляет её необходимый момент. Диалектическому материализму чужда концепция, обособляющая материальную, практическую и духовную, теоретическую деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое единство. Но это совсем не означает, что духовная деятельность есть форма П. Марксизму также чужда концепция «... мистического тождества практики и теории» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 211). Практическая деятельность осуществляется с помощью материальных средств и ведёт к созданию материальных продуктов, тогда как в духовной деятельности оперируют образами, понятиями и создают мысли, идеи.
Теория и П. образуют единство противоположностей, в котором П. принадлежит решающая роль. Диалектическая взаимосвязь марксистско-ленинской теории и П. является важнейшим принципом строительства социализма и коммунизма.
Лит.: Основы марксистско-ленинской философии, 3 изд., М., 1974; Практика и познание, М., 1973. См. также лит. при ст. Теория познания.
А. Г. Спиркин.

Большой словарь иностранных слов:

Практики, мн. нет, ж. [от греч. praktikos – действенный]. 1. Деятельность человеческого общества по устроению своей жизни, усилия, прилагаемые им к разрешению выдвигаемых жизнью задач. 2. Жизнь, действительность, какое-н. дело, как область применения и проверки каких-н. выводов, положений. 3. Совокупность приемов и навыков в какой-н. области деятельности. Практика судопроизводства. 4. Работа, занятия, применение знаний в какой-н. области, как источник опытности, умения.

Малый академический словарь:

практика
-и, ж.
1. филос.
Вся совокупность деятельности людей, направленной на освоение и преобразование природы и общества, составляющая движущую силу развития общества и человеческого познания.
Теория имеет очень сильное влияние на практику. Чернышевский, Лессинг, его время, его жизнь и деятельность.
Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.
2.
Жизнь, действительность как область применения и проверки каких-л. выводов, положений.
Реализовать рационализаторское предложение на практике.

[Маша:] Дело не в деньгах. И бедняк может быть счастлив. [Медведенко:] Это в теории, а на практике выходит так: я, да мать, да две сестры и братишка, а жалованья всего 23 рубля. Чехов, Чайка.
Генеральная линия нашей партии проверена практикой и опытом миллионных масс трудящихся. Киров, Статьи и речи 1934.
3.
Применение каких-л. знаний, навыков на деле, систематическое упражнение в чем-л.
Только теперь, через два года практики, я стал токарем четвертого разряда. П. Б. Быков, Путь к счастью.
||
Применение и закрепление на деле теоретических знаний (студентов, учащихся и др.) как составная часть учебного процесса.
Педагогическая практика студентов. Производственная практика.

Каждое лето студенты Екатеринославского высшего горного училища разъезжались на практику по южным металлургическим заводам. М. Павлов, Воспоминания металлурга.
4.
Накопленный опыт, совокупность приемов и навыков в какой-л. области деятельности.
Практика работы издательств. Изучение практики советских шахматистов.

Кувалда громил практику гражданского судопроизводства. М. Горький, Бывшие люди.
Практика больших всенародных начинаний, вроде ленинского субботника, показала, что могут свершить миллионы упорных советских рук. Леонов, В защиту друга.
5. устар.
Деятельность врача или юриста, а также круг этой деятельности, люди, на которых она распространяется.
Среди местных обывателей у меня образовалась практика, для начинающего врача сравнительно недурная. Вересаев, Записки врача.
— Знаешь, Петечка, ты можешь отлично устроиться. Население страшно нуждается в адвокатской практике. Серафимович, Город в степи.
[От греч. — деятельный]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
практика, -и

Толковый словарь Ожегова:

ПРАКТИКА, и, ж.
1. Деятельность людей, в ходе к-рой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-н. в жизни, опыт. Единство теории и практики. Проверить результаты опыта на практике.
2. Приёмы, навыки, обычные способы какой-н. работы. П. преподавания. Существующая судебная п.
3. Работа, занятия как основа опыта, умения в какой-н. области. Без практики не овладеть иностранным языком.
4. Одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путём. Летняя п. студентов.
5. Работа врача или юриста с частной клиентурой или другого частнопрактикующего лица с клиентами. Частная п. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов).
| прил. практический, ая, ое (к 1, 2, 3 и 4 знач.). Практическая деятельность. Практические занятия. П. курс иностранного языка.

Новейший философский словарь:

ПРАКТИКА — категория, которая может быть отнесена ко всей сфере человеческой деятельности и мышления, но обычно ее употребление конкретизируется через категориальные оппозиции: — поэзия и П.: П. в платонизме характеризовала человеческую деятельность детерминированную содержанием, понимаемым как благо, красота или польза, в отличии от поэзии, детерминированной формой: — теория и П.: в такой оппозиции противопоставляется созерцательное отношение к действительности, деятельность наблюдателя, стремящегося исключить все субъективное, присущее наблюдателю из описания созерцаемого или познаваемого объекта, с одной стороны, и активное отношение, включенность, субъективную заинтересованность в деятельности и ее результатах, с другой стороны:опыт (эмпирия) и П.: эта категориальная пара характеризуется посредством отношения своих членов к теории: в опыте теория проверяется, верифицируется или фальсифицируется, а в П. — используется и употребляется для достижения целей, не связанных с теорией и познанием. Практическая сфера, по Канту, базируется на понятии свободы, которая выступает основанием для предписаний и регулятивов деятельности. Поскольку свобода фундирует предписания и регулятивы деятельности, постольку последние и становятся практическими или этическими. В традиции Просвещения П. связывалась со здравым смыслом и рассудком (Т. Рид, Смит). Своеобразной практической проверкой теорий и философских спекуляций на тему П. стала Великая французская революция, которая в дальнейшем стала реф-лексироваться как явление общественно-политической П., в первую очередь в марксизме. Кроме того, в этот период произошло объединение в педагогике и образовании теоретической науки и технического отношения к природе (К. Монж), что дало начало высшему инженерному образованию и инженерии как новой П. 19-20 вв. Особое место занимает П. в философии марксизма. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс объявляет непрактичность предшествующей философии ошибкой и формулирует философскую задачу для себярассматривать мир как чувственно-субъективную человеческую деятельность и преобразовывать его. Объект понимался «как деятельность, как П., субъективно». В дальнейшем сложилась марксистская формула — от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П., и представление о П. как о критерии истины. Трактовка П. как критерия истины представляла собой радикальную смену методологических принципов и установок. Предшествующая философия знала несколько критериев истины: логическая непротиворечивость, божественное откровение и опыт. Каждый из этих критериев характеризовался непредвзятостью и ненамеренностью (незлонамеренностью), тогда как П., с ее откровенной предвзятостью, в силу неотделимости П. от представлений о добре и зле, в силу принадлежности к сфере желания и воли, всегда рассматривалась как нечто, не связанное с истиной. Практичное не значит истинное, истинное не обязательно практично. Принятие П. как критерия истины требовало полного пересмотра гносеологических, этических и методологических парадигм. Марксизм оказался бессильным перед лицом этих задач. В гносеологии марксизма была вульгаризована формула — от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П., через отождествление П. и эмпирики. В диалектическом материализме, который усвоил от позитивизма культ научности, исходная формула понималась как от созерцания к мышлению, а потом опять к созерцанию, но уже в виде научного эксперимента. Вместо трехуровневой схемы: чувственный опыт, мышление, П., рассматривалась двухуровневая: опыт — мышление. Все развитие сводилось к переходу от чувственного опыта к научно организованному опыту — эксперименту. Вульгаризация категории П. в этике привела к формулировке такого понятия, как классовая мораль, и к нравственному релятивизму. Если критерий истины — П., а сама П. предвзята, т.е. не может не ориентироваться на полезность, добро, или кантовскую свободу, то истинно то, что полезно, что приносит добро, что дает свободу. А поскольку нет и не может быть единого понимания полезности, добра и свободы, то истина определяется тем субъектом практической деятельности, который эту деятельность осуществляет — классом, или партией этого класса, или лидером этой партии. Кантовский практический разум был защищен против такого парадокса категорическим императивом. Марксизм же снимал ограничения априорных форм, поэтому разум становился произвольным, воля определялась социальными условиями и «классовым сознанием». П. как критерий истины добавляет к логической и эмпирической истинности правовые и этические аспекты. (см. также: ПРАКСЕОЛОГИЯ).

Социологический словарь:

ПРАКТИКА (от греч. praktikos — деятельный, активный) — англ. practice; нем. Praxis. 1. Деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества. 2. Приемы, навыки к.-л. работы. 3. Применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем. 4. Работа, занятия по специальности как основа опыта, умения.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

практика
начиная с Ф. Прокоповича; см. Смирнов 235. Через укр. практика, польск. praktyka из лат. рrасtiса от греч. () (Христиани 21).

Грамматический словарь Зализняка:

Практика, практики, практики, практик, практике, практикам, практику, практики, практикой, практикою, практиками, практике, практиках

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru