Определение слова «поведение»

Биологический энциклопедический словарь:

Способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к-рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл. взаимосвязанных аспектах, важнейшими из к-рых являются экологические, эволюционные, физиологические и психологические.
П. одноклеточных организмов складывается в осн. из автоматич. перемещений в сторону раздражителя или от него (положит, и отрицат. тропизмы и таксисы), причём раздражителями могут быть сила тяжести, свет, химич. компоненты среды, темп-pa и т. п. Уже эти элементарные формы П. требуют механизмов прямой и обратной связи между рецепторами клетки и её двигат. системами (реснички, жгутики). В П. простейших обнаружены зачатки индивидуальной приспособляемости — привыкание к стимулу, способность выбора между пищ. и непищ. объектами и др.
У многоклеточных с повышением их организации всё более важное место в П. занимают индивидуально приобретённые компоненты, обусловленные разл. формами обучения. При этом генетически обусловленное (инстинктивное) П., специфичное для каждого вида, образует основу П. особи. Индивидуально приобретённые компоненты П. обеспечивают реализацию врождённой стратегии и создают возможность для импровизаций в случае неожиданных изменений во внеш. условиях. Накопление индивидуального опыта обеспечивает т. н. опережающее отражение действительности, получившее макс, развитие у высших позвоночных и проявляющееся в способности экстраполировать прежний опыт па новые ситуации. У человека в основе П. лежит уникальная способность к планированию будущих действий и использование языка (языковое П.) для фиксации долговрем. планов и для передачи их от поколения к поколению.
В индивидуальном П. условно выделяют повседневное П. (самосохранительное, пищевое, комфортное, исследовательское и др.), способствующее поддержанию жизнедеятельности, и сигнальное П., обеспечивающее общение особи с себе подобными (см. биокоммуникация). Систему взаимодействий между особями в популяции принято наз. социальным П. Позитивные взаимодействия способствуют образованию группировок, важной (но далеко не единственной) функцией к-рых является обеспечение встречи половых партнёров и спаривания (половое П.). Если родители проявляют заботу о потомстве (родительское П.), образуется семейная группа или семья. Негативные взаимодействия (агрессивное поведение, агонистическое поведение) способствуют рассредоточению особей, а у видов, ведущих групповой образ жизни, ограничивают число особей в группе (см. иерархия).
Разл. типы П. взаимообусловлены и тесно переплетаются друг с другом. Система целостного П. особи организована по иерархии, принципу: низшие уровни организации представлены элементарными действиями, высшие — сложными последовательностями (ансамблями) относительно простых действий. Реализация ансамбля П. определяется совместным влиянием на организм внутр. и внеш. факторов. Напр., общая схема движения конечностей при передвижении насекомых задаётся эндогенной программой генерации нервных импульсов, тогда как сигналы извне, поступающие через рецепторные системы, регулируют адекватность выполнения действий в данных конкретных условиях (преодоление препятствий, коррекция силы ветра и т. п.). Готовность особи к реализации тех или иных программ П. подчиняется эндогенным ритмам (см. биологические ритмы).
Стремление животного к выполнению той или иной поведенч. программы определяется психофизиол. механизмами мотиваций, имеющими сложную нейрогормональную природу. Мотивация приводит к развитию целенаправленного (аппетентного) П., выражающегося в активном поиске соответствующего ей внеш. стимула (пища, гнездовой материал, половой партнёр и т. д.). Будучи найден, такой стимул играет роль пускового механизма (триггера),обеспечивающего выполнение заключит, поведенч. акта (питание, гнездостроение, спаривание). При отсутствии искомого стимула возможна реакция «вхолостую» (напр., спаривание с неодушевлённым объектом, с особью др. вида и т. д.). Мн. сложные ансамбли П. разворачиваются во времени по типу цепных реакций. Выпадение того или иного звена цепи приводит к неадекватному П. Особи, не сумевшие приступить к размножению или утратившие потомство, пытаются отобрать детёнышей у др. родителей, а затем нередко бросают приёмыша, обрекая его на гибель (у пингвинов, чаек, нек-рых обезьян). Врождённые автоматизмы, преобладающие в раннем возрасте, в процессе онтогенеза обогащаются индивидуально приобретённым опытом, за счёт чего П. становится более гибким и приспособительным. У видов, не проявляющих заботы о потомстве, молодняк появляется с готовой на все случаи жизни программой П., к-рая может быть весьма сложной. Напр., у мн. одиночных ос самка находит определённый вид жертвы, парализует её, переносит в заранее выкопанную норку, откладывает яйцо на определённую точку тела жертвы и замуровывает норку. Ещё более сложны программы, свойственные нек-рым головоногим моллюскам, ракообразным, общественным насекомым. Напр., у самца нек-рых осьминогов одно из щупалец, захватив с собой запас спермы, заключённый в сперматофоре, отрывается от тела и уплывает на поиски самки; нек-рые крабы маскируют себя с помощью губки, к-рую краб обрезает клешнями по размеру своего тела, переворачивает вогнутой стороной кверху, ложится спиной в это углубление, а затем переворачивается на ноги с губкой на спине. Эволюц. становление таких поведенч. адаптации во многом ешё неясно.
П. животных служит предметом изучения мн. науч. направлений: нейрофизиологии, бихевиоризма, зоопсихологии, этологии, социобиологии, генетики поведения и др. С 70-х гг. 20 в. усиливается тенденция к синтезу разных подходов в стремлении создать общую теорию П.

Биология современная энцикопедия:

поведение
Взаимодействие живых существ с окружающей средой, осуществляемое их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Свойственно отдельным особям (индивидуальное поведение) и их сообществам (поведение биологического вида, социальной группы).
В психологии под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. К поведению человека относятся все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, жесты, интонации и др.; отдельные движения; действия, имеющие определённый смысл; поступки, т.е. действия, имеющие социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и др. Поведение человека имеет врождённые и социальные программы.
Различают 5 уровней поведения, имеющих разное значение для животных, находящихся на разном уровне развития. Первый уровеньтаксисы, их проявление максимально свойственно простейшим, в средней степени – червям и исчезает уже у примитивных млекопитающих. Второй уровеньрефлексы, они отсутствуют у простейших, минимально присущи кишечнополостным, в средней степени свойственны червям и насекомым, уменьшаются, но не исчезают совсем у высокоорганизованных животных и у человека. Третий уровень поведения основывается на инстинктах. Они отсутствуют у кишечнополостных, максимально выражены у насекомых, в средней степени у птиц и млекопитающих, слабо – у человека. Четвёртый уровеньнаучение, оно отсутствует у червей и насекомых, начинает проявляться у рыб, рептилий, амфибий, свойственно высшим млекопитающим, достигает максимума у приматов и человека. Пятый, высший уровень – осознанная, рассудочная деятельность, начинает проявляться у низших млекопитающих, усиливается у высших животных, резко – у высших приматов и максимально – у человека.
Формы поведения живых существ чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Агрессивное поведение характеризуется демонстрацией силы или её применения с целью нанесения ущерба партнёру по взаимодействию. Инстинктивное поведение обеспечивает животному наибольшую приспособляемость в обычной среде и обычных обстоятельствах. Полевое поведениесовокупность импульсивных ответов на внешние раздражителисвойственно животным, детям, а также взрослому человеку при некоторых психических расстройствах. Сексуальное поведение направлено на продление рода у животных, удовлетворение сексуальных потребностей у человека. Опосредованное поведение направляется правилами, нормами, требованиями. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. У детей и подростков такое поведение часто является средством самоутверждения, протестом против действительной или мнимой несправедливости взрослых.
Поведение человека в обществе изучает социальная психология; поведение животных – этология. См. также биокоммуникация.

Большая советская энциклопедия:

Поведение
Система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В широком смысле говорят о П. объектов самого разного рода (например, электрона в магнитном поле, атмосферного циклона и т.д.); в научном смысле понятием «П.» пользуются главным образом для обозначения целесообразной системы действий живого индивида или их совокупности. С середины 20 в. с известной условностью термин «П.» применяют к сложным автоматическим системам современной техники.
Общими предпосылками П. живых организмов являются: наличие субъекта, обладающего определённой организацией, которая позволяет ему строить целесообразную систему действий; наличие объекта, на который направлено П., поскольку он заключает в себе цель П.; наличие определённой программы П. и механизма оценки эффективности её выполнения. В зависимости от типа организации субъекта различают П. на биологическом, психологическом и социологическом уровнях; этому соответствуют и уровни изучения П.
Научные исследование П. началось по существу в конце 19 в. Первоначально его объектом было П. животных, а в нём основной интерес вызывал механизм взаимодействия биологического индивида и окружающей среды. Этот механизм объясняли на основе классической рефлекторной теории, согласно которой П. представляет совокупность Рефлексов, а каждый конкретный акт П. рассматривается как реакция организма на внешний стимул (рефлекторная дуга). Такой подход позволил выявить физиологические основы П. и принципы его нервно-мозговой регуляции (см. Высшая нервная деятельность). Более широкую биологическую трактовку П. получило в связи с развитием этологии (См. Этология) и др. близких ей дисциплин (прежде всего зоопсихологии (См. Зоопсихология) и генетики поведения (См. Генетика поведения)). Этологические исследования позволили установить, что общая схема П. животных складывается из двух основных компонентов — относительно жёсткой структуры, передаваемой наследственным путём, и надстраиваемых над ней функциональных схем П., приобретаемых в опыте и научении (См. Научение). Основной формой выражения наследственного П. являются врождённые инстинкты (см. Инстинктивное поведение), тогда как функциональные схемы П. включают в себя элемент субъективной оценки ситуации (у высших животных существенную роль здесь играют элементы рассудочной деятельности, в частности способность экстраполировать прежний опыт на новые ситуации). Поскольку рефлекторная теория не даёт объяснения активного характера П., предпринимаются различные попытки построить такое объяснение (например, в физиологии активности это делается за счёт развития схемы рефлекторной дуги в схему рефлекторного кольца, включающую в себя некоторые дополнительные звенья, в частности т. н. модели потребного будущего); однако предложенные схемы не получили пока достаточного экспериментального подтверждения.
Одна из важных линий биологического анализа П. — изучение надорганизменных уровней П. (П. в популяциях и сообществах, видоспецифические аспекты П.). Главную роль здесь играют наследственные структуры группового П., весьма разнообразные по направленности (от агрессивности до альтруизма) и существенно влияющие на характер и прочность связей в сообществах животных. Изучение этого круга проблем позволило установить, что само П. является объектом и вместе с тем участником биологической эволюции, оказывающим заметное воздействие на её темп и результаты. В современной науке в изучении П. животных интенсивно накапливается огромный эмпирический материал и выдвинут ряд теоретических обобщений, однако единая общепринятая теория пока не построена.
В психологии П. выступает как одна из основных категорий этой науки. Бихевиоризм вообще сводил исследование психики к изучению П. по схеме «стимулреакция», пренебрегая теми звеньями системы П., которые лежат между стимулом и реакцией и формируют П. Это вело к игнорированию специфики П. человека по сравнению с П. животных, определяемой социальной природой человека. В современной психологии в качестве центральной принято рассматривать категорию не П., а деятельности (См. Деятельность). П. при этом выступает как внешний компонент предметной деятельности. Понятие деятельности, охватывая психику в единстве её аффективного (эмотивного) и познавательного аспектов, акцентирует структурную устойчивость, целесоооразную организацию системы психических действий, т. е. познавательный аспект, логику замысла и его реализации, а также объективно-социальную детерминацию этой системы действий. Понятие П. фиксирует такие формы самовыражения психики, которые менее жестко связаны с интеллектом, но зато более непосредственно зависят от эмоционально-волевой и ценностной сфер сознания; поэтому акты П. в системе деятельности занимают место отдельных звеньев, моментов, форм. Их важная роль определяется тем, что они аккумулируют в себе внутреннее отношение субъекта к самой деятельности и благодаря этому существенно влияют на её общую оценку.
Это различие П. и деятельности ещё более резко выступает в социологии и социальной психологии. Если деятельность выступает прежде всего как социально-философская категория (в частности, в марксизме она является одним из основных понятий при объяснении процесса общественного развития), то понятие П. используется при характеристике не всегда осознаваемых форм и стереотипов самовыражения индивида в социальном окружении, усваиваемых им в процессе социализации (См. Социализация), воспитания. В конкретных социальных исследованиях наиболее адекватным для выражения активности индивида оказывается понятие социального действия, которое в известном смысле соединяет содержание понятий П. и деятельности.
В технических системах понятие П. выражает способность системы к таким действиям, которые связаны не только с реализацией некоторой совокупности функций, но и с необходимостью осуществлять выбор оптимальных решений в альтернативных ситуациях.
Лит.: Леонтьев А. Н., Очерк развития психики, в его кн.: Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Рубинштейн С. Л., Махизм и кризис психологии. Проблема сознания и поведения в истории зарубежной психологии, в его кн.: Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К., Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965; Тинберген Н., Поведение животных, пер. с англ., М., 1969; Крушинский Л. В., Роль элементарной рассудочной деятельности в эволюции групповых отношений животных, «Вопросы философии», 1973, № 11; Хайнд P., Поведение животных, пер. с англ., М., 1974; Marler P. R. and Hamilton W. J., Mechanisms of animal behavior, N. Y., 1968; Tembrock G., Grundriss der Verhaltenswissenschaften, Jena, 1968.
Э. Г. Юдин.

Словарь эпитетов русского языка:

При положительной оценке.
Безукоризненное, безупречное, беспорочное (устар.), благонравное (устар.), благопристойное, благоразумное, благочинное (устар.), деликатное, добронравное (устар.), идеальное, образцовое, отличное, похвальное, приличное, примерное, пристойное, ровное, скромное, строгое, тактичное, трезвое, хорошее, целомудренное.
При отрицательной оценке.
Аморальное, безалаберное, бездумное, безнравственное, беспардонное, беспринципное, беспутное, бессовестное, бесстыдное, бестактное, бесцеремонное, блудливое, ветреное, возмутительное, вопиющее, гнусное, дикое, диктаторское, дурное, задиристое, капризное, легкое, легкомысленное, лицемерное, мальчишеское, мерзкое, мерзопакостное (разг.), наглое, недопустимое, недостойное, непредсказуемое, неприличное, непристойное, непутевое (разг.), неровное, никудышное (разг.), отвратительное, отвратное (разг.), пакостное (разг.), плохое, позорное, постыдное, предосудительное, преступное, развратное, разлагающее, ребяческое, своевольное, скабрёзное, скверное, сомнительное, сумасбродное, хулиганское, циничное.

Малый академический словарь:

поведение
-я, ср.
1.
Образ жизни, совокупность поступков и действий кого-л.
Примерное поведение.

С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Пушкин, Капитанская дочка.
Ребенку надо видеть поведение отца, чтобы знать, как себя вести. Федин, Необыкновенное лето.
||
Образ действий, характер поступков.
[Сестра] посоветовала ей быть осторожней в своем поведении с Аркадием. Тургенев, Отцы и дети.
Мне хотелось сойти вниз и сказать, что ее поведение за чаем оскорбило меня. Чехов, Жена.
Штурману было непонятно поведение врага. Лавренев, Подвиг.
||
Соблюдение правил внутреннего распорядка.
[Гороблагодатский] шел в первых по учению и в последних по поведению. Помяловский, Очерки бурсы.
— Алеша сказал грубость историку и получил тройку по поведению. Каверин, Двойной портрет.
2. спец.
Характер существования, развития чего-л. в каких-л. условиях.
Поведение электронов в веществе.

- женщина легкого поведения

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
поведение, -я

Толковый словарь Ожегова:

ПОВЕДЕНИЕ, я, ср. Образ жизни и действий. П. школьников. П. в быту. Человек примерного поведения. П. животных. П. машины, автомата (перен.: ход их работы, функционирование).
| прил. поведенческий, ая, ое (спец.). П. этикет. Поведенческие реакции.

Новейший философский словарь:

ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) н внутренней (психической) активностью. Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы). П. изучается конкретными науками: биологией, этологией, психологией и т.д. Философия включает П. в предмет своего исследования с целью выявления общих и специфических закономерностей и механизмов взаимодействия материальных систем с окружающей средой, определением роли биологических форм отражения (раздражимости, чувствительности, психики, зачаточного интеллекта) и сознания человека в регуляции П. Философия обращает внимание на то, что П. возникает в живой природе, когда ее живые системы (организмы) приобретают способность воспринимать, перерабатывать, хранить и использовать информацию для приспособления к условиям существования и регуляции внутреннего состояния. Взаимодействие человека с миром характеризуется понятиями П. и деятельности. При этом смысловой акцент в понятии П. делается на приспособлении человека к природным и социальным условиям существования, в понятии деятельности — на творчески-преобразовательном отношении человека к условиям его существования, к миру в целом. Динамика конкретно-научных представлении о П. (моделей П.) тесно связана со сменой концепции детерминизма в науке. Механический детерминизм определял понимание П. живых существ как автоматические реакции на получаемые извне раздражители (Декарт, Ж. Леб). Органический детерминизм, сложившийся в эволюционном учении Дарвина, позволил раскрыть сложную структуру П. и объяснить целесообразность реакций через формирование в высшей нервной деятельности животных системы безусловных и условных рефлексов (Сеченов, Павлов). П. как системное единство психических и физиологических компонентов, обеспечивающих направленность опережающих реакций на получение полезного для живой системы результата, выбор и корректировку целевых программ адекватного действия, раскрыла теория функциональных систем П.К. Анохина, используя категориальный аппарат системно-функционального детерминизма. П. человека тесно связано с социальными программами и ценностными установками, зафиксированными в материальной и духовной культуре любого общества. Оно регулируется не только индивидуальным и общественным сознанием, но также и социальными институтами и правовыми нормами, моралью и политикой. П. человека многоуров-нево и многоструктурно и поэтому не может с достаточной полнотой быть раскрыто в какой-либо одной конкретно-научной модели П. Его научное объяснение возможно лишь на основе комплексного подхода со стороны естественных и социально-гуманитарных наук.

Новая философская энциклопедия:

ПОВЕДЕНИЕсистема внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых сложным (обладающим организацией) объектом; эта система подчиняется определенной логике и направлена на реализацию той или иной функции, присущей данному объекту и требующей его взаимодействия с окружающей средой. В широком смысле термин «поведение» употребляется применительно к объектам любого уровня организации (в этом смысле говорят о поведении электрона в магнитном поле, о поведении той или иной самоорганизующейся системы), причем имеют в виду поведение как отдельного индивида, так и группы индивидов (биологического вида, социальной группы и т.п.). Нередко термином «поведение» характеризуют систему поступков человека, представляющих собой реализацию нравственных установок. Однако чаще всего под поведением понимают систему действий по поддержанию своего существования, осуществляемых биологическим индивидом любого уровня организации. В этом понимании поведение исследуется гл. о. физиологией и психологией, которые рассматривают его как целостную характеристику психической деятельности.
Развернутые представления о поведении сложились в науке по существу лишь в 20 в., прежде всего в концепции бихевиоризма, который провозгласил поведение главным предметом анализа и рассматривал систему «стимул–реакция» как основную единицу поведения. Однако уже в нач. 30-х гг. обнаружилась явная недостаточность подобной схемы. Ее слабость состояла в том, что она оставляла в стороне те звенья системы поведения, которые лежат между стимулом и реакцией и формируют поведение. В физиологии исследование поведения велось гл. о. по линии усовершенствования и развития теории рефлекса. В результате этих исследований (в частности, работ Н.А.Бернштейна и П.К.Анохина) схема рефлекторной дуга была переработана в более эффективную схему рефлекторного кольца, которая позволила привлечь к нейрофизиологическим исследованиям аппарат кибернетики. Согласно современным физиологическим представлениям, поведение есть сложная иерархическая структура, складывающаяся и реализующаяся одновременно на ряде уровней (напр., поведение как последовательность мышечных сокращений, как последовательность движений конечностей, как последовательность целенаправленных действий и т.д.). Однако до настоящего времени нет единой общепринятой иерархии структурных уровней поведения.
Развитие исследований поведения в последние десятилетия привело к широкому взаимопроникновению физиологических и психологических методов анализа. Специфика же поведения как особым образом организованной психической деятельности составляет предмет психологии, которая рассматривает высшие формы поведения животных и человека. При этом центральное место в психологии занимает исследование поведения человека. Что же касается поведения животных, то одним из наиболее развитых направлений его исследования является в настоящее время этология. При рассмотрении поведения с психологической точки зрения в нем выделяют два основных аспекта – аффективный (эмотивный) и когнитивный (интеллектуальный). Проблема соотношения этих аспектов является дискуссионной. Но обычно аффективной стороне поведения приписывают роль источника энергии и – в той или иной степени – роль ценностного регулятора. П.Жане различал «первичное действие» – отношение между субъектом и объектом (интеллект) и «вторичное действие» – реакцию субъекта на свое собственное действие, которая образует элементарные чувства и выполняет функции регуляции первичных действий, обеспечивая выход избыточной внутренней энергии.
Одну из интересных концепций поведения предложила гештальт-психология, в частности К.Левин, который представил его в виде целостного «поля», охватывающего субъект и объект; динамику этого поля образуют чувства (которые выступают как факторы, регулирующие у субъекта обмен энергией с внешней средой; в этой связи они выполняют функцию реальных или фиктивных «ценностей»), а структурируется это поле при помощи восприятия, моторной функции и интеллекта. Дальнейшее развитие системный подход к поведению нашел в концепции Ж.Пиаже, который дополнил его принципом генетизма, т.е. положением, согласно которому чувства и когнитивные формы зависят не только от актуально существующего «поля», но и от предшествующей истории действующего субъекта.
Заслуга выявления специфики человеческого поведения и его форм, вытекающих из социальной природы человека и его деятельности, принадлежит отечественным психологам. Наиболее значительный вклад в анализ поведения внесла психологическая школа Л.С.Выготского, выдвинувшего идею о важной роли знаков и знаковых систем как структурных компонентов поведения.
В последние десятилетия развернуты социологические и семиотические исследования поведения, направленные на анализ тех его аспектов, которые значимы в рамках социальных групп того или иного уровня, в реализации ценностных ориентации личности в той или иной культуре.
Литература:
1. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. М.–Л., 1926;
2. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959;
3. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М, 1965.
Э.Г.Юдин

Социологический словарь:

ПОВЕДЕНИЕ — англ. behavior,;нем. Verhalten. 1. Процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (псих.) активностью. П. различают на биол., психол. и соц. уровнях. 2. В бихевиоризме — совокупность двигательных и сводимых к ним вербальных ответов (реакций) живых существ на воздействия (стимулы) внешней среды. см. АГРЕССИЯ.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019