Определение слова «Церковь»

Архитектурный словарь:

См. Храм.

Словарь по культурологии:

(греч. kyriake, букв. – божий дом)
1) особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы; иерархический характер, централизация управления; разделение принадлежащих к церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих);
2) здание для отправления христианского религиозного культа, имеющее помещение для молящихся и алтарь.

Советская историческая энциклопедия:

Особый тип религ. орг-ции, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Гл. отличительные признаки Ц.: 1) наличие более или менее разработанной догматич. и культовой системы; 2) иерархич. характер, централизация управления; 3) разделение принадлежащих к Ц. на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян).
=====
Церк. орг-ция играет большую роль в сохранении и воспроизводстве религ. верований. В то же время Ц. стремится удовлетворить, исходя из идеалистич. мировоззренческих позиций, познавательные, эстетич., нравственные потребности верующих.
=====
Во всех антагонистич. социальных системах Ц. связана с господствующими классами, выполняет важные политич., правовые и идеологич. функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения, являясь тормозом на пути социального прогресса.
=====
В социалистических странах Ц. лишена каких бы то ни было нерелигиозных функций (политических, правовых и др.). Религиозные организации, представляющие собой частные объединения верующих, имеют единственную цель — совместное отправление религ. культа, обязаны соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистических стран Ц. отделена от гос-ва.
=====
Ц. окончательно оформилась в эпоху феодализма. В этот период она была особенно тесно связана со всей гос. и социальной структурой, выступая "...в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Ц. выполняла, помимо религиозных, многие иные функции. Церк. приход в феод. обществе был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) церковь являлась не только местом отправления обрядов, но также и политич. и общественным центром. Принадлежность к данной Ц. в эпоху феодализма основывалась преим. не на сознательном выборе, а на семейных и нац. традициях. Церкви как господствующей религ. орг-ции противостояли при феодализме секты, включавшие в себя людей, отколовшихся от Ц., порвавших с господствующей религией и в противоположность Ц. выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего строя (см. Сектантство). Большинство сект в отличие от Ц. формировалось на основе индивидуального сознательного вступления в них.
=====
При капитализме положение Ц. (как и др. религ. орг-ций) существенно меняется. В ряде капиталистич. стран Ц. утрачивает свою монополию в различных областях умственной деятельности, отделяется от гос-ва и теряет прежние правовые функции. Возникает "религ. плюрализм", при к-ром равноправные в юридич. отношении религ. орг-ции конкурируют друг с другом; в области религии индивиду предоставляется известная свобода выбора, маскирующая связь религ. орг-ций, и в первую очередь Ц., с господствующим классом. Капиталистич. индустриализация и урбанизация меняют облик первичной церк. общины: разрыв между местом работы и местом жительства, усиление социальной и терр. мобильности населения, распространение религ. индифферентизма и свободомыслия — все это меняет прежнюю роль прихода; религ. группа в условиях капитализма не совпадает с к.-л. иными социальными общностями. Ц. объединяет людей гл. обр. на базе отправления ими религ. обрядов; принадлежность к Ц. многими верующими воспринимается формально. Стираются и прежние различия между Ц. и сектами. Ц. фактически перестает включать все население; многие секты становятся массовыми и теряют прежний замкнутый характер, осуждение ими существующего миропорядка зачастую сменяется принятием его и даже "освящением". Впервые социологич. характеристику Ц. и секты как особых типов религ. орг-ций дали нем. бурж. социологи нач. 20 в. Э. Трёльч и М. Вебер. Однако противопоставление Ц. и секты оказалось у них слишком жестким, не учитывающим размывания различий между ними в условиях капитализма. Многие бурж. социологи (амер. теолог Р. Нибур и др.), отмечая недостаточность типологич. схемы Трёльча — Вебера, ввели понятие "деноминации" для религ. орг-ций, соединяющих в себе признаки Ц. и секты (как, напр., для орг-ций баптистов, методистов и нек-рых др.).
=====
Д. М. Угринович. Москва.
=====
В конфуцианстве, буддизме, исламе, иудаизме такой четко выраженной корпоративной централизованной церк. ор-ции, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в нек-рых из них иерархия духовенства), ибо, в первую очередь, эти религии декларируют тождественность гражд. и религ. общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а, значит.- и автономного религ. коллектива в лице церкви).
=====
Организационная структура некоторых крупнейших церквей
=====
Православная церковь. В настоящее время (1974) насчитывает 15 автокефальных церквей (из них Русская и Грузинская — на территории СССР) и 2 автономные церкви (Финская, с 1957 находится в юрисдикции Константинопольской церкви; Японская, с 1970 — в юрисдикции Рус. православной церкви).
=====
Автокефальные церкви при общем вероучении и одинаковом в основном богослужении административно самостоятельны. У православных церквей нет единого центра управления, и с 8 в. они не проводят вселенских соборов. Патриарх Константинопольский считается первым среди равных и не имеет права вмешиваться в дела др. автокефальных церквей. Нек-рые автокефальные церкви имеют в различных странах экзархаты, епархии, благочиния, миссии, подворья (напр., на терр. СССР функционируют подворья Александрийской, Антиохийской, Болгарской церквей). Каждая из православных церквей решает вопросы, связанные с вероучением, культом, каноническими правилами на поместных церковных соборах. Для всех автокефальных церквей характерен иерархич. характер управления. Возглавляются они патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми поместными соборами.
=====
Главы церквей осуществляют межцерк. связи; созывают поместные соборы и председательствуют на них; под их контролем находятся все учреждения центр. церк. управления.
=====
Самой крупной среди православных церквей является Русская церковь (с июля 1971 ее возглавил "патриарх Московский и всея Руси" митрополит Пимен (Сергей Михайлович Извеков)). В адм. отношении Рус. церковь подразделяется на епархии, во главе к-рых стоят архиереи (епископы), назначаемые синодом, под председательством патриарха. Епархиальный архиерей управляет единолично или при содействии епархиального совета (из 3-5 священников). Большие епархии делятся на благочиния ("благочиннические округа"), возглавляемые благочинными, назначаемыми епархиальными архиереями. Благочинные контролируют деятельность приходского духовенства, следят за исполнением распоряжений епархиального архиерея. Низшей церк. единицей является приход, имеющий свою церковь (храм) с причтом (штатом служителей, обычносвященник, дьякон, псаломщик), к-рые содержатся на средства общины верующих. Адм.-хоз. функции (связанные с содержанием церковных помещений, культового имущества и др.) в приходах выполняются исполнит. органами религ. объединений (церк. советами), избираемыми из числа верующих на общем собрании прихожан. Епархии на терр. УССР объединены в экзархат. За рубежом имеются Западноевропейский, Среднеевропейский экзархаты и экзархат Центр. и Юж. Америки. Православные церкви после 2-й мировой войны 1939-45 для сохранения редеющей паствы встали на путь модернизации. Так, напр., Рус. церковь не только изменила свою прежнюю промонархич. ориентацию, но стала поддерживать внутр. и внеш. политику Сов. гос-ва. Провела ряд конференций представителей всех религий, на к-рых обсуждались вопросы сотрудничества и сохранения мира между народами. Все православные церкви (кроме Албанской) включились в экуменическое движение, являются членами Всемирного совета церквей (Рус. церковь с 1961, Грузинская — с 1962). О стремлении православных церквей приспособиться к совр. условиям свидетельствуют также и выдвигаемые ими темы к готовящемуся ныне (1974) всеправославному собору, в числе к-рых пересмотр церк. правил о постах, отношение к социальным проблемам современности, поддержание мира между народами, признание действительными браков между лицами различных вероисповеданий и т. п. Однако модернизация православной доктрины не меняет ее сущности. Православные церкви, как и все религ. орг-ции, распространяют идеологию, несовместимую с научно-материалистич. мировоззрением.
=====
М. П. Новиков. Москва.
=====
Армяно-григорианская церковь (Армянская апостольская церковь) по своей догматике — монофизитская (см. Монофизиты). Возглавляется "верховным патриархом, католикосом всех армян", избираемым собором епископов. Его резиденцияЭчмиадзин (в 20 км от Еревана). Помимо основного Эчмиадзинского каталикосата (Армянская ССР), имеются за рубежом в церк. отношении подчиненные ему Иерусалимское и Константинопольское патриаршества, а также епархии в Иране, Ираке, АРЕ, в Зап. Европе (центр — в Париже), в Румынии, Болгарии, Греции, в США, Канаде и др. На терр. СССР епархии армяно-григорианской церкви имеются в Грузии, Азербайджане, Туркмении. Не подчинен Эчмнадзину в церк. отношении (по политич. мотивам) Киликийский католикосат, имеющий своего каталикоса и рассматривающийся частью верующих за рубежом как самостоятельный центр армянской апостольской церкви.
=====
Н. К. Анисимова. Москва.
=====
Католическая церковь. Отличается строгой централизацией, монархич. и иерархич. характером. Ее главапапа римский. Согласно католич. вероучению, он считается викарием (наместником) Христа, преемником апостола Петра, непогрешимым, когда выступает в роли верховного первосвященника по вопросам религии и морали. В католич. церкви папа римский обладает неограниченной юрисдикцией, стоит выше вселенских соборов. Резиденция главы церквиВатикан (город-государство в центре Рима). После римского папы высш. духовные лица, ближайшие его советники и помощники по управлению церковью — кардиналы, назначаемые папой, в совокупности составляющие коллегию кардиналов. В нач. 1973 насчитывалось 145 кардиналов. Папа избирается пожизненно кардиналами, возраст к-рых не превышает 80 лет (см. Конклав), и лишь из их числа. Центр. органами управления католич. церковью являются подчиненные папе учреждения, составляющие Римскую курию. В 1965 был образован в качестве совещательного органа Синод епископов, периодически созываемый папой, председателем к-рого он и является. В ряде стран папа имеет дипломатич. представителей (нунциев, интернунциев и др.). Адм.-территориально католич. церковь подразделяется на церк. провинции (архиепископства), во главе к-рых стоят архиепископы, подчиняющиеся непосредственно папскому престолу. Провинции делятся на епархии (диоцезы), ими управляют епископы с помощью особых советов — капитулов (коллегий духовных лиц при кафедральном соборе) и советов светского апостолата, в к-рых участвуют и миряне. Низовыми церк.-терр. единицами являются приходы, возглавляемые приходскими священниками, находящимися в подчинении у епископов. Существуют специальные орг-ции для координации деятельности епископов отдельных гос-в, регионов. Так, напр., в 1955 был образован Совет епископов Лат. Америки. В ряде гос-в регулярно собираются конференции епископов, правомочные решать вопросы, связанные с реализацией постановлений соборов и центр. органов Ватикана. Церк. аппарат располагает огромной армией священников (в 1970 более 400 тыс.), многочисленным монашеством (организованным в монашеские ордена), миссионерскими орг-циями. В несоциалистич. странах католич. церковь опирается на католич. партии, профсоюзы и мн. др. светские орг-ции; большинство из них объединено в систему "Католическое действие"; католич. церковь использует мощные средства пропаганды — печать, кино, радио, телевидение, имеет свои ун-ты и ср. учебные заведения.
=====
После 2-й мировой войны католич. церковь, как а другие, вынуждена была стать на путь модернизации, в т. ч. и в вопросах организации. Это ярко сказалось в решениях 2-го Ватиканского собора 1962-65 и в последующих постановлениях; проводится реформа в целях привлечения к управлению церк. орг-циями большего числа людей (таковы, напр., в епархиях советы светского апостолата). Все это вызвано угрозой утратить контроль над все уменьшающимся числом верующих.
=====
M. M. Шейнман. Москва.
=====
Протестантские церкви. В протестантизме с его упором на личную, индивидуальную веру и личное, индивидуальное спасение, с его отрицанием сверхъестественных качеств у церк. орг-ции и служителей культа роль Ц. значительно меньше, чем в католицизме и православии.
=====
Ближе всего по организационным принципам к католич. церкви англиканские церкви. Старейшая из англиканских церквей — "Церковь Англии", являющаяся гос. церковью. Глава ее — англ. король (с 1952 — королева Елизавета). Все принципиальные церк. статуты утверждаются англ. парламентом. Расходы по содержанию церкви в значит. мере несет гос-во. Строится по строго иерархич. принципу, согласно к-рому авторитет вышестоящих абсолютен не только в адм. отношении, но и в вопросах веры. В адм. отношении "Церковь Англии" делится на провинции: Кентерберийскую и Йоркскую, к-рые возглавляются архиепископами, назначаемыми пожизненно королем по представлению парламента. Архиепископ Кентерберийскийглавный из епископов, примас "Церкви Англии", первый пэр королевства. Провинции подразделяются на епархии (диоцезы), управляемые епископами, епархии — на благочиния, а они — на приходы, являющиеся низовой церк.-адм. единицей (во главе со священником). 24 из 43 епископов и оба архиепископа — члены палаты лордов. В 1919 была создана Нац. ассамблея церкви Англии (в 1970 преобразована в Ген. синод), созываемая для подготовки законопроектов по церк. вопросам, к-рые затем передаются на рассмотрение и утверждение парламенту. Ген. синод состоит из 3 палат: палаты епископов, палаты духовенства, палаты мирян. Крупнейшие самостоятельные англиканские церкви существуют также в Уэльсе, Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии; имеются англиканские церкви в странах Юж. и Зап. Африки, Корее, Японии, Вест-Индии. Все англиканские церкви, кроме "Церкви Англии", отделены от гос-ва. В англикан. церкви США ("Протестантская епископальная церковь") высший орган — Ген. конвенция, состоящая из палаты епископов и палаты депутатов (в последней поровну священников и мирян). Ген. конвенция собирается через каждые 3 года и выбирает Исполнительный (Национальный) совет и председательствующего епископа. Координацию деятельности англиканских церквей осуществляет Англиканский союз церквей, высш. органом к-рого являются Ламбетские конференции, созываемые приблизительно через каждые 10 лет в Ламбетском дворце (резиденции архиепископа Кентерберийского); в них участвуют епископы ото всех англиканских церквей. Однако эти конференции носят консультативный характер, их решения не имеют обязательной силы для всех англиканских церквей.
=====
Лютеранские церкви по преимуществу национальные. В лютеранстве роль церкви меньше, чем в англиканстве. Бульшая роль в лютеранских церквах принадлежит нижнему звену церкви — приходу и соответственно прихожанам (мирянам). Во главе прихода стоят церк. совет и пастор, приглашаемый самими прихожанами (к-рые, однако, права смещать его не имеют). Как правило, неск. приходов образуют церк. район, возглавляемый деканом, пробстом или суперинтендентом, р-ны объединены в территориальную церковь, возглавляемую синодом (членами к-рого наряду с духовенством являются миряне), епископом (или церк. президентом) и церк. советом из выборных членов. Крупнейшие лютеранские церкви — в ФРГ, США. В ФРГ большинство лютеранских территориальных церквей входит в Объединенную евангелическо-лютеранскую церковь, которая, как коллективный член, вместе с рядом реформатских церквей составляют объединение — Евангелич. церковь. Каждая отдельная церковь, входящая в объединение, сохраняет свои вероисповедные особенности. В США число лютеранских церквей путем объединений свелось к 1973 к девяти. Высш. органом лютеранских церквей в США является церк. конвенция, избирающая президента. Епископов в лютеранских церквах США нет. Лютеранские церкви ФРГ и США отделены от гос-ва. Лютеранские церкви существуют во мн. странах. В Европе влиятельны, помимо указанных, церкви в Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии. В скандинавских странах все лютеранские церкви — государственные (напр., в Норвегии глава лютеранской церквикороль, назначающий ее служителей). Значительна лютеранская церковь Бразилии. В 1947 была образована свободная ассоциация лютеранских церквей — "Лютеранская всемирная федерация", в к-рую входят 82 лютеранские церкви 48 стран мира (1973). В СССР существуют Эстонская евангелическо-лютеранская церковь и Латвийская евангелическо-лютеранская церковь. В ГДР, где лютеране составляют большинство верующих, имеется ряд терр. евангелических и евангелическо-лютеранских церквей; все они объединены в Союз евангелич. церкви.
=====
Кальвинистские церкви представлены реформатскими (Швейцария, Нидерланды, Франция, ФРГ, США, Венгрия, Чехословакия, ГДР и др.), пресвитерианскими (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.), конгрегационалистскими (Великобритания, США и др.) церквами. Все кальвинистские церкви отделены от гос-ва, духовенство (пасторы), руководители церк. общины (пресвитеры) избираются мирянами. Община управляется церк.-адм. органом — выборной консисторией, состоящей из пастора, пресвитеров и дьяконов. В реформатских и пресвитерианских церквах неск. соседних приходов (церк. общин) образуют ассоциацию, возглавляемую пресвитерией, к-рую составляют пасторы и пресвитеры объединившихся приходов. Над пресвитериями стоят по иерархич. лестнице провинциальные и национальные синоды во главе с выборными суперинтендентами. Отличительная особенность конгрегационалистских церквей — автономность церк. общины (конгрегации) во всех вопросах, включая вопросы вероисповедания. Однако при всей своей номинальной автономности конгрегационалистские общины "согласовывают" между собой и вероучение и религ. культ, составляют церкви (напр., "Конгрегационалистская церковь" в Англии и Уэльсе, образованная в 19 в.). В 1875 был организован "Всемирный союз реформатских церквей" (центрЖенева), объединяющий реформатские и пресвитерианские церкви. Конгрегационалистские церкви учредили в 1891 "Междунар. конгрегационалистский совет" (с центром в Лондоне). В 1970 оба объединения кальвинистских церквей слились, образовав "Всемирный союз реформатских церквей (пресвитерианских и конгрегационалистских)" (центр — Женева). На терр. СССР кальвинизм не имеет сколько-нибудь широкого распространения, небольшое число реформатских общин существует в Прибалтике и Закарпатье.
=====
В протестантизме мн. секты преобразовываются в церкви (см. Методисты, Баптисты, Меннониты).
=====
А. Н. Чанышев. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

церковь
ЦЕРКОВЬ -кви; мн. церкви, церквей, церквам и церквям; ж.
1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединённая общностью верований и обрядности; религия, проповедуемая такой организацией. Православная ц. Католическая ц. Отцы церкви (толкователи христианского вероучения).
2. Здание, в котором происходит христианское богослужение. Белокаменная ц. Деревянная ц. Трёхглавая ц. Венчаться, отпевать кого-л. в церкви. Ходить в ц. (также: быть верующим). Евангелическая ц. Баптистская ц. Лютеранская ц.
Церквушка, -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; ж. Уменьш.-ласк. (2 зн.). Церковка, -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж. Уменьш. (2 зн.).

Малый академический словарь:

церковь
-кви, род. мн. -квей, дат. -квам, ж.
1.
Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности.
Православная церковь. Католическая церковь. Отделение церкви от государства.
2.
Здание, в котором происходит христианское богослужение.
Белокаменная церковь.

Собралось такое множество почетных богомольцев, что простые крестьяне не могли поместиться в церкви и стояли на паперти и в ограде. Пушкин, Дубровский.
Белая деревянная церковь, с зелеными куполами и золотыми крестами, стояла на горе. Новиков-Прибой, Порченый.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Церковь (город)

Новейший философский словарь:

ЦЕРКОВЬ (греч. — kyriakon — дом Господний)специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции: наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом; обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения; здание религиозной общины. Ц. — религиозная организация, основанная самим Иисусом Христом, являет собой мистическое «тело Христово» — «corpus mysticum». (В Ц. принято различать «видимое тело»общество верующих, иерархию из паствы и клира, храмы и т.п., а также «невидимую Ц.», главой которой считается Господь Иисус Христос). Теоретическое обоснование идеологии и практики Ц. принято связывать с мыслями и деяниями апостола Павла. Преодолевая национально-традиционалистские условности иудейского христианства, апостол Павел акцентировал наднациональный характер идеи спасения для общества, возникшего на основе веры в Иисуса Христа. Апостол Павел актуализировал для христианской философской традиции такие понятия античного мировоззрения, как дух, тело, закон, благодать, жизнь, смерть и т.д. В границах христианского миропонимания, Ц. — социальное чудо, сопряженное явлению человеку Бога в облике Христа и выступающее как бы его продолжением. Первоначально единая Ц. распалась на ряд Ц.: в 11 веке выделились не признававшие власть пап греческая и иные восточные Ц. (в католической традиции оформляется парадигма отождествления Ц. с Софией), в 16 в. — оформилось протестантство в виде Ц. лютеранской и Ц. реформаторской.

Новая философская энциклопедия:

ЦЕРКОВЬ (греч. , лат. ecclesia) – термин, обозначающий религиозное сообщество христиан и соответствующую иерархическую структуру, жизнь и деятельность которой регламентируется вероучительными и каноническими нормами, выработанными в контексте Истории христианства [ХРИСТИАНСТВО]. Церковь в узком смысле – христианское культовое здание, храм (рус. слово «церковь» восходит к греческому – храм Господень). Буквальное значение греч. слова«собрание тех, кто позван» – отражает первичное понимание, согласно которому церковь – это местная община призванных Богом на путь спасения последователей Иисуса Христа. Распространение христианства в различных культурных контекстах в границах позднеантичной ойкумены и за ее пределами поставило вопрос о единстве церковных общин, которое было понято как вероучительное и «мистическое». Церковь объединяет одна вера, актуализируемая через тождественный по существу религиозный опыт общения и единства с Богом «во Христе». Согласно метафоре апостола Павла, церковь есть Тело Христа, а сам Христос – ее Глава. Одушевляющей, животворной силой этого Тела является Дух Божий, в день Пятидесятницы сошедший на апостолов, которые представляли христианскую первообщину (поэтому церковь есть также и «храм Духа»). Все члены церкви, вступившие в нее через крещение «во Христа» и соединение с ним в таинстве Евхаристии (причастии «Телу и Крови Христа»), составляют т.н. «невидимую» церковь. В то же время церковь – это конкретная, «видимая» религиозная структура, имеющая своих институциональных лидеров, профессиональных служителей и рядовых членов, материальную базу и корпоративные интересы.
Эта двуединая природа церкви часто выражается богословами через различение церкви как духовного «события» и церкви как земной институции. С богословской точки зрения церковь – динамическая реальность, которая описывается выражением «уже – еще нет». Со стороны Бога все уже совершено: Богочеловек Христос основал церковь как духовное пространство спасения [СПАСЕНИЕ]и обжения, которое открылось в историческом времени; церковь есть «небо на земле». Вместе с тем спасение есть процесс, духовный путь, прохождение которого требует участия свободной воли человека. Внешняя церковная организация создает объективные условия (преемственность священнической иерархии, вероучения и дисциплины, совершения богослужения и таинств (см. Таинства церковные [ТАИНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ]) и т.д.) для того, чтобы каждый человек мог осуществлять свое спасение в соответствии с христианской традицией. Будучи «окном в вечность», появившаяся в новозаветную эпоху церковь имеет свою собственную историю, которая разворачивается в контексте истории христианских обществ, государств и культур. Во временнй перспективе церковь выступает как религиозная традиция и одновременно как ряд региональных и местных традиций, которые, вступая во взаимодействие с культурой, создают сложные конкретно-исторические образования. После победы христианства над язычеством [ЯЗЫЧЕСТВО]церковь встраивается в общественную структуру, превращаясь в религиозно-идеологический и культовый «департамент» государства (в нехристианских обществах церковь остается религией этнорелигиозного меньшинства). В результате под эмпирической церковью начинают понимать не столько сообщество христиан, сколько клерикальную корпорацию, наделенную определенными властными полномочиями. Это в свою очередь имело следствием некоторые изменения в религиозном сознании, в результате чего, напр., носителем церковности признавались только клирики как определенное сословие (в средневековом католичестве) или главой церкви провозглашался монарх (пореформационная Англия, Российская империя в ХIХ в.).
В ходе истории христианская церковь пережила множество разделений, результатом которых стал конфессионализм [КОНФЕССИОНАЛИЗМ]существование многих церквей в рамках общей религиозной традиции. От восточной (византийской) церкви отпали несториане и монофизиты (т.н. дохалкидонские церкви), в 1054 произошло окончательное разделение восточной и западной (римской) церквей. В период Реформации XVI в. от Рима отделились протестантские церкви, что положило начало процессу образования множества различных протестантских деноминаций. В результате можно говорить о трех основных типах церквей: восточноправославном – национальные, на практике государственные, церкви, объединенные единым вероучением и общением в таинствах; римско-католическом – всемирная церковь, подчиненная юрисдикции Римского папы; протестантском – церковь как конгрегация верующих во Христа, принадлежащих к определенной конфессиональной традиции (нужно отметить, что существуют и государственные, национальные церкви, идеологически восходящие к Реформации [РЕФОРМАЦИЯ]).
В эпоху конфессионализма церкви оказались максимально отчуждены друг от друга, выражением чего были различия в вероучении, богослужении и организации, а следствием – взаимные обвинения в «антицерковности» и религиозные войны. В современную эпоху, когда церковь вследствие секуляризации [СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ]постепенно утратила влияние в обществе, ее практика ограничивается удовлетворением религиозных потребностей отдельных личностей, а также охранением христианских ценностей. Косвенным результатом этого явилось возникновение в 20 в. всемирного экуменического движения (см. Экуменизм [ЭКУМЕНИЗМ]), цель которого – сближение различных христианских церквей и их воссоединение перед безрелигиозным миром. Ряд богословов и церковных деятелей предлагает согласовать христианскую веру с современной наукой и культурой и адаптировать церковную практику к изменившимся историческим условиям (см. Модернизм [МОДЕРНИЗМ]религиозный). В свою очередь консервативные церковные круги выступают, с одной стороны, против экуменизма, защищая свою конфессиональную идентичность, а с другой – призывают вернуться к такой общественной структуре, в которой церковь снова будет играть роль определяющей силы в области мировоззрения и морали (см. Фундаментализм [ФУНДАМЕНТАЛИЗМ]).
А.И.Кырлежев

Краткий религиозный словарь:

1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. 2. Специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих, в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в таинствах. Универсальный характер церкви как мистического "тела Христа" и "полноты Святого Духа" делает невозможным ее отождествление ни с какой другой этнической, политической и другой общностью. 3. Христианский храм

Социологический словарь:

ЦЕРКОВЬ (от греч. kyriake (oikia) — Божий дом) — англ. church; нем. Kirche. 1. Тип религиозной организации, соц. институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся: авторитарным централизованным иерархическим правлением, общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов. Ц. обладает четко определенной системой норм религиозной морали, канонического права, ценностей и санкций. 2. Синоним религии или крупного религиозного течения (католическая Ц., православная Ц.); организованная форма объединения последователей к.-л. религии или ее отдельных направлений и течений. 3. Христианское культовое здание, имеющее алтарь и помещение для богослужения.

Грамматический словарь Зализняка:

Церковь, церкви, церкви, церквей, церкви, церквам, церквям, церковь, церкви, церковью, церквами, церквями, церкви, церквах, церквях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru