Определение слова «духовенство»

Толковый словарь Ефремовой:

духовенство ср.
Служители культа в монотеистических религиях.

Толковый словарь Ушакова:

ДУХОВЕ́НСТВО, духовенства, мн. нет, ср., собир. Служители религиозного культа.

Большой энциклопедический словарь:

ДУХОВЕНСТВО — служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы).

Большая советская энциклопедия:

Духовенство
В современных религиях служители культа, обычно (но не во всех религиях) организованные в иерархической корпорации. Верующими представители Д. почитаются как люди, наделённые сверхъестественной силой, способные быть посредниками между людьми и богом. В зависимости от своего положения и функции в церкви Д. делится на высшее и низшее. В некоторых религиях представители высшего Д. почитаются как наместники бога на земле (папа римский в католицизме) или как воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). В ряде религий Д. разделяется на чёрное (монашество, принимающее на себя особые обязательства, в том числе уход «из мира») и белое (живущее «в миру»). В буддизме монашество охватывает всё Д.
В антагонистическом классовом обществе Д. в своей массе являлось и является опорой господствующих эксплуататорских классов. «Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы... смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать революционную решимость» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 237).
Общепринято связывать Д. с монотеистическими религиями. Непосредственным его предшественником являлось Жречество, типичное для политеизма (более ранней ступени развития религии). Принципиального различия между Д. и жречеством не существует. Одной из основных функций жречества государств древнего мира являлось отправление религиозного культа; жречество представляло собой привилегированную прослойку, входившую в состав господствующего класса.
Процесс формирования Д., начало складывания церковной иерархии прослеживаются на примере христианства. В ранних христианских общинах, организованных демократически, Д. ещё не существовало. С ростом числа сторонников христианства произошло в общинах разделение на клир (духовенство) и мирян. Приблизительно с середины 2 в. руководство в общинах постепенно перешло к епископам, которым были подчинены священнослужители, а в начале 4 в. возникло Монашество. Позже епископы наиболее влиятельных епископий стали именоваться патриархами, а на основе римского епископата образовалось Папство (5 в.).
В феодальных государствах Д. составляло особое привилегированное сословие, стоявшее на страже интересов феодалов, освящавшее феодальную эксплуатацию народа. Члены высшей духовной иерархии (архиепископы, епископы, настоятели монастырей и др.) были крупными землевладельцами, на их землях жестоко угнетались массы феодально-зависимых крестьян. Хотя Д., будучи в средние века «... единственным образованным классом» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), и способствовало некоторому распространению грамотности, знаний (основывало школы, переписывало в монастырях книги, составляло хроники и т.п.), но в то же время оно препятствовало развитию науки, независимой от богословия, захватывая монополию на образование, подчиняя своему влиянию всю духовную жизнь общества. Отдельные представители Д., поднимавшиеся выше своего круга и выступавшие как носители прогрессивной мысли (Дж. Бруно), подвергались преследованиям.
Низшее Д., вербовавшееся из среды бюргерства, крестьян и плебеев, стояло по условиям жизни ближе к народным массам. Выходцы из его рядов нередко были участниками или руководителями народных движений (Дж. Болл, Дольчино, Ян Гус и др.), порой выступали с критикой религии, церкви и общественных порядков (Ж. Мелье, Ж. Ру).
При капитализме прежние политические и экономические связи высшего Д. с землевладельческой аристократией постепенно вытесняются связями с крупной буржуазией, с монополиями, интересы которых Д. (в своём большинстве) отстаивает, провозглашая священность частной собственности, оправдывая классовое деление общества и осуждая революционную классовую борьбу.
В эпоху империализма Д. стало активно участвовать в борьбе буржуазии против социалистического рабочего движения. После победы Великой Октябрьской революции, встреченной Д. и в России, и за рубежом, как правило, враждебно, антисоветизм и антикоммунизм стали одним из постоянных мотивов в общественной и религиозной деятельности большей части Д. (особенно высшего) капиталистических стран. Большое место в деятельности Д. буржуазных государств занимает пропаганда религиозных доктрин среди населения, при этом оно использует в своих целях различные политические партии и организации. Усиление мировой социалистической системы, успехи национально-освободительного движения и популярность идей социализма привели многих представителей Д. различных стран к осознанию необходимости пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности: а именно к отказу от безусловного оправдания капитализма. Часть Д. стала поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. В социалистических странах укрепление социалистического строя побудило Д. в своей основной массе занять лояльную позицию по отношению к социалистическому государству.
Д. остаётся проповедником антинаучной идеалистической идеологии. Для противодействия влиянию идей коммунизма и упадку религиозности Д. стало искать новые пути воздействия на массы. Одним из таких путей является, например, организация католической церковью так называемого светского апостолата — создание из мирян помощников Д. Представители Д. в целях укрепления позиций религии, поколебленных развитием науки, пытаются идеалистически истолковывать научные открытия. Стремясь сохранить своё влияние на массы, Д. выдаёт себя за блюстителя национальной самобытности и культуры, отмежёвывается от мрачных страниц своего далёкого и недавнего прошлого, возвеличивает свою роль в истории.
М. М. Шейнман.
Д. в России. На территории Русского государства, а позднее Российской империи существовало много религиозных культов и вероисповеданий. Главнейшими из них были: в христианской религии — русская православная церковь, армянская апостольская церковь, грузинская православная церковь, католическая церковь, лютеранские церкви, старообрядчество; а также ислам, имеющий последователей суннитского и шиитского толков; иудаизм, делящийся на талмудистов и караимов; буддизм, последователи которого исповедуют его ламаистскую разновидность; множество сектмолокане, духоборы, мормоны, штундисты, хлысты, баптисты, евангельские христиане, адвентисты и др. Во многих религиях в России Д. — это замкнутое сословие со строгой иерархией. Сверху вниз эта иерархия выглядит следующим образом: в православной церкви имеются 3 степени священства: епископ (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ); пресвитер (протопресвитер, протоиерей, священник), а в монашестве — архимандрит, игумен, иеромонах; диакон (протодиакон, диакон), а в монашестве — архидиакон, иеродиакон. В старообрядческой церкви белокриницкого и беглопоповского согласия — архиепископ (глава церкви), епископ, протоиерей, священник, протодиакон, диакон; в старообрядческой церкви беспоповского согласия — наставник. В католической церквиархиепископ, епископ, декан, пробст (настоятель), ксёндз, диакон, субдиакон. В протестантских религиях, не имеющих церковной иерархии, Д. избирается верующими и имеет: в лютеранской церкви — архиепископов, епископов, пробстов, старших пасторов, пасторов. В религиозных сектах — старших пресвитеров, благовестников, пресвитеров, проповедников, диаконов. В иудейской религии — раввинов; в буддийской религии — хамбо-лам, лам; в религиозных сектах — старших пресвитеров, благовестников, диаконов, пресвитеров, проповедников.
Во главе русской православной церкви стоит патриарх, во главе армянской апостольской церквиверховный патриарх-католикос всех армян, грузинской православной церкви — патриарх-католикос. Лютеране отрицают сложную церковную иерархию и монашество. Эстонская и латвийская лютеранские церкви возглавляются каждая своим архиепископом, избираемым общинами верующих. Во главе каждой церковной общины стоит приглашаемый ею пастор, который рассматривается не как посредник между богом и верующими, а лишь как толкователь Священного писания. В иудейской религии примерно ту же роль знатоков и толкователей священных текстов и руководителей религиозной общины играют раввины. В мусульманстве над рядовыми служителями культа (муллами) стоит муфтий. Во главе забайкальских буддистов стоит бандидо хамбо-лама.
Господствующей церковью в России была русская православная церковь. В 1897 из 126368 тыс. чел. около 80 млн. населения России были православными. Оба вида духовенства — чёрное (монахи) и белое (священники, протоиереи, диаконы и протодиаконы) — появились на Руси после принятия христианства (988—989). Так как христианство было заимствовано из Византии, то на первых порах, как правило, священнослужителями были греки. Тогда же создалась церковная иерархия. Глава русской церквимитрополит, назначался константинопольским патриархом. Во главе отдельных епархий (церковных округов) стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды чёрного Д. митрополитом и собором русских епископов при значительном участии светской власти (князей). С 1448 русская церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала самостоятельной (см. Православная церковь). Митрополит избирался собором русских епископов, а в 1589 главе русской церкви был присвоен титул патриарха московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь всё больше подчинялась власти царя. С самого начала архиереи и монастыри получали от князей земельные пожалования, которые росли за счёт вкладов «на помин души», покупки земель у светских феодалов, захвата земель у крестьян и др. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феодальными привилегиями, податным и судебным иммунитетом. Высшее Д., таким образом, составляло часть господствующего класса феодалов. Поэтому народные антифеодальные движения, будучи направленными и против духовных феодалов, и против церкви, освящавшей феодальный строй, часто принимали форму ересей (См. Ереси). Нередко активными участниками еретических движений были представители низшего белого Д., ряды которого пополнялись выходцами из крестьянского и посадского населения. Несмотря на то, что низшее белое Д. было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т.к. кормилось за счёт своей паствы, являлось проводником официальной церковной идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. До 18 в. кандидатов на священнические места избирали сами верующие, в вотчинах огромную роль в этом деле играли землевладельцы. С конца 17 в. установился наследственный порядок занятия свободных священнических мест, что способствовало превращению белого Д. в замкнутое сословие, которое в 18 в. постепенно выдвинулось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. По первой ревизии (1718—27) в России значилось 97413 душ мужского пола, относящихся к православному Д. Белое Д. всё больше оформлялось в обособленную касту. Пётр I ликвидировал патриаршество, а управление церковью передал созданному в 1721 Синоду во главе с государственным чиновником — обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви государственной власти, превращение её в часть государственного аппарата. Самодержавие выделяло на содержание Д. огромные средства. К концу 19 в. только Синод отпускал на содержание православного Д. 7 млн. руб. в год, а государственное казначейство — 18 млн. в год, не считая пожертвований на приходское Д., доходов от церковных земель, имуществ и процентов с капиталов. Всё католическое Д. получало содержание из казны, Д. др. вероисповеданий содержалось на средства приходов. Д. верно служило самодержавию. На него были возложены некоторые обязанности административного и полицейского характера: запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадёжностью прихожан. Во всех школах в обязательном порядке преподавался закон божий, значительная часть начальных школ находилась в руках Синода. Церковь имела свои учебные заведения: духовные семинарии, появившиеся в 18 в., и духовные академии. К началу 20 в. в России было 4 духовные академии, 58 семинарий, в которых обучалось 19900 чел. для занятия церковных должностей в русской православной церкви. Подобные учебные заведения имело и Д. др. вероисповеданий. К 1917 в Российской империи было 6 католических семинарий, 6 семинарий армянской апостольской церкви и др. Д. постоянно нападало на науку, боролось с передовыми общественными идеями, печать находилась под гнётом духовной цензуры. Д. было опорой самодержавия в борьбе с революционным движением. В годы Революции 1905—1907 Д. участвовало в организации обществ типа «Союза русского народа» (См. Союз русского народа) или «Союза Михаила Архангела» (См. Союз Михаила Архангела), сеяло национальную вражду, было вдохновителем еврейских погромов. Церковные учреждения владели землями, торговыми заведениями, промышленными предприятиями; многие монастыри были миллионерами. В 1912 в русской православной церкви насчитывалось 110434 чел. белого и 91654 чёрного Д. Подавляющее большинство Д. враждебно встретило Октябрьскую социалистическую революцию 1917. Всероссийский поместный собор православной церкви (август 1917 — сентябрь 1918) восстановил патриаршество. Патриархия и Д. стали одной из сил, борющихся против Советской власти и социалистических преобразований. Враждебную позицию по отношению к Октябрьской революции занимало Д. всех др. вероисповеданий — мусульманского, старообрядческого и т.д. В обстановке упрочения Советской власти и всенародной поддержки её мероприятий часть Д. осознала опасность оказаться в полной изоляции. В 20-х гг. внутри православной церкви получило большое развитие возникшее ещё до революции обновленческое движение. Обновленцы осудили антисоветскую деятельность патриарха Тихона и заявили о лояльном отношении к Советской власти. Они стояли также за некоторые нововведения в церковном устройстве и в быту Д., не затрагивавшие основ вероучения. Это движение сыграло определённую роль в пересмотре церковью её отношения к Советской власти. Церковь прекратила открытую борьбу с Советской властью. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, многие представители Д. продолжали антисоветскую деятельность. Лишь победа социализма вынудила православное Д., как и Д. других вероисповеданий, встать на путь лояльного отношения к Советской власти. См. также статьи: Союз Советских Социалистических республик, раздел Религия и церковь, Армянская апостольская церковь, Баптисты, Грузинская Православная церковь, Ислам, Православная церковь, Старообрядчество, Церковь.
Лит.: Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Грекулов Е. Ф., Православная инквизиция в России, М., 1964; Самсонов А. М., Антифеодальные народные восстания в России и церковь, М., 1955; Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистические произведения, М., 1959; Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.), М., 1967; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957; Шишкин А. А., Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви, Казань, 1970.
В. С. Шульгин.

Толковый словарь Даля:

духовенство
См. дух

Советская историческая энциклопедия:

Служители культа в различных религиях, обычно организованные в иерархич. корпорации. В антагонистич. клас. об-ве Д. в своей массе всегда являлось и является опорой эксплуататорских классов, освящая религией существующий обществ. порядок. "Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы... смягчения бедст-вийижертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 206). В различ. религиях представители Д. в той или иной степени почитаются как люди, наделенные сверхъестеств. силой, что делает их в глазах верующих способными быть посредником между людьми и божеством, узнавать его волю, заручаться его расположением. В зависимости от своего положения и функций в религ. общине и в церкви Д. делится на различные группы, а по своему обществ. положению и роли в церк. организации — на высшее и низшее. В нек-рых религиях представители высшего Д. почитаются как непогрешимые заместители божества на земле (папа римский в католицизме) или как живое воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). Особое положение Д. в религ. общинах отмечается тем, что его представителям положено носить специальную одежду (всегда или только при отправлении культа), вести особый образ жизни (целибат в католицизме и буддизме, монашество в нек-рых религиях и др.).
=====
Как определенная группа людей, специально занимающихся отправлением религ. культа, Д. возникло уже в религиях разлагавшегося доклас. об-ва с появлением клас. неравенства, с началом отделения умственного труда от физического, когда стали выделяться люди, обладавшие, по представлению их сородичей, сверхъестеств. силой: шаманы, колдуны, жрецы. Уже в эту эпоху принадлежность к Д. находила свое выражение в ряде специфич. внеш. атрибутов, многие из к-рых (особые шапки, жезлы и др.) перешли к Д. разных религий позднейшего времени. От первобытных колдунов унаследовало жречество, а затем Д. "высших" религий и многие приемы культовой деятельностимолитвы, заклинания, магич. манипуляции. Колдунами и знахарями нередко выступали племенные вожди. В рабовладельч. об-ве функции жрецов (см. Жречество) нередко были наследств. привилегией. Будучи частью господств. класса рабовладельцев (иногда верховными жрецами были сами цари), жрецы стремились увековечить рабовладельч. порядки. Они обожествляли царей, господство рабовладельцев и свою собств. власть. Жрецы почитались как люди, общающиеся с богами, как толкователи их воли. Они совершали жертвоприношения, занимались гаданием, разрабатывали культовые правила и религ. ритуал, принявший в религиях Др. Востока пышный и сложный характер. Все более заметную роль начал играть в деятельности жрецов элемент обмана людей, инсценировка "чудес", мнимых исцелений и т. д.
=====
В совр. религиях (христианство, ислам, иудаизм и др.) жречество древних религий сменилось профессиональным Д., сложившимся как сословие в условиях феодализма. Так, напр., в ранних христ. общинах, организованных демократически, не было профессионального Д. Лишь постепенно образовалась христ. церк. орг-ция во главе с епископами и подчиненными им священно- и церковнослужителями. Их утверждение в должности оказалось в полной зависимости от епископата и небольшого круга богатых прихожан. Большое значение в христианстве приобрело монашество, возникшее на рубеже 3-4 вв. К сер. 4 в. из епископских кафедр христ. церкви выделились наиболее влиятельные Александрийская, Антиохийская, Константинопольская, Римская и Иерусалимская. Юрисдикция епископов этих городов распространилась на ближайшие терр., с 6 в. эти епископы стали именоваться патриархами. На основе рим. епископии со временем образовалось папство.
=====
Господство религ. идеологии в об-ве, а также огромные богатства, к-рыми владела церковь в ср. века, сделали Д. могуществ., политически влият. и привилегированным сословием, к-рое стояло на страже интересов феодалов и освящало феод. эксплуатацию народа. Д. освобождалось от гос. налогов, воинск. службы, подсудности светской власти и т. д. В ср. века Д. распалось на аристократическую (епископы, архиепископы, аббаты, приоры и др.) и плебейскую (гор. и сельские священники) части. Духовная аристократия по своему обществ. и имуществ. положению и образу жизни ничем не отличалась от светских феодалов: она владела огромными землями и эксплуатировала крепостных крестьян и зависимое население; для выколачивания денег из народа и для удержания его в повиновении она широко прибегала к религ. обману — продаже индульгенций, фабрикации святых и чудотворных реликвий, к анафемам и интердиктам. Плебейское Д., вербовавшееся из выходцев из среды бюргерства, крестьян и плебейства, стояло ближе к условиям жизни масс. Революц. оппозиция против феодализма была направлена и против духов. феодалов. Представители низшего Д. нередко оказывались активными участниками или даже руководителями нар. движений (Джон Болл, Дольчино, Ян Гус и др.), за что подвергались со стороны высшего Д. отлучениям, гонениям и казням; порой они выступали с критикой религии, христ. морали и существующих обществ. порядков (Жан Мелье, Жак Ру).
=====
При капитализме религ. орг-ции приспосабливаются к условиям бурж. об-ва, а Д. становится зависимым от буржуазии и гос-ва. Прежние политич. и экономич. связи высшего Д. с землевладельч. аристократией дополняются связями с буржуазией, с монополиями, интересы к-рых Д. отстаивает, провозглашая божественность частной собственности, клас. деления об-ва и решительно осуждая революц. клас. борьбу. Низшее Д., хотя и зависит от высшего и от буржуазии, все же ближе стоит к массам верующих и чувствительнее к их нуждам, но связанное церк. дисциплиной, как правило, слепо следует директивам церк. иерархии. В бурж. странах Д. тесно связано с гос-вом (в том числе и в тех странах, где формально церковь отделена от гос-ва), выполняет его поручения в школах, армии, тюрьмах, колониях и др.
=====
Служители религ. культа всегда были и являются носителями реакц. и антинауч. идеологии, проповедниками идеалистич. мировоззрения. На протяжении всей истории своего существования Д. вело борьбу с передовой науч. мыслью. Правда, в религиях Др. мира Д. при храмах занималось ведением календаря, наблюдением за небесными светилами, врачеванием и т. п. В ср. века Д., будучи "единственным образованным классом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), составляло хроники, переписывало книги в монастырях. Отдельные представители Д., к-рые поднимались выше своего круга и выступали как подлинные носители прогрессивной мысли, подвергались преследованиям (напр., Дж. Бруно). В новое и особенно новейшее время представители Д. в целях укрепления религии путем идеалистич. истолкования науч. открытий начало усиленно интересоваться, а частично и заниматься наукой.
=====
В эпоху империализма, когда церк. и религ. орг-ции стали широко использоваться буржуазией против революц. рабочего движения и нац.-освободит. движения народов колониальных стран, Д. особенно активизировало свою борьбу против науч. социализма.
=====
После победы Окт. революции, встреченной Д. повсюду враждебно, антикоммунизм стал одним из осн. мотивов в обществ. и религ. деятельности Д. капиталистич. стран. Д., особенно высшее, сотрудничало с фашизмом. Оно (особенно папство) выступало проповедником "крестового похода" против СССР и коммунизма, оказывало содействие реакц. элементам, мешавшим строительству социализма в СССР и др. социалистич. странах, поддерживало политику "холодной войны", проводимой империалистич. гос-вами во главе с США после 2-й мировой войны. При покровительстве империалистич. кругов Д. выступает проповедником клерикализма. В целях противодействия влиянию идей коммунизма, а также упадку религиозности Д. стало уделять большое внимание пропаганде среди рабочих. Католич. Д. еще в 1891 разработало в противовес программе науч. социализма свою социальную программу (см. Энциклика "Рерум новарум"). В кон. 2-й мировой войны католич. церковь во Франции и нек-рых др. странах создала институт рабочих-священников, на к-рых была возложена задача вести пропаганду социальной программы церкви непосредственно на предприятиях. Эксперимент был прекращен в 1953 в связи с тем, что рабочие-священники стали подпадать под влияние классово-сознат. рабочих. Путем организации т. н. "светского апостолата" католич. церковь добивается создания из мирян помощников Д.
=====
Рост и усиление социалистич. лагеря, успехи нац.-освободит. движения, широкое распространение идей коммунизма заставили мн. представителей Д. в различ. странах, убедившихся в том, что поддержка "холодной войны" компрометирует церковь и способствует углублению кризиса религии, пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности. Даже в бурж. странах представители Д., особенно низшего, стали поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. Эти изменения нашли свое отражение в новых моментах в политике Ватикана, начало к-рым положил папа Иоанн XXIII. Укрепление социалистич. строя, ликвидация эксплуататорских классов побудили Д. в ряде стран прекратить свою враждебную деятельность по отношению к новому строю. Д. в своем большинстве заняло по отношению к социалистич. гос-ву лояльную позицию, продолжая в то же время оставаться проводником антинауч. идеологии.
=====
Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, М., 1953; Ранович А., Происхождение христ. таинств, М.-Л., 1931; Тураев Б. A., История Др. Востока, т. 1-2, Л., 1935-36; Лаврецкий И. Р., Ватикан. Религия, финансы и политика, М., 1957; Каждан А. П., Религия и атеизм в др. мире, М., 1957; Шейнман М. М., Папство, М., 1961; Пулен Жан-Клод, Церковь и рабочий класс, пер. с франц., М., 1962.
=====
М. М. Шейнман. Москва.
=====
Духовенство в России. Господствующей церковью была рус. православная церковь. Православное Д. состоит из черного Д. (монахи) и белого (священники, дьяконы и дьячки). Оба вида Д. появились в Древней Руси после принятия христианства. Тогда же создалась церк. иерархия. Глава рус. церквимитрополит, поставлялся константинопольским патриархом. Во главе отдельных епархий стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды черного Д. митрополитом и собором рус. епископов при значит. участии светской власти (князей). Архиерейские кафедры и монастыри получали от князей зем. пожалования, к-рые росли за счет вкладов "на домин души", покупки земель у светских феодалов и захвата "черных" земель. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феод. привилегиями, податным и суд. иммунитетом. Представители высшего Д. были людьми образованными, что укрепляло их высокое положение в др.-рус. обществе и значение в гос. жизни. В монастырях было положено начало рус. летописанию (см. Летописи). С 1448 рус. церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала автокефальной, самостоятельной. Митрополит избирался собором рус. епископов, а в 1589 главе рус. церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь все больше подчинялась власти монарха (см. Православная церковь). Внутри церкви происходила борьба различных течений, отражавшая клас. и внутри-клас. борьбу в России. В кон. 14-16 вв. значит. распространение получили ереси. Активными участниками еретич. движений были представители низшего белого Д., ряды к-рого пополнялись выходцами из крест. и посадского населения. Материальное положение плебейских слоев Д. было незавидно: они обязаны были платить в архиерейскую казну ежегодную дань и многочисл. пошлины. Кроме этого, Д., сидевшее на "черной" земле, не освобождалось от гос. податей и повинностей. Уровень образования белого Д. был очень низким, священники в большинстве случаев были малограмотны или безграмотны. Несмотря на то, что низшее белое Д. было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т. к.. кормилось за счет своей паствы, являлось проводником офиц. церк. идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. Практически с 17 в. установился наследств. порядок занятия свободных священнических мест, белое Д. превращалось в замкнутое сословие. Положение черного Д. было значительно лучше, т. к.. оно не платило повинностей гос-ву, пожертвования на монастыри постоянно увеличивались, но нравств. уровень его был также невысоким. Первая ревизия (1718-27) определяла численность всего Д. в 97 413 душ мужского пола.
=====
В царствование Петра I было ликвидировано патриаршество, а управление церковью передано созданному в 1721 Синоду во главе с гос. чиновником — обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви гос. власти, превращение ее в часть гос. аппарата. В 1764 была произведена секуляризация церк. земель, к-рые с населением св. 2 млн. чел. (13,8% всех крестьян России) перешли в собственность гос-ва.
=====
Белое Д. на протяжении 18 в. постепенно выдвигалось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. Вместе с тем оно все больше оформляется в обособленную касту.
=====
Д. верно служило самодержавию, было проводником духовного и клас. гнета. На него были возложены некоторые поручения адм. и полицейского характера: запись актов гражд. состояния, наблюдение за политич. благонадежностью прихожан. 40% нач. школ находилось в руках Синода, во всех школах в обязательном порядке преподавался "закон божий". Д. постоянно нападало на науку, боролось с передовыми обществ. идеями. Печать находилась под гнетом духовной цензуры. Д. было опорой самодержавия в борьбе с революц. движением. В годы революции 1905-07 Д. активно участвовало в контрреволюц. обществах и погромных орг-циях типа "Союза русского народа" или "Союза Михаила Архангела", сеяло нац. вражду; оно было вдохновителем евр. погромов и черносотенных погромов интеллигенции. Церковь являлась не только союзником и опорой эксплуататоров, но и сама была эксплуататором. Церк. учреждения владели огромным движимым и недвижимым имуществом — землями, торг. заведениями, пром. предприятиями, многие монастыри были миллионерами. В 1912 насчитывалось 110 434 чел. белого Д. и 91 654 черного Д.
=====
Д. враждебно встретило Окт. революцию. Всеросс. поместный собор православной церкви (август 1917 — сентябрь 1918) во главе с патриархом Тихоном стал одним из центров борьбы внутр. и зарубежной контрреволюции с Сов. властью. В годы гражд. войны Д. активно вело антисов. агитацию и подрывную работу в тылу, многие храмы, монастыри и архиерейские дома превратились в штабы, конспиративные базы контрреволюции. С участием Д. формировались даже спец. воинские отряды для борьбы с Красной Армией — "полки богородицы", "полки Иисуса" и т. д. В 1922 Д. пыталось использовать для борьбы с Сов. властью голод в Поволжье, объявив его "наказанием божиим" за грехи и выступив против декрета об изъятии церк. ценностей для закупки хлеба за границей. Враждебную позицию в отношении Окт. революции занимало Д. всех других вероисповеданий — мусульманского, старообрядческого и др. Упрочение Сов. власти и всенародная поддержка ее мероприятий вынудили церковь официально прекратить борьбу. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, многие представители Д. продолжали антисов. деятельность. Лишь победа социализма вынудила Д. встать на путь лояльного отношения к Сов. власти. См. Армяно-григорианская церковь, Баптисты, Грузинская церковь, Ислам, Старообрядчество, Церковь.
=====
Лит.: Верховский П. В., Очерки по истории рус. церкви XVIII и XIX ст., Варшава, 1912; Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Голубинский Е. Е., История рус. церкви, 2 изд., т. 1-2, М., 1901-1917; Никольский Н. M., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Самсонов А. М., Антифеод. народные восстания в России и церковь, М., 1955; Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистич. произведения, М., 1959; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957.
=====
В. С. Шульгин. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

духовенство
ДУХОВЕНСТВО -а; ср. собир. Служители религиозного культа. Православное д., католическое д., мусульманское д. Он принадлежит к духовенству. Отец мой из духовенства. Белое д. (немонашествующие служители православной церкви). Чёрное д. (монашествующие служители православной церкви, давшие обет безбрачия, воздержания и т.п.).

Малый академический словарь:

духовенство
-а, ср., собир.
Служители религиозного культа.
Православное духовенство. Католическое духовенство. Мусульманское духовенство.

Отец его был дьякон, дед — священник, прадеддьякон, и весь род его --- принадлежал к духовенству. Чехов, Архиерей.

- белое духовенство
- черное духовенство

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
духовенство, -а

Толковый словарь Ожегова:

ДУХОВЕНСТВО, а, ср., собир. В монотеистических религиях: лица, отправляющие религиозные, церковные обряды, служители церкви. Д. православное, католическое, мусульманское. Чёрное д. (монашествующее). Белое д. (не монашествующее).

Социологический словарь:

ДУХОВЕНСТВО — англ. clergy; priesthood; нем. Geistlichkeit. Служители религиозного культа. «ДУХ КАПИТАЛИЗМА» — англ. spirit of capitalism; нем. Kapitalismus, Geist des. По M. Веберу — соответствующий капитализму тип мышления и поведения, обусловленный в далеком прошлом этикой протестантизма. см. РАЦИОНАЛИЗМ.

Грамматический словарь Зализняка:

Духовенство, духовенства, духовенства, духовенств, духовенству, духовенствам, духовенство, духовенства, духовенством, духовенствами, духовенстве, духовенствах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru