Определение слова «баптисты»

Толковый словарь Ефремовой:

баптисты мн.
1. Протестантская секта, отстаивающая принципы спасения личной верой и отвергающая иконы, храмы и священнослужителей.
2. Члены такой секты.

Большая советская энциклопедия:

Баптисты
(от греч. baptize — окунаю, крещу путём погружения в воду)
приверженцы одной из разновидностей Протестантизма. В основе баптизма, возникшего как радикально-протестантское буржуазное течение, лежит принцип индивидуализма. Согласно вероучению Б., спасение человека возможно лишь через личную веру в Христа, а не через посредничество церкви; единственный источник веры — «Священное писание». Б. отвергают иконы, церковного таинства, многие христианские праздники. Крещение Б. рассматривают, в отличие от католической и православной церквей, не как таинство («средство спасения»), а как обряд, символически демонстрирующий убеждённую религиозность, сознательную личную веру человека, поэтому они и требуют принятия крещения верующими не в младенческом, а во взрослом состоянии. Б. отрицают церковную иерархию, однако у соврменных Б. роль церкви, духовенства и централизация возрастают. Б. ведут систематическую религиозную пропаганду среди широких народных масс (обращение инакомыслящих в баптизм вменяется в обязанность не только специально подготовленным проповедникам, но и рядовым Б.). Первая община Б. возникла в 1609 в Голландии среди английских эмигрантов-индепендентов (См. Индепенденты). В 1612 общины Б. появились в Англии, в 1639 — в Сев. Америке. Ранние Б. выступали за демократические свободы, веротерпимость. С конца 18 в. начинается значительное распространение баптизма (в Англии — сеть баптистских воскресных школ, миссионерство; в США — переход в баптизм значительной части участников колонизации Запада, негров). В 19 в. баптизм распространился в большинстве европейских стран, в колониальных и зависимых странах Азии, Африки, Лат. Америки. В 1905 в Лондоне состоялся 1-й Всемирный конгресс Б., на котором был создан Всемирный союз Б. В 1966 союз объединял 27 млн. Б. из 116 стран. Центр союза — в Вашингтоне. 90% Б. живут в США — 24 млн. чел. (1966); крупнейшее объединение Б. в США — «Южная баптистская конвенция» (10 млн. чел.), выделилась в 1845 как организация Б. Юга — сторонников сохранения рабовладения; старейшая (с 1880) и основная баптистская организация негров США «Национальная баптистская конвенция США» насчитывает 6 млн. чел. (1966). Среди американских Б. — крупные капиталисты, государственные и политические деятели (например, братья Рокфеллеры). В 1950 в Париже основана Европейская федерация Б.; в 1966 она объединяла Б. 21 страны и насчитывала 1,5 млн. чел.
В Россию баптизм проник из Германии в 60-х гг. 19 в. В 70—80-х гг. основной территорией его распространения являлись Таврическая, Херсонская, Киевская, Екатеринославская губернии, а также Кубань, Дон, Закавказье, с конца 80-х гг. — губернии Поволжья. В северных и центральных губерниях России распространялось евангельское христианствоодна из разновидностей баптизма. С начала 20 в. Б. проводили всероссийские съезды. В 1894—96 русские Б. издавали (в Стокгольме и Лондоне) журал «Беседа». В России периодическими органами Б. и евангельских христиан являлись журналы «Баптист», «Слово истины», «Христианин», «Утренняя звезда», «Молодой виноградник». В 1905 Союз русских Б. участвовал во Всемирном конгрессе Б. в Лондоне и стал членом международной организации Б. В 1910 в России насчитывалось до 37 тыс. Б., из которых 2/3 приходилось на долю немецкого, латинского и эстонского населения.
Классово-политическая ориентация руководства Б. была направлена в сторону конституционной монархии. Царизм, охраняя идеологическую монополию господств, православной церкви, подвергал Б. преследованиям, усилившимся с 90-х гг. 19 в. У руководства Б. стояли крупные купцы. Великую Октябрьскую социалистическую революцию руководители Б. встретили враждебно. Лишь к 1926 руководители Б. «признали» Советскую власть и положительно решили вопрос о возможности для Б. служить в Красной Армии. В период коллективизации руководители Б. проводили тактику сопротивления социалистической переделке сельского хозяйства, а также пытались создавать кооперативы на началах мелкобуржуазного уравнительства. Численность общин Б. начала сокращаться.
В 1944 евангельские христиане, в 1945 часть пятидесятников объединились с Б. в одну церковь евангельских христиан-Б. (в 1963 к ним присоединилась и часть меннонитов). Во главе Б. находится Всесоюзный совет, который с 1945 издаёт в Москве журнал «Братский вестник».
Баптизм, как религиозная разновидность буржуазной идеологии, принципиально враждебен социалистическому мировоззрению. Он культивирует неверие в силы и разум человека, проповедует нигилистическое отношение к общественным интересам, к науке и культуре, стремится ограничить деятельность Б. рамками религиозной общины.
Лит.: Тихомиров Б., Баптизм и его политическая роль, 2 изд., М.—Л., 1929; Современное сектантство и его преодоление, М., 1961 («Вопросы истории, религии и атеизма», в. 9): Митрохин Л. Н., Баптизм, М., 1966; Филимонов Э. Г., Баптизм и гуманизм, М., 1968; Кислова А. А., Идеология и политика американской баптистской церкви (1909—1917), М., 1969.
А. Н. Чанышев. А. И, Клибанов.

Большой словарь иностранных слов:

[< гр. креститель] – рел. ветвь протестантизма, отрицающая обычные религиозные обряды и признающая крещение только в зрелом возрасте.

Советская историческая энциклопедия:

(от др.-греч. baptizo — погружаю, крещу) — приверженцы одной из разновидностей протестантизма, отличит. особенностью к-рой является требование сознат. принятия крещения и автономии общин. Особенно многочисленны в США. Б. стремятся максимально освободить христианство от ср.-век. феод. наслоений, оставив в неприкосновенности веру в триединого бога, проповедь терпения и покорности сверхъестественным силам. Б. проповедуют смиренное отношение к окружающей действительности и в социальном отношении коренным образом отличаются от анабаптистов — участников Крест. войны 1524-25 и Реформации в Германии.
=====
Первая община Б. возникла в 1609 в Голландии, среди англ. эмигрантов — противников англиканской церкви. Возвратившись в Англию (1612), Б. боролись на стороне парламента против короля; преследовались при протекторате О. Кромвеля и после реставрации Стюартов. После "Акта о веротерпимости" (1689) легализовались и отошли от социальной борьбы; их деятельность перестала быть частью демократич. движения. С кон. 18 в. Б. активизировались, став проводниками влияния англ. буржуазии в колониях (миссии в Индии, на о. Цейлон, в Бирме, на о. Ямайка, в Юж. Африке, в Китае, Конго и др. странах). В 1639 проповедник Роджер Уильямс организовал первую общину в Род-Айленде(Сев. Америка). В 18-19 вв. в США баптизм широко распространился среди участников борьбы за бурж.-демократич. свободы, участников колонизации Запада, среди негров, к-рых привлекала организация Б. не только смешанных, но и "цветных" церквей; в середине 20 в. 66 из 100 верующих негров в США — Б.
=====
В 1-й пол. 19 в. началась и во 2-й пол. усилилась связанная с экспансией амер. капитала миссионерская деятельность амер. Б. сперва в Индии, Бирме, Китае, а позднее в Японии, Корее, на Филиппинах, на Кубе, в Аргентине, Перу, Парагвае, Уругвае, Бразилии, Боливии и др. странах. В 19 в. Б. появляются в странах континент. Европы. В США в 1957 насчитывалось более 18 млн. Б. (из общего числа 21 млн.); каждый третий протестант в США — Б. Крупнейшие объединения амер. Б.: Юж. баптистская конвенция (7 млн. приверженцев, исключительно белые, гл. обр. фермеры Юга), Американская (до 1950 — Северная) баптистская конвенция (1,5 млн. чел.); 2 негритянские нац. баптистские конвенции (США и Америки; 4,4 млн. и 2,6 млн.). Среди амер. Б.- крупные капиталисты, гос. и политич. деятели (напр., братья Рокфеллеры, Г. Трумэн), субсидирующие и негласно направляющие деятельность как Б. США, так и Б. всего мира (гл. обр. через созданный в 1905 в Лондоне Всемирный союз Б., с 1957 — Всемирный союз евангельских христиан-Б. (центр в Вашингтоне)). В 1950 была создана Европ. баптистская федерация. Б. ведут систематич. и настойчивую пропаганду религ. взглядов среди широких нар. масс; ее проводят как рядовые Б. (для к-рых обращение инакомыслящих обязательно), так и специально подготовл. проповедники, имеющие в своем распоряжении большие материальные средства для филантропич. деятельности (школы, госпитали, помощь пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.).
=====
Б. ставят Священное писание выше авторитета церкви и, делая упор на спасении через личную веру в Христа, отрицают церк. иерархию. Однако у совр. Б. роль церкви, духовенства и централизация возрастают. Каждая община формально суверенна, главой ее считается Христос (христоцентризм), но фактически — пресвитер. От Б. требуется вера и служение общине, сосредоточение помыслов и надежд на торжестве христианства и загробной жизни. Личность у Б. подчинена авторитету Священного писания и дисциплине общины. Отвергая почитание икон и креста, таинства, большинство второстепенных христ. обрядов и праздников, Б. сохранили обряды крещения и причащения и гл. праздники, связанные с культом Христа. Культ Б. предусматривает проповеди, исполнение религ. гимнов; практикуются ден. сборы. Б. утверждают, что разум и наука и связанное с ними неверие "поставили человечество на грань катастрофы". В выступлениях амер. делегатов на 9-м конгрессе Всемирного союза Б. (Лондон, 1955) проявилось враждебное отношение к коммунистич. движению и к социалистич. лагерю, к СССР. 10-й конгресс (Рио-де-Жанейро, 1960) высказался за запрещение ядерного оружия и в защиту мира, но не смог указать реальных способов его упрочения, призывая уповать на милосердие Христа. Б. воспитывают у верующих непротивленч. настроения, отвлекают трудящихся от активной борьбы за социальное освобождение.
=====
Лит.: Бонч-Бруевич В. Д., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Путинцев Р. M., Политич. роль и тактика сект, М., 1935; Тихомиров В., Баптизм и его политич. роль, 2 изд., М.-Л., 1929; Бондарь С. Д., Соврем. состояние рус. баптизма, СПБ. 1911; Whitley W. Т. (comp.), A Baptist bibliography, v. 1-2, L., 1916-22; A Baptist bibliography, ed. (by) E. C. Starr. N. Y., 1947; Cramp J. M., Geschichte des Baptismus..., Hamb., 1873; Lehmann J., Geschichte der deutschen Baptisten, Tl 1, 3 Aufl., Cassel, 1923. Tl 2,2 Aufl., Cassel, 1922; Vedder H. C., A short history of Baptist missions, Phil.-Boston (а. о.), (1927) (есть библиография); ежегодники: The Baptist handbook, L., 1860-: American Baptist convention, Phil.- (a. о.), 1908-(1953).
=====
A. Н. Чанышев. Москва.
=====
В России баптизм распространялся из Германии с 60-х гг. 19 в.
=====
Среди первых рус. Б. наиболее известны Н. Воронин, Е. Цимбал, И. Рябошапка, Ф. Балихин, Д. Мазаев и др. Число Б. росло за счет распада сект, в первую очередь т. н. южно-рус. штунды, а также за счет молоканства (см. Молокане). На конференции в 1884 в Ново-Васильевке (Таврич. губ.) был основан Союз рус. Б. В 70-80-х гг. осн. терр. распространения баптизма являлись развитые в капиталистич. отношении Таврическая, Херсонская, Киевская, Екатеринославская губ., а также Кубань, Дон, Закавказье, с кон. 80-х гг. — губернии Поволжья. В сев. и центр. губерниях России распространялось евангельское христианствоодна из разновидностей баптизма. С нач. 20 в. Б. проводили всеросс. съезды. В 1894-96 рус. Б. издавали (в Стокгольме и Лондоне) журн. "Беседа". В России периодич. органами Б. и евангельских христиан являлись журн. "Баптист", "Слово истины", "Христианин", "Утренняя звезда", "Молодой виноградник". В Петербурге, Одессе, Ростове-на-Дону издавалась непериодич. лит-ра. В 1905 Союз рус. Б. участвовал во Всемирном конгрессе Б. в Лондоне и стал чл. междунар. орг-ции Б. В 1907 в составе Союза рус. Б. учреждено спец. "Миссионерское общество"; в 1909 образована баптистская молодежная орг-ция ("Всеросс. союз кружков молодежи"). В 1910 в России насчитывалось до 37 тыс. В., из к-рых 2/3 приходилось на долю нем., лат. и эст. населения.
=====
Еще в кон. 19 в. рус. Б. публично отмежевались от "левых" сектантских течений. В 1903 на съезде Б. было вынесено решение о немедл. исключении из общины каждого Б., замеченного в чтении революц. лит-ры. Клас.-политич. симпатии руководства Б. были на стороне конституц. монархии. Царизм, охраняя идеологич. монополию господств. православной церкви, подвергал Б. преследованиям, особенно усилившимся после введения спец. противосектантского положения 1894. В окт. 1905 руководители Б. явились инициаторами монархич. декларации — "Политич. платформы союза свободы, правды и миролюбия", а в 1917 выступили апологетами Врем. пр-ва. Окт. социалистич. революцию встретили враждебно. Лишь к 1926 руководители Б. "признали" Сов. власть и положительно решили вопрос о возможности для Б. служить в Красной Армии. В период коллективизации руководители Б. проводили тактику сопротивления социалистич. переделке с. х-ва, а также пытались создавать кооперативы на началах мелкобурж. уравнительства. Численность общин Б. начала сокращаться.
=====
В 1944 евангельские христиане, а также пятидесятники и Б. объединились в одну церковь евангельских христиан-Б. во главе с Всесоюзным советом, к-рый с 1945 издает журн. "Братский вестник". Баптизм, как религ. разновидность бурж. идеологии, принципиально враждебен социалистич. мировоззрению. Он культивирует неверие в силы и разум человека, проповедует нигилистич. отношение к интересам общества, к культуре и науке, отрицает плановое начало в обществ. и личной деятельности людей, стремится замкнуть интересы Б. в рамки религ. общин.
=====
Лит.: Современное сектантство. Сб. ст., М., 1961 (ВИРА, в. 9); (Дородницын) A., Религиозно- рационалистическое движение на юге России во второй половине XlX-го ст., Каз., 1909. См. также лит. к предыдущему разделу.
=====
А. И. Клибанов. Москва.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Т. е. крещенцы (от греческого , крестить)общее название имеющей много подразделений христианской секты, отвергающей принятую форму крещения и полагающей, что единое истинное крещение есть то, которое ею установлено. Эта секта имеет так же мало общего с немецкими "перекрещенцами" времен Реформации, как и с менонитами, хотя и нельзя отрицать некоторого внутреннего родства ее с первыми. Сходство между ними становится очевидным преимущественно в новейшем развитии баптизма. Общая характеристика баптизма крайне затруднительна и почти невозможна вследствие непрерывного возникновения в ее среде новых толков. Отрицание крещения младенцев, как будто несогласного с священным писанием, не составляет признака, свойственного исключительно баптизму. Требование совершать крещение не посредством окропления, а посредством погружения в проточную воду, не было принято всеми баптистскими сектами, по крайней мере, в начале их существования и до сих пор не принимается частью американских баптистов. Зато обычай подвергать вторичному крещению всех переходящих в секту, по-видимому, существует (в отличие от менонитов) у всех баптистов, так что они совершенно подходят под название перекрещенцев, даваемое им церковью, хотя сами они так же, как и перекрещенцы времен реформации, отклоняют его и смотрят на всех крещеных не по их ритуалу как на некрещеных. Для облегчения обзора баптизм можно разделить на старый и новый. Первый возник в Англии и полагает, что сохранил непрерывную традицию древней британской церкви и ее начал, передававшихся втайне до времен Виклефа и представляющих первоначальное учение апостолов во всей его чистоте. Исторически известно, однако, что английский Б. ведет свое начало лишь с 1618 года. Явившись передовою реформаторскою партией, выдвинувшеюся из среды английских пуритан и индепендентов, он, однако, доводит до крайности свойственную английской ортодоксии приверженность к букве Священного Писания, а также и отрицание различия между Ветхим и Новым Заветом. Отдельно взятые и по большей части неверно истолкованные места Библии были поняты односторонним образом и выдвинуты на передний план, что повело к постоянному дроблению на новые секты, так как возможность толкований Св. Писания безгранична. В связи с этим стоит отрицание богословской науки и все более и более резко проявляющееся за последнее время отвращение к всякой внешней религиозной норме как противной свободному исследованию Писания всеми верующими. Вследствие такого религиозного субъективизма, общего всем формам Б., учение и обряды его постоянно видоизменяются, и в Америке почти ежегодно возникают на почве Б. новые вероучения.
Первая баптистская община в Англии была основана в 1633 году. Уже шесть лет спустя Роджер Виллиамс перенес Б. в Америку и основал там небольшой штат Род-Эйланд, все жители которого принадлежали первоначально к этой секте. В Англии к ней относились терпимо в течение некоторого времени, но затем Кромвель стал преследовать баптистов, видя в них революционеров, и только при Вильгельме III они включены были вместе с остальными диссентерами в Tolerance Act 1689 года. С тех пор они пользовались одинаковыми правами с конгрегационалистами и пресвитерианами. По официальным данным, в 1872 г. Б. имели 2612 церквей с 243895 прихожан. В Америке они в течение долгого времени жили почти исключительно в пределах Род-Эйланда и насчитывали в 1707 году только 17 общин. Со времени войны за независимость, в которой они принимали горячее участие, ряды Б. стали быстро наполняться, так что в настоящее время они вместе с методистами составляют одну из многочисленнейших протестантских сект в Северной Америке.
Внутреннее развитие Б. отражает в себе различные течения, возникавшие в епископальной и пресвитерианской англиканской церкви. Баптисты делятся на Particular Baptists и General Baptists (т. е. частных и общих Б.). Общие Б., носящие также название Universal, или Free Will-B., называются также арминианскими Б. Первые же, т. е. частные Б., придерживаются кальвинистского учения о предопределении, вторые, так же как и арминиане, отвергают его. Первые несравненно многочисленнее. В Англии их насчитывается от 12—1300 общин, в Америке 8000, между тем как вторых в Англии не более 120 и в Америке около 1100. У Free Will Baptists, так же как у арминиан, господствуют либеральные богословские воззрения. Отвращение от богословской науки давно исчезло и в среде этой ветви баптизма. Ортодоксальная часть отделилась и образовала General-Baptiste-New-Connexion, самостоятельную церковную общину с собственною, основанною в 1798 году духовною семинарией (Evangelical Academy), ныне находящуюся в Лонгборо. Частные Б. также освободились от многих первоначальных узких взглядов и имеют хорошие богословские школы. Из среды их вышло несколько замечательных ученых. В прежние времена Б. этого толка отвергали участие в государственной и военной службе, но такая отчужденность давно исчезла. Богослужение со времени введения церковного пения ничем не отличается от пресвитерианского. Но затем возникло и отделилось множество мелких сект, в которых старая приверженность к букве Писания выражается с особенною резкостью. Сюда относятся субботники, или Seventh-Day Baptists, — секта, основанная в 1731 Френсисом Бамфильдом и которая вместо воскресения празднует субботу, и появившиеся в 1708 в Германии, а затем переселившиеся в 1719 в Пенсильванию тункеры, признающие только крещение в реках и прудах и крестящие вновь даже взрослых, если они были крещены ранее только посредством окропления водою. Именно последняя секта, насчитывающая в Северной Америке до 50 общин, отличается ярым прозелитизмом вместе с тупым пристрастием к букве Писания и пиетистическим отречением от мирской жизни. Следуя букве, эти сектанты носят грубую апостольскую одежду, не пришивают пуговиц на свое платье и требуют полного отречения от мирских радостей и дел. Кроме крещения и причащения, они признают таинствами омовение ног, соборование и братский поцелуй. Последователей эта секта находит почти исключительно в среде необразованных классов. Близко подходят в тункерам вейнбренерианцы (по имени основателя секты Вейнбренера) и пейселианцы (по имени Конрада Пейселя, основавшего секту в 1724 г.). Они также празднуют субботу, требуют от "совершенных" безбрачия и основали большой монастырь на берегу реки Кокальдио в Новом Евфрате. Далее следует назвать: Hard-Shell Baptists, или баптистов антимиссионеров, составляющих фракцию частных баптистов и отвергающих всякие церковные общества, миссии, так как находят их противоречащими божественному предопределению; Snake-Baptists, почитающих всех неверных потомками Евы и диавола, скакунов (секта, основанная в 1803 году мельником Альбрехтом), представляющих смесь Б. и методистов и почитающих себя безгрешными. Существуют и другие разветвления, напр., "Апостолы Христа" или Reformed Baptists, называемые также кэмпбелистами по имени основателя (Campbelle), допускающие одно крещение для отпущения грехов; "христиане" (Christian Connexion), отвергающие Троицу, учение об аде и диаволе, праздники и воскресный день как противные Писанию, не признающие крещение и брак божественными установлениями и дающие всем членам общин право проповеди; "Six-principles Baptists" находят, что все шесть положений их учения выражены в Послании к евреям VI, 1, 2.
Общее число американских баптистов доходило 1 июля 1870 до 4 миллионов. Впрочем, сюда включены не только члены общин, но и все посещающие богослужение. Действительных членов в 1872 г. насчитывалось, по словам "National Baptist", до 1 миллиона. Число обществ доходило в этом году до 820, церквей — 18397, духовных лиц 12013, в 1880 их считалось — 2360000. Устройство церкви ничем не отличается от конгрегационистского или индепендентского, по которому каждая отдельная община пользуется церковною автономиею и присылает только по временам депутатов на периодические общие собрания. В видах предотвращения дальнейшего дробления уже в 1813 г. был основан баптистский союз, имевший целью объединение универсальных и частных Б. для братского общения и "споспешествования Царства Божия". Подобное же, но более широкое течение вылилось в желание объединить все евангелические исповедания в так называемый Evangelical Alliance, почин которого также принадлежал баптизму и который за последнее время распространился в Германии, Франции, Италии, Швейцарии и Голландии. За исключением мелких, упомянутых выше фракций, баптисты принимали живейшее участие во многих общеполезных делах, наприм., в уничтожении невольничества и торговли неграми, разных миссионерских обществах, распространении Св. Писания и проч. Прежнее отчуждение и нетерпимость баптистов мало-помалу смягчились, и они стали входить в общение с другими религиозными общинами на почве служения общему благу и уменьшения человеческих страданий и бедствий. Под влиянием одного из выдающихся баптистов, Роберта Галльса, за последнее время значительная часть этих сектантов допускает общение с членами других церквей, а именно в причащении (open communion). По этому пункту с английскими и американскими баптистами расходятся немецкие нейтауферы, т. е. "новокрещенцы" (Neutufer), придерживающиеся закрытого причастия (close или strict communion).
Необаптистов следует строго различать от прежнего баптизма. Они появились в недавнее время и порождены, главным образом, церковной реакциею 50-х годов. Родина их — Германия и преимущественно лютеранская, а не реформатская; развилась новая секта в пиетистически настроенных с давних пор местностях Вестфалии, в Вуппертале, в некоторых частях Ганновера, Гессена, Нассау, Шлезвига и Восточной Пруссии. Первая баптистская община в Германии основана еще в 1834 году в Гамбурге купцом Онкеном, пришедшим вместе с некоторыми знакомыми ему "чтецами Библии" к убеждению о несостоятельности крещения и обращенным в баптизм случайно заехавшим в Гамбург американским баптистом. Но только с 1851 г. баптизм начал получать распространение в Германии. Старолютеранские сепаратистские общины и пиетистские общества вроде основанного в 1850 в Эльберфельде братства постоянно выделяли из своей среды новые мелкие баптистские общины, которые благодаря неутомимой деятельности своих миссионеров присоединяли к себе много последователей. Даже духовные лица господствующей церкви переходили в баптизм. Но особенный успех имело новое учение в среде низших классов. Большинство немецких баптистов-миссионеров — ремесленники, которые в силу предоставляемого всем членам секты права священства проповедуют, крестят и причащают, ревностно распространяя учение путем раздачи книг Свящ. Писания, организации ферейнов, воскресных школ и назидательных публичных чтений. Таким путем они приобретают многочисленных последователей. Главною характерною чертою немецкого баптизма можно считать отрицательное отношение к официальной, государственной церкви, которую они называют Вавилоном. Ввиду греховности этой церкви они находят необходимым отделиться от нее и образовывают общины "Детей Божиих", т. е. верующих. Поэтому они отвергают крещение младенцев и крестят человека не иначе, как убедившись после продолжительного испытания в искренности его веры. Хотя они и не отрицают, что за пределами их согласия могут также существовать верующие, но считают, что сами они избранники Божии. Одною из главных своих задач они почитают отклонение верующих от господствующей церкви для того, чтобы греховность этой церкви стала очевидною. Уже официальное название их, "Община крещеных христиан", и противопоставление между "христианским" и "мирским" указывает на то, что центр тяжести этого необаптизма лежит не в крещении, а в понятии о независимости церкви.
В годы реакции и именно в лютеранских странах государственная власть ревностно преследовала баптистов. В Мекленбурге на них налагали денежные штрафы, сажали в тюрьмы, высылали с жандармами за пределы государства. В Шаумбург-Липпе участие в баптистских собраниях каралось тюремным заключением сроком до двух месяцев, совершение богослужения по бапт. обряду — шестимесячным заключением. Подобные же меры применялись в Пруссии, курфюршестве Гессенском и герц. Нассаусском. Получая со всх сторон известия о крещениях в реках при лунном свете, о проповедничестве лиц, не облеченных духовным саном, о взаимном причащении, т. е. помимо участия священников, власти разгоняли и закрывали собрания баптистов, отнимали у родителей детей и насильно крестили их по лютеранскому обряду. Однако с 1854 г. окрепший евангелический союз преследуемых сектантов добился от короля Фридриха Вильгельма IV более мягкого отношения. Полной же терпимости добились они в Пруссии только со времени регентства (1858 г.). С этих пор и в других странах стали проявлять больше терпимости по отношению к баптистам. Вопреки всем преследованиям число последователей постоянно возрастало. В Германии, кроме Вестфалии и Вупперталя, главные центры баптизма: Гамбург, Шлезвиг, Берлин, Мемель, Тильзит, Гильдесгейм, Эймбек и Марбург. Однако гамбургская община продолжает сохранять первенствующее значение. В Гамбурге же каждые три года собирается конференция немецкого баптистсткого союза, который распадается на четыре отдела: прусский, северо-западный, среднегерманский и южногерманский. Основанная пастором Леманом († 1882 г.) община в Берлине носит старый англо-американский характер. В Вестфалии и Вуппертале баптизм под влиянием Кёбнера из Эльберфельда, Раушенбуша и Рингсдорфа получил довольно яркий фанатический отпечаток. С южногерманскими Б. находятся в союзе и швейцарские, центром для которых служит Цюрих, как и во времена Цвингли. Миссия в Дании и Швеции руководится гамбургскою общиною. В Швеции баптизм вербует своих последователей, главным образом, из среды отделившихся от господствующей церкви еще в 1850 лезаров (см. это сл.). О том, что баптистская пропаганда делает постоянные успехи в Германии и на Скандинавском полуострове, свидетельствует распространение Б. в Пруссии. Здесь в 1861 г. насчитывалось 5452 последователей секты; в 1875 г. число их возросло до 12000 при 47 общинах. Из этого числа почти 6000 приходилось на собственно Пруссию, 2000 — на Бранденбург, остальные распределялись между Померанией, Силезией и Прирейнскою провинциею. С английским и американским баптизмом немецкий Б. стоит в теснейшей связи, несмотря на первоначальное разногласие. В Америке баптизм принял фанатический характер, а американские Б. упрекают европейских братьев за допущение в среду верных мирских влияний и ослабление основ союза. С своей стороны, впрочем, и немецкий баптизм оказывает влияние на заатлантический, несколько смягчая тамошний фанатизм. С менонитами Б., даже и немецкие, не хотят иметь ничего общего. Они упрекают менонитов за то, что те крестят всех и образовали такую же "греховную вавилонскую" церковь, как лютеране и реформаты. Литература: Chosby, "History of the English-American Baptists" (4 т., Лондон, 1738—40); Backus, "The history of the English-American Baptists" (2 т., Бостон, 1777); Inney, "History of the English Baptists" (Лондон, 1811); Сох и Hoby, "The Baptists in America" (Нью-Иорк, 1836); Cramp, "Geschichte des Baptismus" (Гамбург, 1873).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru