Определение слова «ТРЁЛЬЧ»

Советская историческая энциклопедия:

(Troeltsch), Эрнст (17.II.1865 — 1.II.1923) — немецкий протестантский теолог, философ, социолог и историк. Проф. теологии в Бонне (с 1892), Гейдельберге (с 1894), проф. философии в Берлине (с 1914). Примыкал к группе позднелиберальных историков, выступавших (в последние годы 1-й мировой войны и в условиях начавшегося революц. кризиса) за преобразование кайзеровской Германии в бурж.-парламентском духе. В веймарской Германии — помощник статс-секретаря в прус. мин-ве культов (1919-22).
=====
Религ.-филос. взгляды Т. сложились в русле идей либерального протестантизма. Вслед за нем. теологом А. Ричлем он стремился выработать ист. метод в теологии; рассматривал христианство (особенно протестантизм) как составную часть новоевроп. культуры. В трудах по социологии религии (важнейший — "Социальные учения христианских церквей и групп" — "Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen", Tbingen, 1912) дал типологию религ. групп ("церковь", "секта", "мистика"); развивал близкие М. Веберу идеи о роли кальвинизма и протестантской этики в возникновении капитализма.
=====
В последний период жизни значит. место уделял проблемам философии истории. Автор соч. "Историзм и его проблемы" ("Der Historismus und seine Probleme", В., 1922), "Историзм и его преодоление" ("Der Historismus und seine berwindung", В., 1924, опубл. посмертно). Вынужденный признать наличие глубокого кризиса в сфере общих филос. основ бурж. ист. мышления, Т. был в числе тех нем. бурж. историков, к-рые пытались вывести бурж. ист. науку из тупика путем возрождения идей нем. неоидеалистич. историзма. Выступив против "натуралистич. историзма" (к-рый представлялся ему абсолютизацией преходящего, уравновешивающей все ценности в абсолютном релятивизме и скептицизме), Т. противопоставил ему "историзм" неокантианского толка, подновленный идеями, заимствованными у Ф. Ницше и О. Шпенглера. Т. оказался в порочном кругу, попытавшись рассматривать историю и как эманацию "мирового духа", и как творение познающего разума. Восприняв у Ницще понятие "воли" как средства избавления от "опасности историзма", Т. в то же время всячески подчеркивал имманентный "смысл" и "разум" истории. Отрицая плодотворность психологич. методов в ист. познании, Т., говоря о "прорыве духа" в ист. жизнь, по существу рассматривает как важнейшую предпосылку ист. познания нечто, близкое религ. интуиции. Следуя за Г. Риккертом в понимании "исторического метода", Т. отошел от него в понимании категории индивидуального и процедуры "отнесения к ценностям". Вся история, по Т., — это история культуры (включая историю хоз-ва, права, институтов и т. п.), а объект ист. науки — "коллективная индивидуальность" (народы, гос-ва, классы, сословия, а также культ.-ист. эпохи — Возрождение, Реформация, и сложные события — революции, войны и т. д.). Но реальностью они становятся лишь благодаря "идее", выбору познающего, позволяющему вычленить объект из "потока времени" — эта смысловая и ценностная идея выступает у Т. как творящая "синтез культуры" (указанная категория носит, т. о., у Т. явно субъективно-идеалистич. характер).
=====
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-4, Tubingen, 1912-25.
=====
Лит.: Bodenstein W., Neige des Historismus, E. Troeltschs Entwicklungsgang, Gthersloh, 1959; Kasch W. F., Die Sozialphilosophie von E. Troeltsch, Tbingen, 1963.
=====
M. А. Барг. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru