Определение слова «кальвинизм»

Толковый словарь Ушакова:

КАЛЬВИНИ́ЗМ, кальвинизма, мн. нет, ·муж. (рел.). Протестантское вероисповедание, основанное на учении Кальвина (16 век), распространенное в Швейцарии.

Большой энциклопедический словарь:

КАЛЬВИНИЗМ — направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты) — Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландские (16 в.) и английские (17 в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности) — отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Большая советская энциклопедия:

Кальвинизм
Протестантское вероучение, основателем которого был Ж. Кальвин; возникло в 16 в. в процессе Реформации (См. Реформация). В основе К., отвечавшего «... требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 308), лежат доктрины об абсолютном предопределении и о божественного невмешательстве в закономерность мира. Согласно учению об абсолютном предопределении, бог ещё до сотворения мира предопределил одних людей к «спасению», других к погибели, одних — к раю, других — к аду, и этот приговор бога абсолютно неизменен. Учение о предопределении «... было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но не ведомых экономических сил» (там же). Однако учение о предопределении не предрасполагало человека к фаталистической покорности судьбе. Согласно К., человек должен быть уверен в том, что он является «божьим избранником» и доказать это своей жизнью и деятельностью. Бог, как утверждал К., непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, и показателем предызбранности человека является успех в его профессиональной деятельности. Т. о., получала религиозное оправдание предпринимательская деятельность буржуа с его стремлением к накоплению и наживе. Проповедовавшийся К. так называемый мирской аскетизм выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников и в увеличении числа рабочих дней. Из Женевы (родины К.) это вероучение распространилось в Англию (см. Пуритане), Шотландию, Нидерланды, некоторые области Германии, Францию, Венгрию, Польшу. Как религиозная идеология буржуазии эпохи первоначального накопления капитала К. сыграл крупную организующую роль в двух ранних буржуазных революциях — нидерландской (16 в.) и особенно английской (17 в.).
Республиканская организация кальвинистской церкви коренным образом отличается от иерархического построения католической церкви. Во главе церковной общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являлись лишь службой (лат. ministerium; отсюда их название — министры). Пресвитеры и министры составляли консисторию. Такая организация церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически крепкого слоя буржуазии; в ней был также полностью осуществлен буржуазный идеал «дешёвой церкви» (упрощение культа, устранение роскоши и т.п.). К. не менее нетерпим к инаковерующим (особенно народным реформационным течениям), чем католицизм. В отличие от народных «еретических» учений, отрицавших необходимость церкви как общественного института, К. проповедовал, что спасение возможно исключительно в рамках церкви. Церковная организация К. строилась на основе жесточайшей дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов руководству общины. Церковная организация К. была воспринята не только буржуазией; она явилась удобным орудием для борьбы аристократических слоев дворянства с королевским абсолютизмом, например во Франции (см. Гугеноты). К. вместе с цвинглианством (см. У. Цвингли), быстро слившимся с К., в различных своих разновидностях (реформатские церкви, пресвитерианство, конгрегационализм) получил наибольшее распространение в США, Великобритании и некоторых её бывших доминионах, Нидерландах, Швейцарии; насчитывал к концу 1960-х гг. приблизительно 45 млн. приверженцев.
Лит.: Энгельс Ф., Людвиг фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Поршнев Б. Ф., Кальвин и кальвинизм, в сборнике: Вопросы истории религии и атеизма, в. 6, М., 1958; Виппер Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века, М., 1894.
С. Д. Сказкин.

Большой словарь иностранных слов:

[по имени Жана Кальвина, 1509 – 1564] – одно из протестантских вероучений (см. протестантизм), возникшее в Швейцарии

Советская историческая энциклопедия:

Протестантское вероучение, основателем к-рого был Ж. Кальвин; возникло в 16 в: в процессе Реформации. В основе К., отвечавшего "...требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии" (Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17), лежат 2 доктрины — идея абсолютного предопределения и идея божеств. невмешательства в закономерность мира. Согласно учению об "абсолютном предопределении", бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к "спасению", других к погибели, одних к раю, других к аду (см. Inst. III, 21, s. 7) и этот приговор (praeordinatio) бога абсолютно неизменен. Учение Кальвина о предопределении "...было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. "Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие" могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры — ценность золота и серебра — пошатнулся и потерпел крушение" (Энгельс Ф., Развитие социализма..., с. 17). Однако учение об "абсолютном предопределении" не предрасполагало человека к фаталистич. покорности судьбе. Согласно К., человеку не дано знать, предопределен ли он богом к спасению или к осуждению, верующий должен быть уверен в том, что он является "божьим избранником" и доказать это своей жизнью и энергичной деятельностью. А т. к. (в данном случае выступает на сцену 2-я доктрина Кальвина) бог непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, то показателем предызбранности человека является успех в его деятельности. Т. о. получало религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще, ибо успех буржуа — предпринимателя и скопидома, расширяющего свое предприятие и накопляющего все новые и новые капиталы, рассматривается К. как показатель предызбранности человека к "спасению". К. как идеология буржуазии оправдывал ростовщич. процент и считал, что рабство вполне допустимо с религ. точки зрения. И то и другое положение оправдывало практику буржуазии времени первонач. накопления, освобождая ее от запрета католич. церкви брать проценты и давая религ. санкцию начавшим принимать огромные размеры работорговле, эксплуатации рабского труда в колониях и безудержному грабежу последних. Проповедовавшийся К. "мирской аскетизм", "...весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости" (Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, 1953, с. 52), выражался в простоте жизни и скопидомстве хозяина, в уничтожении многочисл. католич. праздников и в увеличении числа рабочих дней. Кальвинистские проповедники внушали трудящимся, что повиновение капиталисту, "добросовестная" работа на него есть "долг, указанный богом". К инаковерующим К. не менее нетерпим, чем католицизм, особенно к тем вероучениям, к-рые были религ. оболочкой клас. борьбы эксплуатируемых масс (анабаптизм); К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму.
=====
К. стал орудием протестантизма в борьбе с католич. реакцией 16 в. и из Женевы — родины К. — широко распространился в Англии, Шотландии, Нидерландах, нек-рых областях Германии (Пфальц, Гессен, Бранденбург и др.), Франции, Венгрии, Польши. Как религ. идеология буржуазии, К. сыграл крупную организующую роль в двух ранних бурж. революциях — нидерландской 16 в. и особенно английской 17 в.
=====
Респ. организация кальвинистской церкви коренным образом отличается от иерархич. построения католич. церкви. Во главе церк. общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, исполнявшие службу проповеди и духовно-нравств. назидания. Обязанность последних не была связана со священнической деятельностью, а была лишь службой (ministerium), откуда их назв. — "министры". Пресвитеры и министры составляли консисторию, управляющую делами церкви в данной общине. В нек-рых странах в дальнейшем создалась более сложная организация, в к-рой получили важное значение местные и общенац. съезды представителей общин, т. н. синоды. Такая организация кальвинистской церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически мощного слоя буржуазии. Она была очень удобной для буржуазии и с другой стороны: в ней был полностью осуществлен идеал "дешевой церкви" — упрощен культ, устранена из церк. обихода роскошь и т. п. Как догматика, так и церк. организация К. с самого начала были враждебны нар. массам. Респ. устройство кальвинистской церкви давало лишь формальное право свободного выбора пасторов, фактически же широкие массы верующих были отстранены от выборов, организация кальвинистской церкви строилась на основе жесточайшей дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов пресвитерам и министрам. Церк. организация К. была воспринята не только буржуазией. Респ. форма этой организации и возможность для сильных людей стать во главе ее сделали кальвинистскую церковь удобным орудием для борьбы аристократич. слоев дворянства с королев. абсолютизмом. В церк. организации К. они находили средство сплочения и экономич. укрепления (секуляризация церк. имуществ). Так, напр., обстояло дело во Франции (см. Гугеноты), в Венгрии, в горных, экономически наиболее отсталых р-нах Шотландии, где К. получил широкое распространение. К. (вместе с цвинглианством, быстро слившимся с К.) является основой т. н. реформатской церкви (точнее церквей); в наст. время он в различных своих разновидностях (пресвитерианство, конгрегационализм и др.) наиболее распространен в США, Великобритании и ее нек-рых бывших доминионах, Нидерландах, Швейцарии и насчитывает прибл. 40 млн. приверженцев.
=====
Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Поршнев Б. Ф., Кальвин и кальвинизм, ВИРА, 1958, No 6; Виппер Р., Церковь и гос-во в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма, М., 1894; Doumerque E., J. Calvin. Les hommes et les choses de son temps, v. 1-7, Lausanne, 1899-1927; Weber M., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, в его кн.: Gesammelte Aufstze zur Religionssoziologie, Bd 1, Tbingen, 1920; Tawney R. H., Religion and the rise of capitalism, N. Y., 1942; Schmidt A. M., Calvin et la tradition calvinienne, P., 1957; Biler A., La pense conomique et sociale de Calvin, Genve, 1959 (Thse).
=====
С. Д. Сказкин. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

кальвинизм
КАЛЬВИНИЗМ -а; м. Одно из протестантских вероучений, возникшее в 16 в. в Швейцарии и получившее широкое распространение во Франции, Нидерландах, Англии и некоторых других странах. По имени его основателя Ж. Кальвина (1509 — 1564).
Кальвинистский (см.).

Малый академический словарь:

кальвинизм
-а, м.
Одно из протестантских вероучений, возникшее в 16 в. в Швейцарии и получившее широкое распространение во Франции, Нидерландах, Англии и некоторых других странах.
[По имени его основателя Ж. Кальвина]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
кальвинизм, -а

Новая философская энциклопедия:

КАЛЬВИНИЗМ (реформатская церковь) – одно из главных направлений Реформации [РЕФОРМАЦИЯ],основанное Ж.Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма [ПРОТЕСТАНТИЗМ]:священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная иерархия и ее посредничество в деле спасения [СПАСЕНИЕ];отрицается свобода воли человека; грех [ГРЕХ]признается явлением неизбежным; спасает только личная вера (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический культ. Отличительной чертой кальвинизма является доктрина абсолютного предопределения [ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ],согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения «избрал» одних людей к спасению, других – к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.
Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на развитие не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства [ЛЮТЕРАНСТВО],резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.
Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое движение, игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю «небесных мстителей», чтобы сокрушить «кровавые скипетры тиранов», т.е. противников Реформации. Эта идея давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность «железного канцлера» О.Кромвеля и шотландского проповедника Дж.Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина оценка профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов – как косвенного свидетельства «избранности». Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в противоречие с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты, квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла полемика относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, что вызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия, евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАР См. лит. к ст. Кальвин [КАЛЬВИН].
Л.Н.Митрохин

Краткий религиозный словарь:

Одно из течений протестантства, основы которого приведены французским теологом Жаком Кальвином в труде "Наставление в христианской вере";, в котором Кальвин попытался обобщить и систематизировать опыт Реформации. Одно из главных мест в его философии зан

Грамматический словарь Зализняка:

Кальвинизм, кальвинизмы, кальвинизма, кальвинизмов, кальвинизму, кальвинизмам, кальвинизм, кальвинизмы, кальвинизмом, кальвинизмами, кальвинизме, кальвинизмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru