Определение слова «КОНФЕССИОНАЛИЗМ»

Большой юридический словарь:

(от лат. confessio — исповедание) — термин, применительно к конституционному праву означающий организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины. в настоящее время к. сохраняется в ливане, где в соответствии с национальным пактом 1943 г. глава государства (президент) должен быть христианином-маронитом, председатель парламента — мусульманином-шиитом, премьер-министр — мусульманином-суннитом и т. д. места в парламенте также подлежат распределению в установленной пропорции между представителями различных религиозных общин. на кипре к. действовал в 1960-1974 гг. в обоих случаях к. привел к гражданской войне и расколу страны.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
конфессионализм, -а

Новая философская энциклопедия:

КОНФЕССИОНАЛИЗМ (от лат. confessio [fidei] – исповедание [веры]) – термин, обозначающий убеждение приверженцев одного из христианских исповеданий в том, что только их конфессия является истинным выражением и продолжением изначальной христианской церковной традиции. Несмотря на то что разделения внутри единой христианской церкви имели место уже в первые века (появление раскольнических и еретических группировок, отделение крупных общин не только по догматическим расхождениям, но и в силу политических и этно-культурных факторов), термин «конфессионализм» указывает на особенность религиозного самосознания, характерного для эпохи сосуществования различных христианских конфессий в пределах одного общества или государства. В Западной Европе подобная ситуация постепенно сложилась после Реформации [РЕФОРМАЦИЯ],когда перестал действовать принцип «чья власть, того и вера», что возвестило начало эпохи религиозной терпимости и признания государством принципа свободы совести для граждан. Государство перестало поддерживать одну христианскую конфессию в качестве «государственной» (и, соответственно, репрессировать другие) или же признало право «негосударственных» церквей на свободное существование. Такое положение дел стало следствием секуляризации [СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ]государства и общества, для которых в новых исторических условиях церкви являются по существу частными свободными ассоциациями верующих, осуществляющих свое право на свободное исповедание религиозной веры. В современных условиях сосуществование различных христианских конфессий на одной территории или в рамках одной культуры (как это имеет место в Германии, Франции, Великобритании, а также в традиционно католических, как Италия, или православных, как Греция и Россия, странах) является исторической данностью. В этой ситуации представители разных конфессий – и доминирующих, и маргинальных – оказываются перед выбором: или признать законным, с религиозной точки зрения, существование многих христианских традиций (конфессий), или настаивать на исключительной истинности своего исповедания, рассматривая христиан других конфессий как еретиков. Первое, в целом, характерно, напр., для США, где религиозный плюрализм является проявлением свободы и изначально фактом общественной жизни; второе – для стран, в которых доминирующая конфессия в значительной степени определяет культурную доминанту, в то время как принцип свободы совести не является общепризнанным.
В нынешнем столетии сильным противовесом конфессионализму стало всемирное экуменическое движение, в той или иной мере захватившее все христианские исповедания, смысл которого заключается во взаимном признании права каждой христианской церкви претендовать на преемственность по отношению к раннехристианской единой церкви, а также в стремлении к сближению – а в пределе и к объединению – различных конфессий на основе единой евангельской веры. Учитывая эту тенденцию, можно сказать, что антиподом конфессионализма является экуменизм [ЭКУМЕНИЗМ].
А.И.Кырлежев

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Образ мыслей строго соответствующий установленному учению той или другой церкви или вероисповедания (Confessio), сопровождающийся строгим повиновением их уставам и обрядам, в противоположность вероисповедному индифферентизму, либерализму и критицизму. Этот термин преимущественно применяется к строгим последователям лютеранской ортодоксии, как она изложена в катехизисах Лютера, а также в Аугсбургском исповедании.
Н. Б — в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru