Определение слова «А»

Толковый словарь Ефремовой:

а
I нескл. ср. разг.
Крик, выражающий сильную боль или какое-либо физическое чувство.
II союз
1. Употребляется при соединении предложений или членов предложения, указывая на их противопоставление или сопоставление.
2. Употребляется при присоединении предложений или членов предложения, указывая на их очередность или временную последовательность.
III част. разг.
1. Употребляется как вопросительный отклик на обращение, соответствуя по значению сл.: что?
2. Употребляется в репликах, требующих подтверждения сказанного собеседником, соответствуя по значению сл.: не так ли? не правда ли?
IV межд. разг.
1. Возглас, выражающий сильное чувство или физическую боль.
2. Употребляется как сказуемое.
V межд. разг.
1. Возглас, выражающий догадку, радостное удивление, злорадное торжество и соответствующий по значению сл.: ага!
2. Употребляется как сказуемое.
VI межд. разг.
1. Возглас, выражающий узнавание кого-либо при встрече или означающий вспоминание чего-либо.
2. Употребляется как сказуемое.
VII буква
Первая буква русского алфавита.

Большой энциклопедический словарь:

А — первая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве ("аз") — имевшей, кроме звукового, также цифровое значение 1.

Большая советская энциклопедия:

1) первая буква алфавитов на русской и латинской основе. В старославянской азбуке носит название «аз», означающее русское местоимение «я». Восходит к греческой («альфа»), а эта последняя — к финикийскому («алеф»).
2) Приставка «а» (перед гласными «ан») греческого происхождения в заимствованных словах обозначает отсутствие признака, выраженного корнем слова. Соответствует русским приставкам «без», «не». Например, «асимметричный»несимметричный; «аморализм» — безнравственность.

Толковый словарь Даля:

А, первая буква русской азбуки, аз. Москва и весь юг (кроме Малой Руси) и запад (кроме Польши) говорят высокою речью, акают, обращая букву о,, если она без ударения, в неполногласное а; весь север и восток — низкою речью, окают, произнося о ясно, где оно пишется. Московский говор, средний, но более на а, принят за образцовый. Русских слов с буквы а почти нет, если не признать такими глаг. акать, аукать, ахать и давно усвоенных: ад, артель, атаман, алый и пр. В Областном Словаре Академии помещено много речений, по южному и западному говору, под буквой а,, тогда как они должны писаться через о, куда здесь и отнесены. (Надо, кажется, сохранять такое правописание, которое бы всегда напоминало о роде и племени слова, иначе это будет звук без смысла). || В церк. и стар. счислении означает единицу; — тысячу; — тму, или 10 тысяч; — легион, или 100 тысяч; — леодор, или миллион; те же знаки употреблялись и при прочих счетных буквах. || В музыке, а или ла, название одного (шестого) из семи основных звуков. Прочитал от аза до ижицы, все. Он аза в глаза не знает, ничего не смыслит. Аз да буки — и вся наука, говорят о легком труде. Писать азы, буквы; сидеть на азах, начинать какую науку. За аз да за буки, так и указку в руки. Сперва аз да буки, а там и науки. Что было муки, докуки, а ни аза, ни буки, нет толку. Аз да буки не избавят от муки, т. е. ученье, грамота. Прописным азом ноги растопырил. см. также аз.




А, союз же, да, напротив, ан; однако, следовательно; потом, затем; выражение противоположности, вопросительное, заключительное и пр. Человек так, а Бог инак. Сеяли рожь, а косим лебеду. А ты как думаешь? А почему не хочешь? Широк путь в тюрьму, а из тюрьмы тесен. Читает: да будет воля Твоя; а думает: когда б то моя! Дай хлебца! — "А вот, погоди, вспашем, да посеем". Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка). А случалось и так. Сперва погляди, а там ври. А тебе что за дело до него? "Выпьем?" — "Выпьем". — "А деньги где?" — "А шапка-то у тебя на что?" В песнях и сказках а и как, а и что, а и мало ли и пр. || Если, когда, коли, буде. А не знаешь, так и не говори. А как попадешься, тогда что? || Слышишь ли, слушай, отвечай. Иван, а Иван! || Межд. ась, что, чего; что надо? говори, отвечай, что ли! Слышишь ли? — А? — Ну, что же молчишь — а? || ах, ахти, ай, увы, ба; иногда произносится протяжно или сдвоенным. А, какой большой! А, коли так, то берегись у меня! А-а, досталось тебе! А то, а вот, угроза. Сказывай, а то (не то) худо будет! А вот я тебя, ужо! || да биш. А, теперь помню; а, знаю. В бранной поговорке: А чтоб тебе пригодилось (твое слово), да на свой же двор воротилось! А можно счесть и за союз, и за междометье. || Слитно, впереди слов, част. а перешла к нам: с греч., означая отрицание: не, без (апатия); с лат., из, от (ab, абстракция), или к (ad, апелляция); с франц. подобие чему (? la, ажур).

Финансовый словарь терминов:

А+ — обозначение наивысшей стоимости акций (всего шесть степеней А+, А, А-, В+, В, С) по системе классификации Standart & Poor~s.

Толковый словарь Кузнецова:

А
1. А, неизм.
1. ж. и ср. Первая буква русского алфавита, обозначающая гласный звук [а]. Строчная а. Прописное А. // Употр. для обозначения первого члена ряда однородных объектов. Группа А. Место А. // Употр. при дополнительной нумерации однородных объектов. Второй параграф, пункт а. Дом 15а. Класс 9а.
2. м. Гласный звук [а], обозначаемый этой буквой. Ударный а. Говорить на "а" (=акать). * Кто сказал "а", должен сказать "б" (посл.: о том, кому необходимо быть последовательным).
От а до я. От начала до конца; всё целиком.
2. А, союз.
1. (соединяет предл. и чл. предл.). Выражает противопоставление, сопоставление (обычно с уступительным оттенком). Он шутил, а я злился. Ты моряк, а он лётчик. Пиши ручкой, а не карандашом. * Ум хорошо, а два лучше (Посл.).
2. (присоединяет предл. и чл. предл.). Указывает на пространственную или временную последовательность предметов, явлений, событий и т.п. Мы отправились на охоту, а с охоты — домой. Что ты делаешь сегодня? — Работаю. — А завтра? * Было бы болото, а черти найдутся (Посл.).
3. (присоединяет к одному из членов предложения слова, группы слов, предложения; обычно со сл.: именно, главное, в самом деле, значит, потому, следовательно, всё и т.п.). Указывает на развитие, дополнение, пояснение высказанной мысли; выражает характеристику, оценку сказанного. Всё сидит, думает, а о чём, спрашивается, думает? Заблудился, видно, а плутать в тайге — гиблое дело. Мы больше не увидимся, а жаль. Друг занят, а потому не придёт. В отпуске давно не был, а всё дела, дела!
4. (в начале вопросит. и восклиц. предл., в начале реплики или при внезапном переходе от одной мысли, темы к другой; обычно со сл.: как, какой, сколько и т.п.). Употр. для усиления выразительности. А знаешь, мама, о чём я думаю? А что говорят учёные? А как будет весело! А сколько таких поэтов?! Что с вами? — А ничего, слушаю.
А (не) то, в зн. союза. 1. Иначе, в противном случае. Застегнись, а то простудишься. Гляди в оба, а не то пропадёшь! -2. На самом деле, в действительности. Так бы и говорила, а то ещё лжёт. -3. Потому что, так как. Закрой окно, а то дует. -4. Или, или же. Добавь в салат луку, а то — чеснока. А то и, в зн. союза. Разг. (присоединяет однородный чл. предл.). Указывает на изменение признака по количеству, силе действия или качеству. Он пробудет дома неделю, а то и две. В такую погоду простыть, а то и заболеть можно.
3. А, частица. Разг.
1. (при повторном обращении). Употр. для привлечения внимания. Барышня, а барышня, помогите!
2. Употр. как вопросительный отклик на обращение. А, что вы сказали? Настя, Настя! — А?
3. (после предл., требующих ответа, подтверждения и т.п.). Выражает побуждение к ответу или к действиям. Небось я уже надоел вам, а? Смотри, нравится, а?
4. (в восклиц. и вопросит. предл.). Выражает сильное удивление, восхищение или возмущение. Ни одного концерта здесь не дали, а?
А то, в зн. частицы. 1. (в сочет. с вопросит. местоим. или местоим. нареч.). Употр. для выражения утверждения, согласия; да, конечно, безусловно так. Ты это сделал? — А то как же! -2. Употр. при выражении согласия после первоначального отказа. Не сходить ли за ними? — Не надо! А то, пожалуй, сходи. -3. Употр. при уговаривании, пожелании. А то пожили бы ещё на даче!
4. А, (обычно произносится удлинённо: а-а, а-а-а), межд.
1. Выражает припоминание, узнавание при встрече, догадку и т.п. А-а! Так вы историк? Кто тут? — А-а! Это вы, доктор.
2. Выражает удовольствие, радость, удивление при виде кого-, чего-л. А-а, это ты, очень рад, спасибо, что зашёл.
3. Выражает досаду, негодование, угрозу, злорадство и т.п. А-а, думал, с рук тебе сойдёт? Струсили? А-а-а! То-то же.
4. Выражает решимость с оттенком досады, отчаяния. А, была не была, рискну!
5. Выражает ужас, отчаяние, боль и т.п. А-а-а! Как я ударился! А-а! Что я наделал!

Малый академический словарь:

1)
нескл., ср.
Название первой буквы русского алфавита.

от а до зет; от а до я
от начала до конца; всё целиком.

2)
союз.
I. противительный.
1.
Употребляется для соединения противопоставляемых предложений или отдельных членов предложения; соответствует по значению словам: но, зато, наоборот, напротив.
Он шутил, а я злобствовал. Пушкин, Выстрел.
[Серебряков:] Ты молода, здорова, красива, жить хочешь, а я старик, почти труп. Чехов, Дядя Ваня.
С правой стороны удалось прервать распространение пожара; а влево он распространялся все шире, захватывая уже десятый двор. М. Горький, Мои университеты.
Прежде песни тоска наша пела, А теперь наша радость поет. Лебедев-Кумач, Песня о Волге.
||
При отрицании служит противопоставлению однородных членов предложения или предложений так, что один из однородных членов или одно из предложений исключается другим; соответствует по значению союзу но.
Бывало грустно им, а скучно не бывало. И. Крылов, Два Голубя.
Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия ---, а по привычке. Тургенев, Однодворец Овсяников.
2.
Соединяет два предложения, второе из которых выражает несоответствие тому, что выражено в первом, и противоречит ожидаемому, должному с точки зрения говорящего; соответствует по значению союзам: но, однако.
— За неделю еще с хозяйкой, с Амалией Федоровной, последним образом перессорились, а тут на чашку кофею позвала. Достоевский, Преступление и наказание.
— Учится девочка в консерватории, постоянно в хорошем обществе, а одета бог знает как. Чехов, Скучная история.
Дело к весне, а мороз все жестче. Безыменский, Комсомолия.
|
В сочетании со словами: „между тем“, „в то же время“, „ведь“, „вот“.
Здоровье ее [матушки] становилось день от дня хуже, она видимо чахла, а между тем мы с нею работали с утра до ночи. Достоевский, Бедные люди.
Ко всему Шацкий как-то без смысла и цели лгал; сегодня он граф, завтра князь, а в то же время все знали, что его родня занимается в городе торговлей. Гарин-Михайловский, Студенты.
[Маша:] Заложил он этот дом в банке, и все деньги забрала его жена, а ведь дом принадлежит не ему одному. Чехов, Три сестры.
Ко всем Комиссар умел найти ключик, а вот Алексей Мересьев не поддавался ему. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.
3.
Указывает на уступительный характер противопоставления предложений или их членов; соответствует по значению словам: тем не менее, всё-таки, однако.
Не легли еще тени вечерние, А луна уж блестит на воде. Блок, Не легли еще тени…
Да, пройдут десятки лет, а из памяти никогда не изгладятся дороги войны. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
|
В сочетании со словами: „всё“, „всё-таки“.
Рана ваша — не опасная, а все лучше остановить кровь. Тургенев, Отцы и дети.
[Жадов:] Рассказывайте, что хотите, а я все-таки женюсь и буду жить счастливо. А. Островский, Доходное место.
||
Имея то же значение (тем не менее, всё-таки, однако), начинает главное предложение после придаточного уступительного.
Довольно. С плеч долой обуза! Я классицизму отдал честь: Хоть поздно, а вступленье есть. Пушкин, Евгений Онегин.
Веришь ли, хоть и дела нет, а домой придешь весь словно изломанный! Салтыков-Щедрин, В среде умеренности и аккуратности.
II. сопоставительный.
Соединяя предложения, служит сопоставлению их главных или второстепенных членов, а также предложений в целом и соответствует по смыслу выражениям: что касается, в то время как и т. п.
[Лель (поет):] Туча со громом сговаривалась: Ты, гром, греми, а я дождь разолью. А. Островский, Снегурочка.
Дворецкий удалился, а Степан вскочил, натянул на себя кафтан и сапоги, вышел и остановился у крыльца. Тургенев, Муму.
||
Служит сопоставлению одновременных событий, действий, соответствуя по значению словам: в это же время, между тем.
Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Пушкин, Евгений Онегин.
Поручик говорил, а сам искоса поглядывал в стороны. Чехов, Тина.
|
В сочетании со словами: „между тем“, „в это время“.
Попадья стала угощать меня чем бог послал. А между тем говорила без умолку. Пушкин, Капитанская дочка.
||
Служит для указания на непредвиденное или неожиданное наступление действия во время другого действия; близок по значению словам: вдруг, вдруг в это время.
[Лиза:] Молчалин на лошадь садился, ногу в стремя, А лошадь на дыбы. Грибоедов, Горе от ума.
Опомнились косые — а перед ними и волк и волчиха зубами стучат. Салтыков-Щедрин, Самоотверженный заяц.
III. присоединительный.
1.
Употребляется для присоединения предложений или членов предложения при последовательном изложении, последовательном описании ряда предметов или явлений.
Там, ниже, мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени. А там уж и люди гнездятся в горах. Пушкин, Кавказ.
В конце сада был обрыв над рекой, а за обрывом — предрассветные дождливые дали. Паустовский, Дождливый рассвет.
2.
Присоединяет предложения и члены предложений, связанные друг с другом временной последовательностью (обычно в сочетании с наречиями времени или словами, обозначающими время).
[Бобчинский:] Сначала вы сказали, а потом и я сказал. Гоголь, Ревизор.
Мы с Ермолаем --- отправились на охоту, а с охоты домой. Тургенев, Мой сосед Радилов.
[Надя] пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром --- покинула город. Чехов, Невеста.
В этот момент ночная тишина была нарушена грохотом сильного взрыва, а затем послышались беспорядочные артиллерийские выстрелы. Степанов, Порт-Артур.
3.
а) Присоединяет по связи с каким-л. членом предложения слова, группы слов, предложения (полные и неполные), развивающие, дополняющие или поясняющие высказанную мысль.
[Чацкий:] Чины людьми даются, А люди могут обмануться. Грибоедов, Горе от ума.
— И все она сидит и думает, думает. А о чем думает, спрашивается? Чехов, Печенег.
— Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге — гиблое дело; не видно ни месяца, ни звезд. Марков, Строговы.
||
Присоединяет вставные предложения, сообщающие дополнительные сведения о предмете речи.
— Заметили ли вы, --- что на дубе — а дуб крепкое деревостарые листья только тогда отпадают, когда молодые начнут пробиваться? Тургенев, Рудин.
[Чернышевский] всегда отлично владел собою, и если страдал, — а мог ли он не страдать очень жестоко, — то всегда страдал гордо, один. Короленко, Воспоминания о Чернышевском.
б) Присоединяет по связи со всей высказанной мыслью предложения и члены предложений, развивающие, дополнительно характеризующие или оценивающие сказанное.
Инспектор с сосредоточенной злобой ходил по классу, ни слова не говоря, а это был дурной признак. Помяловский, Очерки бурсы.
[Тригорин:] Мы с вами едва ли еще увидимся когда-нибудь. А жаль. Чехов, Чайка.
Солдат в ад попал ---. Как быть? Осмотрелся служивый. А был не промах. Голубов, Багратион.
|
В сочетании со словами: „в самом деле“, „иногда“, „именно“, „сверх того“, „главное“ и т. п., указывающими на характер уточнения мысли, направление распространения или ограничения ее, мотивировку, оценку добавляемого и т. п.
Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пушкин, Домик в Коломне.
[Петр Петрович] взял на себя часть издержек по нашему проезду в столицу, а именно: сам вызвался, на свой счет, доставить нашу поклажу и большой сундук. Достоевский, Преступление и наказание.
||
В сочетании со словами: „значит“, „потому“, „следовательно“, „стало быть“ и т. п. присоединяет предложения или члены предложения, в которых содержится вывод, заключение из сказанного ранее.
Предполагалось отдать Сережу в гимназию, а следовательно требовалось познакомить его хоть с первыми основаниями древних языков. Салтыков-Щедрин, Рождественская сказка.
Ума ее никто не видал и не знает, а потому о нем — ни слова. Чехов, Перед свадьбой.
||
В сочетании с местоимением „всё“ присоединяет предложения или члены предложения, указывающие на причину высказанного ранее.
— Отстал я от хороших людей, ах как отстал! А все дела, дела! Чехов, Дом с мезонином.
4.
Употребляется при внезапном переходе к другой мысли, к другой теме высказывания (в речи одного лица или в диалоге).
— Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?.. — Скучал! — ответил Печорин, улыбаясь… — А помните наше житье-бытье в крепости? Лермонтов, Максим Максимыч.
— Да и ты меня расстроила, Верочка,очень огорчила! Я и ослабела. А тяжелая моя жизнь, Верочка. Чернышевский, Что делать?
— Всем кланяйся. А ты, Игнатьев, не забудь передать пакет Быстрецову. Чехов, Почта.
5.
Употребляется в начале реплики как приступ к разговору.
Дорогой невольно я опять завел разговор о Бэле и о Печорине. — А не слыхали ли вы, что сделалось с Казбичем? --- спросил я. Лермонтов, Бэла.
— А знаешь что, мама? — сказал Володя, неожиданно поворачиваясь к матери, — знаешь, о чем я думаю? Григорович, Проселочные дороги.
— А ты видела картину про композитора Глинку? Паустовский, Кордон «273».
IV. присоединительно-усилительный.
Употребляется в начале вопросительных и восклицательных предложений для усиления выразительности (часто в сочетании с местоимениями и наречиями: как, какой, сколько и т. п.).
[Городничий:] А уж я так буду рад! А уж как жена обрадуется! Гоголь, Ревизор.
Ничего не сделать, ничего не достигнуть --- в продолжение целого годазначит потерять год, значит не жить в продолжение целого года. А сколько таких годов теряется у людей! Белинский, Русская литература в 1845 г.
— Что ты мне рассказываешь, — не сдавался Федор Лукич. — А в книгах, а в романах что написано? Читал? Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
||
В начале ответов на вопросы придает большую выразительность ответу, выделяя то или иное слово.
— Что это? Что это такое? — спросил он у ямщика. — А горы, — отвечал равнодушно ногаец. Л. Толстой, Казаки.
[Лиза:] Борис Николаевич, что с вами? [Чепурной:] А ничего… слушаю! М. Горький, Дети солнца.

а (не) то…
1) иначе, в противном случае.
Надо глядеть в оба, — сказал он себе, а не то как раз пропадешь! Салтыков-Щедрин, Премудрый пескарь.
[Чубуков:] Замолчи, а то я подстрелю тебя из поганого ружья, как куропатку! Чехов, Предложение;
2) на самом деле, в действительности.
— Уж так бы и говорила… а то еще лжет. Лермонтов, Вадим.
[Марья Андреевна.] Да, если б это счастье было возможно для меня! А то мне нечего жалеть, нечего ждать. А. Островский, Бедная невеста;
3) потому что, так как.
— Мы решили --- с вашего дозволения остаться здесь ночевать; а то уж темно, и ваши мужики могут напасть на нас на дороге. Пушкин, Дубровский.
[Аркадина:] Костя, закрой окно, а то дует. Чехов, Чайка;
4) или, или же.
— Но ты не церемонься! ежели скучно, то приезжай ко мне, а не то так и просто пришли за мной. Салтыков-Щедрин, Круглый год.
Надо сделать, чтоб ее [кухарку] прогнали. Надо, незаметно, соли во все подбавлять,если у нее все будет пересолено, прогонят ее. А то керосину! М. Горький, В людях;
5) в соединении с вопросительными местоимениями или местоименными наречиями образует сочетания с утвердительным значением как ответ на предшествующий вопрос: конечно, безусловно так.
— Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило? — А то что ж? Не в бабки ж играть! Чехов, Злоумышленник;
6) употребляется при выражении согласия после первоначального отказа.
[Анна Ивановна:] Что ж это они не идут, соколы-то наши?.. Не сходить ли за ними? [Любовь Гордеевна:] Нет, не надо. А то, пожалуй, сходи. А. Островский, Бедность не порок;
7) употребляется при уговаривании, пожелании.
— А не то пожили бы, маменька, в Дубровине. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.

3)
частица.
1. побудительная.
Употребляется при повторном обращении к кому-л. для привлечения внимания.
[Дарья:] Барышня, а барышня! Где вы тут? А. Островский, Бедная невеста.
2.
вопросительная.
а) Употребляется как вопросительный отклик на обращение или при переспросе нерасслышанного.
Ридель! — повторил он громко. — Ридель! — А? Что таков? — проговорил я словно спросонья. Тургенев, Стук… стук… стук!
[Бубнов:] Настёнка! [Настя:] А? М. Горький, На дне.
б) После предложений, требующих ответа, подтверждения и т. п., выражает побуждение к ответу или к действиям.
Небось я уже надоел вам, а? Чехов, Палата № 6.
[Рагозин] схватил мальчика за руку и подвел к рисункам. — Смотри. Нравится, а? Федин, Необыкновенное лето.
в) В вопросах и восклицаниях выражает сильное удивление, восхищение или возмущение.
Каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть. Пушкин, Дубровский.
[Полина:] Вы представьте: в четверг я еду в деревню, вдруг свистят! Даже мне свистят, а? М. Горький, Враги.
4)
междом.
Часто произносится удлиненно (а-а-а!) и в зависимости от интонации выражает различные эмоциональные состояния.
1.
Выражает припоминание, догадку, удивление.
Кузина, помнишь Грандисона? — Как, Грандисон?.. а, Грандисон! Да, помню, помню. Где же он? Пушкин, Евгений Онегин.
Потом ее как будто что озарило — да так, что она невольно шепнула: — А!.. Она вдруг догадалась, что Нежданов отвернулся от нее. Тургенев, Новь.
— Подали оладьи — не ест! — А-аа!.. — удивился Костыль. — Не ест! Чехов, В овраге.
2.
При встрече с кем-л. выражает узнавание.
— Это кто тут? — спросил он. — А, Тонька! С. Антонов, Знакомый.
Василий из коридора постучал к нему. — Да, прошу, — отозвался хозяин и обернулся навстречу. — А-а, это ты! Садись. Игишев, Шахтеры.
||
Выражает удовольствие, радость (при виде кого-, чего-л.).
— А, милый князь, нет приятнее гостя, — сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. Л. Толстой, Война и мир.
А-а-а! Андрей Ильич! Наконец-то вы к нам пожаловали! Куприн, Молох.
3.
Выражает досаду, негодование, угрозу, злорадство.
[Городничий:] Инкогнито проклятое! Вдруг заглянет: «А, вы здесь, голубчики!» Гоголь, Ревизор.
— А-а! каблуками бить да еще браниться! — закричал Сережа. Л. Толстой, Детство.
[Татьяна Никоновна:] А! теперь тошно; а то так матери не слушаться! А. Островский, Старый друг лучше новых двух.
[Попова:] Вы струсили? Да? А-а-а-а! Нет, сударь, вы не виляйте! Чехов, Медведь.
— А-а, братец мой, а ты как же думал, так это тебе и сойдет с рук? Серафимович, Заяц.
4.
Выражает решимость с оттенком досады.
Иногда при ударе карт по столу вырывались выражения: — А! была не была, не с чего, так с бубен! Гоголь, Мертвые души.
5.
Выражает ужас, отчаяние, боль и т. п.
— А! А!.. — закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза. Л. Толстой, Война и мир.
— Ааа! что я сделал! — прокричал он [Вронский]. Л. Толстой, Анна Каренина.
Со стоном грохнулся кто-то за дверью. — За что бьете?.. Злодеи!.. ааа-аа!! Вересаев, К жизни.

Музыкальная энциклопедия:

1) Первая буква алфавита музыкального название и буквенное обозначение одного из муз. звуков, образующего нижний тон принятого в период раннего средневековья звукоряда (для его обозначения использовались буквы лат. алфавита). Впоследствии, когда место осн. тона диатонич. звукоряда заняло С, звук А стал VI ступенью этого звукоряда. Во Франции, Италии и нек-рых др. странах более употребительно слоговое обозначение звука А — lа (ля). Прописное А обозначает звук большой октавы, строчное — малой; для звуков более высоких и более низких октав применяют дополнительные цифры или чёрточки; так, А или А1 означают звук контроктавы, или а2 — второй октавы. Для обозначения хроматич. видоизменений данной ступени звукоряда к букве А присоединяют дополнит. слоги; повышение её на полутон обозначается ais (англ. a sharp; франц. la diese; рус. ля-диез; итал. la diesis), повышение на два полутона — aisis (англ. a double sharp; франц. la double diese; рус. ля-дубль-диез; итал. la doppio diesis), понижение на полутон — as (англ. a flat; франц. la bemol; рус. ля-бемоль; итал. la bemolle), на два полутона — ases (англ. a double flat; франц. la double bemol; рус. ля-дубль-бемоль; итал. la doppio bemolle). Хроматич. видоизменения ступени звукоряда могут передаваться и с помощью присоединения к её букв. обозначению знака альтерации: а — ля-диез (ais), a — ля-бемоль (as) и т.д. При обозначении тональностей к обозначениям звука тоники добавляют слова dur и moll, одновременно применяя для мажора прописное А, для минора — строчное; так, A-dur обозначает ля мажор, As-dur — ля-бемоль мажор, a-moll — ля минор, as-moll — ля-бемоль минор. В теоретич. работах тональность может обозначаться и одной буквой; в этом случае А означает ля мажор, а — ля минор; одна буква А в сочетании с предлогом in обозначает соответствующий строй инструмента (clarinetto in А — кларнет в строе ля). Иногда в музыковедческих работах применяется буквенное обозначение трезвучий; в этой системе А означает лямажорное тоническое трезвучие, а — ля минорное.
2) Звук, по которому настраиваются муз. инструменты; как правило, для настройки служит звук а1 реже а2 (иногда и с2). Определённая частота колебаний а1 устанавливается в качестве эталона; для удобства настройки изготовляются соответствующие камертоны.
3) В хоровой литературе буквой А обозначается альтовая партия, в оркестровой — партия альтового гобоя (А. гоб.).
В. А. Вахромеев.

Грамматический словарь Зализняка:

А

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Первая буква всех европейских алфавитов, за исключением рунического. В славянской азбуке она носит название аз от местоимения аз, русского я; в финикийском алфавите, от которого взяли начало все европейские алфавиты, она называлась алеф (aleph), т. е. телец, так как она образовалась из первоначального иероглифического рисунка, представляющего голову быка.
Звук, обозначаемый этою буквою в русском языке, производится при следующих физиологических условиях: канал рта во всем своем объеме довольно широко открыт, и языксравнительно с обыкновенным его положением — немножко подвинут взад. Благодаря этому является звук полный, чистый, ясный. В других языках звук этот может принимать бесчисленные оттенки, приближающие его, с одной стороны, к звуку о, с другой — к е; это встречается, например, в английском языке. И в русском, кроме чистого звука а, мы имеем еще звук, средний между а и о, который, однако, не выражается в письме отдельным знаком: этот средний звук происходит из чистого о, если оно стоит перед ударением, что и называется аканьем и составляет особенность южно-великорусских и белорусских говоров. В литературных памятниках признаки акания в первый раз замечаются в текстах московских половины XIV в. Звук а в различных языках может быть долгим и кратким; в русском — только кратким, но он произошел из индоевропейских первоначально долгих звуков а, о и отчасти е. Ряд звуков a, i, u играли важную роль в сравнительной грамматике индоевропейских языков: так как в санскрите из кратких гласных встречаются только а, i и то же самое повторяется и в готском языке, то высказано было предположение, что первоначальный индоевропейский или праарийский язык имел только эти три звука; потом же, с течением времени, первоначальное а расчленилось на а, е, о. В новейшее время это было признано заблуждением: уже праарийский язык имел звуки е, о возле a, i, u, так что теперь уже неуместно смотреть на гласную а как на самый естественный, благородный и древний звук в языке.
А как отдельное слово играет роль междометия, выражающего удивление, а также и разделительного союза. В русском языке звук а не стоит в начале слов, и поэтому все слова, начинающиеся с а, надо признать заимствованными.
Как символический знак А обозначает что-то первое, определенное, известное. В логике А обозначает предмет мысли, в особенности вещь какую-нибудь. Формула А=А выражает, что всякая вещь равна самой себе. Кроме того, посредством знака А выражается общеутвердительное понятие, напр., в силлогизме — общеутвердительное положение. B латинском алфавите А и Z, в греческом А и обозначают начало и конец и в этом значении представляют понятие всеобщности, вечности. В алгебре а обозначает условную известную величину. В греческой и церковно-славянской системе а обозначает единицу.
Как сокращение А в русском языке, в особенности на государственных бумагах, обозначает императорское имя Александр. Чаще всего А. или а. встречается как сокращение латинских слов или выражений: А. означает имена существительные: Augustus, Aulus Ager; AA — Augusti, императоры; опрокинутое A — Augusta, императрица; опрокинутое AA — Augustae, императрицы; ААА — argum, argentum, aes. B особенности часто стоит а. вместо anno: напр. в формулах: а. с. вм. anno currente (сего года), a. D. вм. anno Domini (лета Господня), а. р. или а. pr. вм. anno praesente (нынешнего года) или же anno praeterito (прошедшего года): а. а. С. n. вм. anno ante Christum natum (в год до Рождества Христова) или a. a. Chr. n.; а. р. С. n. или а. р. Chr. n. вм. anno post Christum natum (в год после Рождества Христова); a. f. вм. anni futuri (в будущем году); а. о. с. вм. anno orbis conditae (в год от сотворения мира); a. m. с. вм. anno mundi conditi (в год от сотворения мира); a. m. вм. anno mundi (в год света); а. u. вм. anno urbis (в год города Рима) или а. а. u. с. вм. anno ab urbe condita (в год от основания города Рима); а. р. u. с. вм. anno post urbem conditam (в год после основания города) или а. р. R. с. вм. anno post Romam conditam; A. S. N. вм. anno Salvatoris Nostri (в год нашего Спасителя); А. ае. v. или A. aer. v. вм. anno aerae vulgaris (в год обыкновенного летосчисления); а. r. вм. anno regni (в год правления). При голосовании в римских судах А обозначало absolvo, т. е. освобождаю, в комициях же А значило: antiqua probo, т. е. голосую за старый порядок вещей. В юридических актах употребляется: а. а. вм. ad acta (отложить к делам, к более позднему времени); a. d. вм. a dato, т. е. с сегодня, со дня писания дела. В титулах имеем следующие сокращения: AA. М. вм. artium magister, т. е. магистр искусств; AA. LL. М. вм. artium liberalium magister, т. е. магистр свободных искусств; А. В. вм. aurea bulla, т. е. золотая булла; A. S. или AA. SS. вм. acta sanctorum, т. е. жития святых. A. L. F. вм. animo lubens fecit; A. P. вм. annoncae praefectus. На зданиях, построенных во время Фридриха III, часто встречается перечисление всех латинских гласных: А. Е. I. O. U., что, как говорят, обозначает следующую формулу: amor electis, iniustis ordinat ultor. Внутри карманных часов при регуляторе стоит с одной стороны А, т. е. Avancez (ускорить), с другой R, т. е. Retardez (замедлить), для обозначения направления, в котором должен быть подвинут регулятор, чтобы ускорить или замедлить ход часов. При обозначении меры а выражает ар. На монетах древних греческих А означало местность, где монета была чеканена: Аргос, Афины; на латинских — Антиохию, Аквилею, Арелат; на новейших буква А. обозначает город, в котором находится главный монетный двор; так, на французских монетах А обозначает Париж, на немецких — Берлин и т. п. Французские монеты со знаком АА чеканены в Метце до 1870 г. В химии АА или также а. а. а. значит amalgamma; в счетах обозначает то же, что русское по, напр. 10 пуд. 15 руб., или по 15 руб. каждый. Во французских биржевых таблицах А обозначает argent (деньги) в противоположность P, т. е. papier (листы). В немецком языке встречаем чаще всего следующие сокращения: A. (Abend, abends, т. е. вечер, вечером); a. St. (alten Styls, т. е. старого стиля по юлианскому календарю); А. Т. (Altes Testament, т. е. Старый Завет); ао. (ausserordentlich, т. е. экстраординарный, напр. профессор); a. D. (ausser Dienst, т. е. в отставке); a. (alt, т. е. древний, напр. ahd вм. althochdeutsch, т. е. древневерхненемецкий), ags. (angelschsisch, т. е. англосаксонский язык).
Об А как основном тоне в музыкальной скале см. Тон.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru