Определение слова «минор»

Толковый словарь Ушакова:

МИНО́Р, минора, ·муж. (·итал. minore от ·лат. minor — меньший).
1. Музыкальный лад, гамма которого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в ·т.н. гармонической минорной гамме, а в мелодической минорной гамме — с таким же повышением шестой и седьмой ступени только в восходящем порядке; производит обычно впечатление грусти, печали; муз.). Эта вещь написана в миноре. Переход от мажора к минору.
| То же в знач. неизмен, прил. (муз.). Соната фа минор.
2. перен. Грустное, меланхолическое настроение (·разг. ·фам. ). Что это вы в таком миноре?

Большая советская энциклопедия:

I
Минор
Лазарь Соломонович [17(29).12.1855 — 1942], советский невропатолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1927). В 1879 окончил медицинский факультет Московского университета, работал у А. И. Бабухина, А. Я. Кожевникова. В 1910—17 директор клиники нервных болезней московских Высших женских курсов, в 1917—32 заведующий клиникой нервных болезней медицинского факультета 2-го МГУ (с 1930 — 2-й Московский медицинский институт). Описал симптоматологию поражения эпиконуса спинного мозга и особый «симптом посадки», при ишиасе (феномен М.), своеобразную форму наследственного дрожания (т. н. эссенциальный тремор М.). Ряд работ М. посвящен гистологии нервной системы. Как врач и общественный деятель внёс значительный вклад в борьбу с алкоголизмом (организация специальных лечебниц и т. п.). Почётный член многих советских и зарубежных научных обществ. Создал крупную школу невропатологов, среди представителей которой В. В. Крамер, М. Б. Кроль, Л. Г. Членов, А. М. Гринштейн и др.
Соч.: Борьба с алкоголизмом с точки зрения нервной патологии, М., 1897; Научные основыборьбы с курением табака, М., 1914; Лечение нервных болезней, 2 изд., М. — Л., 1935.
II
Минор (от лат. minor — меньший)
k-го порядка матрицы, определитель, составленный из элементов, стоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов матрицы. Так, определитель

есть М. 2-го порядка матрицы

составленный из ее элементов, стоящих на пересечении 1-й и 4-й строк со 2-м и 3-м столбцами. М. определителя называются М. матрицы этого определителя. См. Матрица, Определитель.
III
Минор (итал. minore, от лат. minor — меньший; также moll, от лат. mollis — мягкий)
лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие с присущей ему окраской (наклонением). Структура минорного лада (a-moll, или ля минор):

М. (как трезвучие, не совпадающее с нижними тонами натурального звукоряда, и как лад, построенный на основе этого трезвучия) имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору; контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Рис. к ст. Минор.

Словарь по культурологии:

Музыкальный лад «темной», грустной окраски.

Большой словарь иностранных слов:

Минора, м. [ит. minore от латин. minor – меньший]. 1. Музыкальный лад, гамма которого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в т. наз. гармонической минорной гамме, а в мелодической минорной гамме – с таким же повышением шестой и седьмой ступени только в восходящем порядке; производит обычно впечатление грусти, печали; муз.). Эта вещь написана в миноре. || То же в знач. неизмен. прил. (муз.). Соната фа минор. 2. перен. Грустное, меланхолическое настроение (разг. фам.). Что это вы в таком миноре?

Толковый словарь Кузнецова:

минор
МИНОР -а; м. [от итал. minore — меньший].
1. Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, построенный на малой трапеции (характеризуется звуковой окраской, связанной с настроениями грусти, скорби; противоп.: мажор). Играть в миноре.
2. Разг. О грустном, печальном настроении. Быть в миноре.
Минор, неизм.; в зн. прил. С грустной, скорбной звуковой окраской. Гамма соль минор.
Минорный (см.).

Малый академический словарь:

минор
-а, м.
1.
Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, построенный на малой терции (характеризуется звуковой окраской, связанной с настроениями грусти, скорби); противоп. мажор.
|
в знач. неизм. прил. Гамма соль минор.
2. перен. разг.
Грустное, печальное настроение.
Благодарю Вас за Ваше милое, восхитительное письмо. Я ожил — я был в миноре.
Репин, Письмо И. С. Остроухову, 19 янв. 1909.
[От итал. minore — меньший]

Математическая энциклопедия:

Порядка к- определитель матрицы, элементы к-рой стоят в данной прямоугольной матрице на пересечении кразных столбцов и кразных строк. Если номера отмеченных строк совпадают с номерами отмеченных столбцов, то М. наз. главным, а есля отмечены первые к строк и первые кстолбцов — угловым. Базисным минором матрицы наз. любой ее ненулевой М. максимального порядка. Для того чтобы М. был базисным, необходимо и достаточно, чтобы все окаймляющие его М. (т. е. содержащие его М. на единицу большего порядка) были равны нулю. Система строк (столбцов) матрицы, связанных с базисным М., является максимальной линейно независимой подсистемой системы всех строк (столбцов) матрицы. В. Н. Ремесленников.

Музыкальная энциклопедия:

(итал. minore, от лат. minor — меньший; также moll, от лат. mollis — мягкий) — лад, в основе к-рого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура минорного лада (a-moll, или ля минор):

Основной звукоряд. (мелодическая модель ряда)

Главные аккорды. Гармоническая модель гармонического минора
М. (как трезвучие, не совпадающее полностью с нижними тонами натурального звукоряда, и как лад, строящийся на основе этого трезвучия) имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетич. контрастов в музыке. М. (собственно "минорность") может пониматься и в расширительном смысле — не как лад определ. структуры, а как ладовая окраска, обусловливаемая наличием звука, расположенного на малую терцию вверх от осн. тона лада. С этой точки зрения качество минорности свойственно большой группе ладов: натуральным эолийскому, фригийскому, дорийскому, нек-рым пентатонным (a-c-d-e-g) и др.
В нар. музыке родственные М. натуральные лады минорной окраски существовали, по-видимому, уже в далёком прошлом. Минорность издавна свойственна также значит. части мелодий проф. светской (в частности, танцевальной) музыки. Однако лишь в сер. 16 в. прототипы М. — эолийский лад вместе со своей плагальной разновидностью — были узаконены в европ. муз. теории (в трактате Глареана "Dodekachordon", 1547) в качестве IX и X церк. тонов. 16 век — время вытеснения старых ладов мажором и М. (во всех жанрах от бытовой танц. музыки до высокой полифонии). Эпоха функционального мажора и М. охватывает в европ. музыке 17-19 вв. Процесс освобождения от интонац. формул старых ладов был для М. более сложен, чем для мажора. И даже в классико-романтич. период (с сер. 18 до кон. 19 вв.), когда М. по образцу мажора приобрёл свой классич. вид (опора на три главных аккорда — Т, D и S), в структуре лада прочно закрепилась двойственность нек-рых ступеней (высокая VII при движении вверх, низкая VII при движении вниз)остаток прежнего богатства ренессансной ладовости. К кон. 19 в. М. (как и мажор) отчасти реорганизуется за счёт включения в лад недиатонич. элементов и функциональной децентрализации. В совр. музыке М. существует как одна из многочисл. звуковых систем. См. Наклонение.
Ю. Н. Холопов.

Словарь антонимов русского языка:

ВЕСЕЛЫЙ — ГРУСТНЫЙ
Весело — грустно (см.)
веселье — грусть (см.)
веселиться — грустить (см.)
Веселое настроение — грустное настроение. Веселый взгляд — грустный взгляд. Веселый вечер — грустный вечер. Веселый спектакль — грустный спектакль.
— Не написал... Почему? Веселое письмо я не мог ей написать, а грустное — не хотелось. Ю. Герман. Подполковник медицинской службы.
Наташа же была весела потому, что она слишком долго была грустна, и теперь ничто не напоминало ей причину ее грусти. Л. Толстой. Война и мир.
Грустные, заунывные звуки сменялись веселыми, но то была не русская грусть и не русская удаль. А. К. Толстой. Князь Серебряный.
В знач. сущ. ср. р. О грустном написать я должен в твой альбом. Могу ль желанию такому покориться? При мысли о тебе невольно под пером одно веселое родится. Жуковский. В альбом.
ВЕСЕЛЫЙ — ПЕЧАЛЬНЫЙ
Весело — печально
веселье — печаль (см.)
веселить — печалить (см.)
веселиться — печалиться
Веселый юношапечальный юноша. Веселый взглядпечальный взгляд. Веселый день — печальный день.
[Любовница:] Однако ты печален; что с тобою? [Князь:] Я печален? Тебе так показалось. Нет, я весел Всегда, когда тебя лишь вижу. Пушкин. Русалка.
Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, и звезда моя сумасшедшая. Н. Заболоцкий. Последняя любовь.
В знач. сущ. ср. р. Архипов достал с полки «Вешние воды». Девушка открыла первую страницу, прочитала эпиграф и усмехнулась. ... — Это печальное? — Да, пожалуй. Может быть, хотите веселое? — Нет, предпочитаю печальное,твердо ответила девушка. Паустовский. Пустая дача.
ВЕСЕЛЫЙ — НЕВЕСЕЛЫЙ
Весело — невесело
Веселый взглядневеселый взгляд.
— Что ты ныне, Анюта, как будто невесела? Анюта совершенно ни невесела, ни весела; но почему же не спросить. Чернышевский. Что делать?
— Нет того, чтобы спроситьпочему ты нынче невеселая, а вчера была веселая. Ю. Герман. Дело, которому ты служишь.
ВЕСЕЛЫЙ — УГРЮМЫЙ
Весело — угрюмо
веселость — угрюмость
Веселый человек — угрюмый человек. Веселый пейзажугрюмый пейзаж.
В противоположность веселому Елкину этот угрюмый человек ... не имел второго, запасного мнения, на всякий случай. К. Симонов. Живые и мертвые.
Я был угрюм — другие дети веселы и болтливы. Лермонтов. Княжна Мери.
Ты зрел его в кругу большого света — То своенравно-весел, то угрюм, Рассеян, дик иль полон тайных дум, — Таков поэт — и ты презрел поэта! Тютчев. Ты зрел его...
Угрюмый, скалистый, почти бесплодный остров Беннета после веселой Земли Санникова произвел на путешественников безотрадное впечатление. Обручев. Земля Санникова.
ВЕСЕЛЫЙ — МРАЧНЫЙ
Весело — мрачно
веселость — мрачность
веселье — мрачность
развеселый — мрачный (см.)
Веселый человек — мрачный человек. Веселое настроение — мрачное настроение.
Степан Аркадьич чуть заметно улыбнулся, уловив мгновенную и столь знакомую ему перемену в лице Левина, сделавшегося столь же мрачным, сколько он был весел минуту тому назад. Л. Толстой. Анна Каренина.
К веселым, легким мыслям стали примешиваться и мрачные. Чехов. Володя большой и Володя маленький.
Судя по приведенным мною словам, Черняховский должен был быть мрачным, а он был весел тем неизбывным весельем, которым одаривает природа своих любимцев. Эренбург. Люди, годы, жизнь.
РАЗВЕСЕЛЫЙ (разг.) — МРАЧНЫЙ
Обитатели «Шиповской крепости» делились на две категории: в одной ... развеселый пьяный народ, ищущий здесь убежища от полиции. Категория втораялюди мрачные, молчаливые. Гиляровский. Москва и москвичи.
— Чего ты такой мрачный? — А ты чего такой... развеселый? Шукшин. Гена Пройдисвит.
ВЕСЕЛЫЙ — ХМУРЫЙ
Весело — хмуро
веселиться — хмуриться
Веселый человек — хмурый человек. Веселый вид — хмурый вид. Веселый день — хмурый день.
Лица на минуту из хмурых опять сделались веселыми. Салтыков-Щедрин. Помпадуры и помпадурши.
Лицо [Андрея], обычно веселое и розовое, теперь было хмурым. Г. Николаева. Жатва.
ВЕСЕЛЫЙ — ПАСМУРНЫЙ
Весело — пасмурно
Веселый день — пасмурный день. Веселое настроение — пасмурное настроение.
Виктор Константинович встречал на лесных дорожках и пасмурные лица, и веселые, и злые, и ласковые, и прелестные в их первой, румяной свежести. Г. Березко. Дом учителя.
МАЖОРНЫЙ — МИНОРНЫЙ
Мажорно — минорно
мажор — минор (см.)
Мажорное настроение — минорное настроение.
Когда совершился в увертюре перелом, минорный тон разом разрешился самым светлым из мажорных тонов, две блестящие фанфары возвещают торжество доброго начала над злым. Стасов. Музыкальное обозрение.
Весь его музыкальный репертуар ... состоял только из двух пьес. Одна, мажорная, пелась в антрактах между кутежами, в денежную полосу. ... Минорная пьеса отличалась самыми нелепыми словами. Куприн. К славе.
Ср. Веселый — скучный. Радостный — грустный
ВЕСЕЛЫЙ — СКУЧНЫЙ
Весело — скучно (см.)
веселость — скука
веселье — скука (см.)
веселиться — скучать (см.)
Веселый человек — скучный человек. Веселый разговорскучный разговор.
Нелли сначала была очень весела, даже много смеялась, но потом стала скучна. Достоевский. Униженные и оскорбленные.
Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью. Блок. Интеллигенция и революция.
Он [Холстомер] был стар, они были молоды, он был худ, они были сыты, он был скучен, они были веселы. Л. Толстой. Холстомер.
ВЕСЕЛЫЙ — ТОСКЛИВЫЙ
Весело — тоскливо (см.)
веселье — тоска (см.)
веселиться — тосковать (см.)
Веселый взглядтоскливый взгляд. Веселая мелодия — тоскливая мелодия.
Чудесный контраст между веселым хором и тоскливою и таинственною песнею утопленницы также совершенно готов в пушкинском тексте [«Русалки»]. А. Серов. Русалка.
Ср. Веселый — грустный

ВЕСЕЛЬЕ — ГРУСТЬ
Делить веселье все готовы — Никто не хочет грусть делить. Лермонтов. Одиночество.
Некоторая грусть необходима веселью, как молибден стали. Хорошая грусть лучше плохого веселья. Радость не бывает в чистом виде. Настоящая радость — это гибрид прошлого с настоящим. М. Светлов. Записные книжки.
ВЕСЕЛЬЕ — ПЕЧАЛЬ
Не знаю, что со мною будет, когда настанет мой черед, и кто печаль мою осудит, и кто веселье не поймет. И. Шкляревский. Внезапный дождь мой лоб остудит...
Среди веселья и печали И этих праздничных огней Сидят в кафе однополчане В гостях у памяти своей. Н. Дементьев. День Победы.
ВЕСЕЛЬЕ — УНЫНИЕ
Веселый — унылый
весело — уныло
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет! Пушкин. Если жизнь тебя обманет...
Парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с унынием. Гоголь. Майская ночь, или Утопленница.
МАЖОР — МИНОР
[Лотохин:] Заедешь ... через месяц или через два: уж совсем другой тон в доме, переход из мажора в минор. А. Островский. Красавец-мужчина.
Но такова натура Фета, таков его творческий дух, что трагедия переключается у него в жажду бытия, его минор находит разрядку в мажоре. Л. Озеров. Лирика Фета.
Ср. Веселье — скука. Радость — грусть
ВЕСЕЛЬЕ — СКУКА
Несколько раз они усиливались поднять веселье, но притворное веселье было еще хуже скуки. Л. Толстой. Альберт.
Скука одолела Негрова; он решился ехать в деревню хозяйничать. Герцен. Кто виноват?
[Зазубрина] смешил и развлекал ..., скрашивая своим искренним весельем тусклую, скучную жизнь тюрьмы. М. Горький. Зазубрина.
ВЕСЕЛЬЕ — ТОСКА
Этот крик щемящей тоски вслед за кипучим и бьющим через край весельем вырвался из груди двадцатилетнего юноши! Короленко. Трагедия великого юмориста.
Так посещает в подземелье Почти убитого тоской Страдальца-узника порой Души минутное веселье. Рылеев. Войнаровский.
Ср. Веселье — грусть
РАДОСТНЫЙ — ГРУСТНЫЙ
Радостное выражение лица — грустное выражение лица. Радостные вести — грустные вести.
Я шел радостный ... . И как было не радоваться: Дерсу был опять со мной. Арсеньев. По Уссурийской тайге.
Я возвратился к Зурину, грустен и молчалив. Пушкин. Капитанская дочка.
Смуглые тела танцовщиц гнулись, как гибкие стебли, в такт нежным и протяжным, грустным и радостным звукам флейты. И. Ефремов. На краю Ойкумены.
РАДОСТНЫЙ — ПЕЧАЛЬНЫЙ
Радостный взглядпечальный взгляд. Радостное известие — печальное известие.
В лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров. ... Каждое событие, случавшееся в доме, было одинаково важно, одинаково радостно или печально для всех этих миров; но каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию. Л. Толстой. Война и мир.
Ее томило странное предчувствие: что-то должно произойти, с ней ли с одной или со всем домом, хорошее или дурное, радостное или печальное, она не знала, но что-то непременно произойдет. Нагибин. Сирень.
В знач. сущ. ср. р. Я жаждал разнообразия. И вот оно сбывалось. Правда, в этих частых переменах было больше печального, чем радостного. Паустовский. Беспокойная юность.
Ср. Радостный — горестный. Веселый — грустный
РАДОСТЬ — ГРУСТЬ
Радостный — грустный (см.)
радостно — грустно (см.)
радоваться — грустить (см.)
Шумная радость — тихая грусть.
Напрасно! мертвым не приснится Ни грусть, ни радость прошлых дней. Лермонтов. Демон.
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет: Останутся грусть и разлука за дверью, А в дом только радость войдет. И. Уткин. Ты пишешь письмо мне...
РАДОСТЬ — ПЕЧАЛЬ
Радостный — печальный (см.)
радостно — печально
радовать(ся) — печалить(ся) (см.)
После грозы вёдро, после печали радость. Пословица.
От радости кудри вьются, от печали секутся. Пословица.
Не утаю от Тебя печали, так же как радости не утаю. Сердце свое раскрываю вначале, как достоверную повесть Твою. О. Берггольц. Не утаю от Тебя печали...
— Мы ничего не будем прятать от вас. Вы узнаете радости и печали нашего народа. Н. Тихонов. Серый Хануман.
Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. Пушкин. К портрету Жуковского.
РАДОСТЬ — ТОСКА
Радостный — тоскливый
радостно — тоскливо
радоваться — тосковать
— Люблю я смех и радость. Но в радости моей — всегда тоска, в тоске всегда — таинственная сладость! Бунин. Джордано Бруно.
Много песен над Волгой звенело, Да напев был у песен не тот: Прежде песни тоска наша пела, А теперь наша радость поет. Лебедев-Кумач. Песня о Волге.
— У меня ведь душевное зрение и слух так же обострены, как физические, и чувствую я в сто раз сильнее, чем обыкновенные люди, и горе, и счастье, и радость, и тоску. И. Одоевцева. На берегах Сены.
Прелесть жизни не только в страстях, чтобы пели желания, чтобы радость звала, каруселью тебя закружив. И тоска хороша — это все-таки переживанье. Одиночество — чудо. Оно означает — ты жив. Евтушенко. Бессердечность к себе...
РАДОСТЬ — КРУЧИНА (нар.-поэт.)
Чем окончится наш бег? Радостью ль? Кручиной? Знать не может человек — Знает Бог единый! А. К. Толстой. Колокольчики мои...
Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. Пословица.
РАДОСТЬ — ОГОРЧЕНИЕ
Радовать(ся) — огорчать(ся) (см.)
Приносить радостьприносить огорчения.
Ну что же — тогда опять потянется прежняя жизнь без больших радостей и огорчений. Паустовский. Дым отечества.
Осень приносила им не только радости, но и огорчения. Г. Семенихин. Жили два друга.
Ср. Радость — горе. Веселье — грусть

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
минор, -а

Толковый словарь Ожегова:

МИНОР, а, м.
1. Музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд к-рого строится на малой терции (спец.).
2. перен. Грустное, подавленное настроение. Быть в миноре.
| прил. минорный, ая, ое. м. тон. Минорное настроение.

Грамматический словарь Зализняка:

Минор, миноры, минора, миноров, минору, минорам, минор, миноры, минором, минорами, миноре, минорах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru