Определение слова «АПАТИЯ»

Толковый словарь Ушакова:

АПА́ТИЯ (апатия ·устар.), апатии, ·жен. (от ·греч. apatheia — бесчувственность). Равнодушие, холодность, бездеятельность, вялость. Чувствовать полнейшую апатию к делу. Мною овладела апатия. Находиться в состоянии апатии.

Большой энциклопедический словарь:

АПАТИЯ (от греч. apatheia — бесстрастие) — ..
1) безразличное, безучастное отношение к окружающему; состояние, при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции...
2) Одно из основных понятий этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов. Выдвинуто Стилпоном (мегарская школа) — развито стоиком Зеноном из Китиона, Эпиктетом.

Толковый словарь Даля:

апатия
АПАТИЯ ж. греч. бесстрастие, бесчувствие, равнодушие, безучастие, безучастность, невозмутимость, холодность, постылость, косность, вялость, лень, обломовщина (от повести Гончарова). Апатичный, апатический, бесстрастный, равнодушный, косный и пр.

Словарь литературных эпитетов:

• Безнадежная (Короленко).
• Томительная (Тихонов).

Большой словарь иностранных слов:

(апатиЯ устар.), апатии, ж. [от греч. apatheia – бесчувственность]. Состояние полного безразличия, равнодушия; болезненное состояние, характеризующееся снижением психической активности, безразличием, отсутствием интереса к окружающему, безволием. Чувствовать полнейшую апатию к делу. Находиться в состоянии апатии.

Толковый словарь Кузнецова:

апатия
АПАТИЯ -и; ж. [греч. apatheia — бесстрастие]. Состояние полного равнодушия, глубокого безразличия.

Малый академический словарь:

апатия
-и, ж.
Состояние полного безразличия, равнодушия.
Впасть в апатию.

Тревога прошла, осталась апатия, похожая на постоянную усталость. Крымов, Танкер «Дербент».
Но и напоминание о еде не вывело его [мальчика] из состояния полной апатии. Он даже не повернул голову на мой голос. Чаковский, Это было в Ленинграде.
[греч. ’]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
апатия, -и

Толковый словарь Ожегова:

АПАТИЯ, и, ж. Состояние полного безразличия, равнодушия. Впасть в апатию.
| прил. апатический, ая, ое.

Новая философская энциклопедия:

АПАТИЯ (греч. : отрицательная частица + , аффект, лат. tranquillitas animi) – термин античной этики, означающий бесстрастие как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог«безмятежность», атараксия). Первоначальное значение апатии – неаффицируемость в широком смысле (Arist. De an. 429 а 29; Phys. 217 b 26 cf. Plat. Phileb. 33 de; Phaedr. 250 с). Этическое понятие апатии, восходящее к Платону (Phileb. 21 е; 33 b), начало оформляться у киников [КИНИКИ] (Антисфен [АНТИСФЕН ИЗ АФИН] – Diog,.L. VI 2; 15) и в Мегарской школе [МЕГАРСКАЯ ШКОЛА] (Стильпон [СТИЛЬПОН] – Sen. Ер. 9,1); упоминается Аристотелем (Eth. Nic. 1104 b 24; Eth. Eud. 1222 a 3 cf. II An. 97 b 23). Особое значение апатия приобрела в этике стоицизма [СТОИЦИЗМ], где понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики – Diog. L. IX 108) трактовали апатию как почти полное «бесчувствие» (ср. Крантор [КРАНТОР] у Cic. Tusc. III 12; Ps.-Plat. Def. 413 а), то стоики – как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего четыре главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У Хрисиппа [ХРИСИПП] понятие апатии приобрело особый интеллектуалистический оттенок: «несогласие» на аффект есть проявление общей «невосприимчивости» разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания «природы» и мировой необходимости, т.е. устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей (Epict. Diss. I 4,27; Diog. L. VII 110 sq.; SVF III 378 sq.); вместе с тем, апатия имеет эмоциональный эквивалент в т.н. «благих (т.е. разумных) душевных состояниях» (’ – Diog. L. VII 116). В Средней Стое апатия временно сблизилась с перипатетической метриопатией (Panaet. frg. 111). У поздних стоиков – Сенеки (трактат De tranquillitate animi), Эпиктета (Diss. I 4,3; III 15,12; 26,13) и Марка Аврелия (XI 18 cf. I 9) апатия выступает (иногда наряду с атараксией) преимущественно в традиционном значении (с некоторой акцентацией волевого момента) как умение властвовать над собой. Через Филона Александрийского (Leg. alleg. II 101; III 129; De plant. 98) термин апатия усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости (Clem. Alex. Strom. IV 7,55,4; VI 9,74,1; VII 2,10,7). У Плотина апатия вновь приобретает неэтическое значение (неаффицируемость умопостигаемого – Enn. III 6,6; V 8,3; 9,4; VI 5,3). В Новое время этическое понятие апатии используется Спинозой (Ч. 4, 5 «Этики»), а затем – Кантом («Антропология» § 73–75; «Метафизика нравов», ч. II, введение, § 16–17).
Литература:
1. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995;
2. Rieth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. В., 1933;
3. Rist J.M. The Stoic concept of detachment. – The Stoics, ed. J.M.Rist. Berkeley – Los Angeles, 1978, p. 259–272.
А.А.Столяров

Грамматический словарь Зализняка:

Апатия, апатии, апатии, апатий, апатии, апатиям, апатию, апатии, апатией, апатиею, апатиями, апатии, апатиях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(греч.) — означает недостаток живости как в области чувств, так особенно аффектов и страстей, а равно и в телесных движениях индивидуума, потому употребляется в значении лености и флегматичности. А. может быть кратковременным состоянием, переходной нечувствительностью к известного рода впечатлениям, напр. к чувственным возбуждениям, и в таком случае ее правильнее назвать анестезией. Но она бывает и врожденною; такая слабая восприимчивость и впечатлительность предвещают иногда меланхолию. Где с этим соединяется большая сила духа, иногда получается то, что Кант называет "счастливой флегмой", при которой человек менее подвержен опасности опрометчивых и необдуманных поступков и, таким образом, в известной степени может считаться свободным от аффектов и страстей. На этом основании стоики проповедовали бесстрастное спокойствие души ( ) и нечувствительность ко всему хорошему и дурному ставили целью мудреца, достигающего этим путем высшей свободы.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru