Определение слова «Андреев»

Большая биографическая энциклопедия:

Псевдоним Н. Г. Чернышевского (см.), под которым он помещал в последние годы жизни статьи в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли". Под тем же псевдонимом издан и перевод "Всеобщей Истории" Вебера.
{Брокгауз}

Большая советская энциклопедия:

I
Андреев
Александр Игнатьевич (12.3.1887 — 12.6.1959), советский историк, доктор исторических наук (1940), профессор (1945). В 1916 окончил Петербургский университет. С 1913 работал в Постоянной исторической комиссии Академии наук. В 30—50-х гг. сотрудник Института истории и Историко-архивного института. Специалист по истории Сибири. Автор работ по истории русских географических открытий в Северном Ледовитом и Тихом океане («Экспедиция В. Беринга», «Роль русского военно-морской флота в географических открытиях XVIII и XIX—XX вв.», и др.), по истории АН СССР и русской науки (работы о В. Н. Татищеве, М. В. Ломоносове и др.). Издал ряд важных исторических источников («Письма и бумаги Петра Великого», т. 7, в. 2, т. 8, в. 1, 1946—48, некоторые сочинения М. В. Ломоносова, географические труды и письма В. Н. Татищева и др.).
Лит.: К 70-летию проф. А. И. Андреева, «Изв. Всесоюзн. геогр. общества», 1957, т. 89, № 3; Сербина К. Н., А. И. Андреев, в кн.: Вопр. экономики и класс. отношений в Рус. государстве XII—XVII вв., М.—Л., 1960.
II
Андреев
Андрей Андреевич (р. 30.10.1895), советский партийный и государственный деятель. Член КПСС с 1914. Родился в деревне Кузнецове Сычёвского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. В 1914 рабочий патронно-гильзовых мастерских в Петрограде. В 1915—17 член Петроградского комитета РСДРП(б), один из организаторов Петроградского союза металлистов, делегат 7-й (Апрельской) Всероссийской партийной конференции. Активный участник Октябрьской революции. Участвовал в работе 2-го Всероссийском съезда Советов. В 1917—19 вёл партийную и профсоюзную работу на Урале и на Украине. В 1920—22 секретарь ВЦСПС. В 1922—27 председатель ЦК союза железнодорожников. На 9-м, 11—20-м съездах избирался членом ЦК партии. В 1924—25 секретарь ЦК ВКП(б). В 1926—30 кандидат, в 1932—52 член Политбюро ЦК ВКП(б). В 1927—30 секретарь Северо-Кавказского крайкома ВКП(б). В 1930—31 председатель ЦКК ВКП(б), нарком РКИ СССР и заместитель председателя СНК СССР. С 1931 по 1935 нарком путей сообщения СССР. В 1935—46 секретарь ЦК ВКП(б). В 1938—45 председатель Совета Союза Верховного Совета СССР. В 1939—52 председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). В 1943—46 нарком земледелия СССР. В период Великой Отечественной войны занимался также вопросами военных перевозок, работы ж.-д. транспорта и обеспечения армии тёплым обмундированием. В 1946—53 заместитель председателя Совета Министров СССР. Член Президиума Верхнего Совета СССР с 1953. С июля 1962 советник при Президиуме Верхнего Совета СССР. Награжден 4 орденами Ленина, а также медалями.

А. А. Андреев.
III
Андреев
Борис Федорович [р. 27.1(9.2).1915, Саратов], русский советский актёр, народный артист СССР (1962). Член КПСС с 1948. В 1937 окончил Саратовский театральный техникум. Первые роли в киноНазар Дума («Трактористы», 1939) и Харитон Балун («Большая жизнь», 1940). А. играл простых, добродушных парней; в этих и последующих фильмах актёр воплотил душевную щедрость, широту русского народного характера. Такими были Саша Синцов («Два бойца», 1943), Бурлюк («Сказание о земле Сибирской», 1948) и др. В 50-е гг. в репертуаре А. главное место заняли драматические роли. Крупнейшие работы А.: Савва Зарудный («Поэма о море», 1958), Лазарь Баукин («Жестокость», 1959), генерал Глазунов («Повесть пламенных лет», 1961), Россомаха («Путь к причалу», 1962). В 1963 сыграл роль Вожака в фильме «Оптимистическая трагедия» (по одноименной пьесе Вс. Вишневского). Государственная премия СССР (1948, 1950). Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, а также медалями.
Лит.: Колодяжная В., Народный артист РСФСР Борис Федорович Андреев, М., 1951.

Б. Ф. Андреев.

Б. Ф. Андреев в роли Вожака в фильме «Оптимистическая трагедия».
IV
Василий Васильевич [14(26).1.1861, имение в Бежецком уезде Тверской губернии, — 26.12.1918, Петроград], русский музыкант, виртуоз на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (основан в конце 1886 — начале 1887 в Петербурге). С оркестром А. успешно концертировал с 1898 в России и за границей (Франция, Германия, Англия, США, Канада). По инициативе и при участии А. были созданы С. Налимовым балалайки разных размеров и диапазонов, Ф. Пассербским — первые усовершенствованные домры, организованы многие оркестры русских народных инструментов. Деятельность А. высоко ценили Л. Н. Толстой, М. Горький, И. Е. Репин, П. И. Чайковский и др. А. — автор концертных пьес для балалайки (вальсы и др.), школы игры на балалайке (1894). Имя А. присвоено народному оркестру Ленинградского радио.
Соч.: К вопросу о русской народной музыке, СПБ, 1899; Справочник или краткое руководство для оборудования великорусского оркестра, П., 1916.
Лит.: Соколов Ф., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962.

В. В. Андреев.
V
Андреев
Виктор Семёнович [р. 3(16).9.1905, Харьков], советский архитектор. Член КПСС с 1951. Окончил архитектурный факультет Харьковского художественного института (1930). В 1943—57 преподавал в Московском архитектурном институте. Работы: административное здание на ул. Горького в Москве (1949; Государственная премия СССР, 1949), выставочные павильоны СССР в Вене (1952) и Пекине (1953—54), посольства ЧССР (1952—54) и КНР (1956—59) в Москве. С 1962 руководит планировкой и застройкой крупных московских жилых районов — Медведково и Свиблово. Награжден 2 орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями.
VI
Андреев
Иван Иванович (1880 — 16.12.1919), русский химик-технолог, основатель азотной промышленности в России. В 1899 поступил в Петербургский университет, но, как участник революционного движения, вынужден был уехать в Карлсруэ, где получил диплом инженера-химика в политехническом институте. По возвращении на родину занимался научно-техническими исследованиями. В связи с задачами оборонной промышленности в 1915 исследовал условия получения азотной кислоты окислением аммиака в присутствии катализатора. В результате в 1917 был пущен первый русский завод для получения азотной кислоты и аммиачной селитры по способу А.
Соч.: Исследования в области азотных соединений, П., 1921 (Труды Комиссии по связанному азоту при ВСНХ, в. 7).
Лит.: Гамбург Д. Ю., Основоположник азотной промышленности России И. И. Андреев, «Успехи химии», 1945, т. 14, в. 3.
VII
Андреев
Леонид Александрович (1891—1941), советский физиолог и хирург. Профессор МГУ (с 1937). В 1914 окончил Казанский университет. В 1921—31 работал в лаборатории И. П. Павлова и одновременно в клинике хирурга С. П. Федорова. В 1931 был командирован Павловым в Канаду на 2 года для разработки основ патогенеза тугоухости. В 1934—41 возглавлял организованную им лабораторию физиологии и патологии слуха ВИЭМ. Основные труды в области высшей нервной деятельности и главным образом физиологии слухового анализатора.
Лит.: Быков К. М., Творческий облик Л. А. Андреева, в кн.: Материалы по физиологии рецепторов, М., 1948, с. 5.
VIII
Андреев
Леонид Николаевич [9(21).8.1871, Орёл, — 12.9.1919, Нейвала, близ Мустамяки, Финляндия], русский писатель. Окончил юридический факультет Московского университета (1897). Начал печататься как фельетонист в 1895. Раннее творчество А. выражало демократические настроения, развивалось в русле критического реализма («Бергамот и Гараська», 1898; «Большой шлем», 1899; «Город», 1902; «Призраки», 1904). В начале 1900-х гг. А. сблизился с М. Горьким, примыкал к группе писателей «Знания (См. Знание)». Вместе с тем уже в ранних сочинениях («Мысль», 1902; «Стена», 1901; «Жизнь Василия Фивейского», 1904) проявились скепсис, неверие в разум человека, в возможность социального переустройства жизни. В «Красном смехе» (1904) обличаются ужасы войны; в рассказах «Губернатор» (1906), «Иван Иванович» (1908), «Рассказ о семи повешенных» (1908), пьесе «К звёздам» (1906) выражены сочувствие революции (1905—07), протест против бесчеловечности буржуазного общества. Однако А. отходит от передовых традиций русской литературы. Недовольство жизнью у его героев сменяется пассивностью или анархо-нигилистическим бунтом («Савва», 1907; «Тьма», 1907; «Царь Голод», 1908; «Сашка Жигулев», 1912). В цикле философских драм («Жизнь человека», 1907; «Чёрные маски», 1908; «Анатэма», 1910) содержится мысль о бессилии разума, идея торжества иррациональных сил. В последний период А. создал также реалистические произведения: пьесы «Дни нашей жизни» (1908), «Анфиса» (1909), «Тот, кто получает пощёчины» (1916), в которых прозвучал протест против буржуазного строя. Творчество А. с его субъективизмом, схематизмом, резкостью контрастов, гротеском близко экспрессионизму.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—8, СПБ, 1913; Повести и рассказы. [Вступ. ст. Ф. М. Левина], М., 1957; Пьесы. [Вступ. ст. А. Дымшица], М., 1959.
Лит.: Горький М., Леонид Андреев, в его кн.: Лит. портреты, М., 1963; Воровский В. В., Леонид Андреев, в его кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1956; Михайловский Б. В., Леонид Андреев, в его кн.: Рус. литература XX в., М., 1939; Афонин Л., Леонид Андреев, Орёл, 1959; Андреев В., Детство, М., 1966; Kaun А., Leonid Andreyew, N. Y., 1924; История рус. литературы конца XIX — начала XX века. Библиографич. указатель, М.—Л., 1963.

Л. Н. Андреев.
IX
Андреев
Михаил Степанович (11.9.1873, Ташкент, — 10.11.1948, Сталинабад), советский этнограф и лингвист, член-корреспондент АН СССР (1929), академии АН Узбекской ССР (1943). Руководил многими научными экспедициями в Средней Азии и собрал большие этнографические коллекции по народам Средней Азии и Индии. Исследовал старый быт, искусство, пережитки древних верований таджиков, а также восточно-иранские языки: ягнобский и припамирские.
Соч.: Ишкашим и Вахан, в кн.: Андреев М. С. и Половцов А. А., Материалы по этнографии иранских племен Ср. Азии, СПБ, 1911; По этнологии Афганистана. Долина Панджшир, Таш., 1927.
Лит.: Писарчик А. К., М. С. Андреев, в сборнике: Памяти Михаила Степановича Андреева, Сталинабад, 1960 (Тр. АН Тадж. ССР, т. 120).
X
Андреев
Николай Андреевич [14(26).10.1873, Москва, — 24.12.1932, там же], советский скульптор и график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Учился в Москве в Строгановском училище (1885—91) и училище живописи, ваяния и зодчества (1892—1901) у С. М. Волнухина. В ранних работах испытал влияние искусства передвижников («Жница с ребёнком», гипс, 1899, Третьяковская галерея и Киевский музей русского искусства), в последующих произведениях (портрет Л. Н. Толстого, бронза, 1905, Третьяковская галерея) в поисках новой пластической выразительности обращался к приёмам импрессионизма. В памятнике Н. В. Гоголю в Москве (бронза, гранит, 1904—09), отличающемся выразительностью силуэта и живописной свободой композиции, создал глубоко индивидуальный, проникнутый трагизмом образ писателя. В первые годы Советской власти участвовал в осуществлении плана «монументальной пропаганды». В статуе Свободы (сохранилась голова, 1918—19, бетон, Третьяковская галерея), памятниках А. И. Герцену и Н. П. Огареву (цемент с гранитной крошкой, 1918—22), памятнике А. Н. Островскому (бронза, гранит, 1924—29; все — в Москве) добился монументальности и простоты форм. Крупным вкладом А. в историю советского искусства явилась серия скульптурных (около 100) и графических портретов В. И. Ленина — т. н. «Лениниана» (1919—32, Центральный музей В. И. Ленина и Третьяковская галерея). Возникшая на основе многочисленных этюдов с натуры, выполненных непосредственно в кабинете Владимира Ильича, она воссоздаёт целостный, живой и многогранный, проникнутый глубокой человечностью облик вождя. Серии присущи точность реалистических наблюдений, глубина раскрытия многообразных психологических состояний, ясность и лаконизм пластических средств. Итогом серии явился исполненный внутренней собранности и героической целеустремлённости образ В. И. Ленина в статуе «Ленин-вождь» (гипс, 1931—32, окончена В. А. Андреевым).
С 1913 А. работал также как театральный художник, оформил ряд спектаклей Московского Художественного театра. Выполненные им графические портреты Ф. Э. Дзержинского, М. Горького, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и др. занимают существенное место в истории советской портретной графики. Творчество А. сыграло важную роль в становлении искусства социалистического реализма. совместно с А. в 1919—28 работал его брат Вячеслав Андреевич А. (1890—1945), известный как автор статуи «Рабочий со звездой» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).
Лит.: Бакушинский А. В., Н. А. Андреев. 1873—1932, М., 1939; Николай Андреевич Андреев. Выставка произведений, М., 1958: Трифонова Л. П., [Вступит. статья], в кн.: Лениниана. Скульптор Н. А. Андреев. [Альбом], [Л., 1961].

Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю на Суворовском бульваре в Москве. Бронза, гранит. 1904—09.

Н. А. Андреев. Портрет К. С. Станиславского. Итальянский карандаш, сангина, мел. 1921. Третьяковская галерея. Москва.

Н. А. Андреев. «В. Г. Белинский». Барельеф. Графитная крошка на цементе. 1920. Третьяковская галерея. Москва.

Н. А. Андреев. «Ленин-вождь». Гипс. 1931—32. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.

Н. А. Андреев.
XI
Андреев
Николай Николаевич [р. 16(28).7.1880, с. Курмане Полтавской губернии], советский физик, академии АН СССР (1953; член-корреспондент 1933), создал школу советских акустиков. Окончил Базельский университет в 1909. С 1912 преподавал и вёл научную работу в Московском университете. С 1917 работал в ряде вузов и научно-исследовательских учреждений СССР (с 1940 в физическом институте, с 1954 в Акустическом институте АН СССР). Труды относятся к физической и технической акустике (См. Акустика) и теории колебаний (См. Колебания), к распространению звуковых волн (А. впервые дал теорию распространения звука в движущихся средах), изучению шума самолёта, архитектуре акустике, акустическим волнам конечной амплитуды. Важное значение имеют также исследования по пьезоэлектричеству, теории телефона, по физическим основам акустики музыкальных инструментов. В 1941—45 под руководством А. проводились работы, положившие начало советской гидроакустике (См. Гидроакустика). Автор многих научно-популярных статей и книг. Награжден 3 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Соч. (осн.): Равновесие и колебания пьезоэлектрического кристалла (Обзор), «Журнал прикладной физики», 1928, т. 5, в. 3—4; Акустика движущейся среды, Л.—М., 1934 (совм. с И. Г. Русаковым).
Лит.: Н. Н. Андреев (к 85-летию со дня рождения), «Акустический журнал», 1965, т. 11, в. 3; Н. Н. Андреев, М., 1963 (Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. физическая, в. 14).

Н. Н. Андреев.
XII
Андреев
Николай Петрович [11(23).11.1892 — 15.1.1942, Ленинград], советский литературовед, фольклорист. Основные труды посвящены русской и украинской сказке. В основу «Указателя сказочных сюжетов» (1929), сыгравшего большую роль в советском сказковедении, А. положил указатель сказочных типов финского учёного А. Аарне. Позже А. выступил с резкой критикой концепции финской школы. Труды А.: «Фольклор и литература» (1936), «Фольклор в поэзии Некрасова» (1936), «Произведения Пушкина в фольклоре» (1937), хрестоматия «Русский фольклор» (1936), антология «Былины» (1938).
Лит.: Астахова А. М., Н. П. Андреев, в кн.: Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии, в. 5, М., 1969.
XIII
Андреев
Павел Захарович [25.2(9.3).1874, с. Осьмино Петербургской губернии, — 15.9. 1950, Ленинград], русский советский артист оперы (бас-баритон), народный артист СССР (1939). В 1903 окончил Петербургскую консерваторию по классу пения С. Габеля. В этом же году впервые выступил на оперной сцене. С 1909 (около 40 лет) — артист Мариинского театра (с 1920 — театр оперы и балета им. Кирова). Партии: Руслан («Руслан и Людмила» Глинки), Князь Игорь («Князь Игорь» Бородина), Борис Годунов («Борис Годунов» Мусоргского), Демон («Демон» Рубинштейна), Олоферн, Петр («Юдифь» и «Вражья сила» Серова), Мизгирь («Снегурочка» Римского-Корсакова), Томский («Пиковая дама» Чайковского), Эскамильо («Кармен» Бизе), Петр I («Царь и плотник» Лортцинга) и др. Выступал также в концертах (исполнял арии из опер, романсы, русские народные песни). Голос А. — звучный, красивого тембра, отличался широким диапазоном (певец исполнял наряду с басовыми также баритоновые партии). Лучше всего ему удавались партии (особенно эпические) русского репертуара. С 1919 занимался педагогической деятельностью, с 1926 профессор Ленинградской консерватории. Награжден орденом Ленина.

П. З. Андреев.
XIV
Андреев
Степан (год рождения и смерти неизвестен), русский сержант. В 1763 и 1764 совершил совместно с Ф. Татариновым и Е. Коноваловым походы из устья Колымы к Медвежьим островам, осуществил их картирование и дал первое описание островов. А. пытался проникнуть к С.-В. от Медвежьих островов, где он видел землю (т. н. «Землю Андреева»), существование которой впоследствии не подтвердилось.
Лит.: Белов М. И., Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века, М., 1956 (История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1).

Словарь по культурологии:

Даниил Леонидович Андрев (1906-1959)
философ, культуролог, писатель. Сын Леонида Андреева; окончив Высшие лит. курсы, А. работал художником-шрифтовиком. Вскоре после окончания Второй мир. войны, в к-рой А. принял участие, был арестован (1947) и осужден на 25 лет тюремного заключения. После сокращения срока наказания до 10 лет вышел на свободу (1957) тяжелобольным человеком. В оставшиеся ему 2 года жизни А. напряженно работал над произведениями, в к-рых пытался воплотить свой духовный и мистич. опыт. За этот короткий срок написал гл. книгу своей жизни “Розу Мира” (опубл. значит. позже), где создает грандиозную картину зарождения, развития и конца мировой культуры. Несмотря на глобальный подход, наибольшее внимание уделяет судьбам рус. культуры, к-рую отчасти противопоставляет остальным культурам (прежде всего западной). В этом несомненно сказывается влияние славянофильской и евразийской точек зрения.
Культурологич. концепция А. основывается на восприятии бытия как текущего рез-та борьбы Света и Тьмы, Космоса и Антикосмоса, Провидения и Демонизма. Человеч. культура представляется ему зависимой от стран небесной культуры и “шрастров” — антикультурных центров человечества, условно расположенных в глубинах Земли.
Взгляды А. относительно природы культуры находятся в тесной связи с идеями неоплатоников и гностиков. Из неоплатонизма А. наиболее близки учение об эманации и восхождении к Единому (Плотин), пантеизм и учение о даймонах и героях-народоводителях (Ямвлих), учение о трансформации монады и циклич. активности развития (Прокл). К гностикам восходит представление А. культуры как сочетания мужского и женского начал (Валентин), многослойности окружающего мира, возникновение к-рого связано с борьбой небесных сил и противостоящего им зла (Василид).
Эсхатологич. и символич. компоненты культурологич. концепции А., а также ангелология и демонология восходят к Книге Еноха, Апокалипсису, ареопагитикам и Бл. Августину (“О граде Божием”). Из совр. авторов на А. наиболее сильно повлияли B.C. Соловьев (“Три разговора”), концептуальная зависимость от к-рого у А. особенно сильна — его он пересказывает целыми периодами.
В разработке учения об одушевленности природных и обществ. феноменов и “мистич. зрячести язычества” прослеживается сильное влияние на концепцию А. культурологич. разработок Флоренского (см. Флоренский) (“Смысл идеализма”) и С.Н. Булгакова (“Свет Невечерний”, “Лествица Иаковлева”).
Теологич. основания человеч. культуры связаны у А. с задачей просветления трехмерного пространства нашей планеты (состоящей из более чем 240 разнопространственных, иноматериальных и разновременных слоев). Первоначально мир, в к-ром мы обитаем, населяли ангелы. Но вскоре вторжение демонич. сил привело к их вытеснению и наш мир был предоставлен для просветления животного царства. В ответ на это планетарный демон ввел “закон взаимопожирания”. Гармония первонач. единства была нарушена, и природа разделилась на два начала — жертвенное и демоническое. Тогда провиденциальные силы направили свою деятельность на создание предпосылок для выделения из животного мира человека и появления культуры.
Т.о., человеч. культура, с т.зр. А., — инструмент борьбы Провидения с силами Зла. В то же время, человек — непосредств. создатель и носитель культуры, — в силу предоставленной ему свободы воли, стал объектом борьбы сил Света и Тьмы. Каждая из сил создает свои культурные идеалы: силы Света — страны “небесной” культуры (затомисы), силы Тьмы — урбанистич. и техницизированные страны антикультуры, условно находящиеся под компенсационными выступами материков в глубинах Земли (шрастры). Небесные контуры затомисов частично совпадают с географией областей распространения тех культур на Земле, создание к-рых они инициировали.
Время возникновения каждого затомиса предшествует моменту зарождения созидаемой на его основе культуры. Непосредств. творцы создаваемой культуры — особые богосотворенные монады, достигшие в предшествующих воплощениях высокой степени совершенства. Например, основы Небесной России закладываются в 8-9 вв., а в 11 в. с помощью “человекодуха”, бывшего когда-то на Земле апостолом Андреем, демиург рос. культуры Яросвет начинает создавать “гуманный еще чертеж Небесной России”.
Согласно этим планам, громадные просторы Рус. равнины начинают заселять люди, исповедующие языч. культуру, религиозно-космологич. основы к-рой заключались в обожествлении стихийных сил и процессов. На следующей стадии развития влияние визант. метакультуры на рос. приводит к усвоению рус. культурой идей христианства. Громадную роль в распространении христианства на Руси А. отводит “родомыслам” — истор. деятелям, руководимым в своих трудах самим народоводителем Яросветом. К ним относятся Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и др.
В рез-те введения родомыслами новых культурных ценностей (религ., бытовых, этич. и эстетич.) возникает противостояние двух культурных тенденций — славянской и христианской, — что, в свою очередь, приводит к затянувшейся на века и продолжающейся по сей день борьбе “прароссианства” и христианства (видимым воплощением этой борьбы, по А., является собор Василия Блаженного с его контрастом праздничного языч. экстерьера и аскетичного христ. интерьера). Однако если прароссианство и христианство противоречат друг другу гл. обр. стадиально, то инициируемый затомисом духовный компонент рус. культуры противоречит анти-человеч. культуре шрастров принципиально.
А. призывает рассматривать рос. метакультуру не под углом причинности, а телеологически. С этой т.зр. “отставание”, хронологич. и стадиальное, от зап.-европ. культур оправдывается великой ролью, предназначенной рус. культуре. Предчувствие этой всемирной миссии обнаруживается еще в идеологии былин, “осмыслявших богатырей как носителей и борцов за высшую духовную правду”. В последующие века рос. культура порождает идеальный образ Святой Руси, культурно-истор. значение к-рой полностью осмысливается в филофеевской концепции Третьего Рима. Т.о., превращение России из периферийной европ. страны в громадное евразийское гос-во предопределяется рядом культурно-истор. задач. На первых порах это заполнение рус. культурой “полого пространства” между осн. существующими культурами (северо-зап., романо-католич., мусульманской, инд., дальневост.). В рез-те Россия становится геогр., а затем, благодаря посреднической и объединит. деятельности, и духовным средоточием мировой культуры. В 21 или 22 вв. рус. культура, по мнению А., ассимилируя и объединяя соседние культуры, перерастет в интеркультуру, сплавив все мировые культуры в духовно единое Человечество.
Затем, согласно А., наступит эпоха демонич. культуры. Переход к ней — следствие чрезмерного увлечения научно-техн. прогрессом и машинной цивилизацией. Подлинная духовность сменится бездуховностью, а затем античеловеч. культурой (вплоть до того, что людей будут вытеснять демонич. существа). Однако Антихрист будет торжествовать недолго. В Армагеддоне произойдет битва между вновь воплотившимся на Земле Христом и князем Тьмы. Разделяемая А. культурная оппозиция Запад—Восток сохраняется и здесь: столица Антихриста будет располагаться в Альпах, а место уцелевших носителей интеркультуры, где они во главе с Христом дадут решающий бой силам Зла, будет находиться в Сибири (апокалиптич. Армагеддон). Победа над Антихристом ознаменует новую культурно-истор. эпоху, конечным итогом к-рой станет приобщение всех к Богу и слияние с ним.
Соч.: Собр. соч.: В 3 т. Т. 1: Русские боги. М., 1993; Т.2: Роза мира. 1995.
Лит.: Померанц Г. Коринфская бронза // Новое лит. обозрение, 1992, № 1; Эпштейн М. Роза мира и Царство Антихриста: О парадоксах русской эсхатологии // Континент.1994.№ 79.
А.В. Шабага.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Советская историческая энциклопедия:

1.
Александр Игнатьевич (12.III.1887 — 12.VI.1959) — сов. историк, доктор ист. наук (с 1940), проф. (с 1945). В 1916 окончил Петерб. ун-т. С 1913 работал в Постоянной ист. комиссии Академии наук; с 1929 — в Ин-те истории. Изучал историю Сибири, заселения Севера, вспомогат. ист. дисциплины. По истории Сибири наибольшую ценность представляет докторская дисс. А. "Очерки по источниковедению Сибири XVII в." (Л., 1940; 2 изд., М. — Л., 1960), где детально исследованы сиб. летописи, географич. карты. А. — автор работ по истории рус. географич. открытий в Сев. Ледовитом и Тихом океанах ("Экспедиция В. Беринга", 1943, "Роль рус. воен.-мор. флота в географич. открытиях XVIII и XIX-XX вв.", 1947, и др.), а также по истории АН СССР и рус. науки (работы о В. Н. Татищеве, М. В. Ломоносове и др.). Опытный археограф, А. издал ряд важных ист. источников ("Письма и бумаги Петра Великого", т. 7, в. 2, т. 8, в. 1, 1946-48; Соч. М. В. Ломоносова, географич. труды и письма В. Н. Татищева и мн. др.).
=====
Лит.: К 70-летию проф. А. И. Андреева, "Изв. Всесоюзн. геогр. об-ва", 1957, No 3; Список печатных трудов А. И. Андреева в сб.: Археографич. ежегодник за 1957 г., М., 1958; Сербина К. Н., А. И. Андреев, в кн.: Вопр. экономики и класс. отношений в Рус. гос-ве XII-XVII вв., М. — Л., 1960.
2.
Андрей Андреевич (р. 30.X.1895) — сов. партийный и гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1914. Род. в д. Кузнецово Сычевского у. Смоленской губ. в крестьянской семье. В 1915-17 — чл. Петрогр. к-та РСДРП(б), один из организаторов Петрогр. союза металлистов, делегат VII (Апрельской) Всерос. партконференции, делегат 2-го Всерос. съезда советов. В 1917-19 вел парт. и проф. работу на Урале и на Украине. В 1920-22 — секретарь ВЦСПС. В 1922-1927 — пред. ЦК союза железнодорожников. На IX съезде РКП(б) (1920) избран чл. ЦК РКП(б), с XI съезда РКП(б) (1922) неизменно входит в состав ЦК партии. В 1924-25 — секретарь ЦК ВКП(б). С 1926 по 1930 — кандидат, с 1932 по 1952 — член Политбюро ЦК ВКП(б). В 1927-30 — секретарь Сев.-Кавк. крайкома ВКП(б). С 1931 по 1935 — нарком путей сообщения СССР. С 1935 по 1946 — секретарь ЦК ВКП(б). С 1938 по 1945 — пред. Совета Союза Верх. Совета СССР. С 1939 по 1952 — пред. Комиссии парт. контроля при ЦК ВКП(б). С 1943 по 1946 — нарком земледелия СССР. В период Вел. Отечеств. войны занимался также вопросами воен. перевозок и работой ж.-д. транспорта. В 1946-53 — зам. пред. Совета Министров СССР. Чл. Президиума Верх. Совета СССР (с 1953). Пред. Об-ва советско-китайской дружбы (с 1957).
3.
Михаил Степанович (11.IX.1873 — 10.XI.1948) — сов. этнограф и лингвист, иранист. Чл.-корр. АН СССР (с 1929), акад. АН Узб. ССР (с 1943). Руководил мн. науч. экспедициями в Ср. Азии, собрал большие этнографич. коллекции по народам Ср. Азии и народам Индии. Осн. тематика этнографич. работ А. — старый быт, нар. иск-во, пережитки древних верований таджиков; лингвистических — вост.-иранские языки: ягнобский и припамирские.
=====
Соч.: Ишкашим и Вахан, в кн.: М. С. Андреев и А. А. Половцов, Мат-лы по этнографии иранских племен Ср. Азии, СПБ, 1911; По этнологии Афганистана. Долина Панджшир, Таш., 1927.
=====
Лит.: Писарчик А. К., М. С. Андреев, в сб.: Памяти Михаила Степановича Андреева, (Тр. АН Тадж. ССР, т. 120), Сталинабад, 1960 (Имеется полная библиография).

Новейший философский словарь:

АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) — русский мыслитель, литератор и философ. Сын писателя и философа Леонида Андреева. В 1947 осужден на 25 лет тюремного заключения за антисоветскую литературную деятельность. Автор сочинения «Роза Мира» (впервые опубликовано в 1991) — грандиозного трактата социально-утопического характера о «сокровенном» устройстве Вселенной, о мистических основаниях истории цивилизации Земли, о грядущих судьбах человечества. Свои прозрения, пророчества и прорицания А. объяснял как результат собственного непосредственного общения с духовными Существами. Одновременно А. утверждал в качестве предвестников концепта «Розы Мира» А. Пушкина, А. Блока и (особо) М. Лермонтова, Достоевского и В. Соловьева, обладавших, по мнению А., даром «созерцания космических панорам и метаисторических перспектив». Описание миров, располагающихся вне пределов людского восприятия, — главное содержание философского творчества А. Известный человеку материальный мир, согласно А., являет собой лишь незначительную часть глобальной совокупности многомерных обитаемых миров. Взаимодействие существ, населяющих эти миры, в значительной степени обусловливает положение вещей на Земле. История человечества, по А., — есть отображение метаистории борения светлых и темных сил запредельных пространств. А. не разделял трактовку «метаистории», сформулированную ее автором, С. Булгаковым. По мысли последнего, метаистория является «ноуменальной стороной того универсального процесса, который одной из своих сторон открывается для нас как история». А. же подчеркивал, что понятия ноуменального и феноменального выработаны иным ходом мысли, иными философскими потребностями: объекты же метаисторического опыта могут быть втиснуты в систему этой терминологии лишь по способу Прокруста. По мнению А., метаистория может и должна быть интерпретирована как лежащая пока вне поля зрения науки, вне ее интересов и ее методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях инобытия, которые, будучи погружены в другие потоки времени и в другие виды пространства, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история. Эти потусторонние процессы теснейшим образом с историческим процессом связаны, его собою в значительной степени определяют, но отнюдь с ним не совпадают и с наибольшей полнотой раскрываются на путях именно того специфического метода, который следует называть метаисторическим. Одновременно метаистория у А. — религиозное по сути учение об этих процессах инобытия. А. ввел также термин «трансфизическое»: трансфизическими А. именуются запредельные миры, обладающие как иной, отличной от земной, материальностью, так и специфическими системой пространственных координат и потоком времени. (А. сохранил античный термин «зон» — «век жизни», «вечность» — для характеристики мировых периодов борьбы Бога и Люцифера, Добра и Зла). Достаточно экстравагантные категориально-понятийные ряды, присущие построениям А., объяснялись им стремлением воспроизвести в спектре традиционного звукоряда те необычные наименования, которые были восприняты духовным слухом. «Энроф» у А. — есть материальная Вселенная естественных наук. Рядом располагаются многочисленные трансфизические слои, обитатели которых несоизмеримо богаче в сфере восприятия нежели люди, ибо владеют способностью ощущать до 6 пространственных измерений и 236 — временных. Переходы между слоями требуют, как правило, особых внутренних состояний и концентрации. Все слои одного небесного тела, объединенные общими метаисторическими процессами, конституируют цельную систему — «брамфатуру». «Брамфа-тура» Земли, имеющая, по мнению А., 242 слоя, может именоваться понятием «Шаданакар». В одном из слоев «Шада-накара» пребывают «монады» — неделимые и бессмертные высшие Я людей. Их задачапросветление Вселенной. Материальные облачения «монад», по А., разнообразны и включают в себя, в частности, «шельты» (вместилища божественных свойств «монад»), астральные тела, вкупе образующие душу, а также эфирные и физические тела. Вершиной миров «Шаданакара» у А. является «Мировая Сальватэрра», где и пребывает Синклит Человечества — верховное собрание всех светлых сил метаистории. Конфликт Метаистории, по А., сводится к борьбе «демонических монад» и «монад», разделяющих принцип любви — цементирующего начала Вселенной. Итогом этого конфликта может явиться следующее положение дел: «Богочеловечество следующего мирового периода будет добровольным единением всех в любви. Дьяволочело-вечество... будет абсолютной тиранией одного». Обладая (как и поэтический сборник А. «Русские боги») фантасмагорическим измерением в виде импликаций метаистории Российской империи, СССР и русской культуры в целом, концепция «Розы Мира» постулировала существование российского «демона великодержавной государственности» (»уицраора») Жругра, «курировавшего» период царствования самодержцев от Ивана Грозного до Александра II. Итогом явился синхронный рост всемирной значимости России наряду с саморазрушительным усилением тирании, достигшей своего апогея при Сталине и, в силу (по А.) «железного закона нравственных причин и следствий», обреченной поэтому на гибель. Характеризуя в конечном счете трагичную картину борения человека за человека в самом себе, А. писал: «Процесс медленного просачивания духовного в сферу сознания людей шел тысячелетие за тысячелетием... временами накапливался в подсознании, по прошествии веков, как бы известный заряд энергии, некий духовный квант, и прорывался сразу в душу и разум личности. Это были первые люди светлых миссий, своего рода вестники». Высшим их представителем на Земле явился Христос. Роза Мира же предстает у А. некоей воссоединяющей всех людей мировой религией, способной просветлить и преобразовать наш мир к 24 столетию. (Культ изысканной и даже несколько витиеватой духовности, присущий утопическому миропониманию А., принципиально отличается от традиционных утопии западного типа, постулирующих приоритет материального и научно-технического прогресса человечества как главных оснований ожидаемого счастья людей). А. неоднократно подчеркивает, что его учение противостоит атеизму и материализму по всем «пунктам» — «от А до Я». Выступая как результат индивидуального религиозного опыта одного из не канонизированных пророков, учение о Розе Мира — «грядущей всехристианской церкви последних веков, связующей себя со всеми религиями светлой направленности и имеющей своей целью спасение возможно большего числа человеческих душ от духовного порабощения противобогом» — оказалось удивительно созвучным главным мотивам истории 20 в.

Новая философская энциклопедия:

АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (2 ноября 1906, Берлин – 30 марта 1959, Москва)русский поэт, мыслитель. Сын писателя Л.Н.Андреева. Закончил Высшие литературные курсы в Москве в 1929. Участвовал в Великой Отечественной войне в 1941–45. Арестован в 1947 и осужден на 25 лет. В 1957 освобожден, затем реабилитирован. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В камере написаны черновики основных книг: «Роза мира», «Русские боги», «Железная мистерия» (первая в прозе, остальные – поэтическим яз.), где изложены основные идеи мыслителя. Вселенная представлена им многослойной: срединный слой, где обитает человечество, называется Энрофом (одно из «обширного запаса новых слов», придуманных Андреевым, этимологию которых нужно исследовать), ввысь от него идут блистающие Миры Просветления, вниз – тяжелые миры Возмездия. Культура, создаваемая каждым народом, связана с силами Света, но в земном ее выражении подвержена влиянию темных сил, в т.ч. демонов государства. Над Россией земной сияет Россия Небесная, куда поднимаются, окончив свой путь, святые, герои, праведники. Имя светлого водителя России – Яросвет. Имя ее соборной души – Навна. Жизнь Вселенной представляет непрерывную борьбу божественных сил Добра и Света против обреченных на поражение демонических сил Зла и Тьмы. Она же отражается в истории всего человечества и России. Особую роль в искусстве играют «вестники», имеющие дар творчества и связующие Энроф с Силами Света. «Розой мира» называется гипотетическое будущее объединившегося человечества, где государства заменяются Братствами. Сложная символика и поэтика Андреева отражает его особенное видение мира, понимание теургического характера миссии художника и мыслителя.
Сочинения:
1. Полн. собр. соч. в 4 т. М., 1993–1997.
Литература:
1. Бежин Л. Смотрение тайны или последний рыцарь Розы. – «Знамя», 1994, № 3;
2. Джимбинов С.Б. Русский Сведенборг. – «Новый мир», 1989, № 2;
3. О пламенном хоре, которого нет на земле (памяти 90-летия Даниила Андреева). – «Новый мир», 1996, № 10.
А.А.Андреева

Словарь русских фамилий:

см. АДРИЯНОВ

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Псевдоним Н. Г. Чернышевского (см.), под которым он помещал в последние годы жизни статьи в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли". Под тем же псевдонимом издан и перевод "Всеобщей Истории" Вебера.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru