Определение слова «МУЗЕИ»

Большой энциклопедический словарь:

МУЗЕИ (от греч. museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили музеев: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные и др., а также мемориальные, комплексные, краеведческие и др. Возникли в 15-16 вв. О крупнейших музеях см. отдельные статьи, напр. Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж и др.

Большая советская энциклопедия:

Музеи
(греч. musion — место, посвященное музам, храм муз, от msa — муза)
научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. М. сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в М. хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).
Для большинства современных М. характерно единство исследовательских и образовательно-воспитательских функций. Специфические формы научной популяризации и воспитательской деятельности М. — Экспозиция, выставка.
Современная научная классификация М. различает их по типам и профилям. Тип М. определяется его основным общественным назначением. В соответствии с этим признаком М. делятся на исследовательски-научно-просветительные (абсолютное большинство М.; иногда их называют публичными, массовыми); исследовательские, являющиеся своеобразными лабораториями при научно-исследовательских институтах, и учебные. Профиль М. определяется его отношением к определённой отрасли производства, науки, искусства. По профилям М. разделяются на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические. Внутренняя специализация наук, искусств, производств находит отражение в профилировании М. Так, к историческому профилю относят М. общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические и др. (см. Исторические музеи); к искусствоведческому — М. изобразительного искусства, прикладного искусства (см. Художественные музеи), Театральные музеи, Музыкальные музеи и др.; к техническому — политехнические, технические отраслевые (связи, транспорта и др.); к естественнонаучному — Зоологические музеи, Ботанические музеи, геологические и др. Особую группу составляют Мемориальные музеи. Кроме М. указанных основных профилей, существуют и комплексные М. Наибольшее распространение имеет сочетание исторической и естественнонаучной специализаций, определяемое для локальных М. как краеведческий профиль (см. Краеведческие музеи).
История возникновения М. как своеобразных общественных институтов, удовлетворяющих потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники М. появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйственных целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетической ценности. Таковы, например, хранилища Кносского дворца на Крите (16 в. до н. э.), Дворец ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13—12 вв. до н. э.), Библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др. В античную эпоху храмы, а затем и частные коллекции (с 3 в. до н. э.) сосредоточивали преимущественно произведения искусства (галереи Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.). Разнообразные собрания хранились в византийских соборах и монастырях, а затем (с 13 в.) в средневековых соборах Франции, Италии, Германии и др. стран (предметы, принадлежность которых приписывалась «священным лицам» нового христианского пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе М., которым были уже присущи некоторые научные функции, что было связано, в частности, с Великими географическими открытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства. Коллекционировались образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты («философские инструменты»), предметы, представляющие этнографический интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания — кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в которых сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. Появились и первые описания М., а также музеологические теоретические сочинения. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17—18 вв. формируются многочисленные частные коллекции — исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в., а главным образом в 19 в. легли в основу государственных национальных М. (см. также ст. Коллекционирование).
В период капитализма усиливаются объективные потребности в развитии М., росте музейной сети с образовательно-воспитательными и научными функциями. Вместе с тем М. всё активнее используются господствующими классами в целях пропаганды буржуазной идеологии. Наиболее развитой сетью М. в капиталистических странах располагают (на начало 1970): США (около 2000 М.), Италия (свыше 1200), Франция (около 1000), Великобритания (свыше 900), ФРГ (свыше 800).
В России М. имеют многовековую историю. В источниках 12—17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15—17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты (См. Оружейная палата) и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16—17 вв., принадлежавшие Ивану IV, Б. Годунову, Ф. С. Милославскому, А. С. Матвееву, В. В. Голицыну. В 1719 открылся первый русский публичный М. — Кунсткамера в Петербурге, в основе которой лежали коллекции Петра I. С переходом Кунсткамеры в ведение Академии наук М. превратился в крупное научное учреждение. В течение 2-й половины 18—19 вв. возникли первые местные М. в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского исторического М. (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с производством (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономического общества, превратившиеся в начале 19 в. в М.); создавались историко-археологические М. в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский М., 1831) и др.
Особенно быстро музейная сеть росла с середины 19 в. М. возникали при статистических комитетах, земствах, учёных архивных комиссиях, научных обществах, университетах. Развитие сельского хозяйства и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859), Политехнического музея (См. Политехнический музей) в Москве (1872), кустарных отделов в местных М. Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (См. Третьяковская галерея) (1856), Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало свыше 150 М. (без войсковых, церковно-археологических). Многие музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для учёных и специалистов. Ведомственная разобщённость, отсутствие единого музейного законодательства, разнобой в научно-методической области тормозили развитие музейного дела.
М. в СССР. Советское государство превратило М. во всенародное достояние. Правительственными распоряжениями, декретами, постановлениями СНК РСФСР 1917—18 были национализированы крупнейшие частные М., установлен порядок охраны М. и памятников, регистрации и принятия их на государственный учёт, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сентября 1918). В ноябре 1917 в Наркомпросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 — Музейный отдел (в 1921 вошёл в состав Главнауки), в ведение которого перешли все М. На местах были созданы губернские подотделы по делам М. К научному руководству М. были привлечены АН, Социалистическая академия материальной культуры. 3-й съезд Советов в январе 1918 принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчёркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности «в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания». В программе, принятой на 8-м съезде РКП (б) в марте 1919, записано: «Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров». Создание единой государственной музейной сети сопровождалось быстрым ростом числа М., появлением М. новых профилей, прежде всего историко-революционных. Уже в 1920 насчитывалось 394 М. Только за 1918—1923 было создано более 250 М.
В 1941 в СССР действовал 991 государственный М. Несмотря на огромный урон, нанесённый М. в областях, временно оккупированных фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941—45, в послевоенные годы сеть М. была не только восстановлена, но и расширена. Особенно показателен рост сети М. в союзных республиках, где до Октябрьской Революции 1917 имелись единичные М. либо вообще их не было (в Грузинской ССР было 3 М., в 1972 — 75 М.; в Армянской ССР был 1 М., в 1972 — 34 М.; в Узбекской ССР было 3 М., в 1972 — 28 М.; в Азербайджанской ССР не было М., в 1972 — 38 М. и т. д.). В 1972 (на конец года) функционировали 1190 государственных М. и тысячи школьных и народных музеев (См. Народные музеи), созданных и работающих на общественных началах. В числе государственных М. 511 краеведческих, 199 историко-революционных и исторических, 171 искусствоведческий, 36 естественнонаучных, 242 мемориальных. Все материалы музейного значения входят в состав Музейного фонда СССР (См. Музейный фонд СССР).
Министерства культуры, в ведении которых находится большинство государственных М., определяют общие принципы развития М. Вопросы теории и основы научной методики деятельности М. разрабатываются методическими центрами при министерствах культуры союзных республик, головных М. и Отделе музееведения НИИ культуры Министерства культуры РСФСР. Советские М. ведут большую исследовательскую и воспитательную работу: комплектуют и изучают коллекции, создают научную документацию, обеспечивают режим хранения и реставрацию музейных предметов, издают монографии, каталоги, путеводители, публикации первоисточников; основной формой пропаганды научных знаний являются экспозиции, создаваемые на базе марксистско-ленинской методологии и научной методики, разрабатываемой советским Музееведением. В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (май 1964) советские М. активно осуществляют научно-просветительскую образовательную деятельность в разнообразных формах. Важнейшей формой работы с посетителями М. является проведение экскурсий (См. Экскурсия). В 1972 только в государственных М. страны число посещений составило свыше 115 млн. (в 1913 — 5 млн.).
Обширна и разнообразна музейная сеть в др. социалистических странах, причём бурный рост М. характерен именно для эпохи строительства социализма и отражает общий подъём культуры, стремление народной государственной власти к всемерному использованию научных и культурных богатств для осуществления культурной революции. Так, по данным конца 60 — начала 70-х гг., в ГДР насчитывалось 552 М., в ЧССР — 416, в ПНР — 335, в НРБ — 146, в ВНР — 185, в СРР — 293, в СФРЮ — 302 М.
Развивающиеся страны Азии и Африки, освободившиеся от колониальной зависимости, создают национальную музейную сеть, призванную содействовать охране научных и культурно-исторических ценностей, развитию национального самосознания, культуры и образования народа.
В начале 70-х гг. в мире насчитывалось свыше 12 тыс. музеев. М. мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев (ИКОМ). В совет входят национальные комитеты музеев, в том числе Советский комитет. О крупнейших М. см. отдельные статьи, сведения о М. содержатся также в статьях о странах, советских союзных и автономных республиках, автономных областях и национальных округах, краях и областях, столицах и др. административных центрах.
Лит.: История музейного дела в СССР, [в. 1], «Труды НИ института музееведения», 1957, в. 1; Очерки истории музейного дела в России, в. 2—3, М., 1960—61; Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4, «Труды НИ института музееведения» 1962, в. 7; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5 «Труды НИ института музееведения», 1963; в. 9; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6—7, М., 1968—71; Основы советского музееведения, М., 1955; Роль музеев в коммунистическом воспитании трудящихся, М.. 1966; Список государственный музеев СССР М. 1969; Handbuch der Museen und wissenschaftlichen Sammlungen in der DDR, hrsg. von Н. A. Knorr, Halle/Saale, 1963; Lorentz St., Przewodnik po muzeach i zbiorach w Polsce, Warsz., 1971; Museums and galleries in Great Britain and Northern Ireland, L., 1960—68; Poisson G., Les muses de France, [2 d.], P.,1965; Handbook of American museums, Wash., 1932; «Museum», UNESCO, P., 1948—.
А. М. Разгон.
Архитектура музеев. Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17—18 вв. (например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764—67, архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот; см. илл.) и кунсткамеры (например, Кунсткамера в Петербурге, 1718—34, архитектор Г. И. Маттарнови и др.; см. илл.). Особый тип музейного здания сложился в 19 в. (Старый музей в Берлине, 1824—28, архитектор К. Ф. Шинкель; см. илл.). Как и во дворцах, часто приспособлявшихся для М. (Лувр; см. илл.), в этих зданиях залы обычно располагались либо анфиладой, либо вокруг 1—2 внутренних дворов. Со 2-й половины 19 в. М. обычно строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотеки, аудитории и т. д.; фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, а интерьеры нередко отделывались в стиле экспонируемых предметов. С середины 20 в. объёмно-планировочные решения зданий М. стали чаще и более органично связываться со спецификой коллекций, национальными традициями и климатическими условиями, градостроительной ситуацией. Например, музей В. Лембрука в Дуйсбурге (1964, архитектор М. Лембрук) состоит из 2 зданий, ограничивающих дворик для экспозиции скульптуры на открытом воздухе: в одном из зданий — экспозиция произведений скульптора В. Лембрука, в другом — помещение для периодических выставок скульптуры 20 в.; новое здание Исторического музея в Ганновере (1967, архитектор Д. Эстерлен) включает руины средневековой крепости, его малая этажность и уступчатый план подчинены пространственному построению средневековой улицы. Общая черта архитектуры современных М. — гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений и их последующего расширения. Преобладают М. с расположенным в центре здания многосветным залом, объединяющим этажи экспозиции (филиал Центрального музея В. И. Ленина в Ташкенте, 1970, архитекторы Е. Г. Розанов, В. Н. Шестопалов и др., инженер В. П. Кричевский и др.). Планировка новых зданий М. нередко представляет возможность как последовательного ознакомления со всей экспозицией, так и выборочного осмотра отдельных разделов (Антропологический музей в Мехико, 1965, архитекторы П. Родригес Васкес, Р. Михарес). Часто создаются пространственные эффекты, активизирующие восприятие коллекций; разнообразятся методы группировки и выделения экспонатов с помощью выгородок, смещения этажей, контрастного сочетания пространств, различных по конфигурации, высоте и освещённости. Важную роль в визуально-пространственной организации экспозиционных помещений современных М. играют комбинированные системы естественного и искусственного освещения. Современный мемориальный М. нередко является сложным комплексом, состоящим из собственно мемориальной зоны, где природное окружение становится активным формообразующим фактором, и здания для размещения экспозиции, архитектурные формы которого образно раскрывают её основную идею и содержание (например, мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе, 1961—67, архитектор — О. Н. Закаменный и др., скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис). Распространён и др. тип: на территории мемориальной зоны или вблизи от неё возводится нейтральное по архитектуре здание (павильон) с экспозиционными помещениями (памятник-музей В. И. Ленина «Шалаш» около посёлка Разлив, близ Ленинграда: гранитный памятник-шалаш, 1927, архитектор А. И. Гегелло; см. илл.; павильон-музей — гранит, мрамор, стекло, 1964, архитектор В. Д. Кирхоглани и др.). В так называемых музеях под открытым небом связь памятников архитектуры с природным окружением — основополагающий принцип. Для их размещения выбираются участки, наиболее отвечающие представлению о характерном национальном пейзаже. Пространственная композиция территории М. не только преследует цель этнографически точного воспроизведения традиций для того или иного народа приёмов планировки деревень, жилых усадеб, культовых, оборонительных и др. сооружений, но и предусматривает возможность отдыха посетителей; экспозиционными помещениями служат обычно сами памятники архитектуры (Латвийский этнографический музей под открытым небом близ Риги; Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии Карельской АССР на острове Кижи).
Лит.: Новые музеи (Обзор) М., 1973[Центр научно-технической информации по гражданскому строительству и архитектуре. Серия «Общественные здания»]; Brawne М., Neue Museen, Stuttg., 1969.
В. И. Ревякин

К. Перро. Лувр в Париже. Франция. 1667—74. Восточный фасад.

К. Ф.Шинкель. Старый музей в Берлине. 1824—1828.

А. И. Гегелло. Памятник-шалаш В. И. Ленину в Разливе. 1927.

Ленинград. Кунсткамера (ныне Музей антропологии и этнографии АН СССР). 1718—34. Архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г. Кьявери, М. Г. Земцов. Перестройка — 1754—58, архитектор С. И. Чевакинский.

Ж. Б. М. Валлен-Деламот. Малый Эрмитаж в Ленинграде. 1764—67.

Советская историческая энциклопедия:

(греч. moyseion (от mousa — муза)место, посвященное музам, храм муз) — науч. учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры и естественно-ист. коллекций, являющихся первоисточниками знаний о развитии природы и человеческого общества. По принятой в СССР классификации М. различаются по типам, к-рые определяют осн. целевое назначение М. (научно-исследовательские, исследовательские, просветительные, учебные), и по профилям, к-рые характеризуют специализацию М., их отношение к науч. дисциплинам, областям иск-ва. отраслям произ-ва (исторические, естественно-научные, искусствоведческие, литературные, технические). Кроме названных основных профилей, существуют и сложные, комплексные профили М. (наиболее распространено сочетание ист. и естеств.-науч. специализации, определяемой как краеведч. профиль М.). Внутр. специализация наук, иск-ва также находит отражение в профилировании М. Так, ист. профиль охватывает М. общеисторические, археологич., этнографич., военно-ист., историко-революционные и др. Особую группу составляют мемориальные М., к-рые также распределяются по профилям (исторические, литературные, художественные и т.д.).
=====
Первые музейные собрания возникли в Др. Греции; произведения иск-ва постепенно сосредоточивались в храмах, священных рощах, дворцах, домах собраний. Начало систематич. коллекционирования и создания М. как специфич. науч. учреждений относится к эпохе Возрождения. Географич. открытия, становление совр. науки вызвали к жизни в 15-17 вв. кунсткамерно-музейные собрания, включавшие памятники природы, ист., этнографич. коллекции, раритеты.
=====
В России первый публичный М. открыт в нач. 18 в., сеть М. сформировалась в течение 2-й пол. 18 и 19 вв. В дореволюц. период действовало несколько более 150 М. (не считая закрытых М. в воинских частях и воен. уч. заведениях). Они состояли при науч. об-вах, ученых архивных комиссиях, статистич. к-тах, ун-тах. Много музейных ценностей находилось в частных собраниях, малодоступных даже для ученых и специалистов. Ведомств. разобщенность М. порождала разнобой и в области научно-методической. Попытка выработать общие принципы музейного дела на общеросс. музейном съезде не реализовалась (был проведен лишь подготовит. съезд в 1913).
=====
Сов. гос-во превратило М. во всенар. достояние, приняло меры к охране М., ист. памятников, художеств. и науч. ценностей. Правительств. распоряжения, декреты и постановления СНК РСФСР 1917-18 объявили о национализации крупнейших М. и собраний, установили порядок охраны М. и памятников, регистрации и принятия их на гос. учет. В нояб. 1917 при Наркомпросе была создана Всеросс. коллегия по делам музеев и охране памятников, в мае 1918 — спец. Музейный отдел (в 1921 отдел вошел в состав Главнауки), в ведение к-рого перешли все М. На местах были созданы губподотделы по делам М. К науч. руководству М. были привлечены Академия наук, Социалистич. академия, Академия материальной культуры. Создание единой гос. сети М. сопровождалось их быстрым количеств. ростом. Только в 1918-23 было создано св. 250 М. В дек. 1930 состоялся 1-й Всесоюзный музейный съезд. В 1937 в СССР функционировало 745 М. (без М. воинских частей). В годы Вел. Отечеств. войны 1941-45 нем.-фаш. захватчики нанесли сов. М. огромный ущерб, разрушив мн. здания, уничтожив и разграбив коллекции. В послевоен. годы сеть М. была восстановлена. В 1965 в СССР насчитывалось (включая филиалы) св. 1100 М. (в т. ч.: краеведческих — св. 400, исторических — ок. 400, литературных — св. 120, искусствоведческих — св. 130 и др.; данные о М. по профилям включают и соответствующие мемориальные М.). Кроме гос. М., функционируют сотни нар. М., созданных по инициативе общественности. Воен. фондах гос. М. СССР сосредоточено св. 25 млн. единиц хранения. Абсолютное большинство М. (ок. 900) состоит в ведении союзного и республиканских Мин-в культуры. Науч.-методич. советы мин-в. и Научно-исследовательский институт музееведения разрабатывают единые науч. принципы для М. всех ведомств. М. ведут большую исследоват. работу, издают монографии, каталоги, путеводители, публикации первоисточников. Осн. формой пропаганды науч. знаний являются экспозиции М., создаваемые на базе марксистско-ленинской методологии и методики, разработанной сов. музееведением. Важнейшей формой работы с посетителями сов. М. является проведение экскурсий. Ежегодно М. в СССР посещает св. 60 млн. чел.
=====
Лит.: Тр. Н.-и. ин-та музееведения, в. 1-3, 7, 9, М., 1957-63; Основы сов. музееведения, М., 1955.
=====
А. М. Разгон. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019