Определение слова «космос»

Толковый словарь Ефремовой:

космос м.
Обозначение Вселенной как единого целого и организованного космического пространства.

Толковый словарь Ушакова:

КО́СМОС, космоса, ·муж. (·греч. kosmos) (·книж. ). Мир, Вселенная. Есть ли что-нибудь за пределами нашего космоса?
| Вселенная, как организованное целое (научн., филос.). Греческая философия противополагала космосу хаос.

Большой энциклопедический словарь:

"КОСМОС" — ..
1) серия искусственных спутников Земли, запускавшихся в СССР с 16 марта 1962 для изучения космического пространства, решения технических проблем, отработки систем космических аппаратов...
2) Разработанные в СССР 2-ступенчатые ракеты-носители для запуска искусственных спутников Земли "Космос".
КОСМОС (греч. kosmos) — синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют т. н. ближний космос, исследуемый при помощи искусственных спутников Земли, космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос — мир звезд и галактик.

Большая советская энциклопедия:

I
(греч. kosmos — строй, порядок, мир, Вселенная)
первоначально у древних греков (начиная с Пифагора 6 в до н. э.) — Вселенная как стройная организованная система в противоположность хаосу беспорядочному нагромождению материи. От греков термин «К.» перешёл в современную науку как синоним Вселенной (См. Вселенная) К. включает межпланетное, межзвёздное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нём объектами. Из понятия «К.» (космическое пространство) иногда исключают Землю с её атмосферой. В этом смысле термин «К.» (употребляется также термин «ближний К.») получил широкое распространение после запуска (1957) в СССР первого искусственного космического объекта — искусственного спутника Земли и начала исследовании околоземной и межпланетной среды с помощью различного рода космических летательных аппаратов.
II
Космос
космея (Cosmos), род однолетних или многолетних травянистых растении семейства сложноцветных. Стебли ветвистые, листья тонко дважды перисторассеченные; соцветия корзинки на длинных цветоносах с бесплодными язычковыми и обоеполыми трубчатыми цветками; семянки с несколькими легко опадающими остями. Около 25 видов в тропической и субтропической Америке. Многие виды декоративны; широко известен однолетний К. дваждыперистый (С. bipinnatus,) до 1 м высотой с розово-пурпуровыми, красными или белыми язычковыми цветками, а также серножелтый (С. suipnureus,) с желтыми язычковыми цветками.
III
Космос («Космос»,)
наименование серии искусственных спутников Земли (ИСЗ), регулярно запускаемых (начиная с 16 марта 1962) в Советском Союзе на различных 2—4 ступенчатых ракетах-носителях с нескольких космодромов для исследования космического пространства и верхних слоев атмосферы. В 1962—63 запущено 24 «К.», в 1964 — 27, в 1965 — 52, в 1966 — 34, в 1967 — 61, в 1968 — 64, в 1969 — 55, в 1970 — 72, в 1971 — 81, в 1972 — 72. Всего на 1 июля 1973 запущено 576 спутников этой серии. Научная программа предусматривает изучение концентрации заряженных частиц, корпускулярных потоков, распространения радиоволн, радиационного пояса Земли, космических лучей, магнитного поля Земли, излучения Солнца, метеорного вещества, облачных систем в атмосфере Земли. Спутники серии «К.» помогают решать технические проблемы, связанные с космическими полётами (стыковка на орбите, вхождение космического летательного аппарата в атмосферу, воздействие факторов космического пространства, вопросы ориентации, жизнеобеспечения, защиты от излучений), а также отрабатывать элементы конструкции и бортовых систем космических аппаратов. Орбиты ИСЗ «К.» охватывают область высот от ~ 145 км до 60,6 тыс. км («К-260»); некоторые «К.» (до 8 ИСЗ одновременно) выведены одной ракетой-носителем (например, «К-38» — «К-40»; «К-71»—«К-75»; «К-336»—«К-343» и др.). ИСЗ «К.» разнообразны по конструкции, составу основной и научной аппаратуры; многие из них имеют систему ориентации (на Солнце, Землю или по вектору скорости); энергопитание бортовой аппаратуры от солнечных батарей и химических источников тока (на «К-84», «К-90» проверялась работа систем с изотонными генераторами); передача научной и измерительной информации на Землю с помощью многоканальных телеметрических систем, имеющих бортовые запоминающие устройства. Некоторые ИСЗ из серии «К.» снабжаются спускаемыми аппаратами для возвращения научной аппаратуры и объектов экспериментов на Землю (например, «К-110», «К-136», «К-188»). Ряд ИСЗ «К.» унифицирован по конструкции и составу основных бортовых систем, что позволяет относительно легко изменять состав научной аппаратуры для различных модификаций ИСЗ. На биологическом ИСЗ «К-110» в 1966 проведён длительный медико-биологический эксперимент на собаках, приземлившихся в спускаемом аппарате после 22-суточного полёта. Метеорологические ИСЗ «К-144», «К-156» и др. использовались для получения метеорологических данных в системе «Метеор». При совместном полёте ИСЗ «К-186» и «К-188» 30 октября 1967 впервые в мире было совершено их автоматическое сближение и стыковка на орбите. ИСЗ «К-261» использован для эксперимента по изучению верхней атмосферы и природы полярных сияний, в котором приняли участие научно-исследовательские институты и обсерватории социалистических стран (НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР, ЧССР). ИСЗ запускаемые в СССР с 1969 по программе международного сотрудничества социалистических стран в области исследования и использования космического пространства, назывались «Интеркосмос».
Е. Ф. Рязанов.
IV
Космос («Космос»)
ракета-носитель, советская 2-ступенчатая ракета-носитель, используемая с 16 марта 1962 для выведения на орбиты ИСЗ серии «Космос». Ступени расположены последовательно, общая длина 30 м, диаметр 1,65 м. Первая ступень снабжена двигателем РД-214 с тягой 726 кн (74 mc), работающим на азотнокислотном окислителе и углеводородном горючем. Вторая ступень имеет двигатель РД-119 с тягой 108 кн (11 тс), работающий на топливе — жидкий кислород и несимметричный Диметилгидразин. ИСЗ размещается на второй ступени под головным обтекателем, сбрасываемым на участке выведения после прохождения плотных слоев атмосферы. В конце участка выведения производится отделение ИСЗ от последней ступени. С помощью «К.» запущено большое число советских ИСЗ, предназначенных для научных исследований околоземного космического пространства, верхней атмосферы и для решения др. задач. См. Искусственные Спутники Земли.

Толковый словарь Даля:

космос
КОСМОС м. греч. мир, вселенная и мироздание. Космический, к мирозданию относящийся. Космогония ж. учение о образовании вселенной. Космография ж. описание вселенной, всех миров. Космограф, ученый, занимающийся космографией. Космология ж. наука о законах вещественного мира, земли. Космолог м. ученый, этой наукой занимающийся. Космополит м. космополитка ж. всемирный гражданин; человек не признающий особых отношений родины; вселенец, вселенщина. Косморама ж. картина большого пространства, объема местности, написанная и поставленная так, что кажется живою.

Большой словарь иностранных слов:

Космоса, м. [греч. kosmos] (книжн.). Мир, вселенная. Есть ли что-н. за пределами нашего космоса? || Вселенная, как организованное целое (науч., филос.). Греческая философия противополагала космосу хаос.

Толковый словарь Кузнецова:

космос
КОСМОС -а; м. [греч. kosmos — вселенная]. Освоение космоса. Полёты в к. Выйти в открытый к. (за пределы космического летательного аппарата).
Космический (см.).

Малый академический словарь:

космос
-а, м.
Мир, вселенная.
Освоение космоса. Полеты в космос.
[греч. ]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
космос, -а

Толковый словарь Ожегова:

КОСМОС, а, м. Вселенная, мир1 (в 1 знач.). Ближний к. (исследуемый человеком). Дальний к. (мир звёзд и галактик). Освоение космоса. Пути в к. Космонавт выходит в открытый к. (за борт космического корабля).
| прил. космический, ая, ое. К. век (период развития общественной жизни и науки, характеризующийся началом освоения космоса, полётами человека в космос). Космические лучи. К. полёт. К. корабль. Космическая связь (осуществляемая через запущенные в космос искусственные спутники Земли, а также непосредственная связь Земли с космическим летательным аппаратом). Первая, вторая и третья космические скорости (при к-рых тело, соответственно, превращается в искусственный спутник Земли, преодолевает её притяжение и покидает Солнечную систему).

Новая философская энциклопедия:

КОСМОС (греч. , лат. mundus) – понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Первоначально термин «космос» употреблялся для обозначения «наряда», «украшения», «воинского строя» и т.д. Семантически наиболее близки в русском языке «порядок», «чин», «устройство», «красота», «лепота». Греческое сознание соединяло в понятии «космос» две функции – упорядочивающую и эстетическую, что во многом предопределило все дальнейшее развитие учения о космосе – космологии.
Философская ассимиляция термина «космос» относится к периоду становления первых философских школ Древней Греции. Впервые в значении «целого космоса» термин «космос» встречается в милетской школе у Анаксимена: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» (13 В2 DK). Первое философское употребление термина «космос» не просто как «порядка», или красоты, а в значении всего мира принадлежит Пифагору: «Пифагор первый назвал Вселенную «космосом» по порядку (), который ему присущ». Первое упоминание термина «космос» в философском значении относят к Анаксимандру: «Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из т.н. элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы» (12 А9 DK). Упоминание термина «космос» зафиксировано и у Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».
Термин «космос» получает широкое употребление у Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита и у других философов-досократиков. Согласно Диогену Лаэртскому, Парменид применил понятие «космос» по отношению к небесам, Эмпедокл – к комбинации четырех элементов, Демокрит – к физической структуре мира. Заслугой Парменида можно считать осознание им различия между космосом физическим и его мысленной конструкцией. Эта идея позднее воспринимается Платоном и открывает путь для рациональной реконструкции устройства космоса.
В своем учении о космосе Платон опирался на воззрения пифагорейцев Филолая, Аристоксена и др. В «Тимее» Платон излагает учение о космосе как гармоническом целом. В этом диалоге он формулирует «космологический принцип», согласно которому космос есть живой, одушевленный и соразмерный организм и человек является родственной частью (органом) этого организма (Tim. 29 e, 30 с, 89 а). Вся дальнейшая история понимания устройства космоса вплоть до 20 в. являлась либо его отрицанием («принцип Коперника–Бруно»), либо попыткой его ассимиляции и развития («антропный принцип»).
Согласно Платону, видимый космос создается Демиургом в соответствии с Первообразом (Tim. 30 c-d) из «небытия» – бесформенной материи ( ov). Однако прежде тела космоса Демиург создает космическую душу, которая призвана управлять самим космосом: «тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел. В его центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне» (Tim. 34 b). Разумная душа космоса, составленная из «тождественного» – предела и «иного» – беспредельного, имеет математически упорядоченную структуру, что позволяет поддерживать космос в надлежащем порядке (Tim, 34 с-37 с). Космической душе подчиняется жизнь как космического, так и общественного и индивидуального организмов. Общественный организм состоит из ума, души и тела. Аналогичным образом устроен и человеческий организм, для которого космос служит образцом «для подражания» (Tim. 88 c-d). В «Тимее» (69с-71а) Платон описывает отдельного человека как минимизированную модель государства. Человек состоит из трех слоев, соответствующих трем классам идеального общества. Только созерцая совершенные круговращения космоса и подражая во всем его вечно сущей природе, человек может достигнуть того состояния, которое связывалось в античном сознании с доступным человеку совершенством – калокагатией.
В стенах Академии было впервые осознано затруднение в объяснении устройства космоса: космос является божественным и поэтому движение всех небесных тел должно быть круговым и равномерным, однако наблюдения показывают, что движения планет неравномерны: Сатурн, Юпитер, Марс и Луна вращаются с неодинаковой скоростью (Tim. 39 а) и совершают «попятные движения». Евдокс решает эту проблему, построив гомоцентрическую модель космоса, состоящую из двадцати семи сфер с Землею в центре. Гераклид Понтийский считал, что Земля движется вокруг оси, по другим сведениям (согласно Халкидию), что «внутренние планеты» (Меркурий и Венера) движутся вокруг Солнца, а не Земли. Аристотель отказывается от платоновского учения о космической душе. Качествами и функциями космической души Аристотель наделяет космический Ум, который выступает как перводвигатель, управляющий космосом. Космос Аристотеля, состоящий из 56 сфер, является, в отличие от математического космоса Евдокса и Калиппа, физически связанным. Выступив с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, Аристотель сам оказался несвободным от затруднений. Напр., в одном случае он говорит о «неподвижности» перводвигателя (Физика, III, 1, 201 а 26–27), а в другом – о присущности богу «вечного движения» (О небе, II, 3, 286 а 10–12). Однако безупречная (с логической точки зрения) аргументация Аристотеля и его опора на чувственно постигаемый очевидный мир определили господство геоцентрической модели с учетом видоизменений, совершенных в эллинистическую эпоху (Гиппархом, Птолемеем и др.) вплоть до 16 в.
Согласно учению стоиков, космос является находящимся в бесконечной пустоте одушевленным, разумным, сферическим, цельным телом. Космос рождается из огня и в огонь превращается, пройдя свой цикл развития. Космосом правит Зевс-Логос. Согласно неоплатоникам, космос есть жизнь мировой Души и движется под ее воздействием. В центре космоса находится Земля, вокруг которой вращаются планетные сферы и сфера неподвижных звезд. Космос есть иерархически упорядоченное целое: от высших тончайших слоев эфира до неподвижной и тяжелой Земли.
Многие идеи античного учения о космосе были восприняты и развиты в работах средневековых схоластов. Восточная христианская традиция, особенно в лице представителей каппадокийской школы (Василий Великий, Григорий Нисский и др.), испытала значительное влияние платонизированной космологии. Григорий Нисский пытался совместить платоновское учение о происхождении космоса с ветхозаветной концепцией творения мира «из ничего». Латинская традиция первоначально ассимилировала античный космос как mundus и ornatus, выделив его упорядочивающую и эстетическую функции, и лишь впоследствии развила учение об «Универсуме» как собственно христианском представлении о мире в целом. Идеи античной, преимущественно платоновской, космологии проникают в западное богословие и схоластику через Иоанна Скота Эриугену, Ансельма Кентерберийского и др.
Античное учение получает развитие в эпоху Возрождения. Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоган Кеплер и др. космологи 16–17 вв. сознательно опирались на Пифагорейско-платоновские представления о космосе. В основании гелиоцентрической модели Коперника лежат основные принципы античной космологии: Вселенная должна быть сферичной, а движение тел по небосводу – равномерным. Кеплер полагал, что размеры планетных орбит и расстояния между ними подчиняются гармоническим соотношениям, о которых учили пифагорейцы.
В Новое и новейшее время понятие «космос» окончательно вытесняется из научного употребления понятием «Вселенная», сохраняя за собой историко-культурное и философское употребление. Некоторые идеи античной космологии (одушевленность природы и др.) находят отклик в кругу немецких философов кон. 17 – нач. 18 в. (И.В.Гёте, Ф.В.Шеллинг и др.).
Современная космология воспроизводит некоторые положения античного учения о космосе: космологический принцип, антропный космологический принцип и др.
Литература:
1. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890;
2. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927;
3. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988;
4. Diels H. Zum Kosmos des Anaximanders. – Archiv fr Geschichte der Philosophie. 10, 1897;
5. Cassirer E. Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie. – Acta Univers. Go-toburgensis, 47, 1941;
6. Mugler Ch. Deux thmes de la cosmologie grecque: devenir ciclique et pluralit des mondes. P., 1953;
7. Kranz W. Kosmos. – Archiv fr Begriffsgeschichte, Bd II, I, 1955;
8. Kerschensleiner J. Kosmos. Quellenkritische Untersuchungen zu den Vorsokratikern. Mnch., 1962;
9. Lovell B. Das Unendliche Weltall: Geschichte der Kosmologie von der Antike bis zur Gegenwart. Mnch., 1983.
A.H.Павленко

Научно-технический словарь:

КОСМОС (от греч. «косме» — порядок), Вселенная, рассматриваемая как единое упорядоченное целое. Платон и Аристотель считали, что Вселенная упорядочена по принципам разума. Убеждение в наличии закономерного порядка стало основой современных естественных наук.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

вселенная
космея
космическое пространство
макрокосм
макрокосмос
мир
мироздание
миропорядок
операционная система
растение
язык

Теософский словарь:

(Греч.) Вселенная, в отличие от мира, что может означать наш шар или землю.

Грамматический словарь Зализняка:

Космос, космосы, космоса, космосов, космосу, космосам, космос, космосы, космосом, космосами, космосе, космосах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru