Определение слова «действительность»

Большая советская энциклопедия:

Действительность
Объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие Д. употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости. В этом, онтологическом, смысле понятие Д. употреблялось уже в античной философии: противопоставление «мира по мнению» и истинного, т. е. действительного, мира у Демокрита, чувственного мира и действительного мирамира идеальных сущностей у Платона. Напротив, у Аристотеля синонимом Д. выступал чувственно воспринимаемый мир, который оказывался реализацией вечных и неизменных форм (см. Возможность и действительность). Эта трактовка была воспринята средневековым католическим мыслителем Фомой Аквинским. В философии нового времени 16—18 вв. Д. истолковывалась как наличное бытие, существующее в пространстве и времени в виде совокупности материальных тел. Д. в трактовке философов нового времени — Т. Гоббса, Р. Декарта и др. — приобретает абстрактно-механический и геометрический характер. И. Кант рассматривал проблему Д. как теоретико-познавательную; критерием Д. для Канта является чувственное восприятие. И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель считали Д., объективный мир, продуктом деятельности разума. Возражая против гегельянского идеалистического толкования Д. как одной из ступеней самопознания абсолютного духа, Л. Фейербах отстаивал взгляд на неё как на чувственную данность в пространстве и времени, которая не только не нуждается в мышлении для своего существования, но, напротив, сама придаёт ему истинность. Современный неотомизм возрождает средневековую трактовку Д., связывая её с понятиями акта и потенции; Д. есть становящееся бытие, реализующее «чистые» формы. В экзистенциалистско-персоналистском направлении философской мысли рассмотрение действительного перемещается из области разумного и всеобщего в область волевого и индивидуального; понятие Д. употребляется в смысле непосредственной жизненной сферы — человеческих переживаний, выбора, решения и т.д.; это — подлинное бытие, но понятое не онтологически, а антропологически, в связи с самовыражением личности. Т. о., сфера социально-исторической, человеческой Д. трактуется субъективистски.
В марксистской философии понятие Д. в смысле подлинной реальности совпадает с понятием материи. Социально-историческую Д. марксизм рассматривает: как объективный мир, реализующий свои тенденции, законы, потенции, т. е. как бытие в его самоизменении и саморазвитии; как объект и результат человеческой деятельности, практики. Практика, будучи специфически человеческим отношением к бытию, является критерием различения Д. и видимости, критерием истинности мышления: «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 195).
А. П. Огурцов.

Толковый словарь Даля:

действительность
См. действовать

Толковый словарь Кузнецова:

действительность
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ -и; ж.
1. То, что существует на самом деле, реальное существование чего-л.; реальность.
2. Объективные условия жизни людей, окружающая обстановка. Русская д. Современная д. В действительности (на самом деле).

Малый академический словарь:

действительность
-и, ж.
1.
То, что существует на самом деле, реальное существование чего-л.; реальность.
Земля есть действительность, существующая вне нас. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.
— Как давно это было!.. Так давно, что не верится, что это была действительность. Гаршин, Ночь.
2.
Объективные условия жизни людей, окружающая обстановка.
Русская действительность. Современная действительность.

Мысли уносят его [Крайнева] далеко от событий сегодняшнего дня. Но действительность властно напоминает о себе. В. Попов, Сталь и шлак.

в действительности
на самом деле.
Со стороны можно было подумать, что человек скрывался от погони. Так оно и было в действительности. Бахметьев, Преступление Мартына.

Словарь антонимов русского языка:

РЕАЛЬНОСТЬ — НЕРЕАЛЬНОСТЬ
Реальность рассуждений — нереальность рассуждений. Реальность выводов — нереальность выводов.
Ощущение нереальности происходящего завораживало Козырева ... Перед глазами витала тоненькая паутина, в реальность которой он начинал вдруг верить и тщетно пытался поймать рукой. Нагибин. На кордоне.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — ФАНТАСТИКА
Действительный — фантастический
Многие вещи, казавшиеся нашим отцам утопическими, осуществляются на наших глазах. Бывшая фантастика становится привычной действительностью. Паустовский. Рождение моря.
РЕАЛЬНОСТЬ — ФАНТАСТИКА
Не верилось. Москва? Сытая, толстая, самодовольная, глубоко провинциальная, партикулярная Москва делает революцию? Фантастика. И — однако оказалась самая суровая реальность. М. Горький. Жизнь Клима Самгина.
По временам нам самим казалось, что реальность так густо переплелась здесь с фантастикой, что их друг от друга нельзя отделить. Паустовский. Время больших ожиданий.
РЕАЛЬНОСТЬ — ФАНТАЗИЯ
Поэтичность лучших образцов искусства Палеологов сказывается в том, что реальность у них уравновешивается фантазией. М. Алпатов. Феофан Грек.
БЫЛЬ — НЕБЫЛИЦА
Я, бывало, Хранила в памяти немало Старинных былей, небылиц Про злых духов и про девиц. Пушкин. Евгений Онегин.
И были и небылицы по целым вечерам стала она рассказывать Марку Данилычу про девиц. Мельников-Печерский. На горах.
Из дальних странствий возвратясь, Какой-то дворянинможет быть и князь), С приятелем своим пешком гуляя в поле, Расхвастался о том, где он бывал, И к былям небылиц без счету прилыгал. Крылов. Лжец.
Сложилась почти чудовищная легенда, где быль вязалась с небылицами, ложь с действительностью, вымысел и фантазия с именами живых людей. Мамин-Сибиряк. Приваловские миллионы.
БЫЛЬ — НЕБЫЛЬ
Быль — небылица (см.)
бывальщина — небывальщина (см.)
Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала. Пушкин. Сказка о Золотом петушке.
Через быль и небыль, через желтые страницы ... намечался образ Карла Маркса. Л. Мартынов. Старая библиотека.
И стало небылью все то, что было былью. Евтушенко. Непонимание.
БЫЛЬ — СКАЗКА
Быль не сказка: из нее слова не выкинешь. Пословица.
Быль за сказкой не угонится. Пословица.
— Я рассказываю вам не сказку, а быль. Чехов. Огни.
Встать к рукам твоим, как воскрылья, На которых парил твой дух, Полдень с полночью, Сказку с былью Породнивший в дыму разрух. Н. Браун. Марине Цветаевой.
БЫВАЛЬЩИНА (прост.) — НЕБЫВАЛЬЩИНА (прост.)
— Я им, бывало, начну, как умею, врать, мешаю бывальщину с небывальщиной. Короленко. Турчин и мы.

СОН — БЕССОННИЦА
Заснуть — проснуться (см.)
уснуть — проснуться (см.)
Бессонница наваливалась, как сон, — намертво пеленая, стягивая путы. Но когда наваливается сон, ты засыпаешь, будто тонешь в омуте, а при бессоннице — взвинчиваешься, бодреешь, чувствуешь, будто все время всплываешь на поверхность. О. Смирнов. Эшелон.
Глаза болели от бессонницы, казалось, дневной свет колет их даже через зажмуренные веки, а сон не шел и не шел. К. Симонов. Живые и мертвые.
Ср. Сон — бодрствование. Сон — явь
СОН — БОДРСТВОВАНИЕ
Время сна — время бодрствования.
Каждую минуту бодрствования или тревожного, урывками, сна находиться в окружении! Л. Леонов. Твой брат Володя Куриленко.
Сейчас Чекан находился в том — переходном от бодрствования ко сну — состоянии дремотного полузабытья, в котором наша бодрствующая «дневная» личность постепенно сникает и исчезает, а «ночная» личностьличность спящего живого существа, проявляющая себя в снах, — еще не оформилась. В. Савченко. Тупик.
Мне очень свойственно находиться в таком состоянии, как бы в миг засыпания между бодрствованием и сном, что так чудесно назвал Пушкин «первосонием». Катаев. Кладбище в Скулянах.
СОН — БДЕНИЕ (устар.)
Спать — бдеть (см.)
Он ни одной не мечен раною, Он чист, как божий херувим, Надежно личною охраною Во сне и бдении храним. М. Дудин. Иуда.
Ср. Сон — бессонница. Сон — явь
СОН — ЯВЬ
Во сне — наяву (см.)
Нестерпимо хочется обратить мечту в действительность, сон в явь. Ку-прин. Храбрые беглецы.
Катя шагала вслед за Машей, временами забывая — не то явь перед ней, не то сон или какое-то видение, выхваченное из тайников памяти. Г. Марков. Сибирь.
И еще — что явь, что сон — Теркин не уверен, Видит, валенками он Наследил у двери. Твардовский. Теркин на том свете.
Бывает сон, как явь, но бывает и явь, как сон... Ан. Иванов. Вечный зов.
СОН — ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Вот опять была ночь — сон или действительность? — и опять наступает утродействительность или сон? Бунин. Сны Чанга.
Сны эти были так ярки, а действительность так скучна и однообразна. Л. Толстой. Божеское и человеческое.
Ср. Сон — бессонница. Сон — бодрствование

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
действительность, -и

Толковый словарь Ожегова:

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, и, ж.
1. см. действительный.
2. Объективный мир во всём многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка, положение. Литература отражает д. Современная д.
• В действительности так как есть, действительно, на самом деле.

Новая философская энциклопедия:

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определенные исторические возможности; понятие «действительность» используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Категория «действительность» употреблялась уже в античной философии: противопоставление «мира по мнению» и «мира по истине» (т.е. действительности) у Демокрита, чувств, мира и действительности как мира идеальных сущностей у Платона. Начиная с Аристотеля, действительность трактуется как реализация некоторых возможностей. В философии 16–18 вв. действительность истолковывается как совокупность материальных тел, существующих объективно в пространстве и времени и наглядно данных в восприятии. В отличие от подобного натуралистического понимания у Гоббса и Декарта действительность приобретает абстрактно-механический и геометрический характер. Кант перевел проблему действительности в план гносеологии и усматривал в действительности материальное условие опыта, обеспечивающего связь вещи с восприятием. Фихте, Шеллинг и Гегель считали действительность воплощением деятельности разума (по Гегелю, «все действительное разумно, все разумное действительно»), толкуя ее как единство сущности и существования, внутреннего и внешнего, потенций и актов. В противовес объективно-идеалистической трактовке Фейербах отождествлял с действительностью чувственно-данное, Кьеркегор – акт субъективной веры, Шопенгауэр – акт воли.
Критика гносеологического определения действительности в западной философии 20 в. привела к антропологическим, психологическим, феноменологическим истолкованиям этой категории (философия жизни, феноменология, экзистенциализм). В отличие от отождествления действительности с натуралистически данной сферой сущего (реальностью) в метафизике Нового времени в современной западной философии категория «действительность» включает такие сферы, как идеальные объекты научно-теоретического знания, ценности культуры, духовно-душевные акты. При этом в современной западной философии акцент делается на социальном конструировании реальности, что обусловлено абсолютизацией возможностей человеческой деятельности и отказом от признания первичности материальной реальности.
А.О.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

актуальность
аутентичность
валидность
данность
действенность
жизнь
житейское море
истинность
настоящее
натура
невыдуманность
неиллюзорность
обоснованность
обстановка
окружающий мир
осуществимость
практика
реальность
результативность
существенность
факт
фактичность
форменность
эффективность
явь

Грамматический словарь Зализняка:

Действительность, действительности, действительности, действительностей, действительности, действительностям, действительность, действительности, действительностью, действительностями, действительности, действительностях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

В категориях рассудка понятие Д. связано с понятиями возможности и необходимости, занимая середину между ними. Прежде всего должно в самом понятии Д. различать двоякий смысл: Д. фактов сознания как таких и Д. их предмета, или объективного содержания. Все, что происходит в чьем-либо сознании, тем самым действительно как таковое, т. е. как состояние этого сознания, безотносительно к чему-либо вне его. В этом чисто психологическом смысле понятие Д. не допускает никаких степеней и не вызывает никакого вопроса: факт существования данного состояния в сознании свидетельствует о самом себе безусловно и только о себе. Вопрос же о Д. относится не к данным состояниям, а к предполагаемым предметам сознания, к их праву на собственное бытие независимо от того или другого эмпирического субъекта. В этом втором, диалектическом смысле Д. наше отношение к ней, отрицательное и положительное, представляет постепенный ряд различий, куда входят также понятия возможности и необходимости, ибо под возможностью разумеется только, что нечто может быть признано как существующее в какой-нибудь Д. при каких-нибудь условиях, а под необходимостью разумеется только, что нечто не может быть не признано как существующее таким образом. Вот главные основания, на которых мы отрицаем Д. чего-либо: 1) логическая немыслимость. Хотя мы мыслим, напр., о круглом квадрате, но не можем его мыслить, т. е. вследствие прямого и полного противоречия двух исключающих друг друга терминов вся мысль об их соединении состоит только в непосредственном усмотрении безусловной неосуществимости такого соединения или невозможности для него когда-либо и при каких бы то ни было условиях получить какую-нибудь действительность. 2) Физическая невозможность — напр., три кита, держащие на себе землю. Здесь соединение терминов осуществимо в представлении, но его объективная Д. безусловно отрицается как невозможная вследствие его противоречия с достоверно известною природою вещей. При отсутствии же всякого знания об этой природе подобные нелепые представления могут считаться соответствующими Д., потому что они сами по себе мыслимы в отличие от логических невозможностей, для отвержения которых не требуется никакого знания сверх общего понимания терминов. Такие простые формальные понятия, как круг или квадрат, вполне определенны и для всех одинаковы, ибо их содержание исчерпывается их определением, с непосредственным и наглядным устранением всего противоречащего. Напротив, такие понятия материального характера, как кит или земля, имеют в различных умах различное мысленное содержание, более или менее определенное, смотря по количеству и качеству положительных знаний о нем. Поэтому физическая невозможность, как обусловленная знанием, существует только для знающего, для которого она имеет всю силу невозможности логической. Но так как знающий по одному предмету бывает несведущ по другому, то и случается, что ученые специалисты признают вне своей области Д. таких предметов, в которых более знающий открывает физическую невозможность. Так, некоторые астрономы вследствие недостаточно определенных понятий об органической жизни и ее условиях населяют другие планеты такими же жителями, какими населена земля; подобным же образом зоологи, несведущие в науках гуманитарных, судя о человечестве по аналогии животного царства, признают различные племенные группы за отдельные виды или замкнутые в себе и самодовлеющие типы, не имеющие между собою ни нравственной солидарности, ни общих интересов, ни общей истории; между тем, более определенное и ясное понятие о природе человечества и об особенностях исторического развития (в отличие от жизни животной) открывает в подобном зоологическом партикуляризме относительно мира человеческого такую же физическую невозможность, какая заключается в китах, держащих землю, или в организмах, населяющих планеты. 3) Третий общий вид отрицания Д. чего-либо есть эмпирическая невероятность, в силу которой, напр., отрицается существование русалок или леших. Верующие в таких стихийных духов не приписывают какому-нибудь данному предмету свойства, противоречащие его истинной природе (как это было в предыдущем пункте), а утверждают без достаточного удостоверения существование такого предмета, которому нет места в общей связи явлений или который не подходит под аналогии опыта. Д. таких существ противоречит не какому-нибудь формальному закону природы, а только ее обычному порядку. Поэтому точное мышление не будет настаивать на невозможности подобных предметов, а ограничится только признанием их невероятности. Под этот пункт подходит обычное противоположение между Д. и фантазией.
Этими тремя понятиями исчерпываются основные различия в отрицательном отношении нашего ума к Д. чего-либо: мы ее отрицаем или как логически-немыслимую, или как физически невозможную, или как эмпирически невероятную. Более многочисленны различия в положительном отношении; мы утверждаем Д. чего-либо в следующих различных смыслах (которые здесь указываются только с логической точки зрения, независимо от спорных гносеологических вопросов): 4) Вероятная Д., утверждаемая за такими событиями в прошедшем и в будущем, которые соответствуют общей аналогии опыта и входят в частную связь ближайших к ним явлений, напр., предстоящее торжество социализма в Зап. Европе, Троянская война и т. п. 5) Необходимая Д. совершившихся фактов. Когда мы достаточно удостоверены, что известный прошлый факт существовал, то мы уже не просто приписываем ему Д. в прошедшем, а делаем это с абсолютною необходимостью, ибо, как замечает св. Григорий Богослов, здоровый разум требует признать, что даже Божеству невозможно некогда случившееся сделать неслучившимся. 6) Наличная Д. предметов нашего чувственного восприятия. Помимо всех гносеологических споров между реализмом и идеализмом, объективность чувственных явлений (в отличие от галлюцинаций или призраков) имеет свой неустранимый специфический характер в ряду других видов Д. 7) Д. чувственных предметов, находящихся за пределами нашего восприятия в данный момент. Хотя чувственное существование, напр., Британского музея за сотни верст от меня практически столь же для меня несомненно, как и существование камина, у которого я сижу, но теоретически эти две Д. не могут быть для меня равны; ибо при всей моей уверенности, что в настоящую минуту Британский музей для кого-нибудь ощутительно существует и что я сам его увидел бы, если бы поехал в Лондон, я все-таки должен допустить и ту возможность, что это учреждение уже взлетело на воздух от динамита или провалилось от землетрясения. Следовательно, его существование (как явления) в данный момент лишь в высшей степени вероятно, а не безусловно достоверно, как ощутительная Д. камина. С другой стороны, ясно, что вероятная Д. Британского музея хотя очень близка логически к той вероятной Д., которую я приписываю Троянской войне или какому-нибудь будущему социальному движению, но тем не менее не совпадает с нею. 8) Д. материальных предметов, выводимая с необходимостью из наличных данных, хотя ни в каком случае не подлежащая чьему-либо прямому чувственному восприятию, напр. внутренность земного шара, известные металлы в небесных телах (открываемые с помощью спектрального анализа) и т. п. 9) Идеальная Д. общих форм и законов бытия, или природы вещей; возражения сенсуалистов и номиналистов не подрывают логических прав этой Д. как отличной, хотя и неотделимой от других (см. Идеи). 10) Внутренняя Д. сознающего субъекта для самого себя. 11) Внутренняя Д., утверждаемая за другим (внешним) субъектом; логическое различие этих двух смыслов Д. не требует пояснения, а о гносеологических трудностях см. Учение о познании. 12) Безусловно необходимая Д. абсолютного существа. Совершенно независимо от различных понятий о нем и даже от того, считается ли оно непознаваемым или доступным познанию, логически несомненно, что, насколько оно мыслится действительным, эта Д. имеет свой специфический характер и не может быть сведена к другим видам Д. В обычном словоупотреблении под Д. разумеется еще совокупность бытовых и общественных форм и отношений данного времени, причем такая Д. противополагается идеалу. Это противоположение, не имея основания в самих понятиях, лишено логического значения (ибо в Д., как такой, вовсе не мыслится необходимость быть дурною, а в идеале, как таком, вовсе не мыслится обязанность быть непременно неосуществленным), а об историческом его значении см. Идеал.
Владимир Соловьев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru