Определение слова «Вишну»

Толковый словарь Ефремовой:

Вишну нескл. м.
Один из высших богов в индуизме.

Большой энциклопедический словарь:

ВИШНУ — в ведической религии божество; в брахманизме и индуизме Вишну — великий Бог-охранитель. В средние века Вишну почитался в основном в образах Кришны и Рамы — его аватарах.

Большая советская энциклопедия:

Вишну
Высшее божество в Брахманизме и Индуизме, наряду с Брахмой (См. Брахма) и Шивой (См. Шива); верховное божество в Вишнуизме. В. — бог-хранитель, воплощение вечно живой природы. Упоминается как солнечное божество ещё в Ригведе (См. Ригведа). В. почитается главным образом в виде аватар (своих земных воплощений): Рамы (См. Рама) (герой эпоса «Рамаяна») и Кришны (См. Кришна).

Сон Вишну. Рельеф в Махабалипураме. 7 в. Индия.

Большой словарь иностранных слов:

[соб. инд.] – бог солнца, один из главных богов индуизма (см. Тримурти)

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

В "Ригведе " второстепенное солярное божество, младший соратник Индры в битвах с демонами. Тем не менее основному ригведийскому деянию В. — его "трем шагам", охватывающим три сферы мироздания — землю, небо и промежуточное пространство, — свойствен космогонич. характер (см. ТРИВИКРАМА). В брахманах, где начинается его возвышение, В. отождествляется с жертвой в ее космогонич. аспекте. В эпосе и пуранах В. — верховное полифункциональное божество, к-рому принадлежит роль спасителя людей в бедствии и охранителя мироздания, — функция, свойственная исключительно ему в тримурти, пуранической триаде богов сложившегося индуизма. Космологич. аспект образа В. связан с восприятием его как Нараяны в мировых изначальных водах; во время периодической гибели вселенной в водах потопа В. возлежит на космическом змее Шеше. Согласно формирующейся в эпосе концепции аватар, наиболее популярными из его антропоморфных воплощений считаются Кришна и Рама, герой "Рамаяны". Мифология В. включает представления о нем как о Мировом Абсолюте и, с другой стороны, как о личностном боге, к к-рому верующие испытывают любовь и влечение (бхакти). По данным иконографии, В. — темно-синего цвета, четырехрукий, на груди у него — знак шриватса и драгоценный камень каустубха, почитаемые вишнуитами; со своей супругой Шри-Лакшми, воплощающей красоту и преуспеяние, он восседает на лотосе; его символ и вахана — небесная птица Гаруда. Повторение тысячи имен В. — одна из важнейших вишнуитских молитв.
С. Невелева

Советская историческая энциклопедия:

Наряду с Брахмой и Шивой высшее божество в индуизме и вишнуизме, бог-сохранитель, воплощение вечно живой природы. Упоминается как солнечное божество еще в Ригведе. В. чтится также в виде своих телесных воплощений — аватар; по верованиям индусов, В., принимая телесную оболочку, возрождается на земле для исправления зла и восстановления справедливости. Особенно чтимые аватары В. — Рама (герой эпоса "Рамаяна") и Кришна (герой эпоса "Махабхарата"). В. обычно изображается красивым юношей (иногда с четырьмя руками) с синим цветом кожи, восседающим на цветке лотоса или мифич. птице Гаруде или возлежащим на свившемся кольцами змйе Шеше (олицетворяющем бесконечность Вселенной). Жена В. Лакшми — богиня счастья и благополучия.
=====
Г. Ф. Ильин. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

вишну
ВИШНУ неизм.; м. [с прописной буквы] В индуизме: бог-хранитель, один из божественной триады (наряду с Брахмой и Шивой); солнечное божество.

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. Visnu)
один из высших богов индуистской мифологии, составляющий вместе с Брахмой и Шивой т. н. божественную триаду — тримурти. В ведийских гимнах В. занимает сравнительно скромное место, хотя и входит в число основных божеств (см. ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ); в брахманах его значение возрастает, но лишь в эпосе и пуранах В. становится первостепенной фигурой. В индийской традиции имя В. толкуется как «проникающий во все», «всеобъемлющий» (от корня vic, «входить», «проникать»). Другие этимологи иногда предполагают неиндоевропейское происхождение имени В. Возможно, что образ В. вобрал в себя элементы из доарийского субстрата. В протоиндийских материалах никаких намеков на В. до сих пор не обнаружено (помимо изображения птицы на одной из печатей Хараппы, в котором исследователи усматривают прообраз Гаруды, ездовой птицы В.). С другой стороны, нет и неоспоримых доказательств индоевропейского или даже индоиранского происхождения В. В ведийской литературе имя В. встречается около ста раз; в частности, он упомянут в нескольких гимнах «Ригведы», один гимн (I 154) целиком посвящен ему. В гимнах прославляются три шага В., которыми он измерил земные сферы. Уже в древнеиндийской традиции эти три шага были истолкованы как движение солнца — или от восхода через зенит к закату, или через три мира. Прежде европейские мифологи делали из этого вывод, что В. первоначально был солнечным божеством, но теперь это мнение оспаривается многими учеными. Мифологема «трех шагов» навсегда осталась связанной с В. и претерпела различные трансформации. Из них наиважнейшая — три шага В. в облике карлика (см. АВАТАРА), которыми он отнял вселенскую власть у царя дайтьев Бали (Мбх. III 270 след.; Рам. I 29; Ваю-пур. II 36 и др.). В ведах В. выступает как младший партнер Индры (отсюда имя Упендра, «младший Индра») в мифе о борьбе против демона Вритры. Этот миф сохраняется и в более поздних мифологических сюжетах, но В. постепенно обретает главную роль (отсюда имя Атиндра, «более великий, чем Индра»). В брахманах круг мифов, связанных с В., расширяется. В них В. совершает подвиги на благо угнетенных и притесняемых, к нему обращаются боги за помощью в критических ситуациях.В эпосе сам В. (либо в виде своих аватар Кришны я Рамы) является центральным персонажем. В эпической мифологии происходит постепенное отождествление целого ряда образов: с одной стороны, В. и божества Нараяны, а с другой стороны, Рамы, Кришны и других антропоморфных и териоморфных персонажей, из которых складывается система аватар В.-Нараяны.Из 18 главных пуран 6 посвящены В. («Вишну-пурана», «Нарадия-пурана», «Бхагавата-пурана», «Гаруда-пурана», «Падма-пурана», «Вараха-пу-рана»), но и в остальных, формально посвященных Брахме или Шиве, В. и его аватары занимают большое место. В пуранах разрабатывается концепция тримурти, согласно которой онтологически единые Брахма, В. и Шива имеют функции соответственно создателя, хранителя и разрушителя мироздания. Однако большинство вариантов этой концепции отводит В.-Нараяне высшее место в триаде, провозглашая его абсолютом, источником, основой и сутью бытия. Подобные представления есть уже и в эпосе (напр., Мбх. XII 48, 17).В одном из вариантов мифа о потопе (Мбх. III 186-187) мудрец Маркандея, спасенный В. (который в облике прекрасного юноши сидит на ветвях баньянового дерева), проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов и т. д. Таким образом, мир предстает как форма существования В. Согласно другому варианту мифа о потопе (Мбх. III 194), В. в конце каждого мирового цикла (см. ЮГА) вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда В. просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. Из других мифов, связанных с В., следует назвать миф о пахтанье мирового океана (см. АМРИТА), предпринятого под водительством В.-Нараяны. В. же отнимает у демонов добытую амриту, приняв облик прекрасной женщины, и играет решающую роль в последовавшей затем битве богов и асуров.Мотив торжества над злом и принятия для этой цели определенного облика составляет основное содержание мифов об аватарах В. (см. Бхаг.-г. IV 7). Во всех своих проявлениях В. олицетворяет энергию, благоустрояющую космос. В различных мифологических и религиозно-философских системах (напр., в вишнуизме) эта энергия, именуемая В., предстает во множестве обликов: от неописуемого абсолюта до личностного бога, к которому человек может испытывать сильную эмоциональную привязанность (бхакти).В ведах В. наделен неопределенно антропоморфными чертами: он юноша большого роста, «широко ступающий». «Махабхарата» среди других имен В. дает: «тот, чье тело не описать», но тем не менее часто по-разному описывает В. В сложившейся позднее иконографии В. обычно изображается возлежащим на змее Шеше или стоящим во всеоружии юношей. В одной из четырех его рук — чакра (букв.«круг», «диск»), специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой, в другой руке — раковина, в третьей — булава (палица), в четвертой — лотос или лук. Цвет кожи В. — темно-синий, цвет одежды — желтый, как и у его аватар Рамы и Кришны, но в «Махабхарате» встречаются утверждения, что кожа В. принимает разный цвет в зависимости от юги. Супруга В. — Лакшми. Сам В. иногда называется сыном Адити и Кашьяпы. Обычное местопребывание В. — вершина горы Меру (Мбх. III 160, 17-26). Его ездовое животное — царь птиц Га-руда.В. имеет много различных имен, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В «Махабхарате» есть раздел под названием «Гимн тысяче имен Вишну» (XIII 149). Другие наиболее важные имена В.:Хари (букв. «рыжевато-коричневый», но толкуется как «избавитель»), Говинда («пастух»), Кешава («благоволосыи»), Мадхусудана («убийца демона Мадху»), Мурари («враг демона Муры»), Пурушоттама («лучший из людей» или «высший дух»).Лит.: Gоnda J., Aspects of early Visnuism, 2 ed., Delhi, [1969]; его же, Visnuism and Sivaism..., L., 1970; Vischnu-Narayana, bertragen von R. Otto, Jena, 1923. С. Д. Серебряный.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Вишну, нескл., м.

Краткий религиозный словарь:

Одно из трех главных индуистских божеств (Брахма, Вишну, Шива)

Теософский словарь:

(Санскр.) Вторая ипостась индусской Тримурти (троицы), состоящая из Брамы, Вишну и Шивы. От корня виш, "всепроникать". В "Риг-Веде" Вишну не является высоким богом, но просто проявлением солнечной энергии, и описан как "пересекающий тремя шагами семь областей Вселенной, и укутывающий все пылью (своих лучей)". Какими бы ни были шесть других оккультных значений этого утверждения, это относится к тому же классу символов, как и семь и десять Сефиротов, как семь и три отверстий совершенного Адама Кадмона, как семь "принципов" и высшая триада в человеке и т.д., и т.д. Позднее этот мистический символ становится великим богом, хранителем и восстановителем, "имеющим тысячу имен — Сахасранама".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Vishnu — деятельный, от корня vish — действовать, быть деятельным) — одно из важнейших индусских божеств. Первоначально (в Ригведе) В. — бог солнца, олицетворение солнца как животворной силы природы, играет второстепенную и подчиненную роль. Когда в Ригведе призывается солнце как верховное божество, то обыкновенно оно называется иначе, напр., Савитри, Рогита (красный), Сурья, Адитья. В эту эпоху В. приписывается только один великий подвиг: в три шага он проходит все воздушное пространство, что, очевидно, является мифической переработкой солнца, совершающего свой дневный путь. Шаги В. представляют собой восход, зенит и заход солнца. Особенно прославляется в гимнах Ригведы высшая точка этого солнечного пути. Весьма часто в Ригведе В. упоминается вместе с Индрой; вместе их призывают на приготовление священного напитка Сомы, и вместе они бьются против облачного демона Вртра (Vritra). В. упоминается также часто рядом с Пушаном (Pshan — произрастающий, питающий) — тоже одним из олицетворений солнца. В многочисленных легендах, составляющих значительную часть содержания так называемых Брахман (Brhmanas), тоже не замечается стремления возвысить или переработать как-нибудь мифический образ В. Здесь с большими подробностями рассказывается миф о хождении В. по воздуху. В. отождествляется с жертвой, и, наконец, ему приписывается насильственный конец (весьма естественный у солнечного божества). Возможно, что различные индусские племена почитали каждое своего солнечного бога. Таким образом естественнее всего объясняется то предпочтение, которое оказывали В. племена долины Ганга. С наступлением эпохи индийского средневековья (600 г. до Р. X.) начинается мало-помалу процесс слияния В. с другими народными божествами, особенно почитавшимися у разных народов долины Ганга. Имена этих божеств стали впоследствии прозвищами В. (Гари — Hari, Джанардана — Janrdana, Васудева — Vasudeva или Пурушоттама — Purushottama). В древнейших буддийских памятниках имя В. еще не встречается. Вместо него встречаем имя Нараяна (Naryana), впоследствии также одно из прозвищ В. Нараяна же тождествен с Брахмой Сваямбху (Svayambh — самобытный). Таким обр., позднейший средневековый В. является результатом слияния в одном образе ведийского солнечного В., разных местных божеств и брахманического Нараяны-Брахмы. Весьма вероятно, что этот процесс не обошелся без сознательного участия брахманов, желавших противопоставить что-нибудь молодому буддизму, распространявшемуся быстро и могуче. Превращение кроткого и благотворного ведийского В. в великое пантеистическое, верховное над всеми богами божество совершилось, вероятно, в течение первых веков после смерти Будды, т. е. около VI-V вв. до Р. X. Дальнейший фазис в истории В. составляет принятие так называемых воплощений его, или аватар (Avatra = сошествие, от ava + tar = сходить). Прежде всего произошло отождествление В. с любимыми народными героями Кришной (Krishna = черный) из эпоса Магабхараты (см. это имя) и Рамой (Rama — темный, черный, красивый) из эпоса Рамаяны (см. это имя), которые стали представляться как воплощение В. Весьма возможно, что мотивом для принятия догмата об аватарах служило желание выставить равносильное оружие против буддистов, учивших, что Будда раньше был богом и сошел на землю в лоно Майи (Maya), чтобы родиться снова и достигнуть еще более высокой степени. Мало-помалу В. становится великим пантеистическим божеством. Все остальные боги уступают ему место или сливаются с ним. В Махабхарате он изображен так: "в нем, господине всех существ, заключаются все существа — его свойства как нанизанные на шнурок драгоценные каменья; на нем покоится все существующее и несуществующее. Гари, тысячеголовый, тысяченогий, тысячеглазый блестит тысячей лиц; он, бог, превышающий все, самый малый из малых, самый обширный из обширных, самый великий из великих, самый выдающийся из выдающихся, есть душа всех; он, всеведущий, всезнающий, есть создатель всего; в нем плывут миры, как птицы в воде; В. не имеет ни начала, ни конца, он источник существования всех существ. От тысячерукого В., главы и повелителя мира, произошли все существа в начале времен, в него они вернутся при конце времен. Гари есть вечный дух, блестящий как золото, как солнце на безоблачном небе. Брахма возник из его тела и живет с прочими богами в его теле; небесные светила — волосы его главы. Его, бога с глазами как лотос, прославляет вечный Брахма, ему молятся боги". В знаменитом эпизоде Махабхараты — Бхагавадшта — В. представлен досягающим до неба, с массой голов, рук и глаз, без начала, середины и конца, вмещающим в себе бесконечное множество разных тел и форм. Все боги и твари, все мудрецы древности и все герои, небесные драконы и даже сам Брахма совмещены в необъятном, неизмеримом теле Б. Число воплощений В. принимается в разное время и в разных местах различно: от десяти до двадцати. Самые важные: 1) Матсья-Аватара (Matsya = рыба): В. во время великого потопа превращается в рыбу и тащит за собой корабль благочестивого царя Сатьяврата (Satyavrata) к одной из вершин Гималая, где он останавливается, способствуя этим сохранению жизни на земле. 2) Курма — A. (Krma — черепаха) — глубоко древний миф о пахтанье мирового океана: В. в образе черепахи ставит себе на спину гору Мандара; боги и демоны привязывают к ней вместо каната змею Васуки (Vsuki) и вертят ее, как мутовку, в море, пока из него не начинают появляться разные чудесные вещи: апсарасы — нимфы, белый мифический конь, драгоценный камень, корова изобилия, даже луна и, наконец, врач богов Дханвантари с напитком бессмертия Амрита (Amrita = амброзия). 3) Варага=А. (см. это сл.). 4) Нрсинха=А. (Nrisimha = А.): В. в образе получеловека, полульва раздирает своими лапами злого демона Гираньякашипу (Hiranyakaipu). 5) Вамана=А. (см. это сл.). 6) Парашурама=А. (Paraurama = Рама с топором): В. уничтожает надменных и дерзких кшатриев, чем прекращает продолжительные распри между кастами брахманов и воинов. 7) Рамачхандра — А. (Rmachandras): В. под видом Рамы совершает поход на Цейлон, прославленный в Рамаяне. 8) Воплощение в образе Кришны (Krishna), пользовавшееся особым почитанием. Даже Будда, по позднейшему учению брахманов, есть одно из воплощений В. (девятое). При этом В. имел в виду истребить вконец злых и испорченных людей и демонов, которые под влиянием Будды разрушили закон каст и поклонение богам. Десятое и последнее воплощение В. — Кальки = A. (Kalki) ожидается в будущем. Когда мир окончательно погрязнет в пороках, священные писания потеряют свой авторитет и жизнь людская будет продолжаться только 23 года, явится снова В., и век зла — Калиюга (Kaliyuga) сменится эпохой добра и совершенства Критаюга (Kritayuga). Вишну изображается обыкновенно с четырьмя руками, с палицей и диском, верхом на птице Гаруда (Garuda — первично солнечная, жар-птица). Его супруга — Шри (r — красота, блеск) или Лакшми (Lakshm — счастье, богатство, красота) — богиня красоты и счастья. Культ В. в течение средних веков приобретал все более и более значения. Бесчисленные храмы в Индии, посвященные ему до сих пор, и миллионы его поклонников — вишнуитов (Vaishnavas) свидетельствуют об этом.
С. Булич.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru