Определение слова «воплощение»

Толковый словарь Ефремовой:

воплощение ср.
1. Осуществление идеи, замысла на практике, выражение их в конкретной форме.
2. Выражение творческого замысла, переживаний, впечатлений в художественных образах, в произведениях искусства.
3. Полное выражение чего-либо в чьём-либо облике, характере и т.п.; олицетворение чего-либо.
4. Принятие духом, божеством и т.п. телесного, человеческого облика; обретение плоти.
|| Вочеловечение Сына Божиего Иисуса Христа (в христианстве).
|| Одна из форм материализации духовного начала — в виде человека, животного, дерева и т.п. — в ряду других перевоплощений (в буддизме).

Толковый словарь Ушакова:

ВОПЛОЩЕ́НИЕ, воплощения, ср. (·книж. ).
1. Принятие телесного образа; в религиозных учениях — принятие богом человеческого образа (рел.).
2. Переход в действительность, осуществление в конкретной форме. Эта поэма — поэтическое воплощение общественных идеалов.
3. Самое совершенное осуществление какого-нибудь качества. Эта девушка — воплощение скромности.

Толковый словарь Даля:

воплощение
См. воплощать

Толковый словарь Кузнецова:

воплощение
ВОПЛОЩЕНИЕ -я; ср.
1. к Воплотитьвоплощать и Воплотиться — воплощаться. Получить своё в. (воплотиться).
2. Форма выражения чего-л. (обычно идей, творческих замыслов и т.п.). Художественное, пластическое в. образа.
3. О том, в ком (в чём) наиболее ярко воплощаются какие-л. свойства, черты характера и т.п.; олицетворение. Этот человек — в. доброты. Она казалась воплощением его мечты.
4. = Реинкарнация. Воплотиться в новом теле.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
воплощение, -я

Толковый словарь Ожегова:

ВОПЛОЩЕНИЕ, я, ср.
1. см. воплотить, ся.
2. чего. Тот (то), в ком (чём) воплотились какиен. характерные черты, свойства, олицетворение (во 2 знач.). Этот человек в. доброты.

Грамматический словарь Зализняка:

Воплощение, воплощения, воплощения, воплощений, воплощению, воплощениям, воплощение, воплощения, воплощением, воплощениями, воплощении, воплощениях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Сын Божий, Спаситель мира, Иисус Христос имел действительную человеческую природу, воспринятую от Матери Своей, Пресвятой Девы Марии, и был на земле в теле, подобном нашему. В этом смысле воплощение есть основной церковный догмат. Он ясно указывается в Св. Писании и с древнейших времен церкви был предметом богословской науки. Св. Писание ясно и выразительно говорит о человеческой природе Христа-Спасителя: оно называет Его человеком (1 Тим., II, 5; Деян., XVII, 31; Иоан., VIII, 40; Рим., V, 15,19), другим Адамом (1 Кор., XV, 45; Рим., V, 14), повествует о происхождении Его по плоти от Девы Марии, как потомка Давидова, Авраамова. Оно говорит, что Христос по телесной природе Своей был подчинен таким же законам, как и мы: проходил возрасты, плакал, жаждал, принимал пищу и питье, утомлялся, спал, страдал и умер. Сын Божий воспринял не тело только человеческое, но полную человеческую природу, с духовной ее стороной, с душой человеческой. Догмат о человечестве Христа Спасителя был раскрываем и уясняем отцами и учителями церкви с первых веков: мужи апостольские, писатели первого века, и апологеты, писатели второго и третьего века — имели повод и нужду раскрывать и защищать этот догмат, ввиду того, что многочисленные гностические секты все держались докетизма, т. е. признавали Искупителя существом исключительно духовным, имевшим только призрачное тело, бывшим человеком только по видимости ( ). Писатели четвертого века защищали целость человеческой природы во Христе против Аполлинария, епископа лаодикийского, учившего, что Христос имел человеческое тело и душу, но не имел человеческого духа, вместо которого было у него Божество. Никео-цареградский символ словами "верую в воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы вочеловечившегося" — не устранил возможности неправильных мнений о человечестве Иисуса Христа. Евтихий и монофизиты утверждали, что божество поглотило во Христе человечество, и плоть Христа не единосущна нашей. На этой основе появилось множество неправильных мыслей о теле и вообще о человеческом естестве Иисуса Христа. Так называемые афтартодокеты учили, что тело Господа Иисуса по природе своей было нетленное, и если Он чувствовал голод, жажду и проч., то не по природе, а лишь призрачно, или по самопроизвольному хотению. Некоторые прямо говорили, что тело Иисуса Христа небесное, несотворенное. Этих называли потому атиститами. Вероопределением четвертого вселенского собора, халкедонского (451), осудившим Евтихия, было постановлено, что человеческая природа Христа единосущна нашей — по телу и по душе разумной ( ). Признавая Искупителя истинным и полным человеком, с природой, единосущной нашей, откровенное учение указывает в Его человечестве преимущества, отличающие его от прочих сынов Адама, а именно: безмужное рождение от Св. Духа; свободу от наследственной порчи греховной; свободу от всякого личного греха. Целость человеческой природы во Христе подтвердил и шестой вселенский собор (680), против монофелитов, признавая в своем вероопределении не одну волю и одно действие божества, "а два естественных желания или воли и два естественных действия" — т. е. божественное и человеческое. Но и после вселенских соборов повторялись несогласные с ним мнения относительно В. Так, например, Лютер, известным образом толкуя определения вселенского собора об общении природ и их свойств, приписывает телу Иисуса Христа вездеприсутствие; в этом можно видеть скрытое евтихианство. Мечтатели, как Швенкфельд, Бем, и анабаптисты, говорят о небесном теле Христа, повторяя таким образом древний гностицизм.
П. В.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019