Определение слова «МАНУ»

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Имя нескольких персонажей индийской мифологии. М. предстает как общий предок людей (именуемых манушья или манава), как единственный человек, спасенный богом Вишну от потопа. М., сын Солнца (Вайвасвата), считался первым царем, родоначальником Солнечной и Лунной династий, прекратившим хаос и установившим на Земле законность (дхарму) и порядок налогообложения (в !/« долю доходов). М., сын Самосущего Брахмы (Сваямбхува), продиктовал мудрым риши дхарма-шастру "Ману-смрити".
А. Вигасин

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. Manu, «человек», от корня man, «мыслить»; ср. готск. Manna, немец. Mann, англ. Man)
в индийской мифологии первопредок, прародитель людей. В ведийской традиции М. — сын Вивасвата (солярного божества) и брат Ямы; при этом М. рассматривается как первый человек, живший на земле, и царь людей, а Яма — как первый человек, который умер, и царь умерших предков (РВ VIII 52; АВ VIII, 10; Шат.-бр. XIII 4, 3). Пураны и эпос насчитывают уже 14 М.: семь бывших и семь будущих. От каждого из них ведет свое начало человечество в соответствующий мировой период — манвантару («период М.»), охватывающий 71 махаюгу, или 306720000 человеческих лет (см. ЮГА). Первым из 14 М. считается М. Сваямбхува, сын Сваямбху — «самосущего» (Брахмы) и его жены Шатарупы (по другой версии мифа, Сваямбху разделился на мужскую и женскую половины, от них родился Вирадж, а от Вираджа — М. Сваямбхува). М. Сваямбхува, царствовавший в эпоху критаюги, сотворил семь Праджапати, или великих риши. Ему же приписывается создание авторитетного кодекса законов индуизма — «Манавадхармашастры» («Законов Ману»). Из остальных 13 М. наиболее известны: М. Реванта («сверкающий»), сын Вивасвата и Саранью (Санджни) в ее ипостаси кобылы (матери Ашвинов} — пятый М.; М. Чакшуша («различимый глазом»), сын Тваштара — шестой М.; М. Вайвасвата, сын Вивасвата и Саранью в ее божественном облике, прародитель живущих в настоящее время людей — седьмой М.; М. Саварни, сын тени Саранью — Саварны — восьмой и первый из будущих М. С седьмым М., Вайвасватом, связана древнеиндийская легенда о потопе, сходная с соответствующими шумерским, семитским и греческим мифами. Впервые эта легенда изложена в «Шатапатха-брахмане» (Шат.-бр. I 8, I): однажды во время ритуального омовения в руки М. попала маленькая рыба. Рыба попросила М. вырастить ее, обещая, что спасет его от грядущего потопа. Когда она превратилась в большую рыбу, М. отпустил ее в море и снарядил по ее совету корабль. Вскоре начался потоп; М. привязал корабль к рогу приплывшей рыбы, и она провела его к одиноко возвышавшейся над водами северной горе. Через некоторое время потоп схлынул, унеся с собой все живое, и М. остался на земле один. Он принес богам жертву, и из этой жертвы поднялась девушка — Ила (Ида). Ила стала его женой, и от нее он имел потомство — создал человеческий род, который и зовется «родом Ману» (на санскрите «человек» — мануджа или манушья; букв. «рожденный Ману»). В «Махабхарате» (III 185) рыба, спасшая М., — воплощение Брахмы, а на корабле вместе с М. находятся еще семь риши. По «Матсья-пуране» (I 11-34; 2, 1-19), рыба — аватара Вишну и спасает она не одного М., а множество живых существ и семена разнообразных растений.Лит.: Hohenberger A., Die indische Flutsage und das Matsyapurana, Lpz., 1930;Srya Kanta, Flood legends in Sanskrit literature, Delhi, 1951. П. Г.

Теософский словарь:

(Санскр.) Великий индийский законодатель. Это имя происходит от санскритского корня ман, "мыслитель"; на самом деле - человечество (mankind), но относится к Сваямбхуве, первому из Ману, который возник от Сваямбху, "самосущего", поэтомуЛогос и прародитель человечества. Ману является первым Законодателем, почти Божественным Существом.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru